Полезные ископаемые в россии для детей

Полезные ископаемые в россии для детей thumbnail

Елена Бацева
Примерный конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Полезные ископаемые»

Задачи:

Познакомить детей с несколькими полезными ископаемыми (гранит, соль, мел, уголь, песок, глина, нефть, газ, торф).

Показать их применение в жизни человека.

Формировать у детей познавательную активность через знакомство с богатством родной земли;

Формировать первоначальные понятия о полезных ископаемых своей страны; Закреплять знания о живой и неживой природе, различать объекты природы и мира вещей;

Воспитывать интерес к природе и гордость за свою страну.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие».

Воспитатель:

Придумано кем-то, просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

— Доброе утро! Солнцу и птицам,

-Доброе утро! улыбчивым лицам!

И каждый становится, добрым, доверчивым

Пусть доброе утро, длится до вечера!

Воспитатель: Дети, я очень рада видеть, что у вас хорошее настроение. И хочу вам сегодня рассказать необыкновенную сказку. Она называется СКАЗКА, ДОБЫТАЯ ИЗ-ПОД ЗЕМЛИ.

Воспитатель:

Хотите послушать?

Воспитатель:

Чего только нет у нас на земле!

А когда-то, давным-давно, на земле очень многого не было.

Не было чайников, карандашей, велосипедов, телевизоров, а также и многих других предметов, которые мы теперь называем предметами первой необходимости.

Ну, раз на земле ничего этого не было, пришлось добывать из-под земли. Со временем люди этому научились.

Сначала добывали чайники, сковородки, ключи, а потом паровозы и пароходы…

Самолёты и звездолёты…

Космические корабли летают в космос, но добыли-то их из-под земли!

Правда, не в готовом виде.

В готовом виде под землёй даже простого гвоздя не найдёшь — разве что его сначала туда зароешь.

Под землёй всё в неготовом виде. Велосипеды, сковородки, телевизоры, киноаппараты под землёй в неготовом виде.

Воспитатель:

Как вы думаете в виде чего?

Ответы детей.

Воспитатель: В виде полезных ископаемых.

Воспитатель: Почему полезных?

Ответы детей.

Воспитатель: Почему ископаемых?

Ответы детей.

Воспитатель: Потому что приходится много земли ископать, чтобы добыть то, что для нас на земле полезно.

Воспитатель А хотите узнать по подробнее о них?

ГРАНИТ

Воспитатель:

Он очень прочен и упруг,

Строителям –надежный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы будут и заметны.

Воспитатель:

Гранит — полезное ископаемое. Он не только прочный, но и красивый. Его называют декоративным. Встречается разных цветов чёрный, розовый, зелёный, жёлтый.

Наиболее распространена черная разновидность.

Воспитатель: Как вы думаете, где используют гранит?

Ответы детей.

Воспитатель: Такие породы широко используются в архитектуре и строительстве.

Полезное ископаемое этого типа идеальный материал для отделки набережных, включая прибрежную морскую полосу.Этот камень поразительно устойчив к влиянию времени: даже спустя пять сотен лет разрушение только начинает проявляться. Атмосферные воздействия также мало влияют на гранит.

ИЗВЕСТНЯК

Воспитатель:

Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске,

Оставляет белый след.

Воспитатель: Конечно же это мел. Его называют – Известняк.

Известняки чаще всего бывают следующих цветов: белый, серый, желтый, розовый, «персиковый», серо-сиреневый, бурый, коричневый, голубой, а также их все возможные сочетания и оттенки.

Воспитатель: Как вы думаете, где используют известняк?

Ответы детей.

Воспитатель: Известняк — важнейший строительный материал, из него изготовляются облицовочные плиты, стеновые блоки, скульптурные и архитектурно-строительные изделия, щебень

Применяется в изготовлении красок, замазок, резины, пластмасс, мыла, лекарств, минеральной ваты, для очистки тканей и обработки кожи, известкования почв.

ПЕСОК

Воспитатель:

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже.

Воспитатель: Песок – это осадочная горная порода, которая возникла в результате дробления и измельчения твердых частичек пород.

Воспитатель: Как вы думаете, где используют песок?

Ответы детей.

Воспитатель: Применение природного песка – широчайшее!

ГЛИНА

Воспитатель:

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу.

Воспитатель: Глина является очень распространённой горной породой.

Глина широко распространенна в природе, залегает на небольшой глубине.

Воспитатель: Как вы думаете, где используют глину?

Ответы детей.

Воспитатель: Обычно на самом месторождении глины строятся кирпичные и черепичные заводы.

Незаменима глина и в искусстве, пластичная цветная глина является отличным материалом для создания скульптур.Широкую популярность заслужила в сельском хозяйстве: для кладки печей, глинирования токов, побелки стен и пр.

КАМЕННЫЙ УГОЛЬ

Воспитатель:

Он черный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

Воспитатель:

Каменный уголь – осадочная порода, которая образуется в земном пласте.

Воспитатель: Как вы думаете, где используют уголь?

Ответы детей.

Воспитатель: Уголь – превосходное топливо. Считается, что это самый древний вид топлива, который использовали наши далекие предки. Каменный уголь – осадочная порода, которая образуется в земном пласте. Уголь – превосходное топливо.

СОЛЬ

Воспитатель:

Отдельно – я не так вкусна

Зато бела и солона

И в пище — каждому нужна. (соль)

Воспитатель: Соль В измельченном виде представляет собой белые кристаллы разной величины.

Воспитатель: Как вы думаете, где используют соль?

Ответы детей.

Воспитатель: Основное значение соль имеет в пищевой промышленности в виде приправы.

ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА

Воспитатель:

Она варилась долго

В доменной печи,

На славу получились

Ножницы, ключи.

Воспитатель: Железо. Железная руда представляет собой минеральное образование природного характера.

Читайте также:  Финик сушеный полезные свойства для мужчин

Воспитатель: Как вы думаете, где используют железную руду?

Ответы детей.

Воспитатель: Железная руда является основным сырьем для получения чугуна. Он поступает на мартеновское или конвертерное производство, а также на восстановление железа. Из железа, как известно, производят самую различную продукцию, как впрочем, и из чугуна.

ГАЗ

Воспитатель:

На кухне у мамы

Помощник отличный.

Он синим цветком

Расцветает от спички.

Воспитатель: Природный газ – полезное ископаемое группы осадочных горных пород, которое являет собой смесь газов.

Воспитатель: Как вы думаете, где используют газ?

Ответы детей.

Воспитатель: Природный газ используют как высокоэкономичное топливо для электростанций, для цементной и стеклянной промышленности, черной и цветной металлургии, производства стройматериалов, получения различных органических соединений. Этот важный ресурс используется для и для коммунально-бытовых нужд.

НЕФТЬ

Воспитатель:

Без нее не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета.

Отгадайте: что же это?

Воспитатель: Нефть — это важное полезное ископаемое. Она имеет осадочное происхождение и добывается по всему миру.

Воспитатель: Как вы думаете, где используют нефть?

Ответы детей.

Воспитатель: Только что добытая (сырая) нефть обычно не используется. Из нефти получают мазут, из неё же делают пластик и другие материалы. Благодаря этому, не прекращается движение транспорта по всей планете. Большая часть привычных предметов тоже делается из материалов на основе нефти. Это буквально все атрибуты современной жизни, начиная от пакетов и пластиковых окон и заканчивая корпусами для новейших компьютеров.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим с вами о полезных ископаемых, которые человек добывает в горах и недрах земли.А у меня к вам вопрос: а точно ли они полезны?

Ответы детей

Воспитатель:

-Горящие торфяники занимают огромные площади, огонь распространяется очень быстро и погасить его очень сложно.

-Разлив нефти

-Риск возникновения пожара и или взрыва от газа.

Воспитатель: Ребята, скажите получается, что людям без полезных ископаемых никак не прожить. А если это так, то как же человек должен поступать по отношению к полезным ископаемым?

Ответы детей.

Воспитатель:

Полезные ископаемые – это природные богатства. Глубоко в земле ждут своего часа песок, уголь, нефть, газ, гранит, глина, торф, железная руда. Все полезные ископаемые создает сама природа. Не год, и не два нужны природе, чтобы превратить обычные камни в полезные ископаемые. На это уходят тысячи лет.

Итог занятия:

Ребята, наше занятие подошло к концу. Вот вы придете, сегодня домой, и кто-нибудь из ваших родных, мама, бабушка, папа или дедушка, спросят, что нового вы узнали сегодня, что вы им расскажете?

Рассказы детей.

Анализ занятия воспитателем

Источник

Алла Буева
Конспект НОД «Знакомство с полезными ископаемыми»

Познание. Старшая группа.

Подготовила воспитатель 1 категории МБДОУ детский сад№3д. Ясенцы.

Конспект НОД.

Тема: » Знакомство с полезными ископаемыми«

Цель: Продолжение знакомство с полезными ископаемыми России (углем, мелом, песком, глиной, солью).Уточнение представления о свойствах песка и глины в сравнении (песок состоит из песчинок, угля и мела, соли их свойства и различия. Закрепление и обогащение знания о полезности для человека природных богатств. Развитие сенсорных ощущений, интереса, развитие словаря и активизация речи. Воспитание чувства гордости к своему отечеству.

Средства: тарелочка с песком, глиной, углем, мелом, соль, баночки с водой, молоточек, черный лист бумаги, глобус.

Ход:

на столе в тарелочках разложены: уголь, песок, глина, мел, соль

— Дети, мы сегодня поговорим с вами о природных богатствах Земли.

Все природные богатства, которые люди добывают из глубины Земли и с её поверхности — это полезные ископаемые.

Наша страна богата различными полезными ископаемые (показ воспитателем на глобусе месторождения). Полезные ископаемые человек использует в народном хозяйстве. Одни необходимы в строительстве.

_ Как вы думаете, какие полезные ископаемые используются в строительстве?

— глина, песок, известняк

-Другие служат топливом. Какие?

— торф, каменный уголь, газ, нефть.

— Сегодня мы поговорим с вами о песке и глине — самых распространенных природных ископаемых, которые образуются под воздействием разрушения гор.

-Давайте сравним песок и глину:

-дети рассматривает, ощупывают, бросают

После экспериментирование дети делают выводы:

— Глина — мягкая, из неё можно лепить, она плохо пропускает воду.

— Песок -, сухой, сыпучий, из сырого можно лепить, но при высыхании постройка ломается, песок хорошо пропускает воду.

— Дети, вы хотите узнать, из чего состоит песок? Возьмите черный лист бумаги и положите немного песка.

-дети делают выводы: песок состоит из мельчайших песчинок, поэтому он сыпучий

Затем обращаю внимание на каменный уголь

Предлагаю эксперименты: положить кусочек угля в воду, ударить молоточком, начертить на бумаге.

-Какой он?

— он черный, блестит на солнце, твердый, тонет в воде, при ударе распадается, оставляет следы.

— Основное свойство угля — горючий (показ воспитателя — как уголь горит)

Затем показываю на глобусе некоторые месторождения угля

— уголь идет на отопление жилых домов, как топливо на заводах и фабриках. из каменного угля получают краски, лекарства (активированный уголь) и др. полезные вещества.

Затем предлагаю обратить внимание на мел. Мел изготавливают из ракушечника, который добывают вблизи моря, из него делают школьные мелки.

дети рассматривают мел: рисуют, бросают воду, ломают)

— Дети делают выводы: он бывает разного цвета, ломкий, раскалывается, размыкает, он оставляет следы — можно рисовать.

Читайте также:  Полезные ископаемые русской плиты в белоруссии

-Затем рассмотрим соль: для чего она нужна? где её можно найти (показ месторождений в России)

Какими свойствами обладает соль? как можно проверить?

— После экспериментирования (пробуют на вкус, бросают в воду, из чего состоит? раскалывают молоточком)

— Соль: белая на цвет, соленая, хрупкая, состоит из кристаллов, нужна для приготовление пищи.

Уточнение знаний детей:

1. Какие полезные ископаемых вы знаете?

2. Для чего нужны полезные ископаемые?

В заключение занятия предлагаю рисовать, тема » Зимний пейзаж»(мелом на черном листе бумаги)

Источник

Виктория Лукомская
Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе «Полезные ископаемые нашей Родины»

Цель: знакомство детей с полезными ископаемыми (магнетитом, каменной солью, пемзой).

Задачи:

1. Образовательные: познакомить детей с профессией геолога; дать представления о месторождениях и свойствах магнетита, каменной соли, пемзы.

2. Развивающие: развивать у детей стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы; развивать у детей психические процессы.

3. Воспитательные: воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к её богатствам, умение работать в коллективе.

Форма организации:игра-путешествие.

Структура, содержание образовательно-воспитательного мероприятия:

1. Вводная часть: приход «геолога», мотивация детей на познавательную деятельность.

2. Основная часть: «путешествие» к месторождениям полезных ископаемых, выявление их свойств.

Методы и приёмы:

— наглядные: рассматривание карты, образцов полезных ископаемых; наблюдение; просмотр слайдов;

— словесные: беседа, рассказ;

— практические: сенсорное обследование образцов полезных ископаемых; проведение опытов по выявлению свойств магнита и соли; моделирование извержения вулкана.

3. Заключительная часть: подведение итогов «путешествия»; изготовление сувениров на память.

Ожидаемые результаты:

— дети получат элементарные сведения о профессии геолога, извержении вулкана, месторождениях полезных ископаемых;

— через опытно-исследовательскую деятельность выявят некоторые свойства магнита, соли;

— расширят свои представления о нашей Родине, её богатствах – полезных ископаемых.

Материалы и оборудования: карта России; моноблок (мультимедийное оборудование, слайды; образцы минералов: магнетит, каменная соль, пемза; макет вулкана, лимонная кислота, пищевая сода, краситель пищевой красного цвета; по количеству детей магниты, кусочки пемзы, минералы каменной соли; соль крупного и мелкого помола; стаканы с водой – на каждого ребёнка, ложечки — на каждого ребёнка; схемы правил при проведении опыта; материал для аппликации: шаблон сердечка, простой карандаш, бархатная бумага, скотч двусторонний, магнитная лента, ножницы; банданы и фартуки для каждого ребёнка; аудиозапись для музыкального сопровождения во время изготовления сувениров.

Содержание непосредственно образовательной деятельности:

1. Вводная часть. В группу входит воспитатель в спортивном костюме, кроссовках, бандане и с рюкзаком на спине.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам в гости. А вы любите принимать у себя гостей? (Ответы детей). А, как вы думаете, кто я? (Варианты ответов детей). Я пришла к вам не просто так. Я люблю много путешествовать и узнавать много нового, интересного, я – геолог, изучаю полезные ископаемые. А вы любите путешествовать? (Ответы детей). Тогда я предлагаю вам совершить вместе со мной путешествие по нашей Родине. Согласны? (Ответы детей). Но путешествие у нас будет понарошку, мы поиграем с вами в путешествие. Чтобы превратиться в геологов, вам необходимо надеть на голову вот такие красивые банданы (воспитатель достаёт из рюкзака банданы и помогает детям надеть их). И сказать следующие слова:

«Мы геологами станем

Да? – да! (хлопок над головой).

Будут все гордиться нами.

Да? – да! (хлопок над головой).

Что ждёт нас впереди?

Высокая гора (показывают руками,

Бурная река (показывают руками,

Её не обойдёшь (топают ногами,

Её не проплывёшь (показывают руками, как будто плывут,

Её не пролетишь (машут руками, как крыльями,

Надо напрямик (движение рукой прямо вперед).

Все мы сможем, все сумеем

И своей достигнем цели!

Да? – да! (хлопок над головой)».

2. Основная часть.

Воспитатель: Итак, вперед, в путешествие! А что путешественнику необходимо для путешествия? (Дети отвечают). Все подходят к карте.

Воспитатель: Перед вами карта нашей Родины. А кто знает, в какой стране мы живём? (Дети отвечают). Правильно, перед вами карта России. Наша страна очень большая, она протянулась с севера на юг, с запада на восток на множество километров (воспитатель показывает указкой на карте). Наша земля хранит бесчисленное множество сокровищ и богатств. На территории нашей страны находится и добывается множество полезных ископаемых. А что такое полезные ископаемые? (Ответы детей). Полезные ископаемые – это то, что находится под землёй и добывается человеком. А люди, которые находят полезные ископаемые, называются геологами. А какие полезные ископаемые вы знаете? (Ответы детей). Ребята, а как вы считаете, на каком виде транспорта быстрее всего передвигаться, путешествовать? (Дети отвечают). Я предлагаю вам отправиться из нашего города Новосибирска на Урал (воспитатель приклеивает на карту красный флажок). Нам необходимо преодолеть приблизительно 1500 км. Здесь, в Уральских горах, добывают магнетит. Россия занимает первое в мире место по добыче этого минерала.

Показ слайдов на моноблоке: 1. Уральские горы. 2.3. Добыча магнетита.

Воспитатель: А как вы думаете, что делают из магнетита? (Воспитатель по слогам произносит слово, обращая внимание на первые два слога). (Ответы детей).

Действительно, из этих камней делают магниты.

Воспитатель достаёт из рюкзака коробочку с магнитами, предлагает взять по одному каждому ребенку и провести эксперимент: перед детьми на столе множество мелких предметов из различных материалов (стекло, дерево, пластмасса, железо, предлагается определить, что примагнитилось. Дети делают вывод, что к магниту примагничиваются только металлические (железные) предметы.

Читайте также:  Наиболее полезные для человека бактерии это

Воспитатель: Вот такой интересный этот магнетит. Как вы думаете, а зачем человеку нужен этот камень? (Ответы детей). Из этого камня изготавливают украшения (бусы, браслеты, серьги, и они ещё обладают целебными свойствами, с помощью магнитных шаров делают массаж. Также используют магнетит при изготовлении теле- и радиоаппаратуры… А теперь продолжаем путешествие (опять обращаются к карте). Сейчас мы с вами перенесёмся в Оренбургскую область, в город Соль-Илецк (воспитатель приклеивает на карту красный флажок). Как вы думаете, что могут добывать здесь? (Ответы детей). Да, здесь добывают каменную соль. Россия также находится на первом месте по добыче каменной соли.

Показ слайдов на моноблоке: 1. Город Соль-Илецк. 2. Добыча соли.

Воспитатель (достаёт коробочку с кусочками каменной соли, раздаёт каждому ребёнку): Вот так она выглядит (дети рассматривают каменную соль). А как вы думаете, зачем человеку соль? (Ответы детей). В давние времена охотники заметили, что дикие животные лизали кристаллы каменной соли. Люди попробовали соль сами и стали добавлять её в пищу, которая стала вкуснее.

Показ слайдов на моноблоке: 1. Животные лижут соль. 2. Соляная пещера.

Воспитатель: Соль нам необходима, без неё мы не сможем делать заготовки на зиму — засолку овощей. Мы добавляем соль в пищу, так как человеку необходимо употреблять соль, но только в небольшом количестве. В соляных пещерах люди лечатся: дышат солёным воздухом; при ангине полощут горло соляным раствором.

Но в пищу мы употребляем не такие большие куски соли: она сначала сильно измельчается, очищается и только после этого мы её используем. Соль обладает очень интересным свойством. А каким, мы с вами узнаем, проведя несложный опыт.

Воспитатель предлагает детям надеть фартуки и подойти к столам, на них тарелочки с мелкой и крупной солью.

Воспитатель: Для начала давайте вспомним правила безопасности при проведении опыта.

Воспитатель показывает правила-схемы, дети проговаривают их вслух.

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе «Полезные ископаемые нашей Родины»

Воспитатель: Потрогайте соль пальчиками, какая она? (Ответы детей).

На столе возле каждого ребёнка стакан с водой и тарелочка с солью, ложечка. Воспитатель предлагает в стакан насыпать одну ложечку мелкой соли и размешать её в стакане.

Воспитатель: Ребята, что произошло с солью? (Дети отвечают, что она растворилась). Посмотрите, а я растворяла в своем стакане крупную соль. И что, вся ли она растворилась? (Дети отвечают). Как вы думаете, почему она не растворилась полностью? (Ответы детей). Каким же свойством обладает соль? (Дети отвечают). Правильно, соль — это вещество, которое растворяется в воде…

А теперь отправляемся дальше (обращение к карте России) и перемещаемся на Камчатку (воспитатель приклеивает на карту красный флажок). Здесь находятся самые красивые и высокие вулканы в России, один из них Ключевская сопка.

Показ слайдов: 1. Камчатка. 2. Ключевская сопка. 3. Извержение вулкана.

Воспитатель: Вулканы – это огненные горы, в которых есть канал в недра земли, к расплавленной магме. Иногда эта магма вырывается на поверхность в виде раскалённой лавы.

Детям показывается макет вулкана, сделанного из гипса. Показывается где жерло, где кратер. Воспитателем проводится опыт по показу извержения вулкана: в макет вулкана засыпается пищевая сода; с лимонной кислотой смешивается красный пищевой краситель; всё это добавляется в жерло вулкана; после этого вливается вода с лимонной кислотой, при этом происходит «извержение».

Воспитатель: После извержения настоящего вулкана вытекшая лава застывает и превращается в минерал под названием пемза.

Воспитатель раздаёт всем детям по кусочку пемзы и предлагает рассмотреть её, потрогать, пощупать.

Воспитатель: Ребята, скажите, какая пемза? (Дети отвечают). Да, пемза пористая, лёгкая, шершавая. Из этого материала делают фильтры, используют пемзу для гигиенического удаления огрубевшей кожи стоп, для шлифовки металла и дерева…

3. Заключительная часть.

Воспитатель смотрит на часы: К сожалению, время быстро идёт, и нам необходимо возвращаться назад в Новосибирск. Давайте вспомним, какие полезные ископаемые мы с вами сегодня узнали. (Ответы детей). А для чего нам необходимы полезные ископаемые? (Ответы детей). Чем занимается геолог? (Ответы детей). А сейчас я хочу предложить вам сделать небольшой сувенир, который останется на память о нашей встрече. Согласны? Мы с вами изготовим магнитики. Посмотрите, это у меня магнитная лента, она тоже есть магнит, но только вот в таком виде. На кусочек ленты с помощью двустороннего скотча приклеим вырезанное из бархатной бумаги сердечко.

Изготовление сувениров. Звучит спокойная музыка. Дети самостоятельно обводят сердечки по трафаретам, вырезают по контуру, прикрепляют скотчем на кусочек магнитной ленты.

Воспитатель: У нас получились чудесные сувениры на память. Давайте прикрепим их на магнитную доску и полюбуемся ими.

«Собрались все дети в круг,

Я — твой друг, и ты — мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!»

Милые дети, посмотрите на меня, какие у вас красивые и добрые глазки, давайте улыбнёмся друг другу! Мне было приятно с вами общаться, видеть какие вы любознательные, внимательные, умные. Спасибо вам большое и до новых встреч!

Источник