Полезные материалы для егэ по литературе

Полезные материалы для егэ по литературе thumbnail

Полезные материалы для егэ по литературеМинимальная Программа курсов подготовки к ЕГЭ по литературе рассчитана на 30 занятий.

Темы занятий соответствуют Кодификатору ЕГЭ по литературе.

Обратите внимание на объем того, что нужно прочитать и освоить. Начинайте готовиться заранее.

1. Требования к выполнению тестов ЕГЭ по литературе: структура, типы заданий, формы бланков. Пособия и учебники.

Общие понятия курса:
Художественная литература как искусство слова;
Устное народное творчество и литература. Жанры устного народного творчества;
Художественный образ. Художественное время и пространство;
Содержание и форма. Поэтика;
Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.

Проверка знаний учащихся (первичный тест).

2. Основные понятия теории литературы.
Литературные роды: эпос, лирика, драма;
Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика.
Сюжет. Композиция.
Антитеза.
Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог.
Лирическое отступление.
Конфликт.
Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.
Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка.
«Вечные темы» и «вечные образы» в литературе.
Пафос. Фабула.
Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь.
Сказ.

3. Основные понятия теории литературы.
Деталь. Символ. Подтекст.
Психологизм. Народность. Историзм.
Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
Язык художественного произведения. Риторический вопрос. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория.
Звукопись: аллитерация, ассонанс.
Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения (общие сведения).
Активизация знания текстов.

«Слово о полку Игореве» – памятник древнерусской литературы. Особенности жанра, тематика и проблематика.

4. Классицизм в русской литературе XVIII века.
Идеи классицизма в творчестве Ломоносова, Державина и Фонвизина. Понятие «просветительская литература».
Основные понятия теории литературы.
Проза и поэзия. Рифма. Системы стихосложения.
Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.
Стихотворение Г. Р. Державина «Памятник». Принципы анализа стихотворения.

5. Русская драма эпохи классицизма.
Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль».
Принципы анализа фрагментов эпического / драматического текста.

6. Литературные направления и методы в русской литературе первой половины XIX в.
Пьеса А. С. Грибоедова «Горе от ума».
Черты классицизма, романтизма и реализма в пьесе.
Соотношение композиции и сюжета. Углубление понятий «герой», «главный герой», «система персонажей».

7. Анализ фрагментов текста комедии Грибоедова «Горе от ума».
Понятие «Литературная критика».
Статья Гончарова «Мильон терзаний». Задания С1-С2.

8. Контрольная работа №1.
Основные понятия теории литературы.
Древнерусская литература.
Литература эпохи классицизма.

9. Романтизм.
Лирика В. А. Жуковского.
Элегия «Море», баллада «Светлана».
Средства художественной выразительности.
Образы и образное мышление как основа литературного творчества.
Романтизм и реализм.
Стихотворения А. С. Пушкина. «Деревня», «Узник», «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…», «Погасло дневное светило…», «Поэт», «Песнь о вещем Олеге», «К морю».

10. Стихотворения А. С. Пушкина:
«Няне», «Я помню чудное мгновенье…», «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «..Вновь я посетил…».
Поэма «Медный всадник».

11. Художественные особенности романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
Автор и его герои.
Внесюжетные элементы в романе «Евгений Онегин»: письма героев, сон Татьяны, лирические отступления.
Статья Белинского.

12. Повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
Обобщение понятия «эпические жанры».
Поэзия М. Ю. Лермонтова. «Песня … про купца Калашникова».

13. Поэзия М. Ю. Лермонтова.
Стихотворения «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…». Поэма «Мцыри».

14. Композиционные особенности романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Система образов в романе.
Понятие «психологизм».
Роль портрета и пейзажа.

15. Н. В. Гоголь.
Поэма «Мертвые души» – особенности жанра и композиции.
Проблема героя. Эпическое начало и система образов в поэме Гоголя.

16. Н. В. Гоголь.
Комедия «Ревизор». Повесть «Шинель».

17. Контрольная работа №2.
Литература 1-й половины XIX в.

18. А. Н. Островский.
Драма «Гроза». Особенности жанра драмы.
Статья Добролюбова «Луч света в темном царстве».
Статья Писарева «Мотивы русской драмы».

Читайте также:  Чем полезен вареный рис без соли

19. Лирика А. А. Фета:
«Заря прощается с землею…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь».

Лирика Ф. И. Тютчева:
«Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б. « («Я встретил вас – и все былое…»), «Природа – сфинкс. И тем она верней…».

20. Стихотворения Н. А. Некрасова:
«Тройка», «Я не люблю иронии твоей…», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «О Муза! я у двери гроба…».
Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
Особенности художественного текста: авторский замысел, композиция произведения, изобразительно-выразительные средства.

21. Жанровые разновидности русского романа:
Роман-диспут И. С. Тургенева «Отцы и дети».
«Календарный» роман И.А. Гончарова «Обломов».

22. М. Е. Салтыков-Щедрин.
Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь». «История одного города» (обзорное изучение).

Н. С. Лесков.
«Левша». «Несмертельный Голован».

23. Ф. М. Достоевский
«Преступление и наказание».
Тематика и проблематика романа. Психологизм Достоевского.
Христианская символика в романе.
Система художественных образов романа: «двойники» героя, роль «снов».

24. Л. Н. Толстой
«Война и мир». Роман-эпопея.
Авторский замысел, тема и идея, проблематика, композиционное строение, система художественных образов романа. Философско-религиозные идеи Толстого. Авторская позиция.25. Контрольная работа № 3. Литература 2-й половины XIX в.

26. Понятие «модернизм».
И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник».
А. П. Чехов. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон».
А. М. Горький «Старуха Изергиль».

27. Комедия А. П. Чехова «Вишневый сад» и драма А. М. Горького «На дне».
Серебряный век русской литературы.
Активизация знаний о литературных размерах. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр.

28. Основные поэтические течения серебряного века.

А. А. Блок.
Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…». Поэма «Двенадцать».

О. Э. Мандельштам.
Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…».

А. А. Ахматова.
Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова…», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Стихи о Петербурге», «Мужество». Поэма «Реквием».

В. В. Маяковский.
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой». Поэма «Облако в штанах».

Б. Л. Пастернак.
Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!. «, «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Никого не будет в доме…», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест…», «Сосны», «Иней», «Июль».

С. А. Есенин.
Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!. «, «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи…», «Низкий дом с голубыми ставнями…».

М. И. Цветаева.
Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»).

29. Проза XX века.

М. А. Шолохов. Роман «Тихий Дон». Рассказ-эпопея «Судьба человека».

М. А. Булгаков. Романы «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита».

Б. Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго».

А. П. Платонов. Рассказ «Юшка».

Читайте также:  Полезно ли кушать хлопья с молоком

А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор». Повесть «Один день Ивана Денисовича».

30. Тема войны у А. Т. Твардовского.
Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…». Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два бойца», «Поединок», «Смерть и воин»).

Обзор литературы второй половины ХХ века (краткие сведения).

Проза второй половины XX века (обзорно).
Ф. А. Абрамов, Ч. Т. Айтматов, В. П. Астафьев, В. И. Белов, А. Г. Битов, В. В. Быков, В. С. Гроссман, С. Д. Довлатов, В. Л. Кондратьев, В. П. Некрасов, Е. И. Носов, В. Г. Распутин, В. Ф. Тендряков, Ю. В. Трифонов, В. М. Шукшин.

Поэзия второй половины XX века (обзорно).
Б. А. Ахмадулина, И. А. Бродский, А. А. Вознесенский, В. С. Высоцкий, Е. А. Евтушенко, Н. А. Заболоцкий, Ю. П. Кузнецов, Л. Н. Мартынов, Б. Ш. Окуджава, Н. М. Рубцов, Д. С. Самойлов, Б. А. Слуцкий, В. Н. Соколов, В. А. Солоухин, А. А. Тарковский.

Драматургия второй половины ХХ века (обзорно).
А. Н. Арбузов, А. В. Вампилов, А. М. Володин, В. С. Розов, М. М. Рощин.

31. Контрольная работа № 4. Литература XX в.

32. Итоговое занятие: вопросы и ответы, уточнение недопонятого, финальное тестирование.

Мы используем файлы cookie, чтобы персонализировать контент, адаптировать и оценивать результативность рекламы, а также обеспечить безопасность. Перейдя на сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.

Источник

Литература – предмет школьной программы, изучение которого требует большого количества времени и усилий, в связи с чем его не очень любят выпускники. По статистике, ЕГЭ по литературе выбирают для сдачи около 5 процентов школьников. Знание литературы необходимо тем, кто поступает на филологические факультеты, журналистику, а также в театральные и прочие творческие вузы. 

Для получения высокой оценки на экзамене надо понимать, как готовиться к ЕГЭ по литературе, каковы основные требования ЕГЭ, знать тексты произведений из составленного Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ) списка литературы, а также уметь грамотно и логично излагать свои мысли в сочинении. 

Обратите внимание: на ЕГЭ по литературе ученик не сможет пользоваться текстами произведений, а также любыми другими источниками информации.

ЕГЭ по литературе: процедура, структура экзамена

Как сообщается на сайте ФИПИ, единый государственный экзамен в 2020 году не будет изменен ни по содержанию, ни по структуре. Это поможет выпускникам при подготовке к экзамену учитывать проблемы, обозначенные при оценке результатов экзамена в прошлые годы.

На выполнение всей работы во время экзамена отводится 3 часа 55 минут.   

Структура экзаменационного билета – КИМ (контрольно-измерительные материалы) имеет два блока и 17 заданий. В первом блоке 16 заданий (из них 12 – базовый уровень и 4 – повышенный). Вопросы первого блока также разделены на два комплекса. В первом – работа с фрагментом из драматического, эпического или лироэпического произведения, во втором комплексе – ответы на вопросы по предлагаемому фрагменту лирического произведения. Во втором блоке задание самое сложное: ученик должен написать развернутое сочинение на одну из четырех предлагаемых тем.

Максимальный балл на экзамене по литературе получить сложно, но возможно. Главное при подготовке – прочитать необходимые произведения, рецензии критиков, литературоведческие статьи, позволяющие понять ключевые моменты, которые в дальнейшем помогут ответить на вопросы билета.

Советы для подготовки к ЕГЭ по литературе

Если родители и школьник решили: готовимся к ЕГЭ по литературе самостоятельно – помогут приведенные ниже советы.

Совет № 1. Помочь систематизировать подготовку к экзамену по литературе может кодификатор – полный список произведений, которые обязаны знать школьники при сдаче экзамена. Ознакомиться с этим документом можно также на сайте ФИПИ. Произведений, которых нет в кодификаторе, в заданиях не будет. Но если вы их знаете и сможете привести в качестве аргумента при ответе на вопросы или при написании сочинения, это зачтется.

Кодификатор – документ, в котором перечислены темы, требования к ответам, все элементы, которые необходимо повторить или выучить перед экзаменом. Он может послужить планом подготовки к экзамену. Распечатайте его и помечайте маркером те произведения, по которым вы уже подготовились.

Совет № 2. Выпишите произведения по жанрам: роман, поэма, повесть, рассказ. Пронумеруйте списки произведений каждого жанра и заучите их наизусть. Обязательно выучите названия произведений и фамилии, имена и отчества их авторов. Это минимум. Он нужен будет вам в заданиях с кратким ответом для экономии времени.       

Читайте также:  Тыквенный сок с лимоном чем полезен

Разделите прозу на 3 части:

  • Произведения, которые вы не читали. Читать их надо в первую очередь. После того как прочли, прочитайте краткое содержание, так лучше отложится в памяти. Далее критику, анализ произведения. Запомните основные моменты: проблемы, затронутые автором, конфликты, выводы. Если произведение объемное, и вы не успеваете прочесть, обязательно прочтите начало, несколько глав и конец. При этом краткое содержание и анализ прочитать и запомнить обязательно, без этого вы не обойдетесь при ответе.
  • Произведения, которые вы читали, но помните плохо, читаете сразу после первой группы. Каждое закрепляете чтением краткого содержания и анализа.
  • И, наконец, произведения, которые читали недавно и помните хорошо. Повторите их по краткому содержанию обязательно. Информации было слишком много.

Совет № 3. Поэзия. Здесь стратегия другая. Выпишите стихи по авторам и запомните количество и названия. Запомните имена поэтов, их немного. Читайте каждого автора, представленного в кодификаторе, по очереди. Сначала, например, все стихи Ахматовой, потом Есенина и т. д. Выучите по 2-3 стихотворения каждого автора наизусть, стихи должны быть на разную тему: о родине, о любви, о природе. 

Самое сложное в подготовке этого раздела литературы – проблематика. Обзор стихов по определенной проблеме (например, проблеме поколений, одиночества и пр.) можно взять на сайтах в интернете. Это надо просто выучить. А вот как именно эта проблема раскрыта в данном произведении, вы должны определиться сами. Почитайте критику, литературоведческие статьи. 

Можно ли подготовиться к ЕГЭ по литературе самостоятельно? Все зависит от того, насколько хорошо вы занимались по этому предмету во время учебы в школе. Если вы своевременно прочитали все нужные произведения и хорошо знаете их содержание, понимаете значение основных литературоведческих терминов и умеете применять при анализе – это уже хорошо. По прочитанному и понятому нужно написать сочинение, и тут необходима помощь специалиста. Написанные сочинения должен кто-то проверить. Это может быть либо учитель, либо репетитор. Полагаться на собственный опыт не следует.

Определяясь, как готовиться к ЕГЭ по литературе, решайте варианты из билетов открытого банка ЕГЭ за прошлые годы. Наиболее популярные сайты: «Решу ЕГЭ», Открытый банк заданий ЕГЭ ФИПИ, Яндекс.Репетитор. Сверяйте ответы и запоминайте правильные.

По кодификатору ФИПИ нужно прочесть все, в том числе сведения по истории литературы, биографии писателей, критику. Необходимо выучить и понимать литературоведческие термины. При анализе произведения необходимо соотносить его с исторической обстановкой, социальными и культурными нормами, поэтому изучению истории тоже необходимо уделить внимание.

ЕГЭ по литературе: самые сложные задания

При сдаче экзамена по литературе главным и самым сложным заданием является сочинение. Из всех предложенных выбирайте простую и понятную тему. Вам должно быть хорошо известно произведение, по которому будете писать, его основная мысль. Важным является употребление цитат из произведения, описание одного-двух эпизодов, характеристика героев.

Начиная готовиться к ЕГЭ по литературе, постарайтесь сделать краткие заготовки для написания сочинения по всем темам. Вызубрите и понимайте литературные термины, употребление их в анализе произведения будет большим плюсом.

Важнейшим фактором при написании сочинения является грамотность. Старайтесь писать просто и ясно, это убережет вас от лишних ошибок в тексте.

ЕГЭ по литературе: что нового

Нововведения в ЕГЭ по литературе в 2020 году коснутся в основном структуры выполнения заданий. Особое внимание будет уделяться развернутому ответу, т. е. рассуждениям школьника. По сути, мы возвращаемся к обычному экзамену по литературе, который был до введения ЕГЭ.

ФИПИ предлагает следующую структуру выполнения заданий:

Принцип оценки будет прежним: определенное количество баллов за каждое правильно выполненное задание. Оцениваться будет глубина рассуждений, убедительность, логика в изложении, правильное построение предложений, соблюдение норм речи.

За первую часть билета (анализ произведения, раскрытие темы) будет выставляться 4–6 баллов, за сочинение – 14–24 балла и более. При оценке будут учитываться качество выполненной работы, полное раскрытие темы, а также творческий подход к задаче. 

Для успешной сдачи экзамена по литературе нужна не только подготовка, но и умение рационально распределить силы и время при выполнении заданий. Если затрудняетесь с ответом на какое-либо задание, можно его оставить на потом и отвечать на знакомые и понятные вопросы. Совет такой: на выполнение заданий первого блока постарайтесь потратить не более 1 часа 15 минут, на сочинение – 2 часа 25 минут. В оставшиеся 15 минут попытайтесь ответить на вопросы анализа, которые ранее вызвали затруднение.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.

Источник