Полезные навыки рабочая программа 7 класс

Полезные навыки рабочая программа 7 класс thumbnail

Рабочая программа «Жизненные навыки» 7 класс 2018-2019 уч.г. Автор: Илларионова Т.В. учитель истории

1.Планируемые результаты курса «Жизненные навыки в 7 классе»

Цель курса «Жизненные навыки»: формирование позитивного отношения к себе и школе, профилактика школьной дезадаптации.

Основные задачи:

  1. Формирование психологического здоровья.

  2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

  3. Формирование позитивное отношение к своему «Я».

  4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

  5. Повышение уверенности в себе и развитие самостоятельности.

  6. Предупреждение и снижение тревожности и страхов детей.

  7. Развитие навыков социального поведения.

  8. Знакомство с языком чувств и эмоций, качествами характера, моделями поведения.

  9. Создание возможностей для самовыражения.

  10. Выработка у детей адекватного отношения к ошибкам и неудачам.

  11. Развитие способности ребенка к эмпатии, сопереживанию.

  12. Формирование позитивного отношения к сверстникам и коммуникативных навыков.

  13. Развитие навыков саморегуляции, произвольности, внутреннего плана действий, уровня самоконтроля.

  14. Развитие познавательной мотивации.

Воспитательные результаты.

Получение опыта:

  • в определении индивидуальных особенностей сверстников;

  • в определении своих собственных достоинств и недостатков;

  • обсуждения возникающих проблем;

  • определения своих чувств и чувств сверстников;

  • сопереживания окружающим людям;

  • положительного отношения к себе и к сверстникам;

  • в утверждении ценности фантазии в глазах ребёнка;

  • в формировании сотрудничества со сверстниками.

Программа курса представляет собой систему групповых занятий, которые включают элементы тренинга, социопсихологические игры, элементы сказкотерапии, арттерапии, групповые дискуссии.

Программа курса «Жизненные навыки» в 6классе рассчитана на 35 занятий в год (1 занятие в неделю).

Программа поможет ребенку осознать самого себя, свои интересы, способности, отношения, переживания, представления о своем дальнейшем жизненном пути. Приобщение к знаниям о человеке имеет особенно важное значение на начальных этапах школьного образования, когда основные свойства познавательной деятельности и качества личности находятся в периоде своего осмысленного становления.

Работа по программе проводится в рамках духовно-нравственного развития и воспитания школьников, которая является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Ценностные ориентиры содержания курса.

  • Ценность добра – осознание себя как части мира.

  • Осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

  • Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

  • Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

  • Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

  • Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду.

  • Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства.

  • Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

2.Содержание курса. «Жизненные навыки в 7 классе»

Раздел 1. Мои силы, мои возможности (12часов)

  • Моё лето. Как я провёл лето и чему научился за время летних каникул. После лета меня называют по-новому – четвероклассник. Чем четвероклассник отличается от первоклассника? А от второклассника и третьеклассника?

  • Кто Я? Из каких маленьких частичек я состою: Боялка, Добрушка, Капризулька, Хохотушка, Злючка, Ленюшка…это все мои друзья. Но командую здесь Я. Я – человек! Я – житель планеты Земля!

  • Какой Я – большой или маленький? Что я умею и чем горжусь?

  • Мои способности. Что такое «способности» и какие нужны способности для успеха в том или ином деле? У каждого человека есть какие-то способности, но некоторые люди не знают о своих способностях и не используют их. Что нужно для успеха? «Успех = способности + трудолюбие».

  • Мой выбор, мой путь.

  • Способности моих родителей. Как эти способности помогали им в жизни.

  • Не всегда самый лёгкий путь приводит к успеху. Часто от нас самих, от нашего выбора зависит, по какой дороге мы пойдём, как сложится наша жизнь.

  • Мой внутренний мир.

  • Вокруг нас много удивительного. Надо только суметь заметить это. Мой внутренний мир тоже уникален и неповторим. В свой внутренний мир я могу впустить только того человека, которому доверяю.

  • Значение взгляда: взгляд может сказать больше слов. Взглядом можно поддержать человека или, наоборот, расстроить, можно приласкать или сделать больно.

  • Что значит верить?

  • Человек, который свято верит в свою мечту, стремится к успеху и верит в него, обязательно своего добьётся!

Раздел 2. Я расту, я изменяюсь (6часов)

  • Моё детство.

  • Вспомним детство. Что я чувствую в роли маленького ребёнка, чему радуюсь, о чём мечтаю?

  • Я – это моё детство, потому что именно детство делает нас такими, какие мы есть.

  • Я изменяюсь. Что я умел раньше и что умею сейчас. Что я знал раньше и что знаю сейчас.

  • Каким я буду, когда вырасту? Почему важно решить для себя, каким ты хочешь стать и что хочешь изменить в себе?

Раздел 3.Моё будущее (5часов)

  • Как заглянуть во взрослый мир?

  • Я в настоящем, я в будущем. «Хочу в будущем – делаю сейчас». Чтобы получить какой-то результат в будущем, надо что-то делать для этого уже сейчас.

  • Хочу вырасти здоровым человеком. Что для этого нужно? Что такое «эмоциональная грамотность» и как она связана со здоровьем человека?

Раздел 4. Хочу вырасти интеллигентным человеком и что для этого нужно? (5 часов)

  • Поведение человека зависит от его качеств.

  • Кто такой «интеллигентный человек» и какие качества должны у него присутствовать? Портрет интеллигентного человека.

  • Хочу вырасти интеллигентным человеком. Кто может стать интеллигентным человеком? Каким должен быть ученик сейчас, чтобы из него получился интеллигентный человек в будущем?

  • Что такое идеальное Я?

  • У многих людей есть некий идеальный образ самого себя — то, каким бы ему хотелось стать.

Раздел 5. Хочу вырасти свободным человеком: Что для этого нужно? (7 часов)

  • Кто такой свободный человек? Можно ли поступать всегда так, как хочется?

  • Права и обязанности школьника. «Должен и имею право: в школе, дома, на улице».

  • Что такое « право на уважение»? Как я должен поступить, если нарушено моё «право на уважение»?

  • В реальности количество прав и обязанностей человека примерно одинаковое. Главные права и обязанности ученика. «Билль о правах ученика и учителя в школе».

  • Нарушение прав других людей может привести к конфликтам. Как можно разрешать конфликты мирным путём?

3.Календарно-тематическое планирование.

за-ня-тия

п/п

№ за-ня-тия в те-ме

Тема раздела, занятия

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

1

1

Кто я? Мои силы, мои возможности.

Моё лето.

Повышение уверенности в себе и развитие самостоятельности.

Развитие навыков саморегуляции, произвольности, внутреннего плана действий, уровня самоконтроля.

2

1

Кто Я?

Читайте также:  Чем полезна калина настоянная на водке

Развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

Извлекать необходимую информацию из текста,ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии

3

1

Какой Я – большой или маленький?

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

Развитие навыков саморегуляции, произвольности, внутреннего плана действий, уровня самоконтроля.

4

1

Мои способности.

Исследование своих способностей и возможностей.

Строить сообщения в устной и письменной форме; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

5

1

  • Мой выбор, мой путь.

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, развитие навыков саморегуляции, произвольности, внутреннего плана действий, уровня самоконтроля.

6

1

Способности моих родителей.

Закрепление понятия «способности», исследование своих способностей и возможностей.

Строить сообщения в устной и письменной форме; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

7

1

Путь к успеху.

Осознавать, что такое успех, как можно его достичь.

Выработка адекватного отношения к ошибкам и неудачам.

Развитие навыков саморегуляции, произвольности, внутреннего плана действий, уровня самоконтроля.

8

1

Мой внутренний мир.

Уметь замечать предметы и явления рядом с собой, определять качества человека.

Строить сообщения в устной и письменной форме; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

9

1

Мир вокруг нас.

Уметь замечать предметы и явления рядом с собой.

Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач.

10

1

Значение взгляда.

Развитие эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

11

1

Что значит верить?

Осознавать, что такое «вера».

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, развитие навыков саморегуляции, произвольности, внутреннего плана действий, уровня самоконтроля.

12

1

Значение веры.

Закрепление понятия «способности», исследование своих способностей и возможностей.

Строить сообщения в устной и письменной форме; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

13

1

Я расту, я изменяюсь.

Моё детство.

Осознавать происходящие в себе изменения.

Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач.

14

1

Вспомним детство.

Развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

15

1

Я — это моё детство.

Понимание того, что детство наше неотъемлемое достояние.

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, развитие навыков саморегуляции, произвольности, внутреннего плана действий, уровня самоконтроля.

16

1

Я изменяюсь.

Осознавать происходящие в себе изменения.

Строить сообщения в устной и письменной форме; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

17

1

Каким я буду, когда вырасту?

Закрепить качества человека.

Строить сообщения в устной и письменной форме; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

18

1

Каким я буду, когда вырасту?

19

1

Моё будущее. Каким бы я хотел стать в будущем?

Как заглянуть во взрослый мир?

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

Учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта

20

1

Я в настоящем.

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

Строить сообщения в устной и письменной форме;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

21

1

Моё будущее.

Задуматься о будущем, попытаться структурировать его, обсудить возможные варианты будущего.

Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач.

22

2

Моё будущее.

23

1

Хочу вырасти здоровым человеком!

Установка на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках.

Строить сообщения в устной и письменной форме; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

24

1

Хочу вырасти интеллигентным человеком: что для этого нужно? Поведение человека.

Понимать, что поведение человека зависит от его поступков.

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

25

1

Кто такой «интеллигентный человек»

Осознать понятие «интеллигентный человек»

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, развитие навыков саморегуляции, произвольности, внутреннего плана действий, уровня самоконтроля.

26

1

Хочу вырасти интеллигентным человеком.

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

27

1

Что такое «идеал»?

Дать понятие «идеал».

Строить сообщения в устной и письменной форме; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

28

1

Что такое идеальное Я?

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

29

1

Хочу вырасти свободным человеком: что для этого нужно? Кто такой свободный человек?

Дать понятие «свободный человек».

Строить сообщения в устной и письменной форме; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

30

1

Права и обязанности школьника.

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию.

31

1

Что такое « право на уважение»?

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию.

32

1

Главные права и обязанности ученика.

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

33

1

Нарушение прав других людей может привести к конфликтам.

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.

Читайте также:  Полезные продукты для печени и блюда из них

Аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников.

34-35

1

Как разрешить конфликты мирным путём?

Моральное сознания на конвенциональном уровне способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет.

Материально-техническое обеспечение.

1.Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в школе, М. Генезис, 2011год

1 экземпляр


2. Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

1 экземпляр

Печатные пособия

1.Плакаты по основным темам

1 экземпляр

2.Картинки с изображениями людей

1 экземпляр

Оборудование для класса

2.Шкафы для хранения дидактических материалов и пособий

Технические средства обучения

1.Компьютер

1 экземпляр

Источник

Паспорт программы

Программа развивающих занятий по психологии «Мозаика моего Я» для учащихся 7 классов.

Вид программы: развивающая.

Описание участников программы: программа предназначена для подростков 13-14 лет. Группа 8-10 человек.

Цель программы: развитие самоисследования и самосознания участников для предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений.

Задачи программы:

hello_html_267938d2.pngСпособствовать формированию первичных навыков диагностики, самоконтроля, рефлексии.

hello_html_267938d2.pngВыработать толерантное отношение к собственным недостаткам.

hello_html_267938d2.pngСпособствовать адекватному восприятию оценки окружающих людей.

hello_html_267938d2.pngНаучить ребенка контролировать свои негативные эмоциональные проявления, посредством повышения стрессоустойчивости.

hello_html_267938d2.pngПривить подростку навыки сотрудничества и умения взаимодействовать с окружающим миром.

hello_html_267938d2.pngВыявить отношение подростка к собственному здоровью и повысить мотивацию к выбору здорового образа жизни.

Направленность: социально-психологическая.

Основания для программы: при разработке программы были использованы источники, представленные в списке литературы. Предложенные авторами упражнения и приемы были мной скомпонованы в соответствии с целями программы в целом и отдельных занятий в частности.

Срок реализации программы: Курс занятий рассчитан на год, проводится 1 занятие в неделю, реализуется за 34 часа в год.

Пояснительная записка.

Преподавание курса психологии в средних общеобразовательных учреждениях представляется актуальной и важной задачей образования, получившего социальный заказ на подготовку подрастающего поколения к жизни в правовом демократическом государстве. Именно личностные, психологические факторы выступают на первый план в работе над этой важной задачей. Психологическая культура, толерантность, позитивное самоотношение, чувство собственного достоинства, способность к рефлексии и самосовершенствованию, понимание интересов, мотивов, чувств и потребностей окружающих людей, умение строить свои отношения с окружающими, уважая их права, и отстаивать свои права конструктивным способом — все это относится к необходимым компонентам личности гражданина демократического общества.

Цель преподавания психологии в школе — это овладение каждым школьником элементарной психологической культурой, которая является частью общей культуры и обеспечивает ему полноправное вступление в самостоятельную жизнь, развитие готовности к полноценному взаимодействию с миром.

Актуальность.

Период отрочества – благоприятный период для развития многих сторон личности, например таких, как познавательная активность, любознательность. Наиболее важен в этом плане возраст 12-14 лет, который является важным периодом для развития самосознания подростка, его рефлексии, Я-концепции. Обычно в этом возрасте знакомятся с литературой по самовоспитанию, научно-популярной литературой по психологии.

Ценнейшее психологическое приобретение ранней юности — открытие своего внутреннего мира. Для ребенка единственной сознаваемой реальностью является внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию. Вполне сознавая свои поступки, ребенок обычно еще не осознает собственных психических состояний. Напротив, для подростка и юноши, внешний, физический мир только одна из возможностей субъективного опыта, сосредоточением которого является он сам. Обретая способность погружаться в себя и наслаждаться своими переживаниями, подросток открывает целый мир новых чувств, красоту природы, звуки музыки, ощущение собственного тела. Однако за интересом к проблемам самовоспитания, желанием понять и изменить себя в этом возрасте, как правило, еще не стоят какие-либо конкретные действия или же они выполняются крайне непоследовательно и недолго.

Поэтому подростки нуждаются в специальной помощи в организации и осуществлении процесса саморазвития. Данная программа направлена на развитие самоисследования и самосознания подростков.

Идея или цель данной программы заключается в самоисследовании и самосознании участников для предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений.

Формы проведения занятий:

-индивидуальная работа;

-работа в паре;

-групповая работа;

-коллективная работа.

Содержание программы внеурочного курса « Мозаика моего Я» предоставляет широкие возможности для изучения собственной личности, для развития творческих и интеллектуальных способностей, наблюдательности, для коррекции своих эмоциональных состояний.

Методы и приемы, используемые при изучении программы курса:

1. Интеллектуальные игры – задания, дающиеся в начале занятия в качестве разогревающих, настраивающих на работу, организующих ее. Такого рода игры являются достаточно безопасными, поэтому позволяют легко и быстро включить в дискуссию даже закрытых подростков. Интеллектуальные задания способствуют расширению лексического запаса учащихся в области психологии, помогают им овладеть необходимыми понятиями.

2. Ролевые методы – предполагают принятие ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание необычных ролей; проигрывание своей роли в гротескном, т.е. усиленном варианте.

3. Коммуникативные игры – игры, направленные на формирование у подростков умения увидеть в другом человеке его достоинства, способствующие углублению осознания сферы общения и обучающие умению сотрудничать.

4. Игры, направленные на развитие вербального и невербального воображения.

5. Использование терапевтических метафор с целью поиска и нахождения ресурсов внутри себя.

6. Методы формирования «эмоциональной грамотности» — предполагают обучение распознанию эмоциональных состояний по мимике, жестам, голосу; умение принимать во внимание чувства другого человека в конфликтных ситуациях.

7. Когнитивные методы

8. Дискуссионные методы — позволяют реализовать принцип субъект – субъектного взаимодействия, выявлять различные точки зрения на какую-либо проблему.

9. Диагностика;

10. Сказкотерапевтические упражнения, арт-терапия, игровая терапия;

11. Техники релаксации.

Содержание программы внеурочного кружка «Мозаика моего Я» предоставляет широкие возможности для изучения собственной личности, для развития творческих и интеллектуальных способностей, наблюдательности, для коррекции своих эмоциональных состояний. Данная программа рассчитана на 34 занятия (по 1 занятию в неделю). Возраст детей – 13-14 лет. Занятия проводятся в групповой форме (не более 10 детей в одной группе). Состав групп постоянный. Набор в группу производиться на основании диагностики, а также по личному желанию подростков.

Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы.

Требования к специалистам, реализующим программу.

Программу реализует педагог-психолог. Он относится к педагогическому работнику, в рамках профессиональной компетентности которого имеется проведение специально-организованных развивающих занятий. Для этого педагогу-психологу необходимо иметь:

  • высшее психолого-педагогическое образование или диплом переподготовки в области психологии;

  • иметь психолого-педагогический стаж работы не менее одного года;

  • умения и навыки разработки учебных программ;

  • коммуникативную компетентность;

  • знание возрастных особенностей подростков;

  • опыт проведения развивающих занятий;

  • развитые морально-нравственные качества.

Принципы реализации программы:

  1. Ненасильственность общения. При объяснения правил игры, при выборе водящего психолог исходит, прежде всего, из желания детей, избегая принуждения.

  2. Самодиагностка, т.е. самораскрытие детей, осознание и формулирование ими личностно значимых проблем.

  3. Положительный характер обратной связи. Поскольку большинство детей в группе нуждаются в поддержке и характеризуются выраженной ориентацией на одобрение окружающих, необходимо использовать положительную обратную связь, которая является надежным средством помощи ребенку в преодолении застенчивости и повышении самооценки, снятии напряжения и релаксации.

  4. Неконкурентный характер отношений. Этот принцип будет соблюден в том случае, если удалось создать в группе атмосферу доверия, психологической безопасности.

  5. Дистанцирование и идентификация. Ситуации неуспешности неизбежны. Иногда они бывают полезными, т.к. побуждают ребенка отказаться от каких-либо стереотипов, принять положительный опыт других детей, но в других случаях такие ситуации могут послужить причиной отказа участия ребенка в игре или в занятиях вообще. В таких случаях ребенку нужно помочь дистанцироваться от его неудачи.

Читайте также:  Полезные продукты для женщин в период менопаузы

Требования к материально-технической оснащенности учреждения для реализации программы.

Для проведения занятий желательно наличие специального помещения, пригодного как в качестве традиционного учебного класса, так и в качестве игровой аудитории.

Оборудование: компьютер, стол и стул на каждого ученика, доска, цветные карандаши (или фломастеры), краски, листы, листы плотной бумаги в достаточном количестве (формата А-4 и А-3).

Организационно-содержательное построение занятия.

Занятия строятся по определенной схеме, имеют общую гибкую структуру,

наполняемую разным содержанием, в зависимости от этапа работы, его целей и задач, от

индивидуальных особенностей учащихся.

Критерии оценки достижения планируемых результатов.

  • формирование адекватной самооценки;

  • расширение у детей круга понимаемых эмоций

  • развитие способности к самоанализу и контролю за собственные поступки;

  • формирование позитивных жизненных целей и чувства ответственности за свое здоровье и состояние собственного тела;

  • развитие творческого потенциала подростков;

  • повышение стрессоустойчивости подростка.

Возможность промежуточной и итоговой оценки знаний

Текущий контроль усвоения материала осуществляется во время наблюдения за работой детей во время урока (активность, заинтересованность). Свободный обмен мнениями, активное участие в обсуждениях, заявление собственной позиции предполагает отсутствие оглядки со стороны воспитанников на плохую оценку. В случае ответов учащихся на проблемные вопросы, высказываний во время обсуждений, выполнения тестов и упражнений применение оценок нецелесообразно. Психолог может отметить активность учащихся, оригинальность их ответов, высказать восхищение или недоумение в форме «Я-высказывания». В начале и в конце курса занятий проводиться анкетирование. Результаты данного анкетирования могут служить показателем положительной или отрицательной динамики развития определенных систем самосознания.

Перечень учебных и методических материалов, необходимых для реализации программы:

  1. Кривцова С.В. Жизненные навыки. Тренинговые занятия с младшими подростками (5 — 6 классы) — Генезис, 2012 

  2. Локалова Н.П. Уроки психологического развития в средней школе (V-VI классы). – М.: Издательство «Ось-89», 2001.

  3. Микляева А.В. Я – подросток. Мир эмоций. Программа уроков психологии / А.В. Микляева. – СПб.: Речь, 2003 г.

  4. Микляева А.В. Я – подросток. Встречи с самим собой. Программа уроков психологии / А.В. Микляева. – СПб.: Речь, 2003г.

  5. Пономаренко П.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников / П.П. Пономаренко, Р.В. Белоусова.- М.: Гуманит. изд.центр «Владос»,2001 г.

  6. Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной. — М.: ТЦ «Сфера», 1998.

  7. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Под ред. И.В.Дубровиной.- Екатеринбург: «Деловая книга», 2000 г.

  8. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5-6 класы). – 3-е изд. – М.: Генезис, 2010.

Содержание программы курса «Мозаика моего Я»

п/п

Тема занятия

Краткое содержание

Знакомство.

Знакомство.

Анкетирование «Насколько хорошо ты себя знаешь». Правила группы.

1.

Что значит – «я подросток».

Упражнение «Мой круг общения»

Мозговой штурм «Чем подросток отличается от ребёнка и взрослого?»

Упражнение «Как вас теперь называть»?

2.

Что я знаю о себе. Мои достоинства и недостатки.

Мини-лекция «Что такое самооценка»

Упражнение «Список черт»

Упражнение “Что в имени тебе моём?”

« Сказка по кругу». « Скажи о себе что- то хорошее». «Карикатура» и др.

3.

В мире эмоций.

Мини – лекция «Что такое чувства».

Упражнение “Эмоции в мимике”

Игра «Угадай эмоцию». Игра «Изобрази эмоцию»

Игра «Эмоциональное состояние» и др.

4

Чувства «полезные» и «вредные». Нужно ли управлять своими эмоциями?

Упражнение «Словарь чувств».

Упражнение «Польза и вред эмоций». Сказка «Страна чувств»

5

Что такое страх? Страхи и страшилки.

Обсуждение. Что такое страх? Упражнение «Чего боятся люди».

Упражнение «Страшилка».

6

Побеждаем все тревоги.

Упражнение «Превращение».

Упражнение «Как справится со страхом». Упражнение «Насос и мяч»

Игра «Прогулка по сказочному лесу» и др.

7

Злость и агрессия. Как справиться со злостью?

Упражнение «Как я зол!». Упражнение «Лист гнева».

Обида. Как простить обиду?

«Почему мы обижаемся?», Упражнение «Геометрия обиды».

Упражнение «Письмо обидчику».

Тренировка Я – высказываний. Комплименты.

Упражнение «Формулировка». Упражнение «Я-послания». Упражнение «Комплимент».

8.

«Я, Ты, Мы!». Каков мой темперамент и характер.

Мини-лекция: «Темперамент», « Характер».

Тест Г. Айзенка, рисуночный тест характера.

9.

Я и мое здоровье.

Здоровье и его признаки. Что такое стресс

Релаксационное упражнение «Луг-лес-река-луг»

10.

Я и мое тело.

Мозговой штурм 2Что мы делаем со своим телом»

Причины стеснительности. Упражнение «Лепим фигуру».

Самооценка и принятие себя.

Сказка «Я – могу!» Волшебный магазин. Игра воображения.

Воспитываем уверенность в себе.

Копилка трудных ситуаций.

Релаксация. Круг уверенности. Упражнение – «Автопилот».

Притча «Бабочка»

11.

Мои представления о будущей профессии.

Игра «Самая-самая». Игра «Профессия на букву»

Игра «Как здороваются представители разных профессий»

Опросник «Как поживаешь?». ДДО

12.

Мир вокруг меня.

Упражнение «Печатная машинка». Упражнение «Считалочка».

Упражнение «Спички».Упражнение «Передача чувств прикосновением» 

Как научиться понимать друг друга.

Игра «Пойми меня».

Роль общения в жизни человека. Формы и методы эффективного общения со сверстни­ками и взрослыми.

Секреты сотрудничества.

Готовность к сотрудничеству как наибо­лее эффективный способ взаимодействия с людьми. Способы эффективного взаимодействия с окру­жающими. Нетерпимость – показатель низкой культуры.

«Есть такое чувство – дружба».

Размышление о дружбе, о настоящем друге.

Тест «Проверь свою дружбу».

Информационный лекторий «Простые истории человеческой дружбы».

Практикум «Если друг оказался вдруг…».

Игра «Конверт дружеских вопросов».

Что такое конфликт? Конфликты дома, в школе, на улице.

Дать определение понятию «Конфликт». Определить сигналы конфликта. Сделать рисунок собственного стиля входа в конфликт. Обсудить как выглядит человек в конфликте. Поговорит о том, конфликт – это хорошо или плох.

13.

Я в конфликтных ситуациях.

Мини-лекция: «Конфликт и стили поведения в конфликтных ситуациях».

Определение стиля поведения в ситуации конфликта по методу Томаса- Килмана.

Конструктивное разрешение конфликтов.

Моделирование ситуации «Конфликт». Типичные конфликтные ситуации шестиклассников. Как выиграть обоим участникам конфликта. Как оставаться спокойным.

14

«Трудные дети» и «Трудные родители

Анализ наиболее часто встречающихся затруднений в отношениях подростков с родителями.

Упражнение «копилка семейных трудностей; Упражнение «идеальные отношения в семье».

15.

Мои творческие способности

Мини – лекция «Что такое креативность». Тест Торренса

Упражнение «Новое назначение».

Ценности и жизненный путь.

Дать определение понятию «ценности» и «жизненный путь человека