Полезные шпаргалки по химии 9 класс
Вы хотите познавать химию и профессионально, и с удовольствием? Тогда вам сюда! Автор методики системно-аналитического изучения химии Богунова В.Г. раскрывает тайны решения задач, делится секретами мастерства при подготовке к ОГЭ, ЕГЭ, ДВИ и олимпиадам
Ой, как это мы позабыли о 9-х классах! Завтра уже ОГЭ по химии, а мы все ЕГЭ никак не выкашляем. Вот так всегда — ставка на сильного, впередиидущего, а все остальные просто подтягиваются.
Не торопитесь соглашаться и поддакивать. Задайтесь вопросом, как нужно изучать химию? Ежегодными кусками с повышением уровня сложности? Ребята дорогие, при таком подходе (методике) вы даже не поймете, какой предмет изучаете! Есть определенная структура (система) предмета. Ее и нужно изучать!
Я работаю репетитором более 30 лет и никогда не делила учеников на классы. Мы просто поднимаемся по ступеням системы химии или биологии. Скорость подъема (изучения предмета) определяется временем, которое имеется до защиты знаний (экзамена) — год, два или три (я не работаю с более ранним возрастом). В минигруппах учатся ребята из разных классов. Девятые и десятые классы тянутся за одиннадцатыми. Часто бывает наоборот, когда рулят девятые классы. Тогда у одиннадцатиклассников формируется стойкая мотивация на учебу — стыдно быть лузером среди мелких. Совместное участие в процессе изучения предмета и обмена опытом объединяет ребят (я бы даже сказала, духовно роднит), они начинают общаться и после занятий. Дружба продолжается во время учебы в ВУЗе, где более старшие опекают тех, кто поступил позже. Это замечательно! Ребенок, взрослея, не только изучает биологию и химию, адаптируясь к учебе в высшей школ, но и проходит стадию социализации среди более опытных сотоварищей.
Однако, я отвлеклась. Сегодня, за сутки до ОГЭ по химии, я хочу подарить своим ученикам и всем моим любимым читателям замечательную шпаргалку, которую легко можно пронести на экзамен!
— Как так?! — возмутятся в Рособрнадзоре!
— А вот так! — отвечу я.
Во-первых, это не обычная шпаргалка, а логическая схема, которая очень легко запоминается. Во-вторых, такую схему легко пронести в голове (здесь, уж точно, никакой детектор не обнаружит и камеры не просекут).
В качестве подарка хочу предложить схему изменения свойств элементов (и, соответственно, веществ) по Периодической Системе.
Основные понятия
1) Неметаллы (Н на схеме) — на внешнем (валентном) электронном уровне имеют 4-7 электронов, легко принимают электроны
С неметаллическими свойствами связаны кислотные свойства оксидов и кислородсодержащих кислот: чем активней неметалл, тем сильнее кислота (при одинаковой степени окисления элемента)
2) Металлы (М на схеме) — на внешнем (валентном) электронном уровне имеют 1-3 электрона, легко отдают электроны
С металлическими свойствами связаны основные свойства оксидов и гидроксидов: чем активней металл, тем сильнее основание.
3) Электроотрицательность (ЭО на схеме) — способность атома притягивать к себе электроны (и свои, и чужие).
Электроотрицательность тесно коррелирует (соотносится) с неметаллическими свойствами и окислительной активностью. Это хорошо видно на схеме.
4) Радиус атома (РА на схеме) — расстояние между атомным ядром и самой дальней орбитой электронов в электронной оболочке атома.
Радиус атома тесно коррелирует (соотносится) с металлическими свойствами и восстановительной активностью. Это видно на схеме.
С радиусом атома связаны кислотные свойства бескислородных кислот: чем больше радиус атома, тем сильнее бескислородная кислота (HF<HCl<HBr<HI)
5) Энергия ионизации (ЭИ на схеме) — количество энергии, которое атом должен поглотить для освобождения электрона; образуется ион-катион (+ заряжен положительно).
Энергия ионизации коррелирует с электроотрицательностью: чем больше электроотрицательность, тем больше энергия ионизации.
Энергия ионизации и радиус атома связаны обратной зависимостью: чем больше радиус атома, тем меньше энергия ионизации.
6) Сродство к электрону (СЭ на схеме) — энергия, которая выделяется или поглощается в процессе присоединения электрона к свободному атому; образуется ион-анион (- заряжен отрицательно).
Сродство к электрону численно равно, но противоположно по знаку энергии ионизации: чем выше энергия ионизации, тем ниже энергия сродства к электрону (и наоборот).
7) Окислительная активность (О на схеме) — способность отбирать электроны у других атомов.
Окислительная активность коррелирует с неметаллическими свойствами и электроотрицательностью. Это видно на схеме.
8) Восстановительная активность (В на схеме) — способность отдавать валентные электроны (электроны внешнего уровня) другим атомам.
Восстановительная активность коррелирует с металлическими свойствами и радиусом атома. Это хорошо видно на схеме.
Схема изменения свойств по ПСЭ
NB! Схема касается только элементов главных подгрупп!!!
Для желторотиков — смотрим только элементы, расположенные в розовых и желтых клеточках
Все, о чем было сказано в сегодняшней статье, относится к важнейшим понятиям химии. В ОГЭ это представлено в заданиях 2 и 16.
Вы хотите поступить в медицинский? Обязательно посетите мой сайт Репетитор по химии и биологии. Здесь вы найдете огромное количество задач, заданий, теоретического материала и познакомитесь с моими учениками, многие из которых уже давно закончили ВУЗы и, работая врачами, спасают наши с вами жизни.
На странице ВК я анонсирую свои публикации, вебинары, уроки, рассказываю и показываю решение задач и заданий, выкладываю новинки теоретического материала, конспекты и лекции (бесплатно). Добавляйтесь ко мне в друзья, и вы всегда будете в курсе всех событий, связанных с подготовкой к ЕГЭ, ДВИ, олимпиадам!
Полный каталог статей репетитора Богуновой В.Г. вы найдете на странице сайта Статьи репетитора
Подписывайтесь на YouTube-канал Репетитор по химии и биологии. Здесь ежедневно появляются новые вебинары, видео-уроки, видео-консультации, видео-решения.
Репетитор по химии и биологии кбн В.Богунова
Источник
Кислоты –электролиты при диссоциации которых образуются катионы водорода и анионы кислотного остатка Дополнение
Изменение цвета индикаторов:
фенолфталеин – бесцветный,
лакмус – розовый,
метилоранж – красный.
1.Взаимодействие кислот с основаниями.
HNO3 + NaOH →NaNO3 + H2O
2 Al(OH)3 + 3 H2SO4 →Al2(SO4)3 + 6 H2O. Серная кислота( концентрированная) с углеродом
Серная кислота( концентрированная) с серой
2 Н 2SO4 (конц) + S → 3SO2↑+ 2Н2О
2. А.Взаимодействие кислот с металлами до водорода H2SO4+Zn→ZnSO4+H2↑
Серная и азотная концентрированная кислоты не реагируют при обычных условиях с Al,Fe, Cr
Из азотной кислоты ( HNO3 )не один металл не вытесняет водород Серная кислота( концентрированная) с фосфором
Серная кислота( концентрированная) с сахаром
С12Н22О11 + 2 Н2SО4 →11C + 2 SO2 + CO2 + 13 H2O
Серная кислота( концентрированная) с сероводородом Н2SO4+Н2S = SO2 + 2Н2O + S
Б) с металлами после водорода без вытеснения
водорода
2H2SO4+Cu →CuSO4+2H2O + SO2↑
Cu + 4 HNO3(конц.) →Cu(NO3)2 + 2 NO2↑+2 H2O
В) металлы после водорода не реагируют с бескислородными кислотами
HCl + Сu≠ Н2S (раствор)+ Сl2 →2НСl (раствор)+ S
Н2S (газ) + Сl2→2НСl (газ)+S
Н2S (раствор)+ Вг2 →2НВг (раствор) + S
Н2S (газ) + Вг2 →2НВг (газ) + S
Н2S (раствор) + I2 (раствор) →2НI (раствор) + S
ЗН2S+ 8HNO3→ЗН2SO4+8NО+4Н2O
Н2S +2FeCl3 →2FeCl2 + 2НСl + S
2Н2S +SO2→ 2Н2O + 3S
Н2S +Н2SO4 → SO2 + 2Н2O + S
2H2S +4Ag+ O2=2Ag2S +2Н2O
Н2SO3 + Сl2+Н2O → Н2SO4 + 2НСl,
Н2SO3 + Вг2 + Н2O →Н2SO4 + 2НВг,
Н2SO3 + I2+Н2O → Н2SO4 + 2НI
5Н2SO3+2КMnO4 → 2MnSO4 + К2SO4 + 5Н2SO4 + ЗН2O
Н2SO3 + Н2O2→ Н2SO4 + Н2O
2HNO3 +S →Н2SO4 + 2NO
6HNO3 (конц., гор.) + S → H2SO4 + 6NO2↑ + 2Н2O
5HNO3 (конц., гор.) + Р (красн.) → Н3РO4 + 5NO2↑ + Н2O
2HNO3 (конц., гор.) + SO2 → H2SO4 + 2NO2↑
3. Взаимодействие кислот с основными оксидами (оксидами металлов) амфотерными оксидами и смешанными оксидами
2 HCl+CaO →CaCl2+H2O
AI2O3 + 6HCl →2AlCl3 + 3H2O
Fe3O4 + 8HCl→ FeCl2+ 2FeCl3 + 4H2O
4. А. кислоты с солями А ) новая соль выпадает в осадок
CuSO4 + H2S = CuS ↓+ H2SO4
Образование кислой соли
Na2SO4 + H2SO4 → 2NaHSO4.
4. кислоты с солями Б. образуется газообразное вещество
2HCl + Na2CO3 →2NaCl + CO2↑ + H2O
4. кислоты с солями В) образуется кислота в осадке
Na2Si O3 + 2HCl → H2Si O3↓ +NaCl5При нагревании некоторые кислоты разлагаются:
H2SiO3 H2O + SiO2.
Слабые кислоты ( нестабильные сразу разлагаются на оксид и воду)
H2SO3↔ H2O + SO2.↑
H2СO3↔ H2O + СO2.↑
2HCl + SO3 = Cl2 + H2O + SO2
Основания сложные вещества при диссоциации которых образуются ионы металла и гидрооксид ионы Изменение цвета индикаторов:
фенолфталеин – малиновый,
лакмус – синий,
метилоранж – желтый
1.Взаимодействие оснований с кислотами:
H3PO4 + 3 NaOH →Na3PO4 + 3 H2O
H3PO4+Fe(OH)3→FePO4+3H2O 5. Взаимодействие щелочей с неметаллами:
6NaOH + 3Cl2 5NaCl + NaClO3 + 3H2O
2NaOH + Cl2 NaCl + NaClO + H2O
АМФОТЕРНЫЕ ОСНОВАНИЯ
Al(OH)3 + NaOH Na[Al(OH)4],
Al(OH)3 + NaOH NaAlO2 + 2H2O
2Fe(OH)3 + Na2O 2NaFeO2 + 3H2O
Zn(OH)2 + 2NaOH →Na 2ZnO2 + 2H2O
ZnO + 2KOH → K 2ZnO2 + H2O
ZnO + 2HNO3→Zn(NO3)2 + H2O
2Al + 2NaOH + 6H2O →2Na[Al(OH)4] + 3H2
2Al + 2NaOH + 2H2O 2NaAlО2 + 3H2
2 основания реагируют с солями:
А.) новое основание выпадает в осадок
FeCl3 + 3 NaOH → Fe(OH)3 ↓+ 3 NaCl
Б) новая соль выпадает в осадок
Ca(OH)2 + К2SO4 →CaSO4↓ + 2KOH
В) образуется газообразное вещество
NaOН +NH4Cl →NH3↑+ NaCl+ H2O 3. основания реагируют с кислотными оксидами и амфотерными
СO2 + Ca(OH)2→CaCO3 + H2O
P2O5 + 6KOH →2K3PO4 + 3H2O
2NaOH + Al2O3 2NaAlO2 + H2O
4. нерастворимые основания при нагревании разлагаются на оксид и воду:
Cu(OH)2 → CuO + H2O (при нагревании)
2 Fe(OH)3 →Fe2O3 + 3 H2O (при нагревании Соли: сложные вещества электролиты при диссоциации которых образуются катионы металла( или катионы аммония ) и аноны кислотного остатка
Таблица — Классификация солей по составу соли
Средние
(нормальные) — продукт полного замещения атомов водорода в кислоте на металл
AlCl3 Кислые(гидросоли) — продукт неполного замещения атомов водорода в кислоте на металл
КHSO4 Основные (гидроксосоли) -продукт неполного замещения ОН-групп основания на кислотный остаток
FeOHCl Двойные — содержат два разных металла и один кислотный остаток
КNaSO4 Смешанные — содержат один металл и несколько кислотных остатков
CaClBrКомплексные
[Cu(NH3)4]SO4
1. Соли реагируют с кислотами
А ) новая соль выпадает в осадок
AgNO3 + HCl →AgCl↓ + HNO3
Образование кислой соли
Na2SO4 + H2SO4→2NaHSO4
Б) образуется газообразное вещество
2HCl + Na2CO3→ 2NaCl + CO2↑ + H2O
2HCl + Na2S →2NaCl + Н2S↑
В) образуется кислота в осадке
Na2Si O3 + 2HCl → H2Si O3↓ +NaCl2 Соли при нагревании разлагаются
NH4NO2 → N2 + 2H2O
(NH4)2 Cr2O7 → Cr2O3 + N2 + 4H2O
3. Взаимодействие с кислотными оксидами.
СО2 + Na2SiO3 →Na2CO3 + SiO2
Na2CO3 + SiO2СО2 + Na2SiO3
4 соли основаниями реагируют:
А.) новое основание выпадает в осадок
FeCl3 + 3 NaOH → Fe(OH)3 ↓+ 3 NaCl
Б) новая соль выпадает в осадок
Ca(OH)2 + К2SO4 →CaSO4↓ + 2KOH
В) образуется газообразное вещество
NaOН +NH4Cl →NH3↑+ NaCl+ H2O
4. Соли реагируют с солями если новая соль выпадает в осадок
BaCl2 + K2SO4 → BaSO4 + 2 KCl5. Взаимодействие с металлами. Каждый предыдущий металл в ряду напряжений вытесняет последующий за ним из раствора его соли:
Fe + CuSO4 Cu + FeSO4
Cu + 2AgNO3 → Cu(NO3)2 + 2Ag↓ Дополнительные
2(NН4)2S+O2→2NH3+ S + Н2O,
KNO3 + Pb = KNO2 + PbO (350–400 °C)
KNO3 (конц.) + Pb (губка) + Н2O = KNO2 + Pb(OH)2
2KNO3 + СаО + SO2 = 2KNO2 + CaSO4 (300 °C)
Са3(РO4)2 + 5С + 3SiO2 = 3CaSiO3 + 2Р + 5СО (1000 °C)
Na2S–2 + Br20 = S0 + 2 NaBr–1
Так же идут реакции с Cl2, J2
2NaCl(т)+2H2SO4 (конц.) +MnO2(т) →Cl2↑+MnSO4+2Н2O + Na2SO4
4КClO3 → ЗКClO4 + КCl (400 °C)
2КClO3 → 2КCl + 3O2 (150–300 °C, кат. MnO2)
КClO3(т) + 6НCl (конц.) → КCl + ЗCl2| + ЗН2O (50–80 °C)
Оксиды сложные вещества неэлектролиты состоящие из двух элементов один из которых кислород
Кислотные оксиды: оксиды неметаллов дающие при взаимодействии с водой кислоты
P2O5 + 3H2O= 2H3PO4
2.кислотные оксиды реагируют с основаниями
СO2 + Ca(OH)2→ CaCO3 + H2O
2NaOH + SO3 → Na2SO4 + H2O
P2O5 + 6KOH → 2K3PO4 + 3H2O3. кислотные оксиды реагируют с основными оксидами
SO3 + Na2O → Na2SO4
СaO + SiO2 CaSiO3. Дополнительные уравнения
2ВаО + O2 (изб.) = 2ВаO2 пероксид бария (до 500 °C),
SO2 + С –t° S + СO2
SO2 + 2Н2 = S + 2Н2O.
SO2 + NO2 → SO3 + NO↑.
2HCl + SO3 = Cl2 + H2O + SO2
5SO3 + 2P → P2O5 + 5SO2↑
H2SO4 + SO3 → H2S2O7. образуя олеум:
3SO3 + H2S → 4SO2 + H2O
2SO3 + 2KI → SO2 + I2 + K2SO4.
при взаимодействии с хлороводородом образуется хлорсульфоновая кислота: SO3 + HCl → HSO3Cl
Также присоединяет хлор, образуя тионилхлорид: SO3 + Cl2 + 2SCl2 → 3SOCl2
Оксиды металлов реагируют с Аl, C, CO,Н2
С образованием металла
2Al + Cr2O3 = Al2O3 + 2Cr
3С+ Cr2O3 = 3СО+ 2Cr
3СО+ Cr2O3 = 3СО2+ 2Cr
3Н2+ Cr2O3 = 3Н2О+ 2Cr
Основные оксиды: оксиды металлов при взаимодействии с водой дающие основания
1.CaO + H2O→ Ca(OH)2
Na2O + H2O → 2NaOH
2. Основные оксиды реагируют с кислотами
СuO + H2SO4→ CuSO4 + H2O
Na2O + 2HNO3 → 2NaNO3 + H2O3FeO + 2H3PO4 → Fe3(PO4)2 + 3H2O
3. основные оксиды реагируют с кислотными
SO3 + Na2O → Na2SO4
СaO + SiO2 CaSiO3.
Амфотерные оксиды
1. C водой не взаимодействуют.
2. Взаимодействие с кислотными оксидами с образованием солей при сплавлении (основные свойства): ZnO + SiO2 → ZnSiO3.
3. Взаимодействие с кислотами с образованием соли и воды (основные свойства):
ZnO + H2SO4 → ZnSO4 + H2O.
4. Взаимодействие с растворами и расплавами щелочей с образованием соли и воды (кислотные свойства):
Al2O3 + 2NaOH + 3H2O → 2Na[Al(OH)4], AI2O3 + 2NaOH 2NaAIO2 + H2O.
5. Взаимодействие с основными оксидами (кислотные свойства): AI2O3 + CaO Ca(AIO2)2
Сr2О3 + 2 NaОН = 2 NaСrО2 + Н2О↑,
Сr2О3 + Nа2СО3 = 2 NaСrО2 + СО2↑,
Сr2О3 + 6 КНSО4 = Сr2(SО4)3 + 3 К2SО4 + 3 Н2О.
металлы
Щелочные Металлы 2 группы Металлы 3 группы
Взаимодействие с простыми веществами
С кислородом большинство металлов образует оксиды
4Li + O2 →2Li2O
Щелочные металлы, за исключением лития, образуют пероксиды:
2Na + O2 → Na2O2.
С галогенами ( F2, Cl2, Br2, I2) металлы образуют соли галогеноводородных кислот, например, 2Na + Cl2 → 2NaCl.
С водородом самые активные металлы образуют ионные гидриды – солеподобные вещества, в которых водород имеет степень окисления -1. 2Na + H2 → 2NaH.
С серой металлы образуют сульфиды – соли сероводородной кислоты:
2Na + S = Na2S.
С азотом некоторые металлы образуют нитриды, реакция практически всегда протекает при нагревании:
6Na + N2→3Na3N
С углеродом образуются карбиды:
2Na +2C→Na2C2.
С фосфором – фосфиды:
3Na+ P →Na3P.
8. Взаимодействие с водой образуют растворимое основание и водород:
2Na0 + 2H2O 2NaOH + H2
9. c солями предыдущий металл вытесняет последующий
3Na + AlCl3( расплав) →Al +3NaCl.
10. Металлы стоящие в ряду активности до водорода реагируют с кислотами с вытеснением водорода
1.С кислородом
2Са + O2 →2СаO
2. С галогенами ( F2, Cl2, Br2, I2) металлы образуют соли галогеноводородных кислот, например, Са+ Cl2 →СаCl2
3..С серой металлы образуют сульфиды – соли сероводородной кислоты:
Са + S→СаS.
4.С азотом некоторые металлы образуют нитриды, реакция практически всегда протекает при нагревании:
3Mg + N2 →Mg3N2.
5 С углеродом образуются карбиды:
Ca + 2C →CaC2.( карбид кальция) 6.С фосфором – фосфиды:
3Ca + 2P →Ca3P2.
7.Взаимодействие с водой Активные (щелочноземельные металлы) образуют растворимое основание и водород:
Ca0 + 2H2O → Ca(OH)2 +H2
Металлы средней активности окисляются водой при нагревании до оксида:
Mg0 + H2O → MgO + H2
8. c солями предыдущий металл вытесняет последующий
Мg+ CuSO4→ Cu + MgSO4
9.Металлы стоящие в ряду активности до водорода реагируют с кислотами с вытеснением водорода H2SO4+Мg→MgSO4+H2↑
Из азотной кислоты ( HNO3 )не один металл не вытесняет водород Взаимодействие с простыми веществами
С кислородом : 4Al + 3O2 = 2Al2O3.
2. С галогенами ( F2, Cl2, Br2, I2) металлы образуют соли галогеноводородных кислот, например,
2Al+ 3Cl2→2AlCl3
3. С серой металлы образуют сульфиды – соли сероводородной кислоты:3 Al + 3S→Al2S3
4.С азотом некоторые металлы образуют нитриды, реакция практически всегда протекает при нагревании: 2Al + N2 →2AlN
5. С углеродом образуются карбиды: 4Al + 3C →Al4C3.
6.С фосфором – фосфиды:
Al + P →AlP.
Взаимодействие с водой Активные (алюминий , удалив оксидную пленку ) образуют основание и водород
2Аl + 6Н2O = 2Аl(ОН)3 + ЗН2↑8. c солями предыдущий металл вытесняет последующий
Аl+ FeCl3→AlCl3+ Fe
9.Металлы стоящие в ряду активности до водорода реагируют с кислотами с вытеснением водорода
2Al + 6HCl = 2AlCl3 + 3H2
Серная и азотная концентрированная кислоты не реагируют при обычных условиях с Al,Fe, Cr
Из азотной кислоты ( HNO3 )не один металл не вытесняет водород
11.Щелочные металлы реагируют с аммиаком с образованием амида натрия:
2Li + 2NH3 = 2LiNH2 + H2.
12. Амфотерные металлы реагируют с основанием с вытеснением водорода
Be + 2NaOH + 2H2O → Na2[Be(OH)4] + H2 Амфотерные металлы реагируют с основанием с вытеснением водорода
2Al+2NaOH+6H2O→2Na[Al(OH)4]+3H2
Алюминий реагирует с оксидами металлов
https://www.telenir.net/uchebniki/himija_polnyi_spravochnik_dlja_podgotovki_k_egye/p8.php#metkadoc5металлы побочных подгрупп
медь Железо, хром
1.С кислородом
С кислородом в зависимости от температуры взаимодействия медь образует два оксида:
при 400–500°С образуется оксид двухвалентной меди:
2Cu + O2 = 2CuO;
при температуре выше 1000°С получается оксид меди (I):
4Cu + O2 = 2Cu2O.
2. С галогенами ( F2, Cl2, Br2, I2) металлы образуют соли галогеноводородных кислот, например, Сu+ Cl2 →СuCl2
3..С серой металлы образуют сульфиды – соли сероводородной кислоты:при 400°С образуется сульфид меди (II): Cu + S = CuS;
при температуры выше 400°С получается сульфид меди (I): 2Cu + S = Cu2S.
4. Взаимодействие с аммиаком
Медь растворяется в водном растворе аммиака в присутствии кислорода воздуха с образованием гидроксида тетраамминмеди (II):
2Cu + 8NH3 + 2H2O + O2 = 2[Cu(NH3)4](OH)2.
5 С углеродом образуются карбиды:
Cu+ 2C →CuC2.( карбид меди)
6. Медь не реагирует с водородом, азотом, углеродом и кремнием.
7.Взаимодействие с водой не реагируют
Cu0 + H2O ≠
8. c солями предыдущий металл вытесняет последующий
Cu+ 2AgNO3→ Cu(NO3)2 +2Ag
9.Металлы стоящие в ряду активности после водорода реагируют с кислотами без вытеснения водорода
Сu + 2 Н2SО4(конц) = СuSО4 + SО2↑ + 2 Н2О,
Из азотной кислоты ( HNO3 )не один металл не вытесняет водород
Сu + 4 НNO3(конц) = Сu(NО3)2 + 2 NО2↑ + 2 Н2О,
3 Cu + 8 НNО3(разб) = 3 Сu(NO3)2 + 2 NO↑ + 4 Н2О.
металлы после водорода не реагируют с растворами бескислородных кислот HCl + Сu≠ 2 Сr + 3 Н2O → Сr2О3 + 3 Н2
Серная и азотная концентрированная кислоты не реагируют при обычных условиях с Al,Fe, Cr
Из азотной кислоты ( HNO3 )не один металл не вытесняет водород
при нагревании
2 Сr + 6 Н2SО4(конц) → Сr2(SО4)3 + 3 SО2↑ + 6 Н2О
Сr + 6 НNО3(конц) →Сr(NО3)3 + 3 NO2↑ + 3 Н2О
3 Fе + 4 Н2О(пар) →Fе3О4 + 4 Н2.
На воздухе в присутствии влаги ржавеет:
4 Fе + 3O2 + 6 Н2О →4 Fе(ОН)3.
С галогенами оно образует галогениды железа (III) 2 Fе + 3 Вr2→2 FеВr3,
а взаимодействуя с соляной и разбавленной серной кислотами железа (II):
Fе + 2НCl→FeCl2 + Н2↑.
Fе + Н2SО4→FеSО4 + Н2↑.
Концентрированные (НNО3, Н2SО4) пассивируют железо на холоде, однако растворяют его при нагревании:
2 Fе + 6 Н2SО4(конц) → Fе2(SО4)3 + 3 SО2↑ + 6 Н2О
Fе + 6 НNО3(конц) →Fе(NО3)3 + 3 NО2↑ + 3 Н2О.
3Fe + P = Fe3P.
4Fe + N2 = 2Fe2N
3Fe + 2O2 = Fe3O4.
3Fe + C = Fe3C
Fe + S = FeS,
Fe + KClO3 + 2KOH = K2FeO4 + KCl + H2O.
Fe + 5CO = Fe(CO)5, карбонил железа
турнбуленева синь
Берлинская лазурь
3KSCN + FeCl3 = Fe(SCN)3 + 3KCl роданид железа красного цвета
Медь окисляется оксидом азота (IV) и хлоридом железа (III):
2Cu + NO2 = Cu2O + NO;
Cu + 2FeCl3 = CuCl2 + 2FeCl2. С концентрированной соляной кислотой медь реагирует с образованием трихлорокупрата (II) водорода: Cu + 3HCl = H[CuCl3] + H2. Неметаллы
Водород Галогены (F2, Cl2, Br2, I2)
С металлами
2Na + H2 → 2NaH.гидрид
Ba+ H2 → BaH2. гидрид
C азотом
3H2+ N2 → 2NHаммиак
с галогенами
H2 + Br2 →2HBr
С серой
H2 + S →H2S
обладает восстановительными свойствами
CuO + H2 →Cu + H2O
SO2 + 2Н2 →S + 2Н2O.
3Н2+ Cr2O3 →3Н2О+ 2Cr
Взаимодействие с кислородом. При нормальных условиях водород не реагирует с кислородом, при 400 °С реагирует с кислородом, а при 600 °С – с воздухом, при поджигании реакция протекает со взрывом:
2H2 + O2 = 2H2O.
Галогены реагируют с металлами (I, II, III , IV валентными )
2Na + Cl2 →2NaCl,
Са+ Cl2 →СаCl2
2Al+ 3Cl2→2AlCl3
Галогены с углеродом
C + 2Cl2 → CCl4.тетрохлорметан
С фосфором
2P + 5Cl2→2PCl5 хлорид фосфора
2P + 3Cl2→2PCl3
с кремнием
Si + 2F2 →SiF4
С водородом
замещения более активными галогенами менее активных в солях:
Галогены могут играть роль окислителя в реакциях со сложными веществами
2FeCl2 + Cl2 → 2FeCl3
С водой
Сl2 + H2O →HСl + HСlO (в холодной воде);
3Сl2 + 3H2O→5HСl + HСlO3 (в горя.воде).
С основаниями
6NaOH +3Cl2 5NaCl+NaClO3 +3H2O
2NaOH + Cl2 NaCl + NaClO + H2O
2F2 + 4NaOH → 4NaF + O2 + 2H2O
SO3 + Cl2 + 2SCl2 → 3SOCl2 тионилхлорид:
Cl2 +2HBr →Br2+2HCl (в газовой фазе и в растворе);Cl2 + 2HI →I2 + 2HCl (в газовой фазе и в растворе);Cl2 + H2S →2HCl + S (в растворе);Cl2 + 2KBr →Br2 + 2KCl (в растворе);Cl2 + 3H2O2 →2HCl + 2H2O + O2 (в концентрированном растворе);Cl2 + CO →CCl2O (в газовой фазе);Cl2 + C2H4 →C2H4Cl2 (в газовой фазе).
Азот , фосфор углерод , кремний
С металлами
6Li + N2 = 2Li3N
3Mg + N2 →Mg3N2.
2Al + N2 →2AlN
3Li + Р = Li3Р
3Ca + 2P →Ca3P2.
Al + P →AlP.
окисление
4P + 5O2 = 2P2O5
4P + 3O2 = 2P2O3
С галогенами
2P + 5Cl2 = 2PCl5
С серой
2P + 5S = P2S5
с основаниями
4P +3NaOHконц.+ 3Н2О PH3 + 3Na2HPO3;
С оксидом серы
5SO3 + 2P → P2O5 + 5SO2↑
При высоких температурах реагирует с другими неметаллами, например, с бором:
2B + N2 = 2BN.
Азот непосредственно не взаимодействует с галогенами и серой, но галогениды и сульфиды могут быть получены косвенным путем. С водой, кислотами и щелочами азот не
взаимодействует.
Взаимодействует с водой, при этом диспропорционирует:
4Р + 6Н2О = РН3 + 3Н3РО2 (фосфорноватистая кислота).
Сильные окислители превращают фосфор в фосфорную кислоту:
3P + 5HNO3 + 2H2O = 3H3PO4 + 5NO;
2P + 5H2SO4 = 2H3PO4 + 5SO2 + 2H2O.
При нагревании карбида кальция до 1000 °С в наглухо закрытой печи с подачей туда под давлением азота между ними протекает реакция:
Реакция окисления также происходит при поджигании спичек, в качестве окислителя выступает бертолетова соль:
6P + 5KClO3 = 5KCl + 3P2O5.
С металлами
4Al + 3C = Al4C3
2Na +2C→Na2C2.
Ca + 2C →CaC2.( карбид кальция)
Горит
C + O2 = CO2
Si + O2 = SiO2.
При 1000 °С реагирует с азотом:
3Si + 2N2 = Si3N4.
С галогенами
Si + 2F2 = SiF4
С серой
C + 2S = CS2
с основаниями
Si +2NaOH+H2O 2H2+ Na2SiO3.
Углерод обладает восстановительными свойствами
ZnO + C = Zn + CO
SO2 + С –t° S + СO2
3С+ Cr2O3 = 3СО+ 2Cr
При пропускании водяных паров через раскаленный уголь образуется оксид углерода (II) и водород:
C + H2O = CO + H2.
Концентрированные серная и азотная кислоты при нагревании окисляют углерод до оксида углерода (IV):
C + 2H2SO4 = CO2 + 2SO2 + 2H2O;
C + 4HNO3 = CO2 + 4NO2 + 2H2O.
Кремний устойчив к действию кислот, в кислой среде он покрывается нерастворимой пленкой оксида и пассивируется.
Кремний взаимодействует только со смесью плавиковой и азотной кислот:
3Si + 4HNO3 + 18HF = 3H2[SiF6] + 4NO + 8H2O.
Углерод с кремнием
Si + С = CSi карборунд углерод с оксидом кальция
CaO + C = CaC2 + CO
С фтороводородом реагирует при обычных условиях:
Si + 4HF = SiF4 + 2H2,
Сера Кислород
С металлами
2Na + S →Na2S.
Fe + S →FeS,
3 Al + 3S→Al2S3
Горит
S + O2 → SO2
С галогеномиS + 3F2 →SF6,
С водородом
H2 + S →H2S
С углеродом
C + 2S → CS2
Сера проявляет восстановительные свойства, например, в реакции с концентрированной серной кислотой, в результате которой образуется сернистый газ и вода:
S +6HNO3→H2SO4 +6NO2+ 2H2O
3S+6KOHконц. 2K2S +K2SO3+ 3H2O
С фосфором
Растворы сульфидов щелочных металлов реагируют с серой с образованием полисульфидов:
Из сложных веществ следует отметить прежде всего реакцию серы с расплавленной щёлочью, в которой сера диспропорционирует аналогично хлору:
Взаимодействие c металлами
В результате реакции образуется оксид этого металла.
4Al + 3O2 = 2Al2O3;
3Fe + 2O2 = Fe3O4.
2Cu + O2 — 2CuO – медь(II)-оксид
2Ca + O2 = 2CaO – кальций-оксид
Исключение составляют щелочные металлы (кроме Li). Они, реагируя с кислородом, образуют пероксиды или надоксиды:
2Na + O2 = Na2O2
Взаимодействие с неметаллами
При этом образуется оксид этого неметалла.
Сера взаимодействует с кислородом при 250°С:
S + O2 = SO2.
Горение фосфора с образованием оксида фосфора (V) начинается при 60 °С:
4Р + 5О2 = 2Р2О5.
Графит реагирует с кислородом при 700-800 °С:
С + О2 = СО2.
С водородом кислород взаимодействует при 300 °С:
2Н2 + О2 = 2Н2О.
Взаимодействие с некоторыми сложными веществами
В этом случае образуются оксиды элементов, из которых состоит молекула сложного вещества.
2CuS + 3O2 = 2CuO + 2SO2;
СН4 + 2О2 = СО2 + 2Н2О.
2Н2S + 3O2 — 2H2O + 2SO2
4NH3 + 3O2 — 2N2 + 6 H2O
4HCl + O2 — 2Cl2 + 2 H2O
2CO + O2 — 2CO2
4 FeS2 + 11O2 — 2Fe2O3 + 8SO2
2C6H6 + 15O2 — 12CO2 + 6 H2O
Источник