Полезные материалы для егэ по русскому

Полезные материалы для егэ по русскому thumbnail

Речь. Анализ средств выразительности.

Задание: Прочитайте фрагмент рецензии, в котором рассматриваются языковый особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на месте пропуска цифры, соответствующие номеру термина из списка.

В этом задании проверяется умение соотнести функцию изобразительно-выразительного средства, охарактеризованную в  небольшой рецензии  на исходный текст, и термин, указанный в списке (4 термина из 9 предложенных).

Определение терминов, которые чаще всего требуется найти.

языковое средство

определение

примеры

анафора (единоначатие)

повторение слов или словосочетаний в начале предложения

Руки опускаются, когда человек читает в газетах одно, а в жизни видит другое. Руки опускаются от постоянной неразберихи, бесхозяйственности, махрового бюрократизма. Руки опускаются, когда ты понимаешь, что вокруг тебя никто ни за что не отвечает и что всем все «до лампочки». Вот от чего опускаются руки.

антитеза (противопоставление)

резкое противопоставление понятий, характеров, образов, создающий эффект резкого контраста.

Всю мировую литературу я разделяю  на два типа – литература дома и литература бездомья. Литература достигнутой гармонии и литература тоски по гармонии. Безумный безудерж Достоевского – и мощный замедленный ритм Толстого. Как динамична Цветаева и как статична Ахматова!

вопросно-ответная форма изложения

форма речи, при которой автор как бы делает читателя своим собеседником, привлекает его к обсуждению важных вопросов, заставляет задуматься над ними.

Многие считают, что бороться с проявлениями фашизма – дело правоохранительных органов. Ну а мы-то сами? Пешки, что ли? Щепки истории? Рабы времени и обстоятельств? Да ни один институт общества в одиночку с человекофобией, бесчеловечностью не справится – это задача нас всех. 

гипербола

художественное преувеличение

Россия поражена тяжелейшей идеологической болезнью, которая более тяжела, чем водородная бомба XX века. Имя этой болезни – ксенофобия.

градация

синтаксическая конструкция, внутри которой однородные выразительные средства располагаются в порядке усиления или ослабления признака.

Ведь и правда: что толку в смелости, в бесстрашии, в беззаветной храбрости, если за ними не стоит совесть?!

Нехорошо, недостойно, глупо и гадко смеяться над увечным человеком.

гротеск

художественное преувеличение до невероятного, фантастического

Если бы какие-нибудь вселенские диверсанты были посланы уничтожить все живое на Земле и превратить ее в мертвый камень, если бы они тщательно разработали эту свою операцию, они не могли бы действовать более разумно и коварно, чем действуем мы на Земле люди.

инверсия

обратный порядок слов в предложении (при прямом порядке подлежащее предшествует сказуемому, согласованное определение стоит перед определяемым словом, несогласованное – после него, дополнение – после управляющего слова, обстоятельство образа действия – перед глаголом. А при инверсии слова располагаются в ином порядке, чем это установлено грамматическими правилами.)

Вышел месяц ночью темной, одиноко глядит из черного облака на поля пустынные, на деревни дальние, на деревни ближние.

Ослепительно-яркое вырвалось из печи пламя.

Не верю я в добрые помыслы нынешних новых русских.

ирония

вид иносказания, когда за внешне положительной оценкой скрывается насмешка.

Забил заряд я пушку туго и думал: «Угощу я друга, постой-ка, брат-мусью».

Отколе умная бредешь ты, голова?

Продаются мужские костюмы, фасон один. А цвета какие? О, огромный выбор цветов! Черный, черно-серый, серо-черный, черновато-серый, серовато-черный, грифельный, аспидный, наждачный, цвет предельного чугуна, коксовый цвет, торфяной, земляной, мусорный, цвет жмыха и тот цвет, который в старину  назывался «сон разбойника». В общем, сами понимаете, цвет один, чистый траур на небогатых похоронах.

композиционный стык

повторения в начале нового предложения слова или слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его.

Мы шли к этой славе долгие годы. Долгие годы наш народ жил одним: все для фронта, все для победы, потому что только после нее возможна простая человеческая жизнь. Жизнь, ради которой погибли миллионы.

контекстные антонимы

слова, которые в языке противопоставлены по значению и являются антонимами только в исходном тексте.

Комплекс неполноценности способен загубить человеческую душу. А может возвысить до небес.

контекстные синонимы

Была, правда, старая настольная лампа, купленная в комиссионном, чужая старина, не вызывающая никаких воспоминаний, поэтому ничем не дорогая.

лексический повтор

повторение в тексте одного и того же слова.

— Эти люди – ваши родственники?

— Да, — сказал он.

-Все эти люди – родственники?

— Безусловно, — сказал он.

— Люди всего мира? Всех национальностей? Люди всех эпох?

литота

художественное преуменьшение

Мы со своими амбициями меньше муравьев лесных.

метафора (в том числе развернутая)

перенесение на предмет или явление какого-либо признака другого явления или предмета (развернутая метафора – это метафора, последовательно осуществляемая на протяжении большого фрагмента сообщения или всего сообщения в целом).

Добрых людей на свете был, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы, …опрокинулся и затонул.

Она очищается, душа-то, и чудится мне, весь мир затаил дыхание, задумался этот клокочущий, грозный наш мир, готовый вместе со мною пасть на колени, покаяться, припасть иссохшим ртом к святому роднику добра…

метонимия

перенос значения (переименование) на основе смежности явлений.

Зима. Мороз. Село коптит в стылое ясное небо серым дымом. Траурный Моцарт зазвучал под стенами собора.

Читайте также:  Полезно ли поливать цветы аквариумной водой

Однородные ЧП

синтаксическое средство выразительности, позволяющее

а) подчеркнуть различные качества чего-либо;

б) увидеть динамику действия;

в) в деталях услышать, понять, увидеть что-либо.

Зал полон людьми, старыми и молодыми, русскими и нерусскими, злыми и добрыми, порочными и светлыми, усталыми и восторженными, всякими.

оксюморон

соединение в образе или явлении несовместимых понятий

Сладостные мучения испытывал он, изгнанник, вернувшись в Россию. Тревожно-радостное ожидание сменилось в нем спокойной уверенностью в завтрашнем дне.

окказионализмы

индивидуально-авторские неологизмы

Как бы нам самим следить, чтобы наши права не поширялись за счет прав других?

олицетворение (персонификация)

присвоение предметам неживой природы свойств живых существ

Хмель, ползя по земле, хватается за встречные травы, но они оказываются слабоватыми для него, и он ползет, пресмыкаясь, все дальше…

парцелляция

намеренное дробление предложения на значимые смысловые части

Жил в Германии хрупкий болезненный юноша. Заикался от неуверенности. Избегал развлечений. И только за роялем он преображался. Звали его Моцарт.

перифраза

описательное выражение, употребленное вместо какого-либо слова

Особое место занимало у него в словаре слово «золото».

Золотом называлось все, что хотите. Уголь и нефть – черное золото. Хлопок – белое золото. Газ – голубое золото.

риторический вопрос

выражение утверждения в вопросительной форме

Кто из нас не восторгался оттенками красок вечернего неба? Кто не замирал в восхищении от вида внезапно возникшей долины в горных ущельях?

риторическое восклицание

выражение утверждения в восклицательной форме

Какая магия, доброта, свет в слове учитель! И как велика его роль в жизни каждого из нас!

риторическое обращение

фигура речи, в которой в форме обращения выражается отношение автора к тому, о чем говорится.

Милые мои! Да кто же, кроме нас, о нас самих думать будет?

сарказм

едкая ирония

И каждый раз, откровенно халтуря на работе («сойдет!…»), что-то слепляя на авось («перемелется!…»), что-то недодумывая, не просчитывая, не проверяя («да ладно, обойдется…»), закрывая глаза на собственную небрежность («плевать…»), мы же сами, своими руками, собственным так называемым трудом строим полигоны для грядущей демонстрации массового героизма, сами себе готовим завтрашние аварии и катастрофы!

сравнительный оборот (в том числе развернутое сравнение)

сопоставление предметов, понятий, явлений, чтобы подчеркнуть особо важный признак. Сравнение может быть передано:

1. С помощью сравнительных союзов как, точно, будто, словно, что, как будто и т.д.

ночь, словно сумрачное ораторио старинных мастеров, росла в саду, где звезды раскидались как красные, синие и белые лепестки гиацинтов…

2. с помощью слов похожий на, похож на, подобен, напоминает, схож с…

И кабинет мэтра был похож скорее на обитель чернокнижника, чем простого музыканта.

3. родительным падежом существительного

Лак на скрипке был цвета крови

4. творительным падежом существительного

Старый мэтр никогда не бывал на мессе, потому что его игра была бешеным взлетом к невозможному, быть может запретному…

5. сравнительным оборотом

Вместе с ней росло в душе мэтра мучительное нетерпение и, как тонкая ледяная струйка воды, заливало спокойный огонь творчества.

6. отрицанием ( не сопоставлением, а противопоставлением)

Не скрипка – душа музыканта звучала в этой тоскующей мелодии.

7. придаточным сравнительным

Рядом с ним, может быть, уже давно, шел невысокий гибкий незнакомец с бородкой черной и курчавой и острым взглядом, как в старину изображали немецких меннезингеров.

синтаксический параллелизм

одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений, абзацев.

Что такое канцелярит?

Это – вытеснение глагола, то есть движения, действия, причастием, деепричастием, существительным (особенно отглагольным!), а значит – застойность, неподвижность.

Это – нагромождение существительных в косвенных падежах, чаще всего длинные цепи существительных в одном и том же падеже – родительном, так что уже нельзя понять, что к чему относится и о чем идет речь.

Это – вытеснение активных оборотов пассивными, почти всегда более тяжелыми, громоздкими.

эпитет

художественное определение, т.е. красочное, образное, которое подчеркивает в определяемом слове какое-нибудь его отличительное свойство.

Есть только моя присмирелая, бесплотная душа, она сочится непонятной болью и слезами тихого восторга… Пуст рухнут своды собора, и вместо плача о кровавом, преступно сложенном пути унесут люди в сердце музыку гения, а не звериный рев убийцы.

эпифора

одинаковая концовка нескольких предложений, усиливающая значение этого образа, понятия и т.д.

Как французы повлияли на Пушкина – мы знаем. Как Шиллер повлиял на Достоевского – мы знаем. Как Достоевский повлиял на всю новейшую мировую литературу – мы знаем.

Источник

Для каждого задания ЕГЭ по русскому языку собрали:

  1. теорию;
  2. практику в виде тестовых заданий;
  3. алгоритмы решения;
  4. видеоразбор заданий.

Задание 1. Определение главной информации текста

  • Теория
  • Практика
  • Алгоритм решения и видеоразбор

Задание 2. Средства связи предложений в тексте

  • Теория
  • Практика
  • Алгоритм решения и видеоразбор

Задание 3. Определение лексического значения слова

  • Теория
  • Практика
  • Алгоритм решения и видеоразбор

Задание 4. Постановка ударения

  • Теория
  • Практика
  • Алгоритм решения и видеоразбор

Задание 5. Употребление паронимов

  • Теория
  • Практика
  • Алгоритм решения и видеоразбор

Задание 6. Лексические нормы

  • Теория
  • Практика
  • Алгоритм решения

Задание 7. Морфологические нормы (образование форм слова)

  • Теория
  • Практика
  • Алгоритм решения и видеоразбор
Читайте также:  Диабет полезные и вредные фрукты и овощи

Задание 8. Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления

  • Теория
  • Практика
  • Алгоритм решения и видеоразбор

Задание 9. Правописание корней

  • Теория
  • Практика
  • Алгоритм решения и видеоразбор

Задание 10. Правописание приставок

  • Теория
  • Практика
  • Алгоритм решения и видеоразбор

Задание 11. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)

  • Теория
  • Практика
  • Алгоритм решения и видеоразбор

Задание 12. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

  • Теория
  • Практика
  • Алгоритм решения и видеоразбор

Задание 13. Правописание НЕ и НИ с разными частями речи

  • Теория
  • Практика
  • Алгоритм решения и видеоразбор

Задание 14. Слитное, дефисное, раздельное написание слов

  • Теория
  • Практика
  • Алгоритм решения и видеоразбор

Задание 15. Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи

  • Теория
  • Практика
  • Алгоритм решения и видеоразбор

Задание 16. Знаки препинания в простом осложненном предложении (однородные члены предложения) и в сложносочиненном предложении

  • Теория
  • Практика
  • Алгоритм решения и видеоразбор

Задание 17. Знаки препинания при обособленных определениях и обстоятельствах

  • Теория
  • Практика
  • Алгоритм решения и видеоразбор

Задание 18. Знаки препинания в предложениях с вводными словами

  • Теория
  • Практика
  • Алгоритм решения и видеоразбор

Задание 19. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

  • Теория
  • Практика
  • Алгоритм решения и видеоразбор

Задание 20. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.

  • Теория
  • Практика
  • Алгоритм решения и видеоразбор

Задание 21. Постановка знаков препинания в различных случаях

  • Теория
  • Практика
  • Алгоритм решения

Задание 22. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста

  • Теория
  • Практика
  • Алгоритм решения и видеоразбор

Задание 23. Функционально-смысловые типы речи

  • Теория
  • Практика
  • Алгоритм решения и видеоразбор

Задание 24. Лексическое значение слова

  • Теория
  • Практика
  • Алгоритм решения и видеоразбор

Задание 25. Средства связи пред­ло­же­ний в тексте

  • Теория
  • Практика
  • Алгоритм решения и видеоразбор

Задание 26. Языковые средства выразительности

  • Теория
  • Практика
  • Алгоритм решения и видеоразбор

Задание 27. Сочинение

  • Как написать сочинение ЕГЭ по русскому языку?
  • Критерии оценивания сочинения
  • Шаблон к сочинению по русскому языку на ЕГЭ-2020
  • Речевые клише для идеального сочинения
  • Требования к оформлению сочинения
  • Цитаты из 20 произведений для сочинения ЕГЭ
  • Сочинение на тему «Письмо другу»
  • Список рекомендуемой литературы для аргументации в сочинении по русскому языку

Смотри также:

  • Решай варианты ЕГЭ по русскому языку
  • Демоверсия ЕГЭ 2020 по русскому языку
  • Кодификатор по русскому языку от ФИПИ направит тебя в изучении необходимых тем, которые потребуются для выполнения заданий в русском языке. И какие знания и умения требуются при выполнении заданий.

Источник

Работа с текстом

В этом году текстовая часть усилилась, стала разнообразнее и, следовательно, сложнее. Задания № 1 и № 2 демоверсии сразу выводят на положения, определяющее само понятие «текст»: содержание и структуру. Для их выполнения необходимо автоматизировать навык предварительного анализа материала. В задании № 3 идет переход непосредственно на лексику: ученик должен определить значение многозначного слова в контексте. Это важное умение, поскольку все нюансы значения слов раскрываются именно в текстах. Задание № 26 (сочинение) сформулировано туманно. По своим составляющим итоговый текст должен соответствовать типу «рассуждение», однако и это не указано напрямую. В этом задании в принципе отсутствуют наводящие термины.

Текстоведческий материал, важный для успешной сдачи ЕГЭ, в полной мере представлен в УМК авторства В.В. Бабайцевой. В учебниках разбираются, помимо прочего, рамка теста, закономерности соединения предложений, ключевые слова и многое другое — темы, знание которых поможет ученику справиться с каверзными заданиями текстовой части.

Безударные гласные и другие орфограммы

ЕГЭ по-прежнему направлен на базовые знания. Однако теперь одно задание может включать сразу несколько орфограмм, что усложняет выполнение работы. Взявшись за подготовку к ЕГЭ в средней школе, нужно выявить, какие орфограммы ученик уже усвоил, какие нет. Ребенку важно знать, что именно ему предстоит выучить. В большинстве случаев он уже знаком с основой тех или иных правил, и понимание этого придает ему уверенности. Качественная подготовка к ЕГЭ стартует уже с 5 класса. К примеру, изучение паронимов, о которых идет речь в задании № 5, начинается в пятом классе и требует периодического повторения.

Рассмотрим несколько орфограмм, которые вызывают у учеников наибольшие сложности, и разберем, как их можно преподнести.

Безударные гласные — это самое «опасное» место. Еще в советские времена статистика показывала, что именно на них приходится 85% всех ошибок на письме. Сейчас ситуация еще хуже, поскольку словарный запас у детей стал скуднее, а чем меньше слов в арсенале ученика, тем труднее ему подобрать проверочное слово.

Смотрите также: Наглядные пособия по русскому языку

Упражнение на развитие словарного запаса

Устраиваем регулярное соревнование «Кто больше запишет слов». На выполнение даем 5 минут. Ученик записывает в столбик одно- или двусложные, вроде «коза», «нога». Обязательные условия: слова должны быть без букв Ы и У (неизменных в безударной позиции), а также не учитываем слова с полногласием и неполногласием. Победителю приз: отметка в журнал. Опыт показывает, что при постоянной тренировке ученик может представить за раз 45-50 слов.


Чередующиеся гласные в корне

Знакомить учеников с морфемным принципом, главным принципом русской орфографии, тоже лучше с пятого класса (а то и с младшей школы). Для начала можно вывесить плакат с веселым текстом, который запомнится детям: «Слово делится на части. Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей строить слово из частей». Ну а по-научному принцип звучит так: каждая морфема пишется единообразно. Правила написания рекомендуется представлять по шаблону: где, при каком условии что происходит. Например: при чередовании Е/И в корне слова, перед суффиксом -А- пишем И.

Читайте также:  Полезны ли разгрузочные дни мнение врачей

Русский язык. Углубленный уровень. 10–11 классы. Методическое пособие

Методическое пособие подготовлено к учебнику В.В. Бабайцевой «Русский язык и литература. Русский язык. Углублённый уровень. 10-11 классы». В пособии представлено содержание курса русского языка, предметные и метапредметные результаты его освоения, примерное поурочное и тематическое планирование, виды деятельности учащихся, тематика поисковых и исследовательских работ, рекомендации по использованию электронного приложения к учебнику.

Купить

Распространенные корни:

  • КОС- / КАС-, ЛОЖ- / ЛАГ- (в корне, перед суффиксом -А-, пишем А),
  • ГОР- / ГАР-, ЗОР- / ЗАР- (написание этих корней лучше запомнить, опираясь на ключевые словосочетания или предложения, например: «зоря догорела»)
  • РОС- / РАСТ- (в корне, перед -СТ- и -Щ-, пишем А)
  • МОК- / МАК-, РОВН- /РАВН- (опираемся на однокоренные слова: МОК- как мокрый, МАК- как обмакивать и т.д.)


Правописание Ё/О после шипящих

Здесь морфема может быть корневой или аффиксной. Во втором случае, написание нужно просто вызубрить. Если же мы имеем дело с корнем, то при чередовании с Е пишем Ё, а в суффиксах и окончаниях под ударением пишем О. Это правило касается только имен: существительных, прилагательных и наречий.


Правописание И/Ы после Ц

В корне мы пишем И, а в суффиксах и окончаниях Ы. С этим связан интересный факт. Если мы рассмотрим слова с И после Ц в корне(цифра, энциклопедия, цинк), то обнаружим, что они заимствованы из латинского языка, в котором Ц была мягкая. Слова на -ЦИЯ тоже пришли из латинского языка. А вот в русских окончаниях и суффиксах (бойцы, Синицын) выступает отвердевшая русская Ц.


Стык приставки и корня

Это, в основном, правило правописания твердого знака. Ъ пишется в одном месте слова: после приставки на твердую согласную перед корневыми Е, Ё, Ю, Я.

Еще одно важное правило на тему приставки и корня: переход корневого И в Ы. Как слышим так и пишем — но есть масса исключений, которые необходимо запомнить.

Русский язык. Углубленный уровень. 10-11 класс. Учебник

Учебник соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, рекомендован Министерством образования и науки РФ и включен в Федеральный перечень учебников. Учебник, состоящий из теоретической и практической части, углубляет знания учащихся о языке как многофункциональной развивающейся системе, обеспечивает совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Купить


Правописание приставок

Приставки пишутся единообразно, но две пары имеют особую природу. Во-первых, это приставки на З/С, где С мы ставим перед глухой. Приставкам ПРЕ- и ПРИ- нужно уделить особое внимание: чаще всего ПРИ- означает присоединение, приближение, нахождение в близи, а ПРЕ- равна приставке ПЕРЕ- или слову очень.


Суффиксы существительных

Делим на три категории:

  • Нужно запомнить: -ЕТ- / -ОТ- , -ЕСТЬ / -ОСТЬ, -ЕСТВ- — -ИНСТВ-, -ИЗМ).
  • Подчиняются правилам: -ЧИК (пишется после корневых Д, Т, З, С, Ж), -ЕЦ- (в сущ. муж.р.) / -ИЦ- (в сущ. жен. р), ЕК- (Е выпадает при изменении слова)/ -ИК, -ИН- — -ИНК-).
  • Уменьшительно-увеличительные: -ЕНЬК- / -ОНЬК-, -ИЩ- (всегда ударный, но запоминаем, что после него —Е пишется в сущ. муж. р., -А в сущ. жен. р.), -ЫШК- (запоминаем, что в сущ. ср. р. после него окончание -О).

Эти правила легко запомнить в форме таблицы.


Суффиксы прилагательных

Аналогично можно разделить на 3 категории и заключить в таблицу суффиксы прилагательных:

  • Нужно запомнить: -ЕВ- / -ОВ-, -ИВ-, -ЧИВ-, -ЛИВ-, -ЧАТ-.
  • Подчиняются правилам: -Н-, -АН-, -ЯН-, -ИН-, -ЕНН-, -ОНН-.
  • Уменьшительно-ласкательные: -ЕНЬК- / -ОНЬК-.


Глагольные формы

Эта тема изучается два года, в 6-7 классах. Часто возникает вопрос: почему один и тот же глагол мы пишем по-разному, например: «Я видел небо» и «Ты не увидишь небо»? Дело в образовании глагольных форм от двух основ: настоящего времени и инфинитива. Все формы прошедшего времени образуются от основы инфинитива.


Правописание наречий

Рассмотрим 3 способа написания:

Слитно

  • Образованы от прилагательных полных и кратких: заново, вкруговую.
  • Образованы от других наречий: назавтра.
  • Образованы от наречия места: вниз, вверх, сверху.

Раздельно (образованы от существительных с предлогами)

  • Бывшее существительное, начинается на гласную: в упор.
  • Имеет падежные формы: за границу.
  • Отвечает на вопрос «как?»: на скаку, с лету.

Через дефис

  • Приставка В-, ВО- плюс порядковое числительное: во-первых, во-вторых…
  • Повтор: давным-давно, точь-в-точь.
  • Приставка ПО-, суффикс —ЕМУ, -СКИ, —ЦКИ, -И.


НЕ с разными частями речи

Руководствуемся следующими правилами:

Слитно

  • Существительные, прилагательные и наречия, когда их можно заменить синонимом без НЕ.
  • Без НЕ не употребляется.

Раздельно

  • Глаголы, деепричастия.
  • Существительные, прилагательные, наречия при наличии сопоставления или противопоставления.

Есть и другие правила правописания НЕ, в частности с причастиями и местоимениями, которые требуют отдельного изучения.

ЕГЭ. Русский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

Справочник предназначен для подготовки выпускников средней школы к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по русскому языку. Издание содержит теоретический материал по всем разделам школьного курса русского языка в 6-11 классах, рекомендации для выполнения заданий частей всех типов частей 1 и 2 экзаменационной работы. Практическая часть включает образцы тестовых заданий, приближённых по объёму, структуре и отобранному материалу к контрольным измерительным материалам единого государственного экзамена. В конце пособия приведены ответы к тестовым заданиям.

Купить

Контроль знаний

Поверить, как хорошо ученик усвоил правила на ту или иную тему, помогут простые задания. Выполнять их лучше не в тетради, а на отдельном листе.

  • Записать по памяти, без изменений, изученные формулы или таблицы.
  • Записать словами одно-два правила на изученные темы.
  • Записать в столбик 5 и более примеров на одно из правил.
  • Составить предложение с одним из слов и сделать синтаксический разбор.

В зависимости от уровня подготовки учеников, задания могут усложняться. Такой контроль занимает всего 5 минут, не отнимая много времени от урока. При этом выполнение заданий заслуживает оценку в журнал.

СМИ часто упрекают педагогов в том, что учеба превращается в сплошную тренировку к ЕГЭ. Однако сами учителя знают, что только системный комплексный подход позволяет достичь нужного результата.

Источник