Полезные привычки 2 класс рабочая тетрадь

Программа « Полезные привычки»

авторы: Т.Б. Гречаная, Л.Ю. Иванова и Л.С. Колесова под  редакцией О.Л. Романовой.

Пояснительная записка

Целью «Полезных привычек» является овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.

Задачи:  Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе; способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем.

  • Учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.
  • Учить детей эффективно общаться.

•          Учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.

•        Помочь школе и родителям в предупреждении приобщения учащихся начальной школы к табаку и алкоголю.

                 Главные принципы программы

  • Двумя неразрывными элементами школьного образования в области охраны здоровья являются обучение и воспитание. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением. Воспитание детей в области охраны здоровья   — это формирование навыков ответственного поведения и формирование здоровых  установок или развитие личностной и социальной компетентности.
  • «Полезные привычки» создавались в помощь учителям начальной школы. Превентивное обучение особенно важно для детей младшего школьного возраста. Так как  профилактика намного эффективнее среди тех, кто еще не употребляет психоактивные вещества.
  • «Полезные привычки» содержат материалы для детей, учителей и родителей одновременно, так как желательно, чтобы в школе и дома детям говорили о табаке и алкоголе одно и то же. Единообразие информации предупреждает возможность возникновения конфликта ценностей у детей. ( сразу надо отметить, что целью программы не является перевоспитание родителей, в сферу профессиональных интересов и компетенции учителя не входит вторжение в частную жизнь семей. Мы стараемся говорить о том, как должно быть, а не обсуждать то , что в действительности происходит в семьях)
  • «Полезные привычки» являются современной программой превентивного обучения, включающей элементы традиционных подходов (информационный, эмоциональный) и психосоциальных подходов (навыки сопротивления давлению, развитие личностной и социальной компетентности).
  • профилактическая программа, реализуемая в ОУ, ориентирована на особенности организации учебного процесса;
  • занятия не должны напоминать школьные уроки, поэтому из них  исключают задания, характерные для традиционных уроков, длительные монологические поучающие высказывания ведущего;
  •  возможны формы реализации содержания программ посредством воспитательных мероприятий: на классных часах, через систему дополнительного образования, кружковую деятельность.
  • работать по профилактической программе может специалист, имеющий свидетельство (удостоверение, сертификат) или прошедший специальное обучение по работе с данной категорией программ.

                Содержание уроков в «Полезных привычках» развивается по спирали.
Параллельно с ростом, развитием, увеличением объема школьных знаний ребенка одни и те же темы расширяются и усложняются, а установки и поведенческие навыки усиливаются и шлифуются.

Программа состоит из 33 уроков в год

Программа обеспечена УМК, включающим:

Рабочие тетради для детей

Тетради для родителей

Методические пособия для учителей (сборник программ, методические рекомендации по проведению уроков,  оценка эффективности, диагностический инструментарий, теоретический материал по проблеме употребления ПАВ)

                  Методология превентивного обучения отличается от традиционной  

необходимостью использования методов обучения в группе.

Обучение в группе означает, что дети учатся: (1) обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение; (2) говорить и слушать; (3) принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы. Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для эффективного превентивного обучения, формирует установки здорового образа жизни.

Кооперативное обучение — это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу [9]. Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить.

Для успеха любого обучения очень важна психологическая атмосфера. Ее создают: (1) следование правилам поведения, принципам и планам уроков; (2) отсутствие оценочного отношения друг к другу; (3) использование методов обучения в группе.

Правила. Для достижения положительной психологической атмосферы на уроках по превентивному обучению вводятся правила поведения. Правил, как минимум, четыре: (1) внимательно слушай говорящего; (2) не критикуй одноклассника, что бы он ни сказал; (3) если не хочешь говорить, то можешь промолчать; (4) относись к другим так, как ты хочешь, чтобы другие относились к тебе.

Особенностью превентивного обучения является использование интерактивных методов обучения:

Мозговой штурм

Групповая дискуссия

Ролевое моделирование

Упражнения – энергизаторы

Оценка эффективности

Особенностью программы является обязательная оценка эффективности превентивного обучения. Она позволяет

  • определить, на сколько выполнены поставленные цели и задачи,
  • помогает учителю оглянуться назад и осмыслить свои достижения,
  • проанализировать слабые и сильные стороны выполненной работы,
  • осознать, как его работа повлияла на детей и проблемы школы,
  • позволяет в будущем использовать имеющиеся ресурсы более эффективно.

Виды оценки эффективности. Это:

1. Оценка изменений в знаниях, установках и поведении учеников в результате проведенного обучения призвана ответить на вопрос: «Изменилась ли группа детей в результате выполнения поставленных профилактической программой задач?» Ее методы — измерение, а затем сравнение одних и тех же показателей (знаний, установок, поведения детей) до начала и после завершения превентивного обучения.

Читайте также:  Фото полезных ископаемых в забайкальском крае

2.Оценка процесса внедрения профилактической программы (служит для отслеживания качества ее внедрения. отвечает на вопрос: «Осуществлялись ли все необходимые профилактические мероприятия так, как это написано в программе?»

3. Оценка влияния превентивного обучения на коллектив школы отвечает на вопрос:

«Какое влияние оказала проведенная профилактическая программа на систему школьного обучения, в которую была включена?»

Инструментами  оценка эффективности служат

  • Беседа
  • Наблюдение
  • Интервью
  • Фокусная группа
  • Вопросники

        Результаты работы

Диагностический инструментарий, включающий различные вопросники, тесты, диагностики, позволяющие отследить

  • Формирование навыка преодоления стресса, управления эмоциями,
  • Адекватное восприятие общечеловеческих ценностей,
  • Социальный статус и уровень сплоченности коллектива,
  • Уровень социально-психологической адаптации ребенка к школе,
  • Формирование адекватной самооценки,
  • Уровень информированности о проблеме употребления ПАВ,
  • Установки ребенка по отношению к употреблению ПАВ

       Тематическое планирование по программе «Полезные привычки»         2 класс   ( 34 ч)                          

     Дата  

 №

                    Тема урока

Планируемые результаты

1

Вводный урок «Что такое полезные привычки?»

исследование уровня информированности о проблеме употребления ПАВ

2

Опрос учащихся. Пре-тест

исследовать уровень информированности о проблеме употребления ПАВ

3- 4

Тренинги, упражнения-энергизаторы

Навыки кооперативного обучения, навыки общения, управления эмоциями и стрессом

5-6

Вкусы и увлечения

показать разнообразие вкусов и увлечений

7

Тренинг » Вкусы и увлечения «

показать разнообразие вкусов и увлечений

8-9

Учусь находить новых друзей и интересные занятия

показать, что у одноклассников можно многому научиться

10

Тренинг «Учусь находить новых друзей и интересные занятия»

Навыки кооперативного обучения, навыки общения, управления эмоциями и стрессом

11-12

О чем говорят выразительные движения

познакомить с выразительными движениями как невербальными средствами общения

13

Тренинг » О чем говорят выразительные движения»

способы невербального общения

14

Тренинги, упражнения-энергизаторы

Навыки кооперативного обучения, навыки общения, управления эмоциями и стрессом

15-16

Учусь понимать людей

показать, что эффективное общение предполагает совпадение вербальных и невербальных компонентов общения

17

Тренинг «Учусь понимать людей»

способы эффективного общения

18-19

Опасные и безопасные ситуации

обсудить опасные и безопасные ситуации

20

Тренинги, упражнения-энергизаторы

Навыки кооперативного обучения, навыки общения, управления эмоциями и стрессом

21-22

Учусь принимать решения в опасных ситуациях

способствовать рациональному принятию решений

23

Тренинги, упражнения-энергизаторы

Навыки кооперативного обучения, навыки общения, управления эмоциями и стрессом

24-25

Реклама табака и алкоголя

познакомить с рекламными приемами

26

Тренинги, упражнения-энергизаторы

Навыки кооперативного обучения, навыки общения, управления эмоциями и стрессом

27-28

Правда об алкоголе

рассказать о действии алкоголя на организм

29

Тренинги, упражнения-энергизаторы

Навыки кооперативного обучения, навыки общения, управления эмоциями и стрессом

30

Опрос учащихся. Пост-тест

исследовать уровень информированности о проблеме употребления ПАВ

31

Диагностирование учащихся.

исследование эмоционального возбуждения

32

Диагностирование учащихся.

исследование ценностных ориентаций

33

Диагностирование учащихся.

исследование уровня самооценки

34

Итоговое занятие. Игра » Пойми меня»

обобщение, подведение итогов

Тематическое  планирование по программе «Полезные привычки»

2 класс (17 ч.)

Дата

Тема

Цели и задачи. Планируемые результаты

1

Вводное занятие «Что такое полезные привычки?»

исследование уровня информированности о проблеме употребления ПАВ

2

Тренинги, упражнения-энергизаторы на развитие навыков общения.

Навыки кооперативного обучения, навыки общения, управления эмоциями и стрессом

3

Вкусы и увлечения

показать разнообразие вкусов и увлечений

4

Тренинг » Вкусы и увлечения «

показать разнообразие вкусов и увлечений

5

Учусь находить новых друзей и интересные занятия

показать, что у одноклассников можно многому научиться

6

Тренинг «Учусь находить новых друзей и интересные занятия»

Навыки кооперативного обучения, навыки общения, управления эмоциями и стрессом

7

О чем говорят выразительные движения

познакомить с выразительными движениями как невербальными средствами общения

8

Тренинг » О чем говорят выразительные движения»

способы невербального общения

9

Тренинги, упражнения-энергизаторы на развитие навыков работы в группе.

Навыки кооперативного обучения, навыки общения, управления эмоциями и стрессом

10

Учусь понимать людей

показать, что эффективное общение предполагает совпадение вербальных и невербальных компонентов общения

11

Тренинг «Учусь понимать людей»

способы эффективного общения

12

Опасные и безопасные ситуации

обсудить опасные и безопасные ситуации

13

Учусь принимать решения в опасных ситуациях

способствовать рациональному принятию решений

14

Тренинги  на развитие навыков управления эмоциями и стрессами

Навыки кооперативного обучения, навыки общения, управления эмоциями и стрессом

15

Реклама табака и алкоголя

познакомить с рекламными приемами

16

Правда об алкоголе

рассказать о действии алкоголя на организм

17

Итоговое занятие. Игра » Пойми меня»

обобщение, подведение итогов

Источник

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12»

        СОГЛАСОВАНО:                                 СОГЛАСОВАНО:                                       УТВЕРЖДАЮ:

Читайте также:  Песня как приятны как полезны помидоры

   на заседании ШМО учителей                    Зам. Директора по УР                                 Директор школы        

    начальных классов                                      Н.В. Ефрос                                                  Сафонова Е.М.

    протокол № _______                               _____________________                             ___________________

  «________» августа 2013 г.                     «________» августа 2013 г.                          «________» августа 2013 г.

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Все цвета, кроме чёрного»

  Стебаковой Ларисы Александровны

 2  класс

                                                     2013 – 2014 учебный год

Содержание программы:

  1. Пояснительная записка.
  2. Предполагаемые результаты реализации программы.
  3. Учебно – тематический план.
  4. Содержание курса
  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы М.М. Безруких, Т.А. Филипповой, А.Г. Макеевой.

Цель программы — формирование у детей навыков эффективной адаптации в обществе, позволяющей предупредить вредные привычки: курение, употребление алкоголя и наркотиков.

Комплект состоит из методического пособия для учителей, брошюры для родителей, рабочих тетрадей для учащихся 2-5 классов.

Методическое пособие содержит информационную справку, позволяющую педагогам ориентироваться в теме ранней профилактики наркотизации, а также комментарий к каждому учебному занятию.

Брошюра для родителей включает сведения о возрастных особенностях детей младшего школьного возраста, факторах риска ранней наркотизации, способах организации ранней профилактике в семье.

В рабочих тетрадях кроме необходимых и доступных детям знаний предлагаются разнообразные задания, выполнение которых позволит ребенку лучше усвоить материал каждой темы.

Учебно-методический комплект «Все цвета, кроме черного» направлен на реализацию следующих задач:
• формирование у детей представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему;
• расширение знаний детей о правилах здорового образа жизни, формирование готовности соблюдать эти правила;
• формирование умения оценивать себя (свое состояние, поступки, поведение) и других людей;
• формирование представления об особенностях своего характера, навыков управления свои поведением, эмоциональным состоянием;
• развитие коммуникативных навыков (умения строить свои отношения с окружающими в разных ситуациях, избегать конфликтов);
• формирование умения противостоять негативному давлению со стороны окружающих;
• пробуждение у детей интереса к различным видам полезной деятельности, позволяющей реализовывать потребность в признании, общении, получении новых знаний;
• просвещение родителей в вопросах развития у детей представлений о здоровом образе жизни, предупреждения вредных привычек.

Содержание учебно-методического комплекта «Все цвета, кроме черного» отвечает следующим принципам:
• возрастной адекватности — используемые формы и методы обучения соответствуют психологическим особенностям детей младшего школьного возраста;
• научной обоснованности — содержание комплекта базируется на данных исследований в области возрастной психологии, физиологии, педагогики;
• практической целесообразности — содержание комплекта отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с формированием у детей навыков эффективной социальной адаптации, предупреждение раннего приобщения к одурманивающим веществам;
• динамическому развитию и системности — содержание комплекта, цели и задачи обучения на каждом из последующих этапов определяются теми сведениями, оценочными суждениями и поведенческими навыками, которые уже были сформированы у детей в ходе реализации предыдущего этапа. Учебные задачи всех тем взаимосвязаны друг с другом;
• необходимость и достаточность представляемой информации — детям предоставляется только тот объем информации, которым они реально могут воспользоваться в жизни, т.е. имеет для них практическую значимость;
• модульность структуры — учебно-методический комплект может быть реализован на базе традиционных образовательных курсов, в факультативной работе, при включении в базовый учебный план, во внеклассной работе;
• вовлеченность в реализацию тем программы родителей учащихся.

Работа по программе « Все цвета, кроме чёрного» осуществляется с учащимися  один час в неделю. Программа рассчитана на 34 часа в год (соответственно, на 104 часа в течение 3- х лет). Программа включает следующие разделы: 1 год обучения — «Учусь понимать себя», 2 год обучения — «Учусь понимать других» , 3 год обучения —  «Учусь общаться».

  1. Предполагаемые результаты реализации программы. Предметными  результатами  занятий  по  программе «Все  цвета,  кроме  черного»  являются:
  • создание   условий  для  успешной  адаптации  в  школе,  класса;
  • создание  у  детей  представления о  ценности  здоровья и  необходимости бережного  отношения  к  нему;
  • сформированность  важнейших  учебных  умений  и  действий.
Читайте также:  Чем полезен зеленый горошек в стручках

Метапредметными  результатами  являются:

  • культурно-  познавательная,  коммуникативная  компетентность;
  • приобретение  опыта  в  преодолении  возникших  трудностей;
  • расширение  кругозора,  сферы  актуальных  интересов и  способностей.  

Личностными  результатами  занятий  являются:    

  • обучение  планированию,  самоконтролю  и  взаимоконтролю;
  • развитие  способности  эффективно  строить взаимоотношения  с  взрослыми   и  сверстниками;
  • формирование  установки  на  здоровый  образ  жизни;
  • развитие  личностных  ресурсов  детей  за  счет  расширения  кругозора,  сферы  актуальных   интересов  и  способностей.                    
  1. Учебно – тематический план.

Класс

Тема

Количество часов

2 класс

  1. Твои новые друзья
  2. Как ты растёшь
  3. Что ты знаешь о себе
  4. Твое настроение
  5. Как ты познаёшь мир.
  6. Твои чувства.
  7. Как изменить настроение.
  8. Твои поступки.
  9. Твои привычки.
  10. Что я знаю о себе.

Итого:

1ч.

2ч.

3ч.

2ч.

14ч.

4ч.

3ч.

2ч.

2ч.

1ч.

34ч.

3 класс

  1. Что изменилось за год.
  2. Как научиться разговаривать с людьми.
  3. Что такое интонация.
  4. Как научиться преодолевать трудности.
  5. Как понять друг друга без слов.
  6. Для чего нужна улыбка.
  7. Умеешь ли ты дружить

4 класс

  1. Что вы знаете друг о друге.
  2. Твой класс.
  3. Кто твой друг.
  4. Как научиться жить дружно.
  5. Как помириться после ссоры.
  6. Какой у тебя характер.
  7. Как воспитывать свой характер.
  8. Как сказать нет и отстоять своё мнение.
  9. Фантастическое путешествие.
  1. Содержание курса

Тема 1. Твои новые друзья. Вводное занятие. Знакомство с курсом. Возникающие у ребёнка проблемы в учёбе.

Тема 2. Как ты растешь. Рост и развитие организма, изменение в нём. Измерение роста, веса, пульса.

Тема 3. Что ты знаешь о себе. Режим дня.  Для чего человеку нужны часы?
Всё ли правильно в твоём режиме дня? Самооценка своих способностей. Характер человека.

Тема 4. Твое настроение. Виды настроения человека. Оценка своего эмоционального состояния.

Тема 5. Как ты познаёшь мир. Работоспособность человека. Усталость. Виды внимания. Свойства внимания. Как проверить своё внимание. Проверка внимания. Великая роль внимания. Память — есть кладовая ума. Виды памяти. Как развить память. Век живи, век учись. Решение логических задач. Творческое мышление. Расширение представлений о многообразии мира. Профессии людей в прошлом и настоящем.

Тема 6. Твои чувства. Вкус, запах, зрение. Гигиена слуха и зрения. Забота о своём здоровье. Вред курения. Разнообразие чувств человека.

Тема 7. Как изменить настроение. Изменения настроения. Умение регулировать своё настроение. Интересы.

Тема 8. Твои поступки. Оценка своих поступков. Плохие и хорошие поступки.

Тема 9. Твои привычки. Значение привычек в жизни человека. Полезные привычки.

Тема 10. Что я знаю о себе. Исполнение мечты. Твои возможности.

3. наблюдение за изменениями, произошедшими в твоем организме.

Знакомство с формулами общения.

Роль интонации в общении людей.

Трудности в общении людей и способы их преодоления.

Роль мимики и жестов в общении людей.

Значение доброжелательных отношений между людьми.

Ценность дружбы.

4. самоанализ себя, своих интересов, увлечений, интересы своих одноклассников.

Симпатии детей.

Бережное отношение к чувствам других людей.

Расширение представлений о дружбе, позитивном отношении к людям.

Умение строить дружеские отношения со всеми людьми.

Умение находить пути выхода из конфликтов.

Многообразие черт характера человека.

Представление о возможности воспитывать в себе определённые черты характера.

Умение отстаивать свое мнение и сопротивляться негативному влиянию.

Обсуждение проблемы сохранения здоровья.

1. Вводное занятие. В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо».

2. Диагностика «Уровень социальной адаптированности учащихся».

3. Твои новые друзья

4. Режим дня

5. Скозкотерапия. Чтение и обсуждение сказки Е.Шварца «Сказка о потерянном времени»

6. Как ты растешь (урок-исследование)

7. О вреде курения

8. Конкурс плакатов на тему «Курить здоровью вредить»

9. Что ты знаешь о себе

10. Тестирование «Какой я?»

11. Ты в кругу людей. Правила общения.

12. Твое настроение

13. От чего зависит настроение

14. «Правила общения». Беседа.

15. Сказкотерапия. Просмотр и обсуждение мульфильма «Маугли»

16. Как ты познаешь мир

17. Конкурс плакатов на тему «Будь осторожен с неизвестными веществами.

18. Сказкотерапия. Чтение и обсуждение сказки В.Гауфа «Маленький Мук»

19. Твои чувства

20. «Что такое чувства?» Беседа. Встреча с медицинским работником.

21. «Волшебная страна чувств». Урок творчества.

22. Ролевые игры.

23. Как исправить настроение

24. Сказкотерапия. Сочинение сказки «Как Грусть-Тоска превратилась в Радость-Веселье»

25. Экскурсия в краеведческий музей

26. Твои поступки.

27. «Человек в мире правил». Беседа.

28. «Не делай этого». «Нет школьному хулиганству. Выставка рисунков.

29. «Главные ценности в жизни школы». Театрализация.

30. Твои привычки

31. Как избавиться от вредных пивычек.

32. Сказкоткрапия. А. Сент-Экзюпери «Маленький принц»

33. Итоговое занятие. Составление коллажа

34. Диагностика «Уровень социализации учащихся».

Источник