Полезные ископаемые в родном крае 4 класс

Полезные ископаемые в родном крае 4 класс thumbnail

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛУХОВСКИЙ ЛИЦЕЙ»

КОНСПЕКТ

КОМБИНИРОВАННОГО УРОКА

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ НА ТЕМУ

«ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ МОРДОВИИ»

(УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»)

Полезные ископаемые в родном крае 4 класс

КОНСПЕКТ УРОКА СОСТАВЛЕН

УЧИТЕЛЕМ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МОУ «ЛУХОВСКИЙ ЛИЦЕЙ» Г.О. САРАНСК

ЛЯМЦЕВОЙ СВЕТЛАНОЙ АНАТОЛЬЕВНОЙ

САРАНСК, 2016– 2017

Учебно-методический комплект: «Перспективная начальная школа» (Авторы учебника: Федотова О.Н, Трафимова Г.В., Трафимов С.А.).

Тема урока: «Полезные ископаемые. Закрепление. Полезные ископаемые Мордовии».

Тип урока: комбинированный (с использованием регионального компонента).

Девиз урока: «Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно».

Цель урока: продолжить формирование географических представлений у младших школьников в процессе ознакомления с природой родного края; расширить представление детей о полезных ископаемых, их использовании; познакомить школьников с полезными ископаемыми Республики Мордовия и их месторождениями.

Задачи урока:

Предметные:

  • обобщить знания учащихся о полезных ископаемых (ребята должны вспомнить: что мы называем полезными ископаемыми, на какие группы их можно разделить, по каким признакам);

  • сформировать у детей представление о полезных ископаемых родного края – Республики Мордовия; научить их работать с топографической картой Республики Мордовии, ориентируясь по знакам и условным обозначениям;

  • продолжить формирование у детей знаний о природе родного края.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • развивать у детей умение ставить перед собой конкретную цель и совместно с учителем находить эффективные способы её реализации, опираясь на имеющийся у младшего школьника опыт;

  • развивать у детей умение планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (на основе усвоения алгоритма работы по описанию полезного ископаемого местности с опорой на «карточку – помогай-ку»);

  • развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания и объективно анализировать и оценивать собственную работу и работу своих соучеников.

Познавательные:

  • развивать у детей умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осуществлять анализ и синтез;

  • развивать у детей аналитические способности, память, внимание, наблюдательность, последовательность рассуждений и их доказательность.

Коммуникативные:

  • развивать у младших школьников умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и следовать им; строить сотрудничество с одноклассниками и учителем; совершенствовать работу в группе.

Личностные:

  • воспитывать у младших школьников умение предельно внимательно слушать учителя и одноклассников.

Оборудование:

  • учебник (под редакцией Федотовой О.Н, Трафимовой Г.В., Трафимова С.А.); «карточка – помогай-ка» для каждой группы; индивидуальные карточки для самостоятельной работы (раздаточный материал); электронная презентация, подготовленная в программе Microsoft PowerPoint; мультимедийный проектор, экран.

Ход урока:

    1. Организационный момент.

  • Здравствуйте ребята и уважаемые гости. Я рада вас сегодня видеть и для того, чтобы наша работа была успешной, давайте настроимся (я говорю тихо, а вы повторяете громко): «Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно…«. Что-то новое всегда кажется на первый взгляд сложным, поэтому давайте работать вместе.

  1. Актуализация знаний.

  • К нам на урок пришли наши старые знакомые – Маша и Миша. Они принесли загадки, которые вы должны отгадать:

    1)

    Он очень прочен и упруг,

    Строителям — надёжный друг:

    Дома, ступени, постаменты

    Красивы будут и заметны. (Гранит)

    6)

    Оно варилось долго

    В доменной печи,

    На славу получились

    Ножницы, ключи. (Руда)

    2)

    Этот мастер белый-белый

    В школе не лежит без дела:

    Пробегает по доске,

    Оставляет белый след. (Мел)

    7)

    Если встретишь на дороге,

    То увязнут сильно ноги.

    А сделать миску или вазу-

    Она понадобится сразу. (Глина)

    3)

    Он очень нужен детворе

    Он на дорожках во дворе,

    Он и на стройке, и на пляже

    Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

    8)

    Покрывают им дороги,

    Улицы в селении,

    А ещё он есть в цементе.

    Сам он удобрение. (Известняк)

    4)

    На кухне у мамы

    Помощник отличный.

    Он синим цветком

    Расцветает от спички. (Газ)

    9)

    Росли на болоте растения,

    Стали топливом и удобрением. (Торф).

    5)

    Без неё не побежит

    Ни такси, ни мотоцикл,

    Не поднимется ракета

    Отгадайте, что же это? (Нефть)

    10)

    Он чёрный, блестящий,

    Людям помощник настоящий.

    От него кругом светло,

    Помогает плавить стали,

    Делать краски и эмали. (Уголь)

    11)

    Из глубоких скважин воду извлекаем. Что вода полезная, мы, конечно, знаем. И прозрачная она, словно бы хрустальная. Называется вода – … (минеральная).

  • Как назвать все эти отгадки? (Отгадки демонстрируются образцами из коллекции минералов).

  • В какую группу можно объединить все отгадки? (Полезные ископаемые).

  • На какие группы можно разделить эти полезные ископаемые? (Твёрдые: гранит, мел, уголь, торф, известняк, глина, руда. Жидкие: нефть, минеральная вода. Газообразные: газ).

  1. Работа в поисковых системах Яндекс и Google, со словарем С.И.Ожегова.

  • Как вы понимаете значение слов «польза», «копать»? Посмотрим в словаре Ожегова.
    Польза – хорошие, положительные последствия, выгода.

Копать – 1) разрыхлять, отваливать, отделяя и приподнимая;

2) отваливая землю, делать углубления;

3) отваливая землю, доставать, извлекать.

  1. Физкультминутка.

По дорожке шли, шли, много камешков нашли.

Присели, собрали и дальше пошли.

По дорожке, по дорожке прыгаем на левой ножке.

И по этой же дорожке прыгаем на правой ножке.

  • Дети, все полезные ископаемые человек широко использует в хозяйстве. Из них изготовляют множество предметов, без которых трудно представить нашу жизнь.

  1. Сообщение темы и цели урока.

  • Какое слово лишнее? Почему? 

Железная руда, мел, гранит, нефть, песок, каменный уголь, геолог, медь, торф.

  • Я предлагаю вам выступить в роли геологов, которые путешествуют по родному краю и открывают различные полезные ископаемые.

  1. Изучение нового материала.

  • Ребята, посмотрите внимательно на карту Мордовии, есть ли на ней топографические знаки, которые указывают на наличие нефти, каменного угля, железной руды? (Нет, потому что в Мордовии нет залежей этих полезных ископаемых).

  • Но Мордовия богата строительными материалами. Назовите, ориентируясь по знакам на карте, что используют в строительстве, какие полезные ископаемые?

  • Сегодня на уроке вы мне поможете выяснить, какие полезные ископаемые Мордовии имеют народнохозяйственное значение.

«Карточка – помогай-ка» (для каждой группы):

  1. Название.

  2. Свойства (основное).

  3. Способы добычи.

  4. Применение.

  5. Месторождения на территории Мордовии.

Группы работают самостоятельно. Далее проводится обсуждение материала. Рассказы учеников сопровождаются показом слайдов.

  1. Глины– разнообразен выбор глин – кирпичные, огнеупорные – используются в производстве кирпича, находятся в Рузаевском районе, г. Саранск, Лямбирском, Ромодановском, Ичалковском районах Республики Мордовия.

  2. Пески – встречаются почти во всех районах Мордовии. Крупнозернистые пески – в Рузаевском и Кочкуровском районах, Ковылкинском и Зубово-Полянском районах, силикатные – на территории Мордовии распространены довольно хорошо в долинах рек Мокша, Сура и Алатырь, в Ковылкинском районе работает завод силикатного кирпича. Песок используется для строительства и покрытия дорог.

  3. При прокладывании дорог не обойтись без такого полезного ископаемого как строительный камень (щебень). Он есть везде, больше всего его в Ельниковском районе.

  4. Мел и известняк – используется для производства высококачественного цемента, залежи мела и известняка расположены на востоке Мордовии: в Кочкуровском, Лямбирском. Чамзинском, Дубёнском, Атяшевском, Ардатовском, Ромодановском районах. На основе в посёлке Комсомольском Чамзинского района работает Алексеевский цементный завод и Атемарский комбинат строительных материалов.

  5. Фосфаты – используются как ценное удобрение. Их основные запасы сосредоточены в левобережье реки Мокши у села Краснослободск и села Рыбкино.

  6. Минеральные краски – это горные породы, которые используются как в промышленности, так и в быту (охра, мумия, сурик). Крупными местонахождениями минеральных красок являются село Чукалы Ардатовского района и село Анаево Зубово-Полянского района. Известны и местонахождения и в Кочкуровском районе.

  7. Горючие сланцы – используются как топливо. Их запасы в основном в селе Ичалки.

  8. Торф – имеет большое хозяйственное значение. Основное местонахождение в пойме реки Мокша и реки Вад. Используется как топливо, удобрение, идёт для подстилки скоту, пригоден для получения низких сортов бумаги. В Луховке, на теплицах, торф используется для выращивания рассады в торфо-перегнойных горшках.

  9. Морёный дуб – сотни лет назад росли в этих местах дубовые леса. Водные потоки разрушили берега. Дубы падали на дно реки, заносились илом, консервировались и пропитывались минеральными солями. Пролежав под вожжой без доступа воздуха, дуб принял чёрную окраску. Кроме того, дуб приобрёл прочность и долговечность. Чёрный морёный дуб используется в мебельной промышленности. На Мокше дуб применялся для отделки Дворца съездов в Москве. В пределах Мордовии ведётся только небольшая добыча сырья, часто носящая хищный характер.

  1. Физкультминутка.

Геологи должны быть не только умными, но и физически закаленными. Сделаем перерыв в нашей работе и сделаем физкультминутку.

Мы геологами станем. Да? – да! (хлопок над головой).
Будут все гордиться нами. Да? – да! (хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?

Высокая гора (показывают руками), бурная река (показывают руками)
Ее не обойдешь (топают ногами), ее не проплывешь (плывут),
Ее не пролетишь (крылья). Надо напрямик.
Все мы сможем, все сумеем и своей достигнем цели. Да? – да! (хлопок над головой).

  1. Самостоятельная работа.

  • А теперь, геологи, вы отправляетесь в самостоятельный поиск. Возьмите на столе карточку для самостоятельной работы.

  1. Люди, какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

  1. врачи;

  2. геологи;

  3. строители.

  1. Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?

  1. песок, глина;

  2. гранит, торф;

  3. каменный уголь, поваренная соль.

3. Какие из полезных ископаемых служат топливом?

  1. оловянная и медные руды;

  2. каменный уголь, природный газ;

  3. графит, сера.

4. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

  1. мрамор, гранит;

  2. природный газ, нефть;

  3. золото,

5. 3ачем мы собираем металлолом?

  1. мы сохраняем запасы руды;

  2. очищаем территорию от мусора;

  1. 3) участвуем в соревновании между классами.

  • Проверьте, правильно ли вы выполнили это задание. (Самопроверка по мультимедийному проекту).

  • А теперь переверните листики. Закрасьте звездочку красным цветом, если вы выполнили работу верно, синим – если допустили ошибки.

  • Поднимите карточки, посмотрим, как вы справились с этим заданием.

  • Молодцы!

  1. Закрепление. Удивительные факты.

На Земле очень много полезных ископаемых. В природе нет ничего бесполезного. Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые — это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства.

Как известно, полезные ископаемые, относятся к неживой природе. Но, оказывается, многие из них образовались из остатков живых организмов. Это удивительно!

Выходит, растения и животные, которые жили очень давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет, превратились в уголь, нефть, известняк. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот какая тесная, неразрывная связь существует между неживой и живой природой, между природой и человеком!

  • А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств? (Собирать металлолом. Не нужно жечь лишний свет, этим экономим каменный уголь).

  • Когда вы вырастите, вам предстоит решать проблемы связанные с охраной нашей природы и в частности полезных ископаемых

  1. Итог урока.

  • Итак, мы видим, что у нас в Мордовии немало полезных ископаемых, без которых не может обойтись человек.

  • Но в то же время при их переработке атмосфера получает вредные яды, пыль, загрязнение воздуха.

  • Отсюда возрастает загрязнение воздуха, которым мы дышим. В Чамзинском районе слой цемента несколько сантиметров покрывает всё: почву, листья на деревьях. Нельзя открыть форточки, бельё становится твёрдым.

  • Стоит задача: улучшить конструкцию газопылеуловителей на трубах заводов.

  • Полезные ископаемые – это клад нашей страны. Поэтому их нужно беречь и охранять.

Три клада у Природы есть: вода, земля и воздух – три ее основы.
Какая бы ни грянула беда – целы они – все возродится снова.

  1. Домашнее задание.

  • Описать любое полезное ископаемое нашей местности, о котором мы не говорили на уроке, по тому же плану в тетради.

Источник

Инфоурок

Начальные классы
›Презентации›Урок окружающего мира в 4 классе по теме»Полезные ископаемые твоего края»

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Карта для проверки.docx

Выбранный для просмотра документ Конспект урока.docx

Выбранный для просмотра документ Лист достижений.docx

Выбранный для просмотра документ През -я урока.pptx

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Окружающий мир 4 класс Подготовила: учитель начальных классов Чернова Н.А.

Описание слайда:

Окружающий мир 4 класс Подготовила: учитель начальных классов Чернова Н.А.

2 слайд

Родной край – часть великой России Твой родной край Московское время Карта т

Описание слайда:

Родной край – часть великой России Твой родной край Московское время Карта твоего края Поверхность и водоёмы твоего края А что можешь сделать ты? Полезные ископаемые твоего края Растения твоего края Отрасли животноводства твоего края и домашние животные Народные промыслы твоего края Заповедные места твоего края

3 слайд

Мой край расположен на материке: а) Африка; в) Евразия; б) Австралия; г) Севе

Описание слайда:

Мой край расположен на материке: а) Африка; в) Евразия; б) Австралия; г) Северная Америка. 2. Мой родной край находится в природной зоне: а) лесов; в)тундры; б) степей; г)пустыни. Тест «Мой край»

4 слайд

3. Искусственный водоём моего края: а)озеро Байкал; в)Братское море; б)река Л

Описание слайда:

3. Искусственный водоём моего края: а)озеро Байкал; в)Братское море; б)река Лена; г)Река Ангара. 4. Мой край имеет форму рельефа: а) горы; б)плоскогорье; в)равнины. 5. Мой край находится в часовом поясе: а)9; б) 3; в) 10; г) 7. Тест «Мой край»

5 слайд

6. Флаг Иркутской области имеет цвета: а) красный, белый, синий; б) белый, зе

Описание слайда:

6. Флаг Иркутской области имеет цвета: а) красный, белый, синий; б) белый, зелёный, коричневый; в) синий, белый, синий; г) зелёный, белый, синий. 7. В озеро Байкал впадает … рек: а)1; б) 328; в)336; г)256. Тест «Мой край»

6 слайд

В А В Б Г В В Проверим:

Описание слайда:

В А В Б Г В В Проверим:

7 слайд

«5» – нет ошибок «4» – 1 ошибка «3» - 2 – 3 ошибки «2» – 4 и более ошибок Оце

Описание слайда:

«5» – нет ошибок «4» – 1 ошибка «3» — 2 – 3 ошибки «2» – 4 и более ошибок Оценим свои знания

8 слайд

Полезные ископаемые твоего края

Описание слайда:

Полезные ископаемые твоего края

9 слайд

Цели: изучить полезные ископаемые родного края; узнать основные месторождения

Описание слайда:

Цели: изучить полезные ископаемые родного края; узнать основные месторождения; полезных ископаемых; уточнить их свойства.

10 слайд

Полезные ископаемые в родном крае 4 класс

11 слайд

Полезные ископаемые в родном крае 4 класс

12 слайд

Полезные ископаемые в родном крае 4 класс

13 слайд

Полезные ископаемые в родном крае 4 класс

14 слайд

Подготовила: ученица 4Б класса МБОУ «СОШ №35» Шилинец Дарья Золото

Описание слайда:

Подготовила: ученица 4Б класса МБОУ «СОШ №35» Шилинец Дарья Золото

15 слайд

Иркутская область занимает 4 место по добыче золота Месторождения золота: Бо

Описание слайда:

Иркутская область занимает 4 место по добыче золота Месторождения золота: Бодайбинский район; Сухой Лог

16 слайд

Золото является важнейшим элементом мировой финансовой системы, поскольку дан

Описание слайда:

Золото является важнейшим элементом мировой финансовой системы, поскольку данный металл не подвержен коррозии, имеет много сфер технического применения, а запасы его невелики. Золото практически не терялось в процессе исторических катаклизмов, а лишь накапливалось и переплавлялось. 

17 слайд

Полезные ископаемые в родном крае 4 класс

18 слайд

«Иркутский экспериментальный ювелирный завод ООО Карат»

Описание слайда:

«Иркутский экспериментальный ювелирный завод ООО Карат»

19 слайд

Основным видом деятельности Иркутского ювелирного завода является производств

Описание слайда:

Основным видом деятельности Иркутского ювелирного завода является производство ювелирной продукции из золота 585° пробы, как из собственного сырья так и по договору из давальческого сырья.

20 слайд

Полезные ископаемые в родном крае 4 класс

21 слайд

Полезные ископаемые в родном крае 4 класс

22 слайд

МЕСТОРОЖДЕНИЯ – это природные скопления полезных ископаемых, пригодных для до

Описание слайда:

МЕСТОРОЖДЕНИЯ – это природные скопления полезных ископаемых, пригодных для добычи.

23 слайд

Подготовил ученик 4 «Б» класса МБОУ «СОШ №35» Непомнящий Артур Каменная соль

Описание слайда:

Подготовил ученик 4 «Б» класса МБОУ «СОШ №35» Непомнящий Артур Каменная соль

24 слайд

Полезные ископаемые в родном крае 4 класс

25 слайд

Полезные ископаемые в родном крае 4 класс

26 слайд

Полезные ископаемые в родном крае 4 класс

27 слайд

Полезные ископаемые в родном крае 4 класс

28 слайд

Полезные ископаемые в родном крае 4 класс

29 слайд

Полезные ископаемые в родном крае 4 класс

30 слайд

Подготовил ученик 4 Б класса МБОУ «СОШ №35» Овсянников Никита Каменный уголь

Описание слайда:

Подготовил ученик 4 Б класса МБОУ «СОШ №35» Овсянников Никита Каменный уголь

31 слайд

Полезные ископаемые в родном крае 4 класс

32 слайд

Полезные ископаемые в родном крае 4 класс

33 слайд

Полезные ископаемые в родном крае 4 класс

34 слайд

Полезные ископаемые в родном крае 4 класс

35 слайд

Полезные ископаемые в родном крае 4 класс

36 слайд

Полезные ископаемые в родном крае 4 класс

37 слайд

Полезные ископаемые в родном крае 4 класс

38 слайд

Подготовил ученик 4 Б класса МБОУ «СОШ №35» Бузмаков Егор Железная руда

Описание слайда:

Подготовил ученик 4 Б класса МБОУ «СОШ №35» Бузмаков Егор Железная руда

39 слайд

Полезные ископаемые в родном крае 4 класс

40 слайд

Полезные ископаемые в родном крае 4 класс

41 слайд

Цветные руды боксит галенит халькопирит (медь) (алюминий) (свинец)

Описание слайда:

Цветные руды боксит галенит халькопирит (медь) (алюминий) (свинец)

42 слайд

Полезные ископаемые в родном крае 4 класс

43 слайд

Полезные ископаемые в родном крае 4 класс

44 слайд

Полезные ископаемые в родном крае 4 класс

45 слайд

Итоговая таблица Золото Каменная соль Каменный уголь Железная руд Мягкий мета

Описание слайда:

Итоговая таблица Золото Каменная соль Каменный уголь Железная руд Мягкий металл, пластичный коврик Имеет кристаллы прозрачно-белые Твердое , горючее ПИ, серого цвета Плавкое, твердое, плотное вещество, притягивает метал. предметы Открытый, закрытый Открытый, закрытый Открытый, закрытый Открытый (карьерный), закрытый (шахты) Ювелирная продукция, валюта Пищевая промышленность и медицина Сырье для металлур. и хим. промышленности, энергетическое топливо Для получения чугуна и стали 1. Название полезного ископаемого 2. Условное обозначение 3. Свойства 4. Способы добычи 5. Применение

46 слайд

Цели: изучить полезные ископаемые родного края; узнать основные месторождения

Описание слайда:

Цели: изучить полезные ископаемые родного края; узнать основные месторождения; полезных ископаемых; уточнить их свойства.

47 слайд

 Почему и как нужно охранять полезные ископаемые ?

Описание слайда:

Почему и как нужно охранять полезные ископаемые ?

48 слайд

1. Экономно использовать. 2. Оберегать от пожаров. 3. Соблюдать правила перев

Описание слайда:

1. Экономно использовать. 2. Оберегать от пожаров. 3. Соблюдать правила перевозки. 4. Заменять по возможности искусственными материалами. Как нужно охранять полезные ископаемые?

Выбранный для просмотра документ Услов.обоз- я.docx

Выберите книгу со скидкой:

Полезные ископаемые в родном крае 4 класс

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Полезные ископаемые в родном крае 4 класс

Курс профессиональной переподготовки

Учитель начальных классов

Полезные ископаемые в родном крае 4 класс

Курс повышения квалификации

Полезные ископаемые в родном крае 4 класс

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-076093

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник