Полезные материалы для огэ по обществознанию

Полезные материалы для огэ по обществознанию thumbnail

ОГЭ общество

Содержание.

 Человек и общество

1.1 Общество как форма жизнедеятельности людей

1.2 Взаимодействие общества и природы

1.3 Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь

1.4 Биологическое и социальное в человеке. Человек, индивид, личность, индивидуальность.

1.5 Личность. Особенности подросткового возраста

1.6 Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение)

1.7 Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение Человек в малой группе. Межличностные отношения. Общение.

  • Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе.
  • Межличностные отношения.
  • Общение.

1.8 Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение

 Сфера духовной культуры 

2.1 Сфера духовной культуры и ее особенности

2.2 Наука в жизни современного общества

2.3 Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации

2.4 Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести Религия как форма культуры. Роль религии в жизни общества. Свобода совести.

Дополнительна информация. Мировые и национальные религии.

2.5 Мораль. Гуманизм, патриотизм, гражданственность.

 Экономика 

3.1 Экономика, ее роль в жизни общества

3.2 Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов

3.3 Экономические системы

3.3.Собственность

3.4 Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация

3.5 Обмен, торговля

3.6 Рынок и рыночный механизм

3.7 Предпринимательство. Предпринимательская деятельность.

3.7 Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.

3.8 Деньги. Инфляция.

3.9 Заработная плата и стимулирование труда

3.10 Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.

3.10 Социальная политика Российского государства

3.11 Налоги, уплачиваемые гражданами

3.12 Экономические цели и функции государства

3.13. Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг.

3.14 Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности.

3.14.Инвестиции в реальные и финансовые активы.

3.14.Пенсионное обеспечение.

3.15 Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения

Социальная сфера

4.1 Социальная структура общества

4.2 Семья как малая группа. Отношения между поколениями

4.3 Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте

4.4 Социальные ценности и нормы

4.5 Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни

4.6 Социальный конфликт и пути его решения

4.7.Межнациональные отношения.

 Сфера политики и социального управления 

5.1 Власть. Политическая власть.

5.1. Политика. Роль политики в жизни общества. СМИ.

5.2 Понятие и признаки государства

5.3 Разделение властей

5.4 Формы государства

5.5 Политический режим.

5.5 Демократия

5.6 Местное самоуправление.

5.7 Участие граждан в политической жизни.

5.7. Политическая культура.

5.8 Выборы, референдум

5.9 Политические партии и движения, их роль в общественной жизни

5.10 Гражданское общество.

5.10. Правовое государство .

Право

6.1 Право, его роль в жизни общества и государства Система российского законодательства

6.2 Норма права. Нормативный правовой акт. Источники права.

6.3.Правоспособность и дееспособность. 

6.3 Понятие правоотношений

6.4 Признаки и виды правонарушений.

6.4.Понятие и виды юридической ответственности

6.5 Конституция Российской Федерации.

6.5.Основы конституционного строя Российской Федерации

6.6 Федеративное устройство Российской Федерации

6.7 Органы государственной власти Российской Федерации (Общее).

6.7. Президент РФ.

6.7. Федеральное собрание. Совет Федерации.

6.7. Федеральное собрание. Государственная Дума.

6.7.Правительство РФ.

6.8 Правоохранительные органы. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

6.8. Судебная система.

6.9 Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации

6.10 Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних

6.11 Механизмы реализации и защиты прав  и свобод человека и гражданина

6.12 Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов

6.13 Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей

6.14 Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей

6.15 Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних

6.16 Административные правоотношения, правонарушения и наказания

Читайте также:  Подготовка автомобиля к зиме полезные советы

6.17 Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних

яяя

Источник

Понятия темы «Общество и человек»

Общество

в широком смысле слова

в узком смысле слова

обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей; формы объединения людей

Всё человечество в его прошлом (истории), настоящем (современности) и будущем (перспективе)

совокупность людей, объединённых для общения, удовлетворения общих интересов, совместного выполнения какой-либо деятельности

определённый этап развития человечества

Общественные отношения – многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них).

Сферы жизни общества

экономическая

Промышленное и сельскохозяйственное производство, отношения в процессе производства, обмен и распределение продуктов производства

социальная

Слои и классы, классовые отношения, нации и национальные отношения, семья и семейно-бытовые отношения, учреждения воспитания, медицинского обслуживания, досуга

политическая

Государственная власть, политические партии, отношения людей, связанные с использованием власти

духовная

Наука, нравственность, религия, искусство, научные учреждения, религиозные организации, учреждения культуры

Глобальные проблемы человечества – проблемы, охватывающие всё человечество, от решения которых зависит его дальнейшее развитие.

К глобальным относятся проблемы:

  • предотвращения войн и сохранения мира на Земле, борьбы с терроризмом;
  • преодоления экологического кризиса и его последствий;
  • борьбы со стихийными бедствиями;
  • борьбы с наркоманией, избавления человечества от наиболее опасных болезней;
  • смягчения сложной демографической ситуации;
  • преодоления экономической и культурной отсталости ряда регионов мира;
  • обеспечения продовольствием всех народов мира;
  • освоения космоса и Мирового океана и др.

Отличительные признаки глобальных проблем:

  • масштабы и проявления выходят за рамки одного государства;
  • комплексный характер (все тесно связаны друг с другом);
  • общечеловеческая сущность, делающая их понятными и актуальными для всех стран мира;
  • острота проявления;
  • возможность их решения лишь усилиями мирового сообщества.

Человек – биосоциальное существо:

  • биологическое существо – проявляется в анатомии и физиологии человека, в протекании различных процессов в человеческом организме;
  • социальное существо – лишь в обществе, в общении с людьми становится человеком (формируются речь, мыслительные способности и др.)

Основные отличия человека от животного:

  • способность производить и использовать орудия труда;
  • способность мыслить и обладать членораздельной речью;
  • способность к целенаправленной творческой деятельности (создание того, чего в природе не существует).

Характеристика человека:

Индивид

Индивидуальность

Личность

отдельно взятый представитель всего человеческого рода;

самая общая характеристика человека, свидетельствующая о том, что он вполне самостоятельное тело, природная и социальная особь

неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств;

выражает непохожесть человека на других, его социально значимые отличия, неповторимость его внешнего облика, манеры поведения, характера и т.д.

социально и духовно развитый человек;

выражает особые, только данному человеку свойственные качества (взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и др., которые проявляются в деятельности)

Деятельность – способ отношения человека к внешнему миру, характерный только для людей, изменение и преобразование мира в интересах людей, создание того, чего нет в природе.

Виды деятельности:

игра

общение

учение

труд

особый вид деятельности, целью которого является в детстве – познание мира, в другом возрасте – развлечение, отдых

вид деятельности, при котором происходит обмен информацией, идеями, оценками, чувствами, конкретными действиями

вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний и умений

вид деятельности, направленный на достижение практически полезного результата

Познание – процесс постижения человеком новых, прежде неизвестных фактов, явлений и закономерностей действительности.

Результат познания – знания.

Цель познания – истина.

Истина – знания, соответствующие окружающему миру наиболее полно и точно.

Самосознание – знание и осознание человеком самого себя, выделение себя из окружающего мира, осознание своей уникальности и неповторимости.

Пути осуществления самосознания:

  • познание других;
  • анализ собственной деятельности и поведения;
  • самонаблюдения (личные дневники, анкеты, тесты)

Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Типы обществ

Традиционное (аграрное)

Индустриальное (промышленное)

Постиндустриальное (информационное)

основной фактор производства

земля

капитал

знания

черты производства

ручной труд

применение машин и механизмов, технологий

автоматизация и компьютеризация производства

характер труда

индивидуальный труд

в основном деятельность по стандарту

повышение творческого начала в труде

большинство населения занято в

сельском хозяйстве

промышленности

сфере услуг

социальная структура

сословия, классы, замкнутость страт

классовое деление, открытость страт

стирание классового различия, рост численности среднего класса

воздействие на природу

локальное, неконтролируемое

глобальное, неконтролируемое

глобальное, контролируемое

политическая жизнь

преобладание монархий, отсутствие политических свобод

демократические преобразования, провозглашение политических свобод

политический плюрализм, сильное гражданское общество

духовная жизнь

господство традиционных религиозных ценностей, в основном устная передача информации; малое количество образованных людей

утверждается вера в науку, возникновение массовой культуры, массовая грамотность и образование

усиление роли науки, образования и информации, непрерывное образование

Читайте также:  Срок восстановления патента на полезную модель

Духовная жизнь – сфера общественной жизни, связанная с производством и распределением духовных ценностей, с удовлетворением духовных потребностей человека.

Духовный мир личности

знания

чувства

потребности

способности

ценности

вера

переживания

стремления

убеждения

цели

Духовная жизнь человека выражается в двух видах деятельности:

  1. направленной на производство и создание духовных, культурных ценностей (произведений культуры, результатов и методов научных исследований, имеющих историко-культурную значимость зданий, предметов, технологий и др.)
  2. направленной на сохранение, усвоение, воспроизведение, распределение, распространение созданных духовных культурных ценностей.

                Совесть – важнейшая духовная ценность, нравственный самоконтроль.

                Человеческое достоинство – уважение к человеку, основанное на признание его ценности как нравственной личности; уважение к самому себе, основанное на своих положительных качествах.

                Потребности – надобность, нужда в чём-либо, требующая удовлетворения.

Виды потребностей человека

Естественные (биологические, органические, материальные)

Социальные

Духовные

(идеальные, познавательные)

Потребности в пище, воздухе, воде, одежды, жилище, санитарно-гигиеническом благополучии и др.

Потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др.

Потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др.

                Ценностные ориентации – жизненные ориентиры, являющиеся особенно важными, значимыми, предпочтительными для человека в окружающей жизни и поведении других людей.

                Способности – индивидуально-психологические особенности личности, условия успешного выполнения определённой деятельности.

                Талант – получение оригинальных совершенных и общественно значимых продуктов деятельности в какой-то определённой сфере. 

                Гениальность – высшая степень развития таланта, связанная с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

                Группа – реально существующее образование, в котором люди объединяются по каким-то определённым признакам: семья, школьный класс, дружеская компания, рабочие, крестьяне, интеллигенция, молодёжь, ветераны, горожане, селяне и др.

                Малая группа – группа из двух или более человек, объединённых одной целью, сходными интересами и потребностями в общении и совместной деятельности, находящихся в непосредственном контакте друг с другом.

                Признаки малой группы:

  1. взаимодействие членов группы напрямую, их личное знакомство между собой;
  2. небольшое количество участников (от 2-3 до 20-25 человек);
  3. общая деятельность, подчинённая общей цели.

Классификация малых групп

основа для классификации

совместная деятельность

длительность существования

характер отношений между членами группы

виды малых групп

производственные, учебные, спортивные, семейные

постоянные, временные

формальные (официальные), неформальные (неофициальные)

        Условия, влияющие на положение человека в малой группе:

  1. роль и позиции человека в группе;
  2. групповые интересы;
  3. групповые нормы (правила, принимаемые всеми членами группы);
  4. групповые ценности;
  5. групповые санкции (запретительные, поощрительные).

Положительное воздействие малой группы на человека:

  1. даёт человеку уверенность в себе, снабжает положительными эмоциями, необходимыми для его развития;
  2. в группе человек отрабатывает свои коммуникативные умения;
  3. от участников группы человек получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя;
  4. отношения между людьми в группе приучают человека выполнять существующие социальные нормы, несут в себе ценностные ориентиры, которые усваиваются личностью.

                Свобода – способность человека творить самого себя и мир других людей, выбирать образ будущего мира.

                Ответственность – характер взаимоотношений между личностью, группой, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.

                Межличностные отношения – взаимосвязи человека с окружающими его людьми: с другим человеком, с группой (большой или малой).

Взаимодействие – согласованность действий.

Взаимопонимание – понимание на основе взаимности, понимание друг друга.

Взаимовосприятие – восприятие одним человеком других людей.

Читайте также:  Полезные фрукты и ягоды при онкологии

                Общение – вид деятельности, при котором происходит обмен информацией, идеями, оценками, чувствами, конкретными действиями.

                Общение бывает: познавательным, деловым, интимно-личностным.

                Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Конфликты:

  • конструктивные – стороны в них не выходят за рамки деловых аргументов, нравственных отношений;
  • неконструктивные – одна из сторон прибегает к нравственно осуждаемым действиям, например, к оскорблениям.

Фазы конфликтов:

  • определение, осознание участниками общения ситуации как конфликтной;
  • выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации;
  • выбор способов действия.

Источник

Это статья о секретах ОГЭ по обществознанию. О том, что вам поможет на экзамене.

1. Не уходите с экзамена раньше времени. Возможно, есть задания, где вы сомневаетесь с ответом или что-то не выполнили. Если вы останетесь, решение может неожиданно прийти в голову. Также хорошенько проверьте, все ли вы перенесли из черновика в бланк ответов. Обидно не получить баллы из-за невнимательности. А это, к сожалению, бывает часто.

2. В задании № 21 нужно выбрать и записать в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия. В этом задании всегда есть 2 сходства и 2 различия.

3. В задании № 22 требуется поделить элементы на группы. Количество элементов в группах может быть разным. Если вам кажется, что элементов в группах должно быть одинаковое количество – это совершенно не так! Такое, конечно, встречается, но на практике соотношение элементов в группах может быть, к примеру, 1:3.

4. Задания 24 и 25 содержат несколько правильных ответов. В них нужно грамотно прочитать диаграмму и сделать логические выводы. Задания достаточно простые, например, на процентное соотношение.

5. В задании 23 требуется выделить предложения, отражающие факты или оценку.

Секрет: если предложение можно проверить и установить его подлинность или ложность – выбирайте фактический характер суждения, а вот если подлинность и ложность выявить нельзя – это оценочное суждение. Например, предложение: «Очевидно, правительству и политическим партиям следует приложить усилия для повышения политической информированности и активности граждан», — носит оценочный характер. А предложение: «Редакция известного журнала опросила читателей о том, как они оценивают политическую ситуацию в стране» — демонстрирует нам факт. Также в оценочных суждениях бывают слова-подсказки: «вероятно», «возможно».

6. Задание 26, первое задание части 2. Требуется составить план текста. Обычно пунктов плана столько же, сколько абзацев, исключая абзацы в одно предложение. Необходимо выделить главные мысли в каждом абзаце (словосочетаниями в 2-3 слова). Из них и будет составлен план.

7. Задания № 27 и 28 – на понимание текста. Ответ содержится прям в самом тексте. Вам требуется лишь переписать его в бланк. Здесь ничего не нужно придумывать – главное, найти в тексте то, что требуется в задании.

8. Задания № 29, 30, 31 – выявляют вашу позицию. Другими словами, как вы относитесь к поставленному вопросу, опираясь на текст и обществоведческие и исторические знания. Внимательно читайте задание и пишите все в соответствии с заданием.

9. При подготовке к ОГЭ по обществознанию обязательно оставьте время для повторения пройденных тем. Нужно структурировать изученное.

10. В открытых источниках есть тренировочные работы по обществознанию. Изучите изучить предложенные задания и выполняйте их.

11. Время на экзамене ограничено. Успеете ли вы написать всё? Готовясь к ОГЭ, устройте себе тест: засеките необходимое время и решите полный вариант ОГЭ по обществознанию, вместе с занесением ответов в чистовик. Вам сразу станет понятно, хватит ли вам времени на настоящем экзамене и где нужно поднажать и ускориться.

Ну и конечно, внимательно читайте задания! В них часто содержатся подсказки.

Автор статьи Екатерина Крестьянскова

Мы используем файлы cookie, чтобы персонализировать контент, адаптировать и оценивать результативность рекламы, а также обеспечить безопасность. Перейдя на сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.

Источник