Полезные привычки тетрадь для 2 класса
Программа « Полезные привычки»
авторы: Т.Б. Гречаная, Л.Ю. Иванова и Л.С. Колесова под редакцией О.Л. Романовой.
Пояснительная записка
Целью «Полезных привычек» является овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.
Задачи: Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе; способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем.
- Учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.
- Учить детей эффективно общаться.
• Учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.
• Помочь школе и родителям в предупреждении приобщения учащихся начальной школы к табаку и алкоголю.
Главные принципы программы
- Двумя неразрывными элементами школьного образования в области охраны здоровья являются обучение и воспитание. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением. Воспитание детей в области охраны здоровья — это формирование навыков ответственного поведения и формирование здоровых установок или развитие личностной и социальной компетентности.
- «Полезные привычки» создавались в помощь учителям начальной школы. Превентивное обучение особенно важно для детей младшего школьного возраста. Так как профилактика намного эффективнее среди тех, кто еще не употребляет психоактивные вещества.
- «Полезные привычки» содержат материалы для детей, учителей и родителей одновременно, так как желательно, чтобы в школе и дома детям говорили о табаке и алкоголе одно и то же. Единообразие информации предупреждает возможность возникновения конфликта ценностей у детей. ( сразу надо отметить, что целью программы не является перевоспитание родителей, в сферу профессиональных интересов и компетенции учителя не входит вторжение в частную жизнь семей. Мы стараемся говорить о том, как должно быть, а не обсуждать то , что в действительности происходит в семьях)
- «Полезные привычки» являются современной программой превентивного обучения, включающей элементы традиционных подходов (информационный, эмоциональный) и психосоциальных подходов (навыки сопротивления давлению, развитие личностной и социальной компетентности).
- профилактическая программа, реализуемая в ОУ, ориентирована на особенности организации учебного процесса;
- занятия не должны напоминать школьные уроки, поэтому из них исключают задания, характерные для традиционных уроков, длительные монологические поучающие высказывания ведущего;
- возможны формы реализации содержания программ посредством воспитательных мероприятий: на классных часах, через систему дополнительного образования, кружковую деятельность.
- работать по профилактической программе может специалист, имеющий свидетельство (удостоверение, сертификат) или прошедший специальное обучение по работе с данной категорией программ.
Содержание уроков в «Полезных привычках» развивается по спирали.
Параллельно с ростом, развитием, увеличением объема школьных знаний ребенка одни и те же темы расширяются и усложняются, а установки и поведенческие навыки усиливаются и шлифуются.
Программа состоит из 33 уроков в год
Программа обеспечена УМК, включающим:
Рабочие тетради для детей
Тетради для родителей
Методические пособия для учителей (сборник программ, методические рекомендации по проведению уроков, оценка эффективности, диагностический инструментарий, теоретический материал по проблеме употребления ПАВ)
Методология превентивного обучения отличается от традиционной
необходимостью использования методов обучения в группе.
Обучение в группе означает, что дети учатся: (1) обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение; (2) говорить и слушать; (3) принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы. Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для эффективного превентивного обучения, формирует установки здорового образа жизни.
Кооперативное обучение — это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу [9]. Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить.
Для успеха любого обучения очень важна психологическая атмосфера. Ее создают: (1) следование правилам поведения, принципам и планам уроков; (2) отсутствие оценочного отношения друг к другу; (3) использование методов обучения в группе.
Правила. Для достижения положительной психологической атмосферы на уроках по превентивному обучению вводятся правила поведения. Правил, как минимум, четыре: (1) внимательно слушай говорящего; (2) не критикуй одноклассника, что бы он ни сказал; (3) если не хочешь говорить, то можешь промолчать; (4) относись к другим так, как ты хочешь, чтобы другие относились к тебе.
Особенностью превентивного обучения является использование интерактивных методов обучения:
Мозговой штурм
Групповая дискуссия
Ролевое моделирование
Упражнения – энергизаторы
Оценка эффективности
Особенностью программы является обязательная оценка эффективности превентивного обучения. Она позволяет
- определить, на сколько выполнены поставленные цели и задачи,
- помогает учителю оглянуться назад и осмыслить свои достижения,
- проанализировать слабые и сильные стороны выполненной работы,
- осознать, как его работа повлияла на детей и проблемы школы,
- позволяет в будущем использовать имеющиеся ресурсы более эффективно.
Виды оценки эффективности. Это:
1. Оценка изменений в знаниях, установках и поведении учеников в результате проведенного обучения призвана ответить на вопрос: «Изменилась ли группа детей в результате выполнения поставленных профилактической программой задач?» Ее методы — измерение, а затем сравнение одних и тех же показателей (знаний, установок, поведения детей) до начала и после завершения превентивного обучения.
2.Оценка процесса внедрения профилактической программы (служит для отслеживания качества ее внедрения. отвечает на вопрос: «Осуществлялись ли все необходимые профилактические мероприятия так, как это написано в программе?»
3. Оценка влияния превентивного обучения на коллектив школы отвечает на вопрос:
«Какое влияние оказала проведенная профилактическая программа на систему школьного обучения, в которую была включена?»
Инструментами оценка эффективности служат
- Беседа
- Наблюдение
- Интервью
- Фокусная группа
- Вопросники
Результаты работы
Диагностический инструментарий, включающий различные вопросники, тесты, диагностики, позволяющие отследить
- Формирование навыка преодоления стресса, управления эмоциями,
- Адекватное восприятие общечеловеческих ценностей,
- Социальный статус и уровень сплоченности коллектива,
- Уровень социально-психологической адаптации ребенка к школе,
- Формирование адекватной самооценки,
- Уровень информированности о проблеме употребления ПАВ,
- Установки ребенка по отношению к употреблению ПАВ
Тематическое планирование по программе «Полезные привычки» 2 класс ( 34 ч) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дата | № | Тема урока | Планируемые результаты | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Вводный урок «Что такое полезные привычки?» | исследование уровня информированности о проблеме употребления ПАВ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Опрос учащихся. Пре-тест | исследовать уровень информированности о проблеме употребления ПАВ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3- 4 | Тренинги, упражнения-энергизаторы | Навыки кооперативного обучения, навыки общения, управления эмоциями и стрессом | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5-6 | Вкусы и увлечения | показать разнообразие вкусов и увлечений | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Тренинг » Вкусы и увлечения « | показать разнообразие вкусов и увлечений | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8-9 | Учусь находить новых друзей и интересные занятия | показать, что у одноклассников можно многому научиться | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | Тренинг «Учусь находить новых друзей и интересные занятия» | Навыки кооперативного обучения, навыки общения, управления эмоциями и стрессом | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11-12 | О чем говорят выразительные движения | познакомить с выразительными движениями как невербальными средствами общения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 | Тренинг » О чем говорят выразительные движения» | способы невербального общения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 | Тренинги, упражнения-энергизаторы | Навыки кооперативного обучения, навыки общения, управления эмоциями и стрессом | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15-16 | Учусь понимать людей | показать, что эффективное общение предполагает совпадение вербальных и невербальных компонентов общения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17 | Тренинг «Учусь понимать людей» | способы эффективного общения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18-19 | Опасные и безопасные ситуации | обсудить опасные и безопасные ситуации | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20 | Тренинги, упражнения-энергизаторы | Навыки кооперативного обучения, навыки общения, управления эмоциями и стрессом | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21-22 | Учусь принимать решения в опасных ситуациях | способствовать рациональному принятию решений | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23 | Тренинги, упражнения-энергизаторы | Навыки кооперативного обучения, навыки общения, управления эмоциями и стрессом | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24-25 | Реклама табака и алкоголя | познакомить с рекламными приемами | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26 | Тренинги, упражнения-энергизаторы | Навыки кооперативного обучения, навыки общения, управления эмоциями и стрессом | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
27-28 | Правда об алкоголе | рассказать о действии алкоголя на организм | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
29 | Тренинги, упражнения-энергизаторы | Навыки кооперативного обучения, навыки общения, управления эмоциями и стрессом | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30 | Опрос учащихся. Пост-тест | исследовать уровень информированности о проблеме употребления ПАВ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
31 | Диагностирование учащихся. | исследование эмоционального возбуждения | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
32 | Диагностирование учащихся. | исследование ценностных ориентаций | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
33 | Диагностирование учащихся. | исследование уровня самооценки | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
34 | Итоговое занятие. Игра » Пойми меня» | обобщение, подведение итогов | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тематическое планирование по программе «Полезные привычки» 2 класс (17 ч.)
|
Источник
| Поиск по порталу
|
Источник