Полезные слова для сочинения по русскому

Полезные слова для сочинения по русскому thumbnail

Слова-помощники для сочинения,  изложения и устного анализа текста

1. Описание своего
впечатления, отношения к прочитанному.

·       
Трудно остаться равнодушным после
прочтения…
, по отношению к…

·       
Чувства… вызывают отклик в (нашей)
душе.

·       
Герои (герой)
рассказа вызывают сложные чувства (чувство восхищения, негодования,
недоумения).

·       
Поступки героя (сюжет
рассказа
) заставляют задуматься о…

·       
Тема (проблема),
затронутая в рассказе, близка сегодняшнему читателю.

·       
Проблема (взаимоотношений…)
в наши дни особенно волнует, потому что…

·       
Автор призывает поразмышлять о…

·       
Нельзя не согласиться с рассказчиком…

2. Анализ текста.

·       
В произведении (в
тексте
, в рассказе) изображается; говорится о…

·       
Автор (рассказчик,
повествователь) показывает, как (что)

·       
изображает (выражает)

·       
указывает на…

·       
психологически точно передаёт…

·       
выделяет (такую
особенность героя
, как…)

·       
подчёркивает…

·       
акцентирует (сосредотачивает)
внимание на…

·       
Мы чувствуем, как
(меняется настроение рассказчика (героя), авторское
отношение
)

·       
Обращает на себя внимание деталь…

·       
Наблюдая за (поведением
персонажей
, картиной природы…), мы…

·       
Нельзя не заметить (не
почувствовать
)… Очевидно (несомненно), что…

·       
Читатель с интересом (с
тревогой
) следит, как…

·       
Особенно трогательна картина (сцена)
Особенно взволновал меня эпизод
(момент), когда…

3. Анализ эпизода.

·       
Эпизод по типу речи представляет
собой…

·       
Данный эпизод можно озаглавить… потому
что… Действующими лицами этого фрагмента являются…

·       
Своеобразной экспозицией эпизода можно
считать…

·       
Завязкой (кульминацией)
эпизода является…

·       
Если бы я был режиссёром данного
эпизода
, я бы поставил его так…

·       
Если бы не было этого эпизода, мы
бы…

·       
Эпизод развивает (затрагивает,
завершает) тему…

4. Ввод новой мысли.

·       
Хочется отметить особую… Необходимо
подчеркнуть…

·       
Интересно заметить… Любопытно
взглянуть…

·       
Очень важно, что…
Можно предположить
, что

5. Доказательство своей
мысли (примерами из текста, фактами, цитатами).

·       
Можно проследить, как
от сцены к сцене… Показателен момент
(эпизод), когда…

·       
Достаточно вспомнить (обратиться
к)… Существенная деталь…

·       
Обратимся к… Ещё раз перечитаем строки
о… Вспомним
(Не забудем о…)

·       
Примечательно… Не случайно… Характерно, что…
Интересно мнение критика
(писателя, учёного)

6. Дополнения, добавочные
замечания, рассуждения.

·       
Отдельно нужно сказать… Кроме того… К
тому же… Помимо этого… Но это ещё не всё.

·       
Добавим к этому, что…
Вдобавок…
(В дополнение к сказанному) стоит добавить…

7. Поворот мысли к противоположной; ввод противоречивого
высказывания, спорной мысли.

·       
Неожиданный (резкий)
перелом в повествовании наступает, когда…

·       
Вопреки первоначальному впечатлению…
Несмотря на
(невзирая на)

·       
На первый взгляд странно (кажется
странным
)

·       
Нельзя согласиться (с
мнением
, с характеристикой, со словами)

·       
Но в противоположность (такой
точке зрения
)

·       
С одной стороны…, с
другой… Пусть
(и хотя…), но…

·       
Вряд ли (едва
ли
) можно согласиться… Хочется поспорить с (оспорить)…

·       
Тем не менее (между
тем…
)

8. Сравнительно-сопоставительная характеристика.

·       
Напоминает, можно
сопоставить, похож
, подобно, такой же, сходный

·       
И… и… ни тот, ни
другой
, то же самое, почти одинаково, повторяется

·       
Разница между ними очевидна, различаются,
не похож, в этом они не сходны

·       
В отличие от, по
сравнению с
, если… то, первый… второй

·       
В противоположность, по-иному,
между тем, совершенно иной, иначе

9. Переход к выводам; заключение.

·       
Вот почему… Как видим… Становится
ясным
(понятным), как…

·       
Автор (писатель,
рассказчик) напоминает нам о…

·       
В финале рассказа проясняется
авторская идея…

·       
Становится очевидной позиция (героя,
рассказчика)

·       
Произведение заставляет задуматься над
вопросом
(проблемой)  

Источник

Чтобы написать действительно хорошее сочинение необходимо иметь достаточный словарный запас. Развитие языковых навыков для написания убедительного аргумента имеет решающее значение. В этой статье мы снабдим вас словами и фразами, необходимыми вам для написания первоклассного сочинения, а также примерами их использования. Это ни в коем случае не исчерпывающий список, но приведенный список должен быть более чем достаточным, чтобы помочь вам мгновенно улучшить свое навыки написания сочинения.
Полезные слова для сочинения по русскому

 Объяснение своей точки зрения 

Для того чтобы

Применение: «Для того чтобы» может использоваться, чтобы ввести объяснение для цели аргумента.

Пример: «Чтобы понять X, нам нужно сначала понять Y».

Другими словами

Применение: используйте «другими словами», когда вы хотите выразить что-то по-другому (более просто), чтобы его было легче понять, или чтобы подчеркнуть или расширить точку зрения.

Пример: «Лягушки – амфибии. Другими словами, они живут на земле и в воде »

Иными словами

Применение: эта фраза является еще одним способом сказать «другими словами» и может использоваться в особенно сложных моментах, когда вы чувствуете, что альтернативный способ формулирования проблемы может помочь читателю лучше понять ее значение.

Пример: «Растения полагаются на фотосинтез. Иными словами, они умрут без солнца »

То есть

Применение: «То есть»  можно использовать для добавления дополнительных деталей к вашему объяснению или.

Пример: «Киты – это млекопитающие. То есть они должны дышать воздухом »

С этой целью

Применение: Используйте «с этой целью»  аналогично «для того, чтобы» или «так».

Пример: «Зоологи давно пытаются понять, как животные общаются друг с другом. С этой целью было начато новое исследование, в котором рассматриваются звуки слонов и их возможные значения »

 Добавление дополнительной информации для утверждения точки зрения 

Ученики часто делают ошибку, используя синонимы каждый раз, когда они хотят добавить дополнительную информацию в поддержку своей точки зрения или для аргументации. Вот несколько правильных способов сделать это.

Читайте также:  Что полезно для кожи лица какие продукты

Более того

Применение: Используйте «более того» в начале предложения, чтобы добавить дополнительную информацию в поддержку того, что вы делаете.

Пример: «Более того, результаты недавнего исследования предоставляют убедительные доказательства в поддержку…»

Кроме того

Применение: Это словосочетание  также обычно используется в начале предложения, чтобы добавить дополнительную информацию.

Пример: «Более того, есть основания полагать, что…»

Аналогично

Применение: используйте «аналогично», когда вы хотите поговорить о чем-то, что согласуется с тем, что вы только что упомянули.

Пример: «Ученый А верит в Х. Аналогично, Ученый Б убедительно выступает в пользу этой точки зрения».

Еще одна ключевая вещь, которую нужно помнить

Применение: Используйте фразу «еще один ключевой момент, чтобы запомнить» или «другой ключевой факт, чтобы запомнить», чтобы ввести дополнительные факты, не используя слово «также».

Пример: «Как романтик, Сергей Николаевич был сторонником более тесных отношений между людьми и природой. Еще один ключевой момент, о котором следует помнить, это то, что Сергей Николаевич писал во время промышленной революции, которая оказала большое влияние на мир вокруг него ».

А также

Применение: используйте «а также» вместо «также» или «и».

Пример: «Ученый А утверждал, что это было связано с X, а также с Y.»

Не только … но и

Использование: эта формулировка используется для добавления дополнительной части информации, которая часто является чем-то более удивительным или неожиданным, чем первая часть информации.

Пример: «Эдмунд Хиллари не только имел честь быть первым, кто достиг вершины Эвереста, но и был назначен рыцарским командующим Ордена Британской империи».

В сочетании с

Применение: Используется при рассмотрении двух или более аргументов одновременно.

Пример: «В сочетании с литературными данными статистика дает убедительное представление о…»

Во-первых, во-вторых, в-третьих …

Использование: Данный приём может быть использован для структурирования аргумента, ясно представляя факты один за другим.

Пример: «Есть много точек в поддержку этой точки зрения. Во-первых, X. Во-вторых, Y. И в-третьих, Z.

Не упоминать / ничего не сказать о

Использование: «Не упоминать» и «не говоря уже о» можно использовать для добавления дополнительной информации с небольшим акцентом.

Пример: «Война принесла беспрецедентные страдания миллионам людей, не говоря уже о ее влиянии на экономику страны».

 Слова и фразы для демонстрации контраста 

Когда вы пишете аргумент, вам часто нужно противоположные мнения или доказательства – «это может показать это, но это может также показать это», или «X говорит это, но Y не соглашается». В этом разделе рассматриваются слова, которые вы можете использовать вместо «но» в этих примерах, чтобы сделать ваше сочинение более интересным.

Однако

Применение: Используйте «однако», чтобы ввести точку зрения, которая не соответствует тому, что вы только что сказали.

Пример: «Ученый А думает так. Однако ученый Б. пришел к другому выводу »

С другой стороны

Применение: Использование этой фразы включает в себя введение противоположной интерпретации одного и того же доказательства, другого доказательства, предполагающего что-то другое, или противоположного мнения.

Пример: «Исторические свидетельства, по-видимому, указывают на четкую ситуацию. С другой стороны, археологические свидетельства представляют несколько менее прямую картину того, что произошло в тот день »

Сказав это

Применение: Используется аналогично «с другой стороны» или «но».

Пример: «Историки единодушно говорят нам X, соглашение, которое предполагает, что эта версия событий должна быть точной. Сказав это, археология рассказывает другую историю ».

В отличие от / в сравнении

Применение: используйте «в отличие» или «в сравнении», когда вы сравниваете и противопоставляете доказательства.

Пример: «Таким образом, мнение ученого А основано на недостаточных доказательствах. Напротив, мнение ученого Б. кажется более правдоподобным ».

Источник

Эссе – обязательный вид письменной работы, часть ЕГЭ по русскому языку (С 1). Основа эссе – анализ исходного текста, а также выражение своей точки зрения и ее аргументация.

План работы:

1. Анализ исходного текста

— формулировка проблемы исходного текста;

— 1 комментарий к проблеме + пояснение;

— 2 комментарий к проблеме + пояснение;

— связь между примерами;

— формулировка авторской позиции.

2. Собственное мнение

— согласие/несогласие с авторской позицией, формулировка собственной точки зрения;

— аргументация (с опорой на читательский опыт);

— вывод.

1. Формулировка проблемы, комментарий проблемы, связь между примерами.

Проблема – это фрагмент действительности, о котором существуют разные, противоположные точки зрения.

Нужно ли подавать милостыню бедным? Вдруг они мошенники? — это проблема, потому что на эту ситуацию действительности (человек просит помощи) существуют разные точки зрения (подавать в любом случае, т.к. «блаженны милостивые»; не подавать, вдруг купит алкоголь и убьет кого-то; подавать только едой и др.).

Клише:

Иванов И.И. в своей статье поднимает философскую /социальную /политическую /экологическую/нравственно-этическую проблему …

Иванов И.И. в своей статье затрагивает вопрос …

Автор текста обращается к жизненно важному вопросу …

Автор текста поднимает философский вопрос …

В предложенном для анализа тексте (автор) поднимает (затрагивает) проблему (в форме сущ.в род.п.)…

Что такое …? Над этой проблемой размышляет автор.

Комментарий к проблеме автора (толкование, пояснительные замечания, рассуждения по поводу основной проблемы, поднятой в тексте) – наиболее обширная и важная часть эссе (с 2020 года). Комментарий требует анализа текста, выявления в нем структурных компонентов.

Комментарий должен состоять из 2х примеров из текста с пояснением (указанием на то, что показывают примеры).

Клише (примеры):

Автор комментирует проблему следующим образом: …

Для раскрытия сути проблемы автор обращается к …

Читайте также:  Витамин а для чего полезен организму

Автор раскрывает проблему на материале …

Писатель не случайно приводит слова (кого): Цитата

Симпатии автора на стороне героя, который…

Автор обращается к собственному опыту и вспоминает…

Особого внимания заслуживает мнение автора о…

Публицист разделяет мнение (кого)…

Стоит обратить внимание на мысли (слова, поступки) героя…

В центре внимания автора случай…

Писатель изображает (кого, что)…

Клише (пояснение к примеру):

Этим примером автор хочет показать, что…

Так автор показывает…

Этот призыв должен заставить каждого из нас…

«Цитата», — пишет автор, чтобы показать…

Конечно же, очень важно понять, что…

Мы видим, как…

В этом поступке не на словах, а на деле появляется… Действительно, далеко не каждый способен…

Важно при написании комментария заниматься именно анализом текста, а не его пересказом. Пересказ отвечает на вопрос «Что произошло в тексте?» (кто куда пошел, что сделал), а анализ – «Почему это произошло?», «Какие выводы можно сделать и почему?». Что и почему – важно понимать разницу.

Перед тем как писать комментарий, необходимо провести сжатый анализ текста по следующему плану:

— Что делает автор исходного текста, предлагая на обсуждение читательской аудитории ту или иную проблему? Автор обращается к своим воспоминаниям/ Автор описывает / Автор повествует/ Автор сообщает о фактах /Автор рассуждает/ Автор пытается осмыслить/ Автор хочет поделиться/ Автор цитирует/ Автор вспоминает древние изречения и т.п.

— На каком материале он раскрывает эту проблему? На примере из собственной жизни/ На примере небольшого эпизода из жизни своих литературных героев/ На примере диалога и т.п.

— Что делает автор в начале текста? Затем? В конце текста? В начале текста автор замечает/приглашает читателя к разговору о…/ задается вопросом/ далее писатель подчеркивает/ ссылается на/ в конце текста автор с надеждой смотрит на решение этой проблемы в будущем/ призывает/риторически восклицает.

— Кто является героем текста? Случаен ли выбор?

— На какие аспекты этой проблемы автор обращает, прежде всего, свое внимание? Что особенно волнует писателя? Что он подчеркивает, выделяет? К чему прикован авторский взгляд?

— Какие приемы организации текста использует автор? Как именно автор достигает того или иного эффекта? Автор прибегает к антитезе/ Автор строит свой текст на взаимодействии текста и подтекста/ Автор использует вопросно-ответную форму изложения, пытаясь вовлечь читателя в совместные размышления по данной теме и т.д.

Связь между примерами

Примеры могут быть связаны между собой разными логическими отношениями: включения, исключения, дополнения, расширения, противопоставления и проч.

Размышляя над проблемой, писатель противопоставляет двух героев, каждый из которых воплощает в себе разное отношение к жизни (какое?).

Сравнивая эти примеры (героев), мы можем увидеть…

Что стало причиной этих событий (поступков героя)? Об этом автор пишет далее.

Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что…

Противопоставляя эти примеры (героев), автор показывает…

Оба приведенных примера, дополняя друг друга, позволяют увидеть…

2. Формулировка авторской позиции (тезис/как автор решает поставленную проблему).

Точка зрения автора выражена вполне определенно: …

Автор формулирует свою позицию следующим образом: …

Автор заявляет читателю о своей позиции …

Автор придерживается точки зрения …

Позиция автора выражена ясно. Он считает, что …

Таким образом, размышляя над проблемой, автор приходит к следующему выводу: …

3. Согласие/несогласие. Формулировка собственной позиции (тезис/как я считаю нужным решать поставленную проблему).

Я согласен с точкой зрения автора …

Я согласен с точкой зрения автора, но …

Я считаю, что …

Моя точка зрения состоит в следующем: …

Трудно не согласиться с автором. Я тоже считаю, что …

4. Аргументация своей позиции (с опорой на читательский опыт).

Примеры/цитаты/аналогии из истории, литературы, подтверждающие позицию.

Эта точка зрения подтверждается…

Обратимся к …. (наименование литературного произведения), в которой (-ом)…

Справедливость этого тезиса подтверждает опыт русской литературы. Вспомним, к примеру…

Убедительные аргументы, подтверждающие мое согласие с авторской позицией, можно найти также в публицистической литературе. Приведем пример…

Давайте вспомним слова (писателя, героя литературного произведения), который говорил: «…». Согласитесь,…

5. Вывод, заключение.

Из всего вышесказанного следует, что (…)

Итак, (…)

Можно сделать вывод (…)

Подводя итоги размышлениям, (…)

Обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что…

Таким образом, …

Объем – не менее 150 слов.

Каждый пункт плана – новый абзац.

Проверить логические связи между пунктами плана.

Проверить лексические повторы (удалить или заменить синонимами).

Примечание: С примерами готовых эссе, а также с отдельными аргументами представлены на канале в большом количестве.

Источник

Отличия сочинения от эссе и изложения

Давайте разбираться!

Сочинение — это письменная творческая работа по заданной теме. Выполняется в виде описания, повествования, рассуждения или анализа чего-либо — от художественного текста и литературных образов до общечеловеческих концепций.

Важно не путать сочинение с эссе, оно отличается от сочинений тем, что подразумевает аргументированное рассуждение, содержащее субъективную авторскую позицию — как правило, по социально значимым и философским вопросам. Эссе пишется по другим шаблонам и оценивается иначе, нежели сочинение.

А изложение — письменный пересказ текста, сжатая и сокращённая интерпретация услышанного или прочитанного. 

Зачем писать сочинения

В школе сочинения пишут с начальных классов. Сначала это описания картины или вида из окна. В средней школе начинаются рассуждения на вечные темы: дружба, любовь, жизнь и смерть, выбор профессии. Школьники пишут сочинения не только по литературе, но и по истории, обществознанию, иностранным языкам. Так что умение писать сочинение незаменимо в учёбе. 

Читайте также:  Как есть мясо интересно вкусно и полезно

Вот несколько плюсов написания сочинений:

  • Сочинения учат размышлять. Для написания текста приходится много анализировать, искать информацию в книгах и интернете, обобщать свой или чужой жизненный опыт. 
  • Сочинения учат находить нужные факты, проверять и сопоставлять их.
  • Сочинения развивают логическое мышление. Тексты имеют структуру: вступление, основная часть, заключение. Все части текста должны быть связаны главной мыслью. Отслеживание логики повествования — важный навык, который пригодится потом и в студенчестве, и в работе. 
  • Сочинения пробуждают творческое начало. Писать по шаблону — скучно и вредно. Чтобы написать что-то по-настоящему интересное, придётся проявить фантазию. Любители сочинений в школе в будущем нередко становятся писателями. 

Писать сочинения придётся ещё и на государственных итоговых аттестациях (ОГЭ и ЕГЭ). На ОГЭ школьников ждут небольшие сочинения-рассуждения. Одиннадцатиклассникам же предстоит написать итоговое сочинение. Также сочинения включены в ЕГЭ по русскому языку, литературе, обществознанию и истории. 

В школе часто не поощряют уникальное мышление в сочинениях. Преподаватели в «Экстернате и домашней школе Фоксфорда», наоборот, приветствуют авторскую позицию, помогают в развитии стиля и дают интересные темы для текстов. А ещё для подготовки к экзаменам можно узнать, как правильно писать сочинения на ОГЭ и ЕГЭ, на специальных курсах.

Виды сочинений

Чтобы написать крутое сочинение, надо понимать, какие цели преследуются. Есть несколько типов работ: 

  • сочинение-описание (характеристика), 
  • сочинение-повествование, 
  • сочинение-рассуждение.

Как лучше писать сочинения? Сразу определиться с видом будущей работы. Как только поймёте, что подходит — описание, повествование или рассуждение, — будет легче наметить структуру работы.

В сочинении-описании нужно изобразить какое-либо явление и раскрыть его признаки. Частые темы — внутренние и внешние портреты, состояния героев, природа и так далее. 

В сочинении-повествовании от школьника требуется перечислить последовательные действия, рассказать о событиях в их временной последовательности. Нужно включить такие компоненты как завязка (начало действия), развитие действия, кульминация (наиболее важный момент в развитии действия) и развязка (конец действия).

А сочинение-рассуждение подразумевает различные жанры — от отзыва о прочитанной книге до литературно-критической статьи. Здесь нужно выносить проблему, поставленную в прочитанном произведении, на обсуждение. 

Что такое тема сочинения

Тема текста — то, о чём текст.

Написание сочинений лучше начинать с обдумывания темы и основной мысли, которая станет лейтмотивом работы. Если тема размыта или сформулирована некорректно, вы сразу потеряете баллы, а сочинение выйдет неудачным.

Часто школьники не понимают, как написать сочинение на тему, заданную в школе. По сути, всё, что требуется, — раскрыть её в соответствии со структурой. 

Структура сочинений

Из чего состоит сочинение? Вот «скелет» школьной работы. 

  • Вступление. 
  • Основная часть. 
  • Заключение. 

Это стандартная схема. Один из секретов, как писать хорошие сочинения, — придерживаться выверенной структуры и не нарушать логику повествования.

Во вступлении нужно познакомить читателя с доставшейся вам темой и наметить, как планируете её развивать. Как правило, вступление занимает около 20% от основного текста.

Основная часть — главная часть сочинения, где полностью раскрывается тема и разъясняется суть текста.

В заключении подводятся итоги. Постарайтесь сделать объём заключения равноценным вступлению. Кроме того, следите, чтобы основная часть была больше других частей — она на то и основная. 

С чего начать сочинение

Часто ребята впадают в ступор, не зная, как начинать школьное сочинение. Страх «белого листа» велик, и не всегда ясно, как взяться за написание.

Вот несколько универсальных вариантов для вступления — и неважно, какая досталась тема: 

  • Краткие сведения об авторе произведения. Расскажите, где родился автор, дайте краткую характеристику его творчеству. 
  • Перечислите ключевые слова, которые ассоциируются с прочитанным произведением. Например, «Дружба, любовь и взросление — вот основные понятия, которые поднимаются в “Гарри Поттере”». 
  • Задайте риторические вопросы. «Что мешает человеку быть честным с самим собой?» 

Источник: unsplash.com / @hudsoncrafted 

Как полюбить писать сочинения 

Если ваша цель — не просто узнать, как писать сочинения по русскому языку и литературе, но и полюбить это делать, то вот несколько простых советов, которые вам помогут. 

Выбирайте интересные темы

Тема «Как я провёл лето» приелась? Придумайте другую! Напишите отзыв на книгу или фильм. Сочините свою фэнтезийную историю. Пишите о том, что вам интересно прямо сейчас. А когда набьёте руку, можно будет переходить к обязательным темам школьной программы.

Заведите личный дневник или блог

Описывайте свой день, людей, которых встречали, события и впечатления от них. Такие записи — тоже своего рода сочинения, они помогут научиться анализировать и грамотно строить предложения.

Избавьтесь от шаблонов и штампов

Для облегчения написания сочинений в учебниках часто дают шаблоны для сочинений. Например: «Прочитанный мною текст затрагивает важные проблемы» или «В заключение хочется сказать, что…». Писать так очень скучно. Постарайтесь полностью убрать из своей письменной речи эти формулировки. Выражайте свои мысли простым красивым языком. 

Читайте книги

Чтение книг, особенно классики, — огромное подспорье для тех, кто хочет правильно писать сочинения. Книги расширяют словарный запас, учат красиво и грамотно строить предложения, развивают воображение и заставляют нас думать. От книги будет больше эффекта, если вы после прочтения напишите на неё отзыв. Это не только дополнительная практика, но и возможность как следует «переварить» полученную информацию. 

Запишитесь в кружок 

Есть школы писательского мастерства, журналистские кружки и молодёжные газеты, в которых вас научат красиво и грамотно писать. Часто такие коллективы посылают своих авторов на творческие конкурсы — интересные задания, темы и призы помогут пробудить интерес к сочинительству.

Источник