Полезные советы для здоровья в детском саду

Полезные советы для здоровья в детском саду thumbnail

Очень важно прививать полезные привычки детям младшего возраста. Когда ребенок начинает осознавать себя и свою связь с окружающим миром, его нужно учить здоровому образу жизни. Но делать это нужно осторожно, не перегружая мозг малыша потоком научных знаний, а стараясь выработать в ребенке умение размышлять, чувствовать свой организм и делать соответствующие выводы. Формировать здоровый образ жизни поможет воспитатель в детском саду и родители. Итак, читаем, привитие навыков здорового образа жизни (ЗОЖ) для детей дошкольного возраста.

Нужно ли делать прививки ребенку: читайте в нашей статье ЗДЕСЬ

Здоровый образ жизни для детей

Взрослые
ответственны за воспитание и здоровье детей. Поэтому именно взрослые должны
быть хорошим примером для малышей, чтобы те могли впитывать положительные
эмоции и нужные знания.

Правила
здорового образа жизни малыши должны усвоить до окончания детского сада,
поскольку следующий период жизни – очень трудный: адаптация к школе, строгий
распорядок дня, новые задания. Конечно, планировать свой день маленькому
человеку еще не научиться, но он должен впитать знания о том, что хорошо, а что
плохо. Формировать здоровый образ жизни нужно систематически и последовательно.
При этом ребенок может не осознавать, что его обучают, он просто получает
интересные и важные знания, которые применит на практике:

  1. Правила
    личной гигиены;
  2. Уметь
    жить по режиму дня;
  3. Уметь
    вести себя дома, на улице, с учетом техники безопасности;
  4. Знать
    части тела и внутренние органы и как они работают;
  5. Знать
    правила питания;
  6. Понимать,
    как защититься от простуды;
  7. Уметь
    оказать первую помощь при ушибах и порезах;
  8. Знать
    упражнения для профилактики болезни.
  9. Понимать,
    что опасно, а что полезно.

Как правильно развивать ребенка физически пока он маленький?

Картотека для детского
сада на тему ЗОЖ

В детском саду
накоплен богатый опыт по формированию здорового образа жизни у детей. Полезные
привычки появляются благодаря специальной методике. Ребенок должен понять, что
нет ничего ценнее здоровья и жизни человека. Уяснить, что человек сам отвечает
за свое здоровье.

Как подготовить ребенка к школе? Что делать? Как заниматься?

Мероприятия по воспитанию ЗОЖ у дошкольников

Образовательный
процесс организован так, чтобы мальчики и девочки проходили обучение, играя и
занимаясь творческими делами. Это учение с увлечением дает гораздо больше
навыков, нежели стандартное занятие.

В детском саду
практикуются такие формы и методы работы с детьми:

  1. Наблюдение;
  2. Беседа
    с использованием игр;
  3. Занятия
    с наглядными пособиями;
  4. Чтение
    книг, историй, сказок о вредных и полезных привычках;
  5. Заучивание
    стихотворений о здоровом образе жизни;
  6. Проигрывание
    ситуаций с помощью игр и театральных сценок;
  7. Работа
    с родителями детей, ведь мама и папа – пример для сыновей и дочерей. 
  8. Для
    укрепления здоровья дети занимаются физкультурой и спортом, посещают
    специальные занятия. Очень популярны подвижные игры, развивающие занятия,
    динамические паузы. Важно научить ребенка правильной релаксации и гимнастике:
    пальчиковой, дыхательной, для глаз, бодрящей и пр.

Не знаете, что можно приготовить на стол в детский праздник? Читайте в нашей статье «ЧТО ПРИГОТОВИТЬ РЕБЕНКУ НА ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ»

Темы ЗОЖ

В детском саду
большое внимание уделяется следующим темам:

  1. Правильное
    питание.
  2. Режим
    дня.
  3. Двигательная
    активность.
  4. Полноценный
    отдых и сон.
  5. Здоровая
    гигиена.
  6. Психологическая
    атмосфера, благоприятная для человека.
  7. Здоровые
    привычки, закаливание организма.

Стоит
отметить, что в здоровые привычки, помимо прогулки, занятий спортом и другими
видами деятельности, входит правильное обращение с компьютером, планшетом,
сотовым телефоном. Современные дети практически не выпускают из рук гаджеты.
Это отрицательно сказывается на здоровье. Поэтому нужно воспитать в ребенке
грамотное пользование этими приборами именно в дошкольном возрасте, чтобы потом
не бороться с компьютерной или телефонной зависимостью.  

Правила ЗОЖ

В детском саду
ребенок должен усвоить следующие правила здорового образа жизни.

Первое правило
– для хорошего слуха и чистых ушей:

  1. Нельзя
    ковырять в ушах, можно повредить барабанную перепонку.
  2. Вода
    не должна попадать в уши, это опасно для слуха.
  3. Сильный
    ветер может застудить уши, и они заболят. Уши нужно прятать в шапке.
  4. Не
    любят уши сильный шум.
  5. Чтобы
    уши были чистые, надо чистить их ватной палочкой. Глубоко не толкать, аккуратно
    чистить.

Второе правило
– для зорких глаз:

  1. Лежа
    читать и близко смотреть телевизор нельзя.
  2. Трогать
    глаза грязными руками нельзя.
  3. Не
    забывать про гимнастику для глаз.
  4. Глаза,
    брови и ресницы любят умываться.

Третье правило
– для чистой кожи:

  1. Мыло
    и вода – лучшие друзья кожи.
  2. Нельзя
    кожу колоть и давить на нее.
  3. Рану
    на коже нужно промыть и обработать от инфекции.
  4. После
    ванны нужно хорошо вытереться.
  5. Грязное
    белье опасно для здоровья.
  6. Нельзя
    носить чужую одежду и обувь.

Четвертое
правило – для подвижности рук и ног:

  1. Утренняя
    гимнастика – закон.
  2. Нет
    — неудобной обуви.
  3. Варежки
    нужны в мороз, в них надо прятать руки.
  4. 4
    Длинные ногти – некрасиво и опасно, можно пораниться.
  5. Плавание
    – хорошая закалка.
  6. Пятками
    по песку – все болезни прочь.

Пятое правило
– для красивой осанки:

  1. Позу
    менять через 15 — 20 минут.
  2. Делать
    физкультуру для мышц спины, живота и позвоночника.
  3. Голову
    класть нужно на невысокую подушку.
  4. Тяжесть
    поднимать нельзя.
  5. Нельзя
    ходить на высоких каблуках.
Читайте также:  Методы оценки затрат и полезного эффекта

Шестое правило
– о правильном питании:

  1. Есть
    по режиму.
  2. Нельзя
    торопиться во время еды.
  3. На
    столе должны быть полезные продукты.
  4. На
    ходу есть нельзя.
  5. Холодная
    и горячая пища не может быть полезной.
  6. От
    переедания болит живот. 

Седьмое
правило – для крепости зубов:

  1. Грызть
    орехи нельзя.
  2. Чередовать
    горячую и холодную пищу нельзя.
  3. После
    каждого приема пищи нужно полоскать рот.
  4. 4.Утром
    и перед сном – чистить зубы.
  5. Побывать
    у стоматолога нужно раз в полгода.

Восьмое
правило – о правильном отдыхе:

  1. Душ
    перед сном – обязательно.
  2. Пить
    много воды перед сном нельзя.
  3. Спать
    нужно в проветренной комнате.
  4. Час
    до сна – тихий час, без телевизора, компьютера и громкой музыки.
  5. Спать
    нужно в тишине.
  6. Ложиться
    спать и вставать нужно по режиму дня.

Сказки

О здоровом
образе жизни написано много сказок. Причем их авторами нередко становятся сами
педагоги дошкольного образования. Герои сказок, которые сначала поступали
неправильно, в конце истории исправляются.

Сказка про бодрую Белку

Жили в одном
лесу звери, которым некогда было делать зарядку. Все они были очень заняты!
Медведь Топтыгин мед собирал, еж Пыхтелкин – грибы, лиса Патрикеевна хвостом
следы заметала… 

Жила в этом
лесу белка Стрелка, бодрая, спортивная. Она все успевала: и орехи найти, и в
дупле прибраться, и бельчат учить, и песни спеть. Такая она была веселая и
добрая, что все звери белку любили. Однако не могли понять звери: зачем с утра,
как проснется, белка по веткам скачет. То вверх, то вниз. Зачем? Лучше бы
понежилась, пока утренний сон не пропал.

Пришли
медведь, еж и лиса к белке и спрашивают: «Зачем?» А та отвечает: «Это утренняя
зарядка! Я от нее всегда такая бодрая и не устаю до самого вечера!» ««Вот бы и
мне не уставать», — говорит еж, — только я по веткам прыгать не могу». ««И я
хочу быть бодрой и красивой», – говорит лиса, – и я не умею лазать по
деревьям». «Вам и не нужно! – отвечает белка. – Можно делать другие упражнения!
Я вас научу, только чур – не лениться!»

Стали звери
каждое утро с белкой Стрелкой зарядку вместе делать. И через некоторое время
заметили чудеса. Медведь так ловко и умело мед собирал, что ни одна пчела его
не покусала. Ежик грибы домой стал приносить в два раза быстрее, лапки его
стали крепкие и сильные. На себя налюбоваться и лиса не могла – бодрая,
быстрая, стройная. Лесная красавица!

Пришли звери к
белке и говорят: «Спасибо, Стрелка, научила утренней зарядке! Теперь мы стали
самые здоровые и бодрые в лесу!» «И красивые», – добавила лисичка. А там и
другие звери захотели быть бодрыми и здоровыми.

Теперь каждое
утро в лесу начинается с зарядки.

Витамины для медвежонка Винни

Проснулся
солнечный Лучик, прыгнул на подушку к Винни Пуху, но медвежонок был не в духе.
Плохо себя чувствовал Винни Пух. Обиделся Лучик. Говорит: «Нельзя так целый
день лежать!» «А чем мне заняться?» – грустно спросил Винни. «Знаешь, – сказал
Лучик, – есть волшебные витамины для хорошего настроения! Пойдем, я покажу, где
они!» Не хотелось Винни Пуху никуда идти, но он был любопытный медвежонок.
Поэтому слез с кровати и пошел за Лучиком.

Шли они, шли и
пришли к домику Лучика. А рядом с домиком был огород с овощами и ягодами.

«Вот они, мои
витамины», – сказал Лучик. «Это просто морковка, свекла, капуста. Еще ягоды.
Обычная еда!» – не поверил Винни. «Нет! – сказал Лучик. – Не обычные. Потому
что папа Солнце и мама Земля подарили им витамины. Смотри, морковка дает глазам
зоркость, а чеснок прогоняет вредные бактерии. Да и другие овощи, фрукты и
ягоды дарят здоровье!» Удивился Винни: «А я и не знал, что на грядках растут
волшебные витамины!» «Я покажу, как приготовить из овощей и ягод вкусные и
полезные салаты! Тебе понравится!»

Медвежонок и
Лучик приготовили вкусный завтрак. Так понравились салаты Винни, что он решил
их есть каждый день. И настроение у него поднялось!

Решил
медвежонок свой огород завести и выращивать полезные овощи и ягоды. Чтобы не
расставаться с хорошим настроением и угощать всех друзей!   

Стихотворения

Сказка про Крокодила, который не следил за своим
здоровьем

Жил на свете Крокодил.

Он лечиться не любил.

Докторов он всех боялся,

От прививок уклонялся.

За собой он не следил:

Лапки он свои не мыл,

Зубки он свои не чистил,

О прививках и не мыслил.

Вот однажды утром встал

И себя он не узнал.

Весь опух, болит живот,

Не откроет даже рот.

«Что мне делать? Как мне быть?

Нужно помощь попросить.

Звери, птицы, помогите.

От боли вы меня спасите!»

Приползла к нему Змея

И ответила она:

«Срочно к доктору иди

И таблетки ты прими!»

Разозлился Крокодил,

Чуть Змею не проглотил.

Испугалась тут Змея

И скорее уползла.

Попугай к нему летит,

Крокодилу говорит:

«Тут одних таблеток мало.

Уколы делай, чтоб лучше стало!»

«Все само собой пройдет:

И ангина, и живот», –

Так ответил Крокодил

И зарылся прямо в ил.

Только боль-то не проходит,

Крокодил сильнее «воет»:

«Вот напасти, вот беда,

Ведите доктора сюда!»

Доктор вынул шприц большой:

«Ну, и где же наш больной?»

Крокодил раскрыл глаза,

По щеке бежит слеза.

Зубы крепко только сжал,

Укол себе он сделать дал.

Не прошло и полчаса,

А от боли ни следа.

Слава нашим докторам,

Кто здоровье дарит нам!

***

Чтоб здоровье сохранить,

Организм свой укрепить

Знает вся моя семья

Должен быть режим у дня.

Следует, ребята, знать:

Нужно всем подольше спать,

Ну а утром не лениться,

На зарядку становиться.

Чистить зубы, умываться

И почаще улыбаться,

Закаляться, и тогда

Не страшна тебе хандра.

У здоровья есть враги.

С ними дружбу не води!

Среди них тихоня-лень,

С ней борись ты каждый день!

Чтобы ни один микроб

Не попал случайно в рот,

Руки мыть перед едой

Нужно мылом и водой.

Кушать овощи и фрукты,

Рыбу, молокопродукты.

Вот полезная еда

Витаминами полна.

На прогулку выходи,

Свежим воздухом дыши,

Только помни – при уходе

Одевайся по погоде.

Игры на развитие мелкой моторики: смотрите ЗДЕСЬ!

Читайте также:  Жир акулы полезные свойства состав применение

Пословицы

Существует
много пословиц о здоровом образе жизни. Вот они.

  • Болезнь ищет жирную пищу.
  • Болен — лечись, а здоров — берегись.
  • Больному и мед не вкусен, а здоровый и камень ест.
  • Больному и золотая кровать не поможет.
  • Быстрого и ловкого болезнь не догонит.
  • В здоровом теле здоровый дух.
  • Вечерние прогулки полезны, они удаляют от болезни.
  • Все здоровые люди любят жизнь.
  • Где здоровье, там и красота.
  • Двигайся больше — проживешь дольше.
  • Деньги потерял — ничего не потерял, время потерял — многое потерял, здоровье потерял — все потерял.
  • Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.
  • Здоровье и счастье не живут друг без друга. Здоровью цены нет.
  • Здоровья за деньги не купишь.
  • Здоровье дороже богатства.
  • Кто встал до дня, тот днем здоров. Кто любит спорт, тот здоров и бодр.
  • Чистота — залог здоровья.
  • Чем лучше пищу разжуешь, тем дольше проживешь.

Загадки

Для того чтобы
ребенок лучше понял, что такое здоровый образ жизни, можно поиграть с ним в
загадки. Много загадок о полезных овощах. 

  1. Маленький
    и горький, луку брат (Чеснок).
  2. 2.
    Красна — девица сидит в темнице, а коса на улице (Морковь).
  3. Сто
    одежек, и все без застежек (Капуста).
  4. Заставит
    плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а… (Лук).
  5. Сверху
    зелено, снизу красно, в землю вросло (Свекла).
  6. Сидит
    мужик на полатях, весь в заплатах (Лук).

Игры

Дети любят
играть в подвижные игры. Это можно использовать на занятии по формированию
здорового образа жизни.

***

Волны плещут в океане,

Что там видится в тумане?

Это мачты кораблей, —

Пусть плывут сюда скорей!

Мы по берегу гуляем,

Мореходов поджидаем,

Ищем ракушки в песке

И сжимаем в кулаке.

Чтоб побольше их собрать,

Надо чаще приседать.

Сядем дружно на песок

И продолжим наш урок!

Каждая строчка
сопровождается движениями: сначала волнообразные движения руками, руки над
глазами (вглядываются), руки вверху, как мачты, изображают «плавание» руками,
ходьба на месте, наклоны вперед, приседания, сели за столики.

Другие подвижные игры для детей дошкольного возраста вы можете посмотреть в нашей статье ЗДЕСЬ.

Игра «Рисуем организм»

Дети вместе с
родителями рисуют организм человека. Две команды соревнуются на скорость. Можно
не рисовать, а прикреплять картинки к доске, на которой нарисован человек.

Игра «Полезный обед»

Команды
соревнуются на скорость и знания. Предлагается в корзину сложить полезные
продукты. На «прилавке» лежат и полезные, и вредные продукты. Нужно выбрать
правильные.  

Приучать ребенка к здоровому образу жизни очень важно в дошкольном возрасте. Для этого можно использовать и народное творчество, и игры, и театральные постановки, и викторины, и беседы с детьми и родителями, и интересные познавательные прогулки. Если формирование полезных привычек происходит в младшем возрасте, в школу приходит ученик, который знает: что такое режим дня, как правильно вести себя в обществе, на улице, в помещении, как защитить себя от болезней и опасностей. 

Здоровья Вам и Вашим детям! Наталья Белококытова

Источник

Надежда Бигашева (Киселева)
Здоровье ребенка в детском саду

Детский сад для ребенка- это практически его второй дом. Так как большую часть времени он проводит в детском саду. Но нужно подчеркнуть, что в каждом дошкольном учреждении присутствует агрессивная вирусная среда и она постоянно обновляется. Поэтому каждый попавший в эту среду ребенок подвергается угрозе частых простудных заболеваний. Несмотря на то, что у ребенка насморк или другие симптомы простуды или гриппа, родители все равно ведут своих детей в детский сад,

не подозревая о том, что они подвергают опасности всех детей группы.

Читайте также:  Нашим партнерам на странице полезную информацию

От инфекций ребенок не спрячется нигде ни дома, ни на площадке, и тем более не в садике. Среди инфекционных заболеваний есть такие, которыми лучше ребенку переболеть в детстве. Ведь когда ребенок маленький болезнь проходит легче. К таким болезням относятся ветрянка, краснуха и т. д. Чаще всего этими болезнями можно заразиться в детском саду.

Многие респираторные заболевания вызываются вирусами. И эти вирусы подхватывают воспитанники детского сада. Каждое заболевание, которое переносит организм ребенка, приводит к формированию иммунитета против этого возбудителя. Если простудные заболевания или другие, какие — либо болезни затягиваются или сопровождаются осложнениями, значит у ребенка слабый иммунитет.

Известно, что многие педиатры рекомендуют отдавать ребенка в доу в возрасте четырех лет, так как к этому времени иммунитет малыша уже более развит. До того как отдавать ребенка в детский сад, его сначала надо к этому подготовить. К сожалению, есть дети, которые часто болеют и мамам этих нужно подумать, что же делать в таких случаях? Мамам таких детей нужно заняться укреплением здоровья своих малышей.

1. Проветривать комнатные помещения, чаще гулять на улице.

2. Так же укрепить здоровье может помочь закаливание.

3. Так же очень важен рациональный режим питания и распорядок дня. Ребенок должен воспринимать еду в садике, как естественную, поэтому следует приучать его к кашам, киселям, компотам задолго до посещения детского сада.

4. Малыш, который знаком с гигиеническими правилами и навыками уже дома проходит период адаптации в садике намного быстрее. Правильное питание ребенка укрепит его здоровье и его организм будет подготовленным к психологической нагрузке.

5. Есть еще один способ укрепить организм ребенка- это спорт. Спорт не только укрепит организм ребенка, но и нормализует его психологическое состояние.

6. Танцы, физкультура, плавание, гимнастика- все это укрепляет иммунитет ребенка и защищает его организм от негативных воздействий.

7. И, конечно же, здоровье ребенка в детском саду зависит от стабильного эмоционального и психологического состояния, от способности малыша общаться со своими сверстниками, с взрослыми.

От чего же зависит сила иммунитета ребенка?

Почему один малыш может целый день бегать босиком по лужам и ничего не подхватить, а другой моментально реагирует повышением температуры даже на кратковременную прогулку в сырую погоду? Как видно, у первого ребенка сила неспецифического иммунитета гораздо выше, чем у второго.

Вакцинация, конечно, хорошее дело. Благодаря ей дети становятся невосприимчивыми к кори, ветрянке, коклюшу, дифтерии, некоторым формам гепатита и т. д. Однако неспецифический иммунитет вакцинация повысить не в силах. Малыш может иметь все прививки, соответствующие своему возрасту, и при этом каждый месяц страдать от ангины, трахеита, бронхита, отита. К сожалению, эти заболевания вызываются микроорганизмами, от которых прививок не делают.

Основные факторы, влияющие на состояние неспецифического иммунитета ребенка,следующие:

1)Условия жизни, обустроенность быта. Плохое материальное положение родителей, необходимость частой смены места жительства подрывает детский иммунитет.

2)Психоэмоциональная атмосфера в семье, в дошкольном учреждении. Если родители не прочь выпить и громко выяснять отношения при детях, если малыша обижают в детском саду, сопротивляемость организма падает. Малышу для здоровья нужны ласка, любовь и забота его близких.

3)Качество питания. Ежедневный рацион ребенка должен включать все необходимые витамины, микроэлементы, минералы. Несбалансированное питание существенно снижает иммунную защиту. Питание должно быть как можно более разнообразным и состоять из продуктов растительного и животного происхождения.

4)Наличие врожденных и приобретенных заболеваний. Иммунная система ребенка не может функционировать должным образом, если какие-либо его внутренние органы поражены болезнью. Довольно частое явление в детском возрасте – ослабление иммунитета из-за кишечного дисбактериоза, гастрита, пиелонефрита и т. д.

Слабый иммунитет у малыша следует заподозрить, если он болеет простудой более шести раз в год, и при этом заболевания протекают с осложнениями в виде ангины, пневмонии, а традиционное лечение помогает плохо.

К выбору дошкольного учреждения, где ребенку предстоит проводить большую часть своего детства, нужно подходить осознанно. И перед родителями стоит это важное решение.

Если малыш счастлив в детском саду, и с улыбкой идет домой,

То счастлива и его мама!

Причины, побуждающие ребенка драться

1. Если дерется с родными или сверстниками, то причины кроются в семейной атмосфере. Агрессия часто проявляется у детей, в семьях которых физическое воздействие в порядке вещей.

2. В тех случаях, когда родители постоянно кричат, и тем более дерутся между собой или бьют ребенка, тот перенимает подобную линию поведения. Каждый год в такой обстановке озлобляет кроху. Старшим он ответить пока не может, вот и вымещает злость на более слабых.

3. Постоянная критика также может вызывать драки. Важно не забывать отмечать успехи малыша.

4. Нехватка внимания. При равнодушии со стороны родителей и недостаточном проявлении любви кроха может начать драться, чтобы обратить на себя внимание.

5. Излишняя строгость, чрезмерное количество запретов, железная дисциплина.

6. Игнорирование склонности к дракам и поощрение в виде похвалы, когда ребенок дает сдачу.

Источник