Полезные прогулки с детьми в доу

татьяна замараева
О пользе прогулок с детьми. Консультация для родителей

Консультация для родителей

О пользе прогулок с детьми

Подготовила Замараева Т. А.

Прогулка в жизни ребенка занимает важное место. Во время прогулки происходит познание окружающего мира, ребенок учится общаться со сверстниками, также прогулка имеет оздоровительное значение.

Родители понимают, что ребенку нужно гулять как можно больше. Однако не все знают о значении прогулки для детей. Прогулки на свежем воздухе важны для каждого человека, и особенно для детей. Они позитивно влияют на здоровье и эмоциональное состояние крохи. С их помощью можно улучшить состояние организма в целом. В первую очередь во время пребывания на свежем воздухе легкие очищаются от аллергенов и пыли, благодаря этому улучшаются функции верхних дыхательных путей и слизистой носа.

Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита, усвояемости питательных веществ, особенно белкового компонента пищи. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

Наконец, прогулка — это элемент режима, дающий возможность детям в подвижных играх, трудовых процессах, разнообразных физических упражнениях удовлетворить свои потребности в движении. Если прогулка хорошо и правильно организована, если она достаточна по длительности, дети реализуют в ней около 50% суточной потребности в активных движениях. Сокращение времени пребывания на воздухе создает дефицит движений.

Длительность пребывания на свежем воздухе в разные сезоны года существенно варьирует, но даже в холодное время и ненастную погоду она не должна быть отменена. Режимом дня в группах дневного пребывания предусмотрены 2 прогулки, продолжительностью около 4-4.5 ч.

Зимой прогулки с младшими дошкольниками разрешается проводить при температуре воздуха не ниже —15°, со старшими — не ниже —22°. При этих же значениях температур, но сильном ветре рекомендуется сокращать продолжительность прогулки, если нет возможности защитить детей от ветра специально устроенным навесом.

Также прогулка способствует умственному воспитанию.Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем: о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.

Прогулки решают не только воспитательные, но и оздоровительные задачи. На них педагог проводит индивидуальную работу по развитию движений, подвижные, спортивные игры, развлечения и физические упражнения. Специальное время отводится для трудовой и самостоятельной деятельности детей. Разумное чередование и сочетание этих разнообразных занятий делает прогулку интересной, привлекательной. Такая прогулка обеспечивает хороший отдых, создает у детей радостное настроение.

Большинству кажется, что на зимней прогулке ребенок замерзнет и непременно заболеет. И связывают простудные заболевания детей именно с прогулками в зимний период.

Прогулки с ребенком должны быть каждый день и в любую погоду. Вас не должны пугать ветер, дождь, холод или жара. Ребенок должен со всем этим сталкиваться, чтобы в дальнейшем не возникало «сюрпризов» в виде простуды при первом же ветре и прочего.

Как одевать ребенка на прогулку?

Чтобы прогулка приносила только радость, необходимо знать, как одевать ребенка по погоде. В противном случае перегрев или переохлаждение могут привести к различным заболеваниям, а иммунитет ребенка будет подвергаться постоянным испытаниям.

Летом одежда должна быть из легких тканей, хорошо впитывающих и легко отдающих влагу.

Ребенок легко перегревается и переохлаждается, поэтому ему нужно создать состояние теплового равновесия, которое достигается правильно подобранной одеждой. Последнее особенно важно, если ребенок, гуляя, много двигается.

Не забывайте и о том, что двигательная активность детей на прогулке значительно выше, чем у взрослых. Поэтому одевайте ребенка так, чтобы, если жарко, вы могли что-то снять или если наоборот прохладно, возьмите с собой какую-то кофточку.

Выбирая детскую одежду, ориентируйтесь на то, чтобы ребенок на прогулке не был стеснен в движениях, чтобы ему было удобно бегать, прыгать, подниматься после падений, крутить головой. Детская одежда должна быть не только красивой, но и удобной и практичной! Как же все-таки одевать ребенка летом, осенью, зимой? Существует очень простая система, но не многие о ней знают. Называется она «один – два – три».Расшифровывается она достаточно просто: прогулки с детьми летом сопровождаются одним слоем одежды, весной и осенью двумя, ну а зимой одевают три слоя одежды. Прогулки с детьми летом старайтесь устраивать не в самую жару, но и выходя на улицу утром и вечером на улице достаточно жарко. Поэтому выбирайте дышащие ткани, лучше всего хлопчатобумажные. Не поддевайте майку, достаточно будет тоненькой футболки или сарафанчика. Под сандалики надевайте тоненькие льняные носочки. Без носков ребенок может натереть ножки.

А не замерз ли ребенок?

— Во-первых, необходимо обратить внимание на поведение самого ребенка. На холод ребенок очень бурно реагирует — громко кричит, двигается. Кожа приобретает бледный оттенок.

Читайте также:  Что приготовить полезного из куриной грудки

— Во-вторых, по шее, переносице и руке выше кисти.

— В-третьих, ледяные ноги (проверьте, не стала ли обувь маленькой или впритык, это способствует переохлаждению).

— В-четвертых, ребенок не будет молчать, если ему холодно. Если он «не замечает» — это означает, что ему хорошо.

Признаки перегрева ребёнка.

— Первый признак перегрева — жажда, то есть ребенок просит пить;

— на прогулке постоянно теплое лицо, а на улице при этом ниже -8°;

— слишком теплая, почти горячая спина и шея;

— очень теплые руки (руки и ноги, это такие специальные части тела, которые должны быть, по причине особенностей кровообращения, «комнатной» температуры).

Нельзя гулять!

— Нельзя гулять, когда ребенок болен (высокая температура, слабость, боль, тем более, если болезнь заразна, чтобы не заражать других людей.

— Но в период выздоровления гулять можно и нужно. Свежий прохладный воздух способствует выздоровлению. Особенно при болезнях дыхательных путей. Так как он способствует разжижению слизи. На улице ребенок будет эффективно кашлять, отхаркивая мокроту. Это хорошо, и не является признаком ухудшения его состояния!

Плюсы прогулки:

+ повышает приспособляемость и работоспособность организмов и систем растущего организма;

+ содействует закаливанию организма, профилактике простудных заболеваний;

+ формирует здоровьесберегающее и здоровьеукрепляющее двигательное поведение;

+ формирует правильные навыки выполнения основных движений, важных элементов сложных движений;

+ идет ускоренное развитие речи через движение;

+ воспитывает положительное отношение к природе, чувство ответственности за состояние окружающей среды и природы в целом;

+ развивает способность отмечать и производить первичный анализ сезонных изменений в жизни окружающей среды.

Каждый ребенок должен как можно больше бывать на свежем воздухе – это совершенно необходимо для его здоровья. Прогулка – это замечательное время, когда взрослый может постепенно приобщать малыша к тайнам природы – живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных. Это можно делать везде и в любое время года – во дворе городского и сельского дома, в парке, в лесу и на поляне, возле реки, озера или моря. Гуляйте больше со своими детьми и получайте от прогулок как можно больше удовольствия.

Источник

ольга игнатенко
Полезная прогулка

1слайд

Тема моего вытупления сегодня – «Полезная прогулка»

2 слайд

«Ура, прогулка

— подобные детские возгласы педагоги слышат ежедневно, что неудивительно. Ведь для воспитанников в радость вдоволь побегать, попрыгать и поиграть. Однако творчески работающие воспитатели знают, что у каждой прогулки с детьми свои цели и задачи, решение которых не может ограничиваться только выходом из помещений ДОУ на прилегающую территорию. Кроме того, организация прогулок разных видов предполагает соответствующую подготовку и соблюдение нормативных требований. Давайте их вспомним!

3 слайд

Основные задачи прогулки:

Развивает умственные способности и наблюдательность.

Дает возможность знакомить детей с родным городом, его достопримечательностями, трудом взрослых.

Удовлетворяет естественную биологическую потребность ребенка в движении.

Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми.

У детей вырабатывается двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

На прогулке решаются задачи умственного, нравственного, физического, трудового и эстетического воспитания.

Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.

Для того чтобы прогулки были разнообразными и интересными для детей, воспитатели ежедневно планируют их содержание, включая образовательную составляющую и самостоятельную деятельность дошкольников.

4 слайд

Педагог планирует прогулкус учетом множества факторов: погодных условий, возраста детей, их познавательных интересов, имеющегося материала, тематики предыдущей образовательной деятельности. Также необходимо предусмотреть возможность оздоровительного эффекта в физическом и психическом плане. Правильно организованная прогулка — это наиболее доступное средство закаливания детского организма. Ведущей игровой деятельности ребенка, посредством которой он познает мир и органично развивается, на прогулке отводится особая роль.

5 слайд

Структура прогулки:

1. Наблюдение.

2.Подвижные игры: 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, игры на выбор детей, дидактические игры.

3. Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств.

4. Труд детей на участке.

5. Самостоятельная игровая деятельность.

Последовательность проведения прогулок зависимости от:

— от предшествующей деятельности детей

-от времени года

-от индивидуально-возрастных особенностей детей

-от познавательных интересов детей.

6 слайд

Виды прогулок в детском саду

1.По месту проведения:

• на территории участка детского сада;

• за пределами территории детского сада (возможны в старших группах, на небольшие расстояния) .

2.По содержанию:

• традиционная, включающая в себя трудовую деятельность детей (уборка листьев, снега и т. д., подвижные и тихие игры и т. д. ;

•тематическая: состоящая из наблюдений и бесед на конкретную тему (животные, облака, деревья, городской транспорт и т. д., может представлять собой уличную театральную постановку, квест с преодолением несложных препятствий – требует заранее подготовленного сценария;

•целевая: организованный выход за пределы территории детского сада, на небольшое расстояние

• экскурсия

7 слайд

В ходе прогулки возможно интеграция различных образовательных областей, таких как

«Физическое развитие».

«Социально-коммуникативное развитие».

«Развитие речи».

«Познавательное развитие».

«Художественно – эстетическое развитие»

Для ребенка образовательный процесс имеет смысл, если он строится в виде деятельности. Поэтому образовательная составляющая прогулки связана с любым из видов детской деятельности (игровым, коммуникативным, трудовым, двигательным, познавательно-исследовательским, музыкально-художественным, продуктивным) без жесткой ее регламентации.

8 слайд

Прогулка — это не только важный режимный момент, но и замечательный способ развития речи ребёнка.

Читайте также:  Иглы сосны полезные свойства и противопоказания

Воспитание правильной и чистой речи у ребёнка дошкольника – одна из важных задач в общей системе работы по развитию речи в детском саду.Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребёнка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на его характер. В 6-7 лет, а иногда и раньше, дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся молчаливыми, замкнутыми, застенчивыми, а некоторые и раздражительными. Человек с плохо развитой речью становится инвалидом в современном обществе. Большую часть времени ребенок проводит в детском саду. Поэтому нас, как воспитателей, в первую очередь волнует проблема развития речи детей.

9 слайд

Территория нашего детского сада большая и разнообразная: здесь растут берёзы, дубы, клёны, тополя, черёмуха, сирень, липа, каштаны, ели, разные виды кустарника. В тёплое время года клумбы пестрят различными цветами. Имеется огород. Выход на прогулкумы начинаем со слов восхищения: «Обратите внимание, дети, какой прекрасный сегодня день!» На прогулках дети отмечают все, что они видят вокруг себя и стараются выразить свое впечатление словами, а мы должны им в этом помочь.

Березка стройная, белоствольная, зеленая, кудрявая.

Елочка пушистая, колючая, зеленая, пахучая.

Муравей маленький, юркий, трудолюбивый, муравьи дружные.

Облака воздушные, кучерявые, пушистые, белые.

10 слайд

Осенью отмечаем, что солнышко обманчивое, нежаркое, листья на деревьях золотые, пурпурные.

Осень золотая, яркая, разноцветная, теплая, сухая.

Рассматривая листья с разных деревьев,называем их: кленовый, березовый, дубовый, липовый, осиновый, тополиный. Совершая экскурсию по территории детского сада,закрепляем родительный падеж множественного числа: »На нашем участке растут две березы, а там нет берез», »Какие стройные тополя на соседнем участке, а у нас нет тополей» и т. д. Образование и употребление родственных слов, например, показываем детям лист,а они подбирают родственные слова: осиновый листок, лиственный лес, березовый листочек, пушистая лиственница, осенний листопад.

11 слайд, 12 слайд

Во время прогулки я с детьми наблюдаю за окружающим и спрашиваю их о том, какое небо, какой снег на участке, какие листья лежат на земле и т. п. Стараюсь побудить детей слушать и слышать взрослых,задавая вопросы типа: »Кто больше придумает слов об осени? », »Кто точнее скажет о кошке, гуляющей на участке? », »Кто больше назовет перелетных птиц? (деревьев, цветов и пр.) »

13 слайд

Дети с удовольствием работают на огороде детского сада, ухаживают за овощами, собирают урожай. При этом расширяются знания детей, пополняется их словарный запас. Одновременно веду работу по закреплению ранее поставленных детям звуков. Так собирая морковь, можно закрепить звук »щ»,читая шутилку:

Большую морковку зайчишки тащили

Они от морковки чуть – чуть откусили,

Потом захотелось еще откусить,

Потом уже нечего было тащить.

Осенью во время листопада заучиваем стихотворение, в котором закрепляем произношение

звука «с»

Листопад, листопад,

Осыпается сад,

Осыпается лист в лесу,

Сильный ветер свистит,словно всем говорит:

«Скоро снега сюда нанесу!»

14 слайд

С наступлением зимы тоже очень хорошо использовать стихи, потешки, загадки для закрепления произношение звуков.

«Л»

Все бело, бело, бело

Много снегу намело.

«Ш, Ж»

— Воробей, чего ты ждешь?

Крошек хлебных не клюешь?

— Я давно заметил крошки,

Но боюсь сердитой кошки.

СНЕЖОК

На полянку, на лужок

Тихо падает снежок.

Улеглись снежинки,

Белые пушинки.

Но подул вдруг ветерок,

Закружился наш снежок.

Пляшут все пушинки,

Белые снежинки.

Детям очень нравится слушать стихи русских поэтов о природе. Слушая, дети определяют,когда это бывает: в начале, середине или конце сезона, стараются повторить некоторые строки. Таким образом мы учим детей видеть прекрасное вокруг нас, пополняем их словарный запас красивыми эпитетами, определениями.

15 слайд,16 слайд

Задачу развития речи и побуждению к этому через поощрение можно выполнять посредством наблюдения на прогулке за трудом взрослых, прохожими. Здесь место и для беседы о людях труда, которые построили красивый дом или посадили цветы. Надо беречь чужой труд. Дети рассказывают, кем работают их родители, гордятся ими.

17 слайд

Вспомните, как загораются глаза у детей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них,когда вы говорите: «А сейчас мы с вами, ребята, поиграем в одну интересную игру!» Здесь даже не нужно быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка

18 слайд,19 слайд

Начинаем играть. Дети, не задумываются над тем, что предоставленная им возможность рассказать правила игры, похвала или поощрение за правильный рассказ в виде желаемого положения в игре (водящий, первый, лучшее место и т. д.) – это тоже развитие их речи. Вот игра «Кто ушел?» Ребенку просто необходимо назвать товарища, который ушел из его поля зрения. Если водящий затрудняется,дети подсказывают: «А у него белый шарф» и т. д. Подобная игра «Узнай по описанию». Ведущий ребенок, глядя на своих товарищей описывает кого-либо. Водящий ребенок должен отгадать, кого он описывает и назвать имя. А такая игра, как «У медведя во бору» заставляет проговаривать слова, вызывает бурю эмоций и, опять же — формирует четкую речь, закрепляет произношение звука «р»

Читайте также:  Для чего полезна углеводы и белки

Условия игры: Дети произносят стихотворение

У медведя во бору,

Грибы ягоды беру,

А медведь ворчит

И на нас рычит:

Р – Р – Р (у – у – у) .

20 слайд

Есть такая замечательная игра «Лохматый пёс»:

Вот сидит лохматый пес

В лапы свой уткнувши нос.

Подойдем к нему разбудим,

И посмотрим, что же будет.

Громко и весело повторяют дети такие слова. Ребенок, изображающий пса,проявляет характер: некоторые сразу же бросаются за детьми, чтобы поймать одного из них и усадить на свое место, другие проявляют артистические способности – то делают вид, что крепко спят, то тихонечко скулят, то рычат, гавкают. После игры можно привлечь детей к обсуждению её результатов, оценке своего поведения и своих товарищей.

21 слайд

Очень нравится детям играть на прогулке в речевые игры:

Какой?

Для обогащения речи именами прилагательными.

Мяч какой? – большой, маленький, круглый, резиновый, упругий, красный, кожаный.

Что могут делать?

22 слайд

Игра для увеличения запаса глаголов.

Что может делать собака? – лаять, ходить, бегать, кусаться, сторожить, охранять, кушать, рычать… .

Назови ласково (также можно играть с мячом)

Например: птица — птичка, кошка — кошечка и т. д.

Потому что…

Включение в речь союзов и предлогов делает речь плавной, логичной, цельной. Развивайте эту способность у ребёнка,рассуждая и отвечая на вопросы:

На улице много луж, потому что…

Почему ты одел тёплую куртку? и т. д.

23 слайд

Во время сюжетно-ролевых игр дети совершенствуют диалогическую речь, развивают навыки монологической речи. Овладение монологической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников, так как она вбирает в себя развитие всех сторон речи – лексики, грамматики, фонетики. Во время сюжетных игр у детей идет опосредованное общение через игрушку.

Перед каждым воспитателем детского сада стоит задача — создать дружный организованный коллектив, научить детей играть. Сюжетно- ролевая игра—как средство эмоционального, познавательного и коммуникативного развития дошкольников.. Правильная организация сюжетно- ролевых игр помогает детям становиться коммуникабельными, доброжелательными.

24 слайд

Игры могут быть разные: это и простые в «Дочки- матери», «Семья», «Ты — врач, а я доктор»….,сложнее: «Магазин», «Больница», «Парикмахерская»… Все сюжетно- ролевые игры можно проводить и на прогулке. Конечно, нужно ориентироваться на время года. Такие игры, как «Больница», «Парикмахерская», «Почта», лучше проводить в теплое время года, когда аттрибуты можно вынести на улицу. На прогулке можно организовывать сюжетно- ролевые игры с исследовательским направлением. Что это значит? В ходе игры дети должны что-то новое узнать, сами до чего-то догадаться. Например, сюжетно-ролевая игра в зимнее время «Путешествие в лес».Заранее назначаются дети зайчиком, медведем, лисой, птичками так, чтоб другие дети не заметили. Воспитатель берёт на себя роль экскурсовода (для детей это сложно, проходим по участку и встречаем по очереди «зверюшек» и «птичек». Во время встречи беседуем, как им живется в лесу, чем они питаются. Дети принимают активное участие в беседе, жалеют лесных жителей. В ходе игры дети делятся знаниями, узнают больше, кто из зверей как зимует. Такие игры помогают развивать речь, расширяют словарный запас детей. Любая сюжетно-ролевая игра на прогулке обязательно многому научит детей, если воспитатель правильно спланирует ее и поставит нужные задачи. Самое главное – умело руководить игрой, ненавязчиво что-то предлагать, уводить грамотно от неправильных решений и выводов.

25 слайд

Индивидуальная работа на прогулке тщательно планируется. При этом учитываются рекомендации узких специалистов. Это может быть отработка звукопроизношения, заучивание стихов, беседа. Важно, чтобы ребенок, с которым ведется индивидуальная работа, понимал ее необходимость и охотно выполнял предложенные задания.

26 слайд

И еще один вид деятельности на прогулке, не прописанный в методических пособиях и санитарных нормах — это ОБЩЕНИЕ.

Просто усадите детей рядом, расскажите какую-нибудь историю, задайте по ней вопросы. Рассмотрите книжки о природе, профессиях, покажите наборы картинок. Распросите, что дети больше всего любят, как собираются проводить выходные.

Поверьте, иногда живое общение, интерес к рассказам ребенка могут быть ему приятнее и уместнее, чем даже самые увлекательные игры.

Повседневное общение даёт воспитателю возможность обогащать словарь детей. Например, во время ежедневного одевания и раздевания с детьми разговаривают о том, что они надевают или снимают, какого цвета одежда, из какого материала она сшита,а также о других внешних признаках: мягкая, пушистая, полосатая, длинная, тёплая, новая и т. д.

Например: дети, молча, одеваются на прогулку. Воспитатель рассказывает обо всём,что они надевают: «Сначала дети надевают брюки. Они разные. У Саши — зелёные, у Никиты — синие, у Маши — коричневые,. У Жени ботинки со шнурками, а у Ани — с ремешком, у Кати — сапоги,.»

27 слайд

Чем еще привлекательны прогулки для развития речи — так это тем, что речевые ситуации, во время которых активно обогащается словарный запас детей, возникают совершенно естественно, по мере того, как тот или иной предмет попадает в поле зрения ребенка.

Таким образом, правильная организация и проведение прогулки способствует не только укреплению здоровья и развитию двигательной активности детей, но и является самым действенным средством развития речи ребенка.

Источник