Полезные советы для родителей младшего школьника

1) Будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Резкий, как в армии, подъем точно не пойдет на пользу.
Не подгоняйте его с утра и не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупредили».

2) Не торопите. Умение рассчитать время – ваша задача, и если вам это плохо удаётся, то вины ребёнка в этом нет. Но если ребенок вместо завтрака сидит в телефоне — напомните ему об ответственности.

3) Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака. До школьного завтрака ему придётся много работать. И, да, завтрак должен быть сытным и с большим количеством жидкости.

4) Прощаясь, не предупреждайте «смотри не балуйся», «веди себя хорошо», «чтобы сегодня не было плохих отметок» и т.п. Пожелайте ему удачи, хорошего дня, подбодрите, найдите несколько ласковых слов. У него впереди трудный день, а страх получить тройку — не самая лучшая мотивация.

5) Вообще забудьте фразу «Что ты сегодня получил?». Встречайте ребёнка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжёлого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребёнок чересчур возбуждён, жаждет поделиться с вами чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте «на потом», выслушайте, это не займёт много времени.

6) Если видите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь. Пусть он успокоится, тогда и расскажет всё сам. Лучше всего здесь использовать «активное слушание». ( О нем мы расскажем вам чуть позже)

7) Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку и постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребёнка. Помните, что ругань и наказания ничему не научат школьника. Лучше обсудить с ним произошедшее и побудить его поразмышлять, как можно исправить ситуацию.

8) После школы не торопите садиться за уроки, необходимо 2–3 часа отдыха (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков с 15.00 до 17.00. Занятия вечерами бесполезны, так как ребёнку уже сложно что-либо запомнить или усвоить. Механически выполняя задания, школьник не приобретает новых компетенций. (А любви к учебе тем более)

9) Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15–20 минут занятий необходимы 10-15-минутные «переменки». Помните, что максимальное время концентрации у старших школьников — 25 минут, у детей помладше оно еще меньше. Во время таких переменок важно, чтобы ребёнок встал и подвигался, размялся.

10) Во время приготовления уроков не сидите у ребёнка «над душой», дайте возможность ему поработать самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («у тебя всё получится», «вот молодец», «давай разберёмся вместе», «я тебе помогу»), похвала (даже если пока не очень получается) необходимы. Не акцентируйте внимание на оценках.

11) В общении с ребёнком старайтесь избегать условий. «Если ты не сделаешь это, то тогда….» или «Если ты сделаешь, то…». Мотивация к учебе очень медленно приобретается, но очень быстро теряется. Лучше используйте другую формулировку: «Когда ты сделаешь уроки, тогда можно будет…».

Такая формулировка объясняет ребёнку определённую последовательность событий. Когда произойдёт событие «Y» , тогда произойдёт событие «X» . Например: «Когда ты пообедаешь, тогда сможешь съесть десерт», «Когда ты помоешься и ляжешь в кроватку, я смогу тебе почитать».

12) И, конечно, наше любимое королевское правило: найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребёнку, не отвлекаясь на домашние заботы, компьютер, телефон, телевизор и общение с другими членами семьи. Это время я называю «Время разума, души и тела». В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи. Делайте в это время с ребёнком именно то, что интересно ему.

13) Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели утомления, которые влияют на усвоение материала.

14) Учтите, что даже «совсем большие» дети (мы часто говорим «Ты уже большой» 7-8-летнему ребёнку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Всё это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, и спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношений, не обсуждать завтрашнюю контрольную и тому подобное.

15) Выбирайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребёнком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, врачом, психологом.

Рекомендуем:

Можно ли оставить ребенка одного дома?

Как помочь ребенку подружиться с одноклассниками?

Что делать, если вместо учебы ребенок играет в компьютер?

Источник

Учителям начальных классов родители часто задают вопросы по поводу того, как и чем можно помочь детям дома. Это очень хорошо. Это показывает, что родители готовы участвовать в образовательном процессе. На начальном этапе обучения существуют действия, которые родители должны осуществлять со своими детьми на постоянной основе.

Основная помощь родителей дома заключается в том, чтобы повторить с ребенком материал, пройденный на уроке. Современные классы часто переполнены, в них находятся одновременно и сильные ученики, и слабые. Учитель должен придерживаться определенного учебного плана и не может бесконечно повторять урок до тех пор, пока его все не поймут. Поэтому, чтобы ученики лучше усваивали материал, надо обязательно повторять его с ними дома.

Читайте также:  Полезные свойства льняного масла для печени

Как помочь учиться в школе?

1. Читайте вместе

Каждый знает, что чтение очень полезно для дальнейшего обучения начинающего ученика. Чем же именно? Во время слушания художественных произведений дети невольно учатся грамотной речи, испытывают эмоции и получают новую информацию. Правда, только один из трех родителей выделяет время для ежедневного чтения детям книг.

Хорошо, что большинство родителей понимает пользу домашнего чтения. Но надо еще учитывать, что важно не количество прочитанных книг, а качество чтения. Если ребенок читает много книг, это не значит, что он все их понимает. Бывает, ученик прочитал книгу, но совершенно не помнит, какие события в ней описывались, и к чему призывал автор. Книги надо читать вдумчиво и не спеша, чтобы все было понятно.

Итак, как же надо работать над развитием навыков чтения дома?
– Читайте ребенку каждый вечер перед сном. Если ваш график не позволяет делать это перед сном, выберите для чтения другое время. Чтение особенно важно для детей, когда они не в школе: во время каникул или болезни.
– Если ребенок уже умеет читать, хорошо это делать по очереди. В таком случае, вы можете прочитать какой-то отрывок с выражением, и пусть ребенок во время чтения тоже попробует сделать так же.
– Задавайте ребенку вопросы по поводу того, что он читает. Вопросы должны быть такими, чтобы на них можно было дать развернутый ответ. Чтобы это сделать, надо вспомнить содержание и, возможно, проанализировать поведение тех или иных персонажей. Во время чтения важно не только читать слова и буквы, а и чему-то научиться. И помогать в этом должны не только учителя в школе, но и родители.
– Выясните, что больше всего интересует ребенка, и какие книги ему больше нравится читать. Чтобы результат от чтения был лучше, надо давать читать то, что ребенку действительно нравится.

2. Научите ребенка быть ответственным за свои поступки

Домашнее задание является важной частью обучения ученика. Оно учит ответственности и внимательности. Родителям важно во время выполнения ребенком домашней работы научить его распоряжаться собственным временем. При этом если вы его этому учите, не значит, что он это усвоил. Важно, чтобы он начинал делать домашнее задание заранее для того, чтобы на его завершение было достаточное количество времени. Если задание начать выполнять слишком поздно, то его можно или не успеть сделать, или выполнить очень плохо. Старайтесь контролировать детей таким образом, чтобы они успевали все сделать вовремя. Выполнение работы к нужному сроку – дело привычки. Если вы приучите к этому детей, они будут больше преуспевать в учебе.

Если ребенок во время выполнения домашнего задания задает вам много вопросов, не отвечайте на все. Дайте возможность подумать над заданием ему самому. Возможно, если он сосредоточится, он сам будет в состоянии найти ответы на все необходимые вопросы. В таком случае он даже будет гордиться собой и тем, как он хорошо справился с заданием.

3. Рано укладывайте детей спать

Все современные учителя отмечают, что их ученики невнимательно слушают объяснения. Причиной этому является постоянный недосып из-за того, что дети поздно ложатся спать.

Детям в возрасте 5-12 лет необходимо 10-11 часов сна. Приходя на занятие, они должны быть бодрыми и веселыми. Вместо этого они зевают и едва способны открыть глаза. Родителям важно придерживаться режима дня и отправлять детей спать в одно и то же время. Если дети будут поздно ложиться спать и рано вставать, чтобы идти в школу, у них появится недосып, который уж никак не способствует запоминанию и усвоению материала. Кроме того, невыспавшиеся дети чувствуют постоянную усталость и раздражительность.

Будить утром ребенка надо в такое время, чтобы после этого он, не спеша, мог позавтракать, собраться и вовремя выйти из дома.

4. Не перегружайте детей

Сейчас модно записывать детей чуть ли не во все кружки и секции, которые имеются в городе. После уроков родители везут своих чад в музыкальные школы, спортивные секции, к репетиторам по математике и иностранным языкам и в другие подобные места и заведения. Следует помнить, что самое главное для детей – это общеобразовательная школа. Не надо их перегружать другими уроками и кружками.

Как можно построить расписание дел ребенка?
– Составляйте расписание внеклассной деятельности таким образом, чтобы хотя бы 3 вечера в неделю оставались свободными.
– Планируйте хотя бы один вечер для игр на открытом воздухе.
– Если учитель планирует проведение каких-либо внеклассных мероприятий, спросите ребенка, как он к ним относится. Если они ему неинтересны, стоит задаться вопросом, надо ли принимать в них участие.

5. Разрешайте детям играть

Сейчас во всех странах игры на свежем воздухе заменяются детьми сидением у компьютера и телевизора. Врачи рекомендуют разрешать детям смотреть телевизор или играть на компьютере не более 2 часов в день. В США, например, после одного из исследований на эту тему было обнаружено, что только 6% детей в возрасте от 9 до 13 лет каждый день проводили время на улице.

Читайте также:  Полезная и вредная пища в наше время

Игры на воздухе необходимы для развития здорового ребенка. Благодаря им, у детей повышается внимание и воображение, они лучше физически развиваются, а учебная производительность в классе становится выше.

Вот несколько идей, чем можно занять детей на улице:

– Купите детям батут и разрешайте на нем прыгать каждый день. Если есть батут у соседа, попросите возможности им попользоваться.
– Отправляйте детей гулять в любую погоду, и в солнце, и в дождь.
– Совершайте семейные велопрогулки, исследуйте разные уголки вашего города.
– Поощряйте детей к тому, чтобы они проводили время за пределами дома.

6. Кормите ребенка здоровой пищей

Мы уже говорили о том, что дети на уроках часто не могут сосредоточиться из-за нехватки сна. Второй причиной несобранности и рассеянности является неправильное питание. Каждый ребенок должен с утра съесть хороший плотный завтрак. Только в этом случае он будет в состоянии внимательно слушать объяснения учителя.

7. Учите детей усердно работать

Детей надо научить хорошо работать, потому что только тот, кто делает работу подобным образом, добивается в жизни успеха. Сделать это можно собственным примером. Вот какие действия можно произвести, чтобы научить ребенка продуктивно трудиться:
– возьмите лопату и оформите во дворе клумбу;
– поиграйте с ребенком в какую-нибудь интеллектуальную настольную игру: монополию, шахматы или шашки;
– сядьте при ребенке рисовать и рисуйте до тех пор, пока рисунок не будет закончен.

8. Начинайте обучать детей с младенчества

С раннего возраста детям не только можно читать книжки. Можно давать слушать разную музыку, водить на выставки, знакомить с науками и природой. Детям это все когда-нибудь обязательно пригодится.

Чтобы из детей выросли одаренные и воспитанные взрослые, надо им с детства уделять много времени. Поверьте, это стоит того!

Подготовлено при поддержке сайта репетиторов начальных классов «Репетит-Центр» — https://repetit-center.ru/include/elementary.php.

Источник

Полезные советы родителям школьников

Как облегчить жизнь школьнику? Этим вопросом задаются все любящие родители. Оказывается, все просто. Достаточно грамотно спланировать день ученика и почитать наши советы…

Нагрузка для школьника

Никогда не отправляй ребенка одновременно в первый класс и какой-то кружок или секцию. Само начало «взрослой» школьной жизни считается для него тяжелым стрессом. И если он не будет иметь возможность пойти погулять, отдохнуть, а после — сделать уроки без спешки, то у него могут возникнуть серьезные проблемы со здоровьем. Поэтому, если занятия спортом и музыкой кажутся тебе необходимой частью развития твоего ребенка, начни водить его туда еще за годик до начала учебы.

Выполнение домашних уроков

Помни, что сын или дочка могут концентрировать свое внимание на чем-то не более 15 минут. Поэтому, когда ты будешь делать с ним уроки, после 15 минут занятий — прервитесь и обязательно отдохните, например, сделайте физическую зарядку. Можно просто попрыгать на месте раз 10, потанцевать под веселую музыку несколько минут. Кстати, начинать делать домашние задания лучше с письма. Хорошо также чередовать устные задания с письменными. Общая длительность таких занятий не должна превышать часа.

Компьютер в жизни школьника

Телевизор, компьютер и любые занятия, которые требуют большой зрительной нагрузки, стоит проводить не более часа в день. В этом уверены многие  врачи-офтальмологи во всех странах мира.

Не забывай также чаще хвалить своего ребёнка. В течение первого года учебы ребенок как никогда нуждается в поддержке родителей. Ведь сейчас он формирует свои личные отношения с учителями и одноклассниками. Кроме того, он также и впервые понимает, что с ним кто-то хочет подружиться, а кто-то — не хочет… Так у ребенка складывается собственный взгляд на себя. И если ты хочешь, чтобы из него вырос уверенный в себе и спокойный человек, обязательно хвали его.

Пробуждение школьника

Не надо резко будить ребенка. Лучше всего научить школьника пользоваться будильником. Если ребёнок  все еще встает с трудом, не надо дразнить его «лежебокой» или ругать… Создавай атмосферу добра и теплоты, включи погромче радио или любимую музыку ребенка, улыбнись ему, поцелуй.

Помни о том, что если ребенка торопят, то он будет делать все еще медленнее. Это его естественная реакция организма, его оружие в борьбе с не устраивающим его распорядком.

Возвращение из школы

Не задавай вопросы, на которые детки дают привычные ответы. Речь идет о фразах типа: «Как твои дела в школе, какие оценки получил? – Все нормально…» Вспомни себя, как иногда тебе не нравились эти вопросы, особенно когда  оценки не соответствовали всем ожиданиям со стороны родителей. Понаблюдай за ребенком, обрати внимание, какие эмоции «написаны» у чада на лице. Дай ребенку отдохнуть, спроси, чем  ты можешь ему помочь, поговори о чем-то хорошем, пообщайся  по душам. Это поможет сблизить семью.

Пора спать

Младших школьников лучше всего укладывать спать самим родителям. Важно перед сном доверительно побеседовать с ним, успокоить страхи, внимательно выслушать, показать, что ты его понимаешь и поддерживаешь.

И тогда твой школьник проснется на следующий день в боевом расположении духа!

Что делать, если ребенок не хочет учиться

| Что делать, если ребенок не хочет учиться… «И вообще он ничего не хочет», — жалуются психологам родители. А сами, чаще всего, ничего не пытаются изменить или же наоборот слишком активно пытаются «научить» всему малыша… Психологи уверены, что родители вполне способны привить ребенку любовь к учебе, тем более, что возможность «помогать» малышу учиться, сегодня есть во многих семьях.

Читайте также:  Перепелиные яйца чем полезны как употреблять

Хорошие оценки равно успех?

Многие родители, которые мечтают о счастливом и перспективном будущем для своего ребенка, часто очень сильно вовлечены в сам процесс учебы сына или дочки. Другими словами, мама и папа сами учатся за него. Укладывают портфель, отслеживают все домашние задания, делают уроки.

Многим родителям кажется, что от того, насколько успешно учится чадо в школе, зависит тот факт, настолько обеспеченным и счастливым потом будет его будущее. Конечно же, доля правды в этом есть. Но стоит помнить также и о том, что важны не только оценки, которые у него будут по предметам, но и таланты, умения и навыки, которые останутся у него после того, как он закончит школу.

Если малыш, учась в школе, часто пребывает в стрессе, напряжении, если там он ощущает себя раскритикованным, неуспешным, неуверенным, если у него останется ощущение, что школа — это то, что он ненавидит, то, завершив обучение в учебном заведении, ему будет сложно любить учиться.

Родители должны понимать, что учеба в наших школах – это непростое занятие, но с ним детки способны справиться самостоятельно.

Поэтому – дай ему немного свободы. Но при этом не стоит ждать того, что чадо прыгнет выше головы и реализует все несбывшиеся твои родительские мечты и амбиции.

Причины детской лени

Помни также о том, что многие дети готовы заниматься делом, они не ленивы, но процесс учебы надо разумно сочетать с отдыхом.

Большинство деток расторможены, невнимательны, не собраны только потому, что за свое «дошкольное» детство они так и не научились, как надо правильно управлять собой. Все потому, что за них многие вещи делали родители, ограждали от всего, не давали шанса реализовать себя.

Что же делать? Перестать ребенка полностью контролировать? Да, конечно же, дать малышу полную свободу – это неправильно. Ведь он привык к опеке.

Но, если давать малышу шанс реализовать себя время от времени —  это может подействовать. Не получив пару раз привычного «пинка», ребенок постепенно начнет учиться уговаривать себя самого. А когда малыш получил первые результаты, честно заработанные хорошие оценки, и вовсе воспрянет духом!

Похвала, похвала и еще раз похвала!

Ты быстрее достигнешь успеха, если будешь также отмечать каждый шаг ребенка над собой, каждый его маленький успех. А вот особо критиковать неудачи – не стоит. Лучше постарайся убедить школьника, что все это временные трудности.

Итак, будь хитрее, проявляй гибкость и смекалку, и твой малыш обязательно вырастет настоящим человеком: счастливым и успешным!

Зачем ребенку свободное время?

Примерно 14 часов в сутки ребенок тратит на сон, еду, гигиену. А остальные 10 уходят на школу и детсад, дополнительные кружки и занятия, уроки и домашние дела. И то немногое время, что осталось свободным, часто проходит в сопровождении назидательного: “Займись делом”. Поэтому сегодня хотелось поговорить, нужно ли ребенку свободное время и зачем.

  1. Навык планировать и структурировать время не приходит сам, с возрастом. Ребенку нужно иметь достаточно собственного, неподконтрольного родителям времени, чтобы научиться им распоряжаться.
  2. Если вы выделяете пять минут под пятиминутное дело – оно, возможно, будет выполнено, но многим важным вещам ребенок не научится. Ответственность возникает только тогда, когда есть выбор, простор для решений, два свободных часа под пятиминутное дело.
  3. Свободное время нужно ребенку, чтобы остаться наедине с самим собой. В 6-8 лет, когда активно проходит становление личности, самопознание, самооценка – это особенно важно.
  4. Я убеждена, что детям нужно мечтать. Это развивает воображение, помогает справиться с ограничениями и печалями реального мира, найти себе цель, успокоиться и отдохнуть. Конечно, мечтать можно на уроке или над тарелкой супа. Но там взрослым крайне трудно обойтись без окриков и одергиваний. Поэтому лучше, когда у ребенка есть свое время помечтать.
  5. Еще одно важное дело детства – игра. Тут хочется написать отдельный пост, поскольку у нас принято игру обесценивать. А я уверена, что своими главными талантами – умению придумывать новое, фантазировать, предвидеть различные ситуации, продумывать алгоритмы, формулировать свои мысли – обязана тому, что до конца школы играла в сюжетно-ролевые и другие игры.
  6. Детям нужна пауза, отдых от ритма городской жизни – спешки, транспорта, жесткого расписания. Час-два ежедневного безделья и занятия какими-то глупостями могут спасти от стресса и болезней.
  7. Мне кажется, что если у ребенка мало свободного времени – он тратит его пассивно, если много и он знает, то так будет и завтра, и через неделю – начинает творить, созидать, учиться. Но понимаю, что это спорное утверждение.
  8. Ребенку нужно время, чтобы реализовать задуманное. Это может быть игра, поделка, эксперимент. Главное, что он поверит, что придуманное можно воплотить в реальность, привыкнет так поступать.
  9. Ребенку важно научиться жить своей жизнью. Это невозможно сделать, если все время приходится следовать расписанию, составленному кем-то другим.
  10. Чтобы начать ценить чужое время, нужно сначала научиться ценить свое. Это трудно, если этого времени – жалкие остатки распланированного дня и на них все время покушаются взрослые, придумывая как их потратить с пользой.

Источник