Полезные советы для детей при общении

Полезные советы для детей при общении thumbnail

Каждый родитель имеет в своем запасе фразы, которые использует при общении со своим ребенком. Зачастую запреты и угрозы при беседе с ребенком приводят к совершено противоположному результату: плохое поведение, отсутствие внимания, капризы. Все дело в том, что даже дети не терпят в свой адрес жесткие приказания. Ответной реакцией на такие фразы-приказы возникает сопротивление. Для эффективного взаимодействия и общения с ребенком следует придерживаться некоторых советов, которые очень помогут в спорных и трудных ситуациях.

1. Акцент на сюрприз

Если строить фразу вроде «Если ты выполнишь уроки, мы пойдем в зоопарк», то внимание ребенка будет акцентировано на ожидаемом событии. При отказе от принуждения и угроз с заменой его на приятный подарок или сюрприз ребенок послушно сделает то, что вы от него попросили.

2. Игра «Склероз»

Можно превратить требуемое действие в забавную игру. Сделайте вид, что вы не можете выполнить сами то, что просите от ребенка. Сделайте вид, что вы забыли как пить, есть, умываться, мыть посуду и так далее. Это превратит скучное и неинтересное занятие в веселый процесс. А если ребенок проигнорировал вашу просьбу, попросите напомнить вам, что вы от него просили, также объяснив, что у вас совершенно вылетела ваша просьба из головы.

3. Твердый ответ

В случае если ребенок снова и снова просит что-либо купить в магазине или посидеть за компьютером «еще чуть-чуть», следует один раз сказать «нет», после чего на все уговоры спокойно отвечать «Ты спросил – я ответила». Это не только поможет избежать криков и споров, но и укрепляет ваш авторитет и устанавливает четкие правила.

4. Способ решения проблем

При возникновении трудностей у ребенка в ходе выполнения какого-либо действия не стоит его ругать. Лучше спросить его о том, как можно выйти из сложившегося положения. Этим самым вы приучаете его находить решения проблем и справляться с трудностями. Это позволяет переключить внимание ребенка на то, что он в состоянии выполнить, а уже это поможет ему справиться с предыдущим заданием.

5. Что ты хочешь съесть – кашу или суп?

При построении предложения главную задачу ставьте как уже решенную, а для ребенка предоставьте возможность выбора несущественных действий. Таким образом, он будет воспринимать, что решение принял он, а не вы. Этот способ срабатывает практически всегда.

6. Благодарность за помощь

Постоянный подкуп ребенка подарками для помощи вам, не научит ваше чадо помогать просто так, для поддержания порядка или для того, чтобы порадовать вас. Поэтому после выполнения порученного дела необходимо благодарить ребенка, чтобы он осознавал свою значимость в общем деле.

7. Правильная формулировка

Указания типа «прекрати бегать», «хватить шуметь» плохо воспринимаются детьми. Обычно они слышат только последнее слово во всей фразе. Поэтому стоит заменить такие высказывания на более позитивные указания «ходи спокойно», «давай помолчим» и так далее. Таким образом, вы даете ребенку такое указание, в котором точно понятно, что ему нужно делать.

8. Уроки сопереживания

Хоть многие и приучают детей извиняться, но в большинстве случаев дети воспринимают это как акт вежливости, а не чуткости. Вместо слов необходимо ребенка приучить продуктивно действовать, чтобы помочь человеку, которого он обидел. В результате такого подхода дети осознают последствия действий, вследствие чего, они менее склонны повторять ошибки и учатся сопереживать.

9. «Я, как и ты….»

Такой шаблон полезен для обеспечения диалога с ребенком, позволяет наладить взаимоотношение и повысить его самооценку. Приравнивая ребенка с собой, вы тем самым приравниваете его с взрослыми и показываете вашу связь с ним.

Теперь, когда вы знаете секреты ведения эффективного диалога с ребенком и методы ненавязчивого манипулирования его действиями, вам не будет тяжело общаться с детьми и разрешать возникающие конфликты мирными и креативными способами.

Источник

Говорят, у детей, с которыми в раннем возрасте много общались родители, более развитый мозг. Но разговаривать с ними нужно в любом возрасте. А что делать, когда ребенок уже пошел в школу и начинает сепарироваться (отделяться) от мамы и папы. Как его разговорить и при этом сохранить доверие, остаться друзьями? Советует психолог Анастасия Шапель.

Анастасия Шапель, семейный и детский психолог

Совет №1. Интересуйтесь делами ребенка в первую очередь у него, а не у педагогов

— Спрашивая у самого ребенка, вы даете ему понять, что не контролируете его жизнь, а интересуетесь ею. Что вам небезразлично, вы хотите знать его мнение. Когда вы задаете сыну или дочке вопросы, у маленькой личности есть выбор, отвечать на них или нет, как отвечать. То есть ребенок контролирует процесс, это более приятное ощущение, чем когда вы пересказываете мнение учителя о нем.

— Тем не менее, интересоваться делами школьника у учителей нужно, так как ребенок вступает в период, когда у него появляется много искушений соврать. Это нормальный период взросления, через который нужно пройти.

В общем, будьте мудры и выслушивайте обе стороны. Важно только, чтобы такие треугольные отношения не настораживали ребенка и не заставляли его врать еще больше. Ведь если вы даете понять, что всегда интересуетесь мнением третьей стороны и это мнение решающее, у ребенка будет повод врать и вам, и учителям, и еще кому-нибудь на всякий случай в знак защиты или протеста.

Читайте также:  Как правильно и полезно заниматься сексом

Совет №2. Беседуйте перед сном

— В этот промежуток времени «защита» ребенка падает. Скорее всего, именно перед сном он будет готов говорить о том, что его волнует, что тревожит и так далее.

Приставать с распросами сразу после возвращения из школы — не самое хорошее решение. Ученик только-только вернулся из места, где ему и так задают очень много вопросов. Скорее всего, он устал, еще не успел переключиться на «домашний режим» и вряд ли захочет откровенничать. А заставляя отвечать, родитель превращается все в того же учителя, который «хочет от меня что-то узнать».

Не становитесь следователем. Дайте школьнику возможность переключиться и почувствовать себя защищенно в родных стенах.

Совет №3. Наблюдайте за невербальными знаками. Они о многом говорят

— Слова могут обманывать, а тело — нет.

Допустим, вы задаете вопрос: «Как прошел день?». И вам отвечают: «Нормально». Знайте, что это «нормально» бывает разным. Если при этом чадо спокойно прихлебывает сваренный вами суп и его тело расслабленно, значит, все действительно неплохо, просто ничего примечательного не произошло.

Если же вместе со словом «нормально» ребенок вжимает голову в плечи, смотрит в пол, начинает напрягаться или отворачиваться, значит, он или раздражен и не хочет разговаривать сейчас или в этом самом дне было что-то, что несет негативную окраску.

Совет №4. Иногда нужно повторять несколько раз

— Если вы говорите о чем-то важном, а потом ребенок утверждает, что не помнит этого, не спешите злиться. У детей есть интересная защитная реакция. Услышав что-то неприятное или скучное, они могут усвоить первое слово, потом как будто отключиться, уйти в себя и уловить еще последнее сказанное вами слово. Так все самое плохое и неинтересное как бы и не случалось. Удобно, правда?

Если вам важно донести какую-то мысль до ребенка, сообщайте ее спокойно, не переходя на крик, и помните, что, да, некоторые вещи вам придется повторить и не раз.

Совет №5. Превратите беседы в добрую традицию

— Важно не воспринимать этот совет совсем буквально. Иногда родители делают именно так, и традиция переходит в задачу по расписанию, вроде «в 18:00 мы с тобой садимся разговаривать». Тогда приятное времяпровождение превращается в обязанность, от которой ребенок будет пытаться увильнуть.

Если малыш хочет разговаривать перед сном или в другой период — хорошо. Если нет, значит, пока не пришло время, уважайте этот выбор.

А вообще истина, которая никогда не умрет, — не учите, КАК делать, делайте это сами. Если вы, приходя домой, будете делиться тем, что с вами произошло за день, то и ребенку будет хотеться делать так же.

Расскажите, что интересного сегодня с вами случилось, какие любопытные истории вы услышали, что вас порадовало или расстроило. Привычка обсуждать произошедшее за день всей семьей, например, за ужином, — прекрасная привычка, но, как я уже говорила, — только если она не переходит в принуждение!

Совет № 6. Умейте слышать и уважать детское «нет»

— Соблюдение границ — это сложное для родителей, но важное правило. Что делать, если школьник бастует, отказывается говорить на какую-то тему? Вариантов несколько:

  • отложите беседу. Скажите: «Я вижу, что ты не расположен сегодня к общению, что ты не хочешь об этом говорить, хорошо»;
  • отзеркальте эмоции: «Мне кажется, ты опасаешься, что я неправильно тебя пойму, что я буду злиться. Но я всегда на твоей стороне»

Совет №7. Не обсуждайте проступки ребенка в присутствии других людей

— Это очень сильное унижение, которое может стать даже психологической травмой. Обсуждайте поведение наедине со своим чадом. И даже если услышали что-то плохое от учителя, не делайте поспешных выводов. Придя домой, спокойно сообщите, что узнали то-то и то-то, а что на это скажешь ты? Но делайте это один на один.

Совет №8. Не устраивайте допрос, лучше пофантазируйте вместе

— Спрашивайте не о ребенке, а о некой отвлеченной ситуации. Например, чтобы понять, с кем он дружит в классе, можно задать следующие вопросы:

  • Если бы ты отправлялся в путешествие по морю, кого из класса ты бы взял с собой?
  • А почему именно этого человека, какими качествами он обладает?

Можно углубиться и узнать про самого ребенка:

  • А что бы ты привнес в команду на корабле? Как ты думаешь, в чем твои сильные стороны?

Сценарий может быть любым. Спрашивайте про остров сокровищ, космическую экспедицию или что-то еще, что увлекает именно вашего ребенка.

Узнавать можно и про учителей:

  • Если бы ты стал учителем, на кого из своих преподавателей ты бы равнялся?
  • А на кого из педагогов ты не хотел бы быть похож? Почему?

Через такие необычные проекции вы определите умения и навыки ребенка, о которых он знает сам, поймете, что он ищет в других, как воспринимает учителей, коллектив в школе, что вообще происходит в его голове. И на такие вопросы ребенок ответит с большим энтузиазмом, чем на обычное: «Как дела в школе?»

Читайте также:  Как есть хрен и полезен ли он

Совет №9. Поиграйте в интервью

— Помните, в нашем детстве мы заполняли различные анкеты, где писали о своих предпочтениях? Это прекрасная техника, которая поможет вам получше узнать своего малыша.

Вариантов много.

Можно купить книгу-анкету. Можно вместе с ребенком придумать вопросы и потом отвечать. Можно просто задавать сыну или дочке вопросы и записывать его ответы: любимый цвет, время года, урок, песня, ненавистное блюдо и так далее.

Зачем это делать?

Во-первых, вы узнаете много любопытного о своем ребенке.

Во-вторых, все, что написано (или напечатано, или записано на диктофон), оно как бы осязаемо, что очень важно для детей. Это звучит странно, но для них подобные записи служат наглядным подтверждением того, что «я есть». Ведь личность ребенка еще только развивается, и периодически его может посещать смутное чувство, будто бы «я не существую, я растворился».

Такие игры в интервью как бы заземляют, помогают ощущать себя самостоятельной единицей, которая есть. Что написано пером — не вырубишь топором.

Плюс вы показываете, что интересуетесь ребенком лично, а не его достижениями и умениями.

Совет №10. Пользуйтесь принципом бутерброда

— Не фиксируйте внимание ребенка на неприятных для него вещах. Возьмите на вооружение принцип бутерброда. Сначала вопрос позитивный, потом не очень, потом опять позитивный. Так беседа не превратится во что-то скучное и сложное.

Миксуйте начинку сэндвича со своими воспоминаниями и историями. Когда ребенок понимает, что вы когда-то чувствовали то же самое, что взрослые не боги и в детстве влипали в те же передряги, это сближает, поверьте.

Автор текста: Проль Екатерина

Оригинал статьи можно прочитать по ссылке.

ЧИТАЙТЕ НА ЭТУ ТЕМУ:

Объясняем на пальцах. Нужна ли зеленка при ветрянке, и кому стоит задуматься о прививке?

Ребенок-калькулятор. Как работает методика быстрого счета в уме?

Источник

На чтение 8 мин.

Казалось бы, естественный процесс коммуникации с собственным чадом, но он может превратиться в настоящее испытание, когда теряется взаимопонимание. Что происходит между родителями и ребенком? Почему все меняется?

Дружеское общение – основа родительской любви

Многие психологи и педагоги приходят к мнению, что родители не знают элементарных приемов общения с детьми. Для повышения своей грамотности необходимо читать специальную литературу.

Тип общения по возрастным периодам

С момента рождения до 2 лет родители практически ведут монолог с любимым чадом. В 2-3 года ребенок осознает себя как личность. В этот момент у ребенка формируется характер, он ярко выражает свое недовольство тому, что не нравится. В этот период надо воспринимать ребенка, как личность. Спрашивайте мнение ребенка, если ему что-то не по душе, то пытайтесь исправить ситуацию.

Общение надо начинать с грудного возраста

Общение начинается с понимания состояния ребенка. Если вы овладеете этой тактикой, то дальше в отношениях с детьми все сложится удачно. При возникновении трудностей в общении старайтесь придерживаться следующих рекомендаций.

Если ребенок не хочет слушать – надо выяснить причину

Как правильно общаться с ребенком – советы психолога

  • Уделяйте ребенку как можно больше времени для общения. Об этом говорит книга Гиппенрейтер – известного психолога и педагога. С взрослением малыш понимает, что мама принадлежит не только ему, но и папе, у мамы есть работа. Ребенок испытывает ревность, чтобы избежать негатива, нужно говорить с ребенком, если ему интересно.
  • После посещения садика интересуйтесь, как ребенок провел день. Обязательно расспрашивайте малыша о занятиях, что давали кушать в садике, с кем он общался. Наслаждайтесь этими временами, ведь в подростковом возрасте ребенок вам всего не расскажет.
  • Не унижайте достоинство ребенка, ведите разговор на равных. Если малыш говорит откровенную неправду, то постарайтесь тактично поправить ребенка.

    С ребенком надо говорить с уважением его личности

  • Не теряйте взрослого человека в глазах ребенка. Иногда родители, находясь в растерянности, начинают говорить с ребенком на его языке. Это приводит к снижению авторитета в глазах ребенка. В сложной и стрессовой ситуации малыш попросту не будет вас слушать.
  • Самый важный урок, который взрослый моет преподать ребенку – свой положительный пример. Иногда слова остаются незамеченными, а поступки навсегда остаются в памяти, в критической или похожей ситуации ребенком будет сделан выбор в пользу родительского примера. Малыш с детских лет копирует движения, поведение, речь родителей. Будьте внимательны к мыслям чувствам, словам, движениям, которые вы делаете. Книга Гиппенрейтер затрагивает эту тему, в ней собраны практические советы в этом направлении. Не ленитесь читать методическую литературу.
  • Перед началом общения с ребенком у вас в голове должна быть четкая цель, которая должна красной нитью пронизывать разговор. Общение без цели не приводит ни к каким результатам.
  • Общение должно строиться на диалоге, обязательно ждите ответа ребенка.

    Прочитайте книгу “Не кричите на ребенка”

Не повышайте голос на ребенка, он может не понять смысл вашего высказывания, но отлично распознает ваш негатив в интонации, в помощь вам книга «Общаться с ребенком. Как?»

Книги Юлии Гиппенрейтер о общении

Любовь, забота и неравнодушие

Ваши мысли и действия должна пронизывать безусловная родительская любовь. Только в этом случае все общение будет построено на бескорыстном чувстве. Все стремления и действия, которые человек совершает, находясь в состоянии любви, обязательно приведет к успеху. Вряд ли любящий родитель начнет разговор с фразы: «Ты у меня сейчас получишь?». Настрой родителя обозначен, ребенок приготовился к обороне, теперь он только защищается. Старайтесь избегать подобных высказываний в общении с детьми.

Читайте также:  Сок петрушки чем полезен для мужчин

Что такое безусловное принятие

Не приветствуется полное равнодушие, здесь важно понимать разницу между спокойствием и откровенным равнодушием. Ваша безучастность играет пагубную роль, ребенок замыкается, выйти на контакт в такой ситуации практически невозможно.

Методы личного общения со своим ребенком

Разговор с ребенком нужно начать со зрительного контакта, если обстановка спокойная можно выходить на тактильный контакт. Через взаимодействия передаются истинные эмоции, постарайтесь побороть раздражение и негатив, делайте шаг на встречу от всего сердца.

Ребенок берет пример с родителей

  • К серьезному разговору нужно заранее готовиться и фокусироваться. Для этого необходимо закончить все домашние дела, поставить телефон на беззвучный режим, выключить компьютер и телевизор. Беседа на серьезные темы не должна быть мимолетным делом, создайте атмосферу в доме. Читайте литературу о ваших детях, книга должна стать вашим добрым другом.
  • Забудьте во время разговора о приказном тоне, только конструктивный диалог. Сам тип такого общения предполагает неравенство собеседников, приказы предполагают беспрекословное подчинение. Ваша задача, чтобы ребенок подчинился вашим напутствиям по доброй воле. Только тогда будет положительный результат от вашего взаимодействия. Книга Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?» несколько раз фокусирует на этом внимание.

    Как правильно общаться с ребенком

Старайтесь не использовать в речи частицу «не», она придает негативный оттенок всей речи. Пока не выбросишь мусор, не наведешь порядок в комнате, не сходишь в магазин за хлебом. Предпочтительно говорить, когда вынесешь мусор, можешь поиграть с ребятами.

  • Постарайтесь говорить с ребенком живым образным языком, тогда ребенок будет воспринимать речь не только в качестве занудного нравоучения, а поверит в возможность развития событий. Здесь помогут оживить речь притчи, народные сказки и пословицы, примеры из вашего детства, читать вместе с ребенком – отличная идея. Народная речь – емкая и образная навсегда остается в детской памяти, ребенок быстро поймет и прочувствует ваш посыл.
  • Из предыдущего пункта вытекает совет говорить все же на понятном ребенку языке. Ваша речь может быть красивой и образной, но если ребенок не понимает ее смысла, то вряд ли общение будет эффективным. С раннего детства старайтесь работать над словарным запасом ребенка, объясняйте значение непонятных слов. Это сделает малыша образованным.

    Для каждого возрастного периода свой тип общения

  • Сопровождайте речь не абстрактными картинами, которые трудно укладываются в голове ребенка. Лучше описывайте простые и яркие образы то, что ближе к детскому восприятию.
  • Старайтесь не давать однозначных советов. Учите ребенка. Что в мире нет однозначно черного или белого. Пытайтесь разбираться в конкретной ситуации. Эти умения понадобятся ребенку в жизни очень часто. Умение принимать правильные решения – очень нужное качество.
  • Всегда с пониманием относитесь к детским вопросам. Даже если они кажутся вам наивными и нелепыми. Старайтесь искать ответы и говорить с ребенком честно. Детская память очень цепкая, если вы соврали ребенку даже один раз, ложь может вскрыться в любой момент. В этом случае вы потеряете авторитет в глазах ребенка навсегда. Если вы чего-то не знаете, то не бойтесь в этом признаться. Когда изучите данный вопрос хорошо, можете дать верный совет. Таким образом, вы выработаете у ребенка веру в поиск истины.

    Хвалите ребенка за реальные успехи

Хвалите ребенка за реальный успех. Некоторые родители впадают в крайности, одни ограничиваются скупой похвалой раз в год, другие преклоняются перед ребенком за совершение ежедневных действий. Важно оговорить для себя критерии успехи ребенка, если достижение реально, то не скупитесь на похвалу. Такая позиция сформирует адекватную самооценку у ребенка.

  • Не связывайте наказания с личностью ребенка. Принимайте к рассмотрению каждый поступок ребенка. Высказывайте свои мысли без негатива, сдержанным и спокойным тоном. Ребенок должен понимать, что ваше недовольство не относится к нему, как к личности, если он изменит ситуацию, то ваша позиция переменится.

    Наказания должны быть гуманными и дать ребенку возможность обдумать свое поведение

  • Наказания не должны быть связаны с негативом, скорее вам нужно организовать отсутствие позитива. Это не позволит развиться злобе и агрессии со стороны ребенка. Так ребенок будет стремиться к выполнению обещаний, он будет знать, что за все усилия его ждет приз, а не наказание в случае провала. Так вы создаете у чада положительную мотивацию.

    Рекомендуемая литература

И, напоследок. Старайтесь изучать культуру речи – дети копируют наши привычки. Если ребенок постоянно слышит речевые ошибки, то он подсознательно копирует их. Вы самый лучший пример – это большая честь и большая ответственность.

Источник