Полезные шпаргалки по русскому языку огэ
ШПАРГАЛКА ОГЭ 9 КЛАСС РУССКИЙ ЯЗЫК
2 задание РАБОТА С ТЕКСТОМ
ПРОЧИТАТЬ ТЕКСТ ВНИМАТЕЛЬНО.
НАЙТИ ОТВЕТ НА ВОПРОС ИЗ ПРЕДЛОЖЕННЫХ ВАРИАНТОВ.
ОТВЕТ НА ВОПРОС ДОЛЖЕН БЫТЬ ЛОГИЧЕСКИ ВЕРНЫМ.
3 задание ХУДОЖЕСТВЕННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА
ЭПИТЕТ-образное определение, красивое прилагательное: волнистые туманы
МЕТАФОРА-переносное значение слов, основанное на сходстве(скрытое сравнение): горит костер рябины красной
ФРАЗЕОЛОГИЗМ-устойчивое выражение: бить баклуши, бежать сломя голову
ГИПЕРБОЛА-преувеличение: одним ударом сто человек с ног повалил
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ- оживление неживого: камыш шепчет, часы ходят
СРАВНЕНИЕ- сопоставление с помощью слов КАК, СЛОВНО, БУДТО: словно роза ты красива
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ-намеренное нарушение границ предложения:И увидел он дом. И деревню родную. И горы высокие.
4 задание ПРИСТАВКИ
Написание приставок, оканчивающихся на 3 и С зависит от глухости – звонкости последующего звука: БЕЗ — БЕС, ВОЗ — ВОС, ВЗ — ВС, ИЗ — ИС, НИЗ — НИС, РАЗ — РАС, ЧРЕЗ — ЧРЕС, ЧЕРЕЗ – ЧЕРЕС, ИЗ-ИС: бессердечный, беззаботный.
Не зависят от глухости-звонкости приставки: ПО-, НАД-, С-,
ПРИ: ПРИБЛИЖЕНИЕ(приехать), ПРИСОЕДИНЕНИЕ(прилепить), БЛИЗОСТЬ(прибрежный), НЕПОЛНОЕ ДЕЙСТВИЕ(приоткрыть).
ПРЕ: ОЧЕНЬ(премудрый), ПЕРЕ-(преломить, преградить)
ПРИСТАВКИ в наречиях и местоимениях НЕ(ударная), НИ (безударная): некого, никого, некто, никто.
5 задание СУФФИКСЫ
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: ИН, АН, ЯН: гусиный, песчаный, глиняный
ИСКЛ. ОЛОВЯННЫЙ. ДЕРЕВЯННЫЙ, СТЕКЛЯННЫЙ
ЕНН, ОНН: торжественный, традиционный . ИСКЛ. ВЕТРЕНЫЙ
ОТЫМЕННЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ НН: лунный (луна+Н), пустынный (пустыня+Н)
Краткие прилагательные – столько же Н, сколько в полной форме: ДЛИННАЯ ДОРОГА- ДОРОГА ДЛИННА.
ПОЛНЫЕ ПРИЧАСТИЯ НН: расчищеННая
КРАТКИЕ ПРИЧАСТИЯ Н: расчищеНа
НАРЕЧИЯ: столько же Н, сколько в прилагательном, от которого наречие образовано: торжествеННо(торжественный), путаНо (путаный).
ГЛАГОЛЫ: суффиксы -ИВА, -ЫВА сохраняются в буд.вр. наст.вр.: разговаривать- разговарИВАю
-ЕВА, -ОВА чередуются с –УЮ,-ЮЮ: советовать-советУЮ.
6 задание СИНОНИМЫ
Обратиться в предложение, заменить СИНОНИМОМ – близким по значением словом.
ЧАСТЬ РЕЧИ СОХРАНИТЬ!!!
7 задание ЗАМЕНА СЛОВОСОЧЕТАНИЯ
Согласование: деревянная скамейка
Управление: скамейка из дерева, рассказывал с удивлением
Примыкание: удивленно рассказывал
ОДНО СЛОВО ОСТАВИТЬ, ДРУГОЕ ИЗМЕНИТЬ!!!
8 задание ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА
Грамматическая основа – подлежащее(КТО?ЧТО?) и сказуемое(ЧТО ДЕЛАТЬ?ЧТО СДЕЛАТЬ?)
В предложении может быть только подлежащее: Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.
Или только сказуемое: Похолодало. Вьюжит.Нет.
9 задание ОСЛОЖНЕНИЕ
Обособленное определение – причастный оборот: Цветы, украшающие клумбу, радовали прохожих.
Обособленное обстоятельство-деепричастный оборот, одиночное деепричастие: Услышав шум, ребята остановились.
Обособленное приложение: Мы, ученики 9 класса, все сдадим экзамен по русскому языку.
10 задание
ВВОДНЫЕ СЛОВА, ВВОДНЫЕ КОНСТРУКЦИИ, ОБРАЩЕНИЯ
ВВОДНЫЕ СЛОВА выделяются запятыми, их можно убрать, смысл не изменится: КОНЕЧНО, НАПРИМЕР, МОЖЕТ БЫТЬ, ВО-ПЕРВЫХ, ВО-ВТОРЫХ, КАЗАЛОСЬ, СЛОВОМ, НАВЕРНОЕ, БЕЗУСЛОВНО, К СЧАСТЬЮ и др.
ОБРАЩЕНИЕ- тот, к кому обращаются:
Наташа, что это? Гори, мой огонек!
11 задание
КОЛИЧЕСТВО ГРАММАТИЧЕСКИХ ОСНОВ
Подлежащее и сказуемое — 1 грамматическая основа.
Основа может быть из одного сказуемого.
Наступила весна, потеплело, распустились цветы, прилетели птицы.
12 задание СОЧИНИТЕЛЬНАЯ И ПОДЧИНИТЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ
ПОДЧИНИТЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ: союзы ЧТО, КОГДА, КАК, ЕСЛИ, ХОТЬ, ПОТОМУ ЧТО, КОТОРЫЙ, КАКОЙ
СОЧИНИТЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ: союзы И, А, НО, ДА, ИЛИ, НЕ ТО, ТО
13 задание СПОСОБ СВЯЗИ
НЕ МЕНЕЕ 3 ГРАММАТИЧЕСКИХ ОСНОВ!!!
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ-соединение предложений последовательно: Мы гуляли по лесу, в котором хотелось долго гулять, потому что лес был волшебным.
ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ОДНОРОДНОЕ Я знаю, ЧТО тебя беспокоит, ЧТО волнует твою кровь.
ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ НЕОДНОРОДНОЕ Я узнал, ЧТО было вчера, КАК все произошло.
14 задание
ВИДЫ СВЯЗИ
БЕССОЮЗИЕ: союзов нет, части сложного предложения связаны по смыслу, есть , ; : —
ПОДЧИНИТЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ: союзы ЧТО, КОГДА, КАК, ЕСЛИ, ХОТЬ, ПОТОМУ ЧТО, КОТОРЫЙ, КАКОЙ
СОЧИНИТЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ: союзы И, А, НО, ДА, ИЛИ, НЕ ТО, ТО
Источник
Как легко выполнить задание № 3? Шпаргалка
Начинаю серию статей по подготовке к ОГЭ под общим названием «Как легко выполнить?».
Цель данных рекомендаций — помочь девятиклассникам быстро и верно выполнить задания, опираясь на уже изученный теоретический материал. Здесь будут предложены именно подсказки, но все они предполагают хорошее знание теории. Так что, ребята, сначала выучите теоретический материал, а затем, выполняя тестовые задания, воспользуйтесь моими подсказками.
Итак, начнём!
Задание № 3
Изобразительно-выразительные средства языка
На ОГЭ будет предложено найти следующие изобразительно-выразительные средства языка:
гипербола
метафора
олицетворение
просторечные выражения
противопоставление
сравнение
фразеологизм
эпитет
1-ый шаг: повторите теорию.
2-ой шаг: научитесь легко находить данные средства в тексте.
Как найти гиперболу?
Гипербола — это преувеличение чего-то: размера, силы, значения и т.д.
Найти гиперболу достаточно просто, найдите в предложении то, чего просто не может быть, что сильно преувеличено.
Пример
А вот бабушка, мамина мама, не могла жить без кофе.
Комментарий
Конечно, прожить без кофе можно, это преувеличение.
Несколько примеров
Другой имеет рот с арку генерального штаба.
Я видывал, как она косит: что взмах- то готова копна.
Ведь этот Мурлышка — вся её жизнь! ( Мурлышка- это кот)
Как найти метафору?
Метафора — это тоже сравнение, но скрытое. Как это понять? В этом сравнении есть только одна часть- с чем сравнивают или что сравнивают. Либо сразу дано сравнение без помощи союзов (например, «броня сомнения»).
Значение метафоры — переносное, поэтому мы «не сможем увидеть это, не сможем нарисовать»
Ищите существительное в переносном смысле (например, «дворянское гнездо»- здесь нет того, ЧТО сравнивают — имение, а есть только, с ЧЕМ сравнивают – с гнездом).
Ищите глагол в переносном смысле (например, «река играет»— здесь нет , с чем сравнивают— с игрой детей, а есть только ЧТО сравнивают— реку).
Пример 1
Мальчик был защищён невидимой бронёй своего смятения.
Комментарий
Вы можете увидеть « броню смятения»? Нет, конечно.
Здесь существительное употреблено в переносном смысле: не бывает у сомнения брони.
Пример 2
Этих реплик хватило для того чтобы суматошная, искрящаяся мысль о побеге с урока вспыхнула молнией.
Комментарий
Мысль может вспыхнуть? Нет.
Мысль, её быстрота сравнена с молнией.
Несколько примеров
Он уже не думал о солдате как о своём отце, и в его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и нежности.
Крючок впивается в самое сердце, и нить, связывающая людей детской дружбой, не прерывается всю жизнь.
Но этот так хорошо обдуманный план неожиданно лопнул.
Как найти олицетворение?
Олицетворение — это оживление неживой природы, наделение её способностями, которые свойственны человеку, — способностями переживать, думать, волноваться и т.д.
Олицетворение чем-то похоже на метафору. Здесь тоже глаголы или причастия в краткой форме употреблены в переносном значении. Но в метафоре нет оживления, а в олицетворении есть.
Пример
Но вот наступило такое утро, когда все окна были в извилистых водяных дорожках, а дождь заколачивал и заколачивал что-то у крышу.
Комментарий
Глагол «заколачивал» употреблён в переносном смысле
Дождь на может заколачивать , это мы не сможем увидеть
Заколачивает только человек, поэтому дождь здесь олицетворяется.
Несколько примеров
А ещё на даче имеется сердитый медный самовар. Он кормится шишками и очень недоволен, когда их мало.
Сослуживцы любили бабушку. Они говорили, что с ней вместе из бухгалтерии ушла музыка.
Казалось, дома тоже дышали, жадно, глубоко.
Как найти просторечные слова и выражения?
Просторечные слова и выражения — это явление разговорной речи. Для них характерен оттенок грубости, сниженной характеристики чего-либо. Данные слова желательно не употреблять в речи. Авторы используют просторечные слова для передачи особенностей речи или характеров героев.
Пример
Встревает тут Федосья, баба из Пустыни.
Комментарий
«Встревает», «баба»- просторечные слова.
Несколько примеров
У нас роскошная библиотека, большая, с редкими книгами, но она ничегошеньки не хочет».
А я не знал, что со мной, и задрал голову к потолку, чтобы слёзы вкатились обратно.
На двери по-прежнему висел замок, а во дворе валялись брёвна, сброшенные, видно, с машины как попало.
Как найти противопоставление (антитезу)?
Противопоставляться может многое: характеры людей, их поступки, какие – то действия.
Ищите в тексте то, что может быть одновременно.
Пример
Алиса могла свободно пройти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир.
Комментарий
Здесь противопоставлены возможности действий ребят: девочка Алиса может войти во двор, а остальные ребята нет.
Несколько примеров
Одни верят во что-то, другие ни во что не верят…
Кто знает, может, он простил бы её, а может, и нет.
Так хотелось пойти с ребятами поход, но в то же время Лену что-то останавливало.
Как найти сравнение?
Сравнительный оборот выделяется запятыми, ищите его
Чаще всего при обороте бывают союзы КАК, СЛОВНО, БУДТО, ЧТО
При сравнении обязательно есть две части: ЧТО сравнивают и С ЧЕМ сравнивают
Пример
Глубокая и тихая вода лакировано блестела, СЛОВНО в реку вылили масло.
Комментарий
Находите оборот, выделяемый запятыми
В нём есть союз СЛОВНО
Здесь сравнивают воду (ЧТО сравнивают) с маслом ( С ЧЕМ сравнивают)
Несколько примеров
Коржи светились, как два маленьких посолённых солнца.
Бесхитростный Герка преподнёс мне новость, как пирожное на блюдечке.
Музыка звёзд, музыка вечной жизни , она, как свет, возникла где-то в глубинах мироздания.
Как найти эпитет?
Эпитет — это определение в переносном смысле, поэтому ищите слова, отвечающие на вопрос КАКОЙ?
Смысл переносный, поэтому мы снова «не может увидеть в реальности» то, что эпитет обозначает.
Пример
Тот сидел сгорбясь – локти в парту, кулаки под закаменевшим подбородком.
Комментарий
Подбородок КАКОЙ? – закаменевший
Вы видели когда-нибудь закаменевший подбородок? Нет. Это слово в переносном смысле.
Несколько примеров
Деревья стояли стеклянные от мороза, и нежный голубоватый дым поднимался из труб.
Асю можно испугать, сделав ей страшные глаза; она боялась каждой встречной собачонки, убегала от гусей.
Он был какой-то уютный, весёлый и простой человек, и хозяйка с первого же дня привыкла к нему, как к своему.
Как найти фразеологизм?
Фразеологизм — это устойчивое сочетание слов. Мы не можем, употребляя его, заменить одно слово другим, потому что это будет уже не фразеологизм.
Находя фразеологизм, вспоминайте, какие слова вы слышали или употребляли именно в таком сочетании.
Фразеологизмы – это особенности русского языка. Часто их трудно перевести на другие языки, можно изменить смысл. Ведь смысл фразеологизма — переносный.
Бывают и очень простые фразеологизмы, мы их постоянно употребляем в речи. Один из таких примеров и я предлагаю.
Пример
Жене изо всех сил хотелось убедить друга, что он не виноват.
Комментарий
«Изо всех сил»- так часто мы говорим, если хотим подчеркнуть, скольких усилий требуется, чтобы что-то сделать.
Значение – переносное. Что это за силы, которые мы применяем?
Наконец, здесь нельзя заменить слова другими.
Несколько примеров
Эту растяпу в розовом днём с огнём не сыщешь.
Нему казалось, что любые удачи приходят к людям как бы за его счёт
А он, готовый со стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел.
Другие выразительные средства, которые редко, но бывают в заданиях.
Ирония
Ирония – это насмешка, но не явная, а скрытая. Некоторые люди даже не подозревают, что над ними подсмеиваются.
Пример
— А собака у него — с телёнка. — С лошадь, — сказал Мишка. — Со слона, — поддакнул я.
Лексический повтор
Лексический повтор — это стилистический приём, заключающийся в намеренном повторении слов и выражений для усиления их роли в тексте.
Мне надоели эти слова, слова, слова.
Таким образом, понять, как найти то или иное выразительное средство языка, вполне возможно. Но не забудьте повторить ТЕОРИЮ. Желаю удачи!
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Источник
ИТОГОВОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ:
● Детальный разбор каждого из заданий;
● Клише;
● Шаблоны ответа;
● Склонение числительных;
● Ударения;
● Примеры ответов на задание №4 (Диалог).
РУССКИЙ ЯЗЫК:
● Готовые изложения из Открытого Банка заданий ФИПИ
● Словарь понятий для сочинения (9.3)
● 200 готовых сочинений по заданию 9.3
● Таблица по средствам выразительности
● Теория по КАЖДОМУ заданию
● Сборник таблиц по курсу школьной программы
МАТЕМАТИКА:
● задачи по алгебре и реальной математике:
• на движение
• на совместную работу
• на проценты
• на сплавы и смеси
● основные теоремы и определения по геометрии
● таблицы по курсу школьной программы (5-9 классы)
● теория по 50 темам
● теория по алгебре и геометрии в таблицах.
● теория и примеры по темам:
— Числа и выражения
— Уравнения и неравенства
— Функции
— Прогрессии и текстовые задачи
● сборник таблиц по курсу школьной программы
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ:
● полезные конспекты (весь курс обществознания) в схемах в обычном и уменьшенном видах
● терминологические словари (подробный и краткий)
● таблицы в картинках и в формате doc по разделам:
• духовная жизнь общества
• общество
• политика
• право
• социальные отношения
• человек
• экономическая сфера жизни общества
● сборник таблиц по курсу школьной программы
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК:
● готовый шаблон для письма (задание №33)
● 31 пример письма
● список тем для говорения (задания №34-35)
● таблица неправильных глаголов (задания №18-26)
● таблица времён (задания №18-26)
● словообразование (приставки и суффиксы) (задания №27-32)
● сборник таблиц
● материалы по устной части, лексике и грамматике, письму, чтению
ИСТОРИЯ:
● краткая и полная теория
● хронологический справочник
● биографии исторических деятелей
● даты
● краткая История России
● самый полный терминологический словарь (900+ терминов)
● словарь терминов 6-12 веков
● словарь терминов Петровской эпохи
● словарь терминов 18-19 веков
● сборник таблиц по курсу школьной программы
ФИЗИКА:
● формулы и определения за 7-й, 8-й и 9-й классы
● подробный сборник формул
● краткие формулы
● книжка-шпаргалка
● полезные таблицы
● сборник таблиц по курсу школьной программы
БИОЛОГИЯ:
● курс теории
● биология в таблицах
● подробный словарь терминов
● 2 материалы в виде билетов
● вся теория (в обычном и уменьшенном виде)
● сборник таблиц по курсу школьной программы
ИНФОРМАТИКА:
● вся необходимая теория
● сайт с разбором заданий
● перевод из одной системы счисления в другую
● операции сложения, вычитания, умножения, деления в различных системах счисления
● законы логики
● кодирование текстовой информации
● лекции по QBasic
● примеры решения задач в Паскале
● сборник таблиц по курсу школьной программы
ХИМИЯ:
● кислоты, соли, основания (формулы)
● терминологические словари (подробный и краткий)
● карбоновые кислоты, их свойства
● подробные полезные таблицы:
• неорганическая химия в реакциях
• органическая химия в реакциях
• таблица Менделеева и растворимость неорганических веществ
• строение атома
• реакции ионного обмена в растворах электролитов
• формулы для решения задач по химии
● Таблицы по программе 8-9 классов
ЛИТЕРАТУРА:
● основные литературные направления
● 93 готовых сочинения, разобранных по авторам
● анализ произведений
● произведения в таблицах
● теоретический материал
● терминологический словарь
● характерные черты в творчестве поэтов (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А.А. Блок, В.В. Маяковский, С.А. Есенин, А.А. Ахматова, Б.Л. Пастернак, М.И. Цветаева, А.Т. Твардовский)
● сборник таблиц по курсу школьной программы
ГЕОГРАФИЯ:
● Вся необходимая теория
● География России в таблицах и схемах
● Таблицы по курсу школьной программы (6-9 классы)
● Географический словарь терминов
● Территориальный словарь
● Акваториальный словарь
● Географический словарь: население и хозяйство
● Географические данные (страны и столицы мира, формы правления в странах мира, плотность населения стран мира, рост численности населения в странах мира, средняя продолжительность жизни в странах мира)
● сборник таблиц по курсу школьной программы
Источник
Словарь понятий по текстам открытого банка ФИПИ. А также, толкование понятий и темы сочинений к ним.
Автор-составитель Беспалова Т.В.
Источник