Полезные навыки и привычки у ребенка

Что мешает привычкам стать привычками
Свято место, пусто не бывает. Если не сформировать ребёнку полезные привычки, то их место быстро займут вредные.
Самая актуальная и полезная информация для современных родителей — в нашей рассылке.
С нами уже более 30 000 подписчиков!
Каждому родителю знакомы следующие ситуации:
малыш забегает на кухню, хватает еду, жадно её ест. На вопрос: «Руки вымыл(-а)?» – стыдливо отворачивается или начинает спорить, отвечая: «Ещё вчера!»;
ребёнок собирается в школу, а на голове хаос из волос. Можно даже не спрашивать про то, видел ли он расчёску с утра;
перед сном целуя ребёнка, чувствуешь, что зубной пастой даже не пахнет, хотя вечером также нужно чистить зубки, как и утром.
Как же помочь ребёнку привыкнуть к полезным действиям и выполнять их регулярно, а не время от времени? Секретов несколько. Меньше повторять ошибок и больше задумываться о том, как вовлечь своего ребёнка в нужный образ жизни.
4 основные ошибки при выработке полезных привычек
1. Отсутствие постоянства. Если ребёнку постоянно менять правила игры, то ему будет очень сложно сориентироваться. С привычками так же. Когда вы учите ребёнка застилать кровать, это требование должно работать и дома, и в гостях у бабушки, и в гостинице на отдыхе.
2. Критика. К сожаению, негативный пример не учит, как правильно. После слов «Ты всё делаешь не так!» у ребёнка только останется впечатление, что у него всё не получается. Стоит уточнить, что именно не удаётся малышу, а потом показать правильное действие. «Ты слишком быстро почистил зубы, давай чистить дольше и аккуратнее. Зубной пасте нужно время, чтобы помочь твоим зубам».
3. Невыполнение своих требований. Когда мы требуем от малыша умываться по утрам, а сами ходим целый день неумытые, это не очень понятно ребёнку. Ему кажется, что мы заставляем его делать то, что сами не считаем важным. «Что я, самый глупый что ли? Сами не умываетесь, а я должен?» – это частая реакция детей на замечания родителей.
4. Отсутствие подкрепления. После любого действия должна быть обратная связь. Моменты, когда мы не получаем оценки, пролетают мимо внимания. Ребёнка следует похвалить за то, что он сделал. А ещё лучше научить самому хвалить себя за верное действие. Помыл руки – улыбнулся и сказал: «Я – молодец, чисто вымыл руки».
Что делать, чтобы привычка стала нормой
Вот важные правила, которые помогут привить ребёнку полезные привычки:
1. Будьте примером для детей.
Все малыши хотят быть похожими на родителей. Уже в более позднем возрасте они начинают смотреть на окружающих, а пока мама и папа – это весь их мир. Поэтому они такие «повторюшки». Это качество заложено в нас природой. Малыши копируют то, что делают взрослые. Так человечество выживает. Ведь поведение говорит о том, что, повторяя образ жизни, можно дорасти до такого возраста. Помните, пример важнее, чем слова.
Если мама курит около вытяжки на кухне и просит ребёнка не курить, потому что это вредно, ребёнок, скорее всего, будет страдать зависимостью от сигарет. В этой ситуации работают два стимулятора – слова и действия, которые противоречат друг другу. Но дети перенимают именно пример, что видят их глаза, чувствует тело. Если бы слова влияли на воспитание так сильно, как мы того хотели, то мы все давно делали бы зарядку по утрам, не ложились спать поздно, ели меньше сладкого и так далее.
2. Вовлекайте детей в действия.
У ребёнка до 7 лет обучение лучше идёт через игру. Почему бы не поиграть в чистку зубов или мытьё рук? Для девочки это может быть «завтрак для принцессы»:
– Всем известно, что принцессы кушают еду чистыми руками, ложатся спать с чистыми зубками, ходят на улицу в чистой одежде. Ты же принцесса? Давай, так и будем делать!
С мальчишками можно всегда поиграть в мойку для машин:
– Ну что, ребята? Кто свои «колёсики» (ручки) вымоет в ванной быстрее? А сапожки в мойку кто отнесёт? А ну-ка с зубной пастой помоем зубки, как в настоящей мойке! Сейчас поедем на заправку супчиком и картошкой!
Когда вы будете сами получать удовольствие от полезных привычек, дети обязательно захотят присоединиться. Радость от расчёсывания волос, умывания с визгами радости привлечёт внимание малыша. Попробуйте сопровождать свои действия эмоциями на виду у малыша: подойдите к зеркалу, расчешите волосы, охните и скажите: «Какая я теперь красавица!». Результат не заставит себя ждать.
3. Рассказывайте о цели действия.
Нам не очень нравится, когда нас используют вслепую. И детям тоже. Им важны ответы на вопросы: «Почему?», «Зачем?». Познакомив детей с целью, вы даёте им не только возможность проверять результат, но и понимание того, насколько важны эти процедуры. Например, зубки чистят, чтобы они блестели, вкусно пахли, были крепкими (после чистки зубов предложите ребёнку улыбнуться в зеркало, посмотреть на блеск, чистоту, пощёлкать зубками).
О церемониях и правилах игры
Очень важно помнить, что привычка – это то, что требует закрепления. Деткам нужно повторять действия изо дня в день минимум три недели, а иногда и дольше. Обязательно учитывайте особенности малыша: если ребёнку сложно справляться самостоятельно, то продолжайте помогать. Вот чистить зубы ребёнку иногда приходится до 8 лет. Потому что некоторые дети ещё не умеют так шевелить своей кистью руки, как взрослые. Это нужно учитывать.
Вводите в жизнь привычки постепенно, по одной. Так будет проще вам и ребёнку.
Создавайте малышу такие условия, в которых выполнить действие будет проще и интереснее, чем забыть про него. Например, купите красивую зубную щётку и поставьте песочные часики, чтобы засекать время, или возьмите необычное мыло для рук. Многим деткам нравится жидкое или прозрачное глицериновое мыло. Сделайте так, чтобы, увидев эти предметы, малыш сам хотел повторять полезную привычку.
Ну а если ваш ребёнок ещё совсем кроха, то всё равно приучать к режиму стоит уже сейчас. Получается, что вместе с ним вы и у себя формируете полезную привычку. Ведь даже в роддоме просят мам умывать личико малышей ватными дисками, промывать глазки, чистить носик, мыть ручки в определённое время. Это прекрасная основа для полезных привычек в старшем возрасте.
Быстрая регистрация
Получите 5% скидку на первый заказ!
Режим – не жизнь по часам, а понимание последовательности того, что за чем идёт, создание привычного стиля жизни.
Надеемся, что вам помогут наши советы, и вы сможете выработать у вашего ребёнка полезные привычки, стать увереннее в себе, заложить фундамент для крепкого душевного и физического здоровья.
Составить материал помогла логопед, коуч Ларина Елена Анатольевна
(Skype: Larina Elena Фея)
А какие привычки уже сформированы у ваших деток?
Поделитесь в комментариях!
Источник
Полезные навыки не так легко сформировать у детей-подростков, которым несколько раз на день нужно напоминать о беспорядке в комнате и грязных ботинках. Маленькие дети более восприимчивы к родительским указаниям, к тому же многие родительские пожелания они воспринимают через игру. В силу своего возраста малыши легче всего отказываются от вредных привычек и с удовольствием стремятся стать более независимыми и ответственными.
Как я помогла тоддлеру стать независимым. История Миши
Процесс одевания десятимесячному Мише очень нравится. Он с нетерпением ждёт прогулки и зовёт маму к пеленальному столику. Чтобы этот процесс стал увлекательным и приносил только положительные эмоции, мама Галина разговаривает с Мишей всё время, пока натягивает на него колготки и носочки, застёгивает сапожки. “Вот мы одеваем нашу правую ножку, вот мы одеваем нашу левую ножку. А теперь мы поболтаем обеими ножками”. Малыш в восторге от этих присказок и с удовольствием по просьбе мамы подаёт ей предметы одежды, пытается “помогать” себя одевать.
У меня же дома есть специальная тумбочка для хранения Мишиных вещей. По опыту воспитания дошколят знаю, что примерно в возрасте от двух до пяти лет малыши становятся упрямцами и не всегда желают носить то, что предлагают им родители.
Для Миши я придумала определённый ритуал одевания, который заключается в том, что кроха из нескольких предложенных ему вещей может самостоятельно выбрать то, что ему хочется надеть именно сегодня!
Я не препятствую его желанию нарядиться в пурпурную рубашку и зелёные штаны, так как понимаю, что уважение родителя на право выбора крохи – путь к его счастливой и полноценной взрослой жизни.
Чистить зубы, умываться? Ни за что! Страна Непослушания
В возрасте трёх лет наша Даша была невыносимой капризулей. Каждый раз, когда нужно было идти в ванную, чтобы начинать умываться и готовиться ко сну, у девочки находились “неотложные дела”. То ей очень срочно нужно было причесать свою куклу, а то – помочь маме постелить ей постель. Часто такое её поведение приводило к ссоре и слезам.
Выход из затянувшегося конфликта с дочкой нашла мудрая мама Галя. Однажды она решила посчитать, сколько зубок уже появилось у годовалого Вани. Навернула марлю на палец и стала протирать его дёсны и прорезающиеся зубки. При этом считала: “Вот один зубик, вот другой!” Старшей сестричке стало интересно и она попросила посчитать и её зубки, что и проделала находчивая мама со специальной детской щёткой с мягкой щетиной.
А умываться мои внучата полюбили, когда я напевала им весёлую песенку про весёлых цыплят, которые сидят на носах, маленьких щёчках и ушках детей и убегают при виде холодной воды. Малыши смеялись, и это превращало неприятную процедуру умывания в приятное развлечение.
Поведение, которое раздражает. Как Ваня научился слушать тишину
Из всех моих внучат Ваня самый нетерпеливый, чересчур вспыльчивый. Чаще других детей он оказывается на “стуле спокойствия”, когда родители в качестве наказания решают оградить его от других детей и заставить посидеть спокойно в одиночестве несколько минут.
Один раз за целую неделю Ваню отправляли на “стул спокойствия” десять раз! Именно тогда у него появилась вредная привычка обкусывать до крови ногти. Я попыталась помочь мальчику и поговорила с ним о его проблемах. К сожалению, четырёхлетнему малышу порой трудно сдержать бушующие эмоции и высказать то, что он чувствует. Наказание ещё больше усугубляет его нелёгкое положение и вызывает ответную реакцию организма, желание успокоиться.
Я попросила Ваню показать мне свои обгрызенные ногти. Потом мы вместе с ним решили, что гораздо лучше, когда внук занимает свои руки на “спокойном стуле” и учится сидеть в тишине без слёз и рыданий.
Мы пошли вместе с ним в магазин игрушек и купили спиннер, который очень понравился малышу. Эта игрушка заинтересовала ребёнка и на какое-то время помогла ему избавиться от вредной привычки. Вместо того чтобы грызть ногти, внук сосредотачивается на вращающихся шестерёнках, успокаивается. К семье из “тихой комнаты” он возвращается уже без слёз.
Заменитель вредной привычки помогает Ване слушаться родителей без агрессии и сопротивления с его стороны.
Полезные навыки и вредные привычки. Когда приучать к самостоятельности любознательного малыша?
Лучше всего начинать формировать полезные навыки с младенчества. Ребёнок только начал ползать, испачкался? Это хороший повод для того, чтобы научить маленького человечка мыть ручки и личико под краном. Пора идти спать? Двухлетний малыш вполне может подержать в руках небольшой плед, пока мама расстилает его постельку. Со временем этот ежедневный ритуал подтолкнёт ребёнка к желанию самостоятельно застилать и расстилать кровать.
Мнение редакции
Елена Калита
Редактор журнала
Сколько навыков закладывается с самого раннего детства! В меру самостоятельный малыш, чувствующий заботу и поддержку родителей и вовремя направляемый их чуткими руками, обязательно вырастет в сильного, открытого и уверенного в себе человека.
Конечно, к каждому малышу должен быть индивидуальный подход. Наша Даша упорно не хотела чистить зубы перед ночным сном, пока мама не напоминала ей, что вечерней сказки в таком случае не будет. К тому же внучка часто отказывалась от зубных паст с ярко выраженным сильным вкусом. Её больше всего пленял процесс сплёвывания, чем она и занималась, пока училась приводить свои зубки в порядок.
Постепенно с помощью взрослых девочка имитировала чистку зубов и, в конце концов, наблюдая за папой, потребовала купить ей “свою” зубную щётку и пасту. Благодаря терпению и настойчивости родителей Даша стала более самостоятельной и ответственной.
Советы родителям
Вот несколько советов родителям, которые хотят привить свои детям полезные навыки и отучить от вредных привычек:
- Если малыш хочет сделать что-то сам, не останавливайте его. Так он учится самостоятельности и вырабатывает силу воли.
- Также не стоит сердиться на ребёнка и ругать его в случае, когда результат работы не устраивает родителя. Любая похвала даже за малейшее старание вдохновляет маленького человечка и вызывает желание повторить приятный процесс.
- Вредные привычки – ковыряние в носу, скрипение зубами, обгрызание ногтей – имеют свою причину. Родителям важно не проглядеть стресс, скрывающийся за вредной привычкой. Такие действия дают малышу возможность расслабиться, успокоиться. Понаблюдайте за ребёнком и найдите возможную причину стресса и помогите от него избавиться. В этом случае помогут “полезные” заменители: прогулка на свежем воздухе, любимая игрушка, спокойная музыка.
- Не стоит заставлять ребёнка делать то, что ему не нравится. Если каждое утро малыш капризничает и не хочет самостоятельно одеваться в садик, перенесите “обучение одеванию” на выходной день, когда мама более свободна и может уделить этому процессу больше времени и внимания. В будние дни и в раздражённом состоянии сформировать полезную привычку у малыша вряд ли получится, а вот заработать стресс вполне возможно.
Уважаемые читатели, оставляйте комментарии под статьей, делитесь ей в социальных сетях, а если есть вопросы к автору, то обязательно задайте. Нам важна обратная связь.
Формирование полезных навыков и избавление от вредных привычек у маленьких детей будет происходить более успешно, если родители и воспитатели станут помогать им в трудном для них деле. Чем больше участия, внимания и настойчивости выказывают взрослые, тем лучше для любознательных малышей. Ведь сформированные в детстве привычки накладывают отпечаток на дальнейшую жизнь ребёнка, влияют на его характер и отношения с окружающими людьми.
Загрузка…
Источник
Развитие ребенка
5 здоровых привычек, которые нужно прививать ребенку с раннего детства
5 марта
60 032 просмотра
Елена Исупова
Привычка — вторая натура. Многие из них мы приобретаем в детстве и проносим через всю жизнь. Поэтому так важно привить ребенку здоровый стиль жизни на ранних этапах и подкрепить его собственным примером. Выбрали 5 особенно полезных привычек из наших книг.
Здоровый сон
Кролик, который хочет уснуть
Родители знают, насколько высыпающийся ребенок лучше справляется с задачами, насколько он более жизнерадостный по сравнению с тем, кто спит недостаточно. Но недосып влияет на здоровье и семейное счастье куда сильнее и выливается в гораздо большее, чем простое нытье. Исследования показывают, что недостаток сна не только вызывает сонливость и вялость у детей, но и является причиной проблем с вниманием, самоконтролем, поведением и успеваемостью в школе.
У недосыпающих детей более вероятно развитие тревожности и депрессии в будущем.
Дневной сон для детей не менее важен, чем ночной. Малыши до 2,5 года без дневного сна недобирают положенное количество часов в сутки. Некоторым детям дневной сон необходим вплоть до пяти лет. Недостаток сна затрудняет контроль эмоций и принятие рациональных решений.
Создавайте располагающую ко сну атмосферу: повесьте в детской светонепроницаемые жалюзи или шторы, температура должна быть 15-20 градусов Цельсия, выбирайте комфортную одежду, попробуйте использовать белый шум. А еще можно почитать ребенку сонные сказки: «Кролик, который хочет уснуть», «Слоненок, который хочет уснуть», «Тракторенок, который хочет уснуть». Они написаны профессиональным психологом и помогают засыпать детям в 43 странах мира.
Принимать свои эмоции
Одна привычка в неделю для всей семьи
Эмоциональный интеллект — это способность замечать свои и чужие чувства и эмоции, различать их и руководствоваться этой информацией в своих оценках и действиях. Люди с более развитым эмоциональным интеллектом отличаются более крепким психическим и физическим здоровьем и в целом счастливее остальных. Развитие EQ — долговременный процесс и начинается он в детстве. В книге «Одна привычка в неделю для всей семьи» есть полезные советы для родителей.
- Не обесценивайте и не игнорируйте эмоции. Когда родители признают возникающие у детей эмоции, а не обесценивают их и не пытаются «переключить» ребенка, дети чувствуют, что их слышат, и понимают, что их эмоции важны. Когда ребенок понимает, что его «видят» и он важен, он тут же снижает свои эмоциональные требования, а возникающие эмоции становятся не такими острыми.
- Обсуждайте и проявляйте эмоции. Обсуждение эмоций в семье учит детей, что иметь чувства нормально. Дети также учатся «опознавать» эмоции, управлять ими и преодолевать их под контролем взрослых.
- Называйте чувства своими именами. Более обширный эмоциональный лексикон позволяет выражать чувства точнее. Эксперты сходятся во мнении, что когда человек может точно назвать чувство, которое испытывает, становится легче определить его причину и выработать стратегию контроля.
Познакомить малыша с разными эмоциями помогут детские книги «Я такой разный» и «Где живут эмоции?». Наблюдая за симпатичными героями, ребенок лучше узнает себя.
Здоровое питание
О чем думает ребенок?
Все знают, что правильное питание необходимо для ребенка, но приучить малыша к незнакомой пище не так-то просто. Вот несколько советов из книги «О чем думает ребенок?»:
- Съесть все, чем до краев наполнена тарелка, — сложная задача для ребенка. Дайте малышу маленькую порцию, а позже предложите добавку. Попросите его попробовать всего понемногу, позволив довериться своему аппетиту. Никогда не заставляйте доедать. Если ребенок перестал есть и принялся за игру, смело убирайте еду. Не бойтесь, что он будет голодать — следующий прием пищи уже скоро.
- Ешьте вместе. Даже если не голодны, просто сядьте рядом и съешьте немного той же еды. Ребенок получит больше удовольствия от своей еды, если увидит, что вы тоже наслаждаетесь ею.
- Соблюдайте нейтралитет. Необязательно хвалить ребенка за то, что он съел овощи, но и злиться из-за недоеденной пищи не надо. Исследования показали, что дети едят гораздо больше овощей, когда родители не акцентируют на этом внимание.
- Никаких взяток. Не надо предлагать ребенку сладости в качестве награды или угрожать оставить его без сладкого, если малыш не съест суп или овощи. Иначе вы внушите ему мысль, что здоровую пищу едят в наказание.
- Пробуйте. Исследования показывают, что, прежде чем согласиться что-либо съесть, малыш должен попробовать это не менее 15 раз! Продолжайте предлагать новые продукты наряду с испытанными (теми, которые ребенок точно будет есть).
Больше общаться вживую, меньше времени проводить с телефоном
Будьте уверены, ребенок уже заметил, что взрослые тратят много времени на свои телефоны. И он хочет быть таким же, как вы. Но яркие картинки, возникающие от прикосновения пальцев, возбуждают систему вознаграждения в мозге малыша. Это опасно тем, что кроха предпочтет играть, а не взаимодействовать с реальным миром. Ниже — несколько важных мыслей об этом.
- Держите телефон вне поля зрения ребенка. Покажите пример здорового обращения с телефоном. Находясь в компании малыша, сократите зависание в соцсетях и телефонные разговоры.
- Скажите «нет». Если вы даете ребенку телефон в качестве утешительной «пустышки», когда ему скучно, то он не научится самостоятельно справляться со скукой. Например, используя воображение или проявляя любопытство.
- Покажите ребенку, что вокруг много интересного. Разговаривайте с малышом, играйте с ним, лепите из пластилина, гуляйте, читайте книги.
Источник
- Не заблуждайтесь, что телефон способствует развитию ребенка. Нет никаких научных доказательств, что использование телефонных приложений в раннем возрасте улучшает познавательные способности малыша. Напротив, многие исследования подтверждают, что недостаток взаимодействия со взрослыми на этом этапе приводит к речевому и поведенческому отставанию.
Заниматься творчеством
Творческие занятия укрепляют ум и дух. Не обязательно быть художником, чтобы получать удовольствие от творчества. В ходе одного эксперимента искусство, сочинительство, музыка и театр использовались для улучшения состояния человека, а не просто ради овладения навыками. В результате этих творческих занятий у участников снижался уровень стресса, тревожность, депрессия и негативные эмоции.
Источник
Для детей творчество — это возможность проявить изобретательность, ощутить дух авантюризма, выразить себя и научиться решать самые разные задачи.
Строить что-то, писать пьесы или придумывать украшения — для всего этого ребенку необходимо постоянно принимать решения, не будучи уверенным, к каким результатам они приведут. Все это повышает гибкость мышления, учит детей принимать любые повороты творческого процесса, делает их открытыми, а также укрепляет уверенность в себе и помогает легче справляться с ситуациями, когда все идет не по плану.
Рисование, лепка, пение или игры с конструктором — все это отличные примеры творческой активности. Добавляйте ее в каждый ваш день.
По материалам книг «О чем думает ребенок», «Одна привычка в неделю для всей семьи»
Обложка поста — pexels.com
Источник