Полезные советы для воспитателей детского сада
Ева Норина
Советы начинающему воспитателю
Воспитатель детского сада – довольно трудоемкая, но в то же время интересная профессия. Человек, выбирающий ее, должен понимать, что плоды своей профессиональной деятельности он получит не сразу, а только спустя многие годы, когда из озорных девчонок и мальчишек вырастут взрослые люди, которые добьются в своей жизни определенного успеха.
ВОСПИТАТЕЛЬ — ЭТО ЭНТУЗИАСТ, ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ РАБОТАЕТ НЕ РАДИ ВЫСОКОЙ ЗАРПЛАТЫ, А ПОТОМУ ЧТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛЮБИТ ДЕТЕЙ И ЛЮБИТ СВОЮ ПРОФЕССИЮ.
Начинающий воспитатель это не всегда молодой человек, нередко встречаются люди более зрелого возраста, которые решили переквалифицироваться из своей основной специальности в специальность воспитателя.
Наверняка, каждый новичок согласится с мнением А. С. Макаренко, который говорил, что как бы хорошо студент не окончил учебное заведение, каким бы талантом и способностями к профессии он не обладал, если он не будет учиться у более опытных коллег, он никогда не станет настоящим специалистом.
Человеку, решившему посвятить свою рабочую деятельность детям, предстоят годы обучения, прохождение практики, защита дипломной работы и, наконец, устройство на работу в дошкольное учреждение.
Какие же трудности могут подстерегать начинающего воспитателя?
Работа воспитателя заключается не только в непосредственном контакте с детьми и их родителями, а также в тесном сотрудничестве с другими работниками детского сада. Нередко получается так, что «молодежь» не может найти общий язык с «передовиками». В коллективе всегда есть воспитатели более опытные, у них стоит поучиться и начинающему педагогу.
Не стоит бояться или стеснятся задавать вопросы, они должны понять и поддержать новичка, так как сами не так давно проходили это испытание. Советы более опытных педагогов для новичка бесценны. Так как они помогут неопытному воспитателю избежать многих профессиональных ошибок. Прислушиваясь к их советам, вы покажете, что уважаете их педагогический стаж, и они пользуются у вас авторитетом.
Для успешной работы с детьми необходимо завоевать у них доверие и авторитет. Причем это завоевание необходимо осуществлять с первых минут пребывания начинающего воспитателя с детьми. Если у вас не будет с детьми доверительных отношений, тогда у вас будут проблемы с вопросом дисциплины, которая является главным условием успешной и продуктивной работы с детьми.
С чего же начать? Конечно же, со знакомства, представьтесь детям, расскажите им что-нибудь о себе, заинтересуйте их своей личностью. Обязательно проявите интерес к каждому ребенку, чтобы дети понимали, что они вам не безразличны.
ДЕТИ — ПРЕВОСХОДНЫЕ ПСИХОЛОГИ, КОТОРЫЕ НЕ ТЕРПЯТ ФАЛЬШИ, ПОЭТОМУ ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН БЫТЬ ВСЕГДА ИСКРЕНЕН С НИМИ.
При работе с детьми нужно руководствоваться следующими принципами:
Добиваясь уважения к себе, необходимо проявлять его к другим. Каждый ребенок – это уже личность, которая требует к себе уважения.
Нужно быть честными с детьми и обязательными. Слова воспитателя никогда не должны расходиться с действиями. Дети не будут уважать человека, который сам не верит в то, что говорит.
В дошкольном возрасте основным видом деятельности детей является игра, пользуйтесь этим для достижения успеха. Контакт воспитателя с детьми должен быть построен на игре. Настоящий воспитательиспользует игру во всех сферах детской деятельности: на прогулке, на занятиях, когда они умываются или ложатся спать и т. д.
С какими бы трудностями не пришлось столкнуться начинающему педагогу при работе с детьми не стоит отчаиваться и «вешать голову», ведь за свои труды вы обязательно будете вознаграждены счастливым блеском глаз и лучезарными улыбками своих воспитанников.
Источник
В данной статье пять опытных воспитателей детского сада (с общим стажем работы 90 лет) делятся советами с родителями 2–5-летних малышей.
Как добиться от ребенка лучших результатов?
Иногда кажется, будто у ребенка раздвоение личности. В садике он собирает игрушки, послушно надевает ботиночки и в нужное время самостоятельно идет в туалет. Дома же малыш постоянно возмущается просьбой родителей убирать после себя, требует купать его и кормить с ложечки. Очевидно, воспитатели знают что-то, чего не знают родители.
Но тогда вопрос родителя: «Почему мой ребенок ведет себя лучше с посторонними людьми, чем со мной?» вовсе не случаен. Ответ прост: ваш малыш испытывает пределы вашего терпения, потому что верит, что вы будете любить его несмотря ни на что. Но это не означает, что вы не можете позаимствовать несколько стратегий у воспитателей детей, чтобы добиться от ребенка лучшего поведения. В этой статье представлены советы нескольких опытных педагогов дошкольных учреждений, адресованные родителям.
Развивайте независимость ребенка
Хотя трех- и четырехлетним детям во всем необходима помощь родителей, специалисты по дошкольному воспитанию считают, что дети, как правило, в состоянии делать больше, чем многие из нас считают. Вот как родители могут стимулировать и воодушевлять своих малышей:
1. Ожидайте большего. Образ жизни большинства людей зависит от ожиданий и соответствует им – дошкольники не исключение. В детском саду воспитатели ожидают, что дети будут сами наливать себе воду, убирать за собой тарелки, аккуратно вешать одежду в шкаф. Затем дети приходят домой, засовывают палец в рот и изъявляют желание кататься в ходунках. Вывод: родителям стоит поднимать планку ожиданий, и дети, очень вероятно, будут (вынуждены) к ней тянуться.
2. Не делайте за ребенка то, что он может сделать сам. Выполнять вместо ребенка различные задания быстрее и проще, но это не поможет ему стать более самостоятельным. Подсказка: взывайте к амбициям (к чувству собственного достоинства) вашего ребенка. Воспитатели говорят, что всякий раз, когда необходимо заставить детей одеться, надеть верхнюю одежду, сидеть спокойно за столом во время еды и тому подобное, необходимо задать им один простой вопрос: «Ты хочешь, чтобы я помогла тебе, или можешь сделать это самостоятельно?». Эти слова действуют на детей волшебным образом. Зачастую они все хотят делать самостоятельно.
3. Не переделывайте что-либо после детей. Если ваш ребенок заправляет кровать, не поддавайтесь искушению поправить после него одеяло. Если дочь надевает кофту в полоску, а юбку в горошек, похвалите ее «эклектичный» стиль. Исправляйте то, что сделал ваш ребенок, только в случаях крайней необходимости. Малыш может отметить для себя ваши исправления, и это отобьет у него всякую охоту.
4. Пусть ребенок сам решает простые задачи. Если вы видите, что ребенок пытается починить игрушку или достать книгу с полки при помощи табурета, не спешите бежать на помощь. При условии, что малыш находится в безопасности, те моменты, когда вы не спешите и позволяете ему принимать решения самостоятельно, служат воспитанию его характера. Воспитатели говорят следующее: это естественно – стремиться идеально выполнять любые задания, но если мы так поступаем, мы лишаем своих детей шанса добиться успеха.
5. Назначайте домашние обязанности. Возложив на дошкольника ответственность за выполнение регулярного, простого задания, вы развиваете его уверенность в себе и чувство компетентности. Ребенок, которому поручено поливать растения или доставать белье из стиральной машины, быстрее поверит в то, что сам может одеваться или зашнуровывать обувь. Просто убедитесь, что обязанность, которую вы возложили на ребенка, вполне ему по силам, что это реальная, а не бесполезная работа, так как даже дошкольники знают разницу между ними. Цель заключается в том, чтобы ребенок почувствовал себя способным, активным членом семьи.
Успешное сотрудничество
Почти в любой группе детского сада вы увидите, что дети спокойно сидят в кругу, образуют упорядоченные линии, поднимают руки, прежде чем сказать что-либо, передают друг другу салфетки, тарелку с обедом и т. д. Возникает вопрос: как воспитатели добились этого? Как они заставляют десяток и более детей в возрасте до четырех лет сотрудничать охотно и радостно? Секретной формулы не существует, а большинство воспитателей советуют следующее:
6. Похвала является ключом, особенно если ваш ребенок не расположен к сотрудничеству. Попробуйте уловить тот момент, когда ребенок ведет себя хорошо, обратить на это внимание малыша и похвалить его за хорошее поведение. Дети повторяют тот тип поведения, который привлекает внимание взрослых.
7. Разработайте предсказуемый порядок и расписание. Дети сотрудничают в садике, потому что знают, чего от них ожидают. Они следуют, по сути, одному и тому же заведенному порядку день за днем, поэтому быстро учатся тому, что должны делать, и через некоторое время уже не требуют напоминания. Хотя нецелесообразно внедрять дома детсадовский порядок, чем более вы будете последовательными, тем более будет склонен к сотрудничеству ваш ребенок. Определите несколько рутинных правил и придерживайтесь их. Например, все одеваются перед завтраком. Когда мы приходим с улицы, то моем руки. Мама не читает сказки на ночь, пока все дети не переоденутся в пижамы. Со временем следование этим «домашним правилам» станет второй натурой вашего ребенка.
8. Расслабьтесь, не «берите в голову». Если ваш ребенок отказывается что-то делать, попробуйте превратить это в игру. Юмор и игры – это два полезных инструмента, о которых родители иногда забывают. Попробуйте обувать ребенка утром, играя в обувной магазин, например, так: «Добро пожаловать в обувной магазин мамы, я только что специально для вас получила прекрасную пару обуви из самой модной коллекции. Попробуйте ее примерить». Ребенку понравится такая игра.
9. Сообщайте о переменах заранее. Если ваш ребенок устраивает истерику, когда вы объявляете, что пора, к примеру, выключать телевизор, прекратить игру и идти есть или уходить из гостей, наверное, вы просто недостаточно заблаговременно предупредили его об этом. В садике детей предупреждают заранее о грядущих изменениях, чтобы они имели возможность закончить то, что они делают. Если вам нужно выйти из дома в 8:30 утра, предупредите вашего ребенка в 8:15, скажите, что у него есть еще пять минут на игру, а затем ему придется прекратить ее и убрать игрушки. Установите таймер, чтобы ребенок знал, сколько времени у него в запасе.
10. Награждайте рассудительно. Если ваш ребенок работает исключительно за вознаграждение, то не узнает о реальных причинах выполнения заданий – он должен убирать игрушки, чтобы остальные члены семьи не наступали на них, не спотыкались (не повредились) и не повредили ненароком. Совет: награждайте за успешные старания, такие как приучение к горшку, но избегайте награждать ребенка за повседневные дела, такие как самостоятельное одевание или чистка зубов.
11. Предоставьте ребенку структурированный выбор. Например, если ваш трехлетний малыш отказывается сидеть за обеденным столом, вы можете предложить ему на выбор либо сидеть спокойно и получить десерт, либо не сидеть и лишиться удовольствия. Сначала ваш ребенок может сделать неправильный выбор, но, в конце концов, сможет выбирать правильно, потому что заметит, что неправильный выбор лишает его желанных удовольствий. Сделайте так, чтобы нужный вам вариант А был более привлекательным, чем вариант Б.
12. Никаких если. Составляйте фразы таким образом, чтобы они предполагали сотрудничество. Высказывание «Если ты закончишь убирать свои мелки, мы можем пойти в парк» предполагает, что, возможно, ваш ребенок не станет убирать свои мелки. Вместо этого попробуйте сказать так: «Когда ты уберешь мелки, мы пойдем в парк».
13. Отдавайте предпочтение играм. Воспитатели не устают повторять, что дети сегодня менее способны играть творчески, чем дети десятилетие или два назад. Слишком большая часть их времени посвящена контролируемым мероприятиям. Совет: научитесь говорить ребенку «Иди, поиграй». Вы не должны занимать ребенка 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Пусть ему станет немного скучно, это не страшно. Главное, убедитесь, что у ребенка в наличии есть все необходимые средства, такие как наряды для кукол, краски и бумага, большая картонная коробка и пластилин.
14. Выполняйте задания под музыку. Есть все основания полагать, что музыка помогает во время уборки. Предоставьте ребенку возможность выполнить задание под музыку, и ему это покажется забавным и интересным. Вы можете даже предложить небольшое соревнование, например, сможет ли он одеться самостоятельно, пока звучит его любимая песня.
15. Поощряйте командную работу. Если ваш ребенок сражается за игрушку с другим ребенком, установите им таймер на пять минут. Скажите одному ребенку, что он может играть с игрушкой, пока не услышит сигнал, а затем наступит очередь другого ребенка.
16. Пусть ребенок сам решает незначительные конфликты. Вместо того чтобы вмешиваться в детские споры и решать их, отойдите в сторону и позвольте детям самим разобраться с конфликтом (если только они не начинают драться). Вы не будете рядом с ребенком всю жизнь и не сможете постоянно спасать его, поэтому позвольте ему научиться делать это самому.
Дисциплинируйте эффективно
В отличие от большинства родителей воспитатели не делают перерывы в воспитании дисциплины детей. Какие же советы о дисциплине предоставляют воспитатели?
17. Перенаправляйте, отвлекайте внимание ребенка. Если ваш дошкольник прыгает на диване или отбирает куклу у старшей сестры, отвлеките его, предложив нарисовать картину или вместе прочитать интересный рассказ.
18. Предотвращайте эмоциональные срывы при прощании. Если ваш ребенок нервничает по поводу разлуки с вами, дайте ему что-нибудь материальное, что напомнит ему о вас. Пусть он носит с собой вашу фотографию; поцелуйте кусочек ткани или вырежьте из бумаги сердечко и положите ему в карман. Имея что-то, к чему можно прикоснуться, ребенок почувствует себя менее тревожно и избежит истерик.
19. Привлекайте ребенка к исправлению плохого поведения. Если ребенок что-то нарисовал на стене, попросите его помочь вам смыть рисунок. Если он разрушил башню из кубиков своего приятеля, попросите его помочь ее восстановить.
20. Не откладывайте уроки дисциплины. Если вы должны сделать выговор ребенку, делайте его сразу же в тот момент, когда заметили плохое поведение. Иногда родители говорят: «Давай разберемся дома…», но к тому времени, как вы придете домой, ваш ребенок забудет о случившемся. Аналогично, отмена субботней поездки в зоопарк из-за истерики в четверг не предотвратит будущих эмоциональных всплесков ребенка, и ваш малыш расценит это, как случайное, незаслуженное наказание.
Источник
Ольга Беляева
Советы воспитателям
Советы воспитателям:
1. Помните, что все болезни начинаются с нарушений в энергетической, квантовой оболочке человека. Первые признаки этого – испытываемый дискомфорт. Создавайте для детей комфортную психофизическую обстановку.
2. Следуйте энергетическим ритмам. Выполняя режим дня, учитывайте состояние отдельных детей, допускайте для них отклонения в режиме. Чем младше ребенок, тем это важнее.
3. Не держите детей в течении дня в режиме коллективного общения. Оборудуйте места уединения, «зоны тишины», «минутки молчания».
4. Старайтесь заниматься с детьми в позиции «расположение по кругу». Дети должны видеть лица тех, с кем они общаются.
5. Обеспечивайте детям физический контакт с вами, со сверстниками (обнять, погладить по голове, прикоснуться). Дети дошкольного возраста в нем очень нуждаются.
6. Принимайте с детьми солнечные ванны на воздухе.
7. Учите детей ходить босиком, особенно по земле. Но не по асфальту и искусственным покрытиям.
8. Чаще слушайте с детьми звуки природы в разное время года.
9. Обеспечивайте в течение дня двигательную активность детей, возможность менять местоположение, позу. Сидение на стульчиках должно быть минимальным.
10. Используйте в течение дня, в разных ситуациях – юмор, смех, нормализующие душевное состояние ребенка.
Советы воспитателям:
1.Учите детей дышать носом: в нем воздух согревается и очищается.
2.Оберегайте дыхательные пути ребенка от заболеваний:
— не допускайте переохлаждения их на воздухе в сырое и холодное время года (игры со словами, пение – нежелательны);
— учите детей при кашле, чихании прикрывать рот и нос платком или, в крайнем случае, рукой;
— избегайте контактов с заболевшими детьми;
— в холодную погоду не закрывайте нос и рот ребенка шарфом, чтобы он не дышал влажным воздухом.
3. Следите, чтобы дыхательные пути ребенка были чистыми, свободными от слизи. Учите детей самостоятельно очищать нос, правильно пользоваться платком.
4. Постоянно проветривайте помещение. В зимнее время форточки и фрамуги держите открытыми по установленному графику, в летнее время – постоянно.
5. Старайтесь, чтобы дети были на открытом воздухе не менее 3-3,5 часов, предусмотрев в режиме дня утреннюю, дневную и вечернюю прогулки.
6. С помощью игровых приемов учите детей держать дыхательную паузу, развивайте речевое дыхание (медленный, долгий выдох).
7. Для развития диафрагмального дыхания чаще используйте пение стоя.
8. Не фиксируйте внимание детей на дыхании прямыми указаниями. Используйте для этого контрольные слова, произносимые при сжатии грудной клетки во время выполнения физических упражнений.
9. Не допускайте непрерывного звучания детского голоса более 4-5 минут, это может нарушить дыхание ребенка.
10. Учите детей беречь чистоту воздуха (не жечь костры, беречь свои органы дыхания, уходить из загазованного места.
11. Используйте воздушные ванны для закаливания детей. Они самый легкий вид закаливания. Воздушные ванны в виде полного и частичного обнажения кожных покровов ребенка в холодное время года проводят в комнате, а летом в теплое время на свежем воздухе.
Советы воспитателям:
1. За 15 минут до приема пищи дайте детям по четверти стакана чистой воды. Это утолит жажду и будет способствовать хорошему аппетиту.
2. Сервируйте столы для еды,соблюдая правила санитарии и эстетики: чистая, без пятен, выглаженная скатерть, красивая салфеточка, цветы, спокойная приятная музыка.
3. Продумайте,какими словами вы пригласите детей к столу: «хлеб-соль», «приятного аппетита», «приглашаю пообедать» и др., но никак не «садитесь за стол».
4. Не торопите детей во время приема пищи. Они должны научиться тщательно переживать пищу, иначе ее трудно будет проглотить. Слюнные железы у детей работают недостаточно.
5. Общайтесь с детьми ласковым, спокойным голосом. Это улучшает пищеварение.
6. Никогда не ругайте, не наказывайте детей во время принятия пищи, не говорите грубых слов. Страх вызывает напряжение всего тела, отвлекает жизненные силы от пищеварения.
7. Называйте правильно пищу, которую ест ребенок, подчеркивайте ее достоинства, вкусовые качества.
8. Никогда не кормите детей насильно, выясняйте причину отказа от пищи. Если малыш устал, докормите его.
9. Часто внезапное ухудшение аппетита – первый признак заболевания ребенка. Снижение аппетита у больного ребенка – защитная приспособительная реакция организма, предохраняющая желудок от перегрузки, поэтому стремление накормить малыша любыми средствами – вредно.
10. Соблюдайте нормы питания, помните, что организм ребенка растет и нуждается в разнообразных веществах.
11. Удовлетворяйте потребность детей в воде. Помните, что соки — это еда, жажду они не утоляют.
12. Учите детей пить мало, небольшими глотками, не больше, чем требует жажда. Безмерное питье переполняет ткани организма жидкостью, снижает активность процессов, ослабляет организм. Чем больше человек пьет, тем больше потеет и тем больше слабеет.
13. Не поощряйте питье во время еды и сразу после еды, так как это разжижает и вымывает пищеварительные соки и ухудшает переработку пищи. Если ребенок испытывает затруднения при переживании пищи из-за сухости во рту, можно разрешить пить компот или сок маленькими порциями.
14. Холодная вода замедляет все восстановительные процессы. Приучайте детей пить воду комнатной температуры.
15. Готовьте детям для питья очищенную воду. В условиях учреждения – это отстоянная, кипяченая вода.
16. Постоянно используйте воду в гигиенических целях. Помните, что вода еще хорошее закаливающее средство, особенно полезна вода открытых водоемов, бассейнов, роса на траве.
17. Учите детей относиться к воде бережно, не разливать без надобности, не бросать в водоемы ненужные предметы.
Советы воспитателям:
1. Дозировано давайте детям силовые нагрузки, в соответствии с возрастом.
2. Обеспечивайте детям в течении дня режим двигательной активности, при котором происходит равномерное напряжение и расслабление разных групп мышц.
3. Проводите с детьми специальные общеразвивающие упражнения, уделив особое внимание мышцам-разгибателям.
4. Развивайте с помощью игр мелкую моторику рук детей.
5. Предупреждайте нарушения осанки детей. Не допускайте неправильного положения тела, долгого стояния, сидения, неудобную постель, мебель.
6. Включайте в практику работы с детьми упражнения на ношение тяжести на голове (400 г, что формирует правильные изгибы позвоночника.
7. Оборудуйте в помещении спортивные уголки с набором спортивных пособий, игрушек для детей.
8. При проведении познавательных занятий меняйте позу ребенка не менее 3-4 раз за одно занятие. Сокращайте до минимума сидение за столом.
Советы воспитателям:
1. Для облегчения работы сердца развивайте у детей вспомогательное, периферическое сердце – мышцы. Мышцы, сокращаясь, выталкивают кровь из капилляров в сосуды, помогая нормальному кровообращению, обеспечивая хорошее питание всем органам тела.
2. Физические и эмоциональные нагрузки давайте дозировано, чтобы не вызывать утомления. Периодически контролируйте частоту сердечных сокращений (ЧСС, помните о незрелости сердечно-сосудистой системы.
3. В дошкольном возрасте для детей опасна любая потеря крови. Предупреждайте потерю крови,выполняя следующее:
— предохраняйте детей от травм, выполняя правила безопасности жизни (ОБЖ);
— мелкие царапины и ссадины обеззараживайте, смазывая дезинфицирующим раствором вокруг ранки, а не ее саму. Если в ранке грязь, смойте ее кипяченой водой;
— венозное и артериальное кровотечение на конечностях останавливайте наложением жгута выше ранки;
— при потерях крови до прибытия врача укладывайте ребенка так, чтобы омывались кровью жизненно важные органы (мозг, легкие, сердце).
— при носовом кровотечении делайте ватные или марлевые тампоны в нос, кладите холод на область носа и голову наклоняйте вниз, не опрокидывайте назад.
4. Научитесь прощупывать и подсчитывать пульс ребенка. Овладейте приемами элементарной реанимации.
Советы воспитателям:
1. Следите, чтобы мочевой пузырь и кишечник ребенка своевременно опорожнялся.
2. Требуйте от родителей ежедневного, правильного проведения гигиенических процедур для своих детей (подмывание как девочек, так и мальчиков, смена трусиков, исключение тесной, обтягивающей, сдавливающей одежды.
3. Не допускайте длительных, однообразных ритмических движений (качалки, каталки, лежания в постели без сна.
4. Напоминайте родителям о недопустимости просмотра эротических фильмов, картинок.
5. Не допускайте драк, борьбы со сдавливанием друг друга.
6. Не переутомляйте нервную систему ребенка.
7. Не рассказывайте дошкольнику, как устроены мужчины и женщины ниже пояса, а давайте понять их ролевые, психологические и социальные различия.Например: «Ты – мальчик и я доверяю тебе нести тяжелую сумку», «ты – девочка и лучше можешь украсить комнату».
8. В организации быта детей учитывайте половые различия детей. Это и раздельное пользование туалетом, и различное оформление спальни, и наличие разных игрушек, инструментов деятельности.
9.Используйте различные жизненные ситуации для правильного формирования взаимоотношений детей разного пола: покровительственно-защитно-мужественное у мальчиков, принимаю-
щее-нежно-заботливое у девочек.
10. Отвечайте детям на возникающие вопросы без вранья, тактично, в меру понимания ребенком зафиксированного им события. Ведите работу с детьми по половому просвещению индивидуально.
11. Воспитывать мальчиков и девочек нужно по-разному, с разных позиций по отношению к представителям противоположного пола. Поможет вам в этом эротический алгоритм для мальчиков и девочек.
12.В процессе работы с детьми разного пола используйте следующие методические приемы:
— чаще делите детей на подгруппы по признаку пола, отдавая первенство мальчикам, они всегда впереди девочек;
— сближайте мальчиков и девочек постепенно, тактично в играх,упражнениях:
А)сначала зрительный контакт: «мы вас видим»;
Б)затем речевое взаимодействие: «мы вас слышим»;
В) сближение биополями (30-70 см): «мы рядом с вами»;
Г) контакт и касание (взяться за руки)руками: «мы вместе»;
Д) физический контакт телом, касание друг друга плечами, спинами, бедрами, голенями, стопами, ягодицами;
— представляйте мальчикам (или девочкам) возможность самостоятельно выбирать себе партнера на основе личных симпатий;
— роль лидера отводите мальчику, учите его обращаться с девочкой нежно, аккуратно, не причиняя боли;
— мальчика привлекайте к помощи, защите девочек, придумывайте для этого игровые ситуации;
— в ситуациях, где нужно принять решение, взять на себя ответственность, приоритет отдавайте мальчикам.
Источник