Полезные ископаемые в россии кому принадлежат эти

Здравствуйте дорогие читатели, сегодня мне стало интересно разобраться в одном «очевидном» вопросе, а именно: «Кому принадлежат национальные богатства нашей страны?«.

Если честно, я как и многие люди, думал что — народу. Но увы, как оказалось, правда куда удивительнее, чем казалось на первый взгляд…

Готовы? Приступим.

Россия и «национальное богатство»

Под термином «национальное богатство» принято считать все ресурсы нашей страны: земля, нефть, газ, уголь, лес, сырье и всё то, что находиться на территории России и может иметь какую-то стоимость или полезность.

Более 1/3 состава бюджета России состоит из доходов от нефтегазовой деятельности, так называемые НДПИ.

НДПИ — налоги на доход с полезных ископаемых

И вроде как, всё вполне очевидно, кому всё-таки принадлежат природные ресурсы в России. Если свыше трети бюджета РФ формируется от доходов с нефтегазовой промышленности, то и деньги получает государство.

А государство тратит их на народ и национальные программы. То есть, вполне логично будет сказать, что опосредованно (через государство), доходами от нефти и газа России распоряжается народ.

Но тут не всё так просто. Давайте посмотрим, что об этом написано в Конституции РФ.

Природные ресурсы России и Конституция РФ

Вот тут у меня наступил небольшой диссонанс, когда я начал собирать информацию по данному вопросу.

По идее, природные ресурсы России должны принадлежать народу, и соответственно, все доходы от продажи нефти и газа должны идти нам.

Но, вКонституции РФ всё написано довольно странно на этот счёт:

Взято из Конституции РФ. Глава 1, статья 9, пункт 2.

«Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности»

Простыми словами написано, что земля и ресурсы могут находиться в собственности. И идет перечисление форм собственности.

Ключевое слово здесь: «могут«.

Это значит, что земля и ресурсы, априори, не принадлежат народу. Но при формировании прав формы собственности — могут получить такое право.

Взято из Конституции РФ. Глава 2, статья 36, пункт 1-3.

А вот в 36 статье Конституции РФ, идет расшифровка к девятой:

«Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно…»

То есть, в 9-ой статье написано что существуют формы собственности, при которых земля и ресурсы могут находиться в чьих-то руках.

А в 36 статье написано, что права на владение, пользование и распоряжением этой землей и ресурсами принадлежит их собственникам (отсылка в 9-ой статье и формам собственности).

Вот вам и «национальные богатства принадлежат народу«. Земля и ресурсы в России принадлежат их собственнику (который обретает права: владения, пользования и распоряжения), так записано в Конституции РФ.

Вывод

Вот как то так получается, земля и ресурсы могут принадлежать народу, если тот сформирует некую фирму, которая сможет приобрести такие права собственности.

Но такой формы собственности как «народная«, «гражданская» или «национальная» — не существует.

В действительности, права на землю и ресурсы принадлежат их собственнику, о какой бы форме собственности мы не говорили.

И соответственно, прибыль от реализации нефти и газа получают собственники этой земли и ресурсов, а не кто либо другой.

Другое дело, что государство берет с этих «собственников» налоги, акцизы и взносы за добычу и продажу «национального богатства» и опосредованно, получает доход с собственника земли и ресурсов.

Поэтому, заявление о том, что «природные ресурсы России принадлежат народу» — некорректное, они принадлежат своему собственнику (коими могут быть граждане РФ).

Спасибо за внимание, оставляйте свои комментарии, ставьте «лайки«, делитесь публикацией в социальных сетях и подписывайтесь на канал, если статья была для вас интересной и полезной.

Источник

Россия – достаточно богатая страна в плане наличия природных ресурсов. Большинство доходов, которые получает бюджет РФ, формируются от реализации нефти, газа и т.п. Но возникает вопрос, кому на самом деле эти ресурсы принадлежат: государству, народу или частным лицам?

Пока что уровень жизни в России находится не на высоте, учитывая огромные запасы природных ресурсов. Попробуем разобраться, что говорит закон по этому поводу и кому на самом деле принадлежат природные ресурсы нашей страны.

Природные ресурсы в России

Огромные ресурсы, которыми обладает наша страна, принято называть национальным богатством России. К ним относятся газ, нефть, древесина, уголь, полезные ископаемые, драгоценные металлы и т.п. Нефтегазовая деятельность приносит значимый доход в бюджет нашей страны. Доход бюджет получает благодаря налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ), а также налогам от прибыли нефтегазовых корпораций.

Таким образом, среди политиков популярно мнение о том, что природные ресурсы принадлежат государству, а государство тратит деньги на народ, т.е. природные ресурсы принадлежат именно народу, поскольку полученные деньги государство тратит на народ – развивает инфраструктуру, реализует государственные программы, выплачивает зарплаты бюджетникам и т.п.

Но на самом деле, такое мнение не совсем верно, ведь государство получает доход в виде налогов, а не полную прибыль от продажи природных ресурсов. А что указано в законодательстве нашей страны по этому поводу?

Читайте также:  Полезно ли читать лежа на животе

Кому принадлежат природные ресурсы по закону

В соответствии с ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в государственной, частной, муниципальных и иных формах собственности. Таким образом, законодательно не запрещено нахождение природных ресурсов нашей страны в частной собственности.

Таким образом, с точки зрения закона, природные ресурсы явно не принадлежат народу, поскольку предусмотрены возможности для различных форм собственности.

Теоретически, ресурсы могут принадлежать народу, но при условии, что будет сформировано право формы собственности. Однако на данный момент, такого понятия, как «гражданская» или «народная» собственность в законодательстве РФ не существует.

Так же, в ст. 36 Конституции РФ указано, что

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно…»

Таким образом, из закона усматривается, что природные ресурсы России принадлежат именно собственнику, а не народу в целом. Таким образом, основные доходы получает небольшая группа лиц, которая фактически и является собственниками природных ресурсов в нашей стране, ведь нахождение природных ресурсов в частной собственности не запрещено законом. А собственник имеет право владения, пользования и распоряжения своим имуществом, т.е. в данном случае – природными ресурсами.

Резюме

Подводя итог, стоит признать, что национальное богатство нашей страны на самом деле народу не принадлежит. При этом государство получает в бюджет часть доходов от реализации природных ресурсов. Формально часть денег действительно достается народу, так как из бюджета выделяются средства на социальные нужды, развитие инфраструктуры и т.п., но это все достаточно условно и серьезно на уровень жизни наших граждан не влияет.

Поэтому ответ на вопрос, почему в России, где так много природных ресурсов, бедное население, достаточно прост – основные доходы от реализации природных богатств России идут собственникам этих ресурсов.

Про три налога из прошлого, которые хотят вернуть, можете узнать здесь (подробнее).

Благодарю за внимание!

Источник

Ïî ñòàòèñòèêå, 10% ðîññèÿí èìåþò â ñâîåì ðàñïîðÿæåíèè 90% íàöèîíàëüíîãî áëàãîñîñòîÿíèÿ. Îêîëî 25% ðîññèÿí ïðè ýòîì îòíîñÿòñÿ ê ÷èñëó 20% íàèáîëåå áåäíûõ æèòåëåé ïëàíåòû.

Èñõîäÿ èç ñàìîé ôîðìóëèðîâêè òåðìèíà «íàöèîíàëüíûå áîãàòñòâà», ëîãè÷íî ïðåäïîëîæèòü, ÷òî áîãàòñòâà ýòè ïðèíàäëåæàò âñåé íàöèè — òî åñòü áóêâàëüíî êàæäîìó ãðàæäàíèíó Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè. Îäíàêî äàëåêî íå âñå ãðàæäàíå ìîãóò ïîõâàñòàòüñÿ òåì, ÷òî äåéñòâèòåëüíî âëàäåþò çàïàñàìè íåôòè èëè ãàçà, ëåñíûìè ìàññèâàìè èëè ñîáñòâåííûìè îçåðàìè.  ÷åì æå äåëî?  òåðìèíîëîãè÷åñêîé íåòî÷íîñòè, â îòêðîâåííîì îáìàíå íàñåëåíèÿ ñî ñòîðîíû âëàñòåé èëè â òîì, ÷òî îáûâàòåëè íåâåðíî òðàêòóþò ñâîå ïðàâî îáëàäàòü íàöèîíàëüíûìè áîãàòñòâàìè? Ñåé÷àñ ìû ïîïðîáóåì ðàçîáðàòüñÿ â ýòîì âîïðîñå.

Êîíñòèòóöèÿ íè÷åãî íå ãàðàíòèðóåò

Î ñòàòóñå íàöèîíàëüíûõ áîãàòñòâ ãîâîðèò ñò.9 ï.2 â ãë.1 Êîíñòèòóöèè: «ïðèðîäíûå ðåñóðñû ìîãóò íàõîäèòüñÿ â ÷àñòíîé, ãîñóäàðñòâåííîé, ìóíèöèïàëüíîé è èíûõ ôîðìàõ ñîáñòâåííîñòè». Äàëåå ýòó ìûñëü ðàçâèâàåò ñò.36 ï.1-3 ãë.2, ãäå ãîâîðèòñÿ î òîì, ÷òî âëàäåíèå, ïîëüçîâàíèå è ðàñïîðÿæåíèå ðåñóðñàìè îñóùåñòâëÿþò èõ ñîáñòâåííèêè.

Èíûìè ñëîâàìè, îñíîâîïîëàãàþùèé çàêîí ãîñóäàðñòâà âîâñå íå óòâåðæäàåò, ÷òî âñå ãðàæäàíå èìåþò ðàâíûå ïðàâà íà ïîëüçîâàíèå ïðèðîäíûìè áîãàòñòâàìè. Òàêîãî ïðàâà ñîáñòâåííîñòè, êàê «íàöèîíàëüíàÿ» èëè «íàðîäíàÿ», íå ñóùåñòâóåò. Îäíàêî ëþáîé æåëàþùèé ìîæåò ïðåäïðèíÿòü äåéñòâèÿ äëÿ òîãî, ÷òîáû çàðåãèñòðèðîâàòü ÷àñòíóþ ôîðìó ñîáñòâåííîñòè íà òîò èëè èíîé ðåñóðñ è ñòàòü åãî çàêîííûì âëàäåëüöåì.

Èëëþçèÿ î òîì, ÷òî «âñå êðóãîì íàðîäíîå, âñå êðóãîì ìîå», ñîõðàíèëàñü â îáùåñòâåííîì ñîçíàíèè ñ ñîâåòñêèõ âðåìåí. Òàê, âî âðåìåíà Áðåæíåâà Êîíñòèòóöèÿ äàðîâàëà ãðàæäàíàì ïðàâî îáëàäàòü è ðàñïîðÿæàòüñÿ íå òîëüêî íåæèâîé, íî è æèâîé ïðèðîäîé. Îäíàêî ïîëîæåíèÿ ñîâåòñêîãî çàêîíîäàòåëüñòâà îñòàëèñü äàëåêî â èñòîðèè è áîëüøå íå ñîîòâåòñòâóþò ðåàëüíîñòè.

Îïîñðåäîâàííîå âëàäåíèå

 òî æå âðåìÿ, íåëüçÿ óòâåðæäàòü, ÷òî íàñåëåíèå Ðîññèè íå ïîëó÷àåò íèêàêèõ áëàã îò ïðèðîäíûõ ðåñóðñîâ, çàëåãàþùèõ â íåäðàõ ñòðàíû. Ñ ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ ìîæíî ïîëó÷àòü äîõîä — íàïðèìåð, ïåðåðàáàòûâàòü è ïðîäàâàòü íåôòü. Òàêîé âèä äåÿòåëüíîñòè îáëàãàåòñÿ íàëîãîì íà äîõîä ñ ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ, ñîêðàùåííî ÍÄÏÈ. Èìåííî íà ÍÄÏÈ — à åñëè êîíêðåòíî, òî íà íåôòåãàçîâóþ äåÿòåëüíîñòü — ïðèõîäèòñÿ òðåòü äîõîäîâ â ãîñóäàðñòâåííûé áþäæåò Ðîññèéñêîé Ôåäåðàöèè.

Íà äàííûé ìîìåíò â Ðîññèè äîáûâàåòñÿ åæåãîäíî:

íåôòè — 547 ìëí òîíí;

ãàçà — 640 ìëðä êóá. ì;

àëþìèíèÿ — 3.58 ìëí òîíí;

àëìàçî⠗ 40 ìëí êàðàò;

çîëîòà — 297 òîíí.

Ïîëó÷åííûå ñ ýòèõ ïðèðîäíûõ ðåñóðñîâ íàëîãè òðàòÿòñÿ íà ïîâûøåíèå óðîâíÿ æèçíè íàñåëåíèÿ, íà îáðàçîâàíèå, çäðàâîîõðàíåíèå, ïåíñèè è òîìó ïîäîáíîå. Òàêèì îáðàçîì, ïóñòü è îïîñðåäîâàííî, êàæäûé ãðàæäàíèí äåéñòâèòåëüíî ïîëó÷àåò íåêèé äîõîä ñ òîãî, ÷òî íàöèîíàëüíûå áîãàòñòâà ñòðàíû ïðèíàäëåæàò â òîì ÷èñëå è åìó.

Íþàíñ â òîì, ÷òî áîëüøèíñòâî ãðàæäàí íå ó÷àñòâóþò íåïîñðåäñòâåííî â ïðîöåññàõ ýêñïëóàòàöèè ïðèðîäíûõ ðåñóðñîâ, èçâëå÷åíèÿ èç íèõ ïðèáûëè è ðàñïðåäåëåíèÿ ýòîé ïðèáûëè. Îäíàêî ýòî è íå ñòîëü âàæíî, åñëè îòäà÷à îò îáëàäàíèÿ íàöèîíàëüíûìè áîãàòñòâàìè âñå ðàâíî îùóòèìà.

Íåýôôåêòèâíîå ðàñïîðÿæåíèå ðåñóðñàìè.

Åñëè ïðèñìîòðåòüñÿ ê öèôðàì, òî âûÿñíèòñÿ, ÷òî îêîëî 20 ìèëëèîíîâ ðîññèÿí ïðîæèâàþò çà ÷åðòîé áåäíîñòè. Òå áëàãà, êîòîðûå ãîñóäàðñòâî ÿêîáû îáÿçàíî èì îáåñïå÷èâàòü, äî íèõ íå äîõîäÿò ïîëíîñòüþ ëèáî ÷àñòè÷íî.

Читайте также:  Чай с медом полезен или вреден

Èíûìè ñëîâàìè, ýòè 20 ìèëëèîíîâ êàê áû âûïàäàþò èç ÷èñëà òåõ ãðàæäàí, êîòîðûì «ïðèíàäëåæàò» íàöèîíàëüíûå áîãàòñòâà.

 íåêîòîðûõ äðóãèõ ãîñóäàðñòâàõ, áîãàòûõ ïðèðîäíûìè ðåñóðñàìè, äåëà îáñòîÿò ñîâåðøåííî ïî-äðóãîìó. Êóâåéò, ÷üÿ ýêîíîìèêà òàêæå îñíîâàíà íà äîáû÷å è ýêñïîðòå íåôòè, îáåñïå÷èâàåò ñâîèì ãðàæäàíàì ïåíñèþ, êîòîðàÿ â ïåðåñ÷åòå íà ðîññèéñêóþ âàëþòó ñîñòàâëÿåò 168 000 ðóá. Òå óðîæåíöû Êóâåéòà, ÷òî ðåøèëè ïîëó÷èòü îáðàçîâàíèå çà ãðàíèöåé, ïîëó÷àþò îò ñâîåé ñòðàíû íå òîëüêî ôèíàíñèðîâàíèå îáó÷åíèÿ, íî è îïëàòó ïåðåëåòà ê ìåñòó ó÷åáû.

 2011 ãîäó íåçàâèñèìîìó Êóâåéòó èñïîëíèëîñü 50 ëåò, â ÷åñòü ÷åãî âñå åãî ãðàæäàíå ïîëó÷èëè ïîäàðîê â ðàçìåðå 196 000 ðóá.

Àíàëîãè÷íî ïîñòóïàþò â ÎÀÝ, ãäå íåôòü òîæå ÿâëÿåòñÿ êðóïíåéøåé äîõîäíîé ñòàòüåé ãîñóäàðñòâåííîãî áþäæåòà. Ãðàæäàíàì ãîñóäàðñòâà îïëà÷èâàþò ó÷åáó â ëþáîì âóçå ïëàíåòû, íà ñâàäüáó äàðÿò áîëåå 1 ìëí ðóá., à ïîñëå ïîÿâëåíèÿ â ñåìüå òðåòüåãî ðåáåíêà ïðîùàþò âñå äîëãè.

Íîðâåãèÿ, êîòîðàÿ ñòàáèëüíî îñòàåòñÿ ìèðîâûì ëèäåðîì ïî óðîâíþ áëàãîïîëó÷èÿ íàñåëåíèÿ, òðàòèò íåôòÿíûå äîõîäû íà ïåíñèè ãðàæäàíàì â ðàçìåðå 152 000 ðóá. åæåìåñÿ÷íî.

Ðîññèþ æå â ïëàíå ýôôåêòèâíîñòè óïðàâëåíèÿ äîõîäàìè îò ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ ìîæíî ñðàâíèòü ñ Íèãåðèåé. Àôðèêàíñêîå ãîñóäàðñòâî ïðèíàäëåæèò ê ÷èñëó ìèðîâûõ ëèäåðîâ ïî äîáû÷å íåôòè — è â òî æå âðåìÿ óðîâåíü æèçíè òàì îäèí èç ñàìûõ íèçêèõ íà ïëàíåòå.

Òàêèì îáðàçîì, ïðàâî ðîññèéñêèõ ãðàæäàí ïîëó÷àòü áëàãà îò ÿêîáû «ïðèíàäëåæàùèõ» èì ïðèðîäíûõ ðåñóðñîâ õîòü è ðåàëèçóåòñÿ â íåêîòîðîé ìåðå, íî îñòàåòñÿ â çíà÷èòåëüíîé ñòåïåíè ôîðìàëüíûì. Ïðè áîëåå îòâåòñòâåííîì ïîäõîäå ýòî ïðàâî ìîãëî áû áûòü ðåàëèçîâàíî ñ ãîðàçäî áîëüøåé ìàòåðèàëüíîé ïîëüçîé äëÿ íàñåëåíèÿ.

Íåñïðàâåäëèâî è íåðàâíîìåðíî

Êóäà æå òîãäà íàïðàâëÿþòñÿ òå äîõîäû îò ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ, êîòîðûå íå äîõîäÿò äî íàñåëåíèÿ? Îíè îñåäàþò íà ñ÷åòàõ â çàðóáåæíûõ áàíêàõ è òðàòÿòñÿ íà àáñîëþòíî ïðîèçâîëüíûå öåëè: îò ïðèîáðåòåíèÿ ýëèòíîé æèëîé íåäâèæèìîñòè äî ñïîíñèðîâàíèÿ ôóòáîëüíûõ êîìàíä.

Äåëî â òîì, ÷òî òå êîðïîðàöèè, êîòîðûå ïîëó÷àþò ïðèáûëü îò ýêñïëóàòàöèè ïðèðîäíûõ ðåñóðñîâ è èìåþò â ñâîåì íàçâàíèè ïðèñòàâêó «ãîñ», íà ñàìîì äåëå íè÷åì íàñåëåíèþ íå îáÿçàíû. Ýòî ÷àñòíûé áèçíåñ, ó êîòîðîãî åñòü êîíêðåòíûå âëàäåëüöû ñ êîíêðåòíûìè èíòåðåñàìè. Îíè ïîëó÷àþò äîõîä îò èìåþùèõñÿ â èõ ðàñïîðÿæåíèè ðåñóðñîâ, ïëàòÿò íàëîãè â áþäæåò — à îñíîâíîé ìàññîé ïðèáûëè ðàñïîðÿæàþòñÿ ïî ñîáñòâåííîìó óñìîòðåíèþ.

Ïî ñòàòèñòèêå, 10% ðîññèÿí èìåþò â ñâîåì ðàñïîðÿæåíèè 90% íàöèîíàëüíîãî áëàãîñîñòîÿíèÿ. Îêîëî 25% ðîññèÿí ïðè ýòîì îòíîñÿòñÿ ê ÷èñëó 20% íàèáîëåå áåäíûõ æèòåëåé ïëàíåòû. Äîëÿ áåäíÿêîâ â ðîññèéñêîì îáùåñòâå ñîïîñòàâèìà ñ àíàëîãè÷íûìè ïîêàçàòåëÿìè â Èíäèè è â ðÿäå àôðèêàíñêèõ ñòðàí — íî íèêàê íå ðàçâèòûõ çàïàäíûõ ãîñóäàðñòâ.

 ýòîì è êðîåòñÿ ñóòü íåñïðàâåäëèâîãî ðàñïðåäåëåíèÿ áëàã îò äîáû÷è è èñïîëüçîâàíèÿ íàöèîíàëüíûõ áîãàòñòâ Ðîññèè. Òà ïîëüçà è ïðèâèëåãèè, êîòîðûå ìîæíî áûëî áû èç ýòèõ áîãàòñòâ èçâëå÷ü, îêàçûâàþòñÿ ñêîíöåíòðèðîâàííûìè â ðóêàõ âåñüìà íåìíîãî÷èñëåííîãî êðóãà ëèö. Íèêàêîé çàêîí íå îáÿçûâàåò ýòèõ ëèö äåëèòüñÿ ïðèâèëåãèÿìè ñî ñâîèìè ñîîòå÷åñòâåííèêàìè.

 áëèæàéøèå ãîäû ñèòóàöèÿ âðÿä ëè èçìåíèòñÿ ê ëó÷øåìó. Ê ñîæàëåíèþ, íàøà ýêîíîìèêà îñòàåòñÿ ñûðüåâîé: äîáûòûå ðåñóðñû îòïðàâëÿþòñÿ íà ýêñïîðò â ïåðâîçäàííîì, íåïåðåðàáîòàííîì âèäå. Íèçêèå òåìïû íàó÷íî-òåõíè÷åñêîãî ïðîãðåññà íå ïîçâîëÿþò íàäåÿòüñÿ íà òî, ÷òî â áëèæàéøèå ãîäû ñîáñòâåííèêè íàöèîíàëüíûõ áîãàòñòâ ïîñòàðàþòñÿ ìàêñèìèçèðîâàòü èçâëåêàåìóþ èç íèõ ïðèáûëü.

Èòîãè è ðåàëüíîñòü

Óâû, íàçûâàòü ïðèðîäíûå ðåñóðñû Ðîññèè «íàöèîíàëüíûìè áîãàòñòâàìè» ìîæíî òîëüêî ìåòàôîðè÷åñêè. Íà òåððèòîðèè íàøåãî ãîñóäàðñòâî íàõîäÿòñÿ áîëåå 20.000 ìåñòîðîæäåíèé ðàçëè÷íûõ ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ. Ïî êîëè÷åñòâó çàïàñîâ ïðèðîäíîãî ãàçà Ðîññèÿ çàíèìàåò 1 ìåñòî â ìèðå, ïî êîëè÷åñòâó óãëÿ — 3 ìåñòî, ïî êîëè÷åñòâó íåôòè — 6 ìåñòî. Îäíàêî òó îòäà÷ó, êîòîðóþ îò ýòèõ áîãàòñòâ ïîëó÷àåò íàñåëåíèå, íåëüçÿ íàçâàòü èíà÷å êàê ìèíèìàëüíî.

https://moiarussia.ru/pochemu-natsionalnye-bogatstva-rossii-…

Источник

Начну с того, что я читал Конституцию, и знаю, что второй пункт ст. 9 Конституции России гласит: «Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности».

К тому же, я считаю, что этот пункт конституции неправильный, и является по сути атавизмом 90-х годов. Почему его не меняют, в ходе ближайшей «ревизии» Конституции? Все просто — эта статья находится в Первой главе, и изначально было заявлено, что 1,2 и 9 главы Конституции менять не будут.

Статья 135 Конституции гласит, что положения глав 1, 2 и 9 Конституции (это главы об основах конституционного строя (ст. 1-16), правах и свободах человека и гражданина (ст. 17-64), а также о самих конституционных поправках и пересмотру Конституции (ст. 134—137)) не могут быть пересмотрены Федеральным собранием.

Процедура внесения поправок в эти главы слишком сложная, и инициировать такую процедуру ради того чтобы поменять одну статью «про ресурсы», смысла никакого нет. Тем более, что есть куда более простые способы.

К счастью, наша жизнь регулируется не только Конституцией, живем мы все же в рамках различных законов и кодексов, и поэтому по факту ресурсы России на сегодняшний день действительно принадлежат народу. Ну а точнее государству. А еще точнее народам субъектов федерации:

Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир являются достоянием (собственностью) народов, проживающих на территории соответствующих республик.

п. 3 ст. III Федеративного договора

Но тут стоит сделать одну оговорку: Те кто мечтает о возвращении ресурсов народу, на самом деле предполагают некоторое перераспределение доходов от их добычи в собственный карман. То есть сами ресурсы им не нужны, им нужна халява, когда можно ничего не делать, но получать прямой доход. К счастью, наше государство не намерено поощрять нахлебников и тунеядцев.

Читайте также:  Полезна ли овсянка детям по утрам

Но если нам никто не собирается выплачивать наши кровные дивиденды за наши родимые ресурсы, то почему же я тогда утверждаю, что ресурсы принадлежат народу?

А дело вот в чем: добывающая отрасль сегодня полностью находится под контролем государства. И у государства есть множество механизмов такого контроля. Что, кстати, не отрицает и того, что те кто непосредственно занимается освоением месторождений, не должны делать это бесплатно.

Каковы же эти механизмы? Их множество.

1. Право разработки месторождений государство распределяет на аукционах, и за это право нужно изначально немало заплатить. Ни одно месторождение, в чьей бы собственности не находилась земля над ним, не может разрабатываться без лицензии государства.

2. Государство контролирует доходы добывающих компаний. Так, например, существует специальный налог НДПИ.

3. Но НДПИ это цветочки. На самом деле самый действенный механизм отъема сверхдоходов это «Ножницы Кудрина», согласно которым государство получает в бюджет все доходы от экспорта нефти, которые превышают установленную планку, на данный момент это порядка 42$. То есть, вдумайтесь, если ресурсы ваши, то по идее прибыль от их продажи ваша, ну с вычетом налогов. А тут нет, государство забирает у вас все, что выше определенной суммы, по сути это госрегулирование цен.

4. И да, внутренние цены также устанавливаются государством. Не важно кому по бумагам принадлежит месторождение, цены на ресурсы устанавливаются государством.

5. Но и это еще не все. Государство зачастую устанавливает дополнительные условия разработки месторождения. Например, условия утилизации попутного нефтяного газа, или скажем условия доли переработки, качества продукта. Или вот новая «фишка»: Как стало известно “Ъ”, загрузка дальневосточной верфи «Звезда» может стать обязательным условием проведения аукциона на разработку Северо-Гыданского участка. Он должен стать ресурсной базой для четвертого крупного СПГ-проекта НОВАТЭКа — «Арктик СПГ-3».

Государство ставит условием доступа к месторождению — заказ судов на наших верфях.

6. Государство вправе устанавливать квоты на добычу любых природных ресурсов, например на вылов рыбы.

7. Ну и последнее (впрочем не последнее, наверняка еще что-то забыл), большинство добывающих компаний принадлежат государству. Роснефть, Газпром, Транснефть и другие. А значит государство «стрижет» не только то, что я написал выше, но еще и дивиденды по акциям.

Ну и ко всему прочему косвенный эффект для экономики от экономической деятельности добывающих компаний, это не только закупка российского оборудования (тех же ТБД, ГТУ), но и зарплаты миллионов сотрудников, которые они в большинстве своем тратят в России, стимулируя экономику.

Это еще и громадные проекты, реализуемые этими компаниями для переработки полезных ископаемых, о многих таких проектах я писал на этом канале, это огромные химические комбинаты, металлургические заводы, судостроительные и другие. Только в этот конкретный момент только крупных проектов в России реализуется более чем на триллион рублей.

Поэтому, по факту природные ресурсы принадлежат государству. Частная собственность неприкосновенна. А ресурсы еще как «прикосновенны», государство делает что хочет, изымает любые доходы, распределят их так как хочет, устанавливает любые правила и ограничения. Любые!

Ну и вопрос — а что же мы получаем от этого. Я ничего. Ну конечно что-то косвенно получаю и я, но напрямую ничего. И не хочу ничего получать, потому что не имею на это никакого морального права, ибо я пальцем о палец не ударил, чтобы ресурсы эти добыть.

Но, удивительно слышать, как одни и те же люди, утверждая, что ресурсы в России не принадлежат народу, тут же, утверждают, что наш бюджет наполняется только благодаря цене на нефть. Как у них это в одной голове уживается не понимаю. Но доля правды есть — действительно доходы от продажи нефти позволили нашей стране выплатить громадные долги, пережить относительно неплохо два кризиса, модернизировать армию, выплачивать материнский капитал, платить пенсии. Не только нефтяные доходы, но и они в том числе, и это только прямые поступления в бюджет, но как я написал выше есть и масса косвенных.

Но понимаю, этих радетелей за то, чтобы «ресурсы принадлежали народу» не убедить, по одной причине: пока в их кармане не появится халява, они не угомонятся.

Кстати, надеюсь вы не пропустили нашу новость о том, что в 2019 году открылось 13 крупных машиностроительных производств?

Не забывайте подписываться на нашу ленту.

И заходите на наш сайт «Сделано у нас» — там хороших новостей гораздо больше!

Источник