Полезные советы для учителей английского языка
Здравствуйте, дорогие друзья. Английский язык имеет огромную популярность в мире. Поэтому всегда есть потребность в учителях английского. Но даже если человек хочет стать учителем английского и поступит в педагогический ВУЗ, это далеко не всегда является гарантией, что после окончания он будет хорошим учителем, вооруженным современными методиками преподавания английского языка. К сожалению, я убедилась в этом на своем не очень хорошем опыте.
Я считала, что в институте меня научат отличному английскому языку и вооружат самыми лучшими и эффективными методиками. Но в реальности, когда я закончила ВУЗ, я не имела почти ни малейшего понятия, как же преподавать английский. Да, я умела составлять план урока и заполнять в журнале учебный план. Но мне хотелось доводить своих учеников до результата максимально быстро. Я знала много терминов, связанны с английским языком, например, present continuous, past perfect continuous, infinitive и т.д. Но как это все объяснить ученику, и нужно ли это делать?!
В данной статье я хочу поделиться своим мнением о том, как же действительно стартовать в профессии учителя английского языка, из каких этапов должен состоять урок. А также я расскажу о некоторых выводах, к которым я пришла в результате своего многолетнего опыта. За 15 лет работы я преподавала в школе, на курсах английского, в малокомплектных группах, индивидуально, работала с детьми от 3-х лет, с подростками, со взрослыми, с мужчинами, с женщинами. Также я веду сайты и youtube каналы по английскому языку, которые объединяются в общий проект OK English.
Мои наработки основаны на практическом опыте с учениками. В основном, до всего я доходила сама, анализировала результаты учеников, свои действия, много экспериментировала.
На начальном этапе я смотрела, что делают другие учителя, и повторяла за ними. Если у вас нет знакомых учителей, вы можете посмотреть, как проводят уроки учителя на youtube. Вначале можно просто копировать их манеру и методику, пока вы не выработаете свой стиль работы.
Ваша задача, как учителя – работать эффективно, приводить к результату, учить по системе.
Методики преподавания бывают разные. Есть учителя, которые любят раздаточные материалы, но вот я их, к примеру, не люблю. Есть те, кто используют аудио и видео с носителями языка (то, к чему склоняюсь я). Западные методисты очень рекомендуют так называемую «коммуникативную» методику, на основе которой построены практически все международные курсы. Суть методики том, что ученика побуждают к диалогу, т.е. к коммуникации. И постепенно это формирует умение говорить на английском языке.
Для себя я составила следующий план работы (ключевые элементы урока).
1) Грамматика не должна занимать весь урок.
Теорию лучше давать сжато, а на домашнюю работу предлагать ученику работать с видео уроками. Найдите для себя видео, авторам которых вы доверяете. Чтобы ученик мог посмотреть урок и разъяснить для себя основные вопросы по теме.
2) Отдаем приоритет практике.
Обычно я беру грамматическое пособие и прохожу его следующим образом: часть упражнений ученик делает вслух на уроке. Мы не пишем, пусть пишет дома, на уроке не будем на это тратить время. Другую часть упражнений я задаю на дом, на следующем уроке мы их проверяем и разбираемся, в чем ошибки. Грамматика занимает лишь часть времени урока.
3) Чтение.
Обычно я беру какую-то книгу и читаю ее с учеником. Есть ученики, которые сами читают дома. Есть те, кто любят поработать с книгой на уроке. Важные этапы в работе с книгой:
– разобрать текст, чтобы по переводу не осталось вопросов;
– ученик еще раз читает вслух разобранный фрагмент;
– можно задавать вопросы по тексту, можно давать фрагменты текста на пересказ. Смотрите по ученику, что он будет охотнее делать.
– книги стараюсь подбирать с озвучкой, и ученики обязательно слушают дома прочитанные главы.
Не со всеми учениками книги хорошо работают, но, в целом, постепенно они дают хороший результат и помогают закрепить грамматические шаблоны и основной словарь.
4) Discussion – обсуждение.
Я качаю с интернета discussions – список вопросов по теме – например, как на на этом сайте (смотрите worksheet с вопросами). Эти вопросы мы обсуждаем с учеником вслух. Я это задание больше всего люблю, но необходимо, чтобы ученик был разговорчивый или имел хоть какой-то словарный запас. Если ученик нулевой и навыков английской речи совсем не имеет, то вопросы надо подбирать максимально простые, а на начально этапе и вовсе отказаться от discussion.
5) Контрольные работы, тесты.
Многие учителя любят контрольные, тесты, диктанты. Лично у меня к этому душа не лежит. Но проверка знаний учеников все равно должна быть. Тестовые задания для проверки того, как ученик закрепил последние темы, работают очень хорошо. В тестах мне нравится то, что их можно проводить и проверять быстро. Контрольные работы подходят, чтобы проверить, насколько глубоко ученик усвоил материал, насколько хорошо он может пользоваться английским языком. Отличие контрольных от тестов в том, что контрольные работы дают относительную свободу действий, а тесты держат ученика в определенных рамках. В тестах, в принципе, даже писать не нужно, так как все тесты основаны на выборе одного из указанных вариантов.
6) Оценки не обязательно.
Я не призываю вас вовсе отказаться от оценок. Если это работает с учеником, то можно ставить оценки. Если вы в школе, то, конечно, от оценок отказаться невозможно. С детьми оценки неплохо работают. В работе с взрослыми учениками я полностью отказалась от оценок.
7) Занимайтесь по одной серии учебных пособий.
Выберите удобное для работы учебное пособие, не скачите от книги к книге. Обычно я либо беру книгу, по которой ученик работает в школе (институте), если книга неплохая, то мы ее нормально прорабатываем. Если книга не подходит ученику (к примеру, сильно сложная или неинтересная), то берем что-то нормальное.
Я предпочитаю работать с опорой на грамматику (для этого я беру Murphy или Heinle (Practical grammar, автор Hughes), с детьми можно брать Round up. Читайте мой подробный обзор интересных учебных пособий, представленных в сериях.
Важно не ограничиваться ТОЛЬКО грамматическим пособием. Грамматика помогает собрать в систему то, что вы проходите. Именно поэтому я стараюсь подбирать для ученика книгу по чтению (подбираю по уровню) + discussions (подбираю по интересам).
Есть огромное количество комплексных учебников типа Headway. Не могу сказать, что я люблю такие учебники, в них обычно «всего по чуть-чуть» – немного словаря, немного грамматики, немного текстов. Но несомненным плюсом является то, что учебники такого плана очень яркие и качественные. Если вы выбрали для себя, к примеру, серию Opportunities, продолжайте работать именно с ней, не берите, скажем, Cutting Edge или English File. Даже маркированные одним уровнем учебники из разных серий могут существенно отличаться по объему пройденного материала.
Также я люблю разучивать с учениками диалоги. Благодаря видео урокам не обязательно тратить время урока на разбор диалога:
Простые диалоги, если ученик слабый
https://www.youtube.com/playlist?list=PL1N6sf2mpE8_Hk..
Диалоги посложнее, если уже что-то умеет
https://www.youtube.com/watch?v=hTvUMGlK5kQ&list=..
Диалоги мы рассказываем на уроке вслух по ролям. Также я очень настаиваю на том, чтобы ученик самостоятельно выполнял упражнения к диалогам, которые есть в видео уроках.
Всё вместе постепенно дает результат. Ваша задача, как учителя – быть проводником в мир английского языка и, по сути, презентовать этот язык. Т.е. обеспечить хорошую атмосферу на уроке, быть nice. Запомните, вы – mentor! Ученики часто не осознают, насколько долгий им предстоит путь, пока у них начнет хоть что-то получаться в английском языке. Они думаю, что 16 уроков – и английский у них в кармане! Но практика показывает, что в первый месяц занятий у большинства людей случается “срыв”, и они бросают учебу, потому что, на самом деле, человек не готов был трудиться. Ваша задача – спокойно подвести ученика к тому, что на изучение языка уходят месяцы и даже годы. Что это образ жизни. Что надо практиковать его при любой возможности. Надо получать удовольствие от учебы.
И, конечно, нужно сразу выяснить, какие у ученика цели, сколько он реально готов потратить времени на учебу. Каких он ожидает результатов. Нужно обрисовать ему возможный результат при его способностях и темпе работы через определенное время.
Рекомендация молодым учителям: цените себя и свое время. Потому что вы не “девочка на
побегушках”. Вы профессионал (пусть и с малым или нулевым опытом работы), который знает свое дело как минимум лучше, чем ученик. Так что берите достойную плату, работайте хорошо. Если что-то не будет получаться, то ищите способ, как наладить работу.
И еще, помните, что ответственность за результат лежит на обоих участника процесса – т.е. не только на учителе, но и на ученике. Учитель учит, но и ученик учится. Без его активной работы результат будет примерно равен нулю, каким бы крутым не был учитель, и какие бы крутые и передовые методики он бы не использовал.
Если у вас есть вопросы по статье или рекомендации молодым учителям, обязательно оставляйте их в комментариях.
Источник
Советы учителю
— Начинай урок энергично и веди его так, чтобы каждый ученик с начала его и до конца был занят делом. Держи в поле зрения весь класс.
— Не начинай ни одной работы в классе, если ты не овладел вниманием учеников, причём всех без исключения.
— Не трать время на мелочи: успокаивание учащихся, развешивание таблиц, “вытягивания” ученика, явно не подготовивившего урок.
— Опоздавших и нарушителей дисциплины немедленно вызывай отвечать урок.
— Лучший способ установить дисциплину — вести урок так, чтобы у учащихся не оставалось возможности отвлекаться на постороннее.
— Требования, выраженные в твоём замечании, обязательно доводи до конца, иначе учащиеся привыкнут не замечать их.
— На уроке должны больше говорить учащиеся.
— Не увлекайся коллективными формами работы, не создавай видимость благополучия.
— Строже спрашивай учащихся, особенно лентяев. Завышенная оценка роняет авторитет учителя. Введи уплотнённый учёт (один ученик отвечает устно у доски, второй готовит письменный ответ на доске, два-три ученика за партой за ограниченное время пишут ответ на листочках).
— Не давай трафаретные уроки, пусть каждый урок будет интереснее предыдущего.
— Соразмеряй темп объяснения с темпом мышления учащихся, следи, как действует твоё объяснение, без нужды не употребляй незнакомых детям слов. Как бы ты ни был умён, приспосабливай свой язык к детскому пониманию.
— Излагая новый материал, ставь перед учащимися проблемы, которые бы продуждали их мыслить, более эмоционально излагай материал, избегай равнодушного отношения к излагаемым проблемам. Не будет огонька у учителя — никогда не удастся зажечь его у учащихся.
— Если учитель говорит монотонно, это несомненный признак того, что сам он равнодушен к тому, что излагает. Побольше эмоциональных, ярких примеров и сравнений!
— Сосредоточивай внимание учащихся на главном, не перегружай их память второстепенными деталями.
— Добивайся усвоения нового материала на самом уроке.
— Подумай, не получают ли у тебя учащиеся тройки, не готовя урок.
Требования к уроку иностранного языка
(Памятка проверяющему)
— Всегда ли учитель чётко продумывет ход урока, знает, кого спросит, будет ли использоваться на уроке наглядность, карточки с опорами, как он поступит, если кто-то из учеников не выполнит домашнее задание.
— Опрашивается ли каждый ученик по всем языковым аспектам (чтение, перевод, слова, заучивание наизусть и т.д.).
— Следит ли учитель за тем, все ли ученики справляются с учебными заданиями.
— Предусматривает ли учитель специальные меры (например, использование карточек для работы в индивидуальном режиме) для повышения речевой активности учащихся с невысоким уровнем обученности.
— Заботится ли учитель об организации помощи учащимся, пропустившим урок по уважительной причине.
— Владеют ли учащиеся изученным языковым материалом.
— Пользуется ли учитель иностранным языком в разговоре с учениками на уроке и во внеурочное время.
— Неукоснительно ли соблюдаются все требования к учащимся на каждом уроке.
— Охвачены ли работой одновременно учащиеся с разным уровнем обученности языку.
— Заботится ли учитель о том, чтобы у учащихся не оставалось возможности отвлекаться на постороннее, чтобы у них были постоянно заняты по возможности и голова, и уши, и руки, и глаза; имеются ли у учителя дополнительные задания на случай, если останется время до звонка.
— Уделяется ли внимание выработке произносительных навыков у учащихся.
— Заботится ли учитель о прочности лексических и грамматических знаний, умений и навыков, возвращается ли к введённым словам, организует ли их применение в новых грамматических структурах и ситуациях.
— Подготавливает ли учитель учащихся к выполнению домашних заданий.
— Контролируется ли работа слабых учащихся.
— Держит ли учитель в поле зрения весь класс, помогает ли “слабым”.
— Добивается ли учитель, чтобы все учащиеся записывали в дневник домашнее задание.
— Применяются ли разнообразные формы работы для активизации внимания учащихся.
— Используются ли учителем обучающие игры.
— Пользуется ли учитель беспереводными приёмами обучения.
— Систематически ли проверяются рабочие тетради и тетради по домашнему чтению.
— Систематически и методически правильно ли использует учитель технические средства обучения.
— Завершается ли урок подведением итогов работы, сообщением и комментированием оценок учащимся, достаточно ли обоснованны оценки за урок.
— Имеется ли в кабинете всё необходимое для успешной работы: дидактический и раздаточный материал, таблицы, картинная наглядность.
— Уделяется ли внимание идейно-политическому, интернациональному и нравственному воспитанию школьников.
— Творчески ли относится учитель к рекомендациям примерных планов, умеет ли объяснить, почему он поступает так, а не иначе, чего он хотел добиться в работе по тому или иному плану, осознаёт ли он смысл учебных заданий, их перспективу.
— Заботится ли учитель о ликвидации пробелов, требует ли, чтобы за материал, по которому получена двойка, учащийся отчитался; оставляются ли после уроков учащиеся, получившие двойку.
— За что ставится двойка: за память или за умение?
— Работает ли учитель над расширением своего кругозора, повышением профессионального мастерства (изучает психолого-педагогическую литературу, углубляет знания и совершенствует навыки устной речи на языке).
— Какая информативная ценность и воспитательная направленность дополнительного материала.
— Проверил ли учитель правильность записи домашнего задания учащимися.
— Было ли подготовлено домашнее задание ходом урока.
— Послужит ли оно базой для работы на следующем уроке.
— Осуществлялся ли пообъектный контроль на данном уроке.
— Соблюдается ли на уроке принцип сознательности, принцип устной основы, принцип коммуникативной направленности и ситуативной обусловленности речи.
Источник
Любой начинающий преподаватель обязательно сталкивается с проблемой выбора методики обучения. Непросто, оказывается, организовать занятие таким образом, чтобы и время летело незаметно, и ученики (да и сам педагог) по окончании урока были довольны результатом. В данной статье даются некоторые советы начинающему преподавателю иностранного (английского) языка.
Любой начинающий преподаватель обязательно сталкивается с проблемой выбора методики обучения. Непросто, оказывается, организовать занятие таким образом, чтобы и время летело незаметно, и ученики (да и сам педагог) по окончании урока были довольны результатом. В данной статье даются некоторые советы начинающему преподавателю иностранного (английского) языка.
Известная китайская пословица гласит: «Что я слышал – забыл, что я видел – помню, что я сделал – знаю». Применительно к процессу обучения смысл данной пословицы может быть выражен следующим образом: новая информация усваивается лучше и запоминается быстрее, если в процессе её изучения учащиеся вовлечены в какую-либо деятельность. Ни о какой зубрёжке не может быть и речи. Конечно, начинающему преподавателю сложно ставить эксперименты, однако это не может служить поводом для отказа с его стороны применять на практике другие (отличные от традиционной) технологии проведения занятий и, в частности, интерактивные уроки с привлечением интернет (подразумевают общение учащихся с их зарубежными сверстниками, online-уроки и т.д.), а также уже ставшие популярными проектные методики, рассматривающие язык в первую очередь как средство для достижения учащимися заданных целей (Перед учениками ставится конкретная задача, например, в процессе дискуссии выявить проблемы, которые существуют у молодёжи заданной англоязычной страны, и по окончании обсуждения представить тезисный план решения данных проблем в виде схемы или таблицы. При этом важно помнить, что подобные проекты могут иметь не только различное содержание, но и длительность – от 1 – 2 занятий до нескольких недель и даже месяцев. Все зависит от поставленной задачи и степени самостоятельности учащихся в процессе её выполнения). Помимо этого, на практике широко применяется информационно-поисковый метод, суть которого заключается в том, что по заданию учителя учащиеся сначала ищут требуемую информацию (обращаясь при этом ко многим источникам), а затем (на следующем занятии) представляют её на проверку преподавателю в определённой (предусмотренной заданием) форме: в виде доклада, реферата, списка ответов на вопросы, мини-сценки и т.д. Дополнительно можно использовать такие нетрадиционные виды уроков как экскурсии в музеи, библиотеки и просто прогулки по городу. Однако необходимо учитывать, что такие занятия требуют длительной подготовки и, конечно же, согласования с администрацией образовательного учреждения. Также интересными для детей и их родителей были бы мини-спектакли, проводимые на английском языке и посвящённые каким-либо праздникам или событиям из жизни школы.
Главное для любого преподавателя – пробудить у своих подопечных интерес к изучаемому предмету (в данном случае – к английскому языку) и тем самым добиться от них активной работы на уроках. Учитывая тот факт, что наличие у учащихся интереса к учебному предмету способствует лучшему и более быстрому усвоению нового материала, хотелось бы порекомендовать всем преподавателям стремиться к тому, чтобы каждый проводимый ими урок был по-своему уникален (иными словами, имел изюминку). Собственно, для этого и нужны эксперименты.
Однако, какими бы интересными и занимательными ни были уроки, в какие бы игры ни играли ученики, и какие бы методики ни применялись, хорошего результата не добиться без систематического контроля процесса обучения. Главное, чтобы этот контроль был не только постоянным, но также и методически обоснованным (Не стоит злоупотреблять им, превращая каждое занятие в тест проверки знаний). Тем не менее каждый ученик должен знать, что преподаватель помнит о всех выполненных им заданиях, оценивает их и на основе этого определяет общий уровень его знаний по предмету.
К любому занятию начинающий преподаватель должен тщательно готовиться: писать подробный план-конспект (рассчитанный поминутно), искать дополнительный материал (имеется в виду информация, которой нет в учебнике и методических рекомендациях к нему) и т.д. При этом хороший преподаватель всегда должен иметь в запасе 1 – 2 задания для наиболее способных учеников, а также на случай, если какое-либо из заданий будет выполнено раньше срока.
Важный совет: не стоит давать учащимся домашнее задание в самом конце урока и тем более после звонка! К этому времени дети устают, становятся невнимательными и, как следствие, плохо воспринимают информацию. В результате на следующем занятии выясняется, что кто-то что-то не понял и не так выполнил, а кто-то не сделал, потому что не успел записать.
И наконец, поведение педагога на занятиях. На уроках необходимо соблюдать дисциплину! Вместе с тем у учеников не должно быть страха перед учителем (Как известно, с помощью только жёстких методов авторитет не заработать). Начинающему преподавателю также не стоит бросаться в другую крайность, когда он не контролирует ситуацию, и дети становятся «хозяевами» положения. Какими бы дружественными ни были отношения педагога с учениками, между ними всегда должна быть некоторая дистанция (учащиеся должны чувствовать, что с ними взрослый, опытный человек). В любом случае главное – это терпение, настойчивость, последовательность действий, любовь к предмету и ученикам, и у Вас всё получится!
Источник