Полезные советы 3 класс русский язык

Разбор нового ФГОСа для первого класса у нас здесь. А разбор второго класса — здесь.

Посмотрим, какие знания и умения должны показывать наши школьники на выходе из третьего класса.

РУССКИЙ ЯЗЫК

Устные монологические и диалогические высказывания третьеклассников усложняются и увеличиваются до 3-5 предложений на заданную тему. Также ребенок должен уметь устно и письменно формулировать просьбу, извинение, приглашение, благодарность, отказ — с использованием норм речевого этикета и в объеме 2-4 предложений.

При работе с текстом, ученик должен уметь:

  • Определять тему и главную мысль текста
  • Определять ключевые слова и связь предложений в тексте (видеть эту связь через личные местоимения, синонимы, союзы И, А, НО)
  • Выявлять и озаглавливать части текста
  • Составлять план повествовательного текста, чтобы на его основе создать свой текст (для пересказа или изложения) и откорректировать его

Интересно, что знать терминологию типов речи (повествование, рассуждение, описание) необязательно в третьем классе, это выносится в четвертый класс. Достаточно понимать, что тексты бывают разные, а для примеров даются простые случаи, без смешивания.

Знания фонетики и орфоэпии:

  • Уметь выполнять звуко-буквенный анализ слов с орфограммами (без транскрибирования): давать характеристику звукам по заданным параметрам (твердые/мягкие, звонкие/глухие), соотносить количество букв и звуков с учетом наличия в слове йотированных звуков (Е, Ё, Ю, Я), мягких/твердых знаков и непроизносимых согласных
  • Правильно ставить ударение в словах в соответствии с нормами языка, при необходимости уметь уточнить правильность

Грамматика, морфемика, синтаксис:

  • Применять изученные правила правописания:

— написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова;

— написание парных звонких и глухих согласных в корне слова (в середине слова) (дубки, лодка, площадка);

— написание непроизносимых согласных в корне слова (честный, радостный);

— употребление разделительного мягкого знака (ь) и разделительного твердого (ъ) знаков;

— написание мягкого знака (ь) после шипящих на конце имен существительных женского рода (мышь, рожь, ночь);

— написание безударных родовых окончаний имён прилагательных (умная, умный, умное);

— раздельное написание частицы не с глаголами;

— раздельное написание предлогов со словами

  • Находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки и описки
  • Подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи (простые случаи, термины называть необязательно)
  • Выявлять в речи многозначные слова, понимать их значения
  • Выявлять в речи устаревшие слова, понимать их значение (простые случаи)
  • Выявлять в речи слова, употребленные в прямом и переносном значении (простые случаи)
  • Выделять окончания в слове, находить нулевое окончание
  • Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова
  • Различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями (но без называния термина)
  • Различать однокоренные слова и синонимы (но без называния термина)
  • Находить в словах корни, приставку, суффикс, окончание (в простых случаях, с однозначно выделяемыми морфемами)
  • Определять имена существительные, знать их грамматические признаки (одушевленные/неодушевленные, род, число, падеж), уметь склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями
  • Определять имена прилагательные, знать их грамматические признаки (род, число, падеж), изменять имена прилагательные (кроме имен прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин) по падежам, числам, родам (в единственном числе) в соответствии с падежом, числом и родом имен существительных (то есть, согласовывать прилагательное с существительным)
  • Определять глаголы, различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?», знать их грамматические признаки (форму времени, род в прошедшем времени, число); изменять глагол по временам (простые случаи), в прошедшем времени – по родам;
  • Определять личные местоимения в начальной форме (я, мы, ты, вы, он, она, они, оно), заменять личными местоимениями излишние повторы в тексте
  • Различать предлоги и приставки
  • Определять вид предложения по цели высказывания (повествовательное/побудительное/вопросительное) и по интонации (восклицательное/невосклицательное)
  • Находить в предложении главные и второстепенные члены, причем последние без деления на виды
  • Распознавать распространенные и нераспространенные предложения
  • Правильно списывать слова и предложения объемом до 65 слов
  • Писать подробные изложения по подготовленному плану (объемом до 50 слов)
  • Писать диктант объемом до 60 слов, правильно применяя изученные правила.

ЛИТЕРАТУРА

В чтении темп возрастает до 60 слов в минуту — это минимум для третьеклассника. Чтение должно легко даваться как вслух, так и про себя, целыми словами, без пропусков букв и перестановки слогов. Разумеется, соблюдение орфоэпических и интонационных норм языка улучшается, в том числе при чтении наизусть. Помимо собственно умения хорошо читать, третьеклассникам положено:

  • Различать произведения фольклора и литературы, приводить примеры таких произведений в разных жанрах (сказки, былины, рассказы, стихи), а также приводить примеры фольклорных произведений разных народов России
  • Различать художественные и познавательные тексты
  • Определять главную мысль и тему произведения (такой же спрос и по русскому языку)
  • Понимать взаимосвязь между характером героя и его поступками, мыслями и чувствами
  • Выявлять причинно-следственную связь событий и эпизодов текста
  • Отличать автора произведения от героя и рассказчика
  • Давать характеристику (в том числе портретную) героям, определять авторское отношение к ним и их поступкам, к описываемой ситуации или событию, сравнивать героев одного произведения между собой и сопоставлять их по предложенным критериям (чем похожи, чем отличаются, какой контраст между ними, какие аналогии)
  • Находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении (навык пересекается с русским языком)
  • Находить и называть средства изображения героев и выражения их чувств, портрет героя, описание пейзажа и интерьера
  • Осознанно применять изученные литературные понятия для анализа и интерпретации произведения
  • Составлять план текста (вопросный, номинативный) с выделением эпизодов и смысловых частей
  • Уметь пользоваться словарями

В плане развитости речи должны быть достигнуты следующие предметные результаты:

  • Умение задавать вопросы к учебным и художественным текстам
  • Умение строить устное диалогическое и монологическое высказывание с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации
  • Устно и письменно формулировать простые выводы на основе прочитанного/прослушанного текста, подтверждать ответ примерами из текста
  • Подробно, выборочно или сжато пересказывать содержание произведения
  • Рассказывать о прочитанных произведениях
  • Читать по ролям, инсценировать
  • Придумывать продолжение прочитанного произведения
  • Сочинять произведения по аналогии с прочитанным
  • Составлять рассказ по иллюстрациям или по заданному началу
  • Составлять устные и письменные высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 6 предложений)

МАТЕМАТИКА

Навыки и умения, которые должны быть сформированы у детей, заканчивающих третий класс:

  • Умение оперировать числами в пределах 1000 — умение их читать, записывать, сравнивать, упорядочивать
  • Умение представлять трехзначные числа в виде суммы разрядных слагаемых
  • Находить число, большее/меньшее данного числа на заданное число и в заданное число раз
  • Выполнять арифметические действия:
    — сложение и вычитание в пределах 100 — устно, в пределах 1000 — письменно
    — умножение и деление в пределах 100 — устно и письменно на однозначное число
    — деление с остатком в пределах 100
  • Устанавливать и соблюдать порядок действий в выражениях со скобками и без скобок, содержащего действия сложения, вычитания, умножения, деления
  • Знать и применять при вычислениях переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения
  • Находить неизвестный компонент арифметического действия
  • Выполнять проверку результата вычислений, в том числе с помощью калькулятора
  • Уметь пользоваться в практических ситуациях единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр), единицы массы (грамм, килограмм), единицы времени (час, минута, секунда), стоимости (копейка, рубль); уметь преобразовывать единицы одной величины друг в друга (в пределах 1000)
  • Знать и объяснять единицы площади: квадратный метр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр
  • Определять с помощью цифровых и аналоговых приборов, измерительных инструментов длину, массу, время
  • Определять продолжительность какого-то события
  • Сравнивать предметы и объекты на основе измерения величин
  • Сравнивать величины длины, площади, массы, времени, стоимости, устанавливая между ними соотношение «больше/меньше на/в»
  • Выполнять сложение и вычитание однородных величин, умножение и деление величины на однозначное число
  • Называть, находить доли величины (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть)
  • Сравнивать величины, выраженные долями
  • Решать текстовые задачи на понимание смысла арифметических действий (в том числе деления с остатком), отношений (больше/меньше на/в), на сравнение (разностное, кратное)
  • Знать и использовать при решении задач и в практических ситуациях соотношения между: ценой, количеством, стоимостью; началом, окончанием и продолжительностью события
  • Решать задачи в 1-2 действия: моделировать и представлять задачу графически, планировать ход решения, записывать решение по действиям и с помощью числового выражения, анализировать решение (искать другой способ решения), записывать и оценивать ответ (устанавливать его реалистичность, проверять вычисления)
  • Конструировать прямоугольник из квадратов, делить прямоугольник, многоугольник на заданные части
  • Сравнивать фигуры по площади (наложение, сопоставление числовых значений)
  • Находить периметр прямоугольника (квадрата), площадь прямоугольника (квадрата)
  • Распознавать и конструировать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения со словами: «все», «некоторые», «и», «каждый», «если…, то…»; формулировать утверждение (вывод), строить логические рассуждения (одно-трехшаговые), в том числе с использованием изученных связок
  • Классифицировать объекты по одному-двум признакам
  • Извлекать и использовать информацию, представленную в таблицах с данными о реальных процессах и явлениях окружающего мира (например, расписание, режим работы), в предметах повседневной жизни (например, ярлык, этикетка)
  • Структурировать информацию: заполнять простейшие таблицы по образцу; достраивать столбчатые диаграммы, дополнять чертежи данными
  • Составлять план выполнения учебного задания и следовать ему.

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

В третьем классе дети знакомятся с финансами, странами мира и их достопримечательностями, а еще учатся разоблачать мошенников, этот навык тоже является предметным. Полный список компетенций, рассматриваемых на аттестации:

  • Различать расходы и доходы бюджета семьи;
  • Показывать на карте мира материки, изученные страны мира;
  • Приводить примеры памятников природы и культуры России, достопримечательностей родного края и административных центров субъекта Российской Федерации; народов мира; памятников культуры, являющихся символами стран, в которых они находятся;
  • Распознавать изученные объекты природы по описанию, рисункам, фотографиям, в реальности:
    — почвы, горные породы и минералы, полезные ископаемые;
    — тела и вещества;
    — твердые тела, жидкости и газы;
    — воздух;
    — грибы;
    — природные сообщества (лес, луг, пруд);
    — отдельные органы и системы органов человека.
  • На основе предложенного плана уметь составлять описание изученных объектов природы, выделяя их существенные признаки и характерные свойства
  • Группировать и сравнивать изученные объекты живой и неживой природы, пробегать к простейшей классификации
  • Знать и понимать взаимосвязи в природе, уметь объяснить простейшие явления и процессы в природе и организме:
    — круговорот воды в природе,
    — размножение и развитие растений и животных;
    — особенности питания и дыхания растений и животных;
    — цепи питания,
    — связи человека и природы
  • Проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить простые опыты по исследованию природных объектов и явлений с применением простого лабораторного оборудования и соблюдая правилам безопасности
  • Использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы
  • Создавать по заданному плану собственные развернутые высказывания о природе, человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями (подготовка докладов)
  • Соблюдать правила безопасного поведения:
    — во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома, предупреждающие знаки безопасности)
    — правила безопасного поведения пешехода, пассажира наземного транспорта и метро
    — соблюдать правила безопасности при работе с интернет-ресурсами, определять мошеннические действия по их характерным признакам.
Читайте также:  Картинки на тему вкусно и полезно

ФГОС изучала Оля Иванова

По начальной школе у нас остался разбор основ четвертого класса и разбор каждого оставшегося предмета по отдельности. Подпишитесь на канал, чтобы читать и понимать ФГОС вместе.

Источник

2 ЧАСТЬ

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что?

Имя прилагательное – это часть  речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и др.

Имя числительное – это часть речи, которая обозначает количество предметов, а также порядок предметов при счёте и отвечает на вопросы сколько? который? и др.

Местоимение (личные местоимения) – это часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? и др.

Всего в русском языке 10 частей речи:

имя существительное               наре́чие

имя прилагательное                 предлог

имя числительное                     союз

местоимение                             частица

глагол                                          междоме́тие

В предложении имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол являются членами предложения.

Предлог, союз, частица не являются членами предложения.

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? или что?

Имя существительное обозначает предмет в широком смысле этого сова:

  • конкретные предметы: ручка, стол;
  • живые существа – люди и животные: ребята, снегирь, медведь;
  • растения: сосна, сирень;
  • явления природы: снег, дождь;
  • свойства, качества: смелость, доброта, глупость;
  • события: праздник, парад;
  • географические названия: Москва, Дон.

Имя существительное, которое в единственном числе отвечает на вопрос кто? или что?, стоит в начальной форме.

Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, географические названия (стран, городов, рек, озёр, морей), названия улиц, площадей, художественных произведений – это имена существительные собственные.

Остальные имена существительные называются нарицательными.

Имена собственные пишутся с заглавной буквы: Россия, Москва, Волга.

Названия художественных произведений не только пишутся с заглавной буквы, но и заключаются в кавычки:

      рассказ А.П.Чехова «Каштанка».

В письменной речи имя и отчество автора произведения сокращают до одной (начальной) буквы. Первые буквы имени и отчества называются инициалами.

Имена существительные изменяются по числам. При изменении имени существительного по числам изменяется его окончание.

Каждое имя существительное (в единственном числе) принадлежит к определённому роду: мужскому, женскому или среднему.

Имена  существительные, которые можно заменить местоимением он, — мужского рода:

дядя (он), картофель (он).

Имена существительные, которые можно заменит местоимением она, — женского рода:

морковь (она), фамилия (она).

Имена существительные, которые можно заменит местоимением оно, — среднего рода:

имя (оно), варенье (оно), пальто (оно).

        Имена существительные каждого рода имеют свои родовые окончания:

Мужской род – я,   а,   нет окончания;

Женский род —   а, я,  нет окончания;

Средний род —  е,  о.

Чтобы определить род имени существительного, которое стоит во множественном числе, но не в начальной форме, надо поставить это имя существительное в начальную форму:

                   ж.р.                        ср.р.

птицы – птица,        (на) окне – окно.

        Некоторые имена существительные употребляются в речи и как существительные женского рода,и как существительные мужского рода.

Если речь идёт о лицах женского пола, то это имя существительное женского рода: маленькая плакса, большая умница.

Если речь идёт о лицах мужского пола, то это имя существительное мужского рода: маленький плакса, большой умница.

Читайте также:  Полезные свойства шалфея и его применение

На конце существительных женского рода после шипящих пишется мягкий знак: мышь, печь, ложь, мощь.

Мягкий знак в этих словах показывает, что эти имена существительные женского рода.

На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется: гараж, борщ, камыш, ключ.

Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих – это орфограмма.

Изменение имён существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением.

В русском языке шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.

Склонение (изменение по падежам) имён существительных

конь, зима, окно

Имена существительные изменяются по падежам. Каждый падеж отвечает на свои вопросы, употребляется со своими предлогами и выполняет свою роль в предложении и словосочетании.

Падеж

Падежные вопросы

Склонение имён существительных

Именительный

 кто? что?

конь, зима, окно

Родительный

кого? чего?

коня, зимы, окна

Дательный

кому? чему?

коню, зиме, окну

Винительный

кого? что?

коня, зиму, окно

Творительный

кем? чем?

конём, зимой, окном

Предложный

о ком? о чём?

о коне, о зиме, об окне

В именительном падеже имя существительное является подлежащим.

Чтобы определить падеж других имён существительных, надо:

а) найти слово, с которым это имя существительное связано по смыслу, и поставить от него падежный вопрос;

б) по падежному вопросу определить падеж имени существительного.

    И.п.

Воробей стучал клювом по стеклу.

Стучал (чем?) ключом (Т.п.),

Стучал (по чему?) по стеклу (Д.п.).

Имя существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим.

              И.п.

Утром Таня подошла к окну.

Имена существительные в именительном падеже никогда не употребляются с предлогом.

Родительный падеж

Вопросы                                                              Предлоги

кого? чего?                                              У, около, от, без, из, до, для,  

                                                                                 вокруг, с, после          

             Осина и без ветра шумит.

      Шумит (без чего?) без ветра (Р.П.).                 

У имён существительных в родительном падеже множественного числа после шипящих мягкий знак не пишется: с плеч, из-за туч, с крыш, около дач, много задач.  

Дательный падеж

           Вопросы                                                  Предлоги

         кому? чему?                                                   по, к

                          Азбука – к мудрости ступенька.

Ступенька (к чему?) к мудрости (Д.п.).

                                       Винительный падеж

                   Вопросы                                        Предлоги

                кого? чего?                                  через, про, на, за,

                                                                            под, о, во, в

Добрый пёс на ветер не лает.

Не лает (на что?) на ветер (В.п.).

Имя существительное, которое отвечает на вопрос что? И является в предложении подлежащим, стоит в именительном падеже.

Имя существительное, которое отвечает на вопрос что? и является в предложении второстепенным членом, стоит в винительном падеже.

     В.п.    что?                 И.п.

Равнину освещает солнце.

Чтобы распознать родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных мужского рода, можно использовать приёмы замены этих существительных одушевлёнными именами существительными женского рода или неодушевлёнными именами существительными мужского рода в тех же падежах.

Р.п. (нет) кого? малыша (девочки, лисы́).

В.п. (вижу) кого? малыша (лису́, стол).

В этих падежах у данных имён существительных окончания различаются.

                                       Творительный падеж

                   Вопросы                                        Предлоги

                  кем? чем?                                          с, со, перед

                                                                      под, над, за, между

Апрель богат водою.

Богат (чем?) водою. (Т.п.).

Сравнение может быть выражено именем существительным в творительном падеже.

                                       Предложный падеж

                   Вопросы                                        Предлоги

             о ком?, о чём?                              при, о, об, на, в, во

Каждый трус о храбрости мечтает.

Мечтает (о чём?) о храбрости (П.п.).

        Имена существительные в предложном падеже всегда употребляются с предлогами. Поэтому этот падеж называется предложным.

Признаки падежей

Падеж

Вопросы

Предлоги

Именительный

кто? что?

Родительный

кого? чего?

без, у, от, до, из, около, для, с, возле, вокруг

Дательный

кому? чему?

к, по

Винительный

кого? что?

через, про, в, во,

на, за, под

Творительный

кем? чем?

над, за, под, перед,

с, со, между

Предложный

о ком? о чём?

при, о, об,

на, в, во

Именительный падеж единственного числа – это начальная форма имени существительного.

Все падежи, кроме именительного, называются косвенными падежами.

Имя прилагательное – это часть  речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и др. В предложении имя прилагательное связано по смыслу с именем существительным.

             какой?

Золотистый туман стелется над лугами.

Сложные имена прилагательные, обозначающие цвета и оттенки цветов, пишутся через дефи́с (-): изумрудно-зелёный (цвет), тёмно-красный (цвет).

Имя прилагательное всегда стоит в том же роде, что и имя существительное, с которым оно связано по смыслу:

Читайте также:  Из овощей что полезно для здоровья

      м.р.                           ж.р.                            ср.р.

верный друг,          алая заря,               лесное озеро.

Имя прилагательное в единственном числе изменяется по родам:

     М.р.                       ж.р.                      ср.р.

Яркий (свет),    яркая (лампа),   яркое (солнце)

         м.р.                           ж.р.                     ср.р.

Синий (костюм),     синяя (лента),     синее (небо).

Изменение имён прилагательных по родам

Мужской род

какой?

Женский род

какая?

Средний род

какое?

-ой/ -ый/-ий

-ая/ -яя

-ое/ -ее

добрый (день)

дальний (путь)

лесной (зверь)

добрая (весть)

дальняя (роща)

лесная (тишь)

доброе (дело)

дальнее (поле)

лесное (эхо)

У имён прилагательных мужского рода, отвечающих на вопрос какой?, окончание — ой всегда ударное, а окончание — ый, — ий   всегда безударные.

Имя прилагательное всегда стоит в том же числе, что и имя существительное, с которым оно связано по смыслу:

  ед. ч.      ед.ч         мн.ч       мн.ч

Алая (гвоздика) – алые (гвоздики).

Имя прилагательное изменяется по числам.

Имена прилагательные во множественном числе отвечают на вопрос какие?    и имеют окончания — ие, — ые:

Высокие ( деревья), стройные (сосны).

Имена прилагательные во множественном числе по родам не изменяются.

Имена прилагательные, как и имена существительные, изменяются по падежам, или склоняются.

Склонение (изменение по падежам)

Имён прилагательных

И.п.

         какой?

родной

               брат, дом

     какое?

родное

            село

       какая?

родная

            сестра

Р.п.

         какого?

родного

               брата, дома

     какого?

родного

            села

     какой?

родной

            сестры

Д.п.

         какому?

родному

               брату, дому

     какому?

родному

            селу

  какой?

родной

            сестре

В.п.

         какого? какой?

родного   родной

               брата, дом

     какое?

родное

            село

    какую?

родную

            сестру

Т.п.

            каким?

родным

            братом, домом

     каким?

родным

            селом

   какой?

родной

            сестрой

П.п.

          каком?

родном

           (о) брате,

           (о) доме

     каком?

родном

        (о) селе

какой?

родной

      (о) сестры

Как определить падеж имени прилагательного?

Имя прилагательное всегда стоит в том же роде, числе и падеже, в каком стоит имя существительное, к которому относится имя прилагательное.

Падеж имени прилагательного определяется по падежу имени существительного.

            Д.п.   Д.п.                    И.п.    И.п.

По синему небу плывут лёгкие облака.

Начальная форма имени прилагательного – это форма именительного падежа мужского рода единственного числа: молодой дуб, белый шкаф, близкий край.

Местоимение – это часть речи. Местоимения указывают на предметы, но не называют их.

Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это личные местоимения.

Местоимения я, мы указывают на того, кто говорит.

Местоимения ты, вы указывают на  того, к кому обращаются с речью.

Местоимения он, она, оно, они указывают на того, о ком (или о чём) говорят.

Личные местоимения

Число

1-е лицо

2-е лицо

3-е лицо

Единственное

я

ты

он, она, оно

Множественное

мы

вы

они

Местоимения 3-го лица единственного числа изменяются по родам: мужской род – он, средний род – оно, женский род – она.

Во множественном числе местоимения 3-го лица по родам не изменяются (для всех родов – они).

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета. Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будет делать? и др.

Глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать, стоят в неопределённой форме. Неопределённая форма – это начальная форма глагола.

Глаголы, в неопределённой форме оканчиваются на –ть (решать, решить); — ти (нести, унести); — чь (печь, испечь).

Глаголы изменяются по числам.

Глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета и отвечает на вопросы что делает? что сделает? что делал? и др.

Глагол во множественном числе обозначает действие двух и более предметов и отвечает на вопросы что делают? что сделают? что делали? и др.

Времена глаголов

Глаголы в форме настоящего времени отвечают на вопросы что делает? что делают? Эти глаголы обозначают действия, которые происходят в настоящем времени, в момент речи.

Глаголы в форме прошедшего времени отвечают на вопросы что делал? что сделал? что делали? что сделали? Эти глаголы обозначают действия, которые уже произошли или происходили в прошедшем времени, до момента речи.

Глаголы в форме будущего времени отвечают на вопросы что сделает? что сделают? что будет делать? что будут делать? Эти глаголы обозначают действия, которые произойдут в будущем времени, после момента речи.

        Глагол, который сочетается с местоимением 2-го лица единственного числа и отвечает на вопрос что делаешь? или что сделаешь?, имеет окончание – ешь или – ишь. Запомните написание мягкого знака в этих окончаниях: думаешь, дышишь,   читаешь.

        Большинство глаголов в прошедшем времени имеют суффикс -Л-.

Изменения глаголов по временам

Неопределённая форма

Настоящее время

Прошедшее время

Будущее время

что делать?

читать

звонить

что делает?

читает

звонит

что делал?

читал

звонил

Что будет делать?

будет читать

будет звонить

что сделать?

прочитать

позвонить

что сделал?

прочитал

позвонил

что сделает?

прочитает

позвонит

Глаголы изменяются по временам. От глаголов, которые в неопределённой форме отвечают на вопрос что делать?, можно образовать глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени.

От глаголов, которые в неопределённой форме отвечают на вопрос что сделать?, можно образовать глаголы только прошедшего и будущего времени.

Род глаголов прошедшего времени единственного числа в предложении зависит от рода имени существительного, с которым глагол связан по смыслу.

Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам.

Жил   ,, ждал    , взял  , ,брал    – м.р.

Жил а́  , ждал а́  , взял а́  , брал а́   – ж.р.

Жи́ло, жда́ло , взя́ло , бра́ло  – ср.р.

Глаголы прошедшего времени во множественном числе по родам не изменяются.

Частица не с глаголами пишется раздельно. Это орфограмма.

Не мог, не хотел, не взял.

Частица не при глаголе придаёт высказыванию отрицательный смысл: повтори́л – не повтори́л, звони́л – не звони́л.

Звукосочетание [ца] на конце глаголов  обозначается на письме буквосочетанием – тся или – ться: (что делает?)  учится, (что делать?)  учиться.

Источник