Полезные привычки для детей дошкольного возраста
Многие привычки, полезные и вредные, формируются еще в детстве, и оказывают существенное влияние на жизнь, состояние здоровья, взаимоотношения с другими людьми, успешность. А значит, родителям следует с первых лет и даже месяцев жизни ребенка позаботиться о формировании у него правильных и полезных привычек. Полезные привычки для детей являются составляющей здорового образа жизни, прививая малышу правильные привычки, мы снижаем вероятность появления у него вредных. Если определенный комплекс правильных и полезных действий уже сформирован, без веских причин ребенок не станет от него отступать. Лучшим методом формирования и закрепления полезных привычек является личный пример родителей, в раннем возрасте они для малыша являются непререкаемым авторитетом и образцом для подражания.
Среди наиболее важных полезных привычек для детей можно назвать такие:
- соблюдать распорядок дня;
- выполнять гигиенические процедуры;
- делать зарядку и заниматься спортом;
- придерживаться рационального режима питания;
- побольше времени проводить на свежем воздухе;
- придерживаться правильного режима сна и бодрствования;
- планировать свое время;
- поддерживать чистоту и порядок;
- создавать позитивный настрой, мыслить позитивно.
Четкий распорядок дня, система очень важны в жизни каждого человека. Когда ребенок совсем маленький, взрослые решают за него, что и когда он будет делать. Хорошо, если при этом они придерживаются режима, полезная привычка сформируется у ребенка с первых месяцев жизни, и ему будет проще уже осознанно соблюдать распорядок дня. Знакомство малыша с понятиями «режим, распорядок» можно провести одновременно со знакомством с часами, продемонстрировать движение стрелок и рассказать, что он будет делать, когда стрелки окажутся в определенном месте.
Из гигиенических привычек наиболее важны привычки мыть руки, умываться, чистить зубы, выполнять водные процедуры. Сначала родители сами умывают и купают ребенка, чистят ему зубы, причесывают, потом приучают выполнять эти процедуры под их присмотром, показывают, как это правильно делать, заодно объясняют важность гигиены для здоровья. Со временем привычки доводятся до автоматизма, в идеале ребенок должен выполнять гигиенические процедуры без напоминания.
Важна для детей привычка к утренней гимнастике, которую недаром называют зарядкой – она придает заряд бодрости, укрепляет здоровье, а еще является важным дисциплинирующим фактором. В доме, квартире обязательно должен быть уголок для занятий спортом, очень хорошо, если ребенок выполняет упражнения вместе с кем-то из взрослых, можно также включать видеозапись с комплексом упражнений, для самых маленьких достаточно трехминутного комплекса.
Пищевые привычки очень важны для здоровья, а формироваться они начинают еще в период грудного вскармливания и введения прикорма. Необходимо, чтоб в доме всегда был запас разнообразных полезных для здоровья продуктов, а вот фаст-фуда, сдобы и сладостей, чипсов, жирной пищи нужно покупать поменьше. Ребенка следует приучать есть без лишней спешки, тщательно жевать, не переедать, делать перекусы, но при этом не перебивать аппетит, придерживаться питьевого режима, не отвлекаться во время приема пищи.
Необходимо, что ребенок достаточно времени проводил на улице. Ежедневные прогулки, сначала в сопровождении родителей, затем самостоятельные, поездки по выходным за город, вылазки в парк — это отличный активный отдых, важный для здоровья.
С раннего возраста нужно сформировать у ребенка ритуал отхода ко сну и привычку засыпать в определенное время, а в школьном возрасте следить, чтоб этот ритм не сбился. Правильное чередование сна и бодрствования важно для физического и психического здоровья, иммунитета, работоспособности.
Привычка планировать свое время сродни привычке соблюдать режим дня, но формируется несколько позже, когда у ребенка появляются обязанности, круг задач, которые необходимо выполнить за день, за неделю. Планирование нужно начинать с небольших временных интервалов – на несколько часов, на день, и постепенно учить ребенка строить планы на месяцы и годы.
Формировать привычку поддерживать порядок нужно на собственном примере, при этом не выполнять за ребенка его обязанности. Начинать нужно с малого, привычки убирать игрушки после игры, складывать одежду, застилать постель. Привычный к порядку человек больше успевает, ему легче будет ужиться с другими людьми, он организован и дисциплинирован.
Верный способ вырастить успешного человека — приучить ребенка побольше улыбаться, радоваться удачам, не зацикливаться на проблемах, верить, что все к лучшему.
Народная мудрость недаром отмечает взаимосвязь между привычками человека и его судьбой. Сформировать правильные привычки в зрелом возрасте непросто, иногда приходится переламывать себя, а вот у детей они закладываются естественно. Важная роль в том, чтоб сформировать полезные привычки для детей, принадлежит их родителям. И личный пример тут важнее слов. Так что родителям нужно тщательно контролировать собственные привычки – не противоречат ли они тому, что взрослые пытаются привить ребенку.
Скачать данный материал:
Оцените, пожалуйста, прочитанный материал:)
(2 оценили, оценка: 3,00 из 5)
Loading…
Источник
Развлечение на тему: «Полезные привычки»
Автор: Музыкальный руководитель МАДОУ 326 г. Екатеринбурга
Гаязова Ольга Геннадьевна
Цель: сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать знания в повседневной жизни.
Ведущая: Здравствуйте, дети!
Я очень рада видеть вас всех такими красивыми, радостными и здоровыми. Надеюсь, у вас отличное настроение. Послушайте стихотворение и подумайте, о чём мы будем говорить.
Про девочку, которая сосёт палец.
— Неземная красота,
Выньте палец изо рта!
Девочки и мальчики,
Не сосите пальчики.
Дорогие детки,
Пальцы — не конфетки.
(Э.Успенский)
Дети, из этих строк стихотворения вы могли понять, о чем пойдет сейчас речь. О привычках. Каждый человек способен привыкать к каким-то действиям, ощущениям. Кто-то привык рано ложиться спать, а кто-то — поздно; кто-то привык делать по утрам зарядку, а кто-то нет. Что появляется у человека? Правильно, привычка. Сегодня мы с вами поговорим о привычках.
-Что такое привычка?
(Примерные ответы детей)
Это действие, которое мы повторяем, даже не всегда замечая это. Привычка — это такое действие, которое становится для нас тем, без чего мы не можем жить.
— Ребята перечислите привычки, которые есть у вас или какие вы знаете? (Примерные ответы детей)
Приходя с улицы переобуваться в домашнюю обувь, домашнюю одежду, мыть руки с мылом, умываться, ковыряться в носу, ябедничать.
— Дети, а какие бывают привычки? (Примерные ответы детей)
Полезные и вредные.
— Что такое полезная привычка?
Она приносит пользу.
— Полезные, хорошие привычки делают человека более свободным, так как о многих своих действиях он перестает задумываться, они словно совершаются сами собой. Полезные привычки помогают сохранить здоровье и облегчить нашу жизнь. Давайте вместе подумаем и вспомним, какие еще хорошие привычки бывают?
Что такое быть вежливыми ?
Ответы детей:
— Всегда здороваться и прощаться,
— Не обзываться,
— Не толкаться.
Поддерживать личную гигиену. Что для этого нужно делать?
Ответы детей:
— Мыть руки с мылом,
— Умываться,
— Чистить зубы.
Поддерживать порядок. Как могут участвовать дети в поддержании порядка?
Ответы детей:
— Прибирать за собой игрушки и дома и в детском саду,
— Помогать маме в уборке квартиры, например пылесосить полы.
Правильно питаться. Что значит правильно питаться?
— Есть пищу, которая полезна для организма
— Есть побольше овощей и фруктов
— И совсем не есть гамбургеры, чипсы и не пить вредные для организма напитки.
Ведущая: Но существуют, к сожалению, и вредные привычки. Что такое вредная привычка?
Это привычка, которая приносит вред.
— Вредные привычки плохо влияют на организм человека, портят нам жизнь. Назовите вредные привычки. (Несоблюдение режима дня, малая подвижность, не убирать игрушки, жить в беспорядке)
Под музыку в зал входят игровые персонажи Чистюлька и Грязнулька.
Ведущая: Здравствуйте, а вы кто такие?
Чистюлька: Меня зовут Чистюлька, а это мой брат — Грязнулька, только он никогда не здоровается.
Грязнулька: А зачем? Мне и так хорошо.
Ведущая: Ребята, вот видите, не все знакомы с хорошими привычками. Я предлагаю всем вместе отправиться в познавательное путешествие, которое научит наших героев правильным и полезным привычкам.
А отправиться в путешествие я предлагаю на автомобиле.
Игра «Машина»
Дети, сидя на местах, «берут в руки руль» и притопывают ногами. А герои едут в центре зала друг за другом.
Станция «Вежливая»
Ведущая: Жители этой станции очень вежливые. Здравствуйте! При встрече люди обычно говорят это хорошее, доброе слово, желая друг другу здоровья.
Давайте познакомим наших гостей с веселым приветствием.
Игровое упражнение: «Здравствуйте, ладошки»
Грязнулька: Здравствуй! (обращаясь к Чистюльке). Ну и все теперь я вежливый , бе — бе — бе!(дразнится, Чистюлька обижается).
Ведущая: Ребята, как вы думаете Грязнулька уже может назвать себя вежливым?
Ответы детей.
Ведущая: Конечно, нет, потому что вежливый человек, он не только здоровается при встрече и прощается уходя, но и не обзывается, не толкается, не говорит плохих слов. А еще, он умеет извиняться за плохое поведение.
Чистюлька: Извинись, за свои обидные дразнилки, Грязнулька и ты станешь вежливым.
Грязнулька: Извини, пожалуйста, Чистюлька, я больше так не буду.
Ведущая: ну вот и здорово! А сейчас пришла пора отправиться дальше. Давайте снова сядем за руль и поехали.
Игра «Машина»
Дети, сидя на местах, «берут в руки руль» и притопывают ногами. А герои едут в центре зала друг за другом.
Ведущая: Следующая станция на которой мы делаем остановку, это
Станция «Личная гигиена»
Грязнулька: Про гигиену я много знаю. Вот послушайте, какое стихотворение я выучил:
Никогда не мойте руки, шею, уши и лицо,
Это глупое занятие не приводит ни к чему,
Вновь испачкаются руки, шея, уши и лицо,
Так зачем же тратить силы, время попусту терять,
Стричься тоже бесполезно, никакого смысла нет,
К старости сама собою облысеет голова.
Ведущая: Ребята, я знаю это стихотворение. Оно называется — «Вредные советы» Григорий Остера. Но мы же с вами не будем так поступать, правда Чистюлька?
Чистюлька: Конечно! Давайте мы сейчас с вами научимся правильно мыть руки.
Игра «Моем руки»
Чистюлька:
— Сильно намочите руки, подставьте ручки под струю воды.
— Взяли мыло и намыливаем руки с обеих сторон.
— Намыливаем руки между пальцами
— Полощем руки чистой водой,
— Вытираем руки насухо чистым полотенцем.
Ведущая: А сейчас мы с вами проведем гигиеническую эстафету.
Гигиеническая эстафета.
Дети выстраиваются в две команды, по очереди бегут к обручу в котором сложены предметы гигиены и другие предметы, собирают в свою сумочку по одному предмету и бегут обратно. Победит та команда, которая быстрее и правильнее соберет свою сумочку.
Грязнулька: Чистюлька, а Чистюлька а давай ребятам загадки про чистоту загадаем.
Чистюлька: Давай!
Слушайте первую загадку: (загадывают загадки по очереди, при этом Грязнулька поправляет свои волосы, одежду и становится чистым мальчиком)
1. Хожу – брожу не по лесам
А по усам и волосам
И зубы у меня длинней,
Чем у волка и медведей.
(Расческа)
2. Ускользает, как живое
Но не выпущу его я,
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится.
(Мыло)
3. Дорожку полосатую,
Мягкую, лохматую,
Я беру то и дело с собою,
Когда руки и шею мою.
(Полотенце)
4. Верный помощник я мыла,
Мою голову игриво,
Превращаюсь в пену я,
Легкую и белую.
(Шампунь)
5. Пластмассовая спинка
На спинке – щетинка,
Со своей подружкой пастой,
Чищу зубы не напрасно.
(Зубная щетка).
Ведущая: Молодец, Грязнулька! Как быстро ты усвоил полезные привычки.
Грязнулька: И теперь мне не хочется называться эти позорным прозвищем. Ребята, меня ведь Борей зовут. И теперь никто не сможет назвать меня Грязнулькой.
Ведущая: Вот и отлично! Но в нашем путешествии запланирована еще одна станция — станция «Игровая». Ну, что поехали?
Игра «Машина»
Дети, сидя на местах, «берут в руки руль» и притопывают ногами. А герои едут в центре зала друг за другом.
Станция «Игровая»
Ведущая: А на этой станции, дорогие мои ребята, Чистюлька и Борис, мы будем играть в игру, которая и привьет нам полезную привычку – убирать за собой игрушки. Я попрошу наших гостей предварительно раскидать наши игрушки, а потом ребята покажут вам, как они быстро и качественно справляются с уборкой.
Эстафета «Собери игрушки»
Дети выстраиваются в две команды, по очереди бегут в центр круга, где разбросаны игрушки, берут одну игрушку и бегут обратно, складывая принесённые игрушки в обруч, около своей команды. Победит та команда, которая быстрее соберет максимальное количество игрушек.
Ведущая: Посмотрите, какие вы все молодцы, у вас появилась хорошая привычка — прибирать игрушки после игры. И эта привычка должна жить с вами не только в детском саду, но и дома, и во дворе, и в гостях. Договорились?
Ведущая: Ну а сейчас, мы отправляемся дальше. Едем мы к нашей последней станции, которая называется «Правильное питание». Ведь правильно питаться – это тоже полезная привычка! В путь!
Игра «Машина»
Дети, сидя на местах, «берут в руки руль» и притопывают ногами. А герои едут в центре зала друг за другом.
Станция «Правильное питание»
Грязнулька (Борис): Про правильное питание я знаю, нам с Чистюлькой об этом мама рассказывала.
Давайте поиграем в игру, которая называется «Да и нет». Если еда полезная – отвечайте «Да», если не полезная — «Нет». (Читают по очереди)
1. Каша – вкусная еда.
Это нам полезно?
2. Лук зеленый иногда
Нам полезен, дети?
3. В луже грязная вода
Нам полезна иногда?
4. Щи – отличная еда
Вы со мной согдасны?
5. Мухоморный суп – еда.
Это нам полезно?
6. Фрукты – просто красота
Это нам полезно?
7. Грязных ягод иногда
Съесть полезно, детки?
8. Овощей растет гряда
Овощи полезны?
9. Сок, компотик иногда
Нам полезны дети?
10. Съесть мешок большой конфет
Нам полезно дети?
11. Лишь полезная еда
На столе у нас всегда
А раз – полезная еда —
Будем мы здоровы?
Ведущая: Вот видите, ребята, как оказывается все просто и вы все знаете. Значит у вас есть полезная привычка -правильно питаться.
Ну, что же отправляемся назад, в детский сад. Ведь наше полезное путешествие закончилось.
Игра «Машина»
Дети, сидя на местах, «берут в руки руль» и притопывают ногами. А герои едут в центре зала друг за другом.
Ведущая: В нашем сегодняшнем путешествии мы освоили сразу 4 полезные привычки:
1. Быть вежливыми
2. Соблюдать личную гигиену.
3. Прибирать игрушки после игры.
4. Правильно питаться.
Чистюлька:
Каждый твердо должен знать:
Здоровье надо сохранять.
Нужно правильно питаться,
Нужно спортом заниматься.
Руки мыть перед едой,
Зубы чистить, закаляться
И всегда дружить с водой.
И тогда все люди в мире
Долго-долго будут жить.
И запомни: ведь здоровье
В магазине не купить!
Грязнулька (Борис):
А в заключении хочу сказать о главном:
Кто хочет быть по жизни капитаном,
Что выбираешь ты, ты для себя реши!
Мы за здоровье, спорт и экологию души!
Общий танец «Будем маме помогать»
Герои: Спасибо, вам, ребята! Очень мы рады, что попали сегодня к вам в гости и узнали, что такое полезные привычки и как они помогают людям в жизни. Обещаем, что будем ими пользоваться и никогда не будем про них забывать. А вы обещаете? Ну что же тогда, прощайте!
Герои уходят. Дети расходятся по группам.
4
Источник
Что мешает привычкам стать привычками
Свято место, пусто не бывает. Если не сформировать ребёнку полезные привычки, то их место быстро займут вредные.
Самая актуальная и полезная информация для современных родителей — в нашей рассылке.
С нами уже более 30 000 подписчиков!
Каждому родителю знакомы следующие ситуации:
малыш забегает на кухню, хватает еду, жадно её ест. На вопрос: «Руки вымыл(-а)?» – стыдливо отворачивается или начинает спорить, отвечая: «Ещё вчера!»;
ребёнок собирается в школу, а на голове хаос из волос. Можно даже не спрашивать про то, видел ли он расчёску с утра;
перед сном целуя ребёнка, чувствуешь, что зубной пастой даже не пахнет, хотя вечером также нужно чистить зубки, как и утром.
Как же помочь ребёнку привыкнуть к полезным действиям и выполнять их регулярно, а не время от времени? Секретов несколько. Меньше повторять ошибок и больше задумываться о том, как вовлечь своего ребёнка в нужный образ жизни.
4 основные ошибки при выработке полезных привычек
1. Отсутствие постоянства. Если ребёнку постоянно менять правила игры, то ему будет очень сложно сориентироваться. С привычками так же. Когда вы учите ребёнка застилать кровать, это требование должно работать и дома, и в гостях у бабушки, и в гостинице на отдыхе.
2. Критика. К сожаению, негативный пример не учит, как правильно. После слов «Ты всё делаешь не так!» у ребёнка только останется впечатление, что у него всё не получается. Стоит уточнить, что именно не удаётся малышу, а потом показать правильное действие. «Ты слишком быстро почистил зубы, давай чистить дольше и аккуратнее. Зубной пасте нужно время, чтобы помочь твоим зубам».
3. Невыполнение своих требований. Когда мы требуем от малыша умываться по утрам, а сами ходим целый день неумытые, это не очень понятно ребёнку. Ему кажется, что мы заставляем его делать то, что сами не считаем важным. «Что я, самый глупый что ли? Сами не умываетесь, а я должен?» – это частая реакция детей на замечания родителей.
4. Отсутствие подкрепления. После любого действия должна быть обратная связь. Моменты, когда мы не получаем оценки, пролетают мимо внимания. Ребёнка следует похвалить за то, что он сделал. А ещё лучше научить самому хвалить себя за верное действие. Помыл руки – улыбнулся и сказал: «Я – молодец, чисто вымыл руки».
Что делать, чтобы привычка стала нормой
Вот важные правила, которые помогут привить ребёнку полезные привычки:
1. Будьте примером для детей.
Все малыши хотят быть похожими на родителей. Уже в более позднем возрасте они начинают смотреть на окружающих, а пока мама и папа – это весь их мир. Поэтому они такие «повторюшки». Это качество заложено в нас природой. Малыши копируют то, что делают взрослые. Так человечество выживает. Ведь поведение говорит о том, что, повторяя образ жизни, можно дорасти до такого возраста. Помните, пример важнее, чем слова.
Если мама курит около вытяжки на кухне и просит ребёнка не курить, потому что это вредно, ребёнок, скорее всего, будет страдать зависимостью от сигарет. В этой ситуации работают два стимулятора – слова и действия, которые противоречат друг другу. Но дети перенимают именно пример, что видят их глаза, чувствует тело. Если бы слова влияли на воспитание так сильно, как мы того хотели, то мы все давно делали бы зарядку по утрам, не ложились спать поздно, ели меньше сладкого и так далее.
2. Вовлекайте детей в действия.
У ребёнка до 7 лет обучение лучше идёт через игру. Почему бы не поиграть в чистку зубов или мытьё рук? Для девочки это может быть «завтрак для принцессы»:
– Всем известно, что принцессы кушают еду чистыми руками, ложатся спать с чистыми зубками, ходят на улицу в чистой одежде. Ты же принцесса? Давай, так и будем делать!
С мальчишками можно всегда поиграть в мойку для машин:
– Ну что, ребята? Кто свои «колёсики» (ручки) вымоет в ванной быстрее? А сапожки в мойку кто отнесёт? А ну-ка с зубной пастой помоем зубки, как в настоящей мойке! Сейчас поедем на заправку супчиком и картошкой!
Когда вы будете сами получать удовольствие от полезных привычек, дети обязательно захотят присоединиться. Радость от расчёсывания волос, умывания с визгами радости привлечёт внимание малыша. Попробуйте сопровождать свои действия эмоциями на виду у малыша: подойдите к зеркалу, расчешите волосы, охните и скажите: «Какая я теперь красавица!». Результат не заставит себя ждать.
3. Рассказывайте о цели действия.
Нам не очень нравится, когда нас используют вслепую. И детям тоже. Им важны ответы на вопросы: «Почему?», «Зачем?». Познакомив детей с целью, вы даёте им не только возможность проверять результат, но и понимание того, насколько важны эти процедуры. Например, зубки чистят, чтобы они блестели, вкусно пахли, были крепкими (после чистки зубов предложите ребёнку улыбнуться в зеркало, посмотреть на блеск, чистоту, пощёлкать зубками).
О церемониях и правилах игры
Очень важно помнить, что привычка – это то, что требует закрепления. Деткам нужно повторять действия изо дня в день минимум три недели, а иногда и дольше. Обязательно учитывайте особенности малыша: если ребёнку сложно справляться самостоятельно, то продолжайте помогать. Вот чистить зубы ребёнку иногда приходится до 8 лет. Потому что некоторые дети ещё не умеют так шевелить своей кистью руки, как взрослые. Это нужно учитывать.
Вводите в жизнь привычки постепенно, по одной. Так будет проще вам и ребёнку.
Создавайте малышу такие условия, в которых выполнить действие будет проще и интереснее, чем забыть про него. Например, купите красивую зубную щётку и поставьте песочные часики, чтобы засекать время, или возьмите необычное мыло для рук. Многим деткам нравится жидкое или прозрачное глицериновое мыло. Сделайте так, чтобы, увидев эти предметы, малыш сам хотел повторять полезную привычку.
Ну а если ваш ребёнок ещё совсем кроха, то всё равно приучать к режиму стоит уже сейчас. Получается, что вместе с ним вы и у себя формируете полезную привычку. Ведь даже в роддоме просят мам умывать личико малышей ватными дисками, промывать глазки, чистить носик, мыть ручки в определённое время. Это прекрасная основа для полезных привычек в старшем возрасте.
Быстрая регистрация
Получите 5% скидку на первый заказ!
Режим – не жизнь по часам, а понимание последовательности того, что за чем идёт, создание привычного стиля жизни.
Надеемся, что вам помогут наши советы, и вы сможете выработать у вашего ребёнка полезные привычки, стать увереннее в себе, заложить фундамент для крепкого душевного и физического здоровья.
Составить материал помогла логопед, коуч Ларина Елена Анатольевна
(Skype: Larina Elena Фея)
А какие привычки уже сформированы у ваших деток?
Поделитесь в комментариях!
Источник