Полезные навыки мои ценности 8 класс
Муниципальное образовательное учреждение
— средняя общеобразовательная школа №1
р.п.Степное Советского района Саратовской области
Утверждаю
Директор МОУ-СОШ №1
__________ Исакина Н.Ю.
Рабочая программа работы клуба здоровья
«Полезные навыки».
Направление — спортивно-оздоровительное.
Класс – 8 «Б», 8 «В».
Составители программы: учитель русского
языка и литературы высшей квалификационной
категории Михеева Ю.В., учитель физической
культуры 1 квалификационной категории
Большакова Е.В.
20112012учебный год.
Пояснительная записка.
Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ по валеологии («валео»- быть здоровым, «логос»- наука). Программы по валеологии ориентированы на формирование у ребенка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Несомненно, родители стараются прививать ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением их здоровья. Однако для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у школьников необходима совместная работа педагогов и родителей. Поэтому и необходимо в школе создание программы по сохранению здоровья ребёнка.
Всем нам хочется видеть детей здоровыми, жизнерадостными, счастливыми. Как сделать, чтобы ребёнок жил в ладу с самим собой, с окружающим миром? Секрет этой гармонии прост: здоровый образ жизни. Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и отсутствие вредных привычек, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается. Общепризнанным считается тот факт, что именно образ жизни определяет здоровье человека на 50-55%. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но в современных условиях проблема сохранения здоровья подрастающего поколения чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей, увеличением числа имеющих хронические заболевания, неврозы. Причины такого состояния – нарушение экологии, гиподинамия, состояние социальной среды, незнание своего организма. Если мы научим с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, то можно надеется, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Здоровый образ жизни должен стать потребностью каждого современного человека. В системе жизненных ценностей на первом месте должны стоять здоровье и необходимость его сохранения и укрепления.
Рабочая программа клуба «Полезные навыки» создана в соответствии с требованиями нового федерального государственного образовательного стандарта, рассчитана на детей в возрасте 13-14 лет, объём курса составляет 34 часа, продолжительность одного занятия -45 минут.
Основополагающие приоритеты данной программы:
1. Здоровый ребёнок – практически достижимая норма развития;
2.Оздоровление–не совокупность лечебно- профилактических мер, а форма развития психофизиологических возможностей детей.
Цель программы « Полезные навыки»:
1.Овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями о правильном образе жизни, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам (употребление табака, алкоголя).
2.Учиться быть здоровым и телом и душой, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы.
Задачи:
1.Научить сознательно относиться к своему здоровью; добиться выполнения элементарных правил здоровьясбережения;
2.Сформировать основы гигиенических навыков;
3.Познакомить с правилами поведения в обществе.
4.Вырабатывать отрицательное отношение к вредным привычкам.
Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения:
Рассказ, беседа, иллюстрация, ролевые игры, информационно-коммуникативные технологии, групповая работа, практическая работа, диспуты, лектории, спортивные соревнования, консультации медицинского работника школы, часы общения, диагностика.
Актуальность
данной программы продиктована необходимостью решения проблемы снижения показателей здоровья как взрослого, так и детского населения нашей страны.
В основу программы « Полезные навыки» положены следующие принципы:
1. Совместная творческая деятельность.
2. Индивидуализация деятельности.
3. Позитивность.
4. Целостное развитие.
5. Сочетание воспитательного и оздоровительного материала.
6. Наглядность.
Основные требования к уровню подготовки учащихся.
К концу обучения учащиеся должны знать:
— полезные для здоровья поступки;
— вредные для здоровья поступки;
— знать самого себя и свои возможности;
— шаги принятия решений.
Учебно-тематический план
№ | дата | Название темы | Кол-во часов | теория | практика |
1.2 | Сентябрь | Мои ценности | 2 | 1 | 1 |
3 | Красота и здоровье | 1 | 1 | ||
4 | Лёгкоатлетический кросс | 1 | 1 | ||
5 6 | Октябрь | Возраст, доверие и независимость | 2 | 1 | 1 |
7 | Моё настроение и общение с людьми | 1 | 1 | ||
8 | Спортивная игра «Зарница» | 1 | 1 | ||
9 | ноябрь | Тренинг неагрессивного отстаивания своего мнения | 1 | 1 | |
10 | Групповая дискуссия « Развлечения в компании» | 1 | 1 | ||
11 | Настольный теннис | 1 | 1 | ||
12 | Родительский лекторий» Детская агрессия» | 1 | 1 | ||
13 14 | Декабрь | ВИЧСПИД – выпуск газеты, составление буклетов | 2 | 1 | 1 |
15 | Работа в малых группах «Вперёд к здоровью» | 1 | 1 | ||
16 | Соревнования по баскетболу | 1 | 1 | ||
17 18 | январь | Мои навыки общения | 2 | 1 | 1 |
19 | Мимика, взгляд, жесты, тон голоса | 1 | 1 | ||
20 | Консультация мед.работника школы. «Это полезно знать! Профилактика гриппа и ОРВИ» | 1 | 1 | ||
21 | февраль | Ролевая игра «Наблюдатель» | 1 | 1 | |
22 | Лыжные гонки | 1 | 1 | ||
23 | Тренинг навыков невербального общения | 1 | 1 | ||
24 | Тестирование» Сможешь ли ты устоять» | 1 | 1 | ||
25 | март | Родительский лекторий « О здоровом питании» | 1 | 1 | |
26 | Соревнования по волейболу | 1 | 1 | ||
27 28 | Психостимуляторы и галлюциногены | 2 | 2 | ||
29 | апрель | Анкетирования « Как я оцениваю своё здоровье» | 1 | 1 | |
30 | Час общения « Самооценка и самовоспитание» | 1 | 1 | ||
31 | Соревнования по мини-футболу | 1 | 1 | ||
32 | май | «Президентские состязания» | 1 | 1 | |
33 | Мозговой штурм «Размышляем о жизненном опыте» | 1 | 1 | ||
34 | Рефлексия опыта, полученного на занятия в клубе «Полезные навыки» | 1 | 1 |
Информационно-методическое обеспечение.
1.Дереклеева Н.И « Справочник классного руководителя». М., «Вако», 2007 г.
2.Дик Н.Ф « Классные часы в 8 классах»,Ростов – на Дону, « Феникс», 2007 г.
3.Журнал. «Классное руководство», № 5, 2008 г.
4.Журнао 2Классное руководство», № 11, 2005 г.
5. Зайцев Г.К. « Школьная валеология».С.- Петербург. « Акцидент», 1998г
6. КовалькоВ. И « Здоровьесберегающие технологии». М. « Вако»,2004г.
7.Ковалько В.И «Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер»,2007 г.
8.Обухова Л.А., Лемяскина Н.А.»Школа докторов природы или 135 уроков здоровья». М «ВАКО» 2004
-Цифровые образовательные ресурсы;
https://www.1september.ru – газета «Первое сентября»
Сеть творческих учителей
Открытый класс
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
-Презентации:
1. «Мы за здоровый образ жизни»
2. «О вреде курения»
3. «Агрессивность»
4. Профилактика суицида в ОУ»
5. «Пристрастия, уносящие здоровье»
6. «Здоровье»
7. «Вредные привычки, их последствия».
Ожидаемые результаты
1.Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о вредных привычках и мерах борьбы с ними; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; качеств подростка, определяющих его стиль поведения: стремление к успеху; стремление к учению; хорошая успеваемость в школе; выполнение домашней работы; стремление помогать людям; умение сопереживать людям; сексуальная сдержанность; навыки уверенного отстаивания своего мнения; навыки принятия решений; умение находить друзей; навыки планирования; реалистичная самооценка; оптимизм; навыки уверенного отстаивания своего мнения; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации
2.Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие положительного отношения школьника к своему здоровью и внутреннему миру; формирование отрицательного отношения к употреблению ПАВ; формирование поведенческих навыков ответственного поведения в потенциально опасных ситуациях; формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников
3.Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
Источник
Департамент образования города Ирктуска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска
средняя общеобразовательная школа № 9
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
664007, г.Иркутск, ул. Иосифа Уткина, 15
Тел/факс (3952) 20-89-07, e-mail: sch9@mail.ru, сайт: https://www.irk-sch9.ucoz.ru
«СОГЛАСОВАНО» НМС МБОУ г. Иркутска СОШ № 9 _____________________ _____________ «29» августа 2016 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ г.Иркутска СОШ № 9 ____________________ ________________ Приказ № _________ от ___________2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по _курсу «Полезные навыки»
(название курса, предмета, дисциплины (модуля))
для 8 классов
социального педагога
(учебный предмет или предметная область)
Ашихминой Марии Александровны
(Фамилия, имя, отчество)
Срок реализации программы 2016-2017 учебный год.
Рабочая программа составлена на основе
авторской программы курса для 8-9 классов «Полезные навыки» Л. Колесовой, О. Романовой Proiect HOPE, некоммерческая организация, осуществляющая обр. программы в обл. здравоохранения 2014г
(Указание названия программы, на основе которой разработана данная рабочая программа, её авторов, места и года издания)
Программа рассмотрена на заседании научно-методического совета
Протокол № _1_ от 29.августа 2016 г.
Председатель НМС _____________(________________)
подпись расшифровка
Иркутск, 2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Полезные навыки» составлена на основе авторской программы курса для 8-9 классов «Полезные навыки» Л. Колесовой, О. Романовой Proiect HOPE, некоммерческая организация, осуществляющая образовательные программы в области здравоохранения 2014г. Данная программа придерживается концепции ранней профилактики аддиктивного поведения в детской среде, провозглашенной Всемирной организацией Здравоохранения.
Цель программы:
Создание условий для овладения обучающимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирования здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
Задачи:
• Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе; способствовать увеличению знаний обучающихся путем обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем.
• Учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.
• Учить детей эффективно общаться.
• Учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.
• Помочь школе и родителям в предупреждении приобщения обучающихся начальной школы к табаку и алкоголю.
Общая характеристика учебного предмета
Целями первичной деятельности по профилактике злоупотребления ПАВ в являются: изменение ценностного отношения детей к ПАВ, формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающие снижение спроса на психоактивные вещества в детско-молодежной популяции; сдерживание вовлечения детей в прием ПАВ за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений. Образовательная профилактическая программа «Полезные навыки» предполагает реализацию целей первичной профилактики в образовательном учреждении.
Программа содержит несколько основных блоков:
Блок «Положительный образ «Я»
Блок «Общение»
Блок «Принятие решений»
Блок «Информация о ПАВ и ВИЧ»
Блок «Положительный образ «Я»
Способность к самосознанию и самопознанию — исключительное достояние человека, который в своем самосознании осознает себя как субъекта сознания, общения и действия, становясь в непосредственное отношение к самому себе. Итоговым продуктом процесса самопознания является динамическая система представлений человека о самом себе («Образ-Я»), сопряженная с их оценкой («самооценкой»), называемая термином «Я-концепция».
Формирование позитивного «Образа-Я», т.е. целостной, относительно динамичной системы положительных когнитивных и эмоционально-оценочных представлений подростка о себе и адекватных им способов построения поведения существенно влияет на личность подростка. Напротив, формирование негативного «Образа-Я» может привести к деформации личности.
Данный блок содержит изучение основных элементов, входящих в Образ-Я подростка. Сюда входит изучение таких тем, как мои ценности, красота и здоровье.
Задачами данного облака являются помощь в осознании собственных ценностей, объяснение влияния ценностей на осуществление жизненных целей, акцентрирование внимания на ценности здоровья и его связи с красотой.
Блок «Общение»
Одна из главных тенденций переходного возраста – переориентация общения с родителей, учителей и других взрослых людей на ровесников, более или менее равных по положению.
Интимно-личностное общение – это основная возрастная задача подростков. От того, каким образом они строят свои межличностные отношения, проявляют себя среди сверстников, зависит дальнейшее становление личности подростка.
Данный блок содержит в себе изучение следующих тем: возраст, доверие, независимость, мое настроение и общение с людьми, тренинг навыков невербального общения, тренинг неагрессивного отстаивания своего мнения.
Изучение данного блока способствует осознанию подростков возрастных изменений, формированию навыков взаимодействия с людьми, навыков невербального общения, тренировка неагрессивного отстаивания своего мнения.
Блок «Принятие решений»
Главной особенностью подросткового возраста является самостоятельное принятие решений и принятие ответственности за эти решения. Особенно это касается принятия решений в среде сверстников, компании друзей.
Данный блок содержит в себе изучение темы о поведении подростка во время развлечений в компании. Занятия направлены на выработку сознательности действий. Подростка важно научить выбирать здоровые и безопасные способы развлечения в компании сверстников.
Важно показать, какие бывают последствия необдуманных решений, почему не стоит следовать мнению большинства и почему так важно сохранять свою индивидуальную позицию. Также этот блок содержит информацию о психоактивных веществах и последствиях их употребления.
Блок «Информация о ВИЧ/СПИД»
Самыми высокими темпами ВИЧ распространяется среди подростков и молодёжи в возрасте от 15 до 25 лет. При отсутствии надежной вакцины против ВИЧ и радикального метода лечения СПИДа только превентивное образование в сочетании с изменением поведения подростков способно сдержать распространение эпидемии.
Подростки постоянно слышат и ВИЧ и СПИДе, и большинство из них уже знает, что СПИД смертелен. Тем не менее, аккуратное информирование учащихся о симптомах заболевания, путях его передачи и способах защиты будет способствовать не только просвещению подростков, но и преодолению необоснованных страхов, связанных с ним. Важным элементов превентивного образования является также формирование навыков, снижающих риск заражения ВИЧ: отказ от употребления наркотиков и воздержание от незащищенных половых контактов, соблюдение правил личной гигиены.
Данный блок содержит информацию о воздействии ВИЧ на иммунную систему человека, о симптомах ВИЧ и СПИД, о пунктах анонимной диагностики ВИЧ.
Описание места учебного предмета
Учебный предмет «Полезные навыки» изучается в 8 классах. В соответствии с авторской программой курса для 8-9 классов «Полезные навыки» Л. Колесовой, О. Романовой разработано 16 уроков, по 8 уроков в учебный год для каждой параллели. Однако в связи с тем, что в начале 9-х классов наблюдается быстрый рост приобщения школьников к употреблению психоактивных веществ, было решено увеличить количество часов для 8 классов. В соответствии с этим было увеличено изучение каждой темы на 1 час и добавлена тема о вреде курения. Таким образом, программа «Полезные навыки» включает в себя 17 часов.
Особенности содержания и структуры учебного предмета
Программа «Полезные навыки» воплотила в себе современный подход к превентивному обучению школьников, она не только предоставляет детям необходимые по возрасту знания о табаке и алкоголе, но и формирует здоровые установки и ответственное поведение. «Полезные навыки» служат важным источником объективной информации и комплекса упражнений для развития личностной и социальной компетенции.
Превентивная программа «Полезные навыки» направлена на приобретение учащимися соответствующих знаний, которые способствуют формированию у них здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к ПАВ.
Программа построена на принципах интерактивного обучения, т. е. для ее внедрения и успешной работы педагогические работники образовательного учреждения должны овладеть групповыми методами работы.
Перечисленные особенности программы позволяют сделать вывод о том, что ее внедрение в практику должно инициировать:
потребность у детей в здоровом образе жизни;
создание системы профилактики в образовательном учреждении;
разработку программ и проектов по другим направлениям профилактической деятельности образовательного учреждения,
формирование потребностей у педагогических работников ОУ в повышении своего профессионального мастерства,
взаимодействие ОУ с другими субъектами профилактики.
Структура курса «Полезные навыки» построена по типу спирали: по мере обучения повторяющиеся темы усложняются и развиваются.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов курса, тем уроков | Количество часов | Дата | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Основные требования к уровню подготовки учащихся | Формы и виды контроля | Примечание | |
Знать | Уметь | |||||||
1 | Мои ценности | 2 | 28.01, 04.02 | Групповая дискуссия | Осознание собственных ценностей и важности ценности здоровья | Ценить и сохранять своё здоровье и здоровье окружающих | Фронтальный опрос | |
2 | Красота и здоровье | 2 | 11.02, 18.02 | Ролевое моделирование | Понимание взаимосвязанности здоровья и красоты | Следить за своим здоровьем и красотой | Рефлексия | |
3 | О вреде курения | 1 | 25.02 | Мозговой штурм | Основные причины привычки курения и последствия | Противостоять социальным стереотипам | Открытое обсуждение | |
4 | Возраст, доверие и независимость | 2 | 04.03, 11.03 | Групповая дискуссия | Понимание возрастных изменений | Доверять людям и быть независимым в своих решениях | Открытые рассуждения | |
5 | Мое настроение и общение с людьми | 2 | 18.03, 08.04 | Ролевое моделирование | Как настроение влияет на общение с другими людьми | Контролировать свои негативные порывы и вести себя в соответствии с нормами общества | Фронтальный опрос | |
6 | Тренинг навыков невербального общения | 2 | 15.04, 22.04 | Выполнение тренинговых упражнений | Основные особенности и важность невербального общения | Владеть навыками невербального общения | Рефлексия | |
7 | Тренинг неагрессивного отстаивания своего мнения | 2 | 29.04, 06.05 | Выполнение тренинговых упражнений | Положительные и отрицательные стороны своего выбора | Отстаивать собственную точку зрения | Рефлексия | |
8 | Развлечения в компании | 2 | 13.05, 20.05 | Ролевое моделирование | Влияние социальных стереотипов на употребление ПАВ | Принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность | Открытое обсуждение | |
9 | ВИЧ/СПИД | 2 | 27.05, | Учащиеся слушают учителя | Негативное воздействие ВИЧ на организм | Преодолевать жизненные трудности | Фронтальный опрос |
Материально-технического обеспечение
Учебные пособия, разработанные в рамках авторской программы «Полезные навыки» для 8-9 классов, содержат в себе следующие учебные материалы: рабочая тетрадь для учеников, материалы для учителя.
Аппаратное обеспечение: компьютер, проектор, клавиатура и мышь, колонки.
Список используемой литературы
Романова О.Л.; Колесова С.; Рабочая тетрадь 8 класс средней школы по предупреждению употребления наркотиков и заражения ВИЧ. Под редакцией О.Л. Романова. Москва, 2002.
Романова О.Л.; Колесова С.; Рабочая тетрадь 9 класс средней школы по предупреждению употребления наркотиков и заражения ВИЧ. Под редакцией О.Л. Романова. Москва, 2002.
Романова О.Л.; Колесова С.; Учебное пособие 8 -9 классов средней школы по предупреждению употребления наркотиков и заражения ВИЧ. Под редакцией О.Л. Романова. Москва, 2002.
Интерактивные формы профилактической и консультативной антинаркотической работы в СМИ и Интернет – сети. Под ред. Н.К.Харитоновой, Л.О.Пережогина, А.Ю. Лесогорова – М. «Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания», 2004.
Профилактическая работа с несовершеннолетними различных групп социального риска по злоупотреблению психоактивными веществами. Под ред. Л.М. Шипицыной, Л.С. Шпилени и др. – М. «Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания», 2004.
Источник