Полезные советы для родителей младших школьников

Полезные советы для родителей младших школьников thumbnail

Учителям начальных классов родители часто задают вопросы по поводу того, как и чем можно помочь детям дома. Это очень хорошо. Это показывает, что родители готовы участвовать в образовательном процессе. На начальном этапе обучения существуют действия, которые родители должны осуществлять со своими детьми на постоянной основе.

Основная помощь родителей дома заключается в том, чтобы повторить с ребенком материал, пройденный на уроке. Современные классы часто переполнены, в них находятся одновременно и сильные ученики, и слабые. Учитель должен придерживаться определенного учебного плана и не может бесконечно повторять урок до тех пор, пока его все не поймут. Поэтому, чтобы ученики лучше усваивали материал, надо обязательно повторять его с ними дома.

Как помочь учиться в школе?

1. Читайте вместе

Каждый знает, что чтение очень полезно для дальнейшего обучения начинающего ученика. Чем же именно? Во время слушания художественных произведений дети невольно учатся грамотной речи, испытывают эмоции и получают новую информацию. Правда, только один из трех родителей выделяет время для ежедневного чтения детям книг.

Хорошо, что большинство родителей понимает пользу домашнего чтения. Но надо еще учитывать, что важно не количество прочитанных книг, а качество чтения. Если ребенок читает много книг, это не значит, что он все их понимает. Бывает, ученик прочитал книгу, но совершенно не помнит, какие события в ней описывались, и к чему призывал автор. Книги надо читать вдумчиво и не спеша, чтобы все было понятно.

Итак, как же надо работать над развитием навыков чтения дома?
– Читайте ребенку каждый вечер перед сном. Если ваш график не позволяет делать это перед сном, выберите для чтения другое время. Чтение особенно важно для детей, когда они не в школе: во время каникул или болезни.
– Если ребенок уже умеет читать, хорошо это делать по очереди. В таком случае, вы можете прочитать какой-то отрывок с выражением, и пусть ребенок во время чтения тоже попробует сделать так же.
– Задавайте ребенку вопросы по поводу того, что он читает. Вопросы должны быть такими, чтобы на них можно было дать развернутый ответ. Чтобы это сделать, надо вспомнить содержание и, возможно, проанализировать поведение тех или иных персонажей. Во время чтения важно не только читать слова и буквы, а и чему-то научиться. И помогать в этом должны не только учителя в школе, но и родители.
– Выясните, что больше всего интересует ребенка, и какие книги ему больше нравится читать. Чтобы результат от чтения был лучше, надо давать читать то, что ребенку действительно нравится.

2. Научите ребенка быть ответственным за свои поступки

Домашнее задание является важной частью обучения ученика. Оно учит ответственности и внимательности. Родителям важно во время выполнения ребенком домашней работы научить его распоряжаться собственным временем. При этом если вы его этому учите, не значит, что он это усвоил. Важно, чтобы он начинал делать домашнее задание заранее для того, чтобы на его завершение было достаточное количество времени. Если задание начать выполнять слишком поздно, то его можно или не успеть сделать, или выполнить очень плохо. Старайтесь контролировать детей таким образом, чтобы они успевали все сделать вовремя. Выполнение работы к нужному сроку – дело привычки. Если вы приучите к этому детей, они будут больше преуспевать в учебе.

Если ребенок во время выполнения домашнего задания задает вам много вопросов, не отвечайте на все. Дайте возможность подумать над заданием ему самому. Возможно, если он сосредоточится, он сам будет в состоянии найти ответы на все необходимые вопросы. В таком случае он даже будет гордиться собой и тем, как он хорошо справился с заданием.

3. Рано укладывайте детей спать

Все современные учителя отмечают, что их ученики невнимательно слушают объяснения. Причиной этому является постоянный недосып из-за того, что дети поздно ложатся спать.

Детям в возрасте 5-12 лет необходимо 10-11 часов сна. Приходя на занятие, они должны быть бодрыми и веселыми. Вместо этого они зевают и едва способны открыть глаза. Родителям важно придерживаться режима дня и отправлять детей спать в одно и то же время. Если дети будут поздно ложиться спать и рано вставать, чтобы идти в школу, у них появится недосып, который уж никак не способствует запоминанию и усвоению материала. Кроме того, невыспавшиеся дети чувствуют постоянную усталость и раздражительность.

Будить утром ребенка надо в такое время, чтобы после этого он, не спеша, мог позавтракать, собраться и вовремя выйти из дома.

4. Не перегружайте детей

Сейчас модно записывать детей чуть ли не во все кружки и секции, которые имеются в городе. После уроков родители везут своих чад в музыкальные школы, спортивные секции, к репетиторам по математике и иностранным языкам и в другие подобные места и заведения. Следует помнить, что самое главное для детей – это общеобразовательная школа. Не надо их перегружать другими уроками и кружками.

Как можно построить расписание дел ребенка?
– Составляйте расписание внеклассной деятельности таким образом, чтобы хотя бы 3 вечера в неделю оставались свободными.
– Планируйте хотя бы один вечер для игр на открытом воздухе.
– Если учитель планирует проведение каких-либо внеклассных мероприятий, спросите ребенка, как он к ним относится. Если они ему неинтересны, стоит задаться вопросом, надо ли принимать в них участие.

5. Разрешайте детям играть

Сейчас во всех странах игры на свежем воздухе заменяются детьми сидением у компьютера и телевизора. Врачи рекомендуют разрешать детям смотреть телевизор или играть на компьютере не более 2 часов в день. В США, например, после одного из исследований на эту тему было обнаружено, что только 6% детей в возрасте от 9 до 13 лет каждый день проводили время на улице.

Игры на воздухе необходимы для развития здорового ребенка. Благодаря им, у детей повышается внимание и воображение, они лучше физически развиваются, а учебная производительность в классе становится выше.

Вот несколько идей, чем можно занять детей на улице:

– Купите детям батут и разрешайте на нем прыгать каждый день. Если есть батут у соседа, попросите возможности им попользоваться.
– Отправляйте детей гулять в любую погоду, и в солнце, и в дождь.
– Совершайте семейные велопрогулки, исследуйте разные уголки вашего города.
– Поощряйте детей к тому, чтобы они проводили время за пределами дома.

6. Кормите ребенка здоровой пищей

Мы уже говорили о том, что дети на уроках часто не могут сосредоточиться из-за нехватки сна. Второй причиной несобранности и рассеянности является неправильное питание. Каждый ребенок должен с утра съесть хороший плотный завтрак. Только в этом случае он будет в состоянии внимательно слушать объяснения учителя.

7. Учите детей усердно работать

Детей надо научить хорошо работать, потому что только тот, кто делает работу подобным образом, добивается в жизни успеха. Сделать это можно собственным примером. Вот какие действия можно произвести, чтобы научить ребенка продуктивно трудиться:
– возьмите лопату и оформите во дворе клумбу;
– поиграйте с ребенком в какую-нибудь интеллектуальную настольную игру: монополию, шахматы или шашки;
– сядьте при ребенке рисовать и рисуйте до тех пор, пока рисунок не будет закончен.

8. Начинайте обучать детей с младенчества

С раннего возраста детям не только можно читать книжки. Можно давать слушать разную музыку, водить на выставки, знакомить с науками и природой. Детям это все когда-нибудь обязательно пригодится.

Чтобы из детей выросли одаренные и воспитанные взрослые, надо им с детства уделять много времени. Поверьте, это стоит того!

Подготовлено при поддержке сайта репетиторов начальных классов «Репетит-Центр» — https://repetit-center.ru/include/elementary.php.

Источник

1) Будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Резкий, как в армии, подъем точно не пойдет на пользу.
Не подгоняйте его с утра и не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупредили».

2) Не торопите. Умение рассчитать время – ваша задача, и если вам это плохо удаётся, то вины ребёнка в этом нет. Но если ребенок вместо завтрака сидит в телефоне — напомните ему об ответственности.

3) Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака. До школьного завтрака ему придётся много работать. И, да, завтрак должен быть сытным и с большим количеством жидкости.

4) Прощаясь, не предупреждайте «смотри не балуйся», «веди себя хорошо», «чтобы сегодня не было плохих отметок» и т.п. Пожелайте ему удачи, хорошего дня, подбодрите, найдите несколько ласковых слов. У него впереди трудный день, а страх получить тройку — не самая лучшая мотивация.

5) Вообще забудьте фразу «Что ты сегодня получил?». Встречайте ребёнка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжёлого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребёнок чересчур возбуждён, жаждет поделиться с вами чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте «на потом», выслушайте, это не займёт много времени.

6) Если видите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь. Пусть он успокоится, тогда и расскажет всё сам. Лучше всего здесь использовать «активное слушание». ( О нем мы расскажем вам чуть позже)

7) Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку и постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребёнка. Помните, что ругань и наказания ничему не научат школьника. Лучше обсудить с ним произошедшее и побудить его поразмышлять, как можно исправить ситуацию.

8) После школы не торопите садиться за уроки, необходимо 2–3 часа отдыха (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков с 15.00 до 17.00. Занятия вечерами бесполезны, так как ребёнку уже сложно что-либо запомнить или усвоить. Механически выполняя задания, школьник не приобретает новых компетенций. (А любви к учебе тем более)

9) Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15–20 минут занятий необходимы 10-15-минутные «переменки». Помните, что максимальное время концентрации у старших школьников — 25 минут, у детей помладше оно еще меньше. Во время таких переменок важно, чтобы ребёнок встал и подвигался, размялся.

10) Во время приготовления уроков не сидите у ребёнка «над душой», дайте возможность ему поработать самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («у тебя всё получится», «вот молодец», «давай разберёмся вместе», «я тебе помогу»), похвала (даже если пока не очень получается) необходимы. Не акцентируйте внимание на оценках.

11) В общении с ребёнком старайтесь избегать условий. «Если ты не сделаешь это, то тогда….» или «Если ты сделаешь, то…». Мотивация к учебе очень медленно приобретается, но очень быстро теряется. Лучше используйте другую формулировку: «Когда ты сделаешь уроки, тогда можно будет…».

Такая формулировка объясняет ребёнку определённую последовательность событий. Когда произойдёт событие «Y» , тогда произойдёт событие «X» . Например: «Когда ты пообедаешь, тогда сможешь съесть десерт», «Когда ты помоешься и ляжешь в кроватку, я смогу тебе почитать».

12) И, конечно, наше любимое королевское правило: найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребёнку, не отвлекаясь на домашние заботы, компьютер, телефон, телевизор и общение с другими членами семьи. Это время я называю «Время разума, души и тела». В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи. Делайте в это время с ребёнком именно то, что интересно ему.

13) Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели утомления, которые влияют на усвоение материала.

14) Учтите, что даже «совсем большие» дети (мы часто говорим «Ты уже большой» 7-8-летнему ребёнку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Всё это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, и спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношений, не обсуждать завтрашнюю контрольную и тому подобное.

15) Выбирайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребёнком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, врачом, психологом.

Рекомендуем:

Можно ли оставить ребенка одного дома?

Как помочь ребенку подружиться с одноклассниками?

Что делать, если вместо учебы ребенок играет в компьютер?

Источник

Памятка

 «Как помочь ребенку в приготовлении домашних заданий»

  1. Будьте рядом со своим ребенком на первых порах выполнения домашних заданий. Его будущие школьные успехи зависят оттого, насколько спокойными и уверенными будут первые шаги.
  2. У вашего ребенка не сформирована привычка делать уроки. Формируйте эту привычку спокойно, превратите ритуал начала выполнения уроков в увлекательную игру, напоминайте об уроках без окриков, будьте терпеливы.
  3. Оформите рабочее место ребенка, поставьте красивый и удобный стол, повесьте лампу, расписание уроков, интересные стихи и пожелания школьнику перед началом выполнения уроков.
  4.  Выполняйте домашнее задание   только в этом рабочем уголке.
  5. Объясните ребенку главное правило учебной работы — учебные принадлежности должны всегда находиться на своем месте. Постарайтесь привести в пример свое рабочее место.
  6. Постоянно требуйте от ребенка приведения в порядок рабочего места после выполнения уроков. Если ему трудно это делать или он устал, помогите ему. Пройдет немного времени, и он будет убирать сам свое рабочее место.
  7. Если ребенок в вашем присутствии делает уроки, пусть сформулирует вам, что он должен сделать. Это успокаивает ребенка, снимает тревожность. Некоторые дети считают, что они задание не так поняли и испытывают страх, еще не начав это задание выполнять.
  8. Если ребенок делает что-то не так, не спешите его ругать. То, что вам кажется простым и понятным, для него пока кажется таинственным и трудным.
  9. Учите вашего ребенка не отвлекаться во время выполнения уроков. Если ребенок отвлекается, спокойно напоминайте ему о времени, отведенном на выполнение уроков.
  10. Если ребенок выполняет письменное задание, обращайте больше внимания на то, чтобы он писал чисто, без помарок, с соблюдением полей.
  11. Не заставляйте своего ребенка многократно переписывать домашнее задание. Это подорвет ваш авторитет и его интерес к школе и учению.
  12. Старайтесь как можно раньше приучить ребенка делать уроки самостоятельно и обращаться к вам только в случае необходимости.
  13. Каждый раз, когда вам хочется отругать своего ребенка за плохую отметку или неаккуратно сделанное задание, вспомните себя в его возрасте, улыбнитесь и подумайте над тем, захочет ли ваш ребенок через много-много лет вспомнить Вас и Ваши родительские уроки.
  14. Научите его выполнять любое дело, в том числе и домашнее задание, с удовольствие, без злобы и раздражения. Это сохранит его и Ваше здоровье.

Памятка

«Как относиться к отметкам ребенка»

  1. Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться, чтобы быть в ваших глазах хорошим.
  2. Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат его труда не высок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного и упорного труда.
  3. Не заставляйте своего ребенка вымаливать себе оценку в конце триместра ради вашего душевного спокойствия.
  4. Не учите своего ребенка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.
  5. Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему ребенку оценки вслух.
  6. Есть сомнения — идите в школу и попытайтесь объективно разобраться в ситуации.
  7. Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственных детей.
  8. Поддерживайте ребенка в его, пусть незначительных, но победах над собой, над своей ленью.
  9. Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Хорошее, как и плохое, запоминается ребенку надолго и его хочется повторить. Пусть ребенок получает хорошую отметку ради того, чтобы вы его отметили. Вскоре это станет привычкой.
  10. Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось вам подражать.

Памятка

 «Полезные советы на каждый день»

  1. Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?»

Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться с чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени.

  1. После школы не торопите садиться за уроки, необходимо 2-3 часа отдыха (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков – с 15 до 17 часов. Занятия вечерами бесполезны, завтра все придется начать сначала.
  2. Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минутные переменки.
  3. Во время приготовления уроков не сидите «над душой», дайте возможность ребенку работать самому, но, уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («не волнуйся, все получится», «я тебе помогу»), похвала (даже если не очень получается) необходимы. Не акцентируйте внимание на оценках.
  4. Учтите, что даже «совсем большие» дети (мы часто говорим: «Ты уже большой» 7-8 летнему ребенку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, и спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношений, не обсуждать контрольную  работу и т.п.

         Завтра новый день, и мы должны сделать все, чтобы он был спокойным, добрым и радостным!

Источник

Младший школьный возраст. Советы родителям.

1) Будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос.

Не подгоняйте его с утра и не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупредили».

2) Не торопите. Умение рассчитать время – ваша задача, и если вам это плохо удаётся, то вины ребёнка в этом нет.

3) Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака. До школьного завтрака ему придётся много работать. Убедитесь, что ребёнок попил достаточно воды.

4) Прощаясь, не предупреждайте «смотри не балуйся», «веди себя хорошо», «чтобы сегодня не было плохих отметок» и т.п. Пожелайте ему удачи, хорошего дня, подбодрите, найдите несколько ласковых слов. У него впереди трудный день.

5) Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?». Встречайте ребёнка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжёлого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребёнок чересчур возбуждён, жаждет поделиться с вами чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте «на потом», выслушайте, это не займёт много времени.

Подробнее о том, как лучше спрашивать ребёнка о школе, читайте в статье «30 способов спросить ребёнка «Как прошёл твой день в школе».

6) Если видите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь. Пусть он успокоится, тогда и расскажет всё сам. Лучше всего здесь использовать «активное слушание».

7) Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку и постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребёнка. Помните, что ругань и наказания ничему не научат ребёнка. Лучше обсудить с ним произошедшее и побудить его поразмышлять, как можно исправить ситуацию.

8) После школы не торопите садиться за уроки, необходимо 2–3 часа отдыха (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков с 15.00 до 17.00. Занятия вечерами бесполезны, ребёнку уже сложно что-либо запомнить или усвоить. Завтра придётся всё начинать сначала.

9) Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15–20 минут занятий необходимы 10-15-минутные «переменки». Во время таких переменок важно, чтобы ребёнок встал и подвигался, размялся.

Младший школьный возраст. Советы родителям

10) Во время приготовления уроков не сидите у ребёнка «над душой», дайте возможность ему поработать самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («у тебя всё получится», «вот молодец», «давай разберёмся вместе», «я тебе помогу»), похвала (даже если пока не очень получается) необходимы. Не акцентируйте внимание на оценках.

11) В общении с ребёнком старайтесь избегать условий. «Если ты не сделаешь это, то тогда….» или «Если ты сделаешь, то…». Лучше используйте другую формулировку: «Когда ты сделаешь уроки, тогда можно будет…»

Такая формулировка объясняет ребёнку определённую последовательность событий. Когда произойдёт событие «Y» , тогда произойдёт событие «X» . Например: «Когда ты пообедаешь, тогда сможешь съесть десерт», «Когда ты помоешься и ляжешь в кроватку, я смогу тебе почитать».

12) И, конечно, наше любимое королевское правило: найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребёнку, не отвлекаясь на домашние заботы, компьютер, телефон, телевизор и общение с другими членами семьи. Это время я называю «Время разума, души и тела». В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи. Делайте в это время с ребёнком именно то, что интересно ему.

13) Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показатели утомления, трудности в учёбе.

14) Учтите, что даже «совсем большие» дети (мы часто говорим «Ты уже большой» 7-8-летнему ребёнку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Всё это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, и спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношений, не обсуждать завтрашнюю контрольную и тому подобное.

15) Выбирайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребёнком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, врачом, психологом, почитайте статьи на нашем сайте, а также послушайте семинары и тренинги нашего проекта на тему учёбы и школьной жизни и общения с ребёнком.

P.S. Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей слева. И, как всегда, буду рада вашим комментариям и вопросам ниже.

Если ваш ребёнок – школьник или будущий первоклассник,
узнайте ответы на эти вопросы, записавшись на марафон  «Мой любимый школьник». Кликните на баннер ниже, чтобы записаться.

Полезные советы для родителей младших школьников

Читайте также:

Источник