Полезные привычки 1 класс внеурочка планирование
Пояснительная записка
Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением общего среднего образования.
Данная рабочая программа составлена на основе курса занятий для младших школьников с 1 по 4 класс под редакцией ОбуховойЛ.А., Лемяскиной Н.А., Жиренко О..Е.
Курс «Полезные привычки» направлен на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре через сотрудничество семьи и школы.
Программа рассчитана на один год обучения, на параллели первых классов.
Программа является модульной и состоит из 18 модулей, общим объёмом 33 часа, (один раз в неделю по 35 минут), из них теоретических часов 12 и практических 21ч., рассчитана на 1 уровень результатов внеучебной деятельности.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 7-8 лет.
Цель занятий: формирование культуры здоровья и потребности у детей в здоровом образе жизни.
Программа ставит следующие задачи:
- сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
- научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
- добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Программа строится на принципах:
- Научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
- Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
- Системности; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.
При этом необходимо выделить практическую направленность курса
Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.
Обеспечение мотивации
Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.
Занятия носят научно-образовательный характер.
Основные виды деятельности учащихся:
- навыки дискуссионного общения;
- психогимнастика;
- игра.
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:
-создание комфортной доброжелательной атмосферы на занятиях;
-применение индивидуальных, групповых форм обучения;
— формирование знаний учащихся на разных психологических уровнях.
Описание ценностных ориентиров
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира — частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности — любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма — одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества — осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Предполагаемые результаты работы:
К концу 1-го класса у учащихся должны быть сформированы следующие представления:
знать части своего тела и их функции;
что человек узнаёт мир с помощью органов чувств,
гигиенические требования к организации сна;
культуру питания;
правила гигиены полости рта;
сформировать полезные привычки;
Учащиеся должны уметь:
использовать в своей речи вежливые слова;
соблюдать правила поведения в школе;
знать коллективные игры и уметь организовывать их;
слушать и слышать;
принимать участие в организации подвижных игр;
выполнять под контролем учителя гимнастику для глаз;
выполнять правила поведения за столом во время еды;
обладать навыками самоконтроля.
Учебно-тематический план программы « Полезные привычки»
№ п/п | Наименование разделов, блоков, тем. | Дата | Всего часов | Количество часов учебных занятий |
план | факт | теория | практика | |
1 | Дружи с водой | 2 | 1 | 1 |
2 | Забота о глазах | 1 | 1 | — |
3 | Уход за ушами | 1 | 1 | — |
4 | Уход за зубами | 3 | 1 | 2- |
5 | Уход за руками и ногами | 1 | 1 | — |
6 | Забота о коже | 3 | 1 | 2 |
7 | Как следует питаться | 2 | 1 | 1 |
8 | Как сделать сон полезным | 1 | 1 | — |
9 | Настроение в школе | 1 | — | 1 |
10 | Настроение после школы | 1 | — | 1 |
11 | Поведение в школе | 2 | — | 2 |
12 | Вредные привычки | 2 | 1 | 1 |
13 | Мышцы, кости и суставы | 2 | 1 | 1 |
14 | Как закалятся. Обливание и обтирание. | 1 | 1 | 1 |
15 | Как правильно вести себя на воде | 1 | 1 | — |
16 | Игры и упражнения на воде | 4 | — | 4 |
17 | Народные игры | 1 | — | 1 |
18 | Подвижные игры | 4 | — | 4 |
Итого | 33 | 12 | 21 |
Содержание программы
Дружи с водой.(2ч)
Вода в жизни людей. Свойства воды.
Забота о глазах.(1ч)
Глаза, их значение познании окружающего мира. Чтобы глаза не уставали. Как сохранить зрение.
Уход за ушами(1ч)
Уши, их значение в познании окружающего мира. Необходимость сохранения слуха. Как сохранить слух.
Уход за зубами(3ч)
Правила ухода за зубами: правила чистки зубов, массаж десен, недопустимость механических повреждений зубов
Уход за руками и ногами. (1ч)
Из чего состоит человек. Нагрузки, которые могут выдержать руки и ноги. Правила ухода за руками и ногами.
Забота о коже. (3ч)
Правила личной гигиены. Закаливание как средство укрепления здоровья.
Как следует питаться. (2ч)
Зачем человек ест. Полезная и вредная пища.
Как сделать сон полезным (1ч)
Сон как важнейший вид отдыха. Гигиена сна.
Настроение в школе. (1ч)
Навыки доброжелательного общения со сверстниками. Игровое взаимодействие. Эмпатия и эмоциональная чувствительность.
Настроение после школы. (2ч)
Эмоциональные состояния. Как улыбка помогла победить плохое настроение.
Поведение в школе. (2ч)
Зачем учиться общению. Учусь находить новых друзей и интересные занятия. Рядом с нами всегда интересные люди.
Вредные привычки. (2ч)
Правда об алкоголе, табакокурении. Умей сказать «НЕТ!»
Мышцы, кости и суставы. (2ч)
Осанка, и ее значение. Сохранение и укрепление осанки.
Как закаляться. Обтирание и обливание. (1ч)
Закаливание организма как средство укрепления здоровья. Некоторые правила закаливания.
Как правильно вести себя на воде(1ч)
Правила поведения на воде. Причины травм.
Игры и упражнения на воде. (4ч)
Правила поведения на воде. Причины травм.
Народные игры (1ч)
Многообразие игр. Игра: «Городки»
Подвижные игры. (4ч)
Игры на свежем воздухе, в помещении. Основные правила.
Резерв
Материально- техническое обеспечение образовательного процесса
Занятия проводятся в учебном кабинете, который знаком детям и располагает детей к более доброжелательной обстановке.
Оборудование: плакаты по окружающему миру 1-4 класс, муляжи уха, глаза, скелет(из кабинета биологии)
Календарно- тематический план
№ | Тема | Основ ное содержание занятия | Кол-во часов | Формы и методы работы | Вид деятельности | Виды контроля | Примечание |
1. | Дружи с водой(2ч) Советы доктора Воды | Состояния воды, вода в жизни человека, бережное отношение к воде | 1 | групповая | Тренинг общения | ||
2. | Друзья Вода и Мыло | Микробы. Мыло и вода-наши друзья. | 1 | Групповые индивидуальные | Дидактические игры, чтение по ролям | ||
3. | Забота о глазах(1ч) Глаза – главные помощники человека | Строение глаза. Правила бережного отношения | 1 | Групповая | Игра «Полезно-вредно», практикум | ||
4. | Уход за ушами(1ч) Чтобы уши слышали | Строение уха. Учимся самомассажу | 1 | Групповая, | практикум | ||
5. | Уход за зубами (3ч) Почему болят зубы | Строение зуба. Полезные и вредные продукты. | 1 | коллективная | Круглый стол | ||
6. | Чтобы зубы были здоровыми. Экскурсия в «Стоматологическую поликлинику» | Осмотр детей стоматологом. | 1 | колективная | экскурсия | ||
7. | Как сохранить улыбку красивой | Как правильно чистить зубы. | 1 | коллективная | практикум | Конкурс рисунков «Здоровая улыбка» | |
8. | Уход за руками и ногами(1ч) «Рабочие инструменты» человека | Уход за руками, массаж стопы | 1 | групповая | Инсценирование, практикум | ||
9. | Забота о коже(3ч) Зачем человеку нужна кожа | Строение кожи. Правила ухода за кожей | 1 | коллективная | Беседа | ||
10. | Надёжная защита организма | Значение и гигиена кожи | 1 | идивидуальная | практикум | Составление паспорта здоровья | |
11. | Если кожа повреждена | Травмы. Первая помощь. | 1 | Коллективная, парная | Практикум под руководств.ом мед.ика | ||
12. | Как следует питаться(2ч) Питание – необходимое условие для жизни человека | Органы пищеварения Пословицы о продуктах питания | 1 | коллективная | Игра- путешествие | ||
13. | Здоровая пища для всей семьи | Витамины. Овощи-кладовая здоровья. | 1 | групповая | Изготовление коллажа | Защита коллажа «Здоровая пища» | |
14. | Как сделать сон полезным(1ч) Сон лучшее лекарство | Зачем нужно спать? Правила здорового сна. | 1 | коллективная | Круглый стол | Составление памятки: «Здоровый сон» | |
15. | Настроение в школе(1ч) Как настроение? | Азбука волшебных слов | 1 | Индивидуальная, коллективная | Психогимнастика | ||
16. | Настроение после школы(1ч) Я пришёл из школы | Правила поведения во внеурочное время | 1 | Индивидуальная, коллективная | Беседа, психогимнастика | ||
17. | Поведение в школе(2ч) Я ученик. | Дружба. Как дружить? | 1 | Коллективная, индивидуальная | Беседа, психогимнастика | ||
18. | Я ученик. | Поведение на уроке и перемене | 1 | групповая | Исследовательская работа:» Поведение ученика в школе» | Отчёт по исследовательской работе | |
19. | Вредные привычки(2ч) Вредные привычки | Какие Бывают вредные привычки. | 1 | Работа в парах | тренинг | ||
20. | Вредные привычки | Скажи нет- вредным привычкам! | 1 | коллективная | тренинг | ||
21. | Мышцы, кости и суставы(2ч) Скелет – наша опора | Скелет – опора человека. Мышцы для движения. | 1 | коллективная | практикум | ||
22. | Осанка – стройная фигура | Правильная осанка. Нарушения осанки. | 1 | коллективная | Составление памятки: «Что нужно делать для поддержания правильной осанки» | ||
23. | Как закаляться. Обливание и обтирание(1ч) Если хочешь быть здоров | Водные процедуры. | 1 | коллективная | практикум | ||
24. | Как правильно вести себя на воде(1ч) Правила безопасности на воде. Экскурсия бассейна «Алые паруса» | Правила поведения на воде | 1 | коллективная | практикум | ||
25. | Игры и упражнения на воде(4ч) Обучение плаванию. Бассейн «Алые паруса» | Учимся держаться на воде, Поплавок, медуза, торпеда | 1 | Индивидуальная, работа в парах | практикум | ||
26. | Обучение плаванию. Бассейн «Алые паруса» | Учимся держаться на воде, Поплавок, медуза, торпеда | 1 | Индивидуальная, работа в парах | практикум | ||
27. | Обучение плаванию. Бассейн «Алые паруса» | Учимся держаться на воде, Поплавок, медуза, торпеда | 1 | Индивидуальная, работа в парах | практикум | ||
28. | Обучение плаванию. Бассейн «Алые паруса» | Плавание кролем | 1 | Индивидуальная, работа в парах | практикум | Мини-соревнования: «Я могу!» | |
29. | Народные игры(1ч) Русская игра «Городки». Посещение школьного стадиона | Старинная русская игра. Правила. Основные фигуры. | 1 | групповая | практикум | ||
30. | Подвижные игры(4ч) Подвижные игры (на улице) | Гуси-лебеди. Лапта. Правила | 1 | коллективная | практикум | ||
31. | Подвижные игры (на улице) | Совушки. Горелки. Правила | 1 | коллективная | практикум | ||
32-33 | Подвижные игры (на улице) | Семь палочек и др. Правила | 2 | коллективная | практикум | «Весёлые старты» |
Литература:
Основная:
Обухова Л.А.,.Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы// Москва, ВАКО, 2008г
Дополнительная:
Абдрахимова А. Мы здоровьем дорожим – соблюдаем свой режим // Прил. к газ. Перв. Сент., Нач. шк., №20, 2003.
Беринич И., Голубева Т. Жизнь в гармонии с природой и собой // Здоровье детей, №8 / 2006.
Верхлина Г., Верхлин В., Работа над осанкой // Здоровье детей, №8 / 2006.
Верхлина Г., Верхлин В. Работа над осанкой // Здоровье детей, №9 / 2006.
Зайцев Г. К., Зайцев А. Г. Твое здоровье: укрепление организма.- СПб., 1998.
Иванушкина Л. Авторская программа Культура здоровья // Здоровье детей, №1 / 2006.
Кокаева И. Ю. Растить ученика здоровым // Нач. шк., №7, 2003.
Коростелев Н. Б. Воспитание здорового школьника: Пособие для учителя / Под ред. В. Н. Кардашенко. – М.: Просвещение, 1986.
Мельничук В.М. Я и моё здоровье// Методическое пособие для учителей начальных классов по валеологии,1,2,3класс, Новосибирск , Издательство Новосибирского университета, 2000г
Новолодская Е. Г. Уроки здоровья // Нач. шк., №5, 2001.
Обухова Л.А.,.Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы// Москва, ВАКО, 2008г
Щелчкова Л. А. Наша программа здоровья // Нач. шк., №10, 200
Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде курения, алкоголя. М. П., 1986
Источник
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
Е.П. Новикова
«____»________ 2012 г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по ВР
Н.В.Сидякова
«____»________ 2012 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы №15
С.Н.Столярова
Приказ № ___
от «____»________ 2012 г.
«Полезные привычки»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО СОЦИАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
для учащихся 1-2 классов
Составитель:
Педагог-психолог высшей категории
Тураханова Тамара Степановна
г. Нижний Новгород
2012
Содержание
стр. | ||
Пояснительная записка к программе курса «Полезные привычки» | 3 | |
Учебно – тематический план дополнительной образовательной программы «Полезные привычки» 1 класс | 5 | |
Содержание программы 1 класс | 7 | |
Учебно – тематический план дополнительной образовательной программы «Полезные привычки» 2 класс | 9 | |
Содержание программы 2 класс | 11 | |
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы | 13 | |
Учебно-методическая литература | 14 |
Пояснительная записка
к программе курса «Полезные привычки»
Данная программа «Полезные привычки» направлена на формирование навыков здорового образа жизни и первичную профилактику курения а так же употребления алкоголя среди младших школьников.
В её основу положена концепция профилактики зависимости Бандуры и теории отклоняющегося поведения Джессора. Это теории, описывающие взаимодействие познавательных и эмоциональных, социальных и личностных факторов употребления психоактивных веществ. Программа основывается на принципах превентивного (профилактического) обучения, которое включает в себя:
Сочетание знаний и навыков ответственного поведения в отношении здоровья с формированием здоровых установок и привычек;
Формирование положительного «образа Я» ребенка;
Навыков принятия ответственных решений и эффективного общения;
Навыков сопротивления давлению средств массовой информации и сверстников
Принципы неспецифической профилактики, направлены на формирование у младших школьников таких духовно-нравственных ориентиров, которые, реализуясь в поведении участников программы, сводили бы риск приобщения к курению и алкоголю , а следовательно, возникновению наркотических и алкогольных зависимостей к минимуму.
Актуальность данной программы состоит в том, что проблема распространения наркотической и алкогольной зависимостей среди подростков и молодежи в современной России не только остается чрезвычайно актуальной – с каждым годом она все более обостряется. Возрастной порог первой пробы наркотиков и алкоголя резко снижается. Уже нередки случаи, когда свою первую сигарету и алкоголь дети начинают употреблять в начальной школе. Сегодня общество переходит от декларативного признания необходимости профилактики зависимости от ПАВ к активным действиям.
Вид программы.
Модифицированная
Цель программы. Овладение учащимися начальной школы объективными, соответствующими возрасту знаниями, а так же формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ посредством формирования системы духовно-нравственных ориентиров и навыков здорового образа жизни.
Задачи программы.
Научить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к своему поведению;
Научить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения;
Развивать навыки социального общения и здорового образа жизни.
Формировать духовно-нравственные ценности
Помочь школе и родителям в предупреждении приобщения учащихся начальной школы к табаку и алкоголю
Отличительные особенности данной программы в том, что она способствует актуализации в детях доброго начала, формированию способности сопротивляться злу, развитию духовно-нравственного потенциала. Программа рассчитана на учащихся начальной школы , что является новым аспектом профилактической работы, т.к. традиционно работа велась среди подростков, которые уже курили , а так же на их родителей ( цикл лекций по профилактике зависимости ПАВ).
Возраст детей, участвующих в реализации программы:
Учащиеся 1 — 2 классов (7-10 лет). Состав группы постоянный, набор свободный, 15-25 человек.
Сроки реализации.
Программа рассчитана на два года.
Режим занятий.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 мин, 34 часа в год.
Каждое занятие включает в себя несколько обязательных этапов:
Начало работы — разминка;
Работа по теме;
Обобщение результатов;
Домашнее задание.
Основным методом работы является работа в малых группах, в ходе которой создаются условия для личностного преобразования участников в контексте происходящих с ними нравственных изменений. В программе используются игры-энергизаторы, беседы, дискуссии, мини- рассказы, работа по алгоритму формирования навыка, психогимнастические упражнения.
Формы работы:
Информирование (расширение кругозора по вопросам, связанным с табакокурением и опасными для здоровья привычками) ;
Игры — энергизаторы
Ролевое проигрывание ( моделирование);
Групповое обсуждение;
Работа по алгоритму формирования навыка.
Ожидаемые результаты.
Формирование системы нравственных ценностей, которые способствуют уменьшению риска приобщения к табаку и алкоголю.
Развитие навыков ответственного поведения в отношении здоровья
Снижение вероятности приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ среди учащихся;
Формирование первичных навыков здорового образа жизни.
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Форма оценки эффективности программы: Используется два вида оценки эффективности:
Оценка изменений в знаниях, установках и поведении учеников в результате проведенного обучения;
Оценка процесса внедрения профилактической программы;
Инструменты оценки эффективности программы:
Беседа;
Наблюдение;
Анкетирование.
Проводится как на индивидуальном уровне (обучающийся), так и на групповом (класс)
Написание коротких писем.( на заключительных занятиях)
Тестирование.( в начале и в конце курса).
Ответы на вопросы в конце занятия.
Учебно – тематический план
дополнительной образовательной программы «Полезные привычки»
1класс
Тема
Общее количество часов
В том числе
Теоретические
Практические
I. Я — неповторимый человек
4
1
3
II. Культура моей страны
7
—
7
III. Чувства
5
—
5
IV. Множество решений
11
—
11
V. Здоровье
7
—
7
Итого
34
1
33
Календарно-тематическое планирование
дополнительной образовательной программы «Полезные привычки»
1 класс
№ П/П
Тема занятия
Кол-во
часов
Вводное занятие. Пре-тест
1
Я- неповторимый человек
1
Способы общения
1
Знакомство с пушистиками
1
Чувства.
1
Какие эмоции мы переживаем
1
О чем говорят чувства
1
Как правильно выражать свои эмоции
1
Правила хорошей дружбы
1
Правила безопасного поведения
1
Традиции здорового образа жизни
1
Культура моей страны. Праздники (осень- зима)
1
Праздник Новый год и Рождество
1
Поступки человека и его отношения с людьми
1
Мир вокруг нас
1
Что такое здоровый образ жизни
1
Полезные и вредные продукты
1
Как можно укрепить свое здоровье
1
Мой режим дня
1
Нужные и ненужные тебе лекарства
1
Вредные привычки
1
Полезные привычки
1
Как сказать «нет»
1
Что такое реклама
1
Моя любимая книга
1
Культура моей страны. Праздники.(весна-лето)
1
Я- спортивный человек
1
Мой друг компьютер
1
Полезные и вредные игры
1
Как выбрать игру?
Моя любимая телепередача.
1
Папа, мама, я- дружная семья.
1
Готовим праздник для друзей. « Я выбираю здоровье»
1
Итоговое занятие
1
Содержание программы.1класс (34 занятия)
Тема 1. Я — неповторимый человек (4 ч.)
Установка: уникальность — это ценность
Я — неповторимый человек. Способы общения. Что такое общение. Способы общения между людьми.
Цель: показать уникальность каждого ученика
Задачи:
1. сравнить признаки людей, находя сходства и различия
2. объяснить что такое «уникальность»
Понятия: Уникальность, ценность, заботливое отношение к себе и другим, как к ценности.
Тема 2. Культура моей страны (7 ч.)
Установка: употребление табака и алкоголя — это нездоровый образ жизни
Культура моей страны. Праздники. Моя любимая книга
Цель: показать уникальность культуры и древние корни здорового образа жизни
Задачи:
1. напомнить о богатстве родной культуры;
2. показать связь культуры семьи с культурой народа;
Понятия: культура, традиция, здоровье.
Тема 3. Чувства (5 ч.)
Установка: эмоции и чувства можно регулировать
Чувства. О чем говорят чувства. Эмоции человека. Какие эмоции мы переживаем. Как можно выражать эмоции
Цель: дать представление о различных чувствах людей и возможности управления ими, показать способы предупреждения и преодоления отрицательных чувств
Задачи:
1.привлечь внимание к факту многообразия чувств
2. объяснить, что неприятных чувств можно избежать
3. показать связь чувств с желаниями, ожиданиями, последствиями поступков
4. объяснить, что для преодоления неприятных чувств есть специальные приемы
Понятия: чувства, эмоции, желания, ожидания, поступки, правила
Тема 4. Множество решений (11 ч.)
Установка: решения следует принимать осознанно
Принятие решений. Поступки человека и его отношения с людьми. Мир вокруг нас. Вредные и полезные привычки
Цель: показать многообразие принимаемых людьми решений
Задачи:
1. показать связь поступков и решений
2. объяснить шаги принятия решений
Понятия: импульсивный поступок, решение, альтернативы решений, последствия действий
Тема 5. Здоровье (7 ч.)
Установка: здоровье зависит от ответственного поведения
Значение здоровья для жизни человека. Связь успешности обучения, труда со здоровьем. Активность. Бодрость. Утренняя гимнастика. Сопротивляемость организма заболеваниям. Ответственное поведение в отношении здоровья
Цель: способствовать формированию у детей отношения к здоровью как к ценности
Задачи:
1. показать факторы влияющие на здоровье
2. дать представление о признаках здорового человека
3. объяснить понятие ответственного поведения в отношении здоровья
Понятия: здоровье, ответственное поведение
К концу 1 класса учащиеся должны знать:
— что такое уникальность человека;
— что такое здоровье;
— разнообразие чувств человека;
— важность здоровья для нормального функционирования организма человека;
— виды лекарств и их действия на организм;
— влияние здоровья на успешность учебно-воспитательного процесса;
— что такое здоровый образ жизни;
— значение режима дня, его важность и необходимость;
— способы самообслуживания и самоконтроля;
— способы активного отдыха;
— комплексы расслабляющих упражнений.
-кто такие “пассивные курильщики”
К концу 1 класса учащиеся должны уметь:
— беречь своё здоровье;
— составлять алгоритм принятия решения;
— аргументировать принятое решение;
— вести здоровый образ жизни;
— составлять и придерживаться режима дня;
— правильно организовывать свой досуг;
— содержать в порядке свои вещи, рабочее место, комнату;
— играть в полезные игры;
— использовать упражнения для снятия усталости глаз, шеи, позвоночника.
Учебно – тематический план
дополнительной образовательной программы «Полезные привычки»
2 класс
Тема
Общее количество часов
В том числе
Теоретические
Практические
I. Вкусы и увлечения
6
1
5
II. Интересные занятия
5
—
5
III. Учусь понимать людей
7
—
7
IV. Опасные и безопасные ситуации
7
—
7
V. Учусь принимать решения
9
—
9
Итого
34
1
33
Календарно-тематическое планирование
дополнительной образовательной программы «Полезные привычки»
2 класс
№ П/П
Тема занятия
Кол-во
часов
Вводное занятие
1
Счастье
1
Я и моя жизнь
1
Мир чувств
1
Общение и дружба
1
Ты не один
1
Мужчина и женщина
1
Любовь
1
Семья
1
Род, культура
1
Здоровье
1
Толерантность. Жизнь с болезнью
1
Зависимость от психоактивных веществ
1
Преодоление проблем
1
Кризис и выход
1
Добро и зло
1
Ценности
1
Цели и смысл
1
Свобода
1
Выбор
1
Формирование навыков общения и эмпатии
1
Понятие группового давления, принятие собственного решения
1
Умение противостоять групповому давлению
1
Навыки выражения и отстаивания собственного мнения
1
Формирование навыков заботы о себе и защиты своего Я
1
Умение говорить нет
1
Самооценка и отношение к другому
1
Принятие себя и другого как личности
1
Эмоции. Эмоциональные состояния и способы эмоционального удовлетворения
1
Выражение негативных эмоций
Понятие стресса и проблеморазрешающее поведение
1
Трудные жизненные ситуации
1
Представление о жизненных идеалах
1
Заключительное занятие
1
Содержание программы.2 класс (34 занятия)
Тема 1. Вкусы и увлечения (6 ч.)
Установка: полезные увлечения укрепляют здоровье
Мир чувств. Счастье. Любовь. Толерантность.
Цель: показать разнообразие вкусов и увлечений
Задачи:
1. дать возможность рассказать о собственных увлечениях и вкусах
2. перечислить здоровые увлечения
Понятия: вкусы, увлечения, последствия увлечений
Тема 2. Интересные занятия (5 ч.)
Установка: следует выбирать друзей со здоровыми увлечениями
Я и моя жизнь. Семья, род, культура.
Цель: показать, что у одноклассников можно многому научиться
Задачи:
1.дать возможность узнать что-то новое об одноклассниках
2. помочь найти друзей по интересам
Понятия: интересы, увлечения
Тема 3. Учусь понимать людей (7 ч.)
Установка: следует быть внимательным к людям
Общение и дружба. Ты не один. Формирование навыков общения. Самооценка и отношение к другому. Принятие себя.
Цель: познакомить с вербальными и выразительными движениями как невербальными средствами общения. Показать, что эффективное общение предполагает совпадение вербальных и невербальных компонентов общения
Задачи:
1. привлечь внимание к совпадению/несовпадению вербальны и невербальных компонетов сообщения
2. показать важность совпадения вербальных и невербальных компонентов общения для понимания сообщения Понятия: компоненты общения, понимать человека
Тема 4. Опасные и безопасные ситуации (7 ч.)
Установка: следует соблюдать осторожность в опасных ситуациях
Здоровье. Зависимость от психоактивных веществ. Умение противостоять групповому давлению.
Цель: обсудить опасные и безопасные ситуации
Задачи:
1.обсудить безопасные ситуации
2. обсудить опасные ситуации
Понятия: опасная и безопасная ситуация, принятие решения в опасной ситуации
Тема 5. Учусь принимать решения (9 ч.)
Установка: принимать решения в опасной ситуации необходимо рационально
Преодоление проблем. Кризис и выход из него. Цели и смысл. Свобода. Выбор.
Цель: способствовать рациональному принятию решений
Задачи:
1. обсудить разные варианты решения проблемных ситуаций и их последствий
2. обсудить опасные для здоровья ситуации
3. обсудить опасные ситуации, связанные с табаком
Понятия: альтернативные решения, последствия поступков для здоровья
К концу 2 класса учащиеся должны зна