Полезные советы для учителей начальных классов
Когда молодой учитель, защитив диплом, впервые заходит в класс, он очень нервничает и хочет провести самый лучший урок. Иногда для этого стоит обратиться за помощью к более опытным коллегам. Наш блогер, учительница с 20-летним стажем Елена Смит, делится профессиональными советами с начинающими педагогами.
Привет, учитель! Рассылка
Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию
Я всегда очень радуюсь, когда в школу приходят молодые учителя. Чаще всего это те люди, которые мечтают работать с детьми, несмотря ни на какие сложности. Вопреки частому мнению, что учительство — это бесконечные проблемы, нервы, безденежье, бумажная работа и рутина. Их очень мало, и с каждым годом становится всё меньше.
Я знаю это, потому что вижу: выпускники не рассматривают школу как место дальнейшего трудоустройства. Они думают, что работа учителя бесперспективна. Но это не так!
Я работаю в школе более 20 лет и знаю, как менялась школа на протяжении этого времени. Я до сих пор считаю, что учитель — самая интересная, увлекательная, творческая и благодарная профессия. Здесь ты каждый день учишься новому, ведь без этого невозможно преподавать современным детям. Твои коллеги и ученики — это океан мыслей и чувств, и от тебя зависит, на какой волне пройдёт урок и твой день.
Это профессия, где ты можешь полностью реализовать свой творческий потенциал: можешь быть художником (рисуй и создавай шедевры для наглядной презентации знаний), поэтом (пиши стихи коллегам на дни рождения), актёром (перевоплощайся на уроке), дизайнером (оформляй класс вместе с учениками), кондитером (приготовь что-то вкусное с детьми), организатором (придумай квест, викторину или внеклассное мероприятие), путешественником (соберись с ребятами в поездку по России и за границу), блогером (расскажи о своей работе), писателем (напиши книгу или пособие).
Фактически это профессия, которая открывает перед тобой целый мир возможностей. Именно это я хочу объяснить будущим учителям. Тот факт, что с возможностями придут и трудности, не должен останавливать. Если 1 сентября вы переступите порог школы в качестве учителя первый раз, то вот несколько советов, которые вам помогут.
- Всегда пишите план урока, даже когда у вас есть книга для учителя, в которой всё перечислено. Каждый класс уникален, каждый урок неповторим.
- Обязательно составьте план посещений чужих уроков на месяц вперёд: один-два раза в неделю ходите на уроки более опытных коллег, конспектируйте, задавайте вопросы.
- К вам обязательно придут представители администрации. Этого не нужно бояться. Но и не нужно ждать, что завуч будет делать комплименты вашему мастерству: скорее всего, вас будут критиковать и давать советы. Внимательно всё послушайте, запишите, проанализируйте. С чем-то вы согласитесь, с чем-то нет, но в любом случае помните: мы профессионально растём, когда нас критикуют, а не хвалят.
- Читайте книги, методические материалы, форумы для учителей. Образование и педагогические приёмы не стоят на месте.
- На уроке давайте чёткие инструкции, проверяйте, поняли ли их дети.
- Не оставляйте детей во время урока одних даже на минуту. Если кто-то плохо себя ведёт, не выгоняйте с урока. Помните, что вы несёте ответственность за жизнь и здоровье детей.
- Если вы задали на прошлом уроке домашнее задание, обязательно его проверьте. Поставьте отметку и напишите комментарий — чётко, красной ручкой. Можно выбрать и другой цвет, но он всегда должен быть один, из урока в урок. Это называется «единый орфографический режим».
- Не кричите на детей! От этого они не станут понимать или слушать вас лучше. Дети учатся у того, кого любят и уважают, для этого вы должны быть мудрым, добрым человеком с чувством юмора.
- Дайте детям время и возможность для творчества, радости и удивления. С этого должен начинаться и этим заканчиваться каждый урок.
- Дайте время и для усердного труда, он доставляет детям такое же удовольствие. Чем быстрее темп на уроке, чем больше ученики успели сделать важного, значимого, нового, тем больше радости они испытают от результатов работы.
- После того как провели урок, посмотрите, оставляете ли вы кабинет в таком же порядке, в каком он был до урока.
- Не расстраивайтесь, если что-то пошло не так, как вы ожидали. Подумайте, что можно в следующий раз сделать по-другому.
- Преподавание — это искусство, настройтесь на то, что его нужно будет постоянно совершенствовать.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Фото: Shutterstock (YAKOBCHUK VIACHESLAV)
Источник
Как пережить первый год работы в школе и при этом набраться мудрости.
Есть одна хорошая новость для начинающих учителей: больше не нужно учиться на своих ошибках! На первых порах вам помогут наши 10 простых советов, а как развиваться дальше – решать уже вам.
1. Держите в школе запасной комплект белья и обуви
Допустим, в вашем классе дети так разыгрались, что достали из своих рюкзаков краски и клей, которые нужны были им на рисовании или технологии (а, может быть, вы и сами их преподаете), и пролили часть на вашу штанину или обувь. Как вы поступите? Будете весь день ходить как ни в чем не бывало? Не надо так! Попросите кого-нибудь побыть с классом минуту и сходите в учительскую/туалет, чтобы переодеться/переобуться. Работать надо в комфорте! Если ваша одежда или обувь испачканы, вы будете думать только об этом, а не уроках.
2. Сделайте в классе крепкую доску для объявлений
Обновлять такие доски (если вы, конечно, классный руководитель) вам придется часто: раз-два в месяц. Поэтому сделайте (или купите) доску с тканевой или фанерной основой – бумажные быстро выйдут из строя, а пластиковая (с маркером) быстро превратится в размазню (постараются дети). Это важный пункт: если вы сразу сделаете отличную крепкую доску, вам не придется забивать себе голову мелкими проблемами посреди учебного года.
3. Назначьте «лейтенантов» для движения колонной
Совет для учителей начальных классов: когда вы ведете класс в столовую, вы понятия не имеете, что творится с детьми позади вас (если вы, конечно, не хотите свернуть себе шею постоянно оглядываясь). Назначьте среди школьников пару «лейтенантов», которые каждые пять-шесть метров будут останавливаться у указателей на стене или дверей кабинетов и проверять стройность и спокойствие рядов. А вы и вовсе сможете идти позади детей или сбоку от них и беседовать о важных школьных делах.
4. Не покупайте ничего в класс!
Многие начинающие учителя, получившие свой кабинет, начинают заставлять его милыми штучками, которые помогут им чувствовать себя комфортно. Однако они не помогут, а деньги ваши уйдут. А если вам и детям действительно что-то необходимо приобрести в класс, попросите помощи у родительского комитета. Они редко отказывают (если, конечно, вы умеете обосновывать свои предложения).
5. Установите хорошие отношения с родителями
Придумайте способы, как родители смогут помочь ребенку и классу. Они будут только рады поучаствовать в образовании ребенка. Рассмотрите разные способы: для родителей, которые могут посвятить целый день на активности с детьми (устройте поход), и для родителей, у которых не так много времени (небольшое чаепитие в классе в субботу или после уроков в пятницу в честь дня рождения здесь подойдет). Главное, чтобы родители школьников чувствовали, что вы им рады и что их навыки и знания также важны для образования их детей. Родители всегда убудут на вашей стороне!
6. Давайте ученикам время на «мозговой штурм»
Ужасно для учителя, когда на уроке постоянно отвечают одни и те же дети. Но это также нелегко видеть и детям: часто те, кто дольше обдумывает ответ, считают, что у них нет шанса высказать свое мнение (если вы вызываете одних и тех же учеников). Задайте вопрос и дайте ученикам время обдумать его (можно даже позволить им обсудить его в парах или группах – получится «мозговой штурм»). Другой способ – пусть дети запишут своё мнение на листках – так все смогут принять участие в обсуждении.
7. Никогда не сообщайте плохие новости наедине
Не имеет значения, опытный вы педагог или только пришли в школу, если у вас есть плохие новости для родителей ученика (он сделал в школе нечто ужасное, испортил машину директора или заявился на уроки пьяный), всегда позовите коллеги себе на помощь – пусть он будет свидетелем при вашем разговоре с родителями. Такой помощник сможет прикрыть вас и объяснить дело более подробно, если у вас это вызовет трудности. В качестве помощника может выступить психолог, другой учитель, завуч или директор.
8. Грамотно организуйте пространство в классе
Многие учителя тратят по несколько часов на проектирование класса: где разместить доску с объявлениями, где сделать уголок для детских игр, куда повесить наглядные материалы, где разместить проектор и тому подобное. А после в класс приходят неугомонные 30 детей, которые переворачивают все вверх дном, что позже выливается в необходимость все планировать по новой.
Самое главное, что нужно учитывать при планировке класса: направления движения. Неважно, сколько «фишек» будет в вашем классе, в проходах должно быть много места. Информация на доске объявлений не должна мешать детям передвигаться по классу (если вдруг полкласса захочет прочитать свежие объявления).
Понаблюдайте за привычным для детей потоком движения в классе, после этого добавляйте детали (шкафчики, полки, доски и так далее), не нарушая этого потока.
9. Не ссорьтесь с директором
Директора школ подобны генералам на поле боя – они принимают тонну решений в течение дня, поэтому стоит постараться оградить их от проблем, которые можете создать вы. Лучший способ общения с директором – сообщать ему только хорошие новости по ходу дня: как один ученик вдруг стал отлично учиться или никто в классе не написал контрольную на два. Не ожидайте какого-либо ответа на ваше сообщения. Зато капелька хороших новостей в день позволит ей держаться в тонусе.
10. Найдите как можно больше наставников
В некоторых школах к начинающим учителям приставляют опытного педагога-наставника, который поможет юному специалисту адаптироваться на новом месте. Скорее всего, никаких наставников у вас не будет, поэтому ищите их сами! Особенно полезными могут оказаться педагоги, которые еще вчера сами были начинающими – педагоги с тремя-четырьмя годами опыта – у них есть, чему поучиться.
У каждого педагога свой взгляд на профессию и выполнение своей работы, поэтому интересно будет послушать как можно больше мнений прежде, чем взять что-нибудь себе на вооружение.
Вы можете также приглашать наставников на свои уроки – это лучший способ получить прямую обратную связь от коллег. Все их замечания и предложения можно будет претворить в жизнь уже на следующем уроке! Главное при выборе наставника: вам должно быть комфортно с ним общаться и интересно узнавать новое о профессии от него.
Источник
Полезные советы как для учителей, так и для мам.
1. Если вам нужно прикрепить что-либо к стене, наклейте на нее малярный скотч, а поверх нанесите термоклей, и затем крепите то, что нужно.
Так вы не испачкаете стену.
2. Тяжелые таблицы прикрепляйте прочным строительным скотчем.
3. Разделяйте класс на группы с помощью цветных кружочков.
Наклейте кружочки разных цветов на парты, разделив таким образом класс на несколько цветовых групп. Если вам нужно задействовать группу, просто назовите цвет и скажите, что делать.
4. Используйте разноцветные папки, чтобы систематизировать их.
И полный порядок.
5. А вот так можно можно продлить жизнь вашим маркерам.
6. Если нужно, чтобы надпись маркером не стиралась, покройте ее прозрачным лаком для ногтей.
7. Закачайте приложение, типа Noise Down , которое автоматически включит сирену, если станет слишком шумно.
Современные средства коммуникации позволяют объективно оценивать уровень «громкости» в классе.
8. Назначьте одного из учеников своим помощником. Дайте ему бейджик «Спроси меня!» и пусть он отвечает на вопросы других учеников, пока вы заняты.
9. Краской для яиц покрасьте деревянные прищепки – они могут вам пригодиться.
10. Из обычных папок сделайте кармашки для небольших карточек и всякой мелочи.
Для этого берем обычную папку-карман и складываем пополам, чтобы карман остался на одной стороне.
Возьмите круглую тарелку или форму для торта, обведите два полукруга на второй стороне и вырежьте – это будут клапаны карманов.
Можно прикрепить липучку, чтобы кармашки закрывались.
11. Если забились крышки от клея, замочите их в растительном масле.
И клей не пристанет.
12. Дайте детям кисти и воду и пусть они потренируются аккуратно замазывать то, что написано мелом на доске, повторяя написанное мокрой кистью. Таким образом развивается мелкая моторика.
13. Пометьте разноцветными липучками, кто где должен сидеть, — это позволит быстро рассадить детей по местам.
Таким образом вы одновременно разобьете класс на группы по цветам.
14. Вместо дорогой маркерной доски можно купить белый ламинат или кафель.
То же самое, но дешевле.
15. Также подойдут старые футляры для DVD дисков.
16. Сделайте баночки «Я готов!» для тех, кто раньше справляется с заданиями.
Наполните стакан пластинками с упражнениями, чтобы занять учеников, которые выполнили работу раньше остальных.
17. Дайте детям возможность показать, на каком этапе они находятся, когда работают самостоятельно.
Можно использовать смайлики или цветные карточки.
18. Сделайте коробочку «Красивые бусы для умников и умниц». Давайте их детям в качестве поощрения за усердную учебу.
Можно купить дешевые бусы, а детям будет приятно.
19. Сделайте бумажные браслеты-памятки, если хотите, чтобы ребенок о чем-то не забыл.
20. Используйте канцелярские зажимы для обозначения полок – их можно легко менять местами.
21. Чтобы научить детей писать ровно, наклейте на доску малярный скотч.
Чистописание все-таки нужно, а малярный скотч хорош тем, что не оставляет следов.
22. С помощью картонных папок для журналов отделите место для каждого ученика.
23. Наденьте яркие помпоны на стирающиеся маркеры, чтобы удалять ненужные записи.
24. Карандаши удобно держать в прозрачной пластиковой коробке.
25. Сделайте коробку для тетрадей с выполненным заданием. Дополните ее деревянными прищепками с фамилиями учеников.
Когда дети выполнят задание, пусть кладут тетради в коробку, а прищепки наденут на борт. Так будет видно, кто уже готов.
26. Чтобы быстро снять бумажные этикетки с восковых мелков, замочите их в воде.
27. Сделайте «уголок пропусков».
28. Придумайте систему знаков, чтобы не мешать занятиям.
Например, один палец – «Можно в туалет?», два – «Можно попить воды?», три – «Можно взять ручку?» и т.п.
29. Детям, которые неправильно держат ручку, вкладывайте в руку маленький резиновый мячик. Пусть обхватывают его безымянным пальцем и мизинцем.
30. Вот так креативно можно оформить обычный противень для выпечки, приспособив его для сбора тетрадок с домашним заданием.
Источник
Да, пожалуй, образ учителя — это одна из ведущих проблем педагогики, и не только сегодня, так было во все времена. Стереотип авторитарного самодура, беспорядочно размахивающего указкой и подавляющего учеников своим авторитетом, безнадёжно изжил себя. Благо, сегодня ни школе, ни обществу не нужен подобный субъект (это, конечно, не значит, что таких учителей больше не встречается – к сожалению, часть из них до сих пор на своих местах).
Источник: Flickr.com.
Но в размышлениях о том, каким нужно быть современному хорошему учителю, было бы глупо «изобретать колесо» – ведь этим вопросом задавались великие умы на протяжении многих веков. И, должна вам сказать, их представления не слишком-то отличались: будь то размышления Яна Амоса Коменского, наставления Адольфа Дистервега или раздумья о воспитании и роли учителя Льва Толстого. Все их идеи касаются творческого характера педагогической деятельности, умении сотрудничать с учениками, искать с детьми истину, уметь их увлекать и удивлять. Можно не ходить слишком далеко и привести небольшую цитату из книги советского педагога Евгения Ильина «Герой нашего урока» про то, как учителю необходимо подходить к своей работе:
Войти, вбежать, ворваться в класс, лихорадочно поглядывая на часы (уложиться бы!), умеет всякий. «Где мел, где тряпка, кто дежурный? Дневник!» – так нередко начинаем урок. Невольно вспоминаются слова шолоховского Давыдова, сказанные Нагульнову: «Сам псих и других психами делаешь». Явиться – это не ворваться, а интригующе войти! Так, чтобы урок стал желанной встречей, не похожей на вчерашнюю и ту, что будет завтра. Явиться – это всегда чем-то удивить. Не галстуком, конечно, новой причёской или чем-то ещё, а каким-нибудь творческим приёмом, который сразу и всех включает в работу – совместную, как в театре. И ученик, подводя итоги дня, вдруг скажет невзначай или подумает: «Я помню чудное мгновенье…».
И пусть кому-то покажется такой подход слишком идеалистичным, а подобный педагог — нереальным, именно такой образ до сих пор проскальзывает в мечтах человечества об умном и сильном наставнике. И, если в книге Ильина можно заподозрить социалистический реализм (с натяжкой), то близкий нам образ героя Робина Уильямса, педагога Джона Китинга из умного и тонкого фильма «Общество мёртвых поэтов», неизменно вызывает симпатию и веру в то, что настоящий мастер своего дела должен быть именно таким: умным, сильным, творческим человеком широких взглядов, который готов срывать шаблоны, удивлять детей и идти наперекор существующим в школе правилам, если это необходимо для блага его учеников. Это даже не образ, это архетип.
Источник: Pinterest.com.
Можно долго размышлять о том, педагогами рождаются или становятся, но гораздо мудрее предоставить для молодых учителей (старых, к сожалению, уже не переделать) какие-то ориентиры в профессиональной деятельности и советы, умелое использование которых поможет начинающим преподавателям встать на путь мастерства. Собственно, для этого портал Edudemic и опубликовал недавно инфографику «10 советов для начинающих учителей». В простой, красочной и лёгкой форме Edudemic представил несколько заветов для тех, кому не довелось прочесть ни Дистервега, ни Жана Пиаже, ни Ильина. Вот они.
В столь небольшом списке заложены весьма важные смыслы, и главный из них – хороший педагог должен как минимум уметь демонстрировать разные грани своей личности: быть лидером и ведомым, наставником и учеником, аналитиком и советчиком, родителем и приятелем. Возможно, когда большинство тех, кто оканчивает педагогические вузы, усвоят эти простые идеи, мы перестанем говорить о том, что наша система образования никуда не годится (потому что в существующей методике уже есть много хороших и полезных вещей – только ими не всегда корректно пользуются), а будем чаще размышлять о том, как помочь открытым новому опыту педагогам освоить последние технологии и усовершенствовать тем самым учебный процесс. И чем раньше эти идеи будут осознаны, тем быстрее мы получим результат. Как говорил герой Робина Уильямса из «Общества мёртвых поэтов» своим ученикам: «Carpe diem… Слышите?… Carpe diem». Да, ловите мгновение, потому что то, какими мы будем завтра, полностью зависит от того, какие мы сейчас и какими мы впервые предстали перед учениками в классе.
Источник: Flickr.com.
По материалам: Edudemic.
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Источник