Полезные компьютерные игры для дошкольников i
Компьютерные игры – сравнительно новый вид игр, включающих в себя использование средств компьютерной игровой программы.
Существующие компьютерные программы позволяют помочь детям развить память, внимание, узнать что-то новое об окружающем мире, познакомить с буквами и многое другое.
Однако исследователи отмечают, что современный рынок переполнен разнообразными компьютерными играми, в задачи которых не входит обучение и развитие детей. Это разного рода экшн, игры агрессивного содержания, аркады, симуляторы.
Исследования, проведенные медицинскими работниками в Швейцарии, показали, что дети, регулярно играющие в компьютерные игры, отличаются следующими качествами:
— мыслят быстрыми, готовыми ассоциациями;
— ставят поверхностные вопросы, не проявляя интереса к ответам;
— на вопросы взрослых дают поверхностные и стереотипные ответы;
— в общении с детьми не ощущают дистанции, не умеют вступать в глубокие личностные отношения.
Поэтому общение детей дошкольного возраста с компьютером специалисты рекомендуют начинать с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности.
Одним из очевидных достоинств использования ИКТ является усиление наглядности, что способствует воспитанию художественного вкуса детей, совершенствованию их эмоциональной сферы.
В ходе игровой деятельности дошкольника, с использованием компьютерных средств у него развивается: теоретическое мышление, воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:
- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
- проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
- предоставляет возможность индивидуализации обучения: ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
- в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
- позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
- компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.
Научные исследования по использованию развивающих и обучающих компьютерных игр, организованные и проводимые специалистами Ассоциации «Компьютер и детство» показали, что благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:
- дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;
- глубже постигаются понятия числа и множества;
- быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве
- тренируется эффективность внимания и память;
- раньше овладевают чтением и письмом;
- активно пополняется словарный запас;
- развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз.
- уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора;
- воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;
- развивается воображение и творческие способности;
- развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления.
Главный плюс компьютерных игр при подготовке к школе – развитие у малыша усидчивости и целеустремленности
Правила компьютерных игр
— Количество минут за ПК равно возрасту ребенка, умноженному на 1,5. Например, для шестилетки — игра длится 9 минут.
— Количество сессий за ПК – максимум 3 в день. Для шестилетки — это полчаса в день.
— После работы – обязательна гимнастика для глаз и подвижные игры.
— Стульчик и высота стола должны быть отрегулированы так, чтобы уровень глаз ребенка приходился на центр экрана.
Рассмотрим некоторые виды компьютерных программ для дошкольников.
Развивающие игры.
Предназначены для формирования и развития у детей общих умственных способностей, эмоционального и нравственного развития. Они развивают фантазию, воображение. В них нет явно заданной цели – они являются инструментами для творчества, самовыражения ребенка. Развивающим программам присущ исследовательский характер——-разнообразные графические редакторы, «рисовалки», «раскрашки», конструкторы, которые предоставляют возможность рисования на экране прямыми и кривыми линиями, геометрическими фигурами и пятнами, закрашивания замкнутых областей, музыкальные редакторы для ввода, хранения и воспроизведения простых мелодий; «Конструкторы сказок», совмещающие возможности текстового и графического редакторов для формирования и воспроизведения иллюстрированных текстов.
Обучающие игры.
К ним относятся игровые программы дидактического типа, в которых в игровой форме предлагается решить одну или несколько дидактических задач. В этот класс входят игры, связанные: с формированием у детей начальных математических представлений;
с обучением азбуке, слого и словообразованию, письму через чтение и чтению через письмо; с обучением родному и иностранному языкам; с формированием динамических представлений по ориентации на плоскости и в пространстве; с эстетическим, нравственным воспитанием; с основами систематизации и классификации, синтеза и анализа понятий.
Логические игры.
Полезность логических игр в том, что они развивают навыки логического мышления у детей дошкольного возраста. Чаще всего игра представляет собой одну задачу или набор нескольких головоломок, которые должен решить играющий. Типичными представителями данного жанра являются разнообразные задачи на перестановку фигур или составление рисунка.
Игры – забавы.
В этих играх не содержатся в явном виде игровые или развивающие задачи. В них предоставляется возможность детям развлечься, осуществить поисковые действия и увидеть на экране результат в виде какого-либо «микромультика». Ребенок придумывает свой сюжет, используя известных героев. Такие игры дают возможность искать нестандартные пути решения задач.
Использование компьютерных игр, имеющих гарантию качества, полное техническое и методическое обеспечение в рациональном сочетании с традиционными видами игр, будет способствовать формированию самобытной творческой личности дошкольника.
Таким образом, компьютерные игры могут влиять на различные сферы развития ребенка: интеллектуальную, социальную, эмоциональную. Они способствуют усвоению новых и закреплению уже имеющихся знаний, умений и навыков.
Источник
Современные дети осваивают компьютер еще до школы. Не всем родителям это нравится: сомнительное развлечение, способное перерасти в зависимость. С другой стороны, мир меняется и ему точно нужны будут IT-специалисты и робототехники. Так может, наоборот, стоит изучать компьютер с ранних лет? По просьбе «Литтлвана» Влад Кяуне, web-разработчик и педагог по разработке компьютерных игр для детей в школе «Маяк», вывел 9 рекомендаций, как использовать интерес к компьютеру на пользу ребенку.
Влад Кяуне, куратор курса курса «Разработка компьютерных игр» для детей в школе «Маяк». Куратор онлайн-направления обучения в Moscow Coding School. В прошлом full-stack разработчик в компании Astroshock. Давно занимается веб-программированием, увлекается Python, игрой Minecraft и методиками преподавания новичкам. Выпускник постдипломной образовательной программы института «Стрелка» и волонтер организации AIESEC.
1. Обратите внимание на интересы ребенка
Глубокий интерес к компьютеру, к тому «как там все устроено», в отличие от увлечения играми, не возникает просто так. Изначально ребенок проявляет абстрактное мышление, интерес к логическим операциям, решает задачки. Важно вовремя этот интерес заметить и развивать: стратегическими играми, конструкторами, интересными приложениями: Scratch, Factorio, CodeCombat.
2. Предложите игры на развитие абстрактного мышления
Игра для ребенка 3 лет на компьютере — не лучший вариант. Для детей 3–4 лет более полезны простые игры. Развить «правильное» мышление у малышей помогут логические задачи, конструктор, пазлы, пластилин. В этом возрасте важно познавать пространство, свое тело, развивать моторику — в том числе под руководством родителей.
3. Не пытайтесь переделать ребенка
Лучше помогайте развивать способности. Показателен пример действующего чемпиона мира по шахматам Магнуса Карлсена. Он относится к первому поколению спортсменов, которые получили возможность тренироваться, сидя за компьютером, без постоянного посещения шахматного клуба (в 8 лет Магнус по несколько часов в день блицевал в интернете). Будущий чемпион был замкнутым ребенком, но всегда проявлял интерес к логическим задачам. Родители заметили это и помогли парню, направив в нужное русло.
4. Определите подходящий возраст
Дети готовы подходить к программированию осознанно с 12 лет. В этом возрасте они быстро запоминают, начинают вникать в ключевые понятия. Вот тогда их можно отдать на курс программирования или разработки. Для детей помладше больше подойдут несложные игры под присмотром родителей: пазлы, лего, настольные игры с построением стратегии.
5. Выберите правильные компьютерные игры
Если полезные игры на компьютере для детей 4 лет найти непросто, то обучающая игра для ребенка 7 лет на компьютере – уже не такая и редкость. Вопреки родительским стереотипам, есть много полезных игр и приложений для школьников. Лучшие — те, где ребенок не только играет, но и участвует в создании. Например:
- Scratch (от 7 лет). Вариант для самых маленьких. Можно легко строить анимации, простые игры, мультики.
- CodeCombat (9–14 лет). По дизайну похож на настоящую онлайн-игру, при этом для игровой механики используется написание кода. Например, чтобы персонаж пошел вперед — надо написать команду, чтобы прыгнул — создать какой-то код.
- Swift Playgrounds (10–15 лет). Хороший вариант для того, чтобы провести несколько вечеров вместе с ребенком. Это не просто красивая игрушка, она учит основам языка Swift, на котором пишут мобильные и десктоп-приложения для техники Apple.
- Factorio (от 12 лет). Игра помогает развить системное мышление и логику — нужно строить сложные конвейеры и фабрики, а еще добывать ресурсы, делать исследования, строить инфраструктуру.
- Human Resource (от 12 лет). Хорошая мультяшная игра, где нужно решать алгоритмические задачки, похожие на те, с которыми сталкиваются программисты.
- Maincraft (12–16 лет). Надстройка для игры Maincraft в виде локального сервера. Это скорее формат «подросток + родитель». Взрослые должны быть готовы погрузиться: помочь с установкой и прохождением заданий.
- SHENZHEN I/O (от 16 лет). Игра, которая учит программировать платы на языке assembly. Подойдет для увлеченных подростков и для взрослых.
В идеале стоит придерживаться правила: «Играем только в те игры, которые написали сами». Так ребенок лучше запоминает правила кодинга, а также все время хочет совершенствовать свою игру.
Эти игры — по сути и есть программы по изучению кода, только адаптированные для детей. Но есть еще и база по работе с кодом: Processing, Studio Code, Python I.
6. Некоторые языки программирования могут освоить даже подростки
Основам web-разработки, языкам программирования Java и Python, обработке больших данных вполне можно научиться в 14–15 лет. Полученные навыки будут цениться работодателями в различных сферах, не только в программировании. Например, в научной лаборатории нужен человек, который знает, как обработать большие данные с помощью компьютерных программ. Журналист, который понимает основы web-разработки, сможет запустить свое интернет-издание.
7. Программирования уже недостаточно
В современном мире сложно быть тихим гением. Нужно уметь выражать свои мысли, за три минуты в лифте рассказать инвестору о своем проекте или «зажечь» партнеров своей идеей. Эти навыки намного проще получить именно в детстве — в непринужденной игровой форме. Пусть ребенок делится своими идеями на публике, рассказывает о них сверстникам, так он станет увереннее в себе. Навык презентации полезен в любой профессии. Объясняйте детям, что помимо создания чего-то на компьютере есть и другие важные процессы — придумать проект, собрать команду, договориться, спланировать работу.
8. Обратите внимание на математику
Процессы в математике и программировании разные, но мозг работает в одном направлении. Именно поэтому в школе юному программисту нужно больше времени уделить алгебре и геометрии. Математика развивает абстрактное мышление, учит думать алгоритмами.
9. Делайте перерывы — бегайте и прыгайте
Работа за компьютером требует большого фокуса внимания, именно из-за этого и дети и взрослые чувствуют напряжение и усталость. Помните, выделяя время на развивающие игры для детей: на компьютер — не более получаса, затем — перерыв.
Родители должны понимать: компьютерные игры — это не страшный зверь, а явление, которое нужно вовремя и с умом освоить. Главное: не упускать ребенка, взять руководство над его занятиями за компьютером.
Читайте также
Источник
Õîòèì ìû ýòîãî èëè íåò, íî îáó÷åíèå âñå áîëüøå ñòàíîâèòñÿ ïîõîæèì íà èãðó. Îñîáåííî, åñëè ðå÷ü èäåò î äåòÿõ ìëàäøåãî øêîëüíîãî èëè, òåì áîëåå, äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Ïðåïîäàâàòåëü Áðèòàíñêîé âûñøåé øêîëû äèçàéíà Äìèòðèé Êàðïîâ ñîñòàâèë ñïèñîê ïîëåçíûõ ðåñóðñîâ äëÿ îáó÷åíèÿ èíôîðìàòèêå ñ ðàííåãî âîçðàñòà.
Ñåãîäíÿ ïîäáîðêà ïðèëîæåíèé ïîñâÿùåíà çíàêîìñòâó ñ îñíîâàìè ïðîãðàììèðîâàíèÿ, íî âû ìîæåòå åùå ñîáðàòü îòäåëüíî ãîëîâîëîìêè, ïðîñòûå èãðû íà ðåøåíèå èãðîâûõ çàäà÷ ìûøëåíèÿ, ëàáèðèíòû, ïðîåêòèðîâàíèå ÷òîáû ðàçâèâàòü ìûøëåíèå, âíèìàíèå, àíàëèç, äèñöèïëèíó èòåðàòèâíîãî ïîâåäåíèÿ ïðè ðåøåíèè çàäà÷è. Âòîðàÿ ãðóïïà òâîð÷åñêèå ïðèëîæåíèÿ, ðèñîâàëêè, ìóçûêàëüíûå ïðèëîæåíèÿ, ïðîñòûå âèäåî-ðåäàêòîðû äëÿ ðàçâèòèÿ öèôðîâîãî òâîð÷åñòâà ó äåòåé è âîñïèòàíèè èíòåðåñà ê ýëåêòðîííûì èíñòðóìåíòàì òâîð÷åñòâà. Òðåòüÿ ãðóïïà ïðèëîæåíèé èíòåðàêòèâíûå êíèãè, ñêàçêè, àóäèî-êíèãè ðàçâèâàþùèå âåðáàëüíóþ è àóäèàëüíóþ êóëüòóðó, ðàñøèðÿþùèå ñëîâàðíûé çàïàñ è ãàðìîíè÷íî ôîðìèðóåò ëè÷íîñòü èíòåðåñóþùóþñÿ òåêñòîì, íàððàòèâíîñòüþ, ÿðêèìè âåðáàëüíûìè îáðàçàìè è èíòåðàêòèâíûì îïûòîì âçàèìîäåéñòâèÿ ñ ñþæåòîì.
Íîâóþ îáëàñòü çíàíèÿ, computer science, íàóêè ïðèêëàäíîãî ïðîãðàììèðîâàíèÿ è ïðîåêòèðîâàíèÿ ñòîèò íà÷èíàòü èçó÷àòü â ðàííåì âîçðàñòå — óæå ñ 4-6 ëåò, êîãäà ïðèíöèïû ìûøëåíèÿ óæå ôîðìèðóþò ïðåäñòàâëåíèÿ îá îñíîâàõ ìèðà âîêðóã, åãî ñèñòåì, ñòðóêòóð. Èãðà âñåãäà ñëóæèëà îáó÷åíèþ ðåáåíêà ñåãîäíÿ ãëàâíûì ó÷åáíûì èíñòðóìåíòîì ñòàíîâèòñÿ ãàäæåò, ëè÷íûé ïðîâîäíèê â ìèð öèôðîâûõ çíàíèé ðåáåíêà èëè ñåìåéíûé ïëàíøåò, øêîëüíûé êîìïüþòåð.
Code.org (https://code.org/) ïðèÿòíûé èíòåðôåéñ è ìàññà ïðîñòûõ èãð î áàçîâûõ ïðèíöèïàõ ðàáîòû ÿçûêîâ ïðîãðàììèðîâàíèÿ, âîîáùå íóæíûé, íå êîììåð÷åñêèé, îáðàçîâàòåëüíûé ïðîåêò äëÿ äåòåé.
Crayon Physics Deluxe (https://www.crayonphysics.com/) èãðà ïðîñòî øåäåâð, ðàçâèâàåò ó ðåáåíêà èíæåíåðíîå ìûøëåíèå, ãîòîâèò ê ïîíèìàíèþ ïðîãðàììèðîâàíèÿ ïîâåäåíèÿ â ôèçè÷åñêèõ óñëîâèÿõ ðàçëè÷íûõ ñèñòåì è ôèçè÷åñêèõ äâèæêîâ, íå ñòîëüêî ïðî ïðîãðàììèðîâàíèå, ñêîëüêî ïðî ëîãèêó ðåøåíèÿ çàäà÷ ÷åðåç èòåðàòèâíûé ïðîöåññ, ÷òî ÿâëÿåòñÿ âàæíåéøåé âîñïèòàòåëüíîé äèñöèïëèíîé.
Lightbot (https://lightbot.com/hocflash.html) èãðà íà ñòàðèêå Flash, íî ñ ïðèÿòíîé ãðàôèêîé è ïðîñòûì îáó÷àþùèì ìàòåðèàëîì ïî ïîñòðîåíèþ àëãîðèòìîâ äâèæåíèÿ ðîáîòà, âíèìàíèþ ê ñöåíàðèþ è âîñïèòûâàþùåìó ïîøàãîâóþ îòëàäêó ïîâåäåíèÿ ïåðñîíàæà, ðàçâèâàåò ó øêîëüíèêà ïîíèìàíèå ïðèíöèïèàëüíûõ îñíîâ ïðîãðàììèðóåìîãî èíòåðàêòèâíîãî âçàèìîäåéñòâèÿ.
CodeCombat (https://codecombat.com/) âåòåðàí íà ðûíêå, ðàçâèâàþùèé èãðîâîå îáó÷åíèå íàñòîÿùåìó êîäó Python÷èê, JavaScript, Lua, ýêçîòèêó CoffeScript.
CodeMonkey (https://www.playcodemonkey.com/) ïðîñòàÿ èãðà â èçó÷åíèÿ ïðèíöèïîâ ñèíòàêñèñà ÷åðåç èãðó ñ îáåçüÿíêîé.
Ceebot (https://www.ceebot.com/ceebot/index-e.php) ñòàðåíüêèé âåòåðàí èãðîâîãî îáó÷åíèÿ óïðàâëÿòü ïåðñîíàæàìè èñïîëüçóÿ êîìàíäû C++.
Cargo-Bot (https://itunes.apple.com/ru/app/cargo-bot/id519690804..) ïðîñòîå ïðèëîæåíèå äëÿ äîøêîëüíèêîâ è èõ IPad.
Tomorrow Corporation (https://tomorrowcorporation.com/humanresourcemachine) èãðà â êîòîðîé ðåàëèçîâàí ïðèíöèï ïðîåêòíîãî îáó÷åíèÿ îñíîâàì ïðîãðàììèðîâàíèÿ, âû ðåøàåòå çàäà÷êè, êîòîðûå äàåò âàì èãðîâîé íà÷àëüíèê äëÿ êàæäîãî óðîâíÿ, ðåøàÿ ïàçëû âû ó÷èòåñü ñîçäàâàòü ìîäóëüíûå ôóíêöèè è èõ êîìáèíàöèè, íà îñíîâå ïðîñòåéøèõ êîìàíä.
Scratch (https://scratch.mit.edu/) ôàêòè÷åñêè êëàññèêà äëÿ ðàçâèòèÿ ìûøëåíèÿ áóäóùåãî ïðîãðàììèñòà, ïðîäóìàííàÿ, ñ õîðîøèì ñîîáùåñòâîì è ìàññîé ïðèìåðîâ.
Kodu Game Lab (https://www.kodugamelab.com/) áîëüøîé ó÷åáíûé ïðîåêò îò êîìàíäû Microsoft Research, äîñòóïåí áåñïëàòíî äëÿ PC è îêîëî 5$ çà âåðñèþ äëÿ ïðèñòàâêè Xbox. Ïðåëåñòü â ïðèòÿãàòåëüíîñòè äëÿ ðåáåíêà ìèðà ïðîåêòèðîâàíèÿ èãðû, åãî ìîäóëüíîñòè, ìûøëåíèÿ êàòåãîðèÿìè ñîçäàíèÿ âèðòóàëüíûõ ìèðîâ. Ìåíåå ïîëåçíà â çíàêîìñòâå ñ êîäèíãîì è ïðîãðàììèðîâàíèåì, íî áîëüøå ïîìîãàåò èçó÷àòü îñíîâû äèçàéíà èãðîâûõ ïðèëîæåíèé.
Hopscotch (https://www.gethopscotch.com/) îáÿçàòåëüíûé èíñòðóìåíò íà Ipad ðåáåíêà, ïðèÿòíûé äèçàéí, áàçîâîå èçó÷åíèå îñíîâíûõ ïîíÿòèé êîäèíãà, âëîæåííîñòü, ïåðåìåííûå, ïðîñòûå âèçóàëüíûå ïîäñêàçêè.
ÏèêòîÌèð (https://www.piktomir.ru/) ñòîèò îòìåòèòü è ýòîò ðîññèéñêèé ïðîåêò, ïðè÷åì ðàçðàáîòàííûé ïî òåõçàäàíèþ ÐÀÍ, íî ìíå íå íðàâèòñÿ âèçóàëüíûé äèçàéí äîñòîèíñòâî ïðèëîæåíèÿ ýòî ðóññêèé ÿçûê, âåñüìà ñïîðíîå ïðè èçó÷åíèè îñíîâ ïðîãðàììèðîâàíèÿ â êîòîðîì àíãëèéñêèé ýòî 70% áûñòðîãî óñïåõà. Íî ïðîåêò âûçûâàåò óâàæåíèå è ïîëåçåí äëÿ äîøêîëüíèêîâ è ìëàäøèõ êëàññîâ.
RoboZZle (https://www.robozzle.com/) ïðèëîæåíèå äëÿ ñîñòàâëåíèÿ àëãîðèòìà äâèæåíèÿ ñòðåëêè, îáó÷àåò ðåáåíêà ïîíèìàíèþ òåîðèè àëãîðèòìîâ íà ïðàêòèêå
Kodable (https://www.kodable.com/) âåðîÿòíî ïîäîéäåò äëÿ ìàëûøåé, êîòîðûå ñìîãóò èãðàÿ ñîñòàâëÿòü ïðîñòûå ñöåíàðèè ïîâåäåíèÿ ìèëûõ øàðîîáðàçíûõ ïåðñîíàæåé, çíàêîìÿñü ñ ïðèíöèïàìè èíòåðàêòèâíîãî ïðîòîòèïèðîâàíèÿ ïîâåäåíèÿ îáúåêòà.
Источник
Ребёнку не так страшны большие дозы информации, как скука, однообразие и недостаток пищи для ума.
Что происходит с интеллектом детей 6 и 7 лет
В 6–7 лет мыслительные способности ребёнка выходят на качественно новый виток развития. В этом возрасте большинство детей:
- учатся читать, писать и считать в пределах 20;
- начинают разбираться во временных промежутках;
- могут дольше, чем годом ранее, фокусироваться на одной и той же задаче;
- становятся более рассудительными;
- способны усваивать довольно много информации на слух.
Развивающие игры стимулируют тягу к знаниям и подстёгивают стремление самостоятельно решать сложные задачи. Важно, чтобы и родители активно вовлекались в процесс. Самооценка детей очень уязвима — и ваше участие, поддержка и искренний восторг помогут юному интеллектуалу поверить в свои силы.
Но главное — если видите, что задача ребёнку пока не по силам, не переживайте и уж точно не сомневайтесь в умственных способностях своего чада. Просто отложите игрушку на некоторое время, а потом попробуйте снова.
Головоломки и конструкторы для детей 6 и 7 лет
1. Танграм
amazon.com
- Что развивает: внимание, абстрактное и пространственное мышление, воображение, логику, способность комбинировать.
Суть классической головоломки, которую придумали ещё в Древнем Китае, в том, чтобы сложить из семи простых геометрических фигур более сложное изображение — силуэт животного или человека, транспортное средство, цифру, букву и так далее. Варианты практически бесконечны. Например, американский программист Даг Ньюфер умудрился собрать из танграма Дональда Трампа.
Вы можете начать с домика, собачки или птички. Главное — использовать все семь элементов, иначе не считается.
Что купить
- Танграм с AliExpress, 56 рублей →
- Танграм от KriBly Boo, 196 рублей →
2. Конструктор LEGO
amazon.com
- Что развивает: мелкую моторику, логику, нестандартное мышление, пространственное воображение, настойчивость, умение решать проблемы.
Наборы LEGO для возраста 6+ состоят из сотен элементов и нескольких ролевых героев. Перед ребёнком стоит задача собрать из мелких деталей сложный объект, что требует внимания, терпения, усидчивости и недюжинных интеллектуальных усилий. В награду юный строитель получает не только красивую конструкцию, но и уверенность в себе и своих силах.
Полезно собирать LEGO не в одиночку, а с друзьями или родителями. Во‑первых, это повышает шансы на успех. Во‑вторых, развивает навыки командной работы и коммуникативные способности.
Что купить
- Конструктор LEGO «Шаттл для исследований Марса», 1 629 рублей →
- Конструктор LEGO «Полицейский участок в горах», 4 059 рублей →
- Конструктор LEGO «Пассажирский поезд», 8 549 рублей →
3. Лабиринт‑куб
amazon.com
- Что развивает: мелкую моторику, логику, пространственное воображение, координацию.
Классический прозрачный куб с металлическим шариком внутри — отличная возможность потренировать не только интеллект, но и зрительно‑моторную координацию, или, другими словами, систему «глаз‑рука» (глаз видит — рука выполняет). Этот навык является базовым для успешного обучения письму.
Что купить
- Лабиринт‑куб с AliExpress, от 165 рублей →
- Лабиринт‑шар Perplexus Rookie, 1 287 рублей →
4. Пазлы
amazon.com
- Что развивают: мелкую моторику, образное и логическое мышление, правильное восприятие связи между частью и целым.
Дети от 6 лет и старше справляются с сортировкой элементов — по цвету, форме или фрагменту картинки. Им можно предлагать довольно сложные пазлы из 100+ мелких деталей.
Что купить
- Пазл «Томас и его друзья» от Step Puzzle, 100 рублей →
- Пазл «Лондон» от Dodo, 258 рублей →
- Пазл‑раскраска «Динозавры» от Bradex, 732 рубля →
5. Змейка Рубика
amazon.com
- Что развивает: пространственное и логическое мышление, воображение.
Игра‑бестселлер 1980‑х по‑прежнему остаётся хитом среди механических головоломок. По сложности она уступает кубику Рубика. А кроме того, из змейки можно получить более 100 фигур, что даёт пространство для фантазии. Поэтому успех гарантирован старшим детсадовцам и первоклашкам.
Что купить
- Змейка Рубика с AliExpress, от 40 рублей →
- Большая змейка Рубика, 969 рублей →
6. Квадриллион
amazon.com
- Что развивает: логическое мышление, воображение, усидчивость, внимательность.
Головоломка включает 12 деталей разных цветов и форм и четыре чёрно‑белые магнитные решётки, которые складываются в игровое поле. Нужно заполнить его, использовав все детальки и не оставив ни одной пустой выемки.
Поскольку магнитные решётки можно соединять различными способами, количество заданий достигает 80. А уровень сложности колеблется от «проще некуда» до «почти нереально» (на этот случай предусмотрены ответы в конце книжки с заданиями).
Что купить
- Логическая игра «Квадриллион» от Bondibon, 1 403 рубля →
Настольные игры для детей 6 и 7 лет
1. Эрудит
ozon.ru
- Что развивает: словарный запас, грамотность, наблюдательность, логическое мышление.
«Эрудит» или «Словодел» — это русскоязычные варианты американской игры Scrabble, которой уже более 80 лет. В партии участвуют от двух до шести человек. А выигрывает тот, кто наберёт больше всего очков за составленные слова.
Младшие школьники в процессе игры со взрослыми не только узнают новые слова, но и запоминают, как они выглядят на письме.
Что купить
- Настольная игра «Эрудит», 775 рублей →
- Настольная игра Scrabble Junior от Mattel, 1 669 рублей →
2. Дженга
amazon.com
- Что развивает: пространственное, архитектурное и образное мышление, мелкую моторику.
Игра в дженгу, или «Падающую башню», начинается со строительства этой самой башни из деревянных блоков. И только потом участники начинают ходить: вытягивать по одному бруску снизу и класть его наверх.
Лавры победителя достаются тому, кто сделал последний успешный ход — перед обрушением. Забава только кажется простой: ведь прежде чем вытащить очередной элемент, нужно представить, как именно он нагружен, как поведёт себя конструкция. А движения должны быть максимально аккуратными и точными.
Что купить
- Настольная игра «Паника в Арктике» от «Академии игр», 455 рублей →
- Настольная игра «Дженга», 1 149 рублей →
3. Шакал: Архипелаг
leonardohobby.ru
- Что развивает: логическое и системное мышление.
Пиратская стратегия «Шакал» была создана в МГУ в 1970‑е и с тех пор не теряет популярности. «Архипелаг» — это новая версия старой игры, адаптированная для детей. Правила стали понятнее, острова — меньше, а партии — короче. Но, главное, исчезло упоминание рома, что позволило рекомендовать настолку детям 6+.
Что купить
- Настольная игра «Шакал: Архипелаг», 1 512 рублей →
4. Магический лабиринт
amazon.com
- Что развивает: пространственное мышление, память.
Изюминка игры — двойное дно. Под игровым полем находится лабиринт, а к каждой фигурке снизу прикреплён шарик‑магнит. Когда при перемещении фишка натыкается на невидимое препятствие, магнит падает, а игрок должен вернуться к месту старта. Важно запомнить расположение стенок лабиринта и выбрать безопасный путь.
5. Соображарий
au.ru
- Что развивает: реакцию, словарный запас, коммуникативные навыки, дар убеждения.
Продвинутый вариант игры в слова. В распоряжении участников есть карточки с буквами и категориями. Темы могут быть самыми разными: «Можно встретить на даче», «Что‑то овальное» или «Не стоит давать детям». Допустим, вы вытащили букву «М» и «Кусается». Теперь все участники должны вспомнить, кто может кусаться и начинаться на «М».
Что купить
- Настольная игра «Соображарий» от Hobby World, 478 рублей →
Мобильные приложения для детей 6 и 7 лет
1. В стране Логики
- Платформа: Android.
Вместе с героями Джеком и Элис ваш ребёнок ищет сокровища в пяти городах страны Логики. По пути нужно выполнять задания разных типов — например, найти лишнюю фигуру, дополнить квадрат, решить судоку или понять закономерность.
2. Фиксики. Математика для детей
- Платформы: Android, iOS.
Обучающее приложение содержит бол