28. Знания, умения, навыки и привычки

Знания человека о мире возникают первоначально в виде образов, ощущений и восприятий. Переработка чувственных данных в сознании приводит к образованию представлений и понятий. В этих двух формах знания сохраняются в памяти. Как бы ни были общи представления и абстрактны понятия, главное их назначение – организация и регулирование практической деятельности.

Знания не существуют ради знаний. Они могут значительно обогнать уровень существующих потребностей производства, прокладывая путь будущей практической деятельности, раскрывают возможности воздействия человека на природу и общество и в конечном счете всегда включаются в регулирование деятельности.

Непременными компонентами деятельности являются разнообразные навыки и умения. Об их соотношении высказываются различные мнения. Одни исследователи считают, что навыки предшествуют умениям, другие полагают, что умения возникают раньше навыков. Причиной этих расхождений является многозначность слова «умение».

Умением называют и самый элементарный уровень выполнения действий, и мастерство человека в данном виде деятельности. Следует различать элементарные умения, идущие вслед за знаниями и первым опытом действий. Умения, выражающие ту или иную степень мастерства в выполнении деятельности, которая возникает после выработки навыков. Элементарные умения – это действия, возникшие на основе знаний в результате подражания действиям или самостоятельных проб и ошибок вобращении с предметом. Умение-мастерство возникает на основе уже выработанных навыков и широкого круга знаний.

Чем сложнее вид деятельности, чем совершеннее машины, которыми нужно управлять, тем меньше надежды на успех умений, складывающихся только в результате наблюдения и подражания.

Деятельность будет выполнена квалифицированно, если человек овладел навыками. Навык – упрочившийся способ выполнения действий. Навык как компонент деятельности человека нельзя путать с навыком у животных, являющимся формой их поведения. Навык у животных формируется как механизм их приспособления к среде путем проб и ошибок.

В основе выработки навыка у человека лежат развернутые, осознанные действия. На первоначальном этапе овладения деятельностью действия и движения, интегрируемые в навыке, выступают несвязанными.

Привычка – потребность совершать действия. Если навык формируется путем сознательных упражнений, то привычка может образовываться и без особых усилий со стороны человека. Навык позволяет мастерски совершать действие, но он не стимулирует выполнение самого действия. Привычки же требуют осуществления действий.

Следующая глава >

Похожие главы из других книг:

Упражнения на развитие умения работать с понятиями
Обобщение и ограничение понятийИнструкция: «Произведите обобщение и ограничение понятий, т. е. подыщите каждому заданному понятию подчиняющее (более общее понятие) и подчиненное (более частное) понятия».Для каждого

17.2. Умения учителя, влияющие на эффективность общения
Эффективность педагогического общения зависит прежде всего от наличия у учителя коммуникативных, гностических и экспрессивных умений.Коммуникативные умения связаны с общением учителя с учащимися, коллегами по

Что подкрепляет иллюзии умения и значимости?
Когнитивные иллюзии зачастую устойчивее обмана зрения. Ваше знание об иллюзии Мюллера-Лайера никак не влияет на ваше восприятие длины линий, но изменяет поведение. Вы понимаете, что нельзя верить первому впечатлению о длине

Разговоры об иллюзии умения
«Он знает, что, исходя из данных обследования, предсказать развитие болезни практически невозможно. Откуда же такая уверенность? Это похоже на иллюзию значимости».«Она связала все, что знала, в стройную систему, и когерентность помогает ей

Петля привычки. Принцип действия привычки
IОсенью 1993 года человек, которому суждено будет опрокинуть большую часть наших представлений о привычках, пришел на назначенную встречу в лабораторию в Сан-Диего. Немолодой, под метр восемьдесят, в аккуратной, застегнутой на все

Краеугольные привычки, или Баллада о Поле о’Ниле. Какие привычки самые важные
IВ один бурный октябрьский день 1987 года множество видных фондовых аналитиков и инвесторов с Уолл-стрит собрались в танцевальном зале шикарного отеля на Манхэттене, чтобы познакомиться с новым

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ
Термином «умения» обозначают, как известно, владение сложной системой психических и практических действий, необходимых для целесообразной регуляции деятельности имеющимися у субъекта знаниями и навыками. Исходя из этого к основным

Пространство знания и знания
Чем отличается Знание от знаний? Первое живёт внутри изначально, а вторые человек приобретает в школе, вычитывает в книгах. Любое Знание живое, и поэтому оно составляет тонкую материю вселенной. Это пространство в Уме, к которому можно

Внутренний контроль: умения, а не внешний вид
Самое лучшее объяснение, по-видимому, заключается в том, что молодые люди считают важным в жизни: в различии между внутренними и внешними целями. Внутренние цели включают превращение молодого человека в зрелую личность

Используйте умения и навыки подчиненных
Ирена считала, что обязана знать сильные стороны всех своих подчиненных. Каждому из них она давала задания, наиболее соответствующие его способностям. Люди уважают начальника, признающего наличие у них особых способностей и

Принципы умения слушать
Вот восемь принципов, которые помогут вам стать хорошим слушателем.1. Поддерживайте зрительный контакт с собеседником.2. Почувствуйте то, что не было произнесено. Следите за языком тела собеседника.3. Будьте терпеливы. Не перебивайте, не

Польза от умения учиться
• Вы сможете максимально использовать свои возможности. Прикладные знания – мощное оружие в ваших руках.• Вы опережаете своих конкурентов, зная то, чего не знают они.• Вы можете менять мир к лучшему, приобретая больше знаний и навыков.• Вы

Глава 5 Умения и навыки
Полезная автоматизация и вредный автоматизмВ литературе часто описывается важнейший этап автоматизации двигательных навыков – переход на работу без зрительного контроля. Но не надо путать полезную автоматизацию со всегда вредным

Читайте также:  Чем полезна рыба мясо и яйца