Полезные советы детям на окружающий мир

Полезные советы детям на окружающий мир thumbnail

В дошкольном возрасте малыши активно исследуют окружающий мир. Естественная потребность ребенка узнавать новое чрезвычайно сильна, и очень важно дать крохе возможность реализовать ее в полной мере. В этой статье мы расскажем Вам, какими способами дошкольники познают окружающую действительность, что именно должен знать ребенок и что ему интересно, а также какие игры помогут сформировать знания о мире.

Как дошкольники познают окружающий мир?

Дошкольное детство — это период, во время которого у малыша возникают первые представления об окружающем мире, его закономерностях и взаимосвязях. Полученные знания дети применяют на практике, используя их в своих играх и при выполнении обучающих заданий. Любовь к природе, бережное отношение к результату труда человека, понимание отношений между людьми – фундамент этого закладывается именно в дошкольном возрасте. В целом, методы формирования знаний о мире можно разделить на три большие группы:

  1. Наглядные методы (наблюдение, просмотр мультфильмов, рассматривание картин);
  2. Словесные методы (беседы, чтение книг);
  3. Практические методы (игры, эксперименты, опыты).

Чтобы помочь малышу узнать о мире как можно больше (в рамках интересов и возможностей ребенка), нужно использовать различные методы и сочетать их друг с другом. Многие специалисты считают, что наблюдение за природой – это важнейшее средство воспитания дошкольников. Сталкиваясь с незнакомым предметом или явлением, кроха обязательно задается вопросами: «Как это здесь появилось? Что это? Для чего это нужно?». Активность ребенка наиболее полно проявляется в опытно-экспериментальной деятельности. В этом случае взрослые не сообщают малышу готовую информацию, а формируют проблемную ситуацию, которую нужно решить, используя свой опыт. Дети очень любят экспериментировать и на некоторое время вживаться в роль настоящих ученых.

Познание дошкольниками мира произходит, в основном, эмоционально-практическим путем. Дети обращают внимание на все необычное, яркое, то, с чем они непосредственно сталкиваются.

Как дошкольники познают окружающий мир?

Какие знания о мире нужно получить в дошкольном возрасте?

Окружающий мир можно условно разделить на социальный (человек, эмоции, взаимоотношения), природный (особенности времен года, погодных явлений, животного и растительного мира) и предметный (материалы и их свойства, преобразования предметов). Дети младшего дошкольного возраста (3-4 года), в основном, интересуются предметами из их ближайшего окружения, которые они могут изучить непосредственно (дома, в детском саду, на прогулке). По мере взросления малыши могут глубже понимать природу и ее закономерности. Также примерно с 4-5 лет у детей возникает интерес к рукотворному миру (различным приспособлениям, техническим приборам, инструментам, сооружениям). К старшему дошкольному возрасту знания о мире значительно расширяются, формируется представление о существенных свойствах предметов и явлений, абстрактных понятиях. Приблизительные темы по изучению окружающего мира по возрастам Вы можете видеть в таблице.

Возраст

Содержание знаний о мире

3-4

  • Части тела;

  • Одежда, обувь, головные уборы;

  • Названия транспортных средств (машина, корабль, поезд, трактор);

  • Названия домашних животных (кошка, собака, лошадь, корова и т.д.);

  • Названия диких животных (волк, заяц, лиса и т.д.);

  • Овощи и фрукты;

  • Некоторые названия растений (деревьев, цветов);

  • Части суток (утро, день, вечер, ночь);

  • Явления природы (дождь, снег, солнце, ветер).

4-5

  • Времена года и их признаки;

  • Эмоции;

  • Животные и их детеныши;

  • Кто, чем питается;

  • Названия некоторых птиц, рыб, насекомых;

  • Овощи, фрукты, ягоды, грибы;

  • Продукты;

  • Посуда;

  • Мебель.

5-7

  • Название (и порядок) дней недели и месяцев;

  • Виды транспорта (наземный, воздушный, водный);

  • Музыкальные инструменты;

  • Строительные инструменты;

  • Электроприборы;

  • Профессии;

  • Живая и неживая природа;

  • Космос;

  • Перелетные и зимующие птицы;

  • Животные разных континентов, особенности их среды обитания;

  • Страны, города.

При выборе темы для изучения, ориентируйтесь на интересы ребенка. Включайте малыша в реальную деятельность по уходу за животными, заботе о растениях, поощряйте его наблюдательность и творческих подход.

Какие знания о мире нужно получить в дошкольном возрасте?

Игры для формирования и закрепления знаний об окружающем мире

  • «Узнай по вкусу». Попросите ребенка закрыть глаза и на вкус определить, что за продукт он пробует. Отсутствие зрительной информации значительно усиливает вкусовые впечатления.
  • «Чем пахнет?». Из подручных средств можно составить целый аромонабор (например, чеснок, кофе, корица, ягоды, огурец, лимон, шоколад и так далее). Попросите кроху закрыть глаза и угадать предмет по запаху. Также можно предложить малышу нарисовать, с чем у него ассоциируется тот или иной аромат.
  • «Чей звук?». Взрослый прячется за ширмой и с помощью предметов издает различные звуки: шуршит пакетом, рвет бумагу, стучит ложками, звенит колокольчиком, переливает воду и так далее. Кроха должен догадаться, какому предмету соответствует каждый звук.
  • «Угадай по описанию». Загадайте животное, а ребенок должен попытаться отгадать, кто это, используя наводящие вопросы («Оно большое или маленькое?», «Где оно живет?», «Чем питается?» и так далее).
  • «Волшебный мешочек». Для этой игры понадобится непрозрачный мешочек и мелкие предметы различной формы и текстуры. Основываясь на своих тактильных ощущениях, малыш должен вытащить ту вещь, которую Вы ему опишите.
  • «Что сначала, что потом?». Упражнение заключается в том, чтобы определить правильный порядок этапов жизни различных существ (например, бабочки, лягушки, птицы, человека).

Игры для формирования и закрепления знаний об окружающем мире

Ребенку дошкольного возраста для того, чтобы понять способы ориентировки в мире, научиться выделять существенные свойства предметов и явлений, выявлять причинно-следственные связи, необходимы многократные повторения пройденного материала.

  • «Когда это бывает?». Подготовьте сюжетные или предметные картинки с признаками времен года (например, падающие листья, зеленая трава, замерзшая река, подснежники и так далее). Малыш должен правильно соотнести признаки с временами года.
  • «От какого дерева лист». Эту игру можно проводить как на улице с настоящими деревьями и листьями, там и дома (использую карточки с картинками). Задача заключается в том, чтобы найти дерево по его листу.
  • «Кто, чей малыш». Предложите крохе помочь мамам найти своих малышей (нужно правильно соединить картинки с взрослыми животными и их детенышами).
  • «Кто, где живет». Подготовьте карточки с изображением животных и их жилищами (например, белка – дупло, муравей – муравейник, птица – гнездо, крот – нора и так далее). Ребенок должен правильно распределить карточки и постараться объяснить свой выбор.
  • «Похож – не похож». Взрослый загадывает двух животных, называя их сходства и различия (к примеру, большие, с копытами, с гривой, одна полосатая, а другая – коричневая – это зебра и лошадь). Отгадывая, малыш научится выделять существенные признаки.
  • «Кому это пригодится?». Эта игра поможет составить представление ребенка о различных профессиях. Задача малыша соотнести инструмент (или просто атрибут) с определенной профессией (повар – кастрюля, водитель – руль, космонавт – скафандр и так далее).
  • «Мой город». Прогуливаясь с малышом, поговорите о достопримечательностях и интересных местах вашего города, сделайте их фото. Затем вместе с ребенком нарисуйте карту города или района и предложите ему угадать, где находится та или иная достопримечательность.
Читайте также:  Добыча полезных ископаемых в северном кавказе

Помимо игр, для изучения окружающего мира можно и нужно проводить с малышом различные эксперименты. Пример простого и познавательного опыта Вы можете увидеть в этом ролике:

Выводы

Дошкольники – прирожденные исследователи. Необходимо всячески поддерживать их познавательный интерес малыша, развивать наблюдательность, мышление и воображение. Чтобы способствовать формированию у крохи целостной картины мира, чаще гуляйте с ребенком, беседуйте и задайте вопросы, читайте книги, играйте, проводите эксперименты. Чем больше усилий для получения нового знания приложит сам ребенок, тем лучше.

Выводы

Заключение

На занятиях в детском Монтессори-клубе «Созвездие» малыш может получить знания из различных областей естественных наук: ботаники, зоологии, анатомии, географии, физики, астрономии, что позволяет в полной мере удовлетворить познавательную потребность крохи. У деток, посещающих наш мини детский сад и группы полного дня, есть уникальная возможность «путешествовать» по разным странам, городам и континентам. Курс «Путешествие» расширяет кругозор ребенка, воспитывает уважительное и доброжелательное отношение к людям других культур и национальностей и побуждает дошкольников познавать мир с радостью и удовольствием. Ждем Вас и Вашего ребенка у нас в центре!

Источник

С первого класса дети изучают «окружающий мир».

Многообразие затронутых тем, многообразие учебных пособий разных авторов не смогли упростить жизнь детей и родителей. И к сожалению, данный предмет является до сих пор одним из самых спорных и неоднозначных.

Поделки и опыты делают родители, они же создают проекты, помогают детям рисовать звон крыльев комара или традиционные костюмы, а в интернете огромное количество фотографий страниц учебников, высмеивающих сегодняшнюю систему изучения окружающего мира:

Полезные советы детям на окружающий мир

Глобально ведущие цели изучения предмета «Окружающий мир» следующие:

  • формирование систематизированных знаний о многообразии природы и условиях ее жизни;
  • развитие положительного отношения к природе, элементов экологической культуры;
  • формирование навыков бережного, созидательного отношения к природе.
  • воспитание начал высших нравственных чувств (отношения к Родине, ее культуре и истории), толерантности, и др.;
  • воспитание культуры поведения и взаимоотношений;
  • развитие умения сопереживать, проявлять внимание, оказывать помощь и др.
  • формирование общей культуры и эрудиции школьников;
  • развитие ценностных отношений к окружающему миру, нравственных и эстетических чувств;
  • осознание себя как части природы и члена общества.

И вроде бы идея понятна: надо познакомить детей с многообразием окружающего мира и дать базовые знания о науках, которые далее будут изучаться отдельными предметами.

Но по факту мы имеем сложные запутанные тексты, отсутствие единого стандарта учебника. Изучаемые темы в разных программах очень сильно отличаются. А главное, что задания в рабочих тетрадях, проекты и многое другое дети не могут выполнить без помощи родителей.

Найти в  тексте основную мысль, выделить суть порой сложно даже родителям.

На тренинге «33 техники эффективного обучения» мы разбирали параграф окружающего мира:

Полезные советы детям на окружающий мир

Полезные советы детям на окружающий мир

Родители трижды прочитали текст, прежде чем удалось добраться до сути и подготовить помогатор «Гамбургер» для пересказа текста.

При этом, мы, взрослые люди, обладаем навыком работы с информацией и можем обрабатывать ее в несколько раз быстрее, чем дети. На ходу отделяя важное от неважного, актуальное от «воды».

В результате получается, что информация, представленная в учебниках требует особого подхода к проработке.

Полезные советы детям на окружающий мир

Мы решили помочь родителям и детям научиться изучать окружающий мир так, чтобы сэкономить силы, нервы и время.

Поскольку изучение окружающего мира — один из самых спорных вопросов как у родителей школьников, так и на семейном обучении, мы собрали весь опыт и объединили его в тренинг:

«Окружающий мир. Все что нужно знать»

Читайте также:  Облепиховое масло полезные свойства для кожи лица

Тренинг продет в это воскресенье, 4 марта. Начало тренинга в 10:00 по мск. Участие в прямом эфире бесплатное

Вы получите готовые инструменты для изучения предмета, обзор и анализ литературы и учебников и ответите на вопрос «Как правильно изучать предмет Окружающий мир с ребенком»

Вы узнаете:

  1. Для чего мы изучаем Окружающий мир.
  2. С какими проблемами дети сталкиваются при изучении.
  3. Как сделать изучение Окружающего мира простым, понятным и интересным.
  4. В прямом эфире полностью разберете Окружающий мир за 3 класс. 

Вы получите подробный разбор предмета, а так же универсальный алгоритм, с помощью которого, сможете разобрать за 1 день учебник за любой класс по окружающему миру и подготовить ребенка к успешной аттестации.

В материалах тренинга Премиум-версии Вы получите:

1. Запись тренинга, которую можно смотреть в любое удобное время
2. Презентации и материалы, используемые в тренинге.
3. Интеллект карту по Окружающему миру за 3 и 4 класс (обзор учебников)
4. Интеллект карту по учебникам программы Школа России с 1 по 4 класс.
5. Помогаторы для изучения предмета

Тренинг проводят: Рената Кирилина и эксперт эффективного обучения Марина Барабошкина.

Подключить к трансляции по ссылке>>

Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять

Источник

Ольга Плотникова
Ребенок и окружающий мир

Раздел «Ребенок и окружающий мир»состоит из трех составляющих:

— предметное окружение;

— явления общественной жизни;

— мир природы.

Каждая составляющая раздела имеет свою базовую основу.

Введение в предметный мир предполагает формирование представлений о предмете как таковом и как о творении человеческой мысли и результате трудовой деятельности.

В ознакомлении детей с явлениями общественной жизни стержневой темой является жизнь и труд людей.

В основе приобщения к миру природы лежит помощь ребенку в осознании себя как активного субъекта природы.

Реализация программных задач осуществляется в процессе как повседневного общения с детьми, так и на специальных занятиях, фронтальных и подгрупповых. Во всех группах детей знакомят с многообразием окружающего мира, но на каждом возрастном этапе интересы и предпочтения дошкольников касаются то одной, то другой сферы деятельности.

Для того чтобы четко планировать работу по данному разделу программы обучения и воспитания дошкольников, необходимо содержание работы представлять темами. Для каждой темы необходимо планировать занятия, игры-занятия, игры. Это дает возможность при планировании проявить творчество, включить вариативные игровые, проблемные ситуации, сделав воспитательную работу еще более успешной, значимой для детей.

Изучение каждой темы необходимо завершать итоговым заданием, в качестве которого можно использовать ребусы, загадки, рисунки — отгадки т. д. можно использовать рабочие тетради О. В. Дыбиной «Я узнаю мир», в которых представлено многообразие игровых заданий.

Необходимо обратить особое внимание на то, что при ознакомлении с окружг ющим миром нельзя:

— ограничиваться монологом — рассказом о предметах,явлениях действительности: необходимо включать в занятия как можно больше действий (посидеть на стуле, на диване; надеть одежду и походить в ней, пригласить маму, угостить бабушку и т. д.

— перегружать детей большим количеством вопросов;

— использовать в работе только форму познавательных занятий.

Работу по ознакомлению с окружающим миром необходимо строить в соответствии с их возрастом, психологическими особенностями, выбирая адекватные формы, средства, методы и приемы взаимодействия с дошкольниками и стремясь сделать данный процесс более доступным и результативным.

— В разных группах детского сада ознакомление с окружающим миром необходимо проводить как в форме игр-занятий, так и в форме дидактической игры, в которой игровое правило регулирует действия и взаимоотношения детей, а правильное решение задач обеспечивает достижение цели игры. При организации и проведение игр-занятий, дидактических игр важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою активность по отношению к окружающему миру.

— Необходимо также планировать работу по этому разделу все занятия на прогулке.

— Познание окружающего мира должно быть направлено на развитие творческих возможностей детей. Цель данного направления состоит в формировании у де гей целостной картины мира через предоставление ребенкувозможности активной творческой деятельности в трех сферах человеческой практики: познавательной, этической и эстетической.

— В процессе обучения детей необходимо также рассматривать и учитывать такие темы,например: «Как устроен мир», «Место человека в мире», «Что может делать человек в мире». Начиная с первого года обучения детей, ребенка необходимо ставить в активную позицию творца, исследователя. Дети учатся работать и индивидуально и коллективно. В ходе обучения ребенок должен сам активно включаться в творческий процесс.

Ребенок нужно помочь выстроить целостную картину мира; в которой синтезируются познавательные и эстетические аспекты.

— Данные знания помогают детям активно проявлять себя в литературном творчестве, рисовании, конструировании, различных импровизации в драматическом искусстве.

— Для того чтобы способствовать развитию творческого начала ребенка, максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира, обуздать кипучую энергию и неземную любознательность малыша необходимо использовать большое количество разнообразных опытов и экспериментов. Их нужно проводить вместе с детьми для расширения их представлений о мире.

— Таким образом, образовательная работа с детьми данного раздела программы как и все другие разделы, предъявляет к воспитателю особые требования, при которых образовательная работа целиком следует за детским развитием.

Читайте также:  Полезно или нет делать массаж простаты

Источник

Окружающий мир и развитие ребенка

Окружающий мир и развитие ребенка во время обычных прогулок.

Ребенок в первые годы жизни стремится познать все вокруг. А вместе с ребенком родители заново открывают для себя окружающий мир.

Сейчас нет недостатка в книгах, красочно иллюстрированных и рассказывающих об окружающем нас мире. Они содержат начальные сведения для детей о животных и птицах, растительном мире, насекомых, грибах, рыбах и т.д.

При всем этом родители могут тоже многое рассказать своим детям об окружающем мире. Обыкновенная прогулка может приносить ребенку каждый раз что-то новое. Человек получает информацию посредством пяти основных органов чувств: глаза (зрение), уши (слух), язык (вкус), нос (обоняние), кожа (осязание). Гуляя с ребенком, обращаем его внимание на все и вся вокруг. Таким образом, тренируем все органы чувств. В итоге происходит естественное пополнение практических знаний у ребенка, опыта, развитие воображения, внимательности, наблюдательности.

Окружающий мир и развитие ребенка через наблюдение

Наблюдение за погодой

75% информации мы получаем через органы зрения. Прогуливаясь вместе с ребенком наблюдаем за луной и солнцем. Рассказываем как день сменяет ночь, а ночь — день. Сутки распадаются на утро, день, вечер, ночь. В какое время суток на небе светит луна, а когда — солнце. В какое время года дни короче, а когда — длиннее. Наблюдаем за солнцем и отмечаем восход и закат солнца. Обращаем внимание ребенка на полнолуние, когда луна похожа на круглый диск. А также наблюдаем за растущей луной (новолуние) и за тем, как луна убывает и начинает походить на серп или на букву «С».

Окружающий мир и развитие ребенка

Наблюдаем с ребенком за погодой и отмечаем, когда на улице ясно, а когда пасмурно.

Развитие ребенка в любую погоду

Есть ли ветер на улице, дождь или светит солнце.

Рассматриваем небо, какие облака на небе. Развиваем воображение ребенка — на что похожи облака — на зверушку, птичку, какой-то предмет.

Наблюдение за сменой времен года

Наблюдаем вместе с ребенком за сменой времен года — зима, весна, лето, осень. Отмечаем характерные черты. Когда тает снег и появляются почки, а затем листочки на деревьях. Какого нежно-зеленого цвета листочки на деревьях в мае и какого насыщенно зеленого, темно-зеленого цвета листья на деревьях в разгаре лета, как меняют листочки свой зеленый цвет на желтый или красный осенью.

Окружающий мир и развитие ребенка. Лес

Рассматриваем деревья хвойные и лиственные, вечнозеленые и меняющие свой цвет. Какие иголки у хвойных деревьев — длинные или короткие, мягкие или колючие. Какие плоды растут на хвойных деревьях и какой формы. Какие листья на деревьях, какой формы, как цветут деревья.

Наблюдение за птицами

Наблюдаем за птицами. Кто как поет и чем питается, какой окрас оперения у птиц, кто из птиц улетает в теплые края, а кто остается зимовать. Обращаем внимание на хищных птиц.

Наблюдение за природными явлениями

Наблюдаем за радугой. Из каких цветов состоит радуга. Называем цвета радуги — красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Чтобы запомнить цвета радуги, можно озвучить небезызвестную фразу — «каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Можно нарисовать радугу на асфальте цветными мелками.

Наблюдение за растениями

Наблюдаем за цветами. Когда начинают цвести тюльпаны, одуванчики, мать и мачеха, ромашка, клевер, нарциссы, георгины, астры, сирень. Что за чем цветет.
Можно нарвать букетик цветков полевых и поставить в воду дома, наблюдать за ними. На прогулке собираем интересные камешки, шишки, опавшие листья с деревьев. Из них можно будет сделать дома гербарий, поделку для себя и для детского сада.

Развитие наблюдения у ребенка

Развиваем обоняние

Гуляя вместе с ребенком, обращаем его внимание на то, как пахнет зимой, весной, летом и осенью.

Развитие обоняния

Особенно благодатная пора на запахи- это весна и лето. Как пахнет цветущая черемуха, яблоня, сирень, одуванчик или ромашка, клевер и т.д. Описываем ребенку аромат цветущих деревьев, кустарников, цветов — сладкий, терпкий, едва уловимый, нежный и т.д. Как пахнет свежескошенная трава, какой запах у реки. Как пахнет опавшая листва осенью. Как пахнет после дождя трава.

Развиваем слух

Слушаем вместе с ребенком пение птиц, учимся различать голоса разных птиц. Слушаем как зудит комар, жужжит пчела или шмель, какие звуки издает стрекоза и кузнечик в траве. Слушаем голоса животных. Слушаем шум дождя, как скрипит снег под ногами, как гремит гром, гроза. Слушаем шелест листьев деревьев и травы при ветре. Как шумит вода в реке. Бросаем камни в воду и слушаем звуки.

Развиваем вкус

Если посчастливится прогуляться по лесу, то можно попробовать на вкус лесные ягоды — малину, смородину, землянику, шиповник и т.д.

 Развиваем осязание

На прогулке с ребенком отмечаем, тепло или холодно, жарко или прохладно. То есть развиваем ощущения:

  • дуновение ветра
  • капли дождя попадают на кожу
  • снежинки тают на руке
  • пробуем на ощупь песок, камни, прутики, листочки, плоды, цветы.

Источник