Полезные советы и вредные привычки для детей

Многие привычки, полезные и вредные, формируются еще в детстве, и оказывают существенное влияние на жизнь, состояние здоровья, взаимоотношения с другими людьми, успешность. А значит, родителям следует с первых лет и даже месяцев жизни ребенка позаботиться о формировании у него правильных и полезных привычек. Полезные привычки для детей являются составляющей здорового образа жизни, прививая малышу правильные привычки, мы снижаем вероятность появления у него вредных. Если определенный комплекс правильных и полезных действий уже сформирован, без веских причин ребенок не станет от него отступать. Лучшим методом формирования и закрепления полезных привычек является личный пример родителей, в раннем возрасте они для малыша являются непререкаемым авторитетом и образцом для подражания.

Среди наиболее важных полезных привычек для детей можно назвать такие:

соблюдать распорядок дня;

выполнять гигиенические процедуры;

делать зарядку и заниматься спортом;

придерживаться рационального режима питания;

побольше времени проводить на свежем воздухе;

придерживаться правильного режима сна и бодрствования;

планировать свое время;

поддерживать чистоту и порядок;

создавать позитивный настрой, мыслить позитивно.

Четкий распорядок дня, система очень важны в жизни каждого человека. Когда ребенок совсем маленький, взрослые решают за него, что и когда он будет делать. Хорошо, если при этом они придерживаются режима, полезная привычка сформируется у ребенка с первых месяцев жизни, и ему будет проще уже осознанно соблюдать распорядок дня. Знакомство малыша с понятиями «режим, распорядок» можно провести одновременно со знакомством с часами, продемонстрировать движение стрелок и рассказать, что он будет делать, когда стрелки окажутся в определенном месте.

Полезные привычки

Учите ребенка любить работу

Приближаются выходные, и что слышат дети? Слава богу, пятница, можно отдохнуть от этой работы, начальник у меня — свинья, подчиненные не слушаются, а работа в целом бесит. Такая позиция с самого детства учит человека тому, что работа — это плохо, тяжело и неприятно. Дети, которых так тренируют, не захотят работать или начинать собственный бизнес. При этом нужно, чтобы ребенок был способен выполнять работу, которая ему не нравится или заставляет напрягаться — потому что это развивает характер, силу воли. Если же делать только то, что нравится — никакой дополнительной пользы для человека это не принесет.

Учите ребенка делиться.

«Я сам!» и «Мое!» — основные слова малыша. Фактически «Мое» — одно из слов, которое легче всего произнести ребенку.

Играя с другими детьми в песочнице, ребенок замечает новую игрушку. Он обязательно захочет с ней поиграть. Важно научить своего ребенка спрашивать разрешение взять что-либо чужое, а так же научить делиться с другими. Не принуждайте ребенка делиться. Вместо этого создайте отношения и среду, которые поощряют ребенка в этом желании. Владение дает силу. Для вас это только игрушки. Для ребенка это ценные, дорогие вещи. Уважайте чувства малыша, поощряя способность поделиться. Если зашел спор на счет какой-либо игрушки, практикуйте поочередное владение. Обязательно заранее скажите ребенку, что когда вы будете уходить, он все игрушки сможет забрать обратно.

Без телевизора и мобильного телефона

Кто лучший друг «нормального» ребенка? Скорее всего, телевизор, компьютер и мобильный телефон. Мобильник приучает человека не организовывать и не планировать свое время, а телевизор демонстрирует неправильные модели жизни. Чему вас учит мультик про Губку Боба? Ленивый, распущенный, нигилистичный мужичок радуется по поводу того, как он обвел вокруг пальца других. Вы хотели бы, чтобы ваши сыновья выросли такими мужичками? Хотели бы таких мужей для своих дочерей?

Народная мудрость недаром отмечает взаимосвязь между привычками человека и его судьбой. Сформировать правильные привычки в зрелом возрасте непросто, иногда приходится переламывать себя, а вот у детей они закладываются естественно. Важная роль в том, чтоб сформировать полезные привычки для детей, принадлежит их родителям. И личный пример тут важнее слов. Так что родителям нужно тщательно контролировать собственные привычки – не противоречат ли они тому, что взрослые пытаются привить ребенку.

Источник

Елена Гармаш
Конспект занятия «Полезные и вредные привычки»

Тема: «Полезные и вредные привычки».

Цель:

Сформировать у детей четкое представление о последствиях влияния привычек на здоровье человека.

Задачи:

1. Научить жить без вредных привычек.

2. Развивать речь, кругозор, логическое мышление.

3. Воспитывать у детей отрицательное отношение ко всем вредным привычкам.

Предварительная работа:

— Проработана литература;

-Подготовка иллюстраций, цитат для коллажа;

-Создание наглядной мультимедийной продукции (презентация).

Оборудование: Презентация «Полезные и вредные привычки», мяч, коробочка с вопросами, музыка «звуки леса», картинки для коллажа, ножницы, клей, фломастеры, карандаши, влажные салфетки, лист бумаги каждому.

Ход занятия

Вводная часть

Слайд 1

Воспитатель: Здравствуйте ребята, сегодня наше занятие посвящено серьезной теме привычки- что это такое? Какие привычки вредят нашему здоровью, а какие приносят пользу. Что же такое привычка?

Слайд 2

Ведь у нас, у людей, есть хорошие привычки и вредные привычки.

Привычка-это неосознанное повторение одного и того же действия. Привычка -это такое действие, которое человек выполняет как бы автоматически. У каждого человека в жизни вырабатывается много привычек, как полезных, так и вредных.

Основная часть

Слайд 3

Воспитатель: Ребята давайте подумаем, какие хорошие привычки вы знаете?

(ответы детей)

Воспитатель:

Слайд 4

Одна из хороших привычек — здороваться. Здравствуйте! При встрече люди обычно говорят это хорошее, доброе слово, желая друг другу здоровья.

А что такое здоровье?

Слайд 5

(ответы детей)

Воспитатель: А начну я свой рассказ о здоровье с притчи.

-Мудреца спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?».Вот что ответил мудрец: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля».

Здоровье-это бесценный дар. Без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой.

Слайд 6

-А еще какая полезная привычка?

-соблюдения правил личной гигиены. Всегда быть чисто и опрятно одетым, аккуратно причесанным – замечательная привычка.

Слайд7

И много других полезных привычек которые мы с вами сейчас повторим поиграя в игру «полезные и вредные привычки».

Дети становятся с круг, воспитатель в середине круга с мячом, бросая мяч ребенку называет полезную или вредную привычку ребенок отвечает вредная это или полезная привычка, обговаривая.

-Правильное питание?

-Здоровый образ жизни?

-Полноценный сон?

-Неряшливость?

-Соблюдение режима дня?

-Обман?

-Трудолюбие?

-Лень?

— Не аккуратность?

Воспитатель: Понравилась вам игра? Продолжим?

Слайд 8

Но существуют, к сожалению, и очень много вредных привычек. Поговорим о них. Вредные привычки плохо влияют на организм человека, портят нам жизнь.

— Какая самая распространенная вредная привычка?

Слайд 9

— Курение, человечество знает давно. Но последнее время проблема состоит в том, что курят очень молодые люди, дети, которые порой еще и не осознают, какой вред может нанести это их здоровью. Те из нас, кто уже приобщился к курению, наносят неисправимый вред своему здоровью.

-Ребята посмотрите у меня коробочка с вопросами, вы по одному достаете вопрос и отвечаете на него. Начнем?

1. Какое вещество, находиться в табаке, наносит самый сильный вред организму (никотин)

2. Какие еще вещества образуются в табаке при курении? (смолы, которые образуют раковые заболевания, тяжелые металлы)

3. Какие органы больше всего страдают от курения и почему? (легкие, печень)

4. Можно избавиться от этой привычки? (можно, но лучше не начинать).

Воспитатель: Молодцы ребята на все вопросы ответили правильно.

Предлагаю вам немножко отдохнуть.

Слайд 10 (Релаксация)

«На фоне спокойной музыки, звуков леса, дети закрывают глаза. Садитесь удобнее на стульчики, расслабьтесь».

Дети расслабляются, слушая музыку.

Воспитатель: Ну что ребята отдохнули?

Слайд 11

Следующая вредная привычка- пьянство, алкоголизм.

Воспитатель задает детям вопросы.

1. На какие органы больше всего влияет алкоголь (мозг, нервную систему, печень). Алкоголь – яд, разрушает клетки и ткани.

2. Какой характерный вид у ребят, которые употребляют спиртные напитки. (они не растут, худые, нервные, плохой прогноз на будущее).

Воспитатель: Алкоголь опасен в любом возрасте, особенно в детском и подростковом. Он делает человека зависимым, к нему быстро привыкаешь. Организм разрушается. Такую ошибку исправить трудно. Лучше ее не делать.

Слайд 12

Еще одна плохая привычка, это нецензурная речь (брань) Употреблять ее не прилично, но в кругу своих сверстников, вы часто употребляете такую «сниженную» лексику. А ведь наши предки практически не употребляли мат. Почему же мы становимся не лучше, а хуже их. У древних славян был запрет на матерную брань, так как считалось, что матершина оскорбляет Мать – сыру Землю, Богородицу (мать Иисуса Христа) и родную мать человека. Причем, бранящийся оскорбляет не сколько мать собеседника, столько свою собственную. Есть одна легенда, где говориться о человеке, который убил своего отца и женился на своей матери. С тех пор и пошла матерная брань. У славян нельзя было ругаться в доме, так как этот дом покидали ангелы. А бесы проникали в него.

-Психологи считают, что употребление мата формирует зависимость, сходную с алкогольной.

1 стадия: человек слышит мат и ему не стыдно.

2 стадия: человек употребляет мат для того чтобы быть крутым. Для напускной удали в своей компании. Именно в таких компаниях зарождается преступность, там не стыдно напиться, обхамить взрослого человека украсть где, что плохо лежит.

3 стадия: человек привыкает к этим словам. Употребляет их не замечая этого. Он забывает нормальные слова.

Ребята какой вывод мы сделаем?

(Ответы детей)

Слайд 13

Воспитатель: Что бы в жизни состояться, лучше матом не ругаться.

— как вы считаете, с кем приятнее общаться. С человеком, который имеет вредные привычки или полезные.

(Ответы детей)

Воспитатель: Конечно, вы правы, человек, у которого имеются вредные привычки, не только наносит вред своему здоровью, у него так же портятся отношения с людьми. Напротив, человек, имеющий полезные привычки, не только реже болеет, с ним приятно общаться, он подтянут, аккуратен, точен и это вызывает положительные чувства у окружающих.

Ребята я предлагаю вам самим сделать коллаж о вредных и полезных привычках все необходимое у вас на столах, приступим?

Практическая работа, изготовление коллажа.

Просмотр и обсуждение коллажа.

Воспитатель: И помните у вас всегда есть выбор каким быть. Так что старайтесь не приобретать плохих привычек.

-Ребята перед вами лист бумаги и карандаш, если у вас есть вредная привычка напишите ее на листе бумаги скомкайте лист и выбросите ее в мусорное ведро.

Слайд 14

И в заключении хочу сказать о главном

Кто хочет быть по жизни капитаном,

Что выбирает он – пусть для себя решит!

Мы за здоровье, спорт и экологию души!

Заключительная часть

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам оценить наше занятие.

Перед вами дерево счастья, посмотрите какое дерево, на нем чего-то не хватает, ребята чего же не хватает на дереве?

(ответы детей)

Воспитатель: Правильно ребята дерево нужно украсить, давайте украсим его красивыми цветами. Если вам понравилось, занятие-то украсьте дерево красными цветами если не очень понравилось-то синими цветами ну а если вообще не-понравилось то желтыми.

Источник

Привет всем! Каждый человек проходит эмбриональное развитие и на разных стадиях человек изменяется, у него формируются новые привычки и нормы поведения. К сожалению, у каждого человека имеются вредные привычки и возраст здесь играет малую роль. Вредные привычки бывают как у взрослых, так и у подростков, а также у детей более младшего возраста. Взрослым избавиться от таких привычек проще, в то время как для детей это более трудновыполнимая задача и зачастую эти привычки играют очень отрицательную роль в жизни детей. Статья разбирает вредные привычки у детей и приводит варианты решения проблемы.

Что такое вредные привычки у ребенка?

Вредные привычки у ребёнка — это действия ребёнка, которые по общественным или семейным правилам признаются плохими и нежелательными для совершения. С психологической точки зрения привычками называются действия, которые ребёнок повторяет, но зачастую не делает этого осознанно.

Ключевые причины, почему дети такое делают:

  • наличие проблем психологического или физиологического плана;
  • попытки привлечь к себе чужое внимание;
  • попытки себя успокоить или развлечь;
  • подражание старшим или детям своего возраста.

Виды вредных привычек у детей

Такие привычки у детей подразделяются на следующие виды: патология и норма.

Первый вид включает в себя:

  • покусывание ногтей, губ, пальцев или иного;
  • сосание пальцев;
  • выдергивание волос и так далее.

Второй вид включает в себя:

  • использование нецензурной лексики;
  • ковыряние в носу;
  • чавканье и так далее.

Причины вредных привычек у детей

В первый вид входит куда большее количество привычек и все они разные, но происходят от одинаковых причин: строгость воспитания со стороны родителей, мало заботы и внимания. Выполняя по привычке такие действия, дети компенсируют всё это и пытаются себя успокоить.

Привычки второго вида тоже может быть много, они являются следствием того, что родители не привили ребёнку правильные культурные ценности.

Как вредные привычки влияют на ребенка?

Любая вредная привычка оказывает негативное влияние на ребёнка и его социальную жизнь. Если их своевременно не устранить, то они негативно скажутся на здоровье и общественной репутации ребёнка. Подробнее о вредных привычках детей дошкольного и школьного возраста, а также их вреде, приведено ниже.

Вредные привычки у детей дошкольного возраста

Наиболее частые вредные привычки детей такого возраста:

  • сосание пальцев;
  • кусание ногтей, карандашей;
  • ковыряние в носу;
  • ябедничество;
  • ругательство.

Вредные привычки у детей школьного возраста

К наиболее частым вредным привычкам детей такого возраста могут относиться все те привычки, что могут быть и у детей дошкольного возраста, в особенности, если никто не работал над их устранением. Кроме того, в школьные годы могут наблюдаться такие вредные привычки:

  • воровство;
  • обман;
  • курение;
  • алкоголизм;
  • употребление наркотиков;
  • жевание жвачки;
  • зависимость от TV или смартфона.

Как избавить ребенка от вредной привычки?

Как же отучить ребёнка от вредной привычки? Существует следующий алгоритм, который поможет бороться с проблемой и решить её:

  • Определить причину возникновения привычки.
  • Поговорить с ребёнком, чтобы он осознал, что это плохая привычка.
  • Помогать ему избавиться от этой привычки.

В зависимости от привычки, есть следующие варианты, как избавить от неё ребёнка:

  • сосание пальцев — нужно сыграть с ребёнком в игру: мальчикам объяснить, что пальчики тоже живые и если их сосать, им будет больно. Девочкам рассказать о том, что у девушек должны быть красивые пальчики и, если они продолжат сосать их, то красота будет утрачена;
  • покусывание ногтей, карандашей — чаще всего, дети делают это из-за нервов и попытки выяснить причины часто могут не дать результатов. Поэтому детям нужно рассказать про последствия такой привычки (например, про микробов и их негативное влияние на организм);
  • ковыряние в носу — часто дети делают это из-за недостаточной влажности в помещении, поэтому стоит её повысить, а ребёнку рассказать, что это некрасиво и вредно, так как ковыряние в носу приводит к уничтожению естественных фильтров, которые располагаются в носовом проходе;
  • ябедничество — обычно ябедничают маленькие дети и во многом потому, что не понимают своих поступков. С ними надо поговорить, объяснить разницу того, как стоит и не стоит поступать, после этого привычка скорректируется.
  • воровство, обман — такие поступки чаще тоже происходят из непонимания, что есть хорошо, а что — плохо. Ребёнку нужно охарактеризовать эти поступки, пояснить их негативные последствия. Для простоты понимания, пояснение ему можно давать, показав какой-то тематический мультфильм;
  • жевание жвачки, ругательство, курение, алкоголизм, употребление наркотиков — такие привычки являются следствием подражания. Первое, что необходимо сделать — проговорить вред данных привычек, а далее, в зависимости от степени привычки, возможно придется прибегать к лечению у специалистов, потому что такие привычки быстро вызывают зависимости, которые в домашних условиях уже не решить;
  • зависимость от TV, компьютера и смартфона — эта привычка часто появляется у детей, так как сейчас таков современный мир. Нужно пояснить ребёнку о вреде такой зависимости (головные боли, быстрая утомляемость, проблемы со спиной и зрением) и отвлекать его на иные, более подвижные игры или интересные задачи, которые требуют решения.

Профилактика вредных привычек у детей и подростков

Как уберечь детей от возникновения вредных привычек? Успешная профилактика достигается путём выполнения следующих рекомендаций:

  • Своевременные рассказы о том, что есть хорошо, а что плохо. Рассказы о плохих привычках и о том, какое негативное влияние они оказывают на здоровье.
  • Проявление внимания к ребёнку, решение его проблем и беспокойств своевременным образом.
  • Привитие правильных культурных ценностей.
  • Правильное питание и планирование корректного распорядка дня.
  • Родители должны поддерживать связь с воспитателями и учителями, чтобы быть в курсе поведения своего ребёнка в обществе и своевременно проводить воспитательную работу дома, если она необходима.

Последствия вредных привычек

Мы уже разобрались, почему у детей различного возраста появляются вредные привычки и как им можно противостоять. Всегда стоит заниматься профилактикой вредных привычек, чтобы избежать негативных последствий в будущем. Не стоит также забывать, что если простая вредная привычка у вашего ребёнка перетекла в серьёзную зависимость, то здесь потребуется консультация соответствующего специалиста.

С уважением Алексей!

Источник: https://lexin-blog.ru/vrednye-privychki-u-rebenka.html

Источник

Светлана Челнынцева
Конспект беседы в подготовительной группе «Полезные и вредные привычки»

Цели: — учить детей отличать вредные и полезные привычки;

— формировать сознательный отказ от вредных привычек;

— развивать творческие способности, воображение;

— воспитывать у детей интерес к познавательной деятельности;

— воспитывать у них отрицательное отношение к всем вредным привычкам, большое желание вести здоровый образ жизни.

Оборудование: зеленые и красные карточки у детей, иллюстрации, картинки.

Организация детей: сидят на ковре полукругом.

Ход беседы.

— Здравствуйте, дети!

— Я очень рада видеть вас всех такими красивыми, радостными и здоровыми. Надеюсь, у вас отличное настроение. (Психологический настрой). Послушайте стихотворение и подумайте, о чём мы будем говорить.

Про девочку, которая сосёт палец.

-Неземная красота,

Выньте палец изо рта!

Девочки и мальчики,

Не сосите пальчики.

Дорогие детки,

Пальцы — не конфетки.

Эдуард Успенский

— Дети, с этих строк стихотворения вы могли понять, о чем пойдет сейчас речь. Так, это — привычки.

Воспитатель: Каждый человек способен привыкать к каким-то действиям, ощущениям. Кто-то привык рано ложиться спать, а кто-то — поздно; кто-то привык делать по утрам зарядку, а кто-то нет. Что появляется у человека? Правильно, привычка. Сегодня мы с вами поговорим о привычках.

— Что такое привычка?

Дети: Это действие, которое мы повторяем, даже не всегда замечая это. Привычка — это такое действие, которое становится для нас тем, без чего мы не можем жить.

— Ребята перечислите привычки, которые есть у вас или какие вы знаете?

Дети: Приходя с улицы переобуваться в домашнюю обувь, домашнюю одежду, мыть руки с мылом, умываться, ковыряться в носу, ябедничать.

— Дети, а какие бывают привычки?

Дети: полезные и вредные.

— Что такое полезная привычка?

Дети: Она приносит пользу.

Полезные, хорошие привычки делают человека более сво­бодным, так как о многих своих действиях он перестает задумываться, они словно совершаются сами собой. Полезные привычки помогают сохранить здоровье и об­легчить нашу жизнь. Давайте вместе подумаем и вспомним, какие еще хорошие привычки бывают? Что это за привычки?

Дети: Почаще мыть руки с мылом, умываться и закаливаться холодной водой по утрам, делать зарядку, со­блюдать режим дня, соблюдать чистоту и порядок дома.

— А еще? Какие очень нужные действия мы совершаем как бы автоматически?

— Верно! Приходя с улицы, переобуваемся в домашнюю обувь, надеваем домашнюю одежду. А ту, что сняли, акку­ратно вешаем в шкаф.

Кстати, привычка ценить время, и свое, и своих родных и друзей, — замечательная привычка.Недаром говорят: «Точ­ность — вежливость королей». Значит, невежливо опазды­вать на встречу с другом, на занятия в школу или в спортив­ную секцию.

— О каких еще хороших привычках мы забыли? Кто нам напомнит? Да, вы правы! Соблюдение чистоты и порядка в доме, уборка комнаты пылесосом или влажной тряпкой, мытье посуды — это хорошие привычки.

Полезная привычка — соблюдение правил личной гиги­ены. Всегда быть чисто и опрятно одетым, аккуратно приче­санным — замечательная привычка.

— Но существуют, к сожалению, и вредные привычки.

-Что такое вредная привычка? По­говорим о них.

Дети: Это привычка, которая приносит вред.

Вредные привычки плохо влияют на орга­низм человека, портят нам жизнь. Назовите вредные привычки.

Дети: Это несоблюдение режи­ма дня, малая подвижность, курение и другие плохие при­вычки.

— Как вы думаете, хорошо ли всюду разбрасывать книжки, игрушки?

— Конечно плохо. А почему?

— Да потому, что потом на поиски нужной вещи вы потра­тите много времени. А время нужно ценить! У каждой вещи должно быть свое место! Класть вещи на место — полезная привычка!

— Сейчас мы поиграем в игру «Полезно — вредно». Я буду называть привычки, а вы, если это полезная привычка – показываете зелёную карточку, красную карточку, если вредная.

Грызть ногти;

Соблюдать режим дня;

Долго смотреть телевизор;

Правильно питаться

Говорить неправду.

Общаться с людьми;

• Чистить зубы.

• Кричать

• Убирать за собой игрушки.

• Делать зарядку.

• Есть много сладостей.

• Грызть ногти.

• Обзывать детей.

• Говорить правду.

• Неряшливо одеваться.

• Пользоваться носовым платком.

• Обманывать.

• Кушать молча.

• Здороваться.

— Дети, какую пользу приносят полезные привычки?

Дети: Они делают человека собранным, здоровым, аккуратным. А вредные привычки? Они делают человека неряшливым, грубым, драчливым и т. д.

— Послушайте поговорки о привычках:

• За худую привычку и умного дураком обзывают.

• Побороть дурные привычки легче сегодня, чем завтра.

• Наилучший наставник во всем — привычка.

— Есть еще вредные, опасные для жизни привычки, это курение, алкоголь, наркомания. Эти привычки разрушают здоровье людей. При курении легкие чернеют; появляются кашель, одышка, бронхит. Алкоголь притупляет способность ясно мыслить, нарушает координацию движений, затрудняет речь.

Каждый твердо должен знать:

Здоровье надо сохранять.

Нужно правильно питаться,

Нужно спортом заниматься.

Руки мыть перед едой,

Зубы чистить, закаляться

И всегда дружить с водой.

И тогда все люди в мире

Долго- долго будут жить.

И запомни: ведь здоровье

В магазине не купить!

Подведение итога занятия.

— Дети, что мы сегодня делали?

— В какую игру играли?

— Какие выводы вы для себя сделали?

— Немало пословиц и поговорок о здоровье сложено и рус­ским народом. Например,такие: «Здоровье дороже золота» или «Здоровье ни за какие деньги не купишь».

— Давайте нашу беседузакончим мы такими словами: Если у нас есть здоровье – то будет все. Берегите его с детства! У некоторых из нас есть и хорошие привычки и дурные. Редко встретишь человека, у которого только хорошие по­лезные привычки. Но с вредными привычками надо бороться, а сила воли поможет их победить. На этом наша беседа подошло к концу.

Список использованной литературы

1. Ким В. В. из опыта работы с трудными подростками; Классный руководитель. 1998. № 4.

2. Легальные и нелегальные наркотики; под редакцией В. А. Ананьева. СПб., 1996.

3.Семейное воспитание: Краткий словарь; Сост. И. В. Гребенников и Л. В. Ковинько. М., 1990.

4. Успенская И. А. Родительское собрание. Подростки и наркотики в современном мире; Классный руководитель. 1998. № 4

5. Щуркова Н. Е.Взгляд со стороны: путь от алкоголизма; Классный руководитель. 2000. № 1.

Источник