Полезные неравенства для решения олимпиадных задач

Полезные неравенства для решения олимпиадных задач thumbnail

Министерство образования и науки Украины

Донецкий государственный институт искусственного интеллекта

Донецкий лицей «Интеллект»

Кафедра математики и информатики

Научная работа

на тему: «Применение неравенств при решении олимпиадных задач».

( электронный учебник )

Выполнила:

ученица 11-Г класса

Борисенкова О.Д.

Научный руководитель:

Степанов Т.Л.

Донецк 2006

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Постановка задачи

2 Актуальность

3 Реализация задачи

3.1 Теоретические сведения

3.2 Решение задач с применением данных неравенств

3.3 Сборник задач

3.4 Тесты

4 Инструкция по пользованию

Выводы

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

При решении задач, предлагаемых на вступительных письменных экзаменах и олимпиадах по математике, могут быть использованы любые известные абитуриентам математические методы. При этом разрешается пользоваться и такими, которые не изучаются в общеобразовательной школе.

Все это свидетельствует о необходимости самостоятельного изучения абитуриентами математических методов, в основе которых лежат понятия и положения, не входящие в программу по математике общеобразовательной школы. К таким понятиям, например, относятся неравенства Коши, Коши-Буняковского, Бернулли и Йенсена.

1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Таким образом, целью данной работы является разработка электронного обучающего пособия, в котором будет предложен материал по выбранной теме. Т.е. в учебнике будут предоставлены теоретические сведения по всем неравенствам, примеры применения этих неравенств в решении олимпиадных задач, сборник задач для самостоятельного решения, решения к ним, а также тестовые вопросы, которые позволят оценить себя и проверить уровень полученных знаний.

Для реализации поставленной задачи был выбран язык электронной разметки текста HTML.

2. АКТУАЛЬНОСТЬ

Данная разработка рассчитана на учащихся, которые имеют довольно-таки высокий уровень знаний в области математики, причем как в пределах, так и вне школьной программы, но все равно хотят его повысить. Т.е. этот учебник будет очень полезным для самостоятельного изучения темы и подготовки к олимпиадам ІІ-ІІІ этапов.

Также очень удобен и прост в применении, для работы с ним не требуется никаких специальных программ или дополнительных приложений, кроме стандартного Internet-браузера.

Важным пунктом является то, что в учебнике собрана информация по теме неравенств, которую в принципе довольно-таки сложно найти, причем так, чтобы она была в одном и том же печатном издании. Большая часть сведений по некоторым неравенствам была найдена только в периодических изданиях, журналах. Здесь же все собрано воедино, информация представлена кратко, но исчерпывающе для того, чтобы разобраться и понять.

3. РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧИ

3.1 Теоретические сведения

Неравенство Йенсена

Теорема (неравенство Йенсена):

Пусть

– функция, выпуклая на некотором интервале, x1, x 2, …, xn – произвольные числа из этого интервала, а α1, α2, …, αn – произвольные положительные числа, сумма которых равна единице. Тогда:

. (1)

Доказательство:

Рассмотрим на графике функции

точки А1, А2, …, Аn с абсциссами х1, x2, …, xn. Расположим в этих точках грузы с массами, m2, …, mn. Центр масс этих точек имеет координаты

.

Так как точки А1, А2, …, Аn принадлежат надграфику выпуклой функции, то и их центр масс также принадлежит надграфику (ибо надграфик – выпуклая фигура). А это означает, что ордината центра масс М не меньше ординаты точки на графике с той же абсциссой (рис. 1), т.е.

. (2)

рис. 1

Для завершения доказательства остаётся положить m1= α1, …, mn= αn.

Однако есть два важных замечания. Во-первых, в процессе доказательства неравенства Йенсена (1) мы доказали неравенство (2). На самом деле эти неравенства равносильны. Положив в неравенстве (1)

(i=1, 2, …, n), мы получаем неравенство (2). Поэтому естественно эти два неравенства называются неравенствами Йенсена. Неравенство (1) выглядит более компактно, однако для приложений удобней пользоваться неравенством (2). Во-вторых, если функция

вогнутая, то для неё неравенства Йенсена (1) и (2) меняются на противоположные. Чтобы доказать это, достаточно рассмотреть выпуклую функцию

.

Неравенство Коши-Буняковского

На первый взгляд, неравенство Йенсена не производит особого впечатления: слишком общо выглядит формулировка. Однако дальше можно убедиться, что это впечатление обманчиво.

Продемонстрировать силу неравенства Йенсена можно на конкретном примере. А именно, доказать знаменитое неравенство Коши-Буняковского

, где a1, a2, …, an, b1, b2, …, bn – произвольные положительные числа.

Доказательство:

Как мы знаем, функция

— выпуклая. Напишем для этой функции неравенство Йенсена (2):

, (mi>0).

Следовательно,

. Положив

, получим требуемое неравенство.

Неравенство Коши

При решении многих задач часто используется классическое неравенство Коши о среднем арифметическом и среднем геометрическим неотрицательных чисел.

Пусть x1, x 2, …, xn – неотрицательные числа. Средним арифметическим этих чисел называется число –

.

Средним геометрическим чисел x1, x 2, …, xn называется число –

.

Теорема 1. Если x1, x 2, …, xn – неотрицательные числа, то имеет место неравенство

. (1)

Причём знак равенства в нем достигается тогда и только тогда, когда все числа равны.

Соотношение (1) называется неравенством Коши. При n=2 неравенство Коши следует из очевидного неравенства

. Действительно,

, откуда

. (2)

Отметим, что знак равенства в (2) имеет место тогда и только тогда, когда x1=x2.

Пусть x1, x 2, …, xn – положительные числа. Средним гармоническим (средним пропорциональным) этих чисел называется число –

.

Теорема 2. Если x1, x 2, …, xn – положительные числа, то имеют место неравенства

An≥Gn≥ Hn.

Действительно, применяя к числам

неравенство Коши, получаем

, (3)

откуда Gn ≥ Hn.

Пусть x1, x 2, …, xn – произвольные числа. Средним квадратическим этих чисел называется число –

Читайте также:  Чем полезен кисель для поджелудочной железы

.

Теорема 3. Если x1, x 2, …, xn – положительные числа, то имеют место неравенства

Kn ≥ An ≥ Gn ≥ Hn , или

. (4)

Причём знак равенства в (4) достигается тогда и только тогда, когда все числа равны.

Для двух чисел неравенство (4) можно записать как

,

которое очень легко доказать с помощью простых преобразований. А именно,

аналогично доказывается и для n чисел, откуда Kn ≥ An.

Неравенство Бернулли

Ещё один способ решения некоторых олимпиадных задач – это использование неравенства Бернулли, которое иногда может значительно облегчить задачу. «Классическое» неравенство Бернулли формируется следующим образом:

Теорема. Для x > -1 и произвольного натурального n имеет место

(1)

причем равенство в (1) достигается при x=0, n=0 или n=1.

Однако кроме (1) существует и более общее неравенство Бернулли, которое содержит в себе два неравенства:

если n<0 или n>1, то

Источник

Министерство образования и науки Украины

Донецкий государственный институт искусственного интеллекта

Донецкий лицей «Интеллект»

Кафедра математики и информатики

Научная работа

на тему: «Применение неравенств при решении олимпиадных задач».

( электронный учебник )

Выполнила:

ученица 11-Г класса

Борисенкова О.Д.

Научный руководитель:

Степанов Т.Л.

Донецк 2006

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Постановка задачи

2 Актуальность

3 Реализация задачи

3.1 Теоретические сведения

3.2 Решение задач с применением данных неравенств

3.3 Сборник задач

3.4 Тесты

4 Инструкция по пользованию

Выводы

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

При решении задач, предлагаемых на вступительных письменных экзаменах и олимпиадах по математике, могут быть использованы любые известные абитуриентам математические методы. При этом разрешается пользоваться и такими, которые не изучаются в общеобразовательной школе.

Все это свидетельствует о необходимости самостоятельного изучения абитуриентами математических методов, в основе которых лежат понятия и положения, не входящие в программу по математике общеобразовательной школы. К таким понятиям, например, относятся неравенства Коши, Коши-Буняковского, Бернулли и Йенсена.

1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Таким образом, целью данной работы является разработка электронного обучающего пособия, в котором будет предложен материал по выбранной теме. Т.е. в учебнике будут предоставлены теоретические сведения по всем неравенствам, примеры применения этих неравенств в решении олимпиадных задач, сборник задач для самостоятельного решения, решения к ним, а также тестовые вопросы, которые позволят оценить себя и проверить уровень полученных знаний.

Для реализации поставленной задачи был выбран язык электронной разметки текста HTML.

2. АКТУАЛЬНОСТЬ

Данная разработка рассчитана на учащихся, которые имеют довольно-таки высокий уровень знаний в области математики, причем как в пределах, так и вне школьной программы, но все равно хотят его повысить. Т.е. этот учебник будет очень полезным для самостоятельного изучения темы и подготовки к олимпиадам ІІ-ІІІ этапов.

Также очень удобен и прост в применении, для работы с ним не требуется никаких специальных программ или дополнительных приложений, кроме стандартного Internet-браузера.

Важным пунктом является то, что в учебнике собрана информация по теме неравенств, которую в принципе довольно-таки сложно найти, причем так, чтобы она была в одном и том же печатном издании. Большая часть сведений по некоторым неравенствам была найдена только в периодических изданиях, журналах. Здесь же все собрано воедино, информация представлена кратко, но исчерпывающе для того, чтобы разобраться и понять.

3. РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧИ

3.1 Теоретические сведения

Неравенство Йенсена

Теорема (неравенство Йенсена):

Пусть Полезные неравенства для решения олимпиадных задач – функция, выпуклая на некотором интервале, x1
, x 2
, …, xn
– произвольные числа из этого интервала, а α1
, α2
, …, αn
– произвольные положительные числа, сумма которых равна единице. Тогда:

Полезные неравенства для решения олимпиадных задач. (1)

Доказательство:

Рассмотрим на графике функции Полезные неравенства для решения олимпиадных задач точки А1
, А2
, …, Аn
с абсциссами х1
, x2
, …, xn
. Расположим в этих точках грузы с массами, m2
, …, mn
. Центр масс этих точек имеет координаты

Полезные неравенства для решения олимпиадных задач.

Так как точки А1
, А2
, …, Аn
принадлежат надграфику выпуклой функции, то и их центр масс также принадлежит надграфику (ибо надграфик – выпуклая фигура). А это означает, что ордината центра масс М не меньше ординаты точки на графике с той же абсциссой (рис. 1), т.е.

Полезные неравенства для решения олимпиадных задач. (2)

Полезные неравенства для решения олимпиадных задач

рис. 1

Для завершения доказательства остаётся положить m1
= α1
, …, mn
= αn
.

Однако есть два важных замечания. Во-первых, в процессе доказательства неравенства Йенсена (1) мы доказали неравенство (2). На самом деле эти неравенства равносильны. Положив в неравенстве (1) Полезные неравенства для решения олимпиадных задач (i=1, 2, …, n), мы получаем неравенство (2). Поэтому естественно эти два неравенства называются неравенствами Йенсена. Неравенство (1) выглядит более компактно, однако для приложений удобней пользоваться неравенством (2). Во-вторых, если функция Полезные неравенства для решения олимпиадных задачвогнутая, то для неё неравенства Йенсена (1) и (2) меняются на противоположные. Чтобы доказать это, достаточно рассмотреть выпуклую функцию Полезные неравенства для решения олимпиадных задач.

Неравенство Коши-Буняковского

На первый взгляд, неравенство Йенсена не производит особого впечатления: слишком общо выглядит формулировка. Однако дальше можно убедиться, что это впечатление обманчиво.

Продемонстрировать силу неравенства Йенсена можно на конкретном примере. А именно, доказать знаменитое неравенство Коши-Буняковского Полезные неравенства для решения олимпиадных задач, где a1
, a2
, …, an
, b1
, b2
, …, bn
– произвольные положительные числа.

Доказательство:

Как мы знаем, функция Полезные неравенства для решения олимпиадных задач — выпуклая. Напишем для этой функции неравенство Йенсена (2):

Полезные неравенства для решения олимпиадных задач, (mi
>0).

Следовательно, Полезные неравенства для решения олимпиадных задач. Положив Полезные неравенства для решения олимпиадных задач, получим требуемое неравенство.

Неравенство Коши

При решении многих задач часто используется классическое неравенство Коши о среднем арифметическом и среднем геометрическим неотрицательных чисел.

Читайте также:  Грецкое масло полезные свойства и противопоказания

Пусть x1
, x 2
, …, xn
– неотрицательные числа. Средним арифметическим этих чисел называется число –

Полезные неравенства для решения олимпиадных задач.

Средним геометрическим чисел x1
, x 2
, …, xn
называется число –

Полезные неравенства для решения олимпиадных задач.

Теорема 1. Если x1
, x 2
, …, xn
– неотрицательные числа, то имеет место неравенство

Полезные неравенства для решения олимпиадных задач. (1)

Причём знак равенства в нем достигается тогда и только тогда, когда все числа равны.

Соотношение (1) называется неравенством Коши. При n=2 неравенство Коши следует из очевидного неравенства

Полезные неравенства для решения олимпиадных задач. Действительно, Полезные неравенства для решения олимпиадных задач, откуда

Полезные неравенства для решения олимпиадных задач. (2)

Отметим, что знак равенства в (2) имеет место тогда и только тогда, когда x1
=x2
.

Пусть x1
, x 2
, …, xn
– положительные числа. Средним гармоническим (средним пропорциональным) этих чисел называется число –

Полезные неравенства для решения олимпиадных задач.

Теорема 2. Если x1
, x 2
, …, xn
– положительные числа, то имеют место неравенства

An
≥Gn
≥ Hn
.

Действительно, применяя к числам Полезные неравенства для решения олимпиадных задач неравенство Коши, получаем

Полезные неравенства для решения олимпиадных задач , (3)

откуда Gn
≥ Hn
.

Пусть x1
, x 2
, …, xn
– произвольные числа. Средним квадратическим этих чисел называется число –

Полезные неравенства для решения олимпиадных задач.

Теорема 3. Если x1
, x 2
, …, xn
– положительные числа, то имеют место неравенства

Kn
≥ An
≥ Gn
≥ Hn
, или

Полезные неравенства для решения олимпиадных задач. (4)

Причём знак равенства в (4) достигается тогда и только тогда, когда все числа равны.

Для двух чисел неравенство (4) можно записать как

Полезные неравенства для решения олимпиадных задач,

которое очень легко доказать с помощью простых преобразований. А именно,

Полезные неравенства для решения олимпиадных задач

аналогично доказывается и для n чисел, откуда Kn
≥ An
.

Неравенство Бернулли

Ещё один способ решения некоторых олимпиадных задач – это использование неравенства Бернулли, которое иногда может значительно облегчить задачу. «Классическое» неравенство Бернулли формируется следующим образом:

Теорема. Для x > -1 и произвольного натурального n имеет место

Полезные неравенства для решения олимпиадных задач (1)

причем равенство в (1) достигается при x=0, n=0 или n=1.

Однако кроме (1) существует и более общее неравенство Бернулли, которое содержит в себе два неравенства:

если n<0 или n>1, то

Полезные неравенства для решения олимпиадных задач, (2)

если 0<n<1, то

Полезные неравенства для решения олимпиадных задач, (3)

где x > -1.

Следует отметить, что равенства (2) и (3) имеют место лишь при x=0.

Доказательство(I способ):

Полезные неравенства для решения олимпиадных задач, где xi
– числа одного и того же знака и Полезные неравенства для решения олимпиадных задач.

Применяем метод математической индукции.

Проверяем неравенство для n=1: Полезные неравенства для решения олимпиадных задач. Неравенство верно.

Пусть неравенство верно для n членов, т.е. верно неравенство

Полезные неравенства для решения олимпиадных задач.

Умножим его на неотрицательное число 1+xn+1
(оно неотрицательно, т.к. Полезные неравенства для решения олимпиадных задач). Получим:

Полезные неравенства для решения олимпиадных задач.

Т.к. xi
одного знака, произведения в правой части положительны, и если их отбросить, неравенство только усилится. Получаем:

Полезные неравенства для решения олимпиадных задач.

Как мы видим, неравенство верно и для n+1 членов, а значит верно для любых n.

Доказательство(II способ):

Также применяем метод математической индукции.

При n=1 имеем Полезные неравенства для решения олимпиадных задач, Полезные неравенства для решения олимпиадных задач. Утверждаем, что при n=k неравенство верно: Полезные неравенства для решения олимпиадных задач. Тогда при n=k+1 имеем

Полезные неравенства для решения олимпиадных задач.

Неравенство доказано.

Весовое (общее) неравенство Коши

Ранее мы рассмотрели так называемое классическое неравенство Коши. Однако очень большое значение имеет также одно важное обобщение неравенства Коши – это общее, или весовое, неравенство Коши.

Теорема. Для любых действительных положительных чисел m1
, m2
, …, mn
и для любых неотрицательных x1
, x2
, …, xn
имеет место неравенство

Полезные неравенства для решения олимпиадных задач. (1)

Числа m1
, m2
, …, mn
называются весовыми коэффициентами.

Неравенство (1) выполняется и для неотрицательных весовых коэффициентов m1
, m2
, …, mn
, но в этом случае необходимо требовать, чтобы знаменатель левой части (1) не превращался в ноль и выражения Полезные неравенства для решения олимпиадных задачимели смысл (т.е. не все m1
, m2
, …, mn
равны нулю и числа xi
и mi
одновременно не равнялись нулю).

Понятно, что при m1
= m2
= …= mn
, весовое неравенство Коши превращается в обыкновенное неравенство Коши.

Выражение, которое стоит в левой части (1), называется весовым средним арифметическим, а то, которое в правой – весовым средним геометрическим.

Неравенство (1), для натуральных m1
, m2
, …, mn
, непосредственно следует из обыкновенного неравенства Коши:

Полезные неравенства для решения олимпиадных задач. (2)

Неравенство (1) с неотрицательными рациональными весовыми коэффициентами легко привести к случаю, когда Полезные неравенства для решения олимпиадных задач.

3.2 Решение задач с применением данных неравенств

Неравенство Йенсена

Задача:

Пусть a1
,…, an
> 0, Полезные неравенства для решения олимпиадных задач. Доказать Полезные неравенства для решения олимпиадных задач.

Решение:

Записываем неравенство Йенсена для f(x)=x2
, mi
=n. Получаем:

Полезные неравенства для решения олимпиадных задач, Полезные неравенства для решения олимпиадных задач, Полезные неравенства для решения олимпиадных задач,

что и требовалось доказать.

Неравенство Коши-Буняковского

Задача:

Пусть a+b+c=1. Доказать, что Полезные неравенства для решения олимпиадных задач.

Решение:

Из неравенства Коши-Буняковского имеем

Полезные неравенства для решения олимпиадных задач.

А отсюда имеем, что Полезные неравенства для решения олимпиадных задач.

Неравенство Коши

Задача:

Пусть a, b, c – положительные числа, сумма которых равна единице. Доказать, что

(1+a)(1+b)(1+c) ≥ 8(1-a)(1-b)(1-c).

Решение:

Поскольку a+b+c=1, то 1+a= (1-b)+(1- c). Используя неравенство Коши между средним арифметическим и средним геометрическим Полезные неравенства для решения олимпиадных задач, получаем

Полезные неравенства для решения олимпиадных задач.

Аналогично

Полезные неравенства для решения олимпиадных задач,

Полезные неравенства для решения олимпиадных задач.

Перемножая все три неравенства, получаем искомое неравенство.

Неравенство Бернулли

Задача:

Решить уравнение

Полезные неравенства для решения олимпиадных задач.

Решение:

К каждому слагаемому левой части уравнения применяем неравенство Бернулли, тогда

Полезные неравенства для решения олимпиадных задач,

причем равенство возможно лишь при Полезные неравенства для решения олимпиадных задач, т.е. x=±1. Следовательно, x=±1 – корни уравнения.

Весовое (общее) неравенство Коши

Задача 1:

Для действительных положительных чисел a, b доказать неравенство Полезные неравенства для решения олимпиадных задач.

Решение:

По весовому неравенству Коши (Полезные неравенства для решения олимпиадных задач), имеем

Полезные неравенства для решения олимпиадных задач.

Для завершения доказательства осталось учесть очевидное неравенство Полезные неравенства для решения олимпиадных задач. Равенство достигается приa=b.

Задача 2:

Для произвольных a,b≥0 доказать неравенство

Полезные неравенства для решения олимпиадных задач(1).

Решение:

По весовому неравенству Коши имеем, что

Полезные неравенства для решения олимпиадных задач.

Добавляя к указанному неравенству аналогичное

Полезные неравенства для решения олимпиадных задач

получаем

Полезные неравенства для решения олимпиадных задач,

что и требовалось доказать. Равенство в (1) достигается при a=b.

Понятно, что решение этой задачи состоит из двух ключевых идей. Первая – это неравенство (2). Вторая – переход от неравенства (2) к неравенству (1).

Читайте также:  Полезные вещи для путешествий на автомобиле

Что касается неравенства (2), то пока ещё не понятно, как можно было «угадать», что для решения задачи надо было использовать неравенство Коши именно с такими весовыми коэффициентами m1
=7, m2
=4, m3
=1.

Покажем, что эти коэффициенты можно найти (именно так они и были найдены) с помощью стандартной процедуры: «метода неопределённых коэффициентов». Неравенство (2) будем искать из таких соображений. Рассмотрим весовое неравенство Коши

Полезные неравенства для решения олимпиадных задач. (4)

Подберём весовые коэффициенты m1
, m2
, m3
так, чтобы в правой части неравенства (4) получить a3
b. Для этого достаточно решить систему

Полезные неравенства для решения олимпиадных задач (5)

Кроме этого, если к (4) добавить аналогичное неравенство (в решении задачи это было неравенство (3))

Полезные неравенства для решения олимпиадных задач, (6)

то получим

Полезные неравенства для решения олимпиадных задач. (7)

Следовательно, чтобы неравенство (7) совпало с неравенством в задаче, к системе (5) надо прибавить еще два равенства

Полезные неравенства для решения олимпиадных задач (8)

Решая систему (8), имеем m1
=7 m3
, m2
=4 m3
. При таком подборе m1
, m2
, m3
неравенство (4) становится неравенством (2), неравенство (6) – неравенством (3), а неравенство (7) – неравенством (1).

Подводя итоги сказанному, мы видим, что для доказательства неравенства типа (1) записываем общее весовое неравенство Коши с неопределенными весовыми коэффициентами, где слева стоят все слагаемые левой части, а справа – одно слагаемое правой части искомого неравенства. Подбираем неопределенные коэффициенты (путем решения соответствующей системы равенств) так, чтобы после симметризации весового неравенства найти решение задачи.

3.3 Сборник задач

Упражнение 1. Неравенство Йенсена:

1.Докажите неравенство Полезные неравенства для решения олимпиадных задач, (подсказка: Полезные неравенства для решения олимпиадных задач).

2.Докажите неравенство Полезные неравенства для решения олимпиадных задач, где Полезные неравенства для решения олимпиадных задач.

3.Докажите неравенство Полезные неравенства для решения олимпиадных задач, при Полезные неравенства для решения олимпиадных задач.

Упражнение 2. Неравенство Коши-Буняковского:

1.Доказать, что Полезные неравенства для решения олимпиадных задач, где a,b,c – стороны треугольника; ha
, hb
, hc
– высоты треугольника, опущенные на эти стороны; S – площадь треугольника.

2.Доказать, что Полезные неравенства для решения олимпиадных задач, Полезные неравенства для решения олимпиадных задач.

3.Доказать, что Полезные неравенства для решения олимпиадных задач, если Полезные неравенства для решения олимпиадных задач.

Упражнение 3. Неравенство Коши:

1.Для неотрицательных a, b, cвыполняется условие a2
+b2
+c2
=1. Доказать, что Полезные неравенства для решения олимпиадных задач.

2.Дано: a, b, c≥0, a+b+c=1. Доказать неравенство: Полезные неравенства для решения олимпиадных задач.

3.Доказать: Полезные неравенства для решения олимпиадных задач.

4.Дано: x, y, z>0, xyz=1. Доказать Полезные неравенства для решения олимпиадных задач.

Упражнение 4. Неравенство Бернулли:

1.Решить уравнение: Полезные неравенства для решения олимпиадных задач.

2.Решить уравнение: Полезные неравенства для решения олимпиадных задач.

3.Решить уравнение: Полезные неравенства для решения олимпиадных задач.

Упражнение 5. Весовое (общее) неравенство Коши:

1.Доказать неравенство Полезные неравенства для решения олимпиадных задач, если Полезные неравенства для решения олимпиадных задач.

2.Доказать неравенство: Полезные неравенства для решения олимпиадных задач.

3.Доказать неравенство:Полезные неравенства для решения олимпиадных задач.

3.4 Тесты

1.Какая зависимость между коэффициентами αi
в неравенстве Йенсена

Полезные неравенства для решения олимпиадных задач?

а) их произведение равно единице

б) их сумма равна единице

в) они равны между собой

г) никакой

2.Как доказать неравенство Коши-Буняковского?

а) доказать неравенство Йенсена для функции Полезные неравенства для решения олимпиадных задач

б) применить неравенство Коши для n чисел

в) доказать методом математической индукции

г) путем алгебраических преобразований

3.Когда достигается равенство в неравенстве Коши?

а) когда сумма всех чисел равна их количеству

б) когда их произведение равно единице

в) когда все числа равны между собой

г) никогда

4.В неравенстве Бернулли x – переменная – может быть…

а) любым числом

б) строго меньше нуля

в) строго больше нуля

г) строго больше минус единицы

5.В каком случае весовое неравенство Коши превращается в классическое неравенство Коши?

а) когда все переменные равны между собой

б) когда все весовые коэффициенты равны между собой

в) когда произведение весовых коэффициентов равно единице

г) когда сумма весовых коэффициентов равна единице

6.С помощью какого неравенства лучше доказывать неравенство

Полезные неравенства для решения олимпиадных задач?

а) с помощью неравенства Коши

б) с помощью неравенства Бернулли

в) с помощью неравенства Йенсена

г) с помощью неравенства Коши-Буняковского

7.Какую надо применить функцию в неравенстве Йенсена, чтобы доказать

Полезные неравенства для решения олимпиадных задач?

а) Полезные неравенства для решения олимпиадных задач

б) Полезные неравенства для решения олимпиадных задач

в) Полезные неравенства для решения олимпиадных задач

г) Полезные неравенства для решения олимпиадных задач

8.Чему равны весовые коэффициенты в неравенстве Полезные неравенства для решения олимпиадных задач?

а) Полезные неравенства для решения олимпиадных задач

б) Полезные неравенства для решения олимпиадных задач

в) Полезные неравенства для решения олимпиадных задач

г) Полезные неравенства для решения олимпиадных задач

9.Какое неравенство доказывается с помощью неравенства Коши-Буняковского?

а)Полезные неравенства для решения олимпиадных задач

б) Полезные неравенства для решения олимпиадных задач

в) Полезные неравенства для решения олимпиадных задач

г) Полезные неравенства для решения олимпиадных задач.

4. ИНСТРУКЦИЯ ПО ПОЛЬЗОВАНИЮ

Данный электронный учебник по математике предназначен для изучения темы «Использование неравенств при решении олимпиадных задач».

Стартовая страница является титульным листом, на котором находится тема работы и сведения об ее авторе. Вторая страница – инструкция по пользованию самим приложением, внизу которой находится ссылка «поехали!!». Нажав на нее, пользователь попадает на главную страницу учебника.

Окно приложения состоит из двух частей: левая – навигация по учебнику, правая – основное окно, в котором предоставляется вся информация.

Весь учебник разбит на главы, что облегчает восприятие информации.

В «инструкции по пользованию учебником» (вторая страница в приложении) описаны все правила, выполнение которых необходимо для корректной работы разработки.

ВЫВОДЫ

В результате проделанной работы был подобран материал по теме «Неравенства в олимпиадных задачах», а именно: теоретические сведения по неравенствам Йенсена, Коши, Коши-Буняковского и Бернулли, задачи, в решениях которых используются эти неравенства, а также составлены тестовые вопросы для проверки уровня полученных знаний. Все это было собрано и оформлено в виде электронного учебника, написанного на языке HTML. Учебник позволяет самостоятельно изучать эту тему, получая знания на достаточном уровне.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Выгодский М.Я. Справочник по элементарной математике. – М.: Наука, 1972. – 416 с.: ил.

2. Ижболдин О., Курляндчик Л. Неравенство Йенсена. – Научно-популярный физико-математический журнал «Квант», №4, 1990. – 95с.:ил.

3. Конюшков А. Неравенство Коши-Буняковского. – Научно-популярный физико-математический журнал «Квант», №8, 1987. – 110с.:ил.

4. Лещев Д. Создание интерактивного web-сайта: учебный курс. – СПб.: Питер, 2003. – 544 с.: ил.

5. Супрун В.П. Избранные задачи повышенной сложности по математике. – Мн.: Полымя, 1998. – 108 с. – («В помощь абитуриентам и студентам»)

Источник