Полезные советы детям на окружающий мир
В дошкольном возрасте малыши активно исследуют окружающий мир. Естественная потребность ребенка узнавать новое чрезвычайно сильна, и очень важно дать крохе возможность реализовать ее в полной мере. В этой статье мы расскажем Вам, какими способами дошкольники познают окружающую действительность, что именно должен знать ребенок и что ему интересно, а также какие игры помогут сформировать знания о мире.
Как дошкольники познают окружающий мир?
Дошкольное детство — это период, во время которого у малыша возникают первые представления об окружающем мире, его закономерностях и взаимосвязях. Полученные знания дети применяют на практике, используя их в своих играх и при выполнении обучающих заданий. Любовь к природе, бережное отношение к результату труда человека, понимание отношений между людьми – фундамент этого закладывается именно в дошкольном возрасте. В целом, методы формирования знаний о мире можно разделить на три большие группы:
- Наглядные методы (наблюдение, просмотр мультфильмов, рассматривание картин);
- Словесные методы (беседы, чтение книг);
- Практические методы (игры, эксперименты, опыты).
Чтобы помочь малышу узнать о мире как можно больше (в рамках интересов и возможностей ребенка), нужно использовать различные методы и сочетать их друг с другом. Многие специалисты считают, что наблюдение за природой – это важнейшее средство воспитания дошкольников. Сталкиваясь с незнакомым предметом или явлением, кроха обязательно задается вопросами: «Как это здесь появилось? Что это? Для чего это нужно?». Активность ребенка наиболее полно проявляется в опытно-экспериментальной деятельности. В этом случае взрослые не сообщают малышу готовую информацию, а формируют проблемную ситуацию, которую нужно решить, используя свой опыт. Дети очень любят экспериментировать и на некоторое время вживаться в роль настоящих ученых.
Познание дошкольниками мира произходит, в основном, эмоционально-практическим путем. Дети обращают внимание на все необычное, яркое, то, с чем они непосредственно сталкиваются.
Какие знания о мире нужно получить в дошкольном возрасте?
Окружающий мир можно условно разделить на социальный (человек, эмоции, взаимоотношения), природный (особенности времен года, погодных явлений, животного и растительного мира) и предметный (материалы и их свойства, преобразования предметов). Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года), в основном, интересуются предметами из их ближайшего окружения, которые они могут изучить непосредственно (дома, в детском саду, на прогулке). По мере взросления малыши могут глубже понимать природу и ее закономерности. Также примерно с 4-5 лет у детей возникает интерес к рукотворному миру (различным приспособлениям, техническим приборам, инструментам, сооружениям). К старшему дошкольному возрасту знания о мире значительно расширяются, формируется представление о существенных свойствах предметов и явлений, абстрактных понятиях. Приблизительные темы по изучению окружающего мира по возрастам Вы можете видеть в таблице.
Возраст | Содержание знаний о мире |
3-4 |
|
4-5 |
|
5-7 |
|
При выборе темы для изучения, ориентируйтесь на интересы ребенка. Включайте малыша в реальную деятельность по уходу за животными, заботе о растениях, поощряйте его наблюдательность и творческих подход.
Игры для формирования и закрепления знаний об окружающем мире
- «Узнай по вкусу». Попросите ребенка закрыть глаза и на вкус определить, что за продукт он пробует. Отсутствие зрительной информации значительно усиливает вкусовые впечатления.
- «Чем пахнет?». Из подручных средств можно составить целый аромонабор (например, чеснок, кофе, корица, ягоды, огурец, лимон, шоколад и так далее). Попросите кроху закрыть глаза и угадать предмет по запаху. Также можно предложить малышу нарисовать, с чем у него ассоциируется тот или иной аромат.
- «Чей звук?». Взрослый прячется за ширмой и с помощью предметов издает различные звуки: шуршит пакетом, рвет бумагу, стучит ложками, звенит колокольчиком, переливает воду и так далее. Кроха должен догадаться, какому предмету соответствует каждый звук.
- «Угадай по описанию». Загадайте животное, а ребенок должен попытаться отгадать, кто это, используя наводящие вопросы («Оно большое или маленькое?», «Где оно живет?», «Чем питается?» и так далее).
- «Волшебный мешочек». Для этой игры понадобится непрозрачный мешочек и мелкие предметы различной формы и текстуры. Основываясь на своих тактильных ощущениях, малыш должен вытащить ту вещь, которую Вы ему опишите.
- «Что сначала, что потом?». Упражнение заключается в том, чтобы определить правильный порядок этапов жизни различных существ (например, бабочки, лягушки, птицы, человека).
Ребенку дошкольного возраста для того, чтобы понять способы ориентировки в мире, научиться выделять существенные свойства предметов и явлений, выявлять причинно-следственные связи, необходимы многократные повторения пройденного материала.
- «Когда это бывает?». Подготовьте сюжетные или предметные картинки с признаками времен года (например, падающие листья, зеленая трава, замерзшая река, подснежники и так далее). Малыш должен правильно соотнести признаки с временами года.
- «От какого дерева лист». Эту игру можно проводить как на улице с настоящими деревьями и листьями, там и дома (использую карточки с картинками). Задача заключается в том, чтобы найти дерево по его листу.
- «Кто, чей малыш». Предложите крохе помочь мамам найти своих малышей (нужно правильно соединить картинки с взрослыми животными и их детенышами).
- «Кто, где живет». Подготовьте карточки с изображением животных и их жилищами (например, белка – дупло, муравей – муравейник, птица – гнездо, крот – нора и так далее). Ребенок должен правильно распределить карточки и постараться объяснить свой выбор.
- «Похож – не похож». Взрослый загадывает двух животных, называя их сходства и различия (к примеру, большие, с копытами, с гривой, одна полосатая, а другая – коричневая – это зебра и лошадь). Отгадывая, малыш научится выделять существенные признаки.
- «Кому это пригодится?». Эта игра поможет составить представление ребенка о различных профессиях. Задача малыша соотнести инструмент (или просто атрибут) с определенной профессией (повар – кастрюля, водитель – руль, космонавт – скафандр и так далее).
- «Мой город». Прогуливаясь с малышом, поговорите о достопримечательностях и интересных местах вашего города, сделайте их фото. Затем вместе с ребенком нарисуйте карту города или района и предложите ему угадать, где находится та или иная достопримечательность.
Помимо игр, для изучения окружающего мира можно и нужно проводить с малышом различные эксперименты. Пример простого и познавательного опыта Вы можете увидеть в этом ролике:
Выводы
Дошкольники – прирожденные исследователи. Необходимо всячески поддерживать их познавательный интерес малыша, развивать наблюдательность, мышление и воображение. Чтобы способствовать формированию у крохи целостной картины мира, чаще гуляйте с ребенком, беседуйте и задайте вопросы, читайте книги, играйте, проводите эксперименты. Чем больше усилий для получения нового знания приложит сам ребенок, тем лучше.
Заключение
На занятиях в детском Монтессори-клубе «Созвездие» малыш может получить знания из различных областей естественных наук: ботаники, зоологии, анатомии, географии, физики, астрономии, что позволяет в полной мере удовлетворить познавательную потребность крохи. У деток, посещающих наш мини детский сад и группы полного дня, есть уникальная возможность «путешествовать» по разным странам, городам и континентам. Курс «Путешествие» расширяет кругозор ребенка, воспитывает уважительное и доброжелательное отношение к людям других культур и национальностей и побуждает дошкольников познавать мир с радостью и удовольствием. Ждем Вас и Вашего ребенка у нас в центре!
Источник
С первого класса дети изучают «окружающий мир».
Многообразие затронутых тем, многообразие учебных пособий разных авторов не смогли упростить жизнь детей и родителей. И к сожалению, данный предмет является до сих пор одним из самых спорных и неоднозначных.
Поделки и опыты делают родители, они же создают проекты, помогают детям рисовать звон крыльев комара или традиционные костюмы, а в интернете огромное количество фотографий страниц учебников, высмеивающих сегодняшнюю систему изучения окружающего мира:
Глобально ведущие цели изучения предмета «Окружающий мир» следующие:
- формирование систематизированных знаний о многообразии природы и условиях ее жизни;
- развитие положительного отношения к природе, элементов экологической культуры;
- формирование навыков бережного, созидательного отношения к природе.
- воспитание начал высших нравственных чувств (отношения к Родине, ее культуре и истории), толерантности, и др.;
- воспитание культуры поведения и взаимоотношений;
- развитие умения сопереживать, проявлять внимание, оказывать помощь и др.
- формирование общей культуры и эрудиции школьников;
- развитие ценностных отношений к окружающему миру, нравственных и эстетических чувств;
- осознание себя как части природы и члена общества.
И вроде бы идея понятна: надо познакомить детей с многообразием окружающего мира и дать базовые знания о науках, которые далее будут изучаться отдельными предметами.
Но по факту мы имеем сложные запутанные тексты, отсутствие единого стандарта учебника. Изучаемые темы в разных программах очень сильно отличаются. А главное, что задания в рабочих тетрадях, проекты и многое другое дети не могут выполнить без помощи родителей.
Найти в тексте основную мысль, выделить суть порой сложно даже родителям.
На тренинге «33 техники эффективного обучения» мы разбирали параграф окружающего мира:
Родители трижды прочитали текст, прежде чем удалось добраться до сути и подготовить помогатор «Гамбургер» для пересказа текста.
При этом, мы, взрослые люди, обладаем навыком работы с информацией и можем обрабатывать ее в несколько раз быстрее, чем дети. На ходу отделяя важное от неважного, актуальное от «воды».
В результате получается, что информация, представленная в учебниках требует особого подхода к проработке.
Мы решили помочь родителям и детям научиться изучать окружающий мир так, чтобы сэкономить силы, нервы и время.
Поскольку изучение окружающего мира — один из самых спорных вопросов как у родителей школьников, так и на семейном обучении, мы собрали весь опыт и объединили его в тренинг:
«Окружающий мир. Все что нужно знать»
Тренинг продет в это воскресенье, 4 марта. Начало тренинга в 10:00 по мск. Участие в прямом эфире бесплатное
Вы получите готовые инструменты для изучения предмета, обзор и анализ литературы и учебников и ответите на вопрос «Как правильно изучать предмет Окружающий мир с ребенком»
Вы узнаете:
- Для чего мы изучаем Окружающий мир.
- С какими проблемами дети сталкиваются при изучении.
- Как сделать изучение Окружающего мира простым, понятным и интересным.
- В прямом эфире полностью разберете Окружающий мир за 3 класс.
Вы получите подробный разбор предмета, а так же универсальный алгоритм, с помощью которого, сможете разобрать за 1 день учебник за любой класс по окружающему миру и подготовить ребенка к успешной аттестации.
В материалах тренинга Премиум-версии Вы получите:
1. Запись тренинга, которую можно смотреть в любое удобное время
2. Презентации и материалы, используемые в тренинге.
3. Интеллект карту по Окружающему миру за 3 и 4 класс (обзор учебников)
4. Интеллект карту по учебникам программы Школа России с 1 по 4 класс.
5. Помогаторы для изучения предмета
Тренинг проводят: Рената Кирилина и эксперт эффективного обучения Марина Барабошкина.
Подключить к трансляции по ссылке>>
Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять
Источник
Ольга Плотникова
Ребенок и окружающий мир
Раздел «Ребенок и окружающий мир»состоит из трех составляющих:
— предметное окружение;
— явления общественной жизни;
— мир природы.
Каждая составляющая раздела имеет свою базовую основу.
Введение в предметный мир предполагает формирование представлений о предмете как таковом и как о творении человеческой мысли и результате трудовой деятельности.
В ознакомлении детей с явлениями общественной жизни стержневой темой является жизнь и труд людей.
В основе приобщения к миру природы лежит помощь ребенку в осознании себя как активного субъекта природы.
Реализация программных задач осуществляется в процессе как повседневного общения с детьми, так и на специальных занятиях, фронтальных и подгрупповых. Во всех группах детей знакомят с многообразием окружающего мира, но на каждом возрастном этапе интересы и предпочтения дошкольников касаются то одной, то другой сферы деятельности.
Для того чтобы четко планировать работу по данному разделу программы обучения и воспитания дошкольников, необходимо содержание работы представлять темами. Для каждой темы необходимо планировать занятия, игры-занятия, игры. Это дает возможность при планировании проявить творчество, включить вариативные игровые, проблемные ситуации, сделав воспитательную работу еще более успешной, значимой для детей.
Изучение каждой темы необходимо завершать итоговым заданием, в качестве которого можно использовать ребусы, загадки, рисунки — отгадки т. д. можно использовать рабочие тетради О. В. Дыбиной «Я узнаю мир», в которых представлено многообразие игровых заданий.
Необходимо обратить особое внимание на то, что при ознакомлении с окружг ющим миром нельзя:
— ограничиваться монологом — рассказом о предметах,явлениях действительности: необходимо включать в занятия как можно больше действий (посидеть на стуле, на диване; надеть одежду и походить в ней, пригласить маму, угостить бабушку и т. д.
— перегружать детей большим количеством вопросов;
— использовать в работе только форму познавательных занятий.
Работу по ознакомлению с окружающим миром необходимо строить в соответствии с их возрастом, психологическими особенностями, выбирая адекватные формы, средства, методы и приемы взаимодействия с дошкольниками и стремясь сделать данный процесс более доступным и результативным.
— В разных группах детского сада ознакомление с окружающим миром необходимо проводить как в форме игр-занятий, так и в форме дидактической игры, в которой игровое правило регулирует действия и взаимоотношения детей, а правильное решение задач обеспечивает достижение цели игры. При организации и проведение игр-занятий, дидактических игр важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою активность по отношению к окружающему миру.
—
— Необходимо также планировать работу по этому разделу все занятия на прогулке.
— Познание окружающего мира должно быть направлено на развитие творческих возможностей детей. Цель данного направления состоит в формировании у де гей целостной картины мира через предоставление ребенкувозможности активной творческой деятельности в трех сферах человеческой практики: познавательной, этической и эстетической.
— В процессе обучения детей необходимо также рассматривать и учитывать такие темы,например: «Как устроен мир», «Место человека в мире», «Что может делать человек в мире». Начиная с первого года обучения детей, ребенка необходимо ставить в активную позицию творца, исследователя. Дети учатся работать и индивидуально и коллективно. В ходе обучения ребенок должен сам активно включаться в творческий процесс.
— Ребенок нужно помочь выстроить целостную картину мира; в которой синтезируются познавательные и эстетические аспекты.
— Данные знания помогают детям активно проявлять себя в литературном творчестве, рисовании, конструировании, различных импровизации в драматическом искусстве.
— Для того чтобы способствовать развитию творческого начала ребенка, максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира, обуздать кипучую энергию и неземную любознательность малыша необходимо использовать большое количество разнообразных опытов и экспериментов. Их нужно проводить вместе с детьми для расширения их представлений о мире.
— Таким образом, образовательная работа с детьми данного раздела программы как и все другие разделы, предъявляет к воспитателю особые требования, при которых образовательная работа целиком следует за детским развитием.
Источник
Окружающий мир и развитие ребенка во время обычных прогулок.
Ребенок в первые годы жизни стремится познать все вокруг. А вместе с ребенком родители заново открывают для себя окружающий мир.
Сейчас нет недостатка в книгах, красочно иллюстрированных и рассказывающих об окружающем нас мире. Они содержат начальные сведения для детей о животных и птицах, растительном мире, насекомых, грибах, рыбах и т.д.
При всем этом родители могут тоже многое рассказать своим детям об окружающем мире. Обыкновенная прогулка может приносить ребенку каждый раз что-то новое. Человек получает информацию посредством пяти основных органов чувств: глаза (зрение), уши (слух), язык (вкус), нос (обоняние), кожа (осязание). Гуляя с ребенком, обращаем его внимание на все и вся вокруг. Таким образом, тренируем все органы чувств. В итоге происходит естественное пополнение практических знаний у ребенка, опыта, развитие воображения, внимательности, наблюдательности.
Окружающий мир и развитие ребенка через наблюдение
Наблюдение за погодой
75% информации мы получаем через органы зрения. Прогуливаясь вместе с ребенком наблюдаем за луной и солнцем. Рассказываем как день сменяет ночь, а ночь — день. Сутки распадаются на утро, день, вечер, ночь. В какое время суток на небе светит луна, а когда — солнце. В какое время года дни короче, а когда — длиннее. Наблюдаем за солнцем и отмечаем восход и закат солнца. Обращаем внимание ребенка на полнолуние, когда луна похожа на круглый диск. А также наблюдаем за растущей луной (новолуние) и за тем, как луна убывает и начинает походить на серп или на букву «С».
Наблюдаем с ребенком за погодой и отмечаем, когда на улице ясно, а когда пасмурно.
Есть ли ветер на улице, дождь или светит солнце.
Рассматриваем небо, какие облака на небе. Развиваем воображение ребенка — на что похожи облака — на зверушку, птичку, какой-то предмет.
Наблюдение за сменой времен года
Наблюдаем вместе с ребенком за сменой времен года — зима, весна, лето, осень. Отмечаем характерные черты. Когда тает снег и появляются почки, а затем листочки на деревьях. Какого нежно-зеленого цвета листочки на деревьях в мае и какого насыщенно зеленого, темно-зеленого цвета листья на деревьях в разгаре лета, как меняют листочки свой зеленый цвет на желтый или красный осенью.
Рассматриваем деревья хвойные и лиственные, вечнозеленые и меняющие свой цвет. Какие иголки у хвойных деревьев — длинные или короткие, мягкие или колючие. Какие плоды растут на хвойных деревьях и какой формы. Какие листья на деревьях, какой формы, как цветут деревья.
Наблюдение за птицами
Наблюдаем за птицами. Кто как поет и чем питается, какой окрас оперения у птиц, кто из птиц улетает в теплые края, а кто остается зимовать. Обращаем внимание на хищных птиц.
Наблюдение за природными явлениями
Наблюдаем за радугой. Из каких цветов состоит радуга. Называем цвета радуги — красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Чтобы запомнить цвета радуги, можно озвучить небезызвестную фразу — «каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Можно нарисовать радугу на асфальте цветными мелками.
Наблюдение за растениями
Наблюдаем за цветами. Когда начинают цвести тюльпаны, одуванчики, мать и мачеха, ромашка, клевер, нарциссы, георгины, астры, сирень. Что за чем цветет.
Можно нарвать букетик цветков полевых и поставить в воду дома, наблюдать за ними. На прогулке собираем интересные камешки, шишки, опавшие листья с деревьев. Из них можно будет сделать дома гербарий, поделку для себя и для детского сада.
Развиваем обоняние
Гуляя вместе с ребенком, обращаем его внимание на то, как пахнет зимой, весной, летом и осенью.
Особенно благодатная пора на запахи- это весна и лето. Как пахнет цветущая черемуха, яблоня, сирень, одуванчик или ромашка, клевер и т.д. Описываем ребенку аромат цветущих деревьев, кустарников, цветов — сладкий, терпкий, едва уловимый, нежный и т.д. Как пахнет свежескошенная трава, какой запах у реки. Как пахнет опавшая листва осенью. Как пахнет после дождя трава.
Развиваем слух
Слушаем вместе с ребенком пение птиц, учимся различать голоса разных птиц. Слушаем как зудит комар, жужжит пчела или шмель, какие звуки издает стрекоза и кузнечик в траве. Слушаем голоса животных. Слушаем шум дождя, как скрипит снег под ногами, как гремит гром, гроза. Слушаем шелест листьев деревьев и травы при ветре. Как шумит вода в реке. Бросаем камни в воду и слушаем звуки.
Развиваем вкус
Если посчастливится прогуляться по лесу, то можно попробовать на вкус лесные ягоды — малину, смородину, землянику, шиповник и т.д.
Развиваем осязание
На прогулке с ребенком отмечаем, тепло или холодно, жарко или прохладно. То есть развиваем ощущения:
- дуновение ветра
- капли дождя попадают на кожу
- снежинки тают на руке
- пробуем на ощупь песок, камни, прутики, листочки, плоды, цветы.
Источник