Полезные советы к уроку по русскому языку
Содержание:
- Где грамотные?
- Почему трудно учить русский язык: идем к логопеду
- Миф о врожденной грамотности
- Как подтянуть русский язык без репетитора
- Учим правила школьной программы по русскому — весело: запоминалки
«На дощатой брусчатой террасе небезызвестная веснушчатая Агриппина Саввична потчевала коллежского асессора Аполлона Ипполитовича винегретом, моллюсками и другими яствами». Этот заковыристый диктант писали, доказывая свою грамотность, еще наши бабушки. Как правило, с первого раза обойтись без ошибок мало кому удавалось. Зато экзаменуемые на всю жизнь запоминали правописание тех слов, с которыми не справились. Сегодня детям нужно сначала перевести отрывок с русского классического на русский современный. Потому что, уверяют преподаватели-филологи, словарный запас нынешних детей и подростков стремительно сокращается.
Недавно в одной из московских школ одиннадцатиклассники, записывая под диктовку отрывок, дружно вместо «Грибоедов боролся с мракобесами» написали «с рокобесами». Ибо «рок» и «бесы» — это еще как-то понятно, а о «мракобесах» никто не слышал. Как и о «молотьбе» или, скажем, о «брошюре».
Так что если хотите вырастить грамотного ребенка, первым делом проинспектируйте домашние книжные полки: ведь, кроме орфографического словаря под ред. В. В. Лопатина, на них хорошо бы поселить, как минимум, еще и толковый словарь, и орфоэпический. И, конечно, научить ребенка ими пользоваться.
Но вернемся к незабвенной веснушчатой Агриппине: оказывается, актуальность текста сохраняется и по сей день. Ведь практически каждое слово в этом диктанте — на какое-то определенное правило.
Судите сами:
- «брусчатая» — суффикс -чат- (суффикса -щат- не существует);
- «небезызвестная» — пишется слитно, потому что можно заменить синонимом «известная». А после русских приставок на согласные вместо и пишется именно ы;
- «потчевал» — если в 1-м лице глагол заканчивается на -ую (потчую), то выбираем суффикс -ева-.
Ну, а уж правописание таких имен и отчеств, как Агриппина Саввична и Аполлон Ипполитович, надо твердо знать, потому что сегодня старинные имена в большой моде. Так что лет через 20 эти знания могут пригодиться, когда придется письменно обращаться к партнерам, коллегам, и тем более к начальству.
Где грамотные?
«Недавно к нам на практику пришла студентка 5-го курса филфака одного известного и уважаемого вуза. Ее конспект к первому уроку начинался так: „Здраствуйте дети“ — без в и запятой!» — с негодованием рассказывает директор московской школы.
И негодование это готовы разделить многие. Ведь говорить о том, что всеобщая грамотность падает, уже даже как-то банально. Почему все это происходит и что с этим делать?
Причины безграмотности:
- Первая, которую всегда называют учителя, психологи и социологи, — отсутствие привычки к чтению. Причем не читают не только дети и подростки, а все вообще. Или читают, но не то: в «литературной макулатуре» не только образцов грамотной речи не найдешь, — там и с корректурой дела обстоят из рук вон плохо.
- Свою лепту вносит и интернет-общение: принятые там сокращения, сленг, небрежное обращение с орфографией невольно переносятся и в нормальную письменную речь.
- Приходится констатировать ухудшение подготовки в школах и вузах.
- Многое зависит от того, что родители не там ищут проблему. Ребенок получает двойки по русскому, а его ругают за лень. Не может связать двух слов, а его всеми силами запихивают в сильный класс с усложненной программой: мол, пусть лучше там будет отстающим, чем в обычном — середнячком. И в итоге запускают возможные логопедические проблемы, которые имеют свойство проявляться в том числе и как безграмотность.
Почему трудно учить русский язык: идем к логопеду
Итак, в погоне за грамотностью первым делом необходимо показать будущего школьника логопеду. Причем чем раньше — тем лучше.
«Уже к четырем годам, — утверждает логопед Ольга Ковалевская, — можно определить, входит ли ребенок в группу риска. И это именно тот возраст, когда лечение окажется максимально эффективным».
Что должно насторожить родителей и стать поводом сходить к специалисту:
- ребенок не все звуки выговаривает четко, заменяет одни на другие (р — л, с — ш);
- не различает на слух речевые звуки (звонкие — глухие, твердые — мягкие, свистящие — шипящие);
- пропускает слоги в словах: например, вместо «ве-ло-си-пед» произносит «ве-ло-пед»;
- у малыша недостаточно развита мелкая моторика (не может завязать шнурки, застегнуть пуговицы и т. д.);
- недостаточно сформированы зрительно-пространственные представления (не может скопировать изображение, путает право — лево, верх — низ и т. д.).
Нарушения чтения и письма проявляются уже к середине 1-го класса. Например, ученик, страдающий дислексией, во время чтения вслух переставляет или пропускает буквы, а иногда и слоги.
А тот, у кого дисграфия, вместо строчной д пишет строчную у, а вместо в — ф. А еще пропускает или переставляет буквы в словах. И даже если он выучит все правила — будет делать множество ошибок в диктантах. С последней проблемой сталкиваются те, кому логопед может поставить диагноз «дизорфография».
Миф о врожденной грамотности
Бывает, что подобрать проверочное слово не получается из-за скудного словарного запаса. Но с этой проблемой логопед уже не поможет — если дети мало читают, откуда взяться богатой лексике?
Почему-то принято считать, что любовь к книге надо воспитывать с того момента, как дети научились читать, а грамотность — только когда начинают писать. Это ошибка!
Уважение к книге прививается уже лет с 3-х. И начинается с того, насколько часто ребенок видит с книгой маму и папу. И насколько часто и много они читают ему.
«Иногда я слышу, как человек хвастается: „Правил никогда не учил, а пишу без ошибок! У меня — врожденная грамотность!“ — рассказывает психолог Андрей Соколов. — Отсюда можно сделать вывод, что существует и врожденная безграмотность. А значит, учись — не учись, результат один? Боюсь расстроить тех, кто в это верит, но умение писать без ошибок — все-таки свойство приобретенное. Просто приобретено оно теми, у кого это получается вроде бы автоматически, в раннем возрасте».
Что же необходимо, чтобы так называемая «врожденная грамотность» появилась?
Во-первых, нужно обладать отличной зрительной памятью.
Во-вторых, много читать. И чем раньше ребенок возьмет в руки книгу, тем лучше. Кстати, даже «грамотей от природы» в действительно сложных правилах все-таки ошибается и не всегда уверен в пунктуации.
А как развить зрительную память? Способов немало. Назовем самые среди них распространенные:
- работа с картинками «Найди 10 отличий»;
- игра в «Что пропало?»: разложите на столе 7–10 предметов, и когда ребенок скажет, что запомнил их все, попросите его отвернуться и уберите что-нибудь или переставьте. Задача — определить, что изменилось;
- одно из самых эффективных упражнений: показать ребенку лист бумаги, на котором изображены простые фигурки или узоры, и попросить попытаться нарисовать их по памяти.
Как подтянуть русский язык без репетитора
Предположим лучший вариант развития событий: у вашего ребенка нет никаких логопедических проблем, а в семье — культ чтения. Все это не означает, что чадо станет грамотным само собой. Процесс необходимо контролировать и направлять.
До школы
- При чтении вслух четко проговаривайте все слова.
- Разговаривайте с ребенком больше. Каждый раз, когда читаете сказки, ведите беседу: кто главный герой, где живет, что делает… И следите, чтобы ребенок отвечал не односложно, а предложения строил логически.
Начальная школа
- В 1-м классе смотрим, в каких словах ребенок ошибается, и всегда делаем работу над ошибками.
- Ставим задачи: найти в тексте, например, имена собственные (в том числе клички животных, названия городов). Спрашиваем: «А как бы ты их написал?»
- Во 2–3-м классе все то же, но просим найти еще и, например, все прилагательные. Или все слова с безударной гласной и т. п.
- Для закрепления пройденного полезно так называемое «письмо с дырками». То есть слова, в которых ударные гласные и гласные, в которых ребенок уверен, пусть он пишет, а те, в которых сомневается, пропускает. Чтобы потом подумать, подобрать проверочные однокоренные слова. Например, мол…ко. Проверочное слово «молочный». Это отличный прием для выработки самоконтроля.
- Когда устраиваете домашние диктанты, сначала обязательно прочитайте текст вслух и попросите ребенка закрыть глаза и, слушая, представить то, о чем говорится в тексте. И только потом начинать писать.
Средняя школа
- Величайшая ошибка родителей часто болеющих детей (а сегодня таких — большинство) — забывать о том, что домашнее задание — это лишь треть от того, что ученики проходят в классе. То есть просто выполнить все, что задали на дом, совершенно недостаточно: надо выполнить и все упражнения, которые есть в учебнике по пропущенной теме.
И вообще, золотое правило отличника: лучше всех экзамены сдает не самый способный, а самый усердный. То есть тот, кто не ленится выполнять всю рутину ежедневных заданий. Тогда правила правописания будут соблюдаться автоматически. Тем более что действительно сложных среди них не так много. И если они не даются, надо обратиться за помощью к учителю.
- Как и в начальной школе, работа над ошибками остается важнейшим оружием в борьбе с безграмотностью. Она должна быть неизбежно и обязательно! У хорошего учителя все ученики заводят специальную тетрадочку, куда выписывают слова, в которых сделали ошибки. Потом из этих слов составляются диктанты: вполне достаточно писать их 2 раза в неделю по 5 минут.
Учим правила школьной программы по русскому — весело: запоминалки
Ребенок с неприятным упорством забывает правила и лепит ошибку на ошибке? Не сорваться и не отругать его при этом очень сложно. Но сдерживаться придется: все равно от крика пользы не будет, а нетерпимость в этом вопросе — плохой помощник. Поверьте, чем веселее борьба, тем легче выиграть.
Русский язык ведь очень логичный. Возьмем для примера все ту же Агриппину Саввичну: что у нее на носу — веснуски или веснушки? И сразу понятно, почему пишется «веснушчатая». Опытный педагог знает: если дети посмеются над ошибкой, на будущее наверняка запомнят правильное правописание слова.
А как запомнить все глухие согласные? Попробуйте вызубрить с — т — п — к — х — ч — ш — щ — ц — ф. Трудновато, да? Внимание — включаем фантазию, и вот уже: «Степка, хочешь щец? — Фи!» Тут они все, и запомнить несложно.
А, например, словосочетание «Зося ждет» включает в себя все согласные, после которых следует ставить суффикс -чик-.
Не уверены, как пишутся слова «мужчин» и «женщин»? Включите домостроевскую логику: «мужу — чин, жене — щи». Точно не ошибетесь! Обычно дети от таких педагогических хитростей приходят в восторг.
Что еще помогает подружиться с родным языком?
- Поработайте со словом, в котором постоянно делаете ошибку: несколько раз напишите его, выговорите по слогам, раскрасьте букву, в которой ошибаетесь.
- Анаграммы, кроссворды, шифры, шарады, ребусы превосходно развивают наши интеллектуальные способности.
- Простая и забавная игра: один человек зачитывает из словаря определение, а другие должны идентифицировать слово.
- Запишите свою речь на диктофон (а еще лучше — создайте видеоклип). Велика вероятность, что, послушав себя со стороны, обнаружите, что совершаете множество речевых ошибок: неправильно строите предложения или используете слова-паразиты.
Источник
Лайфхаками уже давно пользуются учителя всех предметов. Предлагаю некоторые лайфхаки для русского языка.
Кто не знает легендарную фразу «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку», которая помогает запомнить падежи? Или «ФоКа, ХоЧеШь ПоеСТь ЩеЦ?», содержащую глухие согласные? И таких приемов в арсенале у учителей-словесников довольно много, ведь русский язык – наука сложная, без «палочки-выручалочки», облегчающей понимание, не обойтись.
Возможно, я не открою для вас Америку, рассказав о некоторых таких приемах. Тем более не претендую на авторство. Какие-то из них я вычитала в книгах, какие-то подсмотрела на уроках у коллег, некоторые придуманы самостоятельно. Я предлагаю своим читателям дополнить статью своими методическими лайфхаками в комментариях, создав таким образом маленькую копилку интересных идей.
Суффиксы -а, — о в наречиях
Чтобы правильно написать эти суффиксы, надо запомнить приставки. Если в наречиях приставки из-, до-, с-, то пишем суффикс –а. Если приставки на-, за-, в-, то пишем –о. Часто эти приставки путаются у детей в голове, поэтому на помощь можно позвать слово «ОКНО». Надо просто поставить после приставки это слово, и сомневаться в гласной на конце не придется. Например: слев(?) – с окнА, значит, пишем слевА; налев(?) – на окнО – пишем налевО.
Суффиксы –чик, — щик
Чтобы правильно написать букву Ч или Щ в суффиксе, надо посмотреть, какая согласная стоит перед ним. Но сложность заключается в том, что дети не всегда запоминают эти самые буквы. Тогда можно дать фразу: «я ТоЖе ЗДеСь». В ней содержатся все согласные, после которых пишется суффикс –чик. Например: налаДчик, закаЗчик, лёТчик.
Безударные гласные в личных окончаниях глаголов
Часто бывает, что дети без труда ставят глагол в неопределенную форму, определяют спряжение, а вот соответствующее окончание вспомнить не могут. Да, может, и не надо запоминать целую таблицу со всеми окончаниями? Можно ведь запомнить всего шесть букв с помощью двух слов «цЕлУЮ» — гласные 1 спряжения, «мИлАЯ» — гласные 2 спряжения.
Склонение сложных числительных со вторым корнем –ст-
При склонении сложных количественных числительных нужно изменить каждый корень. С первым корнем проблем, как правило, не бывает, а вот второй (-ст-) доставляет немало хлопот, потому что учеников сбивает числительное «сто», имеющее всего две формы, в отличие от своего родственника, входящего в состав сложных числительных. Так вот, чтобы не ошибиться со склонением этого корня, поставим вместо него слово «ноты». Какое окончание будет в этом слове, такое и в числительном. Например: нет восьмисот или восьмиста? Заменяем: нет восьми НОТ. Значит, восьмиСОТ.
Сонорные согласные
Чтобы ученики легче запомнили все сонорные, можно предложить им красивое и интересное слово «ЛаМиНаРиЙ».
Суффиксы причастий
Сколько же проблем доставляют нам эти причастия! Суффиксы, конечно, все равно придется выучить – не так уж их и много. А вот определять по суффиксам разряд причастий поможет такой лайфхак. Все действительные – «шипят»: ущ, ющ, ащ, ящ, вш. А вот страдательные – нет. А сама шипящая в действительных причастиях может помочь определить время. НастояЩее – это суффиксы с буквой Щ – ущ, ющ, ащ, ящ. А проШедшее – это суффикс с буквой Ш – вш.
Определение границ причастного и деепричастного оборота
Чтобы ученики не потеряли зависимые от причастия и деепричастия слова, называем их «соседями». Предлагаем найти причастие (деепричастие) и задать вопрос к «соседу слева» и к «соседу справа». А потом, когда предполагаемые «соседи» найдены, прочитать предложение, исключив найденный оборот. Если останется нормальное предложение, значит, оборот найден верно.
А какие приемы используете вы? Поделитесь своими идеями, которые можно использовать в качестве лайфхаков на уроках русского языка.
Другие статьи о школе, образовании и воспитании читайте на канале «REALITY ШКОЛА».
Источник
Здравствуйте, Я уже 5 лет живу в России хорошо понимаю по-русский как говорят носители языка у меня отличный русский.
Но я сам так не считаю. Как я могу улучшить свой русский. Изучить… Читать далее
Анонимный вопрос · 4 августа 2019
18,7 K
Преподаватель русского языка как иностранного, автор уроков на портале Youlang · youlang.ru
Если я правильно поняла ваш вопрос, вы уже неплохо понимаете русскую речь (можете читать, воспринимаете русский на слух), но пока не очень хорошо говорите и пишите сами. Скорее всего, вы знаете много русских слов, но делать из них целые фразы пока не получается.
Как решить эту проблему? Практиковаться! Говорить и писать по-русски как можно чаще. Как это сделать? Вот несколько вариантов:
1) Сайты знакомств. Это банальный совет, но в приложениях tinder, badoo и т.д. можно легко найти себе русских друзей, c которыми можно будет тренироваться говорить.
2) Сайты для переписки с иностранцами. Есть и специальные сайты, которые специально сделаны для того, чтобы люди из разных стран могли общаться. Например, это pen4pals или learning russian with russians (facebook).
3) Разговорные клубы. Во многих городах есть специальные разговорные клубы, где собираются люди, которые хотят практиковать язык. Например, в Санкт-Петербурге русские разговорные клубы есть в Derzhavin Institute, в университете ИТМО, в Балтийском институте экологии, политики и права. Внимание! Участие в разговорном клубе иногда бывает платным!
4) Ваш русский блог. Очень хороший способ практиковать язык — вести свой блог на русском. Вы можете создать аккаунт в instagram, facebook, twitter и т.п. и писать там по-русски. О чем писать? Обо всем! Сделайте эту страницу своим личным русским дневником. Пишите там как можно чаще и скоро вы увидите, что ваш русский стал лучше. И не забудьте рассказать о вашем блоге друзьям! (особенно русским, пусть комментируют)
5) Ресурсы для самостоятельного изучения русского. Практиковаться в общении это хорошо, но без хорошей грамматической базы вы будете делать много ошибок. Поэтому я посоветую несколько хороших сайтов, которые можно использовать для самостоятельного изучения русского:
- Learn Russian — онлайн учебник русского языка для начинающих https://learnrussian.rt.com/
- YouLang — это готовые уроки по русскому как иностранному. В конце каждого урока вы найдете ответы на задания. В уроках часто есть аудио и видео. Ссылка: https://youlang.ru/
- Онлайн-курсы института русского языка им. А.С. Пушкина — здесь вы найдете дистанционные курсы для каждого уровня. Ссылка: https://pushkininstitute.ru/learn
- Russian on-line — здесь есть много хороших грамматических таблиц и упражнений. Ссылка: https://www.rus-on-line.ru/index.html
- Red Kalinka — дистанционные курсы русского, много полезных материалов. Ссылка: https://shop.redkalinka.com/en/9-russian-books-with-audio?ref=null?ref=null
- Точка.ру — хороший учебник русского языка для начинающих. Ссылка: tochkaru-book.com
Первы раз смотрит руски мултик или кино а второй раз читайте книга по нормали громкост и всё но 1 месяц тибе уже получил манхам аминхел намедонистам бо хамин тарик ёд гирифтам
На мой взгляд. самое важное для того, чтобы «догнать» носителя языка вам было бы хорошо слушать аудиокниги русских писателей — Пешкина, Лермонтова (прозу), смотреть русские художественные фильмы (с хорошим сценарием), театр… ну и репетитор, который будет контролировать ваш словарный запас.
РЕПИТИТОР ДЛЯ ТАДЖИКОВ И УЗБЕКОВ 89522805832 WhatApp
С чего начать изучение норвежского языка?
Изучаю норвежский, увлекаюсь киберспортом, шарю в этикете, английском языке и…
Поздно, наверное. Возможно, ты уже катаешься по Норвегии и свободно на нём изъясняешься. Но, кому-нибудь,надеюсь, пригодится. Итак, для начала, я советую скачать приложения на телефон типа Duolingo и Memrise. Duolingo создано в основном для обучения грамматике, Memrise для пополнения словарного запаса. Также советую скачатькупить учебники для начинающих. Например, På vei или самоучители. В контакте есть замечательные группы, где люди подсказывают в обсуждениях авторов этих учебников и даже кидают ссылки. Предлагаю вам слушать радио, это поможет вам привыкнуть к акценту и к речи в целом. На ютубе можно найти множество норвежских каналов с интересующей вас тематикой (игры, косметика, влоги, кулинарные каналы). Переписывайте тексты, читайте журналы и газеты, ведите свой собственный словарик. Это всё очень помогает :з
Прочитать ещё 2 ответа
С чего лучше начать изучение христианских текстов?
Пресс-секретарь Якутской и Ленской епархии; обозреватель сайта «Православие и…
С Евангелия. Затем — весь Новый завет (только не бросайтесь сразу на Откровение Иоанна Богослова, т.е. Апокалипсис — это один из самых сложных текстов). Ветхий завет тоже будет полезен, но не весь: книга Бытия читается с интересом, начало Исхода — тоже. А дальше — очень много ритуальных норм. Есть еще летописи с большим количеством убийств и прочего 18+ — книги Иисуса Навина, Судей, Царств…
Очень легко и с удовольствием читаются книги Руфи и Песнь Песней. Сложное интеллектуальное чтение — Экклезиаст, Иов. Прекрасная духовная поэзия — Псалтирь (кстати, одна из самых употребляемых книг в христианском богослужении): очень развивает языковое чувство чтение с параллельным переводом псалмов по церковно-славянски и на современном русском.
Потом можно переходить к каким-нибудь классическим христианским текстам: например, «Древний Патерик» — рассказы о древних подвижниках, небольшие, назидательные, довольно остроумные и совершенно не занудные.
Как самостоятельно учить немецкий язык с нуля?
Я бы предложил такую схему:
Получить минимальную базу по программе Полиглот 16 (действительно неплохая программа и хорошо подобранный материал).
Далее проработать Ваш уровень немецкого с помощью материалов с сайта Лингуст.
После Лингуста (а может и во время?) советую начать читать адаптированную литературу, слушать музыку на немецокм, смотреть сериалы с субтитрами/без субтитров и т.д.
За пару месяцев получите необходимый комплект знаний, необходимый для дальнейшего развития и обучения.
Сайты:
Уникальный курс
lingust.ruЛитература прекрасно гуглится по запросу «адаптированная литература на немецком для начинающих» и прочим схожим набором слов.
Когда поймете, что вполне можете поддержать беседу (пускай письменно и со словарем), ищите собеседников на различных сайтах и общайтесь-общайтесь-общайтесь. Много общайтесь. Общение с носителем даст Вам невероятный скачок в изучении языка.
Ну и конечно же, самый лучший из всем известных вариантов — полное поглощение в языковую среду. Но как/когда/где это делать Вам уже предстоит решить самостоятельно.
И главное помните, что язык бесконечен. Не пытайтесь выучить каждое слово, смотрите на контекст и учитесь воспринимать фразы целиком.
Успехов в изучении!
P.S. Будут вопросы — пишите в комментариях, отвечу.
Прочитать ещё 10 ответов
Источник