Полезные ископаемые в родном крае с

Полезные ископаемые в родном крае с thumbnail

Полезные ископаемые  — это те
богатства нашей области, до которых не так-то просто добраться! Они находятся
в земле!

Изучают полезные ископаемые геологи.

Геолог
— это специалист, который изучает участки геосферы, на предмет содержания в них
полезных ископаемых. Это необходимо для разработки и добычи различных пород
земной коры, для определения их принадлежности, возраста, истории образования.
Геолог изучает горные породы, взятые с поверхности земли, со дна моря или из
скважин, проводит лабораторные исследования. 

Сегодня нам предстоит стать юными геологами и познакомиться с полезными ископаемыми
нашего края!  Мы отправляемся с вами
на геологическом поезде по станциям полезных ископаемых Псковской области. 

На первой станции добывают самое
сыпучее полезное ископаемое — песок.

В
нашей области песок добывают практически во всех районах, кроме Дновского и
Локнянского. На карте условное обозначение песка – желтый квадратик.
Посмотрите, как его много! 

Самыми
крупными месторождениями являются Алё и Монино в Новосокольническом районе;
Слободка в Новоржевском районе, Анскино в Палкинском районе, Красногорское в
Гдовском районе.

Чем
же песок  полезен для нашей области?

Песок
– это материал, имеющий как природное происхождение, так и искусственное,
который состоит из частиц горной породы. Природный песок — это рыхлая смесь
частиц размером от 0,14 до 5 мм, и которая появилась в результате естественного
разрушения твердых горных пород. 

Пески,
возникшие в результате деятельности водоемов и водотоков, имеют более округлую,
окатанную форму. 

Песок
широко используется в составе строительных материалов, при возведении дорог,
насыпей, в жилищном строительстве, при благоустройстве дворовых территорий, в
дорожном строительстве. При производстве бетона, а также при производстве
тротуарной плитки, бордюров, используют крупнозернистый песок. 

 Речной
строительный песок довольно широко применим в различных декоративных и
отделочных работах готового помещения. Строительный речной песок добавляют в
асфальтобетонные смеси, которые используются в строительстве и укладке дорог (в
том числе и для строительства аэродромов).

Вот
это да, оказывается, без песка у нас в городе не было бы даже дорог!

Пока мы едем до следующей станции, послушайте стихотворение:

Гончар
для меня

Разведет
жаркий пламень.

Сухая,
я твердой бываю — как камень.

Размочат
— как тесто,

Податливой
буду.

Могу
превратиться

В
игрушки, в посуду.

Лечебными
свойствами

Очень
богата.

Меня
отыскать вам

Поможет
лопата.

Я
белая, красная и голубая.

Узнали,
ребята,

Кто
я такая?

(В.
Мирясова)

На этой станции мы  поговорим о глине.

Что
же такое глина? Думаю, все ее трогали и лепили фигурки. Снова обратимся к карте
нашей области. Глина обозначена черно-салатовым квадратиком. В пределах области разведано около 40 крупных месторождений. Они
используются для производства кирпича, черепицы, керамзита, в качестве добавки
при производстве цемента. Общие запасы глин составляют 84 млн. тонн. Наиболее
крупные — Луковское в районе Пскова, Креплянское в окрестностях г. Великие
Луки, Пушкиногорское, Линовское в Пыталовском районе.

В
нашей области чистая глина без примесей применяется в медицинских целях: для
лечебных грязей и в приготовлении лекарств. Глина более низкого качества
используется в производстве красного кирпича. Как его делают, вы узнаете,
посмотрев видеофильм.

Посмотрите, какие удивительный мастера живут в Псковской области:

Следующая станция посвящена гипсу.

В
Псковской области гипс добывают в Порховском районе, а в поселке Новый Избоpск
находится гипсово-известковый комбинат. Гипс обозначается белым квадратиком с
вертикальной черной полосой.

На
северо-западе России месторождения гипса имеются только в Псковской области.
Поэтому добыча гипса может обеспечить нужды соседних Ленинградской и
Новгородской областей.

Если
бы не было гипса, возникли бы трудности с лечением полученных людьми травм. Возможно, стоматология не
развилась бы так в области протезирования и лечения искривлений зубов. 

Не было
бы такого архитектурного великолепия, созданного лепниной из гипса и
украшающего большинство интерьеров и фасадов зданий. Наши строители лишились бы
“дышащего”, экологически чистого материала для строительства и отделки
помещений.

В
области известны две группы месторождений гипса — Избоpская и Поpховская.
Избоpская группа включала 4 разрозненных участка (Дpоздовский (1 и 2 участки),
Залавьевский, Дубниковский, хутор Павленково), объединенных общим названием
«Избоpское месторождение». Оно расположено в Печоpском районе от 2 до 6 км к
юго-востоку от поселка Старый Избоpск. 

Следующие наши станции посвящены тому, чем богата наша область — торфу и сапропелю.

Что такое торф? Это горючее полезное ископаемое; образовано скоплением остатков
растений, подвергшихся неполному разложению в условиях болот. 

Наиболее
крупные месторождения торфа – это Рдейское (Полистовская низменность),
Полистовское и Татинский мох, Заплюсские мхи. 

Крупные месторождения занимают
междуречья рек Полисти, Ловати, Шелони, побережье Псковско – Чудского озера. 

Торф богат азотом, кальцием, фосфором и является хорошим органическим
удобрением; может использоваться для получения топлива.

Среди полезных
ископаемых псковской области торф занимает одно из важнейших мест.

А что же
такое сапропель? Это многовековые донные отложения пресноводных водоёмов,
которые сформировались из отмершей водной растительности, остатков живых организмов.
Их в нашей области добывают практически повсеместно!

Сапропель– ил, содержит большое количество
органических веществ, макро- и микроэлементов, витамины и другие вещества. Он
может быть использован как удобрение или как добавка в корм сельскохозяйственным
животным. Разведано более 400 месторождений. Наибольшие сосредоточены в
Полистовских болотах Приильменско-Ловатской низменности, в районе озер Полисто,
Цевло, Рдейское. В Порховском районе разведаны месторождения сапропеля в озере
Худыкино.

Чтобы узнать, что добывают на следующей станции, нужно отгадать загадку:

Покрывают
им дороги,

Улицы в селениях,

А ещё он есть в цементе.

Сам он — удобрение. (Известняк)

Известняк
натуральный камень, представляет собой осадочную горную породу. Образовался
камень известняк примерно 300 млн. лет назад в мелководных морских водах. Иногда
образования залежей камня находят и в водоёмах суши (озерах, реках).
Используется в строительстве для покрытия улиц и дорог, получения извести,
которая нужна для скрепления строительных материалов, побелки помещений,
приготовления строительных растворов, в качестве удобрения; мел используют в
школе.

Известняк
для Псковской области издавна был настоящим даром. Который с приходом новых
технологий и импорта камня из других регионов, постепенно превращался в
пережиток дней минувших. Известняк для современного строительства практически
непригоден, и используется в основном для отделочных и реставрационных работ.
Однако добыча камня в карьерах Псковской области до сих пор не прекратилась.
Добыча известняка, как была, так и остается одним из традиционных промыслов
нашего региона. Порода покоится на девонских отложениях, сформировавшихся еще
до эпохи динозавров. 

Первые известняковые строения в Пскове были оборонительными
сооружениями. Стены Кремля, Довмонтова и окольного города, были выстроены из
известняка в эпоху средневековья. Из него же в Пскове строили и церкви.
Известняк был дешевым, и к тому же прост в добыче. Его хорошо видно в местах
разрушения Псковского Кремля.

В Псковской
области разведано 6 месторождений известняков, представляющих интерес для
обжига на известь, из них два: Порховское и Ленинское.  

Вот что
говорят нам строки Псковской легенды: «Название Опочка, как полагают, произошло
от слова «опока». Опокой  в старину называли известняковый камень,
который щедро устилал дно реки Великой и использовался местными мастерами при
сооружении крепостного вала вокруг поселения. Отразилось это, кстати, и на
гербе города: в нижней части герба гравировалась пирамидальная кучка опоки».

Читайте также:  Свойства имбиря с медом и с лимоном полезен от

Чтобы
предотвратить разрушительные процессы, в старину фасады зданий, сложенных из
известняка, обязательно штукатурили и белили. Поэтому все храмы, каменные
палаты купцов и дворян были защищены от природных воздействий. К тому же,
раньше сооружения из известняка были более основательны. Это заметно и по
крепостным сооружениям, например, в Порхове. Порховская крепость была сложена
из плотных известняков. 

А на следующей станции мы попьем водички, но не простой — а из самых недр. 

Псковская
область богата грунтовыми и артезианскими водами. Их накоплению способствует
избыточное увлажнение территории. По количеству растворенных в них минеральных
веществ подземные воды подразделяются на пресные и минеральные. 

Многие
минеральные воды обладают лечебными свойствами. 
На территории Псковской области встречаются сульфатно-кальциевые,
сероводородные, хлоридно-натриевые и йодобромистые минеральные воды. В области
действуют свыше двух десятков скважин с минеральной водой. Среди них
минеральные воды лечебно – питьевые, для ванн, бассейнов.

Сульфатно-кальциевые
воды широко используются на известном курорте Хилово в Порховском районе.
Сероводородные воды встречаются на юге области (Великие Луки, Новосокольники).
Хлоридно-натриевые воды известны практически на всей территории области и
залегают на глубине от 50 до 300 метров. Известной популярностью пользуются минеральные
воды «Псковская» и  «Хиловская».

Все 3
санатория: «Хилово», «Голубые озера», «Череха» – основаны на природных
источниках минеральных вод и лечебных грязей. 

Лечебные
грязи и минеральные источники санаториев — курортов помогут поправить здоровье.
Курорт «Хилово» — один из старейших в России, основан в 1865 году. Это
единственный уникальный курорт на Северо-Западе с высокой концентрацией
сероводорода в лечебных иловых грязях и минеральных водах. Грязи и минеральные
воды используются для лечения и профилактики заболеваний опорно-двигательного
аппарата, сердечно-сосудистой, нервной систем. 

Лечебные
грязи – это отложения некоторых озер и болот, которые обладают целебными
свойствами и могут использоваться для лечения. В настоящее время в Псковской
области используется более 10 месторождений. Лечебные грязи добываются в озере
Лунево Порховского района, они используются на Хиловском курорте. В пределах
Никандровского болота лечебными грязями располагают озера Великое, Стрешное,
Плотичное. 

В Псковской
области разведано несколько месторождений болотных лечебных грязей: в Плюсском
районе на болоте Большие Льзи лечебным является торф, местное население издавна
использует его в лечебных целях. В Себежском районе в торфянике Горелое и
Великолукском районе в болоте Ильинский мох лечебная грязь и торф используются
в грязелечебницах.

Но и это
еще не всё! Вы знаете, что существует версия, что во II-й половине I-го
тысячелетия до н.э. и I-й половине I-го  тысячелетия н.э. следы железоделательного
производства
сохранились во многих местах на юге Псковщины. К городищам
«Железного века» относятся Михайловское в Куньинском районе, Черная гора у дер.
Осино в Себежском, у дер. Несьпо Усвятского района и у дер. Рудня в Великолукском
районах. Железо плавили из озерной или болотной руды в небольших печах —
домницах (домница — глинобитная печь небольшого размера, которая использовалась
для получения металла из железной руды). Полученное в домнице железо содержало
большое количество шлака (шлак — отходы от производства металла после очистки),
поэтому его проковывали молотками, шлак осыпался, и получались заготовки железа
в форме прутков, из них ковали необходимые вещи.

Геологические памятники
природы

За время
своего существования природа создала много удивительных творений. Часть из них
относят к геологическим памятникам. Это территории с живописным и причудливым
рельефом, геологические обнажения, места нахождения окаменелостей древней флоры
и фауны, необычные формы рельефа, например: озы, дюны, моренные холмы, пещеры,
карстовые воронки, крупные валуны. 

В
результате детальных геологических исследований в Гдовском районе были выявлены
следы вулканической деятельности. Это трубка взрыва в районе Мишиной горы. За несколько тысячелетий
растворения известняков было образовано несколько небольших карстовых пещер в
Гдовском районе. Одна из них расположена в 2,5 км к востоку от деревни Ужово.
Пещеры состоят из нескольких залов, соединенных узкими проходами.

Трутневские
пещеры являются одним из самых почитаемых мест в районе. По одной из древних
легенд, много лет назад некий мельник начинал строить на речке плотину.
Возведет фундамент, а к утру следующего дня — он разрушен. Отправил он тогда
работников в ночную засаду — отследить, откуда такой непорядок берется. И было
мужикам явление. В ночной темноте — сияние, по которому движется женщина в
белых одеждах с младенцем на руках. Прошла по реке и исчезла в каменистом
берегу. 

Отойдя от изумления, сообразили люди, что было это явление Божией
Матери. Наутро обнаружили в каменном берегу пещеру. А на одном из камней два
следа, взрослый и детский — каждый пальчик сосчитать можно. Мельницу
благополучно возвели на 200 метров выше — до сих пор стоит. А место стали
почитать особо. Каждую 6-ю пятницу после Пасхи (когда явление было) совершается
Крестный ход. Батюшка Константин Подкорытов из Ветвеницкого храма собирается
рядом часовню возвести. Природа святое место почитает по-своему. Несмотря на
затененность, самые первые цветы в районе появляются именно около Трутневских
пещер.

Также ледник
проделал на территории нашей области огромную работу и оставил собственные
памятники. Например, в Пыталовском районе он перенес целые холмы на расстояние
60 — 70 километров. Они возвышаются среди равнины у деревни Вышгородок в
Пыталовском районе.

В
Островском районе у деревни Званичи расположен один из самых больших ледниковых
валунов. Площадь его достигает 20 квадратных метров. По преданию, возле него в
XIII веке собиралось русское войско на борьбу с ливонскими рыцарями. Это один
из крупнейших ледниковых валунов области. 

Окружность более 35 метров, высота
над водой составляет 4 метра, длина – 6 метров. Протоиерей Троицкого собора
Николай Панов, оставил в начале XX века в наследство «Летопись о городе
Острове и его уезде». Камень окутан мифами, легендами и вымыслами. По
преданиям в тринадцатом веке здесь собиралось русское войско во главе с
Александром Невским на борьбу с ливонскими рыцарями. А двумя веками позднее
здесь состоялась битва, окончившаяся победой наших войск. 

Валун в Опочецком районе

Как видите,
в природе нет ничего бесполезного. Сегодня мы с вами поговорили о самых важных
полезных ископаемых нашей области. Как  же полезна Псковская область для всей России! Геологи и
сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых. К
сожалению, полезные ископаемые — это такие богатства, которые нельзя восстановить.
Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Вот почему
необходимо очень экономно использовать и беречь подземные богатства.

Источник

Ход занятия

В:- Ребята, как вы уже знаете, все мы с вами живем на такой чудесной планете, которая называется?
Д:- Земля.
В:- Правильно, Земля. Вот это модель Земли? Как она называется?
Д:— Глобус.
В:- Правильно, полюбуйтесь на него и скажите, почему наша планета Земля не одного цвета?
Д:— Потому, что на ней много воды, ледников, гор, есть пустыни.
В:- Правильно, ребята.
В:— Ребята мы с вами знаем, что природа бывает живая и неживая.
Какие признаки живого вы знаете?
Д:— Все живое дышит, размножается, растет, двигается, питается.
В:— Верно, ребята. А сейчас давайте поиграем с вами в игру« Живая- неживая». Я буду называть предметы, а вы будете показывать круги: если живая- зеленый, неживая- красный.( проводится игра )
В:- Молодцы, ребята все справились с этим заданием.
В:— Ребята, наша планета существует миллиарды лет. Природа за время существования земли создала огромное разнообразие сокровищ в своих недрах.
Места, где в глубинах земли залегают полезные ископаемые называется – месторождением.
Природные богатства, которые люди добывают на поверхности и из глубины земли называются – полезными ископаемыми.
В:— Ребята наш край тоже богат различными ископаемыми.
Вот сегодня мы с вами и поговорим о богатствах нашего края.
В:— Ребята, а какие полезные ископаемые вы знаете?
Д:— Золото, нефть, гранит, руда, мрамор, изумруд.
В:— Это вы назвали только часть полезных ископаемых, в природе их гораздо больше. Давайте мы с вами вспомним пословицы и поговорки о полезных ископаемых которые мы с вами уже выучили.
Д:— Куй железо- пока горячо.
Время горы рушит, вода камни точит.
Соль на вес золота.
На песке дом не построишь.
Молчанье- золото, а слово – серебро.
Один человек отличается друг от друга, как алмаз от серебра.
В:- Ребята, посмотрите и скажите мне, что это?
Д:— Это карта.
В:- Да, верно. Карта – это тоже модель нашей планеты Земля.
А это карта нашего Донецкого края. На ней есть разные черные значки,ониозначают ,где какиеполезные ископаемыенаходятся.
В:— А кто мне скажет, как называются люди, которые занимаются изучением и поиском природных богатств?
Д:— Геологи.
В:- Правильно, геологи.
В:- Ребята, а вот знакомые геологи подарили нам коробочку с полезными ископаемыми. Давайте их рассмотрим.
Ребята, но тут еще имеются загадки. Если мы их разгадаем, то тогда и узнаем какие же полезные ископаемые нам подарили геологи.
В:- Вот послушайте первую загадку.
.Он несет в дома тепло,
От него кругом светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Он черный, блестящий
Помощник настоящий.
В:- О каком полезном ископаемом эта загадка?
Д:- О каменном угле?
В:- Да, ребята, это каменный уголь ( предлагаю детям его рассмотреть).
В:— Какие свойства угля вы знаете?
Д:— Уголь черного цвета,
Уголь твердый, хрупкий
Уголь тяжелый
Не имеет запаха. Уголь оставляет отпечатки. Он не растворяется в воде.
В:- Ребята, а вы знаете, что много миллионов лет назад на болотах росли папоротники, гигантские деревья. Они погибали,падали в болото, покрывались илом и спрессовывались. За миллионы лет слои погибших растений все уплотнялись и превращались вкаменный уголь.Наш край очень славится добычей каменного угля. Его добывают в шахтах таких городов, как: Донецк, Макеевка, Горловка, Покровское.
В:- Ребята, скажите пожалуйста для чего человек использует уголь?
Д:- Человек использует уголь для:
— отопления жилых домов;
— на заводах и фабриках;
— на электростанциях;
— для выплавки чугуна и стали;
— для приготовления красок и лаков;
— используется в медицине.
В:- Как называется профессия людей добывающих уголь?
Д:— Шахтеры.
В:-А теперь послушайте следующую загадку:

Читайте также:  Реферат о полезных и вредных привычках

Гончар для меня разведет жаркий пламень

Сухая я, твердой бываю как камень
Размочат- как тесто податливой буду.
Могу превратиться в игрушку, посуду.

В:- О каком полезном ископаемом эта загадка?

Д:-О глине.

В:-Правильно, это глина. Давайте ее рассмотрим и расскажемо ее свойствах.

Д:- Глина коричневого цвета .Глина сухая как камень. Глина не пропускает воду. Глина эластичная. Глина не имеетзапаха.

В:- Ребята, а вы знаете, что глина бывает не только коричневого цвета. Она бывает красной, зеленой, желтой,белой и даже черной.Глина образовалась при разрушении скальных пород .Она располагается по берегам рек, в оврагах и низинах.

В:- В нашем регионе глину добывают в карьерах шаговыми экскаваторами в таких городах, как Часов-Яр, Крамоторск, Волноваха.

В:- Ребята, скажите, А где применяют глину?

Д:— Глину применяют в строительстве(делают кирпичи, цемент); изготавливают посуду, статуэтки, игрушки; глина используется для приготовления красок для рисования.

В:- Ребята, скажите, а как называется профессия человекакоторый делает глиняную посуду?

Д:- Гончар.

В:- А вот еще одна загадка, послушайте ее:

Он очень нужен детворе, он на дорожках во дворе,

Он на стройке и на пляже и в стекле расплавлен даже.

Он рассыпчатый такой, а на солнце золотой.

В:-А эта загадка о каком полезном ископаемом?

Д:-О песке.

В:— Правильно, этопесок. .Давайте его рассмотрим и расскажем какие свойстваимеетпесок.

Д:- Песок желто-золотого цвета. Песок сыпучий. Песок не имеетзапаха.

В:- А еще песок является родственником глине. Он такжеобразовалсяпри нарушении скальных пород. Когда твердая скала подвергалась воздействию ветра, дождя и мороза, она распадалась на мелкие кусочки и так образовывался песок.

В:-А где используют песок?

Д:-Песок используют в строительстве, из песка изготавливаютстекла, песок нужен для детских площадок, песком посыпают дорожки от гололеда.

В:-Ребята, самые крупные песочные карьеры нашего края находятся в Красном Лимане. Добывают песоктоже экскаваторами.

В:- Ребята, послушайте следующую загадку:

Он может быть цветным и белым, им дети любят рисовать.

Художник он в руках умелых, картины может создавать.

Нам без него ремонт не сделать и потолок не побелить.

Ведь, чтобы потолок был белым, его нам надо применить.

В:-О каком полезном ископаемом эта загадка?

Д:— О меле.

В:-Давайте его рассмотрим и расскажем какие свойства имеет мел.

Д:— Мел белого цвета. Мел твердый, хрупкий. Мел не имеет запаха. Мел оставляет отпечатки. Мел не растворяется в воде.

В:- Ребята, миллионы лет назадна земле простирался древний океан. На днеэтого океана росли различные водоросли, жили малюски, ракообразные, морские ежи, морские звезды .Со временем остатки отмершихорганизмовоседали на дно и откладывались слоями. Так появилисьизвестковые , меловые отложения.

В:— Ребята, скажите, где используют мел?

Д:-Мел используют в строительстве(делают цемент, кирпич, побелку). Мел используют в медицине ( изготавливают таблетки, зубную пасту, зубной порошок).Мелом пишут в школе на доске, рисуют на асфальте. Мел используют в сельском хозяйстве (корм для животных, удобрение для растений). Из мела изготавливают пудру, тени.

В:- Меловые месторождения в нашем регионе находятся в Славянском р-оне в Райгороде и вг. Дружковке..

В:- Ну, а теперь, послушайте последнюю загадку:

Этот белый минерал, он на кухне генерал.

Читайте также:  Рецепты блюд из полезных продуктов для детей

Без него супы и кашане понравится нам даже.

В:- О каком полезном ископаемом эта загадка?

Д:— О соли.

В:- Верно, это соль. Давайте рассмотрим соль и вы расскажите о ее свойствах.

Д:-Соль белого цвета. Соль хрустит. Соль растворяется в воде.

Соль соленая на вкус. Соль не имеет запаха.

В:- Ребята, А вы знаете, что месторождения соли находятвысоков горах. В древности на месте этих гор был океан. В условиях сухого и жаркого климата морская вода испарялась, а сольпревращалась в кристаллики и получились мощные пласты соли.

В:— Соль люди начали добывать очень давно. Первые солевые рудники появились на реке Бахмуте .Соль продавалибогатым купцам и стоила она очень дорого. Поэтому не зря говорят: « Соль- на вес золота».

В:- А кто мне скажет, где применяют соль?

Д:— Соль употребляют в пищу. Соль используют в медицине. Соль используют в сельском хозяйстве как удобрение .Соль применяют в строительстве.

В:- В нашем регионебольшое месторождение соли находится в г. Солидаре Артемовского р-она. В соляныешахты Солидара ежедневноспускаются множество туристов, чтобы осмотреть ее и подышать ее лечебным воздухом.

В:- Ребята, вот мы и поговорили о некоторых полезных ископаемых.

— Назовите их.

Д:- Это каменный уголь, глина, песок, мел и соль.

В:-А теперь скажите мне пожалуйста, кто исследует полезные ископаемые?

Д:— Их исследуют ученые, исследователи.

В:- А где проводят исследования?

Д:- Исследования проводят в лаборатории.

В:-А что такое лаборатория?

Д:- Это специальная комната, где проводят опыты и эксперименты.

В:— А теперь, давайте представим себе, что мы с вамиисследователи.

Я буду старшим научным руководителем , а вы младшими научными сотрудниками и лаборантами. Но для начала давайте разомнемся.

ФИЗМИНУТКА.

Мы сейчас все дружно встанем,

Отдохнем все в нашем зале.

Вправо, влево повернитесь,

Наклонитесь, поднимитесь.

Руки вверх и руки в бок

И на месте прыг да скок,

А теперь бежим в припрыжку.

Молодцы, вы ребятишки!

Замедляем тихо шаг

И на месте стой! Вот так!

А теперь мы сядем дружно, нам еще работать нужно.

В:- Вот наша научная лаборатория, где мы с вами будем исследовать наши полезные ископаемые.

-Проводить исследования выбудетеподгруппами. Вы будете проводить опыты, обмениваться мнениями о свойстве своего полезного ископаемого и зарисовыватьсвои исследования в журнал исследований.После исследования полезных ископаемых лидеры ваших подгрупп доложат нам об их результатах. И мы послушаем у кого будетсамый интересный доклад о полезном ископаемом.

— Ноперед тем как зайти в наш пресс-центр давайте наденемспециальную одежду, ведь в лаборатории должно быть все стерильно и вспомним правила техники безопасности в лаборатории при проведении опытов:

1.Не толкать друг друга.

2.Громко не разговаривать.

3.Не тереть глаза грязными руками.

4.При рассматривании песка и глины осторожно обращаться с лупой.

5.С оборудованием обращаться осторожно, чтобы ничего не разбить и не пораниться.

В:- Задача всем ясна? Тогдапрошу всехзанять свои места в научной лаборатории иначать свои исследования.

(Перваяподгруппа детей выполняет исследования с каменным углем)

Опыт1.

Взять уголь в руки и посмотреть на него.. Что же мы видим? На руках остались черные следы от угля.

ВЫВОД: уголь оставляет следы.

ОПЫТ 2.

Опустим в стакан с водой уголь. Что произошло? Уголь упал на дно стакана.

ВЫВОД: Уголь тяжелый.

ОПЫТ 3.

Опустим в стакан с водой уголь, помешаем его палочкой. Что мы видим?Уголь в воде не растворился.

ВЫВОД: Уголь в воде не растворяется.

Лидер 1-й подгруппы докладывает, что на основе проделанных опытов можно сделать вывод: уголь-черный и оставляет отпечатки; уголь тяжелый; уголь не растворяется в воде. Предположение подтвердилось.

(Вторая подгруппа детей выполняет исследования с песком и глиной)

ОПЫТ 1.

Насыпаем на один белый лист бумагипесок, а на второй глину.С помощью лупы рассматриваемпесок и глину. Из чего состоит песок? (Из песчинок и камешков разной формы и размера, песчинки отделены друг от друга).

Теперь рассмотрим глину. Из чего состоит глина?( Из мелкихчастичек, которые как будто тесно взялись за руки и прилипли друг к другу.)

ВЫВОД: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина состоит из мелких частичек , сильно скрепленных между собой.

ОПЫТ 2.

В стакан с песком аккуратно нальем воду. Куда исчезла вода? Вода впиталась в песок и устроилась между песчинками.

В стакан с глиной нальем воду. Что произошло? Вода впитывается медленно, чем в песок. Вода остается сверху на глине.

ВЫВОД: Вода быстро впитывается в песок, т.к. песчинки не скреплены между собой, песок пропускает воду. Вода в глину впитывается плохо т.к. ее частички крепкоскреплены между собой, глина не пропускает воду.

Лидер 2-й подгруппы докладывает, что на основе проделанных опытов можно сделать вывод, чтопесоксостоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу, а глина состоит из мелких частичек, которые сильно скреплены между собой; песок пропускает воду, а глина воду не пропускает т.к. ее частички крепко скреплены между собой. Предположение подтвердилось.

(Третья подгруппа детейвыполняет исследования с мелом и солью)

ОПЫТ 1.

В стакан с водой опустим мели размешаем его палочкой. Что мы видим? Мелне растворился в воде.

ВЫВОД: Мел в воде не растворяется.

ОПЫТ 2.

Опустить мелв стакан с уксусом, посмотрим , что случилось? Мелв стаканеначинает шипеть, появляются пузырьки, мел становится меньшеразмером.

ВЫВОД: Мел- это известняк, когда добавили уксус, он превратился в другое вещество- углекислый газ, который выделяется в виде пузырьков и стал меньше размером.

ОПЫТ 3.

В блюдечко мы насыпали соль и стали на нее надавливать ложкой. Мы услышали хруст и сравнили его с ходьбой по снегу в морозный день.

ВЫВОД: Соль хрустит.

ОПЫТ 4.

В стакан с водой насыпать ложку соли и размешать ее палочкой. Что произошло? Соль исчезла, растворилась.

ВЫВОД: Соль растворяется в воде .

ОПЫТ 5.Взять стакан с солью и набрать соль на кончик ложки и попробовать ее на вкус.. Какая соль на вкус? Она соленая.

ВЫВОД: Сольсоленая на вкус.

Лидер 3-й подгруппы докладывает о том, чтона основе проделанных опытов можно сделать вывод, что мел в воде не растворяется;мел при добавлении уксуса превратился в углекислый газ, который выделялся в виде пузырьков и стал меньше размером; соль хрустит если на нее надавить ложкой; соль растворяется в воде, соль соленая на вкус. Предположение подтвердилось.

Итог занятия. Ребята, вы сегодня все хорошо поработали. Вы отобрали образцы полезных ископаемых и провелис нимизанимательные опыты . Вы много рассказали о свойствах полезных ископаемых о их применении и я думаю, что когда вы станетевзрослыми кто-то из вас откроет новое месторождение нашего края. А в группе у нас есть свой мини-музейи мы в него поместим новые экспонаты полезных ископаемых.

Источник