Полезные материалы для егэ по обществознанию
Обществознание – самый популярный предмет по выбору. Он признан сложнейшим теоретическим экзаменом школьной программы. Всего 4 человека из 100 получают 80+ баллов. В одном предмете 5 независимых наук, которые чередуются по темам так, что нельзя усвоить один блок полностью без другого. Отсюда самый объемный список тем для подготовки – и все это про обществознание.
Что нужно знать, чтобы успешно сдать экзамен и войти в избранный круг высокобалльников? Для начала необходимо четко знать структуру экзамена и систему обществознания на ЕГЭ.
Экзамен состоит из 29 заданий, которые разделены на 2 части. Все задания распределены на пять отдельных, но взаимосвязанных теоретических блоков: экономика, право, социальные отношения, политика, человек и общество. Первая часть включает 20 заданий с кратким ответом. Каждый блок имеет в ней свое четко закрепленное место. Задания по ЧиО находятся под номерами 4-6, задания по экономике под номерами 7-10, по социальным отношениям под номерами 11-12, по политике под номерами 13-15, по праву под номерами 16-19. Еще есть 4 задания: 1-3 и 20, которые могут проверять знания любого из блоков.
Вторая часть экзамена включает 9 заданий. Их формат уже другой – это задания с развернутым ответом. Их будут проверять эксперты, а не компьютер. Такая оценка отчасти субъективна, но все ответы будут проверяться строго по особой системе критериев.
Ученик должен записать ответы на первую часть в бланке для заданий с кратким ответом, используя буквы и цифры строго из образца. Вторую же часть нужно заполнить на специальных бланках от руки, своим почерком. Экзамен по обществознанию длится 3 часа 55 минут.
Елена Провозен, руководитель исследований и разработок в компании MAXIMUM Education, собрала несколько отличных советов по подготовке к этому непростому экзамену.
1) Самый хитрый враг
Самый хитрый и коварный враг в процессе подготовки к обществознанию — это бессистемность. Ты вроде бы поглощаешь много информации, но ничего не запоминается. Мы привыкли, что ответ на любой вопрос можно на 10 секунд найти в Гугле. Нашел — пролистал, забыл.
Как с этим бороться? Наши преподаватели советуют использовать несколько источников, когда прорабатываешь тему. Например, школьный учебник и хороший справочник или видео-урок на Ютубе. Понял тему, повторил — делаешь один тематический тест. Посмотрел видео — закрепляешь полным общим тестом.
2) Не один и не все
Лайфхак для первой части экзамена – в ответе никогда не будет стоять одна цифра, и никогда не будут все. Соответственно на выбор даны комбинации из 2, 3 и 4 цифр. Найти правильную становится посильной задачей, когда известно, что все цифры или только одну в ответ писать нельзя.
3) Как запомнить полномочия государственных органов
Ещё один лайфхак от преподавателей нашего центра поможет быстро и легко справиться с 14 заданием. Оно проверяет знание Конституции, а точнее полномочий государственных органов власти. Безусловно, можно выучить все нужные статьи из Конституции и правильно выполнить это задание. Но это сделать не так просто, поскольку материала достаточно много. В выборе правильного ответа помогут слова-маркеры, которые сопровождают каждый из субъектов государственной власти.
Если в задании встречаются слова «обеспечение» и «мера» — речь 100% идет о полномочиях Правительства. Если вы видите слова «осуществление» и«проведение», весьма вероятно, речь также идет о Правительстве. Ведь именно Правительство как исполнительный орган власти занимается осуществлением тех решений, которые были приняты другими органами власти. Бывает, что с последними двумя словами можно столкнуться в статьях о полномочиях Президента, но этот шанс невысок, кроме того, полномочия Президента и так нужно знать наизусть, так что распознать их не составит труда.
Еще одно полномочие и слово-маркер — «амнистия». Это освобождение от наказания или замена наказания на более мягкое для большого количества людей и этим занимается Государственная дума.
Еще одно схожее слово-маркер — «помилование». Это также освобождение от наказания, но уже не группы лиц, а только одного лица, и занимается этим не Госдума, а Президент. Для того, чтобы это запомнить, есть еще один небольшой лайфхак.
Здесь действует принцип: один человек освобождает одного, много человек освобождают многих.
ГосДума (много людей) – амнистия (много людей) Президент (1 человек) – помилование (1 человек)
Стало гораздо проще и понятнее, не правда ли? Давайте перейдем к следующему лайфхаку.
4) О банках в двух словах
Одна из популярных тем среди блока Экономика — это виды банков. Они бывают центральными и коммерческими.
Все, что нужно запомнить – это то, что коммерческие работают только с гражданами и предприятиями (физическими и юридическими лицами). Поэтому все варианты ответа, которые связаны с населением, предприятиями, гражданами будут относиться к коммерческим банкам.
У центрального банка очень много функций, но совсем не обязательно их все знать. Все остальные варианты ответов, особенно содержащие слово-маркер «финансовая организация», можно смело доверить центральным банкам.
5) Критерии и шаблоны – ключ к успеху
Очень важно не только знать критерии, но и уметь владеть ими. Чтобы отлично написать задания части с развернутым ответом, необходимо знать, за что можно получить баллы. Актуальные критерии можно найти на сайте ФИПИ в конце демоверсии. Критерии лучше распечатать и при подготовке всегда держать перед глазами.
Эксперты ЕГЭ ценят конкретику в заданиях второй части. Шаблоны и клише – то, что нужно. Высокий слог и острые сюжеты лучше оставить для обычных школьных сочинений. Точность в определениях и четкое следование критериям – лучшие друзья заданий 21-27 и мини-сочинения!
6) Оглавление в помощь
Задание 28 из второй части на первый взгляд может показаться необычным или даже пугающим. Но на самом деле оно является одним из самых простых во второй части. Над планом, который требуется составить в задании, не нужно ломать голову.
Готовиться легче всего по оглавлению пособия или учебника. Задача заключается в том, чтобы запомнить структуру основных тем курса. Открываешь конец учебника, запоминаешь подтемы и раскрываешь три самых простых из них.
7) Подводка к мини-сочинению
Как приступить к написанию мини-сочинения? С чего начать, на что обратить внимание? На сам формат, на структуру заданий экзамена! В написании сочинения помочь может то, что сам формат заданий второй части готовит сдающего к сочинению.
Анализ текста в заданиях 21-24 выступает тренировкой анализа высказывания автора в сочинении. Работа с теоретическими понятиями в задании 25 позволяет набить руку на теоретической аргументации, а работа с примерами в 26 – на практической аргументации.
8) Мини-сочинение, которое всегда будет проверено
Смысл высказывания, которое должен уметь проанализировать и истолковать выпускник – это то, что является «визитной карточкой» работы. Не найден смысл? Смысл искажен? – 0 баллов за всю работу. А это целых 12 баллов от 100 итоговых.
Что делать, если не получается сформулировать смысл? Все просто – переформулировать. Лучше заменить максимальное количество слов из цитаты их синонимами, записать в новом порядке мысли (сохранив основную нить). Тогда эксперт примет такую трансформацию за новый смысл. Для примера:
«Тяжело в учении, легко в бою» – цитата. Смысл высказывания заключается в том, что человек вынужден брать на себя большое количество нагрузки в подготовке к предмету для того, чтобы в момент демонстрации своих знаний быть на пике формы и показать лучшую подготовленность.
9) Грамотное составление примеров
Это подойдет для заданий 23, 26, 29, иногда 27. Эксперты очень тщательно следят за составлением примеров, поэтому нужно запомнить простую структуру и всегда пользоваться ею: «Кто сделал?» – «Что сделал?» – «Результат/последствие/итог действия».
«Человек ходит в школу и социализируется там» – такой пример принесет 0 баллов.
Лучше составить так: «Петр Иванов, ученик 9 класса (Кто сделал?), посещая занятия в школе и набираясь в ней опыта и знаний (Что сделал?), проходит процесс социализации своей личности в таком социальном институте как школа (Результат/последствие/итог действия)». Такой пример принесет нам балл.
10) Где искать аргументы?
Аргументы для сочинения должны быть только из проверенных источников. Просто листать новостные ленты в Интернете – не самое лучшее решение. Нам нужно избегать желтой прессы и оппозиционных источников, таких, например, как «Лайф Ньюс».
Можно смотреть новости по государственным каналам и обсуждать их с родителями. Разговоры и обмен мнениями помогут лучше запомнить информацию.
Самый большой архив аргументов можно найти в Инстаграм аккаунтах крупнейших и официальных пресс-служб. Листаем истории, читаем посты, вникаем, запоминаем информацию, впитываем слог. Вот большой список:
@rbc_ru
@rtrussian
@rosobrnadzor
@rossiya24official
@kommersant_online
@online_rg
@russian_kremlin
@vedomosti
@fns.russia
@fas_time
@dumagovru
@tass_agency
@ria_novosti
@postnews.ru
Пользуйтесь полученными знаниями, покажите их и расскажите о них своим друзьям, коллегам, детям и всем, кто скоро столкнется с самым сложным предметом школьного курса. Успехов в подготовке!
Елена Провозен,
руководитель исследований и разработок в компании MAXIMUM Education
Источник
Новости ЕГЭ / ОГЭ
Пробники
События
Обществознание
Теоретические пособия с кратким содержанием материала.
Темы:
Экономика:
Право:
Общество:
Познание:
Социология:
Политика:
Духовная сфера:
Примеры страниц:
Скачать сборник: obsh-spr.rar
Источник: сайт Ступиной Оксаны Анатольевны.
▲
+4
▼
4 декабря 2012
Готовые планы C8 по обществознанию
Мобильная шпаргалка по обществознанию
Курс лекций для подготовки к ЕГЭ по обществознанию
Telegram-канал 4ЕГЭ — @ru4ege
Видеоуроки к ЕГЭ
по обществознанию
Пробные работы
ЕГЭ по обществознанию
Русский язык ← Задание 4
В каком из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
бАнты
зимОвщик
недУг
прИзыв
Демоверсии ЕГЭ
ОГЭ
Видеоуроки
Пробники
Варианты 2019
Шкала ЕГЭ
Русский язык ← Задание 6
Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
в сто тридцать пятый раз
жёгший
дерзю
умнее всех
- Математика
- Русский
- Физика
- Общест-е
- География
- Химия
- Биология
- История
- Литература
- Информатика
- Английский
- Немецкий
- Французский
- Испанский
- ОГЭ
- Поиск
- Сочинение
- Пробники
- Видеоуроки
- Новости
- Шкала ЕГЭ
- Демоверсии
- Новое
- Общее
- Образование
- ВПР-11
- Профессии
- Варианты 2019
Обратная связь
Варианты ЕГЭ 2019
Демоверсии
Карта сайта
Если нашли ошибку в тексте, выделите
её и нажмите Ctrl+Enter.
© 2008-2020 «4ЕГЭ»
Источник
Обществознание: книги, учебники и пособия по подготовке к ЕГЭ. Достоинства и недостатки. Советы и рекомендации…
— Экзамен по «общаге» скоро… Страшно…
— Чего ты боишься? Это просто! Нужно добросовестно готовиться к каждому уроку. Выполнять задания учителя.
— И все?
— Да!
Из разговора учеников…
Этот путь единственно верный?
Чиновники образования убеждены, что если программа курса пройдена, то и с экзаменом никаких проблем не возникнет. Ребенок внимательно прочтёт учебник, рекомендуемый министерством и совершено подготовленный, оправится на экзамен. Так ли это?
Много лет назад на занятиях по методике со студентами я проводила эксперимент. Попросила свести в единую таблицу стандарт по изучению обществознания в школе (т. е. перечень основных вопросов для изучения), кодификатор (публикуется каждый год ФИПИ и не меняется на протяжении последних лет) и оглавления учебников под редакцией
Л.Н. Боголюбова (взяли для точности всю линейку с 6 по 11 класс). Опытном путем было определено расхождение в содержании между кодификатором и учебниками на 20%. Будущие учителя были в шоке! Где же они возьмут эту информацию? Что будут рассказать детям? Теперь они уже работают в школе и давно не задумываются над этими вопросами. Спасибо авторскому коллективу учебника по обществознанию. Через двадцать лет, повторив описанный эксперимент, я была приятно удивлена. Все вопросы (по кодификатору) отражены!
Базовая учебная литература
Базовая учебная литература — это учебники, которые рекомендованы министерством просвещения РФ. Последний приказ за № 345 опубликован 28.12.2018 года содержит несколько «линеек»* по обществознанию.
Для справки: *«Линейка» (это сленговое слово) означает последовательность учебников по предмету за весь школьный курс основной (5/6-9 классы) и старшей (10-11 классы) школы.
В этом списке две линейки от «Просвещения», которое с 1930-х годов специализируется на учебной литературе и традиционно публикует только качественную продукцию, поэтому я всегда (еще с советских времен) отдаю предпочтение пособиям этого издательства.
Линия УМК*: Обществознание. Учебники 10-11 класс под редакцией Л. Н. Боголюбова (базовый уровень):
Для справки: *УМК (принятое в педагогическом сообществе сокращение) – учебно-методический комплекс, т. е. совокупность учебно-методических документов и материалов (планов, программ, методик, учебных пособий и т. д.)
1. Обществознание. 10 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций: профильный уровень /под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.].- 2-е изд. – М. : Просвещение, 2017 (Академический школьный учебник). 2. Обществознание. 11 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций: профильный уровень /под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.].- 8-е изд. – М. : Просвещение, 2014 (Академический школьный учебник).
Линия УМК*: Обществознание. Учебники 10-11 класс под редакцией Л. Н. Боголюбова (профильный уровень):
3. Обществознание. 10 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций: базовый уровень /под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.].- 5-е изд., доп. – М. : Просвещение, 2018. 4. Обществознание. 10 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций: базовый уровень /под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.].- 3-е изд., доп. – М. : Просвещение, 2017.
С этим УМК я «дружу» давно. Мне нравятся эти пособия тем, что дают нужную базовую информацию для подготовки к экзамену. Каждое новое издание радует своими изменениями. Поэтому те ученики, которые обучаются по этим учебникам должны уверено и спокойно продолжать подготовку, но следует учесть несколько нюансов.
Рекомендации:
1. Использовать издания последних (не старше 2014 г.) лет, так как на них ориентируются эксперты при проверке.
2. Для начала повторить учебную информацию с 5 по 9 класс, а только затем приступать к работе над учебниками 10-11 класса.
3. Учебники 10-11-х классов делятся на базовые и профильные. Лучше изучать их синхронно, так как они не дублируют, а дополняют информацию по ключевым темам курса.
Достоинства:
1) Учебники способствуют профориентации школьников.
2) Хороший методический аппарат (вопросы, задания, практикумы и пр.). Рубрика «Вспомним» перед параграфом призвана актуализировать знания переходя к изучению новой темы. Много заданий, развивающих логику, анализ, критическое мышление.
3) Огромное количество примеров из различных сфер общественной жизни, которые можно удачно использовать при решении заданий открытого типа (в ЕГЭ это задания № 26,27) и при написании мини-сочинения (задание № 29).
4) После каждого параграфа есть дополнительный текст, который не только даёт новую (не освещенную в параграфе информацию), но и поможет подготовиться к выполнению заданий ЕГЭ № 21-24. Кроме того выделены понятия и термины темы (помогут при выполнении задания № 25).
5) Рубрика «Мысли мудрых» позволяет готовить учащихся к написанию мини-сочинения.
Недостатки:
1) Некоторые темы кодификатора отсутствуют и в базовых и профильных учебниках этой линейки (темы 2.3; 2.8; 4.15; 5.20*),
Для справки: *Номера тем даны по кодификатору (см. на сайте ФИПИ)
так как эти вопросы изучаются отдельными предметами в зависимости от профиля класса (Экономика или Право). Но этот недостаток легко преодолеть если приобрести словарь под редакцией Л. Н. Боголюбова и изучить Конституцию РФ.
5. Обществознание. Школьный словарь. 10-11 классы: пособие для учащихся общеобразовательных организаций / под ред. Л. Н. Боголюбова, Б. И. Аверьянова. – М.: Просвещение, 2013.
2) Сложность изложения информации. Некоторые параграфы ученик сам осилить не сможет, потребуются комментарии и пояснения учителя или репетитора.
3) Материал не сгруппирован и не систематизирован по темам кодификатора (так как учебник выполняет совершенно иные задачи), поэтому при подготовке к ЕГЭ его нужно самому отбирать и систематизировать.
Рекомендации по систематизации материала:
Я с учениками начинаю подготовку к ОГЭ (ЕГЭ) с 8-го класса. Ребята заводят тетрадь на кольцах со съемными блоками (некоторые перфекционисты покупают блоки с цветной бумагой, чтобы потом проще найти нужный материал). Тетрадь не меняется и ведется до 11 класса. Каждая новая тема или вопрос записываются на новом листке. Темы и заголовки выделяются и подчеркиваются. В 10-11-ом классах перед уроком ученики получают опережающее задание (см. памятку) на повторение пройденного в 5-9 классах.
Пример памятки для подготовки к ЕГЭ
Дома ученики просматривают информацию и собирают листочки под соответствующим разделителем-подзаголовком (1.1, что соответствует первой теме кодификатора). На уроке вся информация перед глазами, поэтому дополняем только новый материал, а старый припоминаем и актуализируем. Некоторые школьники важный материал выделяют маркером, другие используют стикеры. Так постепенно из урока в урок проводится систематизация и закрепление материала.
Пример систематизации конспектов
Повторять перед экзаменом такой материал проще, да и усвоится он лучше, так как анализом, обобщением и систематизацией занимался ребенок сам.
При изучении в профильных классах экономики и права количество материала увеличивается. Так как базовый курс дополняется информацией из профильных учебников. А работа ведется в одной тетради, но в соответствующем разделе.
Профильные учебники
В профильных классах экономику я прохожу по учебнику Г. Э. Королевой и Т. В. Бурмистровой.
6. Экономика: 10-11 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – 2-е издание, дораб. и доп. / Г. Э. Королева, Т. В. Бурмистрова. – М. : «Русский учебник: Вентана-Граф», 2016.
Достоинства:
1) Представлены экономические понятия, которые выделены курсивом и бросаются в глаза даже при просмотровом чтении параграфа.
2) Много подробных схем и графиков (по ним легко готовить детей к выполнению задания № 10).
3) Приведены примеры на основе российской экономики, есть данные статистики, которые можно анализировать.
4) Учебник разделён на два блока («Микроэкономика» и «Макроэкономика»), что позволяет только на основе оглавления усвоить основные понятия каждого раздела.
5) Простой и понятный язык, доступное изложение сложных тем.
Недостатки:
1) При профильном обучении экономики материала мало (23 параграфа), а при базовом -избыточное количество формул (а в них нет необходимости на ЕГЭ), но они затрудняют усвоение отдельных вопросов слабыми учениками.
2) Задания на повторения (в конце учебника) интересны и необычны, но не в формате ЕГЭ.
Вопросы права мы изучаем по учебникам Е. А. Певцовой «Право. Основы правовой культуры».
7. Право. Основы правовой культуры: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Е. А. Певцова. — 10 класс. В 2 частях. – М. : «Русское слово», 2017.
8.Право. Основы правовой культуры: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Е. А. Певцова. — 11 класс. В 2 частях. – М. : «Русское слово», 2018.
Обращаю ваше внимание, что и в 10-ом и 11-ом классах эти учебники представлены в двух частях и содержат всю необходимую информацию не только для ЕГЭ, но и для олимпиад.
Достоинства:
1) Язык прост и лаконичен.
2) В каждом параграфе материал изложен четко и понятно, определения выделены курсивом.
3) Каждая тема сопровождена таблицами или схемами.
4) Учебник помогает в профориентации школьников, так как содержит информацию о юридических профессиях.
Недостатки:
1) Тестовые задания на закрепление материала не разбиты по темам. А в ЕГЭ такой формат заданий уже давно не используются (выбор из четырех предложенных одного ответа на вопрос).
Для справки: Данные учебники есть в списке рекомендованных Министерством просвещения. См. приказ Минпроса РФ № 345 от 28.12.2018.
Собственные тетради к экзамену пишет, систематизирует и оформляет не каждый ученик. На это нужно время, терпение и руководство со стороны учителя или репетитора. А изучать столько учебников в короткий срок самостоятельно уже нет времени, т.к. до ЕГЭ осталось 17 недель. Поэтому пора искать готовые пособия и справочники.
Пособия для подготовки к ЕГЭ
На сегодняшний момент много специализированных пособий разных авторов, которые за Вас отобрали и систематизировали информацию. В этом плане стоит обратить внимание на интересные пособия, созданные членами Федеральной комиссии по разработке контрольных измерительных материалов.
Красочно, лаконично, эффективно! Бери и учи!
9. Обществознание. 10 класс. Модульный триактив-курс / О. А. Котова, Т. Е. Лискова. – М. : Национальное образование, 2016. 10. Обществознание. 11 класс. Модульный триактив-курс / О. А. Котова, Т. Е. Лискова. – М. : Национальное образование, 2016.
Настоятельно рекомендую методические пособия из серии «Я сдам ЕГЭ!». Эти книжки созданы теми же авторами. Содержат теоретический блок, который завершается диагностическим материалом. Данное пособие поможет повторить материал и закрепить знания.
11. Я сдам ЕГЭ 2019! Обществознание. Человек и общество. Экономика. Социальные отношения. Курс самоподготовки / О. А. Котова, Т. Е. Лискова. – М. : Просвещение, 2019. 12. Я сдам ЕГЭ 2019! Обществознание. Политика. Конституция РФ. Право. Курс самоподготовки / О. А. Котова, Т. Е. Лискова. – М. : Просвещение, 2019.
Достоинства:
1) Данная серия переиздается каждый год (с доработками и уточнениями).
2) Базовые темы освещены сжато, но информативно (без «воды» и пространных рассуждений).
3) Диагностический материал представлен по каждой теме в форме типовых заданий ЕГЭ для закрепления теоретических знаний и формирования навыков.
4) Определения данного пособия совпадают с теми клише, которые потом получают эксперты при проверке на экзамене.
Недостатки:
1) Информация представлена базовая (т.е. минимальная) её сложно использовать для написания мини-сочинения.
Справочник для подготовки к ЕГЭ под редакцией П. А. Баранова. Эту книгу любят ученики и выпускники, но не любят эксперты. Но несмотря на это учителя, репетиторы и школьники используют её в своей работе, поэтому пособие переиздается каждый год и доступно в каждом книжном магазине.
13. Обществознание. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П. А. Баранов, А. В. Воронцов, С. В. Шевченко; под ред. П. А. Баранова. – М. : Издательство АСТ, 2018.
Достоинства:
1) Информация структурирована по кодификатору.
2) Темы представлены по разделам и содержат информацию, необходимую для составления плана и написания мини-сочинения, т. е. для выполнения самых сложных заданий экзамена (№ 28 и 29).
3) Материалы структурированы в таблицы, что даёт подготовленному школьнику определить пробелы в знаниях и пополнить их, а слабый ученик получит ориентир для своей подготовки к экзамену.
Недостатки:
1) Определения не совпадают с формулировками учебников и словарей, одобренных Министерством просвещения РФ.
2) В справочнике много подходов и классификаций, но они не совпадают с теми видами и типами, признаками и функциями, которые указаны в базовых учебниках, что и приводит к проблемам на ЕГЭ.
3) После каждой темы есть типовое тестовое задание, но оно одно и не дает четкого представления о степени усвоения темы.
Совет:
Если вы выбрали эту книгу для подготовки, то подстрахуйте себя определениями из словаря под редакцией Л. Н. Боголюбова (см. выше).
Пособий для подготовки к ЕГЭ много. Я не ставила перед собой задачу рекламировать или критиковать эти издания или делать развернутую характеристику каждой книги. Главные мысли, которыми я делюсь с Вами заключаются в двух советах:
1. Прежде чем покупать учебник или пособие поинтересуйтесь рекомендациями (ФИПИ и Министерство просвещения РФ публикует списки таких книг).
2. Доверяйте профессионалам и экспертам, т. е. членам Федеральной комиссии по разработке контрольных измерительных материалов, которые знают об экзамене не понаслышке и участвуют в создании правил, которым учителя и ученики следуют.
Спасибо, что дочитали!
Если понравилась статья:
— подписывайтесь на канал;
— задавайте вопросы;
— пишите комментарии;
Примечание:
В статье использованы иллюстрации с сайтов издательств учебников и учебных пособий, а также собственные фотографии материалов автора
Теги: образование, ЕГЭ, обществознание, советы, учебники, пособия, обучение, самообразование, подготовка к экзамену
Источник