Полезные рекомендации для педагогов от психолога

Полезные рекомендации для педагогов от психолога thumbnail

Как помочь подростку справиться с компьютерной зависимостью?

Компьютерная зависимость – это одна из наиболее распространенных проблем для подростков. Она чаще развивается у подростков, у которых есть такие психологические проблемы как конфликты с родителями, недостаток социальной поддержки, одиночество, низкая самооценка.

С помощью ухода в компьютерную реальность подросток стремится отвлечься от проблем и удовлетворить потребности, которые он не может удовлетворить в реальной жизни: ему важно ощутить, что есть вещи, которые у него хорошо получаются и почувствовать, что он связан с другими людьми (пусть и виртуально).

Особые возможности подросткам предоставляют видео – игры, в которых виртуальная реальность позволяет экспериментировать со своей идентичностью (подростки могут быть более раскованными, чем в реальном мире или участвовать в игре в роли лидера).

Компьютерная зависимость характеризуется ненасыщаемостью. Сколько подросток не проводит времени за компьютером, все равно возникает ощущение: «чего-то не хватило».

Погрузившись в виртуальный мир, подростки могут забывать о сне, еде, общении с людьми, занятиях спортом. План «поиграть всего несколько минут» превращается в погружение в игру на много часов.

Итогом чрезмерного увлечения компьютерными играми могут быть проблемы со здоровьем и нарушение отношений с друзьями и близкими, потеря интереса к учебе.

При этом, большинство подростков не признают существование проблемы: они занимают защитную позицию, утверждают, что не делают ничего особенного и проводят за компьютером времени не больше своих сверстников.

Что же могут сделать родители, чтобы помочь подросткам справиться с компьютерной зависимостью?

Прежде всего, необходимо помнить, что родители должны согласовать свои действия между собой. Несогласие между родителями может свести на нет все усилия по противодействию компьютерной зависимости.

Кроме того, для того, чтобы помочь ребенку справиться с компьютерной зависимостью, необходимо установить с ним доверительный контакт, отношения взаимопонимания. В противном случае, любые действия родителей будут наталкиваться на активное сопротивление ребенка, просто из принципа «на зло».

Известный американский специалист по компьютерной зависимости Кимберли Янг предложил родителям чрезмерно увлеченных компьютером детей руководствоваться следующими правилами:

1. Ограничить время для компьютерных игр. Родитель, а не сами дети должны решать, сколько времени они пробудут за компьютером. Иногда для введения подобных ограничений полезно использовать соответствующее программное обеспечение.

2. Установить для ребенка перерыв каждые двадцать минут для того, чтобы дать отдохнуть глазам и мускулам. Такой перерыв напомнит ребенку, о существовании реального мира вне монитора.

3. Поощрять детей на то, чтобы играть в обучающие игры, а не просто в развлекательные.

4. Предложить ребенку другое занятие, с помощью которого он мог бы добиться уважения окружающих (например, спорт, игра на музыкальных инструментах или настольные игры).

5. Помочь ребенку справиться с трудностями в школе (никогда нельзя точно определить, являются ли плохие оценки следствием чрезмерного увлечения компьютером, или наоборот, ребенок садится за компьютер, чтобы отвлечься от школьных проблем).

Чтобы помочь ребенку избавиться от компьютерной зависимости надо не только запретить подростку проводить слишком много времени за компьютером, но и помочь ему в решении психологических задач: поиске себя, формировании устойчивой самооценки, развитию отношений с окружающими в реальном мире. Это поможет подростку заменить компьютер, чем-то не менее интересным в реальной жизни. В некоторых случаях, усилий самих родителей может быть недостаточно, и тогда семье имеет смысл обратиться к психотерапевту.

Психолог Геронимус Иван Александрович

Источник: https://psycabi.net/detskaya-psikhologiya/4710-kak-pom..

Источник

????ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ????
Дистанционное образование в силу ряда своих особенностей (удаленность, опосредованное общение, преобладание самоконтроля учащихся над контролем со стороны педагога) диктует необходимость психологического сопровождения данного процесса и обеспечения психологического комфорта его участникам.

В своей работе дистанционный педагог сталкивается с определенными трудностями психологического характера. Это могут быть сложности в организации деятельности учащихся, в определении их индивидуальных особенностей и выборе стиля педагогического общения, проблемы повышения и поддержания мотивации обучения, создания благоприятного социально-психологического климата в группе.

При дистанционном обучении чаще всего педагог не может непосредственно наблюдать за эмоциями обучающихся (невербальными компонентами коммуникации), отслеживать моменты беспокойства или непонимания и оперативно реагировать на потребности участников.
Спектр работы психолога с участниками дистанционного обучения довольно широкий.

В первую очередь, психолог работает над созданием атмосферы доверия и взаимной поддержки обучающихся и преподавателей, формирует мотивацию активного участия обучающихся в образовательном процессе, разрабатывает рекомендации по вопросам психологического сопровождения участников дистанционного обучения.

Читайте также:  Чем полезны ванны из пищевой соли

Важным моментом является исследование уровня развития и особенностей протекания познавательных процессов в дистанционном обучении, помощь в преодолении трудностей, связанных с восприятием учебного материала в условиях интерактивной образовательной среды.

Психолог также изучает индивидуальные личностные особенности, характер межличностных отношений участников дистанционного обучения, с целью обеспечения индивидуально-дифференцированного подхода и разработки индивидуальных маршрутов.

Сведения об особенностях личности обучаемых (самооценка, характер мотивации, уровень тревожности, особенности познавательной сферы и др.) позволяют педагогу оперативно определить стиль взаимодействия с каждым из обучаемых, выявить возможные трудности в процессе обучения, подобрать методы оказания поддержки и помощи.

Психолог может помочь сетевому педагогу сформировать состав учебных групп (дать прогноз совместимости и результативности), выбрать оптимальный стиль общения с той или иной группой учащихся, отслеживать групповую динамику, формировать благоприятный климат в образовательной среде. При необходимости психолог включается в урегулирование спорных ситуаций между участниками образовательного процесса, выступая в роли посредника, медиатора.

Остановлюсь на двух наиболее важных с психологической точки зрения моментах – эмоциональном состояния участников дистанционного обучения и проблеме повышения мотивации.

Характерный для дистанционного обучения ряд особенностей влияет на психоэмоциональное состояние участников. Когда процесс образования интересен, затрагивает учеников эмоционально, он становится гораздо более эффективным.

С одной стороны, отсутствие непосредственного контакта между обучающимися и преподавателем, снижает степень личного влияния педагога на эмоциональное окрашивание получаемых знаний. С другой стороны, при дистанционном обучении основной упор делается на активизацию творческих способностей, инсайты, в этом плане здесь больше возможностей для переживания положительных эмоций от достижений, результатов обучения.

При дистанционном образовании обучающиеся получают меньше положительных эмоций в сфере межличностных отношений, ведь общаясь, мы всегда так или иначе эмоционально реагируем на окружающих. Поэтому желательно создавать объединения учащихся, включать мероприятия, направленных на командообразование с целью сплочения дистанционной учебной группы, моделировать ситуации командного взаимодействия, что будет обогащать эмоциональные переживания учащихся, повышает эффективность взаимодействия между ними и усвоение знаний.

В поисках методов повышения мотивации участников дистанционного обра

Источник

Елена Русинович
Рекомендации педагога-психолога для специалистов по работе с трудными детьми

Рекомендации по работе с трудными детьми.

«Тревожные дети»

Для руководителя физического воспитания:

Не заставлять делать только что разученное упражнение

Использовать приемы для снятия мышечного напряжения

Задание для ребенка облекать в форму просьбы

Способствовать повышению самооценки ребенка; выработать систему положительных оценок (поощрений) такого ребенка в присутствии группы

Избегать состязаний и каких либо упражнений, основанных на скорости

Не сравнивать ребенка с окружающими

Чаще использовать телесный контакт, упражнения на релаксацию

По возможности объяснять новый материал на знакомых примерах

Чаще обращаться к ребенку по имени.

Для музыкального руководителя:

Стараться давать посильные задания

Способствовать повышению самооценки ребенка; выработать систему положительных оценок (поощрений) такого ребенка в присутствии группы

При выполнении заданий необходим общий положительный эмоциональный фон

Недопустимо сравнивать ребенка с кем-либо

Включать в занятия слушание спокойной классической музыки

Желательно не ставить тревожного ребенка в ситуации публичного выступления

По возможности объясняйте новый материал на знакомых примерах

Чаще обращайтесь к ребенку по имени

Хвалить ребенка даже за незначительный успех

Использовать релаксационные техники

Для учителя-дефектолога:

Замечания озвучивать только в индивидуальной форме

Создавать на занятиях благоприятный эмоциональный фон

Задание для ребенка облекать в форму просьбы

Способствовать повышению самооценки ребенка; выработать систему положительных оценок (поощрений) такого ребенка в присутствии группы

Недопустимо сравнивать ребенка с кем-либо

По возможности объясняйте новый материал на знакомых примерах

Чаще обращайтесь к ребенку по имени

Хвалить ребенка даже за незначительный успех

Использовать телесный контакт, контакт глаз

«Агрессивные дети»

Для руководителя физического воспитания:

Пресекать любые агрессивные действия: останавливать спокойно, с невозмутимым лицом, действуя при минимуме слов

Давать задания, требующие повышенной физической нагрузки

Давать посильные поручения, хвалить за хорошо выполненное задание

Включать в игры, способствующие выработки у детей терпимости и взаимовыручки

Сохранять спокойный эмоциональный тон

Хвалить позитивные поступки для закрепления нового стиля поведения

При выполнении упражнений не ставить ребенка в пару с медлительным, тревожным сверстником

Для музыкального руководителя:

Пресекать любые агрессивные действия: останавливать спокойно, с невозмутимым лицом, действуя при минимуме слов

Читайте также:  Кедровое масло из алтая полезные свойства

Придерживаться постоянства и последовательности в требованиях к ребенку

Использовать в работеэтюды на устранения агрессии: «Баба Яга», «Два сердитых мальчика», «Гневная Гиена» и другие

Сохранять спокойный эмоциональный тон

Использовать релаксационные техники

Активно вовлекать ребенка в танцевальные номера

Для учителя-дефектолога:

Пресекать любые агрессивные действия: останавливать спокойно, с невозмутимым лицом, действуя при минимуме слов

Придерживаться постоянства и последовательности в требованиях к ребенку

Замечания озвучивать только в индивидуальной форме

Грамотно чередовать нагрузку с отдыхом

Проводить тематические беседы для демонстрации непривлекательности агрессивного поведения

Для развития навыка владения собой использовать следующие игры: «Посчитал до десяти я и решил», «Гнев на сцене» и другие

Чтение сказок и рассуждение на тему, кто как себя чувствует, какое у него настроение (герои сказок)

«Повышенная двигательная активность, неустойчивость внимания»

Для руководителя физического воспитания:

Давать ребенку конкретные, четкие, короткие инструкции

Организовывать подвижные игры, развивающие умение подчиняться речевому сигналу педагога с переключением внимания и мобилизации волевых усилий

Использовать игры и физические упражнения на снятие мышечного напряжения

При необходимости применять позитивный физический контакт (погладить ребенка по голове, взять за руку)

Предоставлять ребенку возможность выбора

Направлять лишнюю энергию ребенка в полезное русло — во время занятия попросите его помочь убрать игрушки, сложить атрибуты и т. д

Избегать монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена игр и упражнений

Чтобы привлечь внимание ребенка, задайте неожиданный вопрос, отреагируйте неожиданным для ребенка образом

Для музыкального руководителя:

Давать творческие, развивающие задания, избегать монотонной деятельности

Рекомендуется частая смена игр и упражнений

Если ребенку предстоит выполнить большое задание, то оно должно предлагаться ему в виде последовательных частей, и педагог периодически должен контролировать ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы

Не скупиться на похвалу и положительную оценку успехов

Включать в занятия слушание спокойной классической музыки

Использовать релаксационные техники

Использовать в работеэтюды на интерес и сосредоточение: «Лисичка подслушивает», «Что там происходит?», «Кузнечик» и другие

Для учителя-дефектолога:

Рекомендуется частая смена игр и упражнений

Если ребенку предстоит выполнить большое задание, то оно должно предлагаться ему в виде последовательных частей, и педагог периодически должен контролировать ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы

Не скупиться на похвалу и положительную оценку успехов

Наибольшая результативность достигается при индивидуальных формах работы

Активно использовать игры на развитие внимания: «Сравни картинки», «Зачеркни все буквы…», «Ухо-нос», «Найди отличия в картинках», «Запретное слово», «Что перепутал художник», лабиринты, графические диктанты, задачи в стихах и другие

Использовать игры и упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксации)

Искать слова поддержки даже в ситуации неуспеха ребенка

«Застенчивые дети»

Для руководителя физического воспитания:

Способствовать повышению самооценки ребенка; выработать систему положительных оценок (поощрений) такого ребенка в присутствии группы

Если ребенок отказывается от игры с другими детьми, можно предложить ему роль наблюдателя

В играх эстафетного характера не ставить ребенка первым

Не сравнивать ребенка с окружающими

Важно подбадривать и хвалить застенчивого ребенка, отмечая все его достижения

Чаще обращаться к ребенку по имени

Для музыкального руководителя:

Стараться давать посильные задания

Способствовать повышению самооценки ребенка; выработать систему положительных оценок (поощрений) такого ребенка в присутствии группы

Нельзя заставлять ребенка взаимодействовать с другими детьми, если он этого не желает

При выполнении заданий необходим общий положительный эмоциональный фон

Давать небольшие роли в детских кукольных театрах, давать роли не свойственные ребенку (смелые, решительные)

Недопустимо сравнивать ребенка с кем-либо

Использовать игры на развитие коммуникации: «Комплименты», «Ладонь в ладонь», «Интервью», «Приглашение», «Вежливые слова» и другие

Чаще обращайтесь к ребенку по имени

Хвалить ребенка даже за незначительный успех

Для учителя-дефектолога:

Замечания озвучивать только в индивидуальной форме

Создавать на занятиях благоприятный эмоциональный фон

Способствовать повышению самооценки ребенка; выработать систему положительных оценок (поощрений) такого ребенка в присутствии группы

Недопустимо сравнивать ребенка с кем-либо

Подбадривать и хвалить застенчивого ребенка, отмечая все его достижения

Чаще обращайтесь к ребенку по имени

Чаще обращаться к застенчивому ребенку с вопросами и обязательно дождаться от него ответа

Использовать игры на развитие коммуникации: «Комплименты», «Ладонь в ладонь», «Интервью», «Приглашение», «Вежливые слова» и другие

«Медлительные, плаксивые дети»

Для руководителя физического воспитания:

Читайте также:  Что такое обрат и чем он полезен

Вызывать интерес к играм высокой подвижности

Совершенствовать игровые навыки ребенка, доводить их до автоматизма

Включать игры со сменой темпа движения (ходьба-бег-ходьба и др.)

Поощрять координированность действий ребенка с действиями партнеров

Не следует стремиться включать ребенка в игры, в которых он может оказаться не на высоте

Поощрять такие качества ребенка, как точность, аккуратность, основательность

Включать ребенка в игровые объединения с доброжелательными сверстниками

Не сравнивать ребенка со сверстниками

Для музыкального руководителя:

Любое задание на быстрое или ограниченное выполнение какого-либо действия, ограниченного по времени надо давать на положительном эмоциональном фоне, в игре

Включать ребенка в танцы со сменой темпа движения

Включать в занятия слушание классической музыки разного характера

Способствовать повышению самооценки ребенка; выработать систему положительных оценок (поощрений) такого ребенка

Пожелания, задания, просьбы должны быть четкими и ясными

Придерживаться ровного тона, доброжелательного обращения к ребенку

Недопустимо сравнивать ребенка с кем-либо

Для учителя-дефектолога:

Контролировать темп выполнения заданий ребенком (ребенок выполняет в своем темпе)

Не проявлять спешки в работе с медлительным ребёнком. Не подгонять его

Давать чёткие, понятные инструкции

Создавать на занятиях благоприятный эмоциональный фон

Способствовать повышению самооценки ребенка; выработать систему положительных оценок (поощрений) такого ребенка

Недопустимо сравнивать ребенка с кем-либо

Подбадривать и хвалить медлительного ребенка, отмечая все его достижения

Включать игры на развитие внутреннего торможения: «Летает, не летает», «Съедобное, не съедобное», «Запретное движение», «Ухо-нос» и другие

Использовать в работе пальчиковую гимнастику

Источник

Создайте Ваш сайт учителя

Курсы ПК и ППК
Видеоуроки

Олимпиады
Вебинары для учителей

  1. Главная
  2. Психологу
  3. Прочее
  4. Рекомендации педагогам от психолога

Рекомендации будут полезны как молодым педагогам, так и педагогам со стажем

Просмотр содержимого документа

«Рекомендации педагогам от психолога»

Рекомендации педагогам по профилактике эмоционального выгорания

  1. Определите для себя главные жизненные цели и сосредоточьте усилия на их достижении.

  2. Каждое утро, поднимаясь из кровати, думайте о чем-то хорошем, улыбнитесь, напомните себе, что все будет хорошо, а вы обворожительны и прекрасны, у вас замечательное настроение.

  3. Планируйте не только свое рабочее время, но и свой отдых. Устанавливайте приоритеты.

  4. Особенное место отводите отдыху и сну. Сон должен быть спокойным, не менее 7-8 часов. Перед сном можно приготовить успокаивающую ванну с аромамаслами.

  5. Используйте на протяжении дня короткие паузы (минуты ожидания, вынужденной бездеятельности) для расслабления.

  6. Не сгущайте тучи! Не делайте из мухи слона!

  7. Руководите своими эмоциями! Закройте глаза. Представьте берег моря. Руки поднимите вверх и разведите в сторону. Почувствуйте силу энергии. Сложите руки на животе.

  8. Не пренебрегайте общением! Обсуждайте с близкими вам людьми свои проблемы.

  9. Найдите место для юмора и смеха в вашей жизни. Когда у вас плохое настроение, посмотрите кинокомедию, посетите цирк, почитайте анекдоты.

  10. Не забывайте хвалить себя!

  11. Улыбайтесь! Даже если не хочется (1-1,5 хв.).

  12. Находите время для себя: примите расслабляющую ванну, почитайте любимую книгу, сделайте косметические процедуры и тому подобное! Устраивайте для себя небольшие праздники!

  13. Станьте энтузиастом собственной жизни!

  14. Предпримите шаги для устранения причин напряжения.

  15. Проблемы не нужно переживать, их нужно решать!

  16. Умейте отказывать вежливо, но убедительно!

  17. Если негативные эмоции захватили вас во время общения, то сделайте паузу, помолчите несколько минут, посчитайте до 10, выйдите из помещения, займитесь другим видом деятельности: переберите бумаги на столе, поговорите со своими коллегами на нейтральные темы, подойдите к окну и посмотрите в него, рассмотрите уличное движение, небо, деревья, порадуйтесь погоде, солнцу.

  18. Делайте дни “информационного отдыха” от ТВ и компьютера. Почитайте что-то.

  19. Посещайте музеи, выставки, театр, концерты.

  20. Наилучшим средством для снятия нервного напряжения являются физические нагрузки – физическая культура и физический труд. Очень полезным также есть расслабляющий массаж. Замечательным средством достижения внутреннего равновесия является йога, дыхательная гимнастика, релаксация.

  21. Музыка – это тоже психотерапия.

  22. Отдыхайте на природе, ведь такой отдых замечательно успокаивает нервную систему и делает человека добрее.

Успехов Вам и внутреннего равновесия!

2

Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Прочее

Целевая
аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Евтихова Екатерина Александровна

Дата: 22.01.2017

Номер свидетельства: 382547

Источник