Полезные навыки 7 класс я и мои поступки

Полезные навыки 7 класс я и мои поступки thumbnail

Рабочая программа «Жизненные навыки» 7 класс 2018-2019 уч.г. Автор: Илларионова Т.В. учитель истории

1.Планируемые результаты курса «Жизненные навыки в 7 классе»

Цель курса «Жизненные навыки»: формирование позитивного отношения к себе и школе, профилактика школьной дезадаптации.

Основные задачи:

  1. Формирование психологического здоровья.

  2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

  3. Формирование позитивное отношение к своему «Я».

  4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

  5. Повышение уверенности в себе и развитие самостоятельности.

  6. Предупреждение и снижение тревожности и страхов детей.

  7. Развитие навыков социального поведения.

  8. Знакомство с языком чувств и эмоций, качествами характера, моделями поведения.

  9. Создание возможностей для самовыражения.

  10. Выработка у детей адекватного отношения к ошибкам и неудачам.

  11. Развитие способности ребенка к эмпатии, сопереживанию.

  12. Формирование позитивного отношения к сверстникам и коммуникативных навыков.

  13. Развитие навыков саморегуляции, произвольности, внутреннего плана действий, уровня самоконтроля.

  14. Развитие познавательной мотивации.

Воспитательные результаты.

Получение опыта:

  • в определении индивидуальных особенностей сверстников;

  • в определении своих собственных достоинств и недостатков;

  • обсуждения возникающих проблем;

  • определения своих чувств и чувств сверстников;

  • сопереживания окружающим людям;

  • положительного отношения к себе и к сверстникам;

  • в утверждении ценности фантазии в глазах ребёнка;

  • в формировании сотрудничества со сверстниками.

Программа курса представляет собой систему групповых занятий, которые включают элементы тренинга, социопсихологические игры, элементы сказкотерапии, арттерапии, групповые дискуссии.

Программа курса «Жизненные навыки» в 6классе рассчитана на 35 занятий в год (1 занятие в неделю).

Программа поможет ребенку осознать самого себя, свои интересы, способности, отношения, переживания, представления о своем дальнейшем жизненном пути. Приобщение к знаниям о человеке имеет особенно важное значение на начальных этапах школьного образования, когда основные свойства познавательной деятельности и качества личности находятся в периоде своего осмысленного становления.

Работа по программе проводится в рамках духовно-нравственного развития и воспитания школьников, которая является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Ценностные ориентиры содержания курса.

  • Ценность добра – осознание себя как части мира.

  • Осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

  • Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

  • Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

  • Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

  • Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду.

  • Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства.

  • Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

2.Содержание курса. «Жизненные навыки в 7 классе»

Раздел 1. Мои силы, мои возможности (12часов)

  • Моё лето. Как я провёл лето и чему научился за время летних каникул. После лета меня называют по-новому – четвероклассник. Чем четвероклассник отличается от первоклассника? А от второклассника и третьеклассника?

  • Кто Я? Из каких маленьких частичек я состою: Боялка, Добрушка, Капризулька, Хохотушка, Злючка, Ленюшка…это все мои друзья. Но командую здесь Я. Я – человек! Я – житель планеты Земля!

  • Какой Я – большой или маленький? Что я умею и чем горжусь?

  • Мои способности. Что такое «способности» и какие нужны способности для успеха в том или ином деле? У каждого человека есть какие-то способности, но некоторые люди не знают о своих способностях и не используют их. Что нужно для успеха? «Успех = способности + трудолюбие».

  • Мой выбор, мой путь.

  • Способности моих родителей. Как эти способности помогали им в жизни.

  • Не всегда самый лёгкий путь приводит к успеху. Часто от нас самих, от нашего выбора зависит, по какой дороге мы пойдём, как сложится наша жизнь.

  • Мой внутренний мир.

  • Вокруг нас много удивительного. Надо только суметь заметить это. Мой внутренний мир тоже уникален и неповторим. В свой внутренний мир я могу впустить только того человека, которому доверяю.

  • Значение взгляда: взгляд может сказать больше слов. Взглядом можно поддержать человека или, наоборот, расстроить, можно приласкать или сделать больно.

  • Что значит верить?

  • Человек, который свято верит в свою мечту, стремится к успеху и верит в него, обязательно своего добьётся!

Раздел 2. Я расту, я изменяюсь (6часов)

  • Моё детство.

  • Вспомним детство. Что я чувствую в роли маленького ребёнка, чему радуюсь, о чём мечтаю?

  • Я – это моё детство, потому что именно детство делает нас такими, какие мы есть.

  • Я изменяюсь. Что я умел раньше и что умею сейчас. Что я знал раньше и что знаю сейчас.

  • Каким я буду, когда вырасту? Почему важно решить для себя, каким ты хочешь стать и что хочешь изменить в себе?

Раздел 3.Моё будущее (5часов)

  • Как заглянуть во взрослый мир?

  • Я в настоящем, я в будущем. «Хочу в будущем – делаю сейчас». Чтобы получить какой-то результат в будущем, надо что-то делать для этого уже сейчас.

  • Хочу вырасти здоровым человеком. Что для этого нужно? Что такое «эмоциональная грамотность» и как она связана со здоровьем человека?

Раздел 4. Хочу вырасти интеллигентным человеком и что для этого нужно? (5 часов)

  • Поведение человека зависит от его качеств.

  • Кто такой «интеллигентный человек» и какие качества должны у него присутствовать? Портрет интеллигентного человека.

  • Хочу вырасти интеллигентным человеком. Кто может стать интеллигентным человеком? Каким должен быть ученик сейчас, чтобы из него получился интеллигентный человек в будущем?

  • Что такое идеальное Я?

  • У многих людей есть некий идеальный образ самого себя — то, каким бы ему хотелось стать.

Раздел 5. Хочу вырасти свободным человеком: Что для этого нужно? (7 часов)

  • Кто такой свободный человек? Можно ли поступать всегда так, как хочется?

  • Права и обязанности школьника. «Должен и имею право: в школе, дома, на улице».

  • Что такое « право на уважение»? Как я должен поступить, если нарушено моё «право на уважение»?

  • В реальности количество прав и обязанностей человека примерно одинаковое. Главные права и обязанности ученика. «Билль о правах ученика и учителя в школе».

  • Нарушение прав других людей может привести к конфликтам. Как можно разрешать конфликты мирным путём?

3.Календарно-тематическое планирование.

за-ня-тия

п/п

№ за-ня-тия в те-ме

Тема раздела, занятия

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

1

1

Кто я? Мои силы, мои возможности.

Моё лето.

Повышение уверенности в себе и развитие самостоятельности.

Развитие навыков саморегуляции, произвольности, внутреннего плана действий, уровня самоконтроля.

2

1

Кто Я?

Развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

Извлекать необходимую информацию из текста,ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии

3

1

Какой Я – большой или маленький?

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

Развитие навыков саморегуляции, произвольности, внутреннего плана действий, уровня самоконтроля.

4

1

Мои способности.

Исследование своих способностей и возможностей.

Строить сообщения в устной и письменной форме; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

5

1

  • Мой выбор, мой путь.

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, развитие навыков саморегуляции, произвольности, внутреннего плана действий, уровня самоконтроля.

6

1

Способности моих родителей.

Закрепление понятия «способности», исследование своих способностей и возможностей.

Строить сообщения в устной и письменной форме; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

7

1

Путь к успеху.

Осознавать, что такое успех, как можно его достичь.

Выработка адекватного отношения к ошибкам и неудачам.

Развитие навыков саморегуляции, произвольности, внутреннего плана действий, уровня самоконтроля.

8

1

Мой внутренний мир.

Уметь замечать предметы и явления рядом с собой, определять качества человека.

Строить сообщения в устной и письменной форме; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

9

1

Мир вокруг нас.

Уметь замечать предметы и явления рядом с собой.

Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач.

10

1

Значение взгляда.

Развитие эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

11

1

Что значит верить?

Осознавать, что такое «вера».

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, развитие навыков саморегуляции, произвольности, внутреннего плана действий, уровня самоконтроля.

12

1

Значение веры.

Закрепление понятия «способности», исследование своих способностей и возможностей.

Строить сообщения в устной и письменной форме; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

13

1

Я расту, я изменяюсь.

Моё детство.

Осознавать происходящие в себе изменения.

Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач.

14

1

Вспомним детство.

Развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

15

1

Я — это моё детство.

Понимание того, что детство наше неотъемлемое достояние.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, развитие навыков саморегуляции, произвольности, внутреннего плана действий, уровня самоконтроля.

16

1

Я изменяюсь.

Осознавать происходящие в себе изменения.

Строить сообщения в устной и письменной форме; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

17

1

Каким я буду, когда вырасту?

Закрепить качества человека.

Строить сообщения в устной и письменной форме; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

18

1

Каким я буду, когда вырасту?

19

1

Моё будущее. Каким бы я хотел стать в будущем?

Как заглянуть во взрослый мир?

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

Учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта

20

1

Я в настоящем.

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

Строить сообщения в устной и письменной форме;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

21

1

Моё будущее.

Задуматься о будущем, попытаться структурировать его, обсудить возможные варианты будущего.

Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач.

22

2

Моё будущее.

23

1

Хочу вырасти здоровым человеком!

Установка на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках.

Строить сообщения в устной и письменной форме; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

24

1

Хочу вырасти интеллигентным человеком: что для этого нужно? Поведение человека.

Понимать, что поведение человека зависит от его поступков.

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

25

1

Кто такой «интеллигентный человек»

Осознать понятие «интеллигентный человек»

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, развитие навыков саморегуляции, произвольности, внутреннего плана действий, уровня самоконтроля.

26

1

Хочу вырасти интеллигентным человеком.

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

27

1

Что такое «идеал»?

Дать понятие «идеал».

Строить сообщения в устной и письменной форме; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

28

1

Что такое идеальное Я?

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

29

1

Хочу вырасти свободным человеком: что для этого нужно? Кто такой свободный человек?

Дать понятие «свободный человек».

Строить сообщения в устной и письменной форме; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

30

1

Права и обязанности школьника.

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию.

31

1

Что такое « право на уважение»?

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию.

32

1

Главные права и обязанности ученика.

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

33

1

Нарушение прав других людей может привести к конфликтам.

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.

Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников.

34-35

1

Как разрешить конфликты мирным путём?

Моральное сознания на конвенциональном уровне способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет.

Материально-техническое обеспечение.

1.Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в школе, М. Генезис, 2011год

1 экземпляр


2. Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

1 экземпляр

Печатные пособия

1.Плакаты по основным темам

1 экземпляр

2.Картинки с изображениями людей

1 экземпляр

Оборудование для класса

2.Шкафы для хранения дидактических материалов и пособий

Технические средства обучения

1.Компьютер

1 экземпляр

Источник

Классный час в 7-8 классах

«Я и мои поступки»

Приготовил социальный педагог: Юрчук Татьяна Михайловна

Цель: Формирование ответственного отношения к своим поступкам.

Задачи:

  1. Развивающие:

  • развитие у учащихся умения работать в команде;

  • развитие у учащихся умения анализировать и оценивать свою деятельность и деятельность других;

  • развитие у учащихся творческих способностей.

  1. Воспитательные:

  • воспитание чувства толерантности;

  • воспитание уважения друг другу.

Формирование УУД:

  1. Личностные:

  • стимулирование способности иметь собственное мнение;

  • сделать воспитательный процесс полезным, интересным, увлекательным;

  • уверенность во взаимоотношениях с людьми;

  • самостоятельно решать жизненные ситуации.

  1. Регулятивные:

  • целеполагание;

  • мотивация учебной деятельности;

  • развитие самостоятельности в учебной деятельности.

  1. Коммуникативные:

  • развитие умения вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;

  • отражение в устной форме результатов своей деятельности;

  • признание права другого человека на иное мнение.

  1. Познавательные:

  • исследование практических ситуаций;

  • выдвижение предположения, понимание необходимости их проверки.

  1. Рефлексивные:

  • постановка целей, самоконтроль и оценка результатов своей деятельности;

  • формирование умения работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;

  • поиск и устранение причин возникших трудностей;

  • осознанное определение сферы своих интересов и возможностей;

  • владение умения совместной деятельности с другими ее участниками;

  • объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.

Межпредметные связи: обществознание, психология, социология.

Оборудование: пластиковые тарелочки, бейджики, бумажная полоса шириной 10,5 см. (длина по желанию), игрушка.

Ход урока:

I Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех видеть. Сегодня у нас очень необычный классный час — мы отправимся в путешествие на корабле. Но чтобы начать наш классный час я хотела бы узнать у вас какое сегодня настроение?

(Ответы детей)

К нам сегодня пришел в гости лягушонок Весельчак. У него к сожалению плохое настроение. Ребята давайте ему поднимем настроение добрыми ласковыми словами.

(Каждый обучающийся должен сказать лягушонку слова поднимающие настроение).

Молодцы, у нашего Весельчака поднялось настроение и он желает вам счастливого пути.

II Пристань.

Итак… Представьте: Море… Крики чаек… Вы стоите на пристани. У трапа стоит наш корабль. Через минуту мы все поднимемся на его борт, но по давней традиции все члены экипажа фотографируются на память перед отплытием.

Сейчас ребята, пожалуйста, подойдите к столу и распределите кто кем будет на нашем корабле.

(Дети распределяют)

Фото на память у корабля.

III Палуба.

Мы поднимаемся по трапу на корабль и капитан отдает приказ: «Отдать швартовый!». Корабль отплывает.

Капитан прогуливаясь по палубе, замечает, что она плохо вымыта и отдает новый приказ матросам…

Ваши действия.

(Учащиеся должны обыграть ситуацию)

Рефлексия:

  1. Вопрос капитану: Почему матросы так отреагировали на твой приказ?

  2. Вопрос матросам: Что вам не понравилось/понравилось в действии капитана?

IV Мачта.

Прошло несколько дней нашего путешествия.

Вдруг подул сильный ветер. Капитан отдает приказ двум матросам: «Поправить снасти!».

Матросы поднялись на мачту и возникла такая ситуация, что им необходимо пройти по одной перекладине на встречу друг другу.

Ребята решите проблему (На полу выстилается полоса шириной 10,5 см. (длина по желанию) и дети должны перейти с одной стороны на другую. Могут попробовать и другие члены экипажа)).

Рефлексия:

  1. Почему у вас не получилось выполнить задание?

  2. Что вам помогло выполнить задание.

V Обед.

Наше путешествие подходит к концу и по этому поводу кок и его помощник приготовили праздничный обед (кок и помощник раздают тарелочки, на которых прикреплены листочки с названиями блюд и либо их недостатки, либо их вкусовые качества и т.д.).

Экипаж, выскажите свое мнение по поводу приготовленного коком и его помощником обеда.

Рефлексия:

  1. Вопрос к коку и его помощнику: К какому замечанию вы прислушаетесь и исправите свои ошибки?

  2. Вопрос экипажу: Почему кок и его помощник к одним замечаниям прислушались, а к другим нет?

VI Конфликт.

По поводу не совсем удачного обеда между коком и его помощником возник конфликт.

Обыграйте ситуацию (кок высказывает свои претензии помощнику, а помощник отстаивает свою точку зрения, должны прийти к единому мнению).

Рефлексия:

  1. Вопрос коку и его помощнику: Смогли разрешить конфликт? Почему?

  2. Вопрос экипажу: Как можно разрешить конфликт?

VII Пристань.

Наше путешествие благополучно подошло к концу. Корабль пристает к пристани. Экипаж спускается по трапу, а на пристани их встречает лягушонок Весельчак. Он очень рад благополучному возвращению ребят.

VIII Рефлексия по классному часу.

Ребята как вы думаете, какова была цель нашего классного часа?

(Ответы детей)

Нам удалось достичь этой цели?

(Ответы детей)

(Если «да»: Что помогло достичь этой цели?

Если «нет»: Почему нам не удалось достичь этой цели?)

(Ответы детей)

Вы можете сказать тему нашего классного часа?

(Ответы детей)

Мне нравятся ваши предположения, но на самом деле мы говорили о поступках. Попытайтесь сформировать еще раз тему нашего классного часа.

(Ответы детей)

Вы конечно же молодцы, но тема нашего классного часа «Я и мои поступки».

Скажите мне пожалуйста, чему вы сегодня научились?

(Ответы детей)

IX Упражнение «Самый лучший друг».

Прежде чем закончить наш классный час, я хочу провести еще одно упражнение (раздаю листочки, на которых нарисовано веселое лицо).

Возьми листочки в руки. Представьте, что это человек, с которым вы хорошо общаетесь. И вот однажды, когда у вас плохое настроение, по поводу проблем дома, в школе, он подошел к вам с просьбой. Вы ему отказали в грубой форме, оскорбили и ушли (листочек мнут). Прошло несколько дней. У вас хорошее настроение, проблемы решаются (листочек разглаживают). Вы подходите к этому человеку… Будет ли он общаться с вами также, как общался раньше?

(Ответы детей)

X Прощание.

Наш классный час подошел к концу. Мне очень понравилось с вами работать. Большое спасибо. До свидания!

Источник