Полезные ископаемые в родном крае урок
Саргылана Большакова
Конспект занятия «Полезные ископаемые родного края»
Имя Большакова
Отчество Саргылана
Фамилия Васильевна
Город Таттинский район село Ытык-Кюель
Страна Российская Федерация Республика Саха (Якутия)
Конспект непосредственно образовательной деятельности в интеграции образовательных областей «Полезные ископаемые родного края»
Возраст детей Для детей старшего дошкольного возраста
Образовательная (-ые)
область(-и)
(по ФГОС ДО) — познавательное развитие
— речевое развитие
-социально – коммуникативное развитие
— художественно-эстетическое развитие
— физическое развитие
Цель Обобщение расширенного знания о полезных ископаемых родного края.
Программное содержание (задачи): 1.Развивающие:
— развивать устную связную речь;
– формировать умение лепки;
— способствовать развитию мелкой моторику рук.
2. Обучающие
— мотивировать детей к самостоятельной деятельности;
— обучить приему лепки из глины, изготовить из глины поделку.
— обобщить знания о полезных ископаемых.
3. Воспитательтные
— приобщить интерес к достопримечательностям родного края;
— воспитывать аккуратность в работе, доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование и материалы Интерактивная доска; проектор.
Карта; мешочек; ведерка; знаки полезных ископаемых (глина; песок; уголь); бумажные кепочки.
Материалы для опыта: песок, уголь, глина, вода, банки, воронки.
Маски гномиков по количеству воспитанников.
Материалы для творчества: фартуки, доски, глина, емкость для воды, салфетки. По количеству воспитанников.
Предварительная работа
Указывается при необходимости Обобщения знания о полезных ископаемых. Выучить наизусть стихотворении о песке, угле, глине.
Организационная часть «Волшебный мешочек». Здравствуйте, дети. Сегодня я к вам пришла с сюрпризом. У меня есть мешочек, это не простой мешочек, а волшебный. Внутри мешочка что-то есть, но чтобы, что это надо не глядя на ощупь угадать что это, тогда мешочек вам даст это. Давайте, начнем. Все станем кругом, и по кругу будем угадывать. С кого начнем? (в мешочке глина, уголь, песок, камушка).
Основная часть
(описание хода работы)Воспитатель: Молодцы! В нашем родном крае есть полезные ископаемые, сегодня мы еще больше узнаем о полезных ископаемых нашего края. Давайте вспомним, и поиграем в игру «Угадай-ка» (игра на электронной доске угадать условные знаки обозначающих уголь, песок, глина).
В: Давайте, вспомним стишки про песок, глину и уголь. (Авторские стишки для детей на родном языке).
Дети: Читают стишки, которые сочинили за год вместе с воспитателям на занятиях об ископаемых.
Игра «Путешествие по карте родного края»
В: (стук в дверь). Дети кто-то к нам пришел, давайте спросим, кто это и откроем дверь. (Почтальон приносит посылку. В посылке бумажные кепки, ведерки и письмо.)
Д: стоят вокруг стола и рассматривают содержимое посылки.
В: Дети, сколько всего нам прислали, Тут есть письмо
давайте посмотрим от кого? Это письмо от геолога. (Открываем конверт и находим флешку). Дети, это не просто письмо, это электронное письмо. Его надо вставить на компьютер и узнаем от кого. Показ на электронной доске геолога. Геолог немного рассказывает о себе, потом дает карту. На карте условные обозначения угля, песка и глины.
В: дети, что сказал нам геолог? Что должны сделать? Что найти? Что для этого нужно сделать?
Д: дети отвечают, если затрудняются, отвечают по наводящему вопросу. Одевают кепочки, берут ведерки и лопатки и по инструкции карты идут искать глину, песок, уголь.
В: давайте посмотрим на карту, в каком направлении нам надо идти?
Д: направо
В: сколько шагов надо сделать?
Д: смотрят на карте и считают по рисунку следов ног. (5 шагов). Идем к мемориалу памятнику «Старик с быком». Старик Хоро.
В: Где стоит этот памятник?
Д: Ытык –Кюеле (родная деревня где живут дети)
В: Значит, первый полезный ископаемый мы находим в родной деревне. И что это за полезное ископаемое?
Д: Глина. Отгадывают по условному знаку на карте.
(Идут по направлению по карте и видят картинку с памятником «Старик Хоро». Там находят глину и кладут в ведерки).
И так далее находят песок, уголь.
Динамическая пауза. Игра «Белоснежка и семь гномов».
Цель игры: расширить знания о полезных ископаемых.
В: Молодцы! Мы стали геологами, прошли по карте по родной местности нашли и собрали много полезных ископаемых. Шли, шли и встретили кого? (на электронной доске картинка Белоснежки).
Правильно Белоснежку. У нее есть друзья гномики. Они каждый день много работали. Копали и искали полезные ископаемые. Давайте, поиграем в игру «Белоснежка и семь гномиков». (надевают маски гномиков воспитатель маску Белоснежки). Надо помочь гномика рассортировать ископаемые по ведеркам: алмазы, мел, серебро. Для этого ходим, нагибаемся, садимся на корточках.
Опыт.Цель: изучить свойства полезных ископаемых.
В: Берем ведерки с полезными ископаемыми и идем в лаборатории, где проведем опыт. Для того чтобы поработать лаборантами надеваем фартуки и подходим к столу. Будем изучать свойства. Сначала посмотрим, какого они цвета? Запах? Проверить на растворимость. Воспитатель берет 3 прозрачных сосуда и в первый сосуд дети кладут песок, во второй глину, в третий уголь. Воспитатель размешивает, дети смотрят, изменился ли цвет воды, растворился ли полезный ископаемый.
А теперь проверим пропускаемость воды. На столе ставим 3 банки или прозрачный сосуд и воронки). В первую воронку кладем песок, во вторую глину, в третью глину. Все хорошо утрамбовываем и наливаем воду.
Д: Смотрят, наблюдают и рассказывают об изменениях.
В: Глину поставим, пока на сторону она еще не пропустила воду. Посмотрим, может по истечению времени пропустит.
Лепка.Цель: учить лепить глиной кулон.
В: Глина, когда влажная имеет свойство пластичности и его можно мять как пластилин и изготовить различные сосуды, игрушки. Из глины можно слепить посуду и обжигают, тогда глина становится твердым как камень и из него можно есть.
Каждому ребенку раздается доски, глины для лепки. Тазик с водой.
Теперь мы сами попробуем сделать кулон. Перед вами готовая глина для лепки. Берем глину и мнем, раскатываем между ладонями, получается шарик.Можно придать любую форму: овал, треугольник, квадрат, плоскую лепешечку. Можете оставить шариком. Берете палочку и делаете дырку для того чтобы, когда глина высохнет можно будет продеть шнурок и надевать через голову. Теперь, когда сделали отверстие, оставляем сохнуть при комнатной температуре. Когда ваши глины высохнут, можете раскрасить вместе с родителями. Когда она высохнет, станет вот таким твердым. Показывается готовая высохший кулон из глины. Твердую высохшую глину можно раскрашивать гуашью. Я вам дарю высохший, раскрашенный кулон. Всем детям раздается готовый кулон с именами. Вытираем руки влажной салфеткой, потом после занятия будете мыть с мылом в умывальнике. И посмотрим, пропустила ли глина воду?
Д: Смотрят на глину с водой и делают вывод.
Заключительная часть Игра: «Кубик знаний».Цель: закрепить знания о полезных ископаемых.
В: Все складываем фартуки, помогаем друг другу.
У меня для вас есть многосторонний кубик это кубик знаний. Он будет проверять ваши знания. По сторонам у него условные знаки глины, песка и угля. По очереди будете бросать кубик. Надо бросать повертев на руке. Дети по очереди бросают кубик.
Если ребенок затрудняется рассказать, что он знает о полезном ископаемом,нужно задавать наводящие вопросы:
— какой знак?
— где мы нашли этот полезный ископаемый?
— что ты узнал об этом полезном ископаемом?
— какие свойства имеет (какой имеет цвет, запах, растворимость)
— можешь сказать стих об этом полезном ископаемом.
— что тебе больше понравилось на этом занятии?
— что больше запомнилось? И т. д.
Надо чтобы дети дали развернутый ответ, полными предложениями.
В: Молодцы! Спасибо вам за активное участие. После занятия все тщательно моем руки с мылом.
Методичсекие рекомендации автора:
1. Занятие проводится как обобщающее занятие о полезных ископаемых. Можно провести как развлечение.
2. В этом конспекте использованы полезные ископаемые как: уголь, песок, глина. Можно заменить полезными ископаемыми своего края.
3. На этом занятии дети читают стихотворении о полезных ископаемых на родном якутском языке, которые сочинили вместе с воспитателем за весь учебный год. Можно самим сочинить стихотворение или взять готовые стихи любых авторов.
Источник
МБОУ «НОШ» г. Макарова Сахалинской области
Урок-исследование
предмет «Окружающий мир» 3 класс
Тема: «Полезные ископаемые родного края.
подготовила и провела:
учитель высшей категории
Трофимова Светлана Владимировна
Тема: «Полезные ископаемые родного края.
Цель:
- Сформировать понятия «полезные ископаемые»; познакомить с группами полезных ископаемых и их представителями; со свойствами полезных ископаемых; их применением и способом добычи; месторождением полезных ископаемых в Сахалинской области.
- Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.
- Развивать мышление, наблюдательность, умение обобщать материал, делать выводы, выделять главное, излагать мысли логически верно.
Оборудование:
Образцы полезных ископаемых, оборудование для опытов, учебники, тетради, тесты, карта Сахалинской области, карта Макаровского района.
Ход урока:
- Организационный момент
Учитель:
— Сегодня мы проводим урок в научной лаборатории по изучению полезных ископаемых. Мы с вами – научные сотрудники. Я жду от вас интересных идей, активности, надеюсь на сотрудничество.
2. Постановка темы урока:
— Изучая полезные ископаемые, мы должны будем ответить на проблемный вопрос:
Проблема: «Можно ли обойтись без полезных ископаемых?»
Предметы исследования: полезные ископаемые.
Предположения: 1) да, можно; 2) нет, нельзя.
3. Знакомство с новым материалом.
Учитель:
— Итак, коллеги, переходим к теме урока. На этом уроке вы узнаете, что мы называем полезными ископаемыми, какими они бывают, узнаете их основные свойства, месторождения полезных ископаемых и для чего их добывают, какие полезные ископаемые добывают в нашей области?
Ответьте на вопросы:
— А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы?
— А из чего делают автомобили, самолёты?
Учитель:
— Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них?
— Да, им нужно горючее, которое получают из нефти. Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют ископаемыми.
Учитель:
— А почему они полезные?
— Молодцы! А сейчас откройте учебники и найдите, что же люди называют полезными ископаемыми и запишите его в домашние словарики.
Учитель:
— Все полезные ископаемые делятся на три группы:
горючие,
рудные (металлические)
нерудные (строительные).
А сейчас мы будем знакомиться с полезными ископаемыми и делить их на группы, работая над образцами полезных ископаемых и заполнять таблицу.
Учитель:
— Знаете ли вы, какие полезные ископаемые используют в качестве топлива? (Ответы детей)
Учитель:
— К горючим ископаемым относятся уголь, торф, нефть, природный газ. Всё это разные виды ископаемого топлива.
— А какое значение имеет топливо? (Ответы детей)
Учитель:
— При сжигании этих ископаемых образуется тепло. Оно необходимо для работы фабрик, заводов, отопления домов, приготовления пищи. Ископаемое топливо является ценным сырьём для химической промышленности. Например, из нефти делают вазелин, лекарства, мыло, пластмассы, бензин, керосин. А из каменного угля – краски, духи, также лекарства и пластмассы. Пластмассы делают и из природного газа.
Учитель:
— Поговорим о рудных полезных ископаемых. Многие из окружающих нас предметов сделаны из чугуна, стали, железа, которые не встречаются в природе в чистом виде. Эти металлы выплавляют из руды. Из железной руды — чугун, сталь, из медной – медь.
Учитель:
— Посмотрите вокруг. Какие предметы сделаны из металлов?
— Молодцы. Перейдём к следующей группе.
— Как вы думаете, почему они называются строительными?
— Назовите полезные ископаемые, относящиеся к этой группе.
Работа по карте «Полезные ископаемые Сахалинской области» (под руководством учителя).
Физкультминутка.
« ПИЛЬЩИКИ»
Мы сейчас бревно распилим,
Пилим, пилим, пилим, пилим.
Раз-два, раз-два,
Будут на зиму дрова.
Мы пилили доску,
С утра у нас дела.
Стальные зубы остры,
Легко идёт пила.
(Дети имитируют движения пильщиков.)
Практическая работа «Изучение свойств гранита».
Учитель: — А сейчас мы познакомимся с гранитом. На полях, в лесах лежат огромные камни (валуны) – это гранит. Вы, наверное, видели, когда отдыхали летом на берегу реки и моря мелкую гальку. Это тоже гранит. Для того, чтобы хоть что-то сделать из гранита, необходимо знать его свойства. Сейчас мы проведём практическую работу. Поможет нам в этом инструкция.
1. Определить цвет.
2. Твёрдое или жидкое ископаемое?
3. Прочное или хрупкое?
4. Масса.
Заполнение таблицы в тетрадях.
- Работа в группах.
Изучение свойств песка, глины, известняка, торфа, угля.
- Выступление каждой группы.
- Закрепление знаний, полученных в практической работе.
Словарная работа: месторождение, геолог.
Учитель: — А теперь всё обобщим и заполним кроссворд. Можно совещаться, помогать друг другу. Проверка.
Добыча полезных ископаемых.
Чтение по учебнику с комментированием:
- в карьере — песок, глину, известняк
- в шахте – уголь, руду
- в скважине – нефть, природный газ.
Работа в тетрадях. Работа с картой «Сахалинская область» (ученики работают самостоятельно).
Закрепление изученного материала.
Учитель:
— С чем мы познакомились на уроке?
— Что мы называем полезными ископаемыми?
— На какие группы делятся полезные ископаемые?
— Где их применяют?
— Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае?
Учитель:
— Вернёмся к проблеме нашего урока. Так можно ли обойтись без полезных ископаемых?
Работа по тестам.
Тест.
Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?
а) песок, глину
б) гранит, торф
в) уголь, соль
Какие из полезных ископаемых служат топливом?
а) нефть, руда
б) уголь, торф
в) известняк, газ
Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?
а) гранит, песок
б) уголь, руда
в) нефть, газ
Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?
а) строители
б) геологи
в) шахтёры
Где и как можно использовать полезное ископаемое из приложения № 1?
а) в строительстве
б) как топливо
в) это не полезное ископаемое
Домашнее задание:
прочитать в учебнике о «Полезных ископаемых», в тетрадях выполнить задания к параграфу. Желающим подготовить сообщение об одном из полезных ископаемых Сахалинской области.
Приложение № 1
Источник
Инфоурок
›
Начальные классы
›Презентации›Презентация урока «Полезные ископаемые.Природные богатства родного края»..
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
2 слайд
3 слайд
Описание слайда:
Горная порода-минерал Песок — кварц Известняк — кальцит Известняк – мел Гранит – кварц, полевой шпат, слюда Грифель – графит Соль – поваренная соль
4 слайд
5 слайд
6 слайд
7 слайд
8 слайд
9 слайд
10 слайд
11 слайд
Описание слайда:
Под землёй- в шахте
12 слайд
13 слайд
14 слайд
Описание слайда:
Загрузка нефти в танкер
15 слайд
Описание слайда:
Добыча песка в карьере
16 слайд
Описание слайда:
Газ используется в домах для отопления, подогрева воды и приготовления пищи.
17 слайд
18 слайд
19 слайд
20 слайд
21 слайд
22 слайд
23 слайд
24 слайд
25 слайд
26 слайд
Описание слайда:
Домашнее задание 1. Составить кроссворд по теме «Полезные ископаемые» 2. Сообщение о любом полезном ископаемом.
27 слайд
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Учитель начальных классов
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-559301
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Источник
Тема: Полезные ископаемые в родном крае
Цель: образовательная: продолжать формировать у учащихся понятие природа
России; дать представление о полезных ископаемых в родном крае; учить работать с
учебником, физической картой России;
развивающая: развивать познавательную
активность, исследовательские навыки, умение делать выводы, наблюдательность,
внимание; воспитывающая: воспитывать любовь к родному краю.
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Ход урока
Начинается урок.
Ровно встали, подтянулись,
И друг другу улыбнулись.
А теперь тихонько сели.
II. Проверка домашнего задания.
1. Блицопрос.
– Какую тему начали изучать на предыдущем уроке?
– Как вы понимаете выражение «родной край»?
– Что такое атмосфера?
– Что такое ветер?
– Как определяют направление ветра?
– Какой прибор используют для определения направления ветра?
– Что вы запомнили об изменении направления ветра?
– Какие ветры могут принести в Россию влагу, а какие – засуху? Почему?
– Может ли зависеть погода отдельной местности от форм ее поверхности?
Обоснуйте свой ответ.
– Как образуется туман?
– Как образуются тучи?
– Каким может быть небо?
– Что называют осадками?
– Почему меняется температура воздуха?
– Какие приборы используют для наблюдения за погодой?
– Что такое прогноз погоды?
– Кто составляет прогноз погоды?
– Какие станции называются метеорологическими?
2.
«Микрофон» (интерактивная технология)
Прослушивание рассказов о погоде в своей местности, подготовленных дома.
III. Мотивация учебной деятельности.
– В каком селе вы живете? – Какие промышленные предприятия (фабрики, заводы) есть в вашем селе?
– Из чего строят дома, школы, заводы?
– Где берут камень, песок, глину?
– Из чего изготавливают автомобили, комбайны, тракторы, самолеты?
– Из чего выплавляют сталь, железо, чугун, алюминий?
IV. Сообщение темы и задач урока.
Сегодня тема нашего урока – «Полезные ископаемые в родном крае». Мы
поговорим о полезных ископаемых, обобщим полученные знания, выясним, почему нужно
бережно относиться к полезным ископаемым.
Изучение нового материала.
V.
1. Рассказ учителя с элементами беседы и использованием наглядности
– Какие полезные ископаемые вы знаете?
– Почему их называют полезными ископаемыми?
– Полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди добывают из
глубин земли или с ее поверхности и используют в народном хозяйстве. Так непохожие
друг на друга, железная руда и нефть, гранит и известняк на самом деле очень близки
между собой.
Называются они полезные ископаемые. Ископаемые – потому что извлекаются из
недр Земли, отторгаются человеком от ее каменной оболочки. Полезные – потому что
служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи,
которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят.
Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, они оказывают
огромное влияние на всю нашу жизнь.
– К какой природе относятся полезные ископаемые?
– Как известно, полезные ископаемые относятся к неживой природе. Но,
оказывается, многие из них образовались из остатков живых организмов. Это
удивительно! Выходит, растения и животные, которые жили очень давно, когда еще не
было людей, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет превратились в
известняк, уголь, нефть, природный газ. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся
сейчас. Вот какая тесная неразрывная связь существует между неживой и живой
природой, между природой и человеком!
Чтение текста «Полезные ископаемые в родном крае».
2. Работа по учебнику.
1)
– Что называют месторождением полезного ископаемого?
– Как на карте обозначают месторождения полезных ископаемых?
2)
1.
Практическая работа.
По физической карте России определите, какие полезные ископаемые
добывают на территории области, в которой вы живете?
2.
К какой группе они принадлежат? Какие из полезных ископаемых есть в той местности, где ты живешь?
Исследовательская работа.
3.
3)
Для того, чтобы определить свойства полезных ископаемых нам помогут опыты.
1.
Рассмотрите полезное ископаемое. В каждом состоянии оно находится в
природе: в твердом или жидком?
Определите его цвет.
Понюхайте полезное ископаемое. Имеет ли оно запах?
Если полезное ископаемое твердое, попробуйте его разломать. Определите
2.
3.
4.
его хрупкость.
5.
Бросьте полезное ископаемое в стакан с водой и взболтайте. Определите –
растворимое или нерастворимое оно в воде.
6.
4)
Сделайте вывод о свойствах полезного ископаемого.
Физкультминутка.
Напряжение улетело и расслаблено все тело.
Будто мы лежим на травке, на зеленой мягкой травке.
Греет солнышко сейчас, руки теплые у нас,
Губы чуть приоткрываются, все чудесно расслабляются.
Нам понятно, что такое состояние покоя.
Веселы, бодры мы снова и к занятиям готовы.
Закрепление и обобщение знаний.
Синквейн.
VI.
1.
Заканчивая разговор о полезных ископаемых, я предлагаю вам написать синквейн
на тему «Полезные ископаемые в родном крае». Вы можете выбрать любое полезное
ископаемое вашей местности и придумать синквейн. Вспомним, что такое синквейн и как
он строится.
Синквейн – это своеобразное стихотворениеминиатюра из пяти строк, имеющее
определенное строение.
Первая строка – тема синквейна (одно имя существительное в начальной форме)
Вторая строка – характерные признаки предмета (два имени прилагательных).
Третья строка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами
(глаголы).
Четвертая строка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
(предложение, цитата)
Пятая строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Пример синквейна: Мел
Твердый, белый
Ломается, растворяется, добывается
Очень важен для человека
Рисование
Игра «Дерево знаний».
2.
– Что такое полезные ископаемые? – Как обозначают месторождения полезных ископаемых на карте?
– Какие полезные ископаемые добывают на территории области, в которой вы
живете?
– К какой группе они принадлежат?
– С помощью каких опытов мы определили свойства полезных ископаемых?
– Каким способом добывают полезные ископаемые?
VII. Домашнее задание.
Прочитать тексты учебника (с. 148149), выполнить «Практическое задание».
VIII. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Что больше всего запомнилось?
– Вам понравился урок?
Молодцы, ребята, вы все сегодня хорошо работали. Спасибо за урок
Источник