Полезные советы для родителей от библиотеки

«Мама, давай почитаем вместе!»

С раннего детства книга живет рядом с ребенком. Как много нового узнает он из книг! Они расширяют кругозор, учат мыслить, анализировать, образно и правильно говорить.

Книги вводят ребенка в большой мир человечества. Вспомните своё детство: как путешествовали с героями книг Жюля Верна, увлекались похождениями Тома Сойера и барона Мюнхаузена, восхищались благородством Тимура и его боевой команды. Книги учили нас понимать добро и ненавидеть зло.

Сегодня также, несмотря на новейшие компьютеры и другие источники знания, никто не станет возражать против полезности чтения. Но между тем,

большинство родителей считает, что любовь к чтению придет сама. А это далеко не так. Нужны ориентиры, которые показали бы дорогу к книжным богатствам, чутко и заинтересованно руководили чтением ребенка. И здесь вы, родители, можете сделать многое.

Детские и школьные библиотеки, учителя постоянно решают проблему привлечения каждого ребенка к чтению, воспитывают читательскую культуру. Однако, существует немалый процент школьников, которые вовсе не любят читать. Где таятся неиспользованные ресурсы воспитания читателей? В семье!

Совет первый.Нужно читать вместе с ребятами. Брать книжку, садится рядышком и читать вслух. И никто не придумал еще более верного пути, чтобы узнать читательские вкусы ваших детей, понять, о чем они думают и мечтают.

У каждого ребенка любая прочитанная книга вызывает море мыслей, вопросов, желаний. И когда вы присоединяетесь к ним с книгой в руках, вы делаете это для того, чтобы разобраться в детских мыслях, ответить на вопросы, узнать желания. И надо отметить, что большим ребятам это еще нужнее, чем маленьким. А для родителей откровенность сына или дочери, вызванная книгой, просто бесценна. Начните вместе читать, и по тому, в каких местах ваши дети будут волноваться, каким героям сочувствовать, какие слова запоминать, вы безошибочно поймете, какой человек у вас растет.

Не надо читать все книги подряд. На это и времени не хватит. Выбирайте ваши любимые, которыми и вы дорожили в детстве. И, конечно, первыми читайте самые интересные. Это настоящая, глубокая родительская радость – взять малыша на колени, прижать к себе и тихонько говорить ему добрые слова Маршака:

Эту сказку ты прочтешь

Тихо, тихо, тихо…

Жили–были серый еж

И его ежиха…

Или вдруг взять и прочитать почти взрослой пятнадцатилетней дочери старую сказку «О калошах счастья» и порадоваться, как умно засветятся ее глаза.

Совет второй. Постарайтесь выяснить, прочитал ли ваш подрастающий

читатель книгу на самом деле. Или, может быть, он просто посмотрел картинки. Задайте ему осторожные вопросы. И увидите, что ваш постоянный интерес, сделает свое дело.

Кстати, чем старше ребенок, тем сложнее и труднее говорить с ним о прочитанном. В беседе с 11-12-летним мало проверить, понял ли он прямой смысл прочитанного. В этом возрасте уже нужно научиться понимать и оценивать литературные произведения для того, чтобы суметь оценить и понять окружающую жизнь, самого себя. В конечном счете, это и есть главная задача любой работы с книгой. Но не допускайте того, чтобы ваши домашние беседы о книгах превратились в допросы с пристрастием.

Еще одна цель таких книжных разговоров – развитие речи, логического мышления. Не беда, что в первый раз он будет говорить несвязно и невнятно. И во второй раз – тоже. Не смейтесь. Не критикуйте. В двадцать пятый раз скажет лучше, а через два года – совсем хорошо.

Совет третий.Даже если ребята любят читать, еще больше они любят слушать. А родители любят рассказывать: о себе, о своем детстве, о своих

знакомых, о том, что произошло интересного на свете. Просто – о жизни. А от жизни можно перейти к книгам, сравнивая, проводя параллели. Не бойтесь говорить о взрослых книгах, которые пока недоступны и сложны детям. Когда они вырастут, то прочтут их сами. Но, может быть, любимыми они станут для них сейчас, в вашем добром пересказе.

Если у родителей не хватает знаний и умений, но они хотят увлечь детей книгой, вспомните про библиотеку.

В детской библиотеке ребенок попадает в особый мир, отличный от повседневного быта. Доброжелательность, красочность выставок, тихие разговоры о прочитанном — все это настраивает на серьезный, душевный лад.

Необходимо, чтобы первое посещение библиотеки ребенок воспринял, как праздник. А потом также необходимо родителям регулярно бывать с ним на абонементе, где выдают книги на дом, в читальном зале, участвовать в библиотечных мероприятиях: «Для вас, родители», «Крепка семья – крепка Россия», «Библиотека моих детей», «Мир вашего ребенка», «Семейный клуб выходного дня» и многих других, где проявляется совместное творчество ребенка и родителя (конкурсы, поделки, рисунки, стихотворчество).

Дружите с книгой, и вам никогда не будет скучно. Без книг людям не обойтись! Пройдут годы, и регулярное посещение библиотеки воспитает у ребенка сознательное стремление к самообразованию, он вырастет

образованным, интеллигентным, умеющим ориентироваться не только в море информации, но и в океане жизни. А это очень важно: ведь нашим детям предстоит жить в еще более динамичном и напряженном мире, чем тот, в котором живем мы.

Источник

ДОМАШНЯЯ БИБЛИОТЕКА

(рекомендации родителям)

            Какое образование могут дать родители своим детям-дошкольникам дома без приглашения репетитора? Литературное. Только если в круге чтения ребенка еще до школы будут книги по всем отраслям знаний, изложенные занимательно, в соответствии с возможностями и особенностями восприятия дошкольника, если он будет хорошо знаком с классической русской и зарубежной детской литературы и книгами современных авторов, пишущих для детей, если он будет знать многое наизусть – тогда не будет сложностей в устной и письменной речи. Литература сформирует и богатый словарь, и логику высказывания, и понимание, что хорошо, а что дурно. Кроме того, настоящее искусство всегда заражает тягой к творчеству, созиданию. Все это и дает ребенку, подростку, взрослому литературное образование.

Читайте также:  Полезно ли анальный секс для девушки

Как же вызвать у ребенка желание читать, стать начитанным?

Для начала необходимо собрать дома хорошую библиотеку. Создавая домашнюю библиотеку, надо помнить, что в круг чтения даже самых маленьких детей         могут войти издания, казалось бы, не предназначенные для них. Это могут быть альбомы по искусству, фотоальбомы, иллюстрированные издания, рассматривая которые, ребенок получает толчок к познанию.  

           Какие же книги могут увлечь ребенка? Назовем основные группы таких книг.

    1.Сборники  фольклорных песенок-потешек разных народов мира

Это могут быть стихи в переводе Маршака, Токмаковой, Чуковского, иллюстрированные классиками отечественной книжной графики – Васнецовым,  Конашевичем и др. Ребенок много раз будет просматривать эти книги, привлеченный радостным настроением, заманчивостью и забавностью. А прослушав несколько раз произведение, будет играть в «чтение», водя по строчкам пальцем и наизусть произнося тексты, собранные под одной обложкой. Ценность таких сборников заключается еще и в том, что ребенок незаметно вбирает в себя наследие народной культуры: гуманность, доброту, совершенство художественной формы.

   2.Различные сборники сказок, народных и авторских

Сказка всегда привлекала ребенка возможностью ощутить ужас и порадоваться торжеству справедливости, уверится в победе добра над злом.

  3.Книги о животных

книги, способные вызвать сильнейшие чувства, развивать и обогащать эмоциональный мир ребенка. Это произведения Толстого, Чехова, Куприна, Пришвина, Перовой, Чарушина. Не бойтесь детских слез, пролитых над книгой- эти слезы станут залогом человечности и уважения ко всему живому.

   4.Веселые книги

Не будем забывать, что смех – это интеллектуальная радость ребенка. Не будем лишать детей такого «витамина роста», как детские стихи с парадоксами и небывальщиной. Прежде всего это стихи классика жанра поэзии абсурда Корнея Чуковского, Бориса Заходера, Даниила Хармса, Марины Бородицкой. С восторгом воспринимают дети произведения Виктора Драгунского, Николая Носова. Успешнее всего литературное воспитание проходит на фоне радости, удовольствия, игры.

   5.Научно-популярные энциклопедии по всем отраслям знаний

   6. Альбомы по искусству – чтобы дети смотрели, наслаждались репродукциями картин великих художников, вдыхали запах типографской краски, гладили превосходную бумагу, ощущали вес книги. Книга должна быть произведением полиграфического искусства.

Библиотека может оказать неоценимую помощь в воспитании у ребенка таких черт, как аккуратность, стремление к порядку.

            Домашняя библиотека – это не только подбор круга чтения, но и создание особой атмосферы уважения к книге. С детства следует внушить ребенку, что детская библиотека это не совокупность случайных книг, но и часть души собирателя библиотеки.

 Из опыта работы: старшего воспитателя МБДОУ д/с-к/в № 7 Дубинской Татьяны Александровны.

Источник

Как привлечь ребенка к чтению. Работа с родителями 

Взаимодействие школы с семьями учащихся обусловлено необходимостью преодоления некоторых противоречий, возникающих между современной школой и родительской общественностью.

Школьная библиотека была и остается одним из важных связующих звеньев в образовательном и воспитательном процессе.

Не секрет, что не все семьи могут позволить регулярное совместное посещение театра, филармонии, музея. К счастью, библиотеки до сегодняшнего дня доступны каждому и взрослому, и ребенку. А у школьной библиотеки существует еще больше возможностей взаимодействия с семьей: это и родительские собрания, и школьные праздники, и дни открытых дверей и др. Именно школьная библиотека призвана оказать практическую помощь родителям в формировании читательской среды ребенка: что и как читать детям, как создать домашнюю библиотеку, как привлечь любовь к чтению.

Несколько практических рекомендаций для школьных библиотекарей при подготовке мероприятий с родителями.

Обращение к родителям:

I. 10 причин читать:

1. Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать теплую атмосферу и успешную почву для развития личности ребенка. Не спешите оставлять детей один на один с книгой, пусть вам будет интересно втроем, вчетвером — всей семьей, большой и малой, положите свое сердце «у чтения», и тогда вас будет ожидать чудо.

— Если вы способны уделить детям такое внимание, они знают, что вы их любите.

— Чтение для детей делает из них читателей в будущем.

— Детские книги так хорошо написаны, что будут интересны даже для взрослых.

— Иллюстрации в книгах обогащают детей, способствуют их творческому развитию.

— Книги помогут вашим детям научиться размышлять фантазировать.

— До тех пор, пока дети учатся читать, они будут считать Вас волшебником, создающим магию из слов.

II. Памятка для родителей.

Вы хотите, чтобы ваш ребенок читал? Учтите эти добрые советы, и ваши желания исполнятся.

1. Прививайте детям интерес к чтению с раннего детства.

2. Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию. Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, оформляйте личную библиотеку вашего сына или дочери.

3. Систематически читайте сами. Это формирует у ребенка привычку видеть в доме книгу всегда.

4. Обсуждайте прочитанную книгу в семье, даже если произведение вам не понравилось. Это способствует развитию вашей речи и речи нашего ребенка.

5. Рекомендуйте ребенку книгу своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

6. Чтение вслух помогает расширить словарный запас детей, а также развить у них умение слушать и сосредоточивать внимание. Чтение вслух сближает родителей и детей. Читают все по очереди. Время чтения — примерно 40-45 минут.

Читайте также:  Полезные завтраки на каждый день за 15

7. Прививайте навыки культурного и бережного обращения с книгой.

8. Совместное чтение — наиболее простой способ развития навыков чтения у детей. Рассматривание, обсуждение и чтение книг — важнейший момент, с помощью которого родители могут привить детям интерес к чтению.

9. Рисунки по мотивам любимых книг являются для ребенка одним из способов выражения своих впечатлений от произведений.

10. Попытайтесь вместе с ребенком сочинить собственное окончание произведения. Достоинством таких историй является более глубокое понимание прочитанной книги.

11. Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет добрым и светлым напоминанием о родном доме, о его традициях, о дорогих и близких людях.

III. Анкета для родителей.

Уважаемые родители! Библиотеку школы интересует отношение детей и родителей к книгам и чтению.

Ваши ответы помогут выяснить отношение детей и родителей к книжной культуре и улучшить работу школьной библиотеки.

Просим Вас ответить на предложенные вопросы.

1.Как вы относитесь к чтению?
А) Сами любите читать. 
Б) Не очень любите.
В) Безразлично.
2. Как часто вы читаете?
A) Постоянно.
Б) Довольно часто.
B) Иногда.
3. Определите в порядке убывания свои жанровые предпочтения при выборе досугового чтения:
А) Классика.
Б) Детективы.
В) Приключения.
Г) Фантастика.
Д) Современная проза.
Е) Женский роман.
Ж) Поэтические сборники.
3) Периодика.
И) Другое (что именно).

4. Есть ли в вашем доме  детская библиотека?
5. Сколько примерно в ней книг?
6. Какие читательские интересы  обнаруживает ваш ребенок? Что и о чем любит читать?
7. Какие детские журналы Вы выписываете, покупаете, берете в библиотеке;
8. Часто ли Вы читает книги?
A) Ежедневно.
Б) Изредка (сколько раз в неделю).
В) Не читаю вообще.
9. Почему Вы хотите, чтобы Ваш ребенок любил читать?
10. Что по-вашему, дает современному ребенку чтение книг?
11. Какую помощь, вы хотели бы получить от школьной библиотеки?

IV. Предлагаемые книги для детского и семейного чтения (7-10 лет).

— Барри Д. Питер Пэн: Повесть-сказка.

— Бианки В. Лесные домишки: Сказки о животных.

— Гайдар А. Чук и Гек: Рассказ.

— Гераскина Л. В стране невыученных уроков. В стране невыученных уроков-2, или Возвращение в страну невыученных уроков: Сказки.

— Голявкин В. Вот что интересно: Рассказы.

— Иванов А. Весь мир — моя нора: Сказки.

— Курляндский А. Вы не были на Таити? Повесть-сказка.

— Лагерлёф С. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями: Сказка.

— Линдгрен А. Три повести о Малыше и Карлсоне; Эмиль из Лённеберги: Сказки.

— Ливанов В. Дед Мороз и лето: Сказки по мультфильмам.

— Медведев В. Баранкин, будь человеком! Сказочная повесть.

— Милн А. Винни-Пух и все-все-все: Сказки.

— Носов Н. Веселая семейка; Витя Малеев в школе и дома; Приключения Незнайки и его друзей.

— Остер Г. Зарядка для хвоста: Сказки.

— Павлович И. Бельчонок Додо: Сказки.

— Пантелеев Л. Буква «ты»: Рассказы.

— Паустовский К. Теплый хлеб: Сказки.

— Пивоварова И. Однажды Kaтя с Манечкой; Рассказы Люси Синицыной. Рассказы.

— Пришвин М. Берестяная трубочка: Рассказы.

— Рауд Э. Муфта, Полботинка и Моховая борода: Повесть-сказка.

— Сетон-Томпсон Э. Рассказы о животных.

Обращение к родителям:

I. 10 причин читать:

1. Семейное чтение обладает поистине уникальными свойствами, способными создать теплую атмосферу и успешную почву для развития личности ребенка. Не спешите оставлять детей один на один с книгой, пусть вам будет интересно втроем, вчетвером — всей семьей, большой и малой, положите свое сердце «у чтения», и тогда вас будет ожидать чудо.

— Если вы способны уделить детям такое внимание, они знают, что вы их любите.

— Чтение для детей делает из них читателей в будущем.

— Детские книги так хорошо написаны, что будут интересны даже для взрослых.

— Иллюстрации в книгах обогащают детей, способствуют их творческому развитию.

— Книги помогут вашим детям научиться размышлять фантазировать.

— До тех пор, пока дети учатся читать, они будут считать Вас волшебником, создающим магию из слов.

— Чтение вслух способствует развитию внимания у вашего ребенка.

— Вы создаете удивительные воспоминания о прекрасных семейных вечерах и о теплом общении с ребенком.

— Книги способны привить детям ценности, которые они пронесут через всю жизнь.

— Рано или поздно, вам обязательно скажут спасибо за умного и воспитанного ребенка.

Источник

  1. «Книжки в Вашем доме»

Консультация для родителей.

  1. Советы по оформлению детской домашней библиотеки.

  1.                                                Воспитатель : Смирнова Надежда Альбертовна

         Казалось бы, что может быть проще, чем организовать дома детскую библиотечку: купил книги, поставил на полку и дело сделано. Но не все так просто, как нам того хотелось бы, ведь формирование круга детского чтения зависит от многих факторов: возрастные особенности ребенка, его интерес к литературе, а также те задачи, которые мы преследуем, создавая домашнюю детскую библиотечку. Можно было бы вообще опустить разговор об этом, если бы мы, взрослые, на этапе дошкольного детства в полной мере выполняли основную задачу развития интереса и бережного отношения к книге. Но такое, к сожалению, случается редко, ведь у книг в нашем доме появились мощные соперники: телевизор, видео, компьютер.

           Задумывались ли вы когда-нибудь над вопросом: «Что может дать ребенку книга?» ? А ведь дети черпают из книг множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой и предметным миром, что способствует расширению детского кругозора. Через литературные произведения малыши впервые испытывают на себе храбрость и стойкость, добро и зло, познают такие общечеловеческие ценности как честность, справедливость, дружба, сочувствие, т.е. книги очищают и раскрывают душу, воспитывают добрые чувства. К тому же книги являются неиссякаемым источником для развития интеллекта и творчества и не только детей, но и нас, взрослых.

Читайте также:  Морс из клюквы для беременных полезный

           В связи с этим мы советуем весьма внимательно и разборчиво отнестись к организации и подбору книг дома. Взрослые должны помнить, что книга привлекает маленького ребенка прежде всего оформлением. Ее внешний вид должен быть привлекательным: разные формы обложек, красивые, яркие иллюстрации. О том, что это приоритетно для ребенка, хорошо сказал современный поэт:

Мы читаем книги вместе                      И бизоны, и удавы,
С папой каждый выходной.                 А у папы – никого!
У меня картинок двести,                       У меня – в пустыне дикой
А у папы – ни одной.                             Нарисован львиный след.
У меня слоны, жирафы –                      Папу жаль. Ну что за книга,
Звери все до одного, –                           Если в ней картинок нет!

В домашней библиотеке должны быть разные типы книг.

Первый тип – книжка-игрушка, книжка-картинка, которая дается в руки ребенку с самого раннего возраста (до года). Это еще не литература. Здесь зрительный образ преобладает над словесным, рисунки имеют главное значение. К.И. Чуковским было замечено, что этот период является важным в овладении речью, и книга, дающая богатые зрительные впечатления, будет хорошим помощником в этом деле. К.Д. Ушинский писал: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться   над  ними,   но   свяжите   с   картинками  двадцать  таких слов – и ребенок усвоит их все на лету…» Кроме того, есть надежда, что ребенок в раннем возрасте, взявший книгу в руки и получивший наслаждение от общения с ней, и в дальнейшем будет тянуться к книге, и станет страстным читателем.

Второй тип – это книжка-вырубка. Ее обложка вырезана по контуру того предмета, о котором идет речь в тексте, и ее игровое внешнее оформление тоже способствует привлечению ребенка к знакомству с содержанием.

Третий тип – книжка-панорама. Она не только ярко иллюстрирована, но и снабжена движущимися фигурками. Действие с помощью этих фигурок в ней как бы оживает. Манипулируя ими, ребенок не только включается в ритм текста, но и проживает происходящее вместе с героями.

Также надо помнить о том, чтобы в библиотеке малыша должны быть книги разного типа отражения действительности: не только сказки, но и реалистическая литература, не только проза, но и поэзия.
До 3–4-х лет детей должны окружать книжки-картинки типа раскладушек и книжки-игрушки с преобладанием иллюстраций и короткого текста: «Курочка-Ряба», «Сорока-ворона» и др. После 3-х лет важно придерживаться одного из основных правил – в поле зрения ребенка должно находиться от 3 до 5 книжек с яркими иллюстрациями и доступным для этого возраста сюжетом.  Это, конечно, «Игрушки» А. Барто, «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Теремок», «Три медведя» и др.

Хорошо бы через 2–3 недели обновлять книжный репертуар, вводя по одной новой книжке, причем с сюрпризом или поощрением, например:
— Сегодня тебе кошка принесла очень интересную книжку «Кошкин дом».
— Мы с бабушкой решили подарить тебе новую сказку – ведь ты очень любишь и бережешь книжки.
В 4 года и старше очень важно сказать ребенку, что дома есть детская библиотека. И вместе с ребенком необходимо правильно ее организовать, т.е. систематизировать по типу взрослой: сказки, книги одного автора; по временам года; рассказы о животных, книжки зарубежных авторов, загадки, стихи, энциклопедии и т.д. Каждое подразделение важно обособить картонной перегородкой с рисунком-символом, обозначающим тот или иной раздел. Очень хорошо дать название своей библиотеке (например, «Книжкин дом») и постепенно ее накапливать.
Не следует забывать, что книги время от времени требуют нашей заботы. Поэтому неподалеку от библиотеки можно разместить уголок «Книжкина больница», где будут храниться материалы и инструменты для ремонта книг. Рекомендуем проводить такую работу совместно с детьми. Это будет способствовать воспитанию бережного отношения и любви к книгам.
Советуем также приобрести, а лучше совместно с детьми изготовить игры по сюжетам литературных произведений, которые будут способствовать поддержанию интереса к книге:

  1. разные виды театров (настольный, «рукавичка», театр ложек, теневой);
  2. игры-путешествия по сказкам с фишками и кубиком;
  3. лото или домино «Герои любимых сказок»;
  4. пазлы или разрезные картинки по сюжетам любимых произведений;
  5. отгадай загадку – найди отгадку;
  6. диски с аудиозаписями различных детских произведений;
  7. сундучок с «волшебными» предметами: клубочек, волшебная палочка;
  8. материал для творчества: краски, фломастеры, бумага, пластилин, клей;
  9. чудесный мешочек с мелкими игрушками-зверюшками для сочинения своих историй и т.п.

Отметим, что у каждого ребенка есть полюбившаяся только ему книжку, а поэтому он просит много раз перечитывать ее заново. Не волнуйтесь – это естественный и положительный процесс. Удовлетворяйте его желания: ребенок дошкольного возраста сживается с героями сказок или рассказов, все они его близкие друзья и советчики. Но постоянно старайтесь расширить поле его книжного зрения, ориентируя малыша на все полезное, художественно и нравственно-ценное. Обращайте внимание на полиграфию, оформление иллюстраций и, конечно, на содержание.

Ребенку очень важно быть знакомым, наряду со сказками, с сокровищницей детской литературы – классикой: произведениями Л. Толстого, К. Чуковского, С. Маршака, Е. Чарушина, Н. Носова, В. Осеевой, В. Драгунского и многих других авторов.

Источник