Полезные навыки мои ценности 8 класс

Муниципальное образовательное учреждение

— средняя общеобразовательная школа №1

р.п.Степное Советского района Саратовской  области

                                                                                                                           Утверждаю

                                                                                                   Директор МОУ-СОШ  №1

                                                                                                   __________ Исакина Н.Ю.

Рабочая программа работы клуба здоровья

«Полезные навыки».

Направление — спортивно-оздоровительное.

Класс – 8 «Б», 8 «В».

               Составители программы:  учитель русского

                                   языка и литературы  высшей квалификационной                        

                                   категории Михеева Ю.В., учитель физической

                                   культуры 1 квалификационной категории

                                   Большакова Е.В.

                                        20112012учебный год.

Пояснительная записка.

      Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых  образовательно-оздоровительных программ по валеологии («валео»- быть здоровым, «логос»- наука).  Программы по валеологии ориентированы на формирование у ребенка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.  

          Несомненно, родители стараются прививать ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением их здоровья. Однако для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у  школьников  необходима совместная работа педагогов и родителей. Поэтому и необходимо в школе создание программы по сохранению здоровья ребёнка.

         Всем нам хочется видеть детей здоровыми, жизнерадостными, счастливыми. Как сделать, чтобы ребёнок жил в ладу с самим собой, с окружающим миром? Секрет этой гармонии прост: здоровый образ жизни. Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и отсутствие вредных привычек, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается. Общепризнанным считается тот факт, что именно образ жизни определяет здоровье человека на 50-55%.  Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но в современных условиях проблема сохранения здоровья подрастающего поколения чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых  детей, увеличением числа имеющих хронические заболевания, неврозы. Причины такого состояния – нарушение экологии, гиподинамия, состояние социальной среды, незнание своего организма. Если мы научим с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, то можно надеется, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Здоровый образ жизни должен стать потребностью каждого современного человека. В системе жизненных ценностей на первом месте должны стоять здоровье и необходимость его сохранения и укрепления.

        Рабочая программа клуба «Полезные навыки» создана в соответствии с требованиями нового федерального государственного образовательного стандарта,  рассчитана на детей в возрасте 13-14 лет, объём курса составляет 34 часа, продолжительность одного занятия -45 минут.

Основополагающие приоритеты данной программы:

1. Здоровый ребёнок – практически достижимая норма  развития;

2.Оздоровление–не совокупность лечебно- профилактических мер, а форма развития психофизиологических  возможностей детей.

Цель программы « Полезные навыки»:

1.Овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями о правильном образе жизни, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам (употребление табака, алкоголя).

2.Учиться быть здоровым и телом и душой, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы.

Задачи:

1.Научить сознательно относиться  к своему здоровью; добиться выполнения элементарных правил здоровьясбережения;    

2.Сформировать основы гигиенических навыков;

Читайте также:  Вкусная и полезная еда на завтрак

3.Познакомить с правилами поведения в обществе.

4.Вырабатывать отрицательное отношение к вредным привычкам.

Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения:

Рассказ, беседа, иллюстрация, ролевые игры, информационно-коммуникативные технологии, групповая работа, практическая работа, диспуты, лектории, спортивные соревнования, консультации медицинского работника школы, часы общения, диагностика.

Актуальность

 данной программы продиктована необходимостью решения проблемы снижения показателей здоровья как взрослого, так и детского населения нашей страны.

В основу программы « Полезные навыки» положены следующие принципы:

1. Совместная творческая деятельность.

2. Индивидуализация деятельности.

3. Позитивность.

4. Целостное развитие.

5. Сочетание воспитательного и оздоровительного материала.

6. Наглядность.

Основные требования к уровню подготовки учащихся.

К концу обучения учащиеся должны знать:

— полезные для здоровья поступки;

— вредные для здоровья поступки;

— знать самого себя и свои возможности;

— шаги принятия решений.

                                                   Учебно-тематический план

дата

Название темы

Кол-во

часов

теория

практика

1.2

Сентябрь

Мои ценности

2

1

1

3

Красота и здоровье

1

1

4

Лёгкоатлетический кросс

1

1

5

6

Октябрь

Возраст, доверие и независимость

2

1

1

7

Моё настроение и общение с людьми

1

1

8

Спортивная игра «Зарница»

1

1

9

ноябрь

Тренинг неагрессивного отстаивания своего мнения

1

1

10

Групповая дискуссия

 « Развлечения в компании»

1

1

11

Настольный теннис

1

1

12

Родительский лекторий» Детская агрессия»

1

1

13

14

Декабрь

ВИЧСПИД – выпуск газеты, составление буклетов

2

1

1

15

Работа в малых группах «Вперёд к здоровью»

1

1

16

Соревнования по баскетболу

1

1

17

18

январь

Мои навыки общения

2

1

1

19

Мимика, взгляд, жесты, тон голоса

1

1

20

Консультация мед.работника школы. «Это полезно знать! Профилактика гриппа и ОРВИ»

1

1

21

февраль

Ролевая игра «Наблюдатель»

1

1

22

Лыжные гонки

1

1

23

Тренинг навыков невербального общения

1

1

24

Тестирование» Сможешь ли ты устоять»

1

1

25

март

Родительский лекторий « О здоровом питании»

1

1

26

Соревнования по волейболу

1

1

27

28

Психостимуляторы и галлюциногены

2

2

29

апрель

Анкетирования « Как я оцениваю своё здоровье»

1

1

30

Час общения « Самооценка и самовоспитание»

1

1

31

Соревнования по мини-футболу

1

1

32

май

«Президентские состязания»

1

1

33

Мозговой штурм «Размышляем о жизненном опыте»

1

1

34

Рефлексия опыта, полученного на занятия в клубе «Полезные навыки»

1

1

Информационно-методическое обеспечение.

1.Дереклеева Н.И « Справочник классного руководителя». М., «Вако», 2007 г.

 2.Дик Н.Ф « Классные часы в 8 классах»,Ростов – на Дону, « Феникс», 2007 г.

 3.Журнал. «Классное руководство», № 5, 2008 г.

 4.Журнао 2Классное руководство», № 11, 2005 г.

 5. Зайцев Г.К. « Школьная валеология».С.- Петербург. « Акцидент», 1998г

 6. КовалькоВ. И « Здоровьесберегающие технологии». М. « Вако»,2004г.

 7.Ковалько В.И «Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер»,2007 г.

  8.Обухова Л.А., Лемяскина Н.А.»Школа докторов природы или 135 уроков здоровья». М «ВАКО» 2004

-Цифровые образовательные ресурсы;

https://www.1september.ru – газета «Первое сентября»

Сеть творческих учителей 

Открытый класс 

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов  

-Презентации:

1. «Мы за здоровый образ жизни»

2. «О вреде курения»

3. «Агрессивность»

4. Профилактика суицида в ОУ»

5. «Пристрастия, уносящие здоровье»

6. «Здоровье»

7. «Вредные привычки, их последствия».

                                                  Ожидаемые результаты

1.Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение  школьниками знаний  о вредных привычках и мерах борьбы с ними; о принятых в обществе нормах  поведения и общения; об основах здорового образа жизни; качеств подростка, определяющих его  стиль поведения: стремление к успеху; стремление к учению; хорошая успеваемость в школе; выполнение домашней работы; стремление помогать людям; умение сопереживать людям; сексуальная сдержанность; навыки уверенного отстаивания своего мнения; навыки принятия решений; умение находить друзей; навыки планирования; реалистичная самооценка; оптимизм; навыки уверенного отстаивания своего мнения;  о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации

2.Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие положительного отношения школьника к своему здоровью и внутреннему миру; формирование отрицательного отношения к употреблению ПАВ; формирование поведенческих навыков ответственного поведения в потенциально опасных ситуациях; формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников

3.Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

Источник

Департамент образования города Ирктуска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска
средняя общеобразовательная школа № 9

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

664007, г.Иркутск, ул. Иосифа Уткина, 15

Тел/факс (3952) 20-89-07, e-mail: sch9@mail.ru, сайт: https://www.irk-sch9.ucoz.ru

«СОГЛАСОВАНО»

НМС МБОУ г. Иркутска СОШ № 9

_____________________ _____________

«29» августа 2016 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ г.Иркутска СОШ № 9

____________________ ________________

Приказ № _________ от ___________2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по _курсу «Полезные навыки»

(название курса, предмета, дисциплины (модуля))

Читайте также:  Что бы молоко в груди было полезным

для 8 классов

социального педагога

(учебный предмет или предметная область)

Ашихминой Марии Александровны

(Фамилия, имя, отчество)

Срок реализации программы 2016-2017 учебный год.

Рабочая программа составлена на основе

авторской программы курса для 8-9 классов «Полезные навыки» Л. Колесовой, О. Романовой Proiect HOPE, некоммерческая организация, осуществляющая обр. программы в обл. здравоохранения 2014г

(Указание названия программы, на основе которой разработана данная рабочая программа, её авторов, места и года издания)

Программа рассмотрена на заседании научно-методического совета

Протокол № _1_ от 29.августа 2016 г.

Председатель НМС _____________(________________)

подпись расшифровка

Иркутск, 2016 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Полезные навыки» составлена на основе авторской программы курса для 8-9 классов «Полезные навыки» Л. Колесовой, О. Романовой Proiect HOPE, некоммерческая организация, осуществляющая образовательные программы в области здравоохранения 2014г. Данная программа придерживается концепции ранней профилактики аддиктивного поведения в детской среде, провозглашенной Всемирной организацией Здравоохранения.

Цель программы:

Создание условий для овладения обучающимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирования здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие

Задачи:

• Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе; способствовать увеличению знаний обучающихся путем обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем.

• Учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.

• Учить детей эффективно общаться.

• Учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.

• Помочь школе и родителям в предупреждении приобщения обучающихся начальной школы к табаку и алкоголю.

Общая характеристика учебного предмета

Целями первичной деятельности по профилактике злоупотребления ПАВ в являются: изменение ценностного отношения детей к ПАВ, формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающие снижение спроса на психоактивные вещества в детско-молодежной популяции; сдерживание вовлечения детей в прием ПАВ за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений. Образовательная профилактическая программа «Полезные навыки» предполагает реализацию целей первичной профилактики в образовательном учреждении.

Программа содержит несколько основных блоков:

Блок «Положительный образ «Я»

Блок «Общение»

Блок «Принятие решений»

Блок «Информация о ПАВ и ВИЧ»

Блок «Положительный образ «Я»

Способность к самосознанию и самопознанию — исключительное достояние человека, который в своем самосознании осознает себя как субъекта сознания, общения и действия, становясь в непосредственное отношение к самому себе. Итоговым продуктом процесса самопознания является динамическая система представлений человека о самом себе («Образ-Я»), сопряженная с их оценкой («самооценкой»), называемая термином «Я-концепция».

Формирование позитивного «Образа-Я», т.е. целостной, относительно динамичной системы положительных когнитивных и эмоционально-оценочных представлений подростка о себе и адекватных им способов построения поведения существенно влияет на личность подростка. Напротив, формирование негативного «Образа-Я» может привести к деформации личности.

Данный блок содержит изучение основных элементов, входящих в Образ-Я подростка. Сюда входит изучение таких тем, как мои ценности, красота и здоровье.

Задачами данного облака являются помощь в осознании собственных ценностей, объяснение влияния ценностей на осуществление жизненных целей, акцентрирование внимания на ценности здоровья и его связи с красотой.

Блок «Общение»

Одна из главных тенденций переходного возраста – переориентация общения с родителей, учителей и других взрослых людей на ровесников, более или менее равных по положению.

Интимно-личностное общение – это основная возрастная задача подростков. От того, каким образом они строят свои межличностные отношения, проявляют себя среди сверстников, зависит дальнейшее становление личности подростка.

Данный блок содержит в себе изучение следующих тем: возраст, доверие, независимость, мое настроение и общение с людьми, тренинг навыков невербального общения, тренинг неагрессивного отстаивания своего мнения.

Изучение данного блока способствует осознанию подростков возрастных изменений, формированию навыков взаимодействия с людьми, навыков невербального общения, тренировка неагрессивного отстаивания своего мнения.

Блок «Принятие решений»

Главной особенностью подросткового возраста является самостоятельное принятие решений и принятие ответственности за эти решения. Особенно это касается принятия решений в среде сверстников, компании друзей.

Данный блок содержит в себе изучение темы о поведении подростка во время развлечений в компании. Занятия направлены на выработку сознательности действий. Подростка важно научить выбирать здоровые и безопасные способы развлечения в компании сверстников.

Важно показать, какие бывают последствия необдуманных решений, почему не стоит следовать мнению большинства и почему так важно сохранять свою индивидуальную позицию. Также этот блок содержит информацию о психоактивных веществах и последствиях их употребления.

Блок «Информация о ВИЧ/СПИД»

Самыми высокими темпами ВИЧ распространяется среди подростков и молодёжи в возрасте от 15 до 25 лет. При отсутствии надежной вакцины против ВИЧ и радикального метода лечения СПИДа только превентивное образование в сочетании с изменением поведения подростков способно сдержать распространение эпидемии.

Подростки постоянно слышат и ВИЧ и СПИДе, и большинство из них уже знает, что СПИД смертелен. Тем не менее, аккуратное информирование учащихся о симптомах заболевания, путях его передачи и способах защиты будет способствовать не только просвещению подростков, но и преодолению необоснованных страхов, связанных с ним. Важным элементов превентивного образования является также формирование навыков, снижающих риск заражения ВИЧ: отказ от употребления наркотиков и воздержание от незащищенных половых контактов, соблюдение правил личной гигиены.

Читайте также:  Квашеная капуста полезна для поджелудочной железы

Данный блок содержит информацию о воздействии ВИЧ на иммунную систему человека, о симптомах ВИЧ и СПИД, о пунктах анонимной диагностики ВИЧ.

Описание места учебного предмета

Учебный предмет «Полезные навыки» изучается в 8 классах. В соответствии с авторской программой курса для 8-9 классов «Полезные навыки» Л. Колесовой, О. Романовой разработано 16 уроков, по 8 уроков в учебный год для каждой параллели. Однако в связи с тем, что в начале 9-х классов наблюдается быстрый рост приобщения школьников к употреблению психоактивных веществ, было решено увеличить количество часов для 8 классов. В соответствии с этим было увеличено изучение каждой темы на 1 час и добавлена тема о вреде курения. Таким образом, программа «Полезные навыки» включает в себя 17 часов.

Особенности содержания и структуры учебного предмета

Программа «Полезные навыки» воплотила в себе современный подход к превентивному обучению школьников, она не только предоставляет детям необходимые по возрасту знания о табаке и алкоголе, но и формирует здоровые установки и ответственное поведение. «Полезные навыки» служат важным источником объективной информации и комплекса упражнений для развития личностной и социальной компетенции.

Превентивная программа «Полезные навыки» направлена на приобретение учащимися соответствующих знаний, которые способствуют формированию у них здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к ПАВ.

Программа построена на принципах интерактивного обучения, т. е. для ее внедрения и успешной работы педагогические работники образовательного учреждения должны овладеть групповыми методами работы.

Перечисленные особенности программы позволяют сделать вывод о том, что ее внедрение в практику должно инициировать:

потребность у детей в здоровом образе жизни;

создание системы профилактики в образовательном учреждении;

разработку программ и проектов по другим направлениям профилактической деятельности образовательного учреждения,

формирование потребностей у педагогических работников ОУ в повышении своего профессионального мастерства,

взаимодействие ОУ с другими субъектами профилактики.

Структура курса «Полезные навыки» построена по типу спирали: по мере обучения повторяющиеся темы усложняются и развиваются.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов курса, тем уроков

Количество часов

Дата

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Основные требования к уровню подготовки учащихся

Формы и виды контроля

Примечание

Знать

Уметь

1

Мои ценности

2

28.01, 04.02

Групповая дискуссия

Осознание собственных ценностей и важности ценности здоровья

Ценить и сохранять своё здоровье и здоровье окружающих

Фронтальный опрос

 

2

Красота и здоровье

2

11.02, 18.02

Ролевое моделирование

Понимание взаимосвязанности здоровья и красоты

Следить за своим здоровьем и красотой

Рефлексия

 

3

О вреде курения

1

25.02

Мозговой штурм

Основные причины привычки курения и последствия

Противостоять социальным стереотипам

Открытое обсуждение

 

4

Возраст, доверие и независимость

2

04.03, 11.03

Групповая дискуссия

Понимание возрастных изменений

Доверять людям и быть независимым в своих решениях

Открытые рассуждения

 

5

Мое настроение и общение с людьми

2

18.03, 08.04

Ролевое моделирование

Как настроение влияет на общение с другими людьми

Контролировать свои негативные порывы и вести себя в соответствии с нормами общества

Фронтальный опрос

 

6

Тренинг навыков невербального общения

2

15.04, 22.04

Выполнение тренинговых упражнений

Основные особенности и важность невербального общения

Владеть навыками невербального общения

Рефлексия

 

7

Тренинг неагрессивного отстаивания своего мнения

2

29.04, 06.05

Выполнение тренинговых упражнений

Положительные и отрицательные стороны своего выбора

Отстаивать собственную точку зрения

Рефлексия

 

8

Развлечения в компании

2

13.05, 20.05

Ролевое моделирование

Влияние социальных стереотипов на употребление ПАВ

Принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность

Открытое обсуждение

 

9

ВИЧ/СПИД

2

27.05,

Учащиеся слушают учителя

Негативное воздействие ВИЧ на организм

Преодолевать жизненные трудности

Фронтальный опрос

 

Материально-технического обеспечение

Учебные пособия, разработанные в рамках авторской программы «Полезные навыки» для 8-9 классов, содержат в себе следующие учебные материалы: рабочая тетрадь для учеников, материалы для учителя.

Аппаратное обеспечение: компьютер, проектор, клавиатура и мышь, колонки.

Список используемой литературы

Романова О.Л.; Колесова С.; Рабочая тетрадь 8 класс средней школы по предупреждению употребления наркотиков и заражения ВИЧ. Под редакцией О.Л. Романова. Москва, 2002.

Романова О.Л.; Колесова С.; Рабочая тетрадь 9 класс средней школы по предупреждению употребления наркотиков и заражения ВИЧ. Под редакцией О.Л. Романова. Москва, 2002.

Романова О.Л.; Колесова С.; Учебное пособие 8 -9 классов средней школы по предупреждению употребления наркотиков и заражения ВИЧ. Под редакцией О.Л. Романова. Москва, 2002.

Интерактивные формы профилактической и консультативной антинаркотической работы в СМИ и Интернет – сети. Под ред. Н.К.Харитоновой, Л.О.Пережогина, А.Ю. Лесогорова – М. «Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания», 2004.

Профилактическая работа с несовершеннолетними различных групп социального риска по злоупотреблению психоактивными веществами. Под ред. Л.М. Шипицыной, Л.С. Шпилени и др. – М. «Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания», 2004.

Источник