Полезные правила для егэ по русскому языку
Как узнать, к чему готовиться
Чтобы выяснить, какие именно темы вам предстоит повторять, не нужно рыскать по сомнительным сайтам, поскольку все наиболее важные сведения о ЕГЭ собраны на портале ФИПИ – Федерального института педагогических измерений, который и отвечает за разработку экзаменационных материалов. Аттестации по русскому языку на сайте этого учреждения посвящен отдельный блок, где можно скачать демонстрационный вариант теста и другие файлы, в том числе кодификатор, в котором и представлены темы для подготовки. Перечислять их все мы не будем, ограничимся лишь разделами:
- фонетика;
- лексика, фразеология;
- морфология;
- синтаксис;
- орфография;
- пунктуация;
- выразительность речи;
- речь.
Большинство из этих разделов включает в себя целый ряд тем, знание и понимание которых проверяются на экзамене. Их перечень и послужит для вас ориентиром при подготовке. Стоит добавить, что материалы на сайте ФИПИ всегда обновляются с учетом последних нововведений в структуре экзамена. Теоретическую базу, о которой мы говорим, изменения затрагивают мало, но в любом случае стоит помнить, что информацией из первых рук можно считать лишь те сведения, которые представлены на сайте института.
Какие умения проверяются на экзамене
В том же кодификаторе перечислены основные умения, которые проверяются на итоговой аттестации по русскому языку. Стоит понимать, что теория – это опора, но на ЕГЭ проверяется не столько знание самих правил, сколько способность ими пользоваться, поэтому, изучая основы, важно понимать, для чего они вам нужны и какие навыки вам необходимо будет продемонстрировать на экзамене. Вот что должен уметь одиннадцатиклассник согласно кодификатору ФИПИ:
- Анализировать. Определять лингвистические явления, принадлежность языковых единиц. Контролировать собственную речь, оценивать свои высказывания и чужой текст с точки зрения грамотности и эффективности в решении коммуникативных задач. Проводить языковой анализ текстов различных жанров. Отличать варианты нормы от ее нарушения. Объяснять взаимосвязь лингвистических фактов с историко-культурными.
- Читать. Исходя из коммуникативной задачи, использовать ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и прочие виды чтения. Владеть приемами информационной обработки печатного текста. Извлекать нужные сведения из учебно-научных, справочных и других источников.
- Писать. Создавать и редактировать тексты разных видов и жанров. Применять в письменной речи основные лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные и прочие нормы современного русского языка, используя синонимические ресурсы. Соблюдать правила речевого поведения.
Эти требования применимы ко всем учащимся, сдающим ЕГЭ. Дополнительно в кодификаторе указаны специфические умения, НЕобязательные для старшеклассников из тех регионов, где русский язык не считается основным.
Также на сайте ФИПИ представлены методические рекомендации для подготовки к экзамену, и в этом документе список проверяемых умений представлен уже более подробно, развернуто, а все его пункты привязаны к перечисленным выше разделам теории.
Раздел | Умения |
---|---|
Фонетика | Использовать теоретические знания в ходе правописания. Соблюдать орфоэпические нормы. Проводить фонетический разбор. Находить выразительные фонетические приемы в тексте. |
Лексика, фразеология | Соблюдать лексические нормы литературного языка. Употреблять слова согласно их значениям. Оценивать точность и уместность словоупотребления в чужой и собственной речи. Искать в печатном тексте способы лексической выразительности, в том числе неологизмы, а также стилистически окрашенные, заимствованные и устаревшие слова. Подбирать синонимы и антонимы. Проводить лексический разбор. |
Морфология | Относить слово к той или иной части речи, исходя из его грамматических признаков. Проводить синтаксический разбор с опорой на знания в области морфологии. Различать омонимичные словоформы и относить их к соответствующим частям речи (например, слово «пила» может быть как существительным, так и глаголом прошедшего времени). Проводить морфологический разбор. Соблюдать морфологические нормы и оценивать с этой точки зрения чужую речь. Находить приемы морфологической выразительности в тексте. |
Синтаксис | Определять виды и способы связи слов в конструкциях (предложениях, словосочетаниях) различных типов. Исходя из грамматических признаков и смысла предложения, относить его к той или иной синтаксической модели. Использовать знания в области синтаксиса в ходе правописания и морфологического разбора слов в предложении. Подбирать синтаксические синонимы. Соблюдать синтаксические нормы литературного языка и оценивать с этой позиции чужую и собственную речь. Проводить синтаксический разбор. Выявлять в тексте приемы синтаксической выразительности. |
Орфография | Использовать орфографические, фонетические, лексические, морфологические и словообразовательные правила при письме. Проводить орфографический разбор разных языковых единиц. Соблюдать орфографические нормы русского языка и оценивать в этом отношении чужую и свою собственную речь. |
Пунктуация | Использовать правила и соблюдать нормы пунктуации в речи, оценивать с этой точки зрения собственные и чужие высказывания. Проводить пунктуационный разбор предложения и текста в целом. |
Выразительность речи | Анализировать текст, находя в нем различные выразительные средства – фонетические, синтаксические и прочие. Характеризовать различные средства выразительности (например, троп, прием). |
Речь | Различать разные стили речи: научный, официально-деловой, литературно-художественный и прочие. Определять тему и идею текста, анализировать его структуру. Правильно вычленять языковые единицы внутри текста, анализировать их. Верно понимать тему, цель написанного, выявлять скрытую информацию. Создавать тексты разных стилей, жанров. Выбирать корректные языковые средства согласно целям высказывания и внешним (экстралингвистическим) факторам. Последовательно, связно и логично излагать мысли, адекватно выражать собственное отношение к явлениям действительности вообще и к прочитанному в частности. Определять и комментировать проблему текста. В речи соблюдать нормы литературного языка – лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные. |
В файле с методическими рекомендациями есть и другая информация, которая будет полезна в рамках теоретической подготовки. Так, например, каждый раздел теории сопровождается развернутым комментарием, где авторы, исходя из результатов ЕГЭ прошлых лет, разбирают наиболее распространенные ошибки выпускников и указывают, на какие правила стоит обратить особое внимание.
Полезная литература
Поняв, какие разделы теории вам предстоит повторить и какие умения отточить в ходе подготовки, важно правильно подобрать справочную литературу. В магазинах вы найдете десятки учебных пособий, в которых собраны все правила русского языка для ЕГЭ. Последние едины, но представлены совершенно по-разному, поэтому брать первое попавшееся на глаза издание не стоит. Мы собрали 5 книг, которые безусловно заслуживают доверия:
- Цыбулько И. П. ЕГЭ. Русский язык. Отличный результат, М., 2020;
- Драбкина С. В., Субботин Д. И. ЕГЭ-2020. Русский язык. Готовимся к итоговой аттестации, М., 2020;
- Васильевых И. П., Гостева Ю. Н., Егораева Г. Т., Груздева Е. Н., Ляшенко Е. Л. ЕГЭ-2020. Русский язык. Эксперт в ЕГЭ, М., 2020;
- Заярная И. Ю. Орфография. Комплексная подготовка к ЕГЭ, ОГЭ и ВПК, СПб, 2020;
- Заярная И. Ю. Синтаксис и пунктуация. Комплексная подготовка к ЕГЭ, ОГЭ и ВПК, СПб, 2020.
Обратите внимание, что все примеры пособий, которые мы привели, изданы в 2020-м, то есть в год публикации этой статьи. Дело в том, что структура ЕГЭ периодически меняется, поэтому и заниматься следует по самым новым учебникам. Тем не менее наиболее авторитетные их авторы не меняются, поэтому наш небольшой перечень будет полезен и после 2020-го. Помимо пособий, в качестве учебного материала для подготовки к ЕГЭ по русскому языку вам обязательно понадобятся словари: толковый, орфографический, орфоэпический, лексической сочетаемости и другие.
Осваивая теорию, не забывайте выполнять тренировочные задания по пройденным темам. Желаем удачной подготовки и ни пуха ни пера на экзамене!
Источник
Какие паронимы встречаются на ЕГЭ? Как не запутаться в предлогах и частицах? И чем «притворить» отличается от «претворить»? Самый подробный разбор самых трудных заданий в ЕГЭ по русскому языку для «Российской газеты» провел эксперт ЕГЭ, председатель Ассоциации учителей русского языка и литературы города Москвы Роман Дощинский.
— Этот учебный год стал испытанием на прочность и для школьников, и для педагогов, и для родителей. Но выпускники школ оказались все-таки не в очень плохой ситуации. Даже в некотором роде — в выигрыше, ведь у них появилось много времени на усиленную подготовку, — говорит Роман Дощинский. — Сеть просто кипит от разного рода «ЕГЭ-экспрессов», интенсивов, активов и прочего. Все профессиональное педагогическое сообщество в одночасье ринулось помогать российским выпускникам: создавать лайфхаки, вести блоги, снимать видеоуроки.
Но мы, однако, настоятельно рекомендуем ребятам чаще обращаться к проверенным источникам информации. Это обновленный (заметьте!) сайт Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). На нем есть «Открытый банк заданий ЕГЭ». Выпускник может выбрать в нем любой блок заданий и прорешать. Система автоматически обработает и выдаст результат: сколько было правильных ответов. Не забываем, что все задания реальных вариантов ЕГЭ формируются именно из этого банка!
Важно: ЕГЭ по русскому языку в этом году по сравнению с прошлым не изменился. В первой части ЕГЭ задания № 2, № 5, № 8 — № 12 стали самыми сложными для выпускников 2019 года. Процент их выполнения был не столь высоким, как хотелось бы. Значит, есть повод поработать над этими заданиями лучше.
В задании № 2 нужно подобрать пропущенное слово. Пример:
«Мы видим предметы, потому что они отражают свет, и этот отраженный свет, пройдя через зрачок и хрусталик, попадает на сетчатку; свет, поглощенный предметом, глаз, естественно, увидеть не может: сажа, например, поглощает почти все излучение и кажется нам черной, а снег, <…>, равномерно отражает почти весь падающий на него свет и потому выглядит белым».
Казалось бы, что здесь может быть сложного, ведь сам контекст нам подсказывает слово на месте пропуска. Это верно. Но чтобы беспроблемно решать задание № 2, выпускник должен повторить разряды предлогов, разряды союзов, разряды частиц, разряды местоимений, группы местоименных наречий (поэтому, так, там, тут, здесь, тогда…), группы вводных конструкций (во-первых, во-вторых; таким образом, значит; кроме того…).
Память, память и еще раз память! Выпускнику придется запомнить очень много информации. Одних разрядов местоимений — девять штук. Не говоря уже о предлогах, союзах и частицах.
Кстати, в приведенном примере в задании дана подсказка в виде указания на вводное слово. Ответом могут быть слова «напротив» или «наоборот». Пример взят с популярного ресурса «РЕШУ ЕГЭ».
Задание № 5 — лексическое. Есть у нас в русском языке такое загадочное явление — паронимы! Эдакие и синонимы, и омонимы одновременно. Надеть — одеть, демократичный — демократический и т. д. Очень похожие слова, но с небольшим отличием в приставке или в суффиксе. А значит, тут и разница и в значении, и в употреблении.
Что нужно сделать выпускнику? Тщательно отработать те паронимы, которые представлены на сайте ФИПИ в виде словника. Имейте в виду, что в заданиях ЕГЭ будут использованы не все паронимы русского языка, а только те, которые есть в словнике. Вывод напрашивается сам собой! Можно потренироваться так: берете любое задание № 5 навскидку, там всегда пять предложений, в каждом есть выделенное заглавными буквами слово, постарайтесь к каждому такому выделенному слову подобрать пароним. Перепроверку сделать проще простого — обратиться к словнику ФИПИ.
Задание № 8 объективно сложное по содержанию. Плюс ко всему — ответ на него нужно записать в виде таблицы: установить соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены. Здесь комплексно проверяется владение большинством синтаксических норм современного русского литературного языка. То есть почти весь курс 8-9 классов. Но и награда за правильный ответ высокая — целых пять баллов. Больше такого «богатого» задания в первой части ЕГЭ по русскому языку нет!
Как подготовиться? Начертите себе в виде памятки таблицу: тип синтаксической ошибки, пример с ошибкой, пример с исправленной ошибкой. И в путь — тренируйтесь.
Задания № 9 — № 12 — все про орфографию. В каждом нужно проанализировать целых 15 слов с теми или иными орфограммами. Вариантов ответов может быть от двух до четырех.
В задании № 9 важно не спутать корни с чередованиями с омонимичными корнями. Например, «замирать» — это слово, где есть корень с чередованием. А вот слово «примирять» можно проверить ударением. То же самое: гореть — горевать, застилать — стилистический и т. д. Запомните: не являются проверяемыми и проверочными словами такие пары слов, как патриот — папа, лиловый — лилия, дискуссия — диспут и т. д.
В задании № 10 нужно различать по смыслу такие пары слов как: непреложный (неоспоримый) — неприложимый (неподходящий), пребывать (находиться где-то) — прибывать (приходить), претворить (в жизнь) — притворить (дверь) и т. д.
Задание № 11 — тут сложности прежде всего с глагольными суффиксами. Например, проигрывать, складывать, одолевать, затмевать, продлевать, застревать.
Задание № 12 (на правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий) — требует особой подготовки. Здесь много исключений из правил: приемлемый, незыблемый, неотъемлемый; движимый; мучащий, мучимый; брезжущий. Советуем заранее запомнить причастия, в которых сохраняется суффикс -я от инфинитива:
Источник
Тренировочные задания помогут в подготовке ЕГЭ по русскому языку.
Для каждого задания есть:
- теория;
- практика в виде тестовых заданий;
- алгоритм решения;
- видеоразбор.
Задание 1. Определение главной информации текста
- Теория
- Практика
- Алгоритм решения и видеоразбор
Задание 2. Средства связи предложений в тексте
- Теория
- Практика
- Алгоритм решения и видеоразбор
Задание 3. Определение лексического значения слова
- Теория
- Практика
- Алгоритм решения и видеоразбор
Задание 4. Постановка ударения
- Теория
- Практика
- Алгоритм решения и видеоразбор
Задание 5. Употребление паронимов
- Теория
- Практика
- Алгоритм решения и видеоразбор
Задание 6. Лексические нормы
- Теория
- Практика
- Алгоритм решения
Задание 7. Морфологические нормы (образование форм слова)
- Теория
- Практика
- Алгоритм решения и видеоразбор
Задание 8. Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления
- Теория
- Практика
- Алгоритм решения и видеоразбор
Задание 9. Правописание корней
- Теория
- Практика
- Алгоритм решения и видеоразбор
Задание 10. Правописание приставок
- Теория
- Практика
- Алгоритм решения и видеоразбор
Задание 11. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)
- Теория
- Практика
- Алгоритм решения и видеоразбор
Задание 12. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий
- Теория
- Практика
- Алгоритм решения и видеоразбор
Задание 13. Правописание НЕ и НИ с разными частями речи
- Теория
- Практика
- Алгоритм решения и видеоразбор
Задание 14. Слитное, дефисное, раздельное написание слов
- Теория
- Практика
- Алгоритм решения и видеоразбор
Задание 15. Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи
- Теория
- Практика
- Алгоритм решения и видеоразбор
Задание 16. Знаки препинания в простом осложненном предложении (однородные члены предложения) и в сложносочиненном предложении
- Теория
- Практика
- Алгоритм решения и видеоразбор
Задание 17. Знаки препинания при обособленных определениях и обстоятельствах
- Теория
- Практика
- Алгоритм решения и видеоразбор
Задание 18. Знаки препинания в предложениях с вводными словами
- Теория
- Практика
- Алгоритм решения и видеоразбор
Задание 19. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
- Теория
- Практика
- Алгоритм решения и видеоразбор
Задание 20. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.
- Теория
- Практика
- Алгоритм решения и видеоразбор
Задание 21. Постановка знаков препинания в различных случаях
- Теория
- Практика
- Алгоритм решения
Задание 22. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста
- Теория
- Практика
- Алгоритм решения и видеоразбор
Задание 23. Функционально-смысловые типы речи
- Теория
- Практика
- Алгоритм решения и видеоразбор
Задание 24. Лексическое значение слова
- Теория
- Практика
- Алгоритм решения и видеоразбор
Задание 25. Средства связи предложений в тексте
- Теория
- Практика
- Алгоритм решения и видеоразбор
Задание 26. Языковые средства выразительности
- Теория
- Практика
- Алгоритм решения и видеоразбор
Задание 27. Сочинение
- Как написать сочинение ЕГЭ по русскому языку?
- Критерии оценивания сочинения
- Шаблон к сочинению по русскому языку на ЕГЭ-2020
- Речевые клише для идеального сочинения
- Требования к оформлению сочинения
- Цитаты из 20 произведений для сочинения ЕГЭ
- Сочинение на тему «Письмо другу»
- Список рекомендуемой литературы для аргументации в сочинении по русскому языку
- Решай варианты ЕГЭ по русскому языку.
- Демоверсия ЕГЭ 2020 по русскому языку
- Кодификатор по русскому языку от ФИПИ направит тебя в изучении необходимых тем, которые потребуются для выполнения заданий в русском языке. И какие знания и умения требуются при выполнении заданий.
Источник
Техники от преподавателя 59-ти стобалльников помогут безошибочно и быстро решать задания. Они помогут набрать целых 30 первичных баллов (54 вторичных). Это уникальный материал, о котором мало кто знает. Делимся с тобой, чтобы твоя подготовка к ЕГЭ по русскому стала ещё продуктивнее!
1. Авторская техника проверки логики в сочинении «Полная Ж»
Как писать сочинение рассказали в этой статье: Сочинение ЕГЭ по русскому: полное руководство. Пример идеального сочинения, план, типичные ошибки
Сейчас поделимся хорошим способом проверить логику в своем сочинении. Внимание на схему:
Такой схемы ты точно не видел 🙂
Суть в том, что нужно сопоставить элементы сочинения друг с другом:
- Если в начале мы обозначили тему, то в заключении должны эту тему подытожить
- Есть проблема. Проблема — это вопрос. Авторская позиция – это ответ на вопрос. Они не должны противоречить друг другу.
- Есть своя позиция и есть её обоснование. Обоснование должно доказывать свою позицию. Это логично 🙂
Таким образом, у нас получается 3 диагонали. Получается буква Ж. Она становится полной, если каждый из элементов сопоставлен друг с другом. После такой проверки критерий логичности точно будет на максимум баллов.
Единственное, в этой технике не хватает комментария, но после этой статьи, с комментарием у тебя проблем не возникнет.
2. Техника «Ослик ИА»
Решает задание 9. Правописание корней.
Думаем, ты уже слышал о ней, но повторенье – мать ученья!
Во многих случаях правописание чередующихся корней зависит от суффикса А:
убЕру – забИрАть
Есть есть суффикс А, то в корне пишем И. Только следи за лексическим значением слов!
Ещё техника поможет в 12 задании. Правописание окончаний и суффиксов форм глагола
Буква И относится ко 2 спряжению глагола. Скорее всего, ты это уже знаешь. Если И относится, то и буква А тоже относится ко 2 спряжению (техника ИА). Также ко второму спряжению добавляется гласная, которая радикальным образом отличается от буквы А – буква Я (это нужно запомнить).
Значит, к 1 спряжению относятся оставшиеся буквы Е, У, Ю.
Если ты на экзамене на полях нарисуешь табличку, где укажешь, какие буквы относятся к 1 и 2 спряжению, никаких проблем с этим заданием не будет. Техника ИА поможет точно запомнить эти буквы.
СтроИть (2 спр) – строЯт
ЛелеЯть (не И, поэтому 1 спр) – лелеЮт
3. Секретная техника «Микротемы»
Эта техника поможет безошибочно решить 1 задание.
«Первое задание?? Да я его не читая решаю! Зачем мне это?» – часто говорят ученики. Но, к сожалению, такая стратегия – выбрать в задании просто 2 похожих предложения – работает в 80% случаев. А есть ещё 20%.
Поэтому рассказываем про безошибочную технику!
Во-первых, нужно внимательно читать текст. В каждом предложении выделяем главную мысль – микротему. Можно их записать в бланке, можно запомнить. Пронумеровали микротемы, теперь читаем вырианты ответов.
Над каждым вариантом пишем, какие микротемы в них отражены. Обычно, по 1-2 микротемы на вариант.
Вот как это выглядит:
Задание
Выделили микротемы в каждом варианте ответов
Выделили микротемы в каждом варианте ответов
Если ученик не прочитал текст или невнимательно читал, он поставит в ответ 34. И это будет неверно! Что важнее: первая микротема или третья?
Определенно, третья важнее. Первое предложение – это всего лишь вступительное предложение. Поэтому правильный ответ – 25.
4. Секретная техника «ТОНОТАК»
Решает Задание 20
В этом задании часто рядом встречаются два подчинительных союза. Нужно понять, ставится между ними запятая или нет.
Посмотрим пример:
Во-первых, запятая ставится на стыке между придаточной и главной частью
Во-вторых, если есть ТО, НО, ТАК – запятую не ставим!
Вот и всё правило)
5. Секретная техника «ИЗ, ДО, С»
Относится к теме: Правописание суффиксов наречий
Это одно из любимых правил наших учеников, потому что они придумали ассоциацию, которая очень ярко запоминается 😉 Кто понял, тот понял.
В чем суть правила:
Запоминаем, что приставки ИЗ-, ДО-, С- сочетаются с суффиксами -А, -Я.
Дальше становится проще запомнить, что ПО- сочетается с У-. Оставшиеся приставки В-, НА-, ЗА- сочетаются с -О, -Е.
6. Техника «21+»
Помогает безошибочно решить 21 задание, как ты уже догадываешься 😉
Во-первых, нужно посмотреть, сколько предложений в тексте и проставить нумерацию на черновике.
Дальше будем к каждому предложению подписывать его тип. Получится вот так:
Посмотри внимательнее на полученный результат.
Распространенная ошибка – выбрать абсолютно одинаковые предложения. Это 1 и 6.
Но это неверно! 4 предложение также бессоюзное, оно должно быть указано в ответе!
Также есть второй вариант ответа, если выбрать СПП – это предложения 136.
И тот, и другой вариант будут засчитаны.
Самая секретная техника
Главное сейчас — заниматься МНОГО и СИСТЕМНО. Отработать самые сложные темы экзамена, разобраться с оцениванием и повторить абсолютно весь нужный материал перед ним. Повторить весь нужный материал перед экзаменом поможет курс «Предбанник», где мы будем заниматься по 4-5 часов ежедневно с перерывами, повторять ещё раз все темы и задания, акцентировать внимание на частых ошибках и много практиковаться. Узнать подробнее можно здесь (нажмите, чтобы перейти). Ведь на ЕГЭ везет тому, кто сам везет 🙂
Готовься, пока все отдыхают.
А мы делимся знаниями, которые сами по себе позволяют подготовиться на хорошие баллы и компенсируют репетиторов.
В 2019 году ученики онлайн-школы Умскул набрали на 27,5 баллов больше, чем усредненный балл по России. Проводим бесплатные вебинары каждую неделю. Чтобы получить доступ к материалам, подпишитесь на бесплатную рассылку ОГЭ или ЕГЭ. Присоединяйтесь к нашему блогу и готовьтесь с лучшими!
Также читай статьи:
Источник