Полезные советы для родителей детского сада
Алена Лепилина
Каждый родитель мечтает воспитать здорового, счастливого и гармоничного развитого ребенка. На этом пути он сталкивается с препятствиями и вопросами, на которые нет ответа. Или, наоборот, слишком много ответов и непонятно, какой из них правильный. Остается опираться на здравый смысл и мнение экспертов. Выбрали из книг полезные советы, основанные на достижениях науки и практике, которые станут хорошим подспорьем для родителей.
1. Позволяйте детям играть чаще
С 1955 года уменьшается время, которое дети тратят на игру, но при этом у них повышается уровень тревожности, чаще наблюдаются депрессия, ощущение беспомощности и одновременно детский нарциссизм и снижение эмпатии. Неприятная статистика. Но в силах взрослых, каждого из нас, дать своему ребенку то, что требуется ему для гармоничного развития. Игра в этом смысле нужна как воздух.
Почему сокращение времени на игру влечет за собой расстройства эмоционального и социального характера? Игра — естественный способ научить детей решать их проблемы, контролировать желания, управлять эмоциями, смотреть на проблему с разных точек зрения, обсуждать разногласия и общаться друг с другом на равных. Другого способа освоить эти навыки нет. Вот почему так важно, чтобы ребенок проводил много времени играя.
2. Стимулируйте любознательность
У детей есть врожденная склонность к познанию мира, которую обязательно нужно поддерживать. Один из способов это сделать — показывать все возможные, самые разнообразные варианты решения задач. Эксперименты подтверждают эту идею: если в процессе игры ребенку сразу показать одну-единственную функцию игрушки, он придет к выводу, что та больше ничего не умеет. А вот когда игрушку давали ребенку «на откуп», они догадались использовать ее по-разному, не одним способом.
Вывод прост. У тех, кого не учили специально, не было причин думать, что им показали все возможные варианты, поэтому они начинали изучать ее тщательнее и открывали для себя новые возможности использования. И это относится не только к играм. Но и к жизни.
3. Разрешайте ребенку дружить со старшими
В разновозрастных группах у маленьких детей есть возможность заниматься тем, что было бы слишком сложно или опасно делать самостоятельно или в группе ровесников. Еще они могут чему-то учиться, просто наблюдая за более старшими ребятами и слушая их разговоры. Старшие эмоционально поддерживают младших и заботятся о них лучше, чем ровесники.
В 1930-х годах русский психолог Лев Выготский вывел термин «зона ближайшего развития». Он означает деятельность, которую ребенок не в состоянии выполнять сам или с ровесниками, но может выполнять при участии более опытных людей. Выготский предполагал, что дети получают новые навыки и развивают мышление, взаимодействуя с другими в зоне своего ближайшего развития.
Вот почему возможность общаться с детьми постарше важна для физического, социального, эмоционального и умственного развития ребенка.
4. Живите сами по «правилу 4:30 утра»
Ультрамарафонец Трэвис Мейси рассказывает о «правиле 4:30 утра», которого всегда придерживался и его отец, и он сам. Начиналось оно, как нетрудно догадаться, с раннего подъема. Но смысл не в этом. По крайней мере, не весь смысл. Отец Трэвиса, Марк, был отцом двоих детей, много работал над своей карьерой адвоката, увлекался бегом и ездой на велосипеде и начал участвовать в гонках, которые вскоре привели его к соревнованиям на сверхмарафонские дистанции.
И сейчас, когда ему за шестьдесят, папа живет в том же режиме, только теперь он просыпается в четыре утра (а то и еще раньше). Он участвует во всех важных моментах жизни своих внуков и по-прежнему никогда не пропускает мои соревнования. Невероятно. Поразительно.
Трэвис Мейси вырос прекрасным семьянином, любящим отцом и спортсменом с невероятной силой духа, — источник
Тренировки и соревнования шли вразрез с его главными задачами как семьянина и профессионала. Но как человек, стремящийся жить полной жизнью и добиваться успеха во всем, он твердо решил сделать так, чтобы все это каким-то образом заработало вместе. И придумал. Папа знал, что лучшее время для работы — раннее утро. Пока другие люди спали или медленно раскачивались перед началом рабочего дня, папа уже работал. Просыпаясь каждое утро не позже 4:30, папа успевал съездить в офис поработать, потом устроить обеденную пробежку, вернуться на несколько часов на работу, по дороге домой остановиться у велотрассы и прокатиться на горном велосипеде и вернуться домой достаточно рано, чтобы провести с нами время и посетить все наши внешкольные мероприятия.
В чем смысл этого правила? Как родители, вы должны быть тверды в своих решениях.
Кратко — если заранее принимаешь решение, то, когда приходит время действовать, уже не отвлекаешься на мысли о том, хочется тебе это делать или нет. Не стоит воспринимать это правило буквально; подъем в 4:30 утра — лишь пример того, какой твердой волей нужно обладать, чтобы достичь успеха.
Твердое внутреннее обязательство — в отношении воспитания ребенка, семьи, отношений (или программы тренировок и проекта на работе) — это самое важное, что только можно сделать в жизни. С этого все начинается. И вы подаете детям достойный пример.
5. Поддерживайте ребенка
Психологи вывели формулу: 10 000 часов практики равны экспертности в любом деле. В исследованиях, объектами которых становились композиторы, баскетболисты, писатели, конькобежцы, пианисты, шахматисты, матерые преступники и так далее, это число встречается с удивительной регулярностью. Моцарт начал писать музыку в 6 лет, а первые его великие произведения появились только лишь к 21 году. Или еще пример: чтобы стать гроссмейстером, также требуется около десяти лет. (Только легендарный Бобби Фишер пришел к этому почетному званию быстрее: у него на это ушло девять лет. Но не три года и не год!) 10 000 часов эквивалентны 3 часам практики в день, или 30 часам в неделю на протяжении десяти лет.
Если вы заметили талант у своего ребенка, дайте ему его раскрыть. Без поддержки родителей невозможно наработать 10 000 часов. Помните: 10 000 часов — это очень-очень много. Дети и молодые люди не в состоянии в одиночку наработать такое количество часов. Нужны поддержка и помощь родителей. Такой стиль воспитания называется «совместным развитием». Его задача — активно «стимулировать и оценивать таланты, умения и побуждения ребенка».
Если вы хотите вырастить гения (или хотя бы не несчастного человека), дайте ребенку возможность заниматься тем, что он любит, без ограничений.
6. Учите детей отличать хорошее от плохого
Если плохой поступок вознаграждается, то молодой мозг может определить его как полезный с точки зрения выживания индивидуума. Если ребенок, проявляя агрессию, получает поддержку, а проявляя стремление к взаимодействию, такой поддержки не получает, его мозг может легко запомнить, что агрессия хороша для его выживания.
Если малыш получает вознаграждение, будучи больным, и теряет его, выздоровев, у него формируются соответствующие долговременные связи.
Мозг учится не у экспертов по детскому воспитанию и не по учебникам этикета. Он учится на основе изменения содержания в нем тех или иных нейрохимических веществ. Каждый раз, когда вы и ваши дети были вознаграждены или, наоборот, чувствовали угрозу, то добавляли новые цепочки в нейронную инфраструктуру, которая подсказывает, где искать уважение, признание и доверие в будущем.
7. Пусть ваши дети чаще чувствуют себя счастливыми
Счастливые моменты в прошлом создают особые связи между нейронами, которые готовы к тому, чтобы производить «гормоны счастья» в следующий раз, когда вы испытаете подобные позитивные ощущения. Другими словами, чем чаще ваш ребенок будет чувствовать счастье и радость, тем легче ему это дастся во взрослой жизни.
Например, у ребенка, который пользуется большим уважением своих родителей, поскольку умеет обращаться с компьютерами, формируются нейронные связи, которые позволяют ему ожидать большей радости при оказании такой помощи другим людям. Он повторяет свои действия, и в его нервной системе появляются новые нейронные пути счастья.
Каждый позитивный момент укрепляет нейронные пути, а наш мозг устроен так, что «обращается» к тем путям, которые самые крепкие и используются чаще всего. Человек накапливает опыт с самого детства, а потом обращается к нему всю свою жизнь.
8. Обнимайте детей чаще
Прикосновения и объятия — это не чья-то прихоть. Есть четкая физиологическая основа, которая делает и взрослых и детей счастливыми, когда они выказывают привязанность друг к другу. Окситоцин — «гормон счастья», который выделяется у млекопитающих.
Рождение детей также вызывает значительный прилив окситоцина. Причем как у родителей, так и у детей. Воспитание чужих детей тоже способствует повышению уровня окситоцина.
Окситоцин дарит нам удовольствие быть спокойными рядом с теми, кому мы доверяем. Это не осознанное решение, а скорее физическое чувство безопасности. Нейронные пути, формирующиеся с участием окситоцина, возникают в течение всей нашей жизни. И очень важно формировать их в детстве, чтобы ребенок чаще чувствовал радость от жизни.
9. Оставьте идею, что вы определяете будущее своего ребенка
Если мы сами ценим свободу и несем ответственность за свои поступки, то должны уважать право ребенка самостоятельно прокладывать свой жизненный путь. Наши стремления не могут стать стремлениями ребенка, равно как и наоборот. Поиски собственного курса начинаются с раннего детства.
Чтобы научиться отвечать за себя, дети должны научиться принимать решения каждый час, день или год, и этому они могут научиться только на практике.
Все любящие и заботливые родители пекутся о будущем своих детей, поэтому им тяжело не пытаться их контролировать. Но любая попытка, совершенная под контролем, не приведет к цели. Когда мы стараемся определить судьбу ребенка, то не даем ему распоряжаться его жизнью и учиться на собственных ошибках.
Подумайте о своем детстве и вспомните самый счастливый момент. Где вы были? Что делали? Кто был с вами рядом, если был? Правда, приятное чувство? Когда мы становимся родителями, одна из главных наших задач — сделать так, чтобы у ребенка было как можно больше счастливых воспоминаний и умений и навыков, которые помогут ему во взрослой жизни.
По материалам книг: «Свобода учиться», «Гении и аутсайдеры», «Ультрамышление», «Гормоны счастья»
Обложка поста: pexels
Источник
Изолина Чубукова
Консультация для родителей «Советы родителям об участии в жизни детского сада»
Как нам, воспитателям не хватает родителей, которым не все равно, чем занимаются их дети в детском саду! Когда ребёнка приводят к семи часам утра и забирают «под завязку» в семь часов вечера, я всегда думаю о том, что этим деткам просто физически не остаётся времени, что бы пообщаться с родителями. А родители сдали ребенка в детский сад и забыли о нем до вечера, лишний раз не поинтересуются, как сын или дочь, есть ли у них проблемы? Нам всем понятно, что плотная занятость, долгий рабочий день, дорожные пробки часто приводят к тому, что мамам и папам некогда поинтересоваться делами своего ребёнка, если только это не «что вам давали на обед?».
Получается родительское участие в огромном куске социальной жизни детей – пассивное.
Тем временем, участие родителей в детсадовской, а затем и в школьной жизни может помочь детям лучше адаптироваться к образовательной среде, повысить интерес к учебе.
Давайте вместе попробуем исправить положение!
Вы, уважаемые родители, можете участвовать в жизни детского сада! Мы нуждаемся в этом участии!Недавно мне говорит папа одной девочки: «У моего ребёнка сломалась дверца в шкафчике! Скажите своему работнику, пусть починит. » Я посмотрела, а там всего лишь необходимо отрегулировать отверткой петельки! И вот тут — совет для пап! Забирая ребенка вечером,оглянитесь по сторонам: может быть, вы заметите тусклый свет в раздевалке и перегоревшую лампочку, покосившуюся дверцу шкафчика (необязательно вашего шкафчика) и сможете наладить поломку. Воспитатели не всегда успевают отслеживать такие вещи, а у вас много времени такая помощь не отнимет!
Каждый сезон воспитателям требуется помощь в сезонном оформлении игровой площадки. В строительстве ледяной горки, лабиринта очень нужны мужские руки! Ведь детям будет так интересно играть на прогулке,и у них будет повод для гордости: «Эту горку (крепость, лабиринт) мой папа построил!»
А помочь украсить группу к празднику всегда смогут мамочки! Например, сделать дома с ребенком гирлянды, снежинки, елочные украшения и отнести их в сад, чтобы ребенок чувствовал ваше общее участие и чувствовал значимость мероприятия. Если совсем нет времени, купить несколько воздушных шаров или елочную мишуру.
Как интересно было бы завести традицию родительского часа. Во время которого каждый родитель мог бы рассказать детям о своей профессии. Например, чтобы познакомить детей с профессией музыканта — флейтиста, я приглашала прийти в садик с флейтой мамочку и показать детям небольшой концерт. Если совсем нет времени прийти в сад, можно подготовить фотографии и рассказ о своей профессии, с которыми ознакомит детей воспитатель. А быть может родители могут прийти в сад под видом какого — нибудь героя и провести игры с детьми, а если нет возможности, то просто написать и рассказать, в какие игры играют в семье, а воспитатели потом обязательно их проведут.
И самый главный совет — подходить к воспитателю и интересоваться во — первых тем,как дела у вашего ребенка: во что любит играть, с кем из одногруппников дружит, как отвечает на занятиях. Дети дозируют информацию, а молчуны или нелюбители садика вообще предпочитают не разговаривать про него вечером, поэтому полезную информацию можно узнать от воспитателя. Во- вторых, иногда интересоваться, не нужна ли какая-то помощь воспитателям. В нашем детском саду часто устраиваются конкурсы и выставки- принимайте в них участие! Форма участияможет быть разнообразной: вы можете помочь оформить стенд, нарисовать афишу для спектакля или поучаствовать в инсценировке сказки для утренника. Не пропускайте детские утренники! Детям очень важно, что их праздники и усилия важны родителям, чтобы вы были среди зрителей!
Все перечисленные пункты не могут быть принудительными. Желание быть сопричастным к жизни ребенка в детском саду — всегда акт доброй воли. Но это тот случай, когда инициатива имеет большое значение не только для детей, но и для взрослых. Помогая, они становятся видимой частью детской жизни, которая происходит, когда родители уходят на работу.
Источник
Зинаида Пищулина
Советы для родителей по подготовке детей к детскому саду.
Уважаемые родители! Вы приняли решение, что вашему малышу пора в детский сад. Помните, именно от Вас во многом зависит то, как пройдет адаптация ребёнка.
Вот несколько советов:
1. Говорите о детском саде только хорошее, побеседуйте с ребёнком, что такое детский сад, зачем он нужен, и почему мама хочет его туда повести (там очень интересно, много игрушек, там другие дети играют и гуляют, маме надо заняться делами семьи).
2. Заранее спланируйте прогулки около детского сада. Обратите внимание на красоту территории детского сада. Уточните, что скоро малыш сможет здесь гулять и играть с другими детьми и воспитателем.
3. В присутствии ребёнка расскажите своим знакомым, что он уже подрос и готовится ходить в детский сад.
4. Расскажите ребёнку о режиме дня в детском саду, что там делают дети, кто такие воспитатели.
5. Прочтите с ребёнком стихотворения о детском саде, покажите картинки.
6. Обязательно поговорите с малышом о роли воспитателя, научите как обращаться к взрослым, как правильно заявлять о своих потребностях.
7. Посещайте с ребёнком детские площадки, учите его общаться, делиться игрушками с другими детьми.
Следуйте этим не сложным советам. Желаю вам удачи!
Публикации по теме:
Адаптация детей к детскому саду
Адаптация — это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным.
Адаптация родителей к детскому саду
Совсем скоро ваш малыш впервые пойдёт в детский сад. Это очень волнительное событие, ведь все родители беспокоятся о том, как их ребёнок.
Как подготовить малыша к детскому саду. Консультация для родителей
Как подготовить малыша к детскому саду Подготовку к посещению детского сада необходимо начинать за несколько месяцев до его начала. Подготовка.
Консультация для родителей «Адаптация ребенка к детскому саду»
Детский сад — новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых.
Консультация для родителей «Процесс адаптации к детскому саду у вновь прибывших детей»
Консультация для родителей на тему: «Процесс адаптации к детскому саду у вновь прибывших детей» Этот вопрос волнует многих родителей, но,.
Психологическое сопровождение родителей и детей раннего возраста в приод адаптации к детскому саду (из опыта работы)
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДЕТСКОМУ САДУ (из опыта работы) Котко Татьяна Петровна,.
Рекомендации родителям по подготовке детей к детскому саду
Адаптационный период — серьезное испытание для малышей 3-го года жизни. Вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное.
Советы педагога-психолога Адаптация ребёнка к детскому саду
Вопрос об определении ребенка в детский сад, когда он подрастает, становится очень важным для каждой семьи. Однако взрослым необходимо знать,.
Тест для родителей «Готов ли ваш ребёнок к детскому саду»
Итак, если малышу предстоит посещать детский сад, и Ваша семья серьезно относится к этому событию, предлагаем Вам определить степень готовности.
«Как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду». Тренинговое занятие для родителей
Цель:способствовать повышению психологической культуры родителей. Задачи:1. Формирования чувства принятия и понимания собственного ребенка.
Источник
Татьяна Бай
Рекомендации родителям по подготовке детей к детскому саду
Уважаемые родители, если вы твердо решили отдать своего малыша в наш детский сад, советуем Вам готовиться к этому событию задолго до вашего первого посещения!
1. Привыкание вашего ребенка к детскому саду, возможно, будет сопровождаться некоторыми трудностями. Приспособление организма ребенка к новым условиям называется адаптацией. Очень часто адаптация детей к условиям детскогосада сопровождается физиологическим и эмоциональным стрессом: дети могут сильно и продолжительно плакать, нарушается аппетит, сон, повышается артериальное давление, температура, открывается рвота, понос, появляются страхи, замкнутость, неуверенность, агрессия. Поэтому, чтобы снизить проявления «адаптационного синдрома» необходимо как можно ответственнее подойти к данной проблеме и помочь ребенку привыкнуть к новым условиям. Начните готовиться к этому уже летом!
2. Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы он пошел в детский сад.
Мы предлагаем вам следующий вариант рассказа:
«Детский сад-это такой красивый дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В саду все приспособлено для детей. Там маленькие столики и стульчики, маленькие кроватки, маленькие раковины для умывания, маленькие шкафчики, много интересных игрушек. Ты все это можешь посмотреть, потрогать, поиграть с этим. В саду дети играют, едят, гуляют. Яочень хочу пойти на работу, мне это очень интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошел в детский сад, чтобы тебе тоже было интересно. Утром я отведу тебя в сад, а вечером заберу. Ты мне расскажешь, что было интересного в саду, я расскажу тебе, что у меня было интересного на работе. Многие ребята хотят туда ходить. Тебе очень повезло, осенью я начну водить тебя туда. Но нам нужно подготовиться к этому. Купить все необходимые вещи, выучить имена воспитателей и выучить правила жизни детского сада».
3. Проходя мимо детского сада, радостно напоминайте ребенку, как ему повезло -осенью он сможет ходить сюда. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша об этом, говорите, что гордитесь своим ребенком, ведь его приняли в детский сад.
4. Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности, он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ, и чем чаще вы будете это повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребенок, когда пойдет в сад.Спрашивайте у него: что будет делать в саду после прогулки, куда складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться, что он будет делать после обеда? Детей пугает неизвестность, но когда они видят, что ожидаемое событие происходит, как и было обещано, они чувствуют себя увереннее.
5. Поговорите с ребенком о возможных трудностях, к кому он может обратиться за помощью, как он это может сделать.Например: «Если ты захочешь пить,подойди к воспитателю и скажи: «Я хочу пить» и воспитатель нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом. Но в группе будет много детей и тебе иногда придется подождать своей очереди. Например, воспитатель не сможет сразу одеть всех детей, поэтому подожди, когда очередь дойдет до тебя. Попробуйте проиграть все эти ситуации дома. Например, вы воспитатель, а медвежонок, за которого вам, тоже придется говорить, просит пить. Хорошо если ребенок захочет быть мишкой или воспитателем в этой игре.
6. За лето подготовьте с ребенком «радостную» коробку положив туда разные забавные предметы (небольшие игрушки, красивые бумажные салфеточка, книжечки, бумажные кораблики и самолетики). Осенью вам проще будет отправлять ребенка в детский сад: с игрушкой веселее идти и завязывать отношения с другими детьми.
7. Заранее познакомьтесь с режимом дня в детском саду. Обязательно соблюдайте этот режим дома. Примерно за месяц до посещения ребенком детского сада, будьте с ним чуть реже, чем раньше.
8. Повысьте роль закаливающих мероприятий дома. Отправляйте ребенка в детский сад, лишь при условии, что он здоров.
9. Не стесняйтесь узнать у заведующей ДОУ фамилию и имя отчество вашего воспитателя, попросить показать участок вашей группы. Затем, заранее сводите его в детский сад, познакомьтесь с детьми и воспитателями.
Мы рекомендуем начать с совместных летних прогулок на участке детского сада (в дневное и вечернее время, совместно с родителями. Помогайте ребенку налаживать отношения с детьми и педагогами, учите ребенка обращаться к ним по имени, играть. Покажите, что детей не оставляют в детском саду, а забирают домой. Тем самым, ваш малыш постепенно начнет привыкать к тем людям, которые будут окружать его в последующем. Не жалейте времени дляэтих прогулок!
10. Желательно заранее отучить ребенка от груди, бутылочки, соски. Не рекомендуется отучать от этих привычек в адаптационный период, т. к это является для ребенка дополнительным стрессовым фактором.
11. Обязательно рассчитайте свои силы, возможности и планы. Первые 2 недели посещения ребенком группы, требуют присутствия с ним мамы, т. к. отлучение ребенка от нее, в нашем детском саду, является процессом постепенным, а значит менее психотравмирующим. Если возможно отложить выход на работу на более позднее время, то это будет хорошей возможностью помочь ребенку разделить с ним все трудности адаптационного процесса.
12. При условии соблюдения наших рекомендаций адаптационный процесс пройдет для вашего ребенка безболезненно и спокойно.
Источник