Полезные ископаемые в южно китайском море

Полезные ископаемые в южно китайском море thumbnail

Ю́жно-Кита́йское мо́ре (малайск. Laut China Selatan, вьетн. Biển Đông, кит. 南海, тагальск. Dagat Luzon, индон. Laut Cina Selatan) — полузамкнутое море Тихого океана у берегов Юго-Восточной Азии, между полуостровом Индокитай, островами Калимантан, Палаван, Лусон и Тайвань.

Площадь — 3 537 289 км², максимальная глубина — 5560 м, средняя глубина — 1024 м, температура воды на поверхности в феврале — от 20 °С на севере — до 27 °С на юге, в августе достигает 28-29 °С по всей площади. Соленость воды — 32-34 ‰. Летом и осенью частые тайфуны. Приливы неправильные, суточные и полусуточные, до 4 м.

Суда, следующие из портов Китая, Японии и России к Сингапурскому проливу и в обратном направлении в Южно-Китайском море, придерживаются так называемого Главного морского пути. Этот путь является наиболее коротким и безопасным и используется судами.

Острова, лежащие по сторонам Главного морского пути, имеют различное строение. Парасельские острова и острова Спратли — низкие, сложены из кораллового песка и покрыты низкорослой растительностью. Между ними лежит много коралловых рифов, банок и подводных атоллов. Особенно много рифов среди островов Наньша, обширный район которых почти не обследован.

Грунт на больших глубинах — ил и песок, а вблизи островов и рифов — коралл. В южной части пути преобладает ил, песок и ракушка, на банках — коралл, а у берегов скалистых островов встречается скалистый грунт.

Побережье острова Палаван

Основным фактором, влияющим на плавание по Главному морскому пути, являются муссоны. Большую опасность при плавании Южно-Китайским морем представляют тайфуны. Поэтому пути тайфунов, а также признаки их приближения должны быть хорошо известны мореплавателям. Тропические циклоны (тайфуны), как правило, образуются над Тихим океаном к востоку от Филиппинских островов до 170° в. д. В этом районе наблюдается наибольшее, по сравнению с другими, количество тропических циклонов: в среднем за год — 28, из них около половины с ураганной силой ветра до 9 — 12 баллов. В отдельные годы их проходит до 50. Максимум повторяемости тайфунов приходится на лето и осень, когда зона тропической конвергенции расположена не слишком близко к экватору, а поверхность океана прогрета не менее чем до 27°С. В связи с этим наибольшее количество тайфунов над Южно-Китайским морем приходится на август — сентябрь, наименьшее — на январь-апрель. При тайфунах на акватории Южно-Китайского моря развиваются большие барические градиенты, а, следовательно, и большие скорости ветра. Скорости ветра при вторжении тропических циклонов на побережье Вьетнама составляют в среднем 20-30 м/сек. Наибольшая отмеченная скорость ветра — 48-50 м/сек. Так, в тайфуне «Klara», проникшем в провинцию Ха Тинь 8 октября 1964 г наибольшая скорость ветра была 50 м/сек, а в тайфуне «Rose», вторгшемся в провинцию Нам Динь 13 августа 1968 г — 48 м/сек.

Для Южно-Китайского моря характерны так называемые северные вторжения. Под этим термином понимают быстрое распространение масс холодного воздуха зимой, с севера, со скоростью около 15 м/с, на северные и средние части моря до 15°с. ш., продолжительностью не менее 24 часов. Эти холодные вторжения либо распространяются сразу на большую акваторию, либо охватывают её постепенно, на протяжении 1-3 суток. Повторяемость северных вторжений в разные годы различна, изменяется также их интенсивность. Иногда наблюдаются вторжения относительно холодного воздуха с востока, с океана.

Режим волнения Южно-Китайского моря формируется, главным образом, под воздействием системы муссонов. Ветры зимнего муссона обладают большой устойчивостью и силой, что благоприятствует развитию штормового волнения и зыби. Наибольшее по силе волнение наблюдается в северной части моря, наименьшее — в южной. Во время действия муссонных ветров волны могут достигать больших размеров, мало отличающихся от размеров океанских волн. В период действия зимнего муссона высота волн может достигать 7 м при длине 175 м. Скорость ветра при этом сравнительно велика и обычно превышает 12 м/сек. Ветры летнего муссона слабые и неустойчивые. В связи с этим сравнительно редко наблюдается сильная и умеренная зыбь (от 5 до 32 %). Даже в северной части моря свыше 60 % времени отмечается слабая зыбь или полное её отсутствие.[1]

Крупнейшие заливы Южно-Китайского моря — Бакбо (Тонкинский) и Сиамский.

Крупнейший остров — Хайнань.

Море богато биологическими ресурсами. Промысловые рыбы — тунец, сельдь, сардины и другие.

Главные порты[править | править код]

  • Таиланд: Бангкок
  • Вьетнам: Хошимин, Хайфон
  • Китай: Сянган (Гонконг), Гуанчжоу
  • Филиппины: Манила

Примечания[править | править код]

Ссылки[править | править код]

  • Геологическое строение дна Южно-Китайского моря и его полезные ископаемые.

Источник

Южно-Китайское море расположено на карте между двумя океанами — Тихим и Индийским. Множество малых островов, мелководий, коралловых рифов — дом для разнообразных морских обитателей. Более 6,5 тысячи видов обживают эти теплые воды. Побережье моря привлекает туристов, на шельфе залегают полезные ископаемые, расположение способствует транспортной активности.

Читайте также:  Полезно ли пить кофе с сыром

Южно-Китайское море

Какой океан

Море открытое с одной стороны и омывающее материк с другой. Неспециалисту сложно определить к какому объекту на карте принадлежит Южно-Китайское море. Располагается с южной части Евразии, ограничено Индонезией, Филиппинами и Тайванью. Соединяется проливами с Тихим и Индийским океанами, граничит со многими водными системами и относится к Тихому океану.

География

С континентальной стороны омывает Китай, Малайзию и Вьетнам. Самая длинная береговая линия принадлежит Вьетнаму, поэтому его называют Вьетнамское море. С другой расположено большое количество островов, морей и проливов.

Входит в пятерку крупных морей мира, площадь составляет 3,5 млн. км², средняя глубина чуть более 1 км. В море впадает значительная река полуострова Индокитай — Меконг. Девятирукая дельта Меконга располагается во Вьетнаме, здесь находится одна из самых густонаселенных территорий мира. Северней впадают Хонгха и Синьцзян.

ФАКТ: Площадь дельты Меконга, которую вьетнамцы называют «рекой девяти драконов», почти 40 тыс. км², в 2011 году численность населения в регионе составляла более 17 млн человек.

Рельеф дна

В рельефе дна выделяют три опоясывающие части:

  • Более 50% площади занимает континентальный шельф, наиболее широкий в северной части моря;
  • Ступенчатый юго-восточный азиатский склон имеет глубины до 3,6 км;
  • На центральной равнинной морской впадине есть горные возвышения, в отдельных частях глубина достигает 5 км.

Глубоководная часть расположена ближе к острову Лусон, в противоположной стороне находятся множество островков, рифов и банок.

рельеф дна

Острова и рифы

На севере Южно-Китайского моря расположен самый крупный китайский остров — Хайнань, благодаря сходству климата его можно назвать «Восточные Гавайи». В доисторические времена остров был в составе материка, внутри находятся горы и густые леса.

Все маленькие острова в основном коралловые атоллы. Атоллы не заселены людьми, за то морских обитателей здесь много. Острова Спратли состоят из сотен островков, более 10 лет являются предметом конфликта стран акватории. С 2014 года Китай ведет строительство искусственных насыпей, покрывая кораллы илом и известняком, что подрывает естественную жизнь коралловых рифов.

Соленость

Соленость Южно-Китайского моря около 32 — 34 ‰ меняется по сезону и немного различается в разных частях. Зимой наиболее солеными оказываются северные части за счет увеличения испарения. Вблизи дельты Меконга показатель снижается до 30 ‰. У берегов Филиппин слабое течение способствует повышению солености. В дождливый сезон море становится более пресным примерно на 0,7‰. Муссоны так же вносят коррективы в состав воды.

Циркуляция вод и течения

Циркуляция верхнего слоя находится в прямой взаимосвязи с муссонами. Тайфуны увеличивают скорость течения воды до 210 см/с.

В Южно-Китайском море выделяют 3 типа циркуляции:

  • Единым целым через поверхность проходит муссонное течение, наибольшую силу обретая на западе;
  • Циркуляция по горизонтали, вызванная ветрами;
  • Вертикальная циркуляция переносит слои воды, перемещая глубинные воды к поверхности.

Водообмен с другими морями ограничивает небольшая глубина проливов. С ноября наблюдается северное влияние пассатного течения.

Циркуляция вод и течения

ФАКТ: Во время отлива образуется сильное «обратное течение», опасное для купальщиков. Чтобы выбраться из него, необходимо плыть параллельно берегу.

Температура воды

Летом температура воды однородна и на поверхности держится около +29°C. Зимой море довольно теплое от +18° до +28°C, разница температур связана со сменой муссонов. Зимний ветер приносит холодные воды с севера, колебание сезонных температур воды у берегов Гонконга достигает 13-14°C. На острове Хайнань температура меняется от +20°C в январе до +30°C в июле.

Осадки

Острова подвергаются обильным осадкам. За год выпадает свыше 1300 мм воды. Наибольшее количество выпадает в южные месяцы с июня по октябрь. На побережье Вьетнама сезон дождей открывается в мае и заканчивается в ноябре.

Температура воды

Муссоны

Муссоны, устойчивые ветра с постоянным направлением, оказывают огромное влияние на погоду в регионе. Западное побережье находится под влиянием юго-западного ветра с мая по октябрь, который приносит тепло и обильные осадки. В октябре северо-восточный ветер несет сухую и прохладную погоду до апреля. Под действием ветров у берега образуются постоянные волны, особенно сильные на юго-западе.

Тайфуны

Тайфуны вызывают сильные волны. Штормовые нагоны опасны в сочетании с высоким приливом. Во Вьетнаме отмечались нагоны воды до 3 метров, в Китае почти до 6 метров. Тайфунный сезон на западе Тихого океана длится с конца лета по конец осени и захватывает северное побережье Южно-Китайского моря. Скорость ветра может превышать 20 метров в секунду.

Читайте также:  Доклад по полезным ископаемым для человека

тайфуны

Глубина

Морские пляжи в большинстве своем пологие. Глубина Южно-Китайского моря на континентальной стороне едва достигает 0,2 км, Сиамского залива — менее 70 м. Причина мелководья — широкая шельфовая зона, расположенная кольцом. Глубоководная котловина располагается у побережья островов Лусон и Тайвань. Максимальная глубина около 5500 м.

Растительность и обитатели моря

Теплое море насыщено питательными веществами, выделяется разнообразием морской формы жизни:

  • Растительность представлена водорослями от одноклеточных, в том числе ядовитых красных, до ламинарий огромного размера. Цветение некоторых зеленых водорослей выливается настоящим бедствием для китайских провинций.
  • Рыбы, имеющие промышленное значение. К ним относятся: угорь, сельдь, скумбрия, сардины, тунец.
  • Акулы, скаты, медузы и другие опасные обитатели. Акулы нечасто встречаются людям, их замечали у берегов Филиппинских островов. Чаще люди страдают от ядовитых рыб и медуз.
  • Кораллы и обитатели коралловых рифов ежегодно привлекают ныряльщиков со всего света.
  • Моллюски, крабы, креветки.

ФАКТ: На Филиппинах в 1943 году была выловлена самая крупная драгоценность «Жемчужна Аллаха» весом 6,4 кг.

Отдых и туризм на Южно-Китайском море

Южно-Китайское море омывает множество экзотических стран, привлекает любителей дайвинга и снорклинга. На большинстве курортов отдыхать можно круглый год.

Основные направления туризма:

  • На китайском острове Хайнанm в Южно-Китайском море туристы могут поправить здоровье при помощи традиционной национальной медицины. Остров знаменит термальными источниками, оздоравливающими организм.
  • На побережье Южно-Китайского моря находится любимая туристами Паттайя (Тайланд). Место славится мягким климатом и удобной инфраструктурой.
  • Залив Нячанг (Вьетнам) поражает своей красотой. Регион активно развивается, здесь можно совместить традиционный пляжный отдых с обширной экскурсионной программой и грязелечением. [https://drive.google.com/open?id=1Luun-TrFwaH4aqtPYeqsZJobpOciOTFI]
  • Сингапур облюбовали бизнесмены со всего мира. Фантастический город-государство с белоснежными пляжами и идеальной чистотой, различные тематические парки, удивительные здания, высокие технологии — все это реальность Сингапура.

Спорные острова

Жаркие дебаты за Спратли и Парасельские острова ведут сразу несколько стран акватории — Китай, Вьетнам, Филиппины, Тайвань, Малайзия и Бруней. Основные причины для возникновения споров — рыбные и природные ресурсы, контроль морских путей.

Спорые острова причислены к китайской провинции Хайнань. Вьетнамцы приводят исторические документы и доказательства, что так же имеют права на некоторые территории. Филиппины расположены наиболее близко к предмету дискуссии и заявляют свое право на спорные зоны.

Конфликт обострился после строительства Китаем искусственных островов в архипелаге Спратли. Страны акватории считают неправомерным строительство военных баз, отдаленных на тысячу миль от побережья Китая.

Экономическое значение

Акватория имеет мировое значение:

  • В Южно-Китайском море расположены крупные торговые пути, используемые Россией, Китаем и Японией. Потоки от активной торговли в регионе составляют около 5 трлн. долларов.
  • Воды богаты промысловыми видами рыб. Около 10% рыбы в мире добывается здесь.
  • На шельфе есть залежи нефти, газа, благородных и цветных металлов. Для добычи Китай и Вьетнам привлекают международные компании.
  • На островах производят и экспортируют гуано — экологически чистое удобрение.

Южно-Китайском море расположены крупные торговые пути

ФАКТ: Мировым лидером по вылову и потреблению рыбы в последние годы стал Китай.

Подводим итог

Многие с удовольствием отдыхают в теплом тропическом климате. Южно-Китайское море привлекательно для туризма и имеет мировое значение экономического плана. Морские деликатесы, коралловые рыбки, экзотические виды, нефть и жаркие международные споры — все это южный морской регион.

Источник

В связи с ростом экономического и стратегического влияния Китая в мире многие государства стремятся к партнёрским отношениям с ним. Однако существует и тревога перед новой гегемонией, которая становится особенно очевидной в бассейне Южно-Китайского моря.

Китай, Тайвань, Филиппины, Вьетнам, Малайзия и Бруней претендуют на весь или хотя бы часть архипелага островов Спратли и Парасельских островов в Южно-Китайском море, содержащих большие неиспользуемые запасы нефти и газа. Здесь проходит Главный морской путь для транспортировки, главным образом, сырой нефти из Ближнего Востока. Малаккский пролив примыкает к Южно-Китайскому морю, и половина мировых запасов нефти и сжиженного природного газа проходит через него. Вокруг этого региона витают постоянные споры, связанные с принадлежностью обширных запасов природного газа и нефти.

По Конвенции ООН 1982 года по морскому праву (UNCLOS) прибрежные государства имеют суверенитет в пределах своих территориальных вод до 12 морских миль, а также исключительную экономическую зону (ИЭЗ) до 200 миль от их берегов. UNCLOS ограничивает права государств на исследования и изучение природных ресурсов в ИЭЗ, кроме смежных стран. Китай подписал и ратифицировал в 2000 году UNCLOS, претендуя на Парасельские острова в Южно-Китайском море, что было встречено протестом Вьетнама и укоренило его конфликт с Китаем.

Читайте также:  Облепиха полезные свойства и что можно приготовить

В последнее десятилетие в регионе наблюдается рост милитаризации и числа государств, создавших военно-морские базы. В 2007 году Китай, Вьетнам и Филиппины подписали соглашение о совместном контроле над спорными территориями, ставшее прорывом к снижению вероятности конфликтов в регионе. Однако правовые принципы определения границ действенны не на всём скоплении островов Южно-Китайского моря. Регион напоминает «новый Персидский залив» – кризис возникает из-за спорных тенденций в эксплуатации месторождений нефти и природного газа в Южно-Китайском море и затрагивает многие границы. Бруней также претендует на острова Спратли с намерением получить дополнительные энергоресурсы, так что делимитация границ конфликта маячит впереди.

До недавнего времени многие спорные границы, особенно морские, оставались неопределёнными. Однако в связи с открытием новых потенциальных ресурсов нефти и газа конфликты на границах делимитации, особенно в Южно-Китайском море, между Китаем и Вьетнамом, Филиппинами и Брунеем, Индонезией и Малайзией участились.

Запасы углеводородов в Южно-Китайском море по некоторым оценкам составляют 50 миллиардов баррелей нефти и 20 триллионов кубических метров природного газа. Однако данные об этих запасах существенно различаются. Государственная Китайская национальная оффшорная нефтяная компания (CNOOC) рассматривает Южно-Китайское море как «Бонанза» и запланировала в соответствии с 12-м пятилетним планом (2011–2016 г.) инвестировать 30 млрд долларов США в глубоководное бурение нефтяных скважин.

Вьетнам является третьим по величине производителем нефти в регионе. Снижение в 2011 году производства из-за истощения основных месторождений нефти заставило его обратить свои взоры на шельфы Южно-Китайского моря. Это сделало ситуацию между Китаем и Вьетнамом особенно трудно решаемой. Энергетическая компания США «Exxon Mobile» подписала с Вьетнамом соглашение о ведении разведывательных работ в Южно-Китайском море, усугубляющее существующую напряжённость. Китайские власти предупреждают «Exxon Mobil» о возможных последствиях, если те пойдут с разведкой к Парасельским островам.

Геополитическая и военная напряжённость в Южно-Китайском море резко усилилась за последние четыре месяца. Китай, Тайвань и Филиппины усилили свою риторику в отношении оспариваемых богатых нефтью островов Спратли, что вызвало усиление военного присутствия в регионе всех сопредельных стран. Однако, учитывая, что 40 % глобальных морских перевозок проходит через Южно-Китайское море, контроль над регионом представляет жизненно важный стратегический интерес и для Соединённых Штатов.

Так или иначе, государства бассейна Южно-Китайского моря выстраиваются против общего врага – Китая и, следовательно, зависят от дипломатической и военной поддержки США. Эта конфронтация, вероятно, проявится ещё более остро, когда Азиатская энергетическая спираль спроса и потребления энергии, как ожидается, удвоится к 2030 году. Китай, составляющий половину этого роста, всё отчётливее становится главным гарантом экономической мощи региона.

Высокие цены на энергоносители и рост мирового спроса сделали привлекательными многие области, не представлявшие ранее коммерческий интерес из-за имевшихся географических, геологических или геополитических сложностей. Нефтяные и газовые месторождения, пересекающие границы нескольких государств, создают уникальный набор проблем для них. В отличие от полезных ископаемых, где разделительная линия месторождения пролегает в чётко определённых пределах, нефтяные и газовые месторождения, выходящие за пределы границ, могут быть использованы полностью или частично одной либо всеми сопредельными сторонами. В случае текучих месторождений на территории двух и более государств разделение особенно сложно, ибо ни одно государство не может определить точное количество принадлежащих ему нефти или газа. Это обязывает государства договариваться о совместном освоении таких зон. Существующий суверенитет над природными ресурсами неприменим к разграничению жидких месторождений полезных ископаемых, покрывающих несколько границ. Морские коридоры и богатые нефтью воды Южно-Китайского моря уже давно предрасполагают к глобальной вспышке. Необычайный экономический рост в Китае и спад его в США усугубляют геополитическую конфронтацию.

Зависимость от импорта нефти является болезненной и уязвимой точкой Китая. Это объясняет его стремление развернуть вокруг спорных вод дополнительную дипломатическую и военную поддержку, обосновывая свои претензии в регионе. Государства бассейна Южно-Китайского моря обязаны наладить сотрудничество в совместной разведке и разработке нефтяных и газовых ресурсов в спорных границах во избежание нового Персидского кризиса, могущего дестабилизировать поставку энергоносителей во всём мире.

Источник