Полезные шпаргалки по русскому языку огэ

Полезные шпаргалки по русскому языку огэ thumbnail

ШПАРГАЛКА ОГЭ 9 КЛАСС РУССКИЙ ЯЗЫК

2 задание РАБОТА С ТЕКСТОМ

ПРОЧИТАТЬ ТЕКСТ ВНИМАТЕЛЬНО.

НАЙТИ ОТВЕТ НА ВОПРОС ИЗ ПРЕДЛОЖЕННЫХ ВАРИАНТОВ.

ОТВЕТ НА ВОПРОС ДОЛЖЕН БЫТЬ ЛОГИЧЕСКИ ВЕРНЫМ.

3 задание ХУДОЖЕСТВЕННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

ЭПИТЕТ-образное определение, красивое прилагательное: волнистые туманы

МЕТАФОРА-переносное значение слов, основанное на сходстве(скрытое сравнение): горит костер рябины красной

ФРАЗЕОЛОГИЗМ-устойчивое выражение: бить баклуши, бежать сломя голову

ГИПЕРБОЛА-преувеличение: одним ударом сто человек с ног повалил

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ- оживление неживого: камыш шепчет, часы ходят

СРАВНЕНИЕ- сопоставление с помощью слов КАК, СЛОВНО, БУДТО: словно роза ты красива

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ-намеренное нарушение границ предложения:И увидел он дом. И деревню родную. И горы высокие.

4 задание ПРИСТАВКИ

Написание приставок, оканчивающихся на 3 и С зависит от глухости – звонкости последующего звука: БЕЗ — БЕС, ВОЗ — ВОС, ВЗ — ВС, ИЗ — ИС, НИЗ — НИС, РАЗ — РАС, ЧРЕЗ — ЧРЕС, ЧЕРЕЗ – ЧЕРЕС, ИЗ-ИС: бессердечный, беззаботный.

Не зависят от глухости-звонкости приставки: ПО-, НАД-, С-,

ПРИ: ПРИБЛИЖЕНИЕ(приехать), ПРИСОЕДИНЕНИЕ(прилепить), БЛИЗОСТЬ(прибрежный), НЕПОЛНОЕ ДЕЙСТВИЕ(приоткрыть).

ПРЕ: ОЧЕНЬ(премудрый), ПЕРЕ-(преломить, преградить)

ПРИСТАВКИ в наречиях и местоимениях НЕ(ударная), НИ (безударная): некого, никого, некто, никто.

5 задание СУФФИКСЫ

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: ИН, АН, ЯН: гусиный, песчаный, глиняный

ИСКЛ. ОЛОВЯННЫЙ. ДЕРЕВЯННЫЙ, СТЕКЛЯННЫЙ

ЕНН, ОНН: торжественный, традиционный . ИСКЛ. ВЕТРЕНЫЙ

ОТЫМЕННЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ НН: лунный (луна+Н), пустынный (пустыня+Н)

Краткие прилагательные – столько же Н, сколько в полной форме: ДЛИННАЯ ДОРОГА- ДОРОГА ДЛИННА.

ПОЛНЫЕ ПРИЧАСТИЯ НН: расчищеННая

КРАТКИЕ ПРИЧАСТИЯ Н: расчищеНа

НАРЕЧИЯ: столько же Н, сколько в прилагательном, от которого наречие образовано: торжествеННо(торжественный), путаНо (путаный).

ГЛАГОЛЫ: суффиксы -ИВА, -ЫВА сохраняются в буд.вр. наст.вр.: разговаривать- разговарИВАю

-ЕВА, -ОВА чередуются с –УЮ,-ЮЮ: советовать-советУЮ.

6 задание СИНОНИМЫ

Обратиться в предложение, заменить СИНОНИМОМ – близким по значением словом.

ЧАСТЬ РЕЧИ СОХРАНИТЬ!!!

7 задание ЗАМЕНА СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

Согласование: деревянная скамейка

Управление: скамейка из дерева, рассказывал с удивлением

Примыкание: удивленно рассказывал

ОДНО СЛОВО ОСТАВИТЬ, ДРУГОЕ ИЗМЕНИТЬ!!!

8 задание ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА

Грамматическая основа – подлежащее(КТО?ЧТО?) и сказуемое(ЧТО ДЕЛАТЬ?ЧТО СДЕЛАТЬ?)

В предложении может быть только подлежащее: Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.

Или только сказуемое: Похолодало. Вьюжит.Нет.

9 задание ОСЛОЖНЕНИЕ

Обособленное определение – причастный оборот: Цветы, украшающие клумбу, радовали прохожих.

Обособленное обстоятельство-деепричастный оборот, одиночное деепричастие: Услышав шум, ребята остановились.

Обособленное приложение: Мы, ученики 9 класса, все сдадим экзамен по русскому языку.

10 задание

ВВОДНЫЕ СЛОВА, ВВОДНЫЕ КОНСТРУКЦИИ, ОБРАЩЕНИЯ

ВВОДНЫЕ СЛОВА выделяются запятыми, их можно убрать, смысл не изменится: КОНЕЧНО, НАПРИМЕР, МОЖЕТ БЫТЬ, ВО-ПЕРВЫХ, ВО-ВТОРЫХ, КАЗАЛОСЬ, СЛОВОМ, НАВЕРНОЕ, БЕЗУСЛОВНО, К СЧАСТЬЮ и др.

ОБРАЩЕНИЕ- тот, к кому обращаются:

Наташа, что это? Гори, мой огонек!

11 задание

КОЛИЧЕСТВО ГРАММАТИЧЕСКИХ ОСНОВ

Подлежащее и сказуемое — 1 грамматическая основа.

Основа может быть из одного сказуемого.

Наступила весна, потеплело, распустились цветы, прилетели птицы.

12 задание СОЧИНИТЕЛЬНАЯ И ПОДЧИНИТЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ

ПОДЧИНИТЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ: союзы ЧТО, КОГДА, КАК, ЕСЛИ, ХОТЬ, ПОТОМУ ЧТО, КОТОРЫЙ, КАКОЙ

СОЧИНИТЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ: союзы И, А, НО, ДА, ИЛИ, НЕ ТО, ТО

13 задание СПОСОБ СВЯЗИ

НЕ МЕНЕЕ 3 ГРАММАТИЧЕСКИХ ОСНОВ!!!

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ-соединение предложений последовательно: Мы гуляли по лесу, в котором хотелось долго гулять, потому что лес был волшебным.

ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ОДНОРОДНОЕ Я знаю, ЧТО тебя беспокоит, ЧТО волнует твою кровь.

ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ НЕОДНОРОДНОЕ Я узнал, ЧТО было вчера, КАК все произошло.

14 задание

ВИДЫ СВЯЗИ

БЕССОЮЗИЕ: союзов нет, части сложного предложения связаны по смыслу, есть , ; : —

ПОДЧИНИТЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ: союзы ЧТО, КОГДА, КАК, ЕСЛИ, ХОТЬ, ПОТОМУ ЧТО, КОТОРЫЙ, КАКОЙ

СОЧИНИТЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ: союзы И, А, НО, ДА, ИЛИ, НЕ ТО, ТО

Источник

Как легко выполнить задание № 3? Шпаргалка

Полезные шпаргалки по русскому языку огэ

Начинаю серию статей по  подготовке к ОГЭ под общим названием «Как легко выполнить?».

 Цель данных  рекомендаций — помочь девятиклассникам быстро и верно выполнить задания, опираясь на уже изученный теоретический материал. Здесь будут предложены именно подсказки, но все они предполагают хорошее знание теории. Так что, ребята, сначала выучите теоретический материал, а затем, выполняя тестовые задания, воспользуйтесь моими подсказками.

Итак, начнём!

Задание № 3

 Изобразительно-выразительные средства языка

На ОГЭ будет предложено найти следующие изобразительно-выразительные средства языка:

  • гипербола

  • метафора

  • олицетворение

  • просторечные выражения

  • противопоставление

  • сравнение

  • фразеологизм

  • эпитет

1-ый шаг: повторите теорию.

2-ой шаг: научитесь легко находить данные средства в тексте.

Как найти гиперболу?

  • Гипербола — это преувеличение чего-то: размера, силы, значения и т.д.

  • Найти гиперболу достаточно просто, найдите в предложении то, чего просто не может быть, что сильно преувеличено.

Пример

А вот бабушка, мамина мама, не могла жить без кофе.

Комментарий

Конечно, прожить без кофе можно, это преувеличение.

Несколько примеров

  • Другой имеет рот с арку генерального штаба.

  • Я видывал, как она косит: что взмах- то готова копна.

  • Ведь этот Мур­лыш­ка — вся её жизнь! ( Мурлышка- это кот)

 Как найти метафору?

  • Метафора — это тоже сравнение, но скрытое. Как это понять? В этом сравнении есть только одна часть- с чем сравнивают или что сравнивают. Либо сразу дано сравнение без помощи союзов (например, «броня сомнения»).

  • Значение метафоры — переносное, поэтому мы «не сможем увидеть это, не сможем нарисовать»

  • Ищите существительное в переносном смысле (например, «дворянское гнездо»- здесь нет того, ЧТО сравнивают — имение, а есть только, с ЧЕМ сравнивают – с гнездом).

  • Ищите глагол в переносном смысле (например, «река играет»— здесь нет , с чем сравнивают— с игрой детей, а есть только ЧТО сравнивают— реку).

Пример 1

Мальчик был защищён невидимой бронёй своего смятения.

Комментарий

  • Вы можете увидеть « броню смятения»? Нет, конечно.

  • Здесь существительное употреблено в переносном смысле: не бывает у сомнения брони.

Пример 2

Этих реплик хватило для того чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспыхнула молнией.

Читайте также:  Полезен ли анальный секс для мужчин

Комментарий

  • Мысль может вспыхнуть? Нет.

  • Мысль, её быстрота сравнена с молнией.

Несколько примеров

  • Он уже не думал о солдате как о своём отце, и в его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и нежности.

  • Крючок впивается в самое сердце, и нить, связывающая людей детской дружбой, не прерывается всю жизнь.

  • Но этот так хорошо обдуманный план неожиданно лопнул.

 Как найти олицетворение?

  • Олицетворение — это оживление неживой природы, наделение её способностями, которые свойственны человеку, — способностями переживать, думать, волноваться и т.д.

  • Олицетворение чем-то похоже на метафору. Здесь тоже глаголы или причастия в краткой форме употреблены в переносном значении. Но в метафоре нет оживления, а в олицетворении есть.

Пример

Но вот наступило такое утро, когда все окна были в извилистых водяных дорожках, а дождь заколачивал и заколачивал что-то у крышу.

Комментарий

  • Глагол «заколачивал» употреблён в переносном смысле

  • Дождь на может заколачивать , это мы не сможем увидеть

  • Заколачивает только человек, поэтому дождь здесь олицетворяется.

Несколько примеров

  • А ещё на даче имеется сердитый медный самовар. Он кормится шишками и очень недоволен, когда их мало.

  • Сослуживцы любили бабушку. Они говорили, что с ней вместе из бухгалтерии ушла музыка.

  • Казалось, дома тоже дышали, жадно, глубоко.

Как найти просторечные слова и выражения?

Просторечные  слова и выражения — это явление разговорной речи. Для них характерен оттенок грубости, сниженной характеристики чего-либо. Данные слова желательно не употреблять в речи. Авторы используют просторечные слова для передачи особенностей речи или характеров героев.

Пример

Встревает тут Федосья, баба из Пустыни.

Комментарий

«Встревает», «баба»- просторечные слова.

Несколько примеров

  1. У нас рос­кош­ная биб­лио­те­ка, боль­шая, с ред­ки­ми кни­га­ми, но она ни­че­го­шень­ки не хочет».

  2. А я не знал, что со мной, и за­драл го­ло­ву к по­тол­ку, чтобы слёзы вка­ти­лись об­рат­но. 

  3. На двери по-преж­не­му висел замок, а во дворе ва­ля­лись брёвна, сбро­шен­ные, видно, с ма­ши­ны как по­па­ло.

Как найти противопоставление (антитезу)?

  • Противопоставляться может многое: характеры людей, их поступки, какие – то действия.

  • Ищите в тексте то, что может быть одновременно.

Пример

Алиса могла свободно пройти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир.

Комментарий

Здесь противопоставлены возможности действий ребят: девочка Алиса может войти во двор, а остальные ребята нет.

Несколько примеров

  1. Одни верят во что-то, дру­гие ни во что не верят

  2. Кто знает, может, он простил бы её, а может, и нет.

  3. Так хотелось пойти с ребятами поход, но в то же время  Лену что-то останавливало.

Как найти сравнение?

  • Сравнительный оборот выделяется запятыми, ищите его

  • Чаще всего при обороте бывают союзы КАК, СЛОВНО, БУДТО, ЧТО

  • При сравнении обязательно есть две части: ЧТО сравнивают и С ЧЕМ сравнивают

Пример

Глубокая и тихая вода лакировано блестела, СЛОВНО в реку вылили масло.

Комментарий

  • Находите оборот, выделяемый запятыми

  • В нём есть союз СЛОВНО

  • Здесь сравнивают воду (ЧТО сравнивают) с маслом ( С ЧЕМ сравнивают)

Несколько примеров

  1. Коржи светились, как два маленьких посолённых солнца.

  2. Бесхитростный Герка преподнёс мне новость, как пирожное на блюдечке.

  3. Музыка звёзд, музыка вечной жизни , она, как свет, возникла где-то в глубинах мироздания.

Как найти эпитет?

  • Эпитет — это определение в переносном смысле, поэтому ищите слова, отвечающие на вопрос КАКОЙ?

  • Смысл переносный, поэтому мы снова «не может увидеть в реальности» то, что эпитет обозначает.

Пример

Тот сидел сгорбясь – локти в парту, кулаки под закаменевшим подбородком.

Комментарий

  • Подбородок КАКОЙ? – закаменевший

  • Вы видели когда-нибудь закаменевший подбородок? Нет. Это слово в переносном смысле.

Несколько примеров

  • Деревья стояли стеклянные от мороза, и нежный голубоватый дым поднимался из труб.

  • Асю можно испугать, сделав ей страшные глаза; она боялась каждой встречной собачонки, убегала от гусей.

  • Он был какой-то уютный, весёлый и простой человек, и хозяйка с первого же дня привыкла к нему, как к своему.

Как найти фразеологизм?

  • Фразеологизм — это устойчивое сочетание слов. Мы не можем, употребляя его, заменить одно слово другим, потому что это будет уже не фразеологизм.

  • Находя фразеологизм, вспоминайте, какие слова вы слышали или употребляли именно в таком сочетании.

  • Фразеологизмы – это особенности русского языка. Часто их трудно перевести на другие языки, можно изменить смысл. Ведь смысл фразеологизма — переносный.

  • Бывают и очень простые фразеологизмы, мы их постоянно употребляем в речи. Один из таких примеров и я предлагаю.

Пример

Жене изо всех сил хотелось убедить друга, что он не виноват.

Комментарий

  • «Изо всех сил»- так часто мы говорим, если хотим подчеркнуть, скольких усилий требуется, чтобы что-то сделать.

  • Значение – переносное. Что это за силы, которые мы применяем?

  • Наконец, здесь нельзя заменить слова другими.

Несколько примеров

  • Эту растяпу в розовом днём с огнём не сыщешь.

  • Нему казалось, что любые удачи приходят к людям как бы за его счёт

  • А он, готовый со стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел.

Другие выразительные средства, которые редко, но бывают в заданиях.

Ирония

Ирония – это насмешка, но не явная, а скрытая. Некоторые люди даже не подозревают, что над ними подсмеиваются.

Пример

 — А со­ба­ка у него — с телёнка. — С ло­шадь, — ска­зал Мишка. — Со слона, — под­дак­нул я.

Лексический повтор

Лексический повтор — это стилистический приём, заключающийся в намеренном повторении  слов и выражений для усиления их роли в тексте.

Мне надоели эти слова, слова, слова.

Таким образом, понять, как найти то или иное выразительное средство языка, вполне возможно. Но не забудьте повторить ТЕОРИЮ. Желаю удачи!

Читайте также:  Что полезнее добавлять в чай вместо сахара

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник

Полезные шпаргалки по русскому языку огэПараллельно с материалами к ЕГЭ мы начинаем собирать полезные материалы для подготовки к ОГЭ. Мы составили сборник материалов к ОГЭ (ГИА), который будет постепенно обновляться. Ниже можете ознакомиться со списком материалов, а также скачать их. Сборники представлены как в обычном виде, так и в виде удобных компактных таблиц. Доступны все предметы.
ИТОГОВОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ:
● Детальный разбор каждого из заданий;
● Клише;
● Шаблоны ответа;
● Склонение числительных;
● Ударения;
● Примеры ответов на задание №4 (Диалог).

РУССКИЙ ЯЗЫК:
● Готовые изложения из Открытого Банка заданий ФИПИ
● Словарь понятий для сочинения (9.3)
● 200 готовых сочинений по заданию 9.3
● Таблица по средствам выразительности
● Теория по КАЖДОМУ заданию
● Сборник таблиц по курсу школьной программы

МАТЕМАТИКА:
● задачи по алгебре и реальной математике:
• на движение
• на совместную работу
• на проценты
• на сплавы и смеси
● основные теоремы и определения по геометрии
● таблицы по курсу школьной программы (5-9 классы)
● теория по 50 темам
● теория по алгебре и геометрии в таблицах.
● теория и примеры по темам:
— Числа и выражения
— Уравнения и неравенства
— Функции
— Прогрессии и текстовые задачи
● сборник таблиц по курсу школьной программы

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ:
● полезные конспекты (весь курс обществознания) в схемах в обычном и уменьшенном видах
● терминологические словари (подробный и краткий)
● таблицы в картинках и в формате doc по разделам:
• духовная жизнь общества
• общество
• политика
• право
• социальные отношения
• человек
• экономическая сфера жизни общества
● сборник таблиц по курсу школьной программы

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК:

● готовый шаблон для письма (задание №33)
● 31 пример письма
● список тем для говорения (задания №34-35)
● таблица неправильных глаголов (задания №18-26)
● таблица времён (задания №18-26)
● словообразование (приставки и суффиксы) (задания №27-32)
● сборник таблиц
● материалы по устной части, лексике и грамматике, письму, чтению

ИСТОРИЯ:
● краткая и полная теория
● хронологический справочник
● биографии исторических деятелей
● даты
● краткая История России
● самый полный терминологический словарь (900+ терминов)
● словарь терминов 6-12 веков
● словарь терминов Петровской эпохи
● словарь терминов 18-19 веков
● сборник таблиц по курсу школьной программы

ФИЗИКА:
● формулы и определения за 7-й, 8-й и 9-й классы
● подробный сборник формул
● краткие формулы
● книжка-шпаргалка
● полезные таблицы
● сборник таблиц по курсу школьной программы

БИОЛОГИЯ:

● курс теории
● биология в таблицах
● подробный словарь терминов
● 2 материалы в виде билетов
● вся теория (в обычном и уменьшенном виде)
● сборник таблиц по курсу школьной программы

ИНФОРМАТИКА:
● вся необходимая теория
● сайт с разбором заданий
● перевод из одной системы счисления в другую
● операции сложения, вычитания, умножения, деления в различных системах счисления
● законы логики
● кодирование текстовой информации
● лекции по QBasic
● примеры решения задач в Паскале
● сборник таблиц по курсу школьной программы

ХИМИЯ:
● кислоты, соли, основания (формулы)
● терминологические словари (подробный и краткий)
● карбоновые кислоты, их свойства
● подробные полезные таблицы:
• неорганическая химия в реакциях
• органическая химия в реакциях
• таблица Менделеева и растворимость неорганических веществ
• строение атома
• реакции ионного обмена в растворах электролитов
• формулы для решения задач по химии
● Таблицы по программе 8-9 классов

ЛИТЕРАТУРА:
● основные литературные направления
● 93 готовых сочинения, разобранных по авторам
● анализ произведений
● произведения в таблицах
● теоретический материал
● терминологический словарь
● характерные черты в творчестве поэтов (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А.А. Блок, В.В. Маяковский, С.А. Есенин, А.А. Ахматова, Б.Л. Пастернак, М.И. Цветаева, А.Т. Твардовский)
● сборник таблиц по курсу школьной программы

ГЕОГРАФИЯ:
● Вся необходимая теория
● География России в таблицах и схемах
● Таблицы по курсу школьной программы (6-9 классы)
● Географический словарь терминов
● Территориальный словарь
● Акваториальный словарь
● Географический словарь: население и хозяйство
● Географические данные (страны и столицы мира, формы правления в странах мира, плотность населения стран мира, рост численности населения в странах мира, средняя продолжительность жизни в странах мира)
● сборник таблиц по курсу школьной программы

Источник

Словарь понятий по текстам открытого банка ФИПИ. А также, толкование понятий и темы сочинений к ним.

Автор-составитель Беспалова Т.В.

№ Понятие Толкование понятияТемы сочинений по текстам ОБЗ сайта ФИПИ1Авторитет— общепризнанное значение, влияние, признание выдающихся достижений, знаний, умений, навыков, способностей.Как завоевать авторитет?2Бескорыстность— отсутствие стремления к личной выгоде, наживе.Как характеризует человека бескорыстность?3Благодарность-чувство признательности за сделанное добро, а также различные способы выражения этого чувства.Как характеризует умение быть благодарным?4Взаимовыручка— взаимная, обоюдная помощь, выручка в каком-либо деле, поддержка.Почему нельзя бросать человека в беде?5Взаимопонимание— согласие, взаимное понимание, единодушие во мнениях и поступках.Что значит понять другого человека?6Воображение— способность воображать, творчески мыслить, фантазироватьДля чего человеку нужно воображение?7Внутренний мир человека— некое психическое пространство, в котором помещается вся духовная жизнь личности. Внутренний мир обеспечен нашими мыслями, эмоциями, переживаниями, чувствами.Как раскрывается внутренний мир человека? Как может раскрыться внутренний мир человека? Как поступки характеризуют внутренний мир человека?8Выбор— главный этап процесса принятия решения, отбор одного варианта из нескольких возможных.Почему важно сделать правильный выбор?9Драгоценные книги— книги, которые становятся путеводной звездой читателя, на всю жизнь определяют его идеалы, формируют его мировоззрение, укрепляют фундамент духовной жизни человека.Как книги влияют на человека? Какое влияние книги оказывают на человека?10Дружба— бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях Обязательными признаками дружбы являются взаимность, доверие и терпение. Настоящий друг – человек, близкий по духу, по убеждениям, на которого можно во всем положиться;В чём заключается настоящая дружба? В чём основа настоящей дружбы? Что может разрушить дружбу? Какими качествами должен обладать настоящий друг? Какими качествами обладает настоящий друг? Какого человека можно назвать настоящим другом? Кого можно считать настоящим другом? Каким должен быть настоящий друг?11Доброта— проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо. Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и любовь.В чём может проявляться доброта? Что значит быть добрым? Какого человека можно считать добрым? Какие поступки характеризуют доброго человека?12Жизненные ценности— набор крайне важных для человека аспектов, которые служат эталонами в его жизни и определяют его действия. Для кого-то важны материальные ценности: деньги, предметы роскоши, власть. А для других приоритетное место имеют духовные ценности: долг, честь, патриотизм, здоровье, творческое саморазвитие.Что такое жизненные ценности? Что в жизни человека по-настоящему важно? Какие жизненные ценности наиболее важны в жизни человека? Какими должны быть жизненные ценности? Какие жизненные ценности формируются в детстве?13Забота о людях— внимание, поддержка, оказание помощи, защита.Что значит проявлять заботу о людях?14Зависть— чувство досады и разочарования, которое связано с собственными неудачами или малыми достижениями в сравнении с другими людьми.Чем опасна зависть?15Красота— совершенство, гармоничное сочетание аспектов объекта, при котором последний вызывает у наблюдателя эстетическое наслаждениеКакое значение в жизни человека имеет красота? Что даёт человеку красота?16Любовь к жизни— наслаждение каждым прожитым днем, закрывая глаза на все проблемы и неудачи.Что значит любить жизнь?17Любовь к родителям— глубокая привязанность, способность поддержать, найти тёплое, душевное слово, поблагодарить за то, что они для нас делают.Как нужно относиться к родителям?18Материнская любовь— самая сильная, постоянная и бескорыстная, наиболее священная изо всех эмоциональных связей.Как проявляется материнская любовь? В чём проявляется материнская любовь? Почему в жизни человека важна мама?19Мечта— заветное желание, созданное воображением.Что даёт человеку мечта?20Настоящее искусствоИскусство – это образное осмысление действительности, выражение мира в художественном образе. Произведения настоящего искусства побуждают думать и чувствовать, влияют на состояние человеческой души.Каковы признаки настоящего искусства? В чём ценность настоящего искусства? Что даёт людям настоящее искусство? Почему необходимо ценить произведения искусства? Для чего людям нужны произведения искусства?21Неуверенность в себе— низкая самооценка, отсутствие веры в себя, свои силы, свои возможности.Как влияет на поступки человека неуверенность в себе?22Нравственные ценности— этические идеалы, общепринятые правила поведения, обусловленные человеческими принципами.Как характеризуют человека его нравственные ценности?23Нравственный выбор— ситуация, в которой человеку приходится принимать или не принимать трудные для себя решения во благо другой личности или в соответствии со своими взглядами и убеждениями.В чём заключается нравственный выбор человека?24Общее дело — совместная работа, выполняемая командой, которая стремится к хорошему результату.Какое общее дело было в годы войны у всех людей нашей страны?25Ответственность— необходимость отвечать перед кем-либо за свои действия и поступкиВ чём заключается ответственность за свои поступки? Что значит отвечать за кого-нибудь?26Память сердца— запас чувственных впечатлений, то, что оставило очень глубокий след в душе, запомнилось навсегда.Что называется памятью сердца?27Понимание— постижение и осознание чужой проблемы.Что значит понять человека?28Признать свои ошибки— понять свою неправоту, признак мудрости.Почему важно уметь признавать свои ошибки?29Прийти на помощь— поддержать, протянуть руку помощи, прийти на подмогуЧто значит прийти на помощь?30Прощение— помилование, извинение. Прощать – не помнить о нанесенных обидах, извинять кого-то, не ставить ему в вину ошибки.Нужно ли уметь просить прощения?31Проявлять внимание к человеку— заботиться, окружать вниманием, проявлять заботу.Почему важно проявлять внимание к людям?32Решимость— отсутствие боязни в принятии и осуществлении своих решений; смелость, твердость, непоколебимость.В чём заключается решимость человека?33Сила духа— деятельная решимость человека идти к цели, преодолевая любые препятствия. Это его высокая духовная, душевная стойкость. Сила духа складывается из формирования воли, стойкости, упорства.В чём проявляется сила духа? Что значит быть сильным духом? Что помогает человеку справиться с жизненными трудностями? Как в годы войны народ проявил силу духа?34Слава— почетная известность, всеобщее уважение, признание заслуг, таланта.Как можно прославиться?35Счастье— состояние души человека, высшее удовлетворение жизнью.Что такое счастье? Когда человек чувствует себя счастливым? Что даёт человеку ощущение счастья? Что может сделать человека счастливым?36Творчество— создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей.Что даёт человеку творчество?37Уважение к человеку— признание достоинств личности.Что значит уважать человека?38Фантазия— выдумка, неправдоподобное, невозможное.Нужна ли фантазия человеку? Зачем человеку нужна фантазия?39Цель в жизни— предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить.Почему у человека должна быть цель в жизни?40Чудо— нечто небывалое, необычное, то, что вызывает удивление.Можно ли делать чудеса своими руками?

Источник