Полезные советы на егэ русский язык
Экзамен по русскому языку является обязательным для всех выпускников. По общему признанию, для тех, кому достаточно преодолеть минимальный барьер, он не представляет сложности. Но если вы рассчитываете получить высокий балл, то нужно серьезно готовиться. О том, как это лучше делать, «Учёбе.ру» рассказала эксперт Елена Бузина, ведущая популярной группы для подготовки к экзамену по русскому языку «Пишу на сто».
Елена БУЗИНА,
эксперт ЕГЭ, кандидат педагогических наук,
ведущая группы «ВКонтакте» «Пишу на сто»
В чем, по-вашему, самая большая сложность экзамена по русскому языку?
Никаких сложностей в экзамене по русскому языку в формате ЕГЭ нет, и это правда. Если они возникают, то их легко преодолеть. Для этого нужно, во-первых, внимательно изучить демонстрационный вариант теста, спецификацию и кодификатор. Накануне учебного года все эти документы публикуются на официальном сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Проанализировав их, надо определить, какие задания вызывают у вас трудности, и начать подготовку, учитывая это.
Русский язык — это единственный экзамен, который может служить «палочкой-выручалочкой» для тех, кто поступает в престижные вузы. Сдать больше, чем на 90 баллов, математику очень тяжело. Физику, химию или биологию — тем более. А сдать русский язык больше, чем на 90 баллов, вполне по силам каждому, кто поставит перед собой такую цель.
Но, конечно, если вы планируете получить высокий балл (от 80 и выше), то без системного повторения сдать ЕГЭ по русскому, как и любой другой экзамен, вряд ли получится.
Какие темы, по вашим наблюдениям, вызывают больше всего сложностей?
Самые трудные темы общеизвестны: в течение трех лет, с тех пор как появилась новая модель ЕГЭ по русскому языку, стабильными «чемпионами» по самому низкому проценту выполнения являются несколько заданий.
Прежде всего, это задание № 14 из блока «Орфография», в котором проверяются знания правил написания одного или двух «н», и задание № 19 в блоке «Пунктуация». В этом задании нужно выбрать правильный ответ, анализируя сложное предложение с разными видами связи.
Стабильно невысокий результат выпускники показывают, выполняя задания на основе исходного текста, который предлагается для работы. Это задания № 21, № 22 и № 23. Их сложность заключается в том, что правильный ответ нужно найти в тексте, который выпускник читает на экзамене в первый раз.
Что делать? Для блока «Орфография» нужно повторить правило — не заучивать наизусть, а учиться работать на основе алгоритма и выполнять все действия последовательно, чтобы найти верный ответ на поставленный вопрос. Впрочем, этот подход касается абсолютно всех заданий блока.
Чтобы научиться выполнять задания из блока «Пунктуация», нужно повторить базовые правила, которые даются в 8 классе. Нужно очень хорошо повторить тему «Простое предложение»: понять законы такого предложения, как оно может быть устроено, чем может быть осложнено. После этого будет легко выполнять задания и на сложные предложения, ведь на деле это несколько простых предложений, объединенных разными способами.
ОЧЕНЬ ВАЖНО НАУЧИТЬСЯ ПРАВИЛЬНО ЧИТАТЬ ВОПРОС
Как лучше готовиться к экзамену? Есть ли какие-то секреты?
Секрет первый: распределите задания первой части (задания с № 1 по № 24) на тематические блоки. Их несколько: задания № 8-14 составляют блок «Орфография, задания № 15-19 — блок «Пунктуация», задания № 4-7 — блок «Культура речи». Задания № 1-3 и № 20-24 — это два блока, которые проверяют навыки смыслового и речеведческого анализа, в том числе большого текста, который приведен в тесте.
Секрет второй: в каждом блоке выделите самые легкие и самые трудные лично для вас задания. Повторите правила. С любым правилом легче работать, если оно дано в виде схемы, таблички или алгоритма. Когда вы тренируетесь, туда можно и нужно заглядывать столько, сколько необходимо для того, чтобы запомнить правило и порядок его применения.
Секрет третий: закрепление. Для этого можно обратиться к популярному сайту «Решу ЕГЭ». Проработав правило, нужно сразу выполнить как минимум пять, а лучше 15 заданий. Обязательно нужно выполнить 10-15 заданий этого типа и в бумажной версии. Можно воспользоваться пособиями, с которыми рекомендуют готовиться к экзамену ваши учителя.
Какой тип вопросов считается самым сложным? Как по ним лучше тренироваться? Какие вопросы дают больше всего баллов и стоит ли «напирать» на них?
В тесте по русскому языку есть четыре задания, за которые выставляется больше одного балла. Это задания № 1 и № 15, за которые можно получить по 2 балла. Они определяются как «базовый уровень сложности», то есть их могут выполнить абсолютно все.
А вот заданий, которые относятся к высокому уровню сложности, в первой части ЕГЭ по русскому языку всего три: № 7, № 23 и № 24. Задание № 7 и задание № 24 — самые «дорогие»: 5 и 4 балла соответственно. И эта оценка вполне справедлива — сколько будет верных ответов, столько баллов будет засчитано. Если, например, в задании № 7 вы правильно сопоставите два предложения, то получите 2 балла, и так далее.
Задание № 24 — это перечень средств выразительности, которые используются для создания образной речи. В этом задании дается девять терминов, из которых надо выбрать четыре и поставить их в рецензии на правильное место. Для того чтобы выполнить это задание, нужна серьезная проработка теории и очень хорошая тренировка. Но процент его успешного выполнения намного выше, чем у задания № 14 (одна или две «н» в разных частях речи), хотя эти правила дети учатся применять начиная с 5 класса.
Обратите особое внимание на то, что в заданиях № 7 и № 24 принципиально важен порядок внесения ответов в бланк. Если он будет нарушен, получится, что при выполнении заданий вы допустили ошибку. Так вы потеряете баллы.
Очень важно научиться правильно читать вопрос. Все, что требуют задания, сформулировано четко, и, если читать внимательно, очень сложно ошибиться с тем, как внести ответы в бланк. Например, задание: «Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номер ответов». Сама постановка вопроса готовит к тому, что нужно выбрать больше одного варианта ответа. А вот фрагмент другого задания: «Из предложения № 33-34 выпишите слово со значением (…)». Единственное число в вопросе говорит о том, что для верного ответа надо выбрать только одно слово.
При выполнении задания № 23 (это задание повышенной сложности, хотя оно дает всего 1 балл), нужно быть очень внимательным к формулировке и заняться анализом именно того предложения, которое указано в задании. Вот как оно звучит: «Среди предложений (далее указываются номера) найдите такое (или такие), которое (которые) связано (связаны) с предыдущим с помощью однокоренных слов. Напишите номер (номера) этого (этих) предложения (предложений)». Только способность и готовность к анализу позволит найти верный ответ на этот вопрос.
Стоит обратить внимание на задания № 8-14 в блоке «Орфография». Здесь нужно выписать слово, которое отвечает условию, и внести его в бланк ответов. Выбранное вами слово должно быть вписано в бланк ответов правильно. Если в нем будет допущена орфографическая ошибка, ответ не будет засчитан. То же самое случится, если слово вы внесете, но забудете вписать правильную букву на месте обозначенного в тесте пропуска.
Обо всех этих и других деталях подробнейшим образом рассказывает спецификация контрольно-измерительных материалов, и к ней полезно обращаться.
НА ЭКЗАМЕНЕ НУЖНО ТЩАТЕЛЬНО РЕДАКТИРОВАТЬ УЖЕ НАПИСАННЫЙ ТЕКСТ
Как надо написать сочинение-рассуждение, чтобы получить за него максимальное количество баллов?
Задание № 25 — сочинение-рассуждение — имеет очень большое значение. Максимально за него можно получить 24 балла, это более 42% от суммы баллов за верное выполнение всего теста. Нужно сказать сразу, что сегодня эту часть работы выполняют практически все выпускники: даже те, кто только-только перешагивает нижний порог, по этому заданию получают как минимум 3-5 баллов.
Сочинение проверяется двумя независимыми экспертами на основе 12 критериев. Их условно можно разделить на блоки:
- критерии 1-4 отвечают за содержание: за то, как создан сам текст сочинения, как сформулирована проблема, как дан комментарий по ней, как сформулирована позиция автора и аргументирована собственная точка зрения;
- критерии 5-6 оценивают качество, структуру и полноту речи;
- критерии 7-10 оценивают грамотность, причем по критериям 7 («Оценивание орфографии») и 8 («Оценивание пунктуации») максимально можно получить по три балла, и это очень много;
- так называемый «Этический критерий» и «Фактическая точность» позволяют оценить фоновый материал, с которым работал выпускник, и то, насколько текст получился корректным по оценкам, с точными фактами.
Эти критерии вполне понятны и прозрачны. Но подходя к каждому из этих шагов формально невозможно получить высокие баллы. Для того чтобы заработать хотя бы 20 баллов, важно научиться тщательно редактировать уже написанный текст: поработать с черновиком и проверить чистовик. В группе «Пишу на сто» мы стараемся подробно рассказать о том, как выполнить задание № 25 на высоком уровне, и даем рекомендации по чтению, ведь это обязательный элемент в подготовке к экзамену. В помощь выпускникам мы также сделали сервис «Конструктор сочинения». В его рамках есть блок, который помогает научиться редактировать текст. Вообще же, умение высказывать свои мысли в формате рассуждения, выстраивать позицию и аргументировать ее очень много значит не только на экзамене: оно необходимо и в жизни в целом.
Еще я советую школьникам в последние месяцы перед ЕГЭ не писать тренировочные работы в школьных тетрадях. Лучше сразу (гелевой или капиллярной ручкой) писать на листах, которые напоминают экзаменационные бланки (они есть на сайте ЕГЭ). Это позволит выработать четкий почерк и понять, сколько слов вашим почерком умещается на одну или полторы страницы бланка, который выдается на экзамене. Так можно избежать волнения по поводу пересчета слов и траты времени на механическую работу. Свое время лучше потратить на редактирование.
С чего лучше начинать и как распределять время и силы на экзамене?
На выполнение теста дается 3,5 часа — то есть 210 минут. Опыт сдачи экзамена говорит о том, что 70-80 минут вполне достаточно, чтобы качественно выполнить задания первой части. Таким образом, два часа остается на выполнение задания № 25 — написание сочинения-рассуждения.
Если на экзамене вам трудно выполнить какое-то задание, пропустите его, а после того, как вы выполните все остальные, вернитесь. Но при этом строго следите за временем: его должно хватить. В бланке заданий можно подчеркивать, выделять части, читать текст с карандашом, писать ответы и только после этого переносить их в чистовик.
При перенесении результатов в бланк ответов приложите любой листочек из пакета к строке, в которую вносите ответ. Еще раз сверьте, совпадает ли ответ с номером задания в бланке — это требует особого внимания, поскольку сдвиг на одну строчку автоматически приведет к тому, что все ответы станут неверными. Полезные рекомендации для участников экзамена и их родителей также можно найти на сайте ЕГЭ.
Автор: Наталья Афанасьева. Источник: ucheba.ru. Фото: Tekke / Flickr /
Источник
Какие паронимы встречаются на ЕГЭ? Как не запутаться в предлогах и частицах? И чем «притворить» отличается от «претворить»? Самый подробный разбор самых трудных заданий в ЕГЭ по русскому языку для «Российской газеты» провел эксперт ЕГЭ, председатель Ассоциации учителей русского языка и литературы города Москвы Роман Дощинский.
— Этот учебный год стал испытанием на прочность и для школьников, и для педагогов, и для родителей. Но выпускники школ оказались все-таки не в очень плохой ситуации. Даже в некотором роде — в выигрыше, ведь у них появилось много времени на усиленную подготовку, — говорит Роман Дощинский. — Сеть просто кипит от разного рода «ЕГЭ-экспрессов», интенсивов, активов и прочего. Все профессиональное педагогическое сообщество в одночасье ринулось помогать российским выпускникам: создавать лайфхаки, вести блоги, снимать видеоуроки.
Но мы, однако, настоятельно рекомендуем ребятам чаще обращаться к проверенным источникам информации. Это обновленный (заметьте!) сайт Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). На нем есть «Открытый банк заданий ЕГЭ». Выпускник может выбрать в нем любой блок заданий и прорешать. Система автоматически обработает и выдаст результат: сколько было правильных ответов. Не забываем, что все задания реальных вариантов ЕГЭ формируются именно из этого банка!
Важно: ЕГЭ по русскому языку в этом году по сравнению с прошлым не изменился. В первой части ЕГЭ задания № 2, № 5, № 8 — № 12 стали самыми сложными для выпускников 2019 года. Процент их выполнения был не столь высоким, как хотелось бы. Значит, есть повод поработать над этими заданиями лучше.
В задании № 2 нужно подобрать пропущенное слово. Пример:
«Мы видим предметы, потому что они отражают свет, и этот отраженный свет, пройдя через зрачок и хрусталик, попадает на сетчатку; свет, поглощенный предметом, глаз, естественно, увидеть не может: сажа, например, поглощает почти все излучение и кажется нам черной, а снег, <…>, равномерно отражает почти весь падающий на него свет и потому выглядит белым».
Казалось бы, что здесь может быть сложного, ведь сам контекст нам подсказывает слово на месте пропуска. Это верно. Но чтобы беспроблемно решать задание № 2, выпускник должен повторить разряды предлогов, разряды союзов, разряды частиц, разряды местоимений, группы местоименных наречий (поэтому, так, там, тут, здесь, тогда…), группы вводных конструкций (во-первых, во-вторых; таким образом, значит; кроме того…).
Память, память и еще раз память! Выпускнику придется запомнить очень много информации. Одних разрядов местоимений — девять штук. Не говоря уже о предлогах, союзах и частицах.
Кстати, в приведенном примере в задании дана подсказка в виде указания на вводное слово. Ответом могут быть слова «напротив» или «наоборот». Пример взят с популярного ресурса «РЕШУ ЕГЭ».
Задание № 5 — лексическое. Есть у нас в русском языке такое загадочное явление — паронимы! Эдакие и синонимы, и омонимы одновременно. Надеть — одеть, демократичный — демократический и т. д. Очень похожие слова, но с небольшим отличием в приставке или в суффиксе. А значит, тут и разница и в значении, и в употреблении.
Что нужно сделать выпускнику? Тщательно отработать те паронимы, которые представлены на сайте ФИПИ в виде словника. Имейте в виду, что в заданиях ЕГЭ будут использованы не все паронимы русского языка, а только те, которые есть в словнике. Вывод напрашивается сам собой! Можно потренироваться так: берете любое задание № 5 навскидку, там всегда пять предложений, в каждом есть выделенное заглавными буквами слово, постарайтесь к каждому такому выделенному слову подобрать пароним. Перепроверку сделать проще простого — обратиться к словнику ФИПИ.
Задание № 8 объективно сложное по содержанию. Плюс ко всему — ответ на него нужно записать в виде таблицы: установить соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены. Здесь комплексно проверяется владение большинством синтаксических норм современного русского литературного языка. То есть почти весь курс 8-9 классов. Но и награда за правильный ответ высокая — целых пять баллов. Больше такого «богатого» задания в первой части ЕГЭ по русскому языку нет!
Как подготовиться? Начертите себе в виде памятки таблицу: тип синтаксической ошибки, пример с ошибкой, пример с исправленной ошибкой. И в путь — тренируйтесь.
Задания № 9 — № 12 — все про орфографию. В каждом нужно проанализировать целых 15 слов с теми или иными орфограммами. Вариантов ответов может быть от двух до четырех.
В задании № 9 важно не спутать корни с чередованиями с омонимичными корнями. Например, «замирать» — это слово, где есть корень с чередованием. А вот слово «примирять» можно проверить ударением. То же самое: гореть — горевать, застилать — стилистический и т. д. Запомните: не являются проверяемыми и проверочными словами такие пары слов, как патриот — папа, лиловый — лилия, дискуссия — диспут и т. д.
В задании № 10 нужно различать по смыслу такие пары слов как: непреложный (неоспоримый) — неприложимый (неподходящий), пребывать (находиться где-то) — прибывать (приходить), претворить (в жизнь) — притворить (дверь) и т. д.
Задание № 11 — тут сложности прежде всего с глагольными суффиксами. Например, проигрывать, складывать, одолевать, затмевать, продлевать, застревать.
Задание № 12 (на правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий) — требует особой подготовки. Здесь много исключений из правил: приемлемый, незыблемый, неотъемлемый; движимый; мучащий, мучимый; брезжущий. Советуем заранее запомнить причастия, в которых сохраняется суффикс -я от инфинитива:
Источник
На прошлой неделе стали известны точные даты ЕГЭ. Экзамен по русскому языку, как и в проекте расписания, выпал на 28 мая. Репетитор Даниил Ляхович рассказывает об изменениях в экзамене, советует, как избежать типичных ошибок, и рекомендует книги, которые помогут выпускникам в подготовке.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
Что нового?
На самом деле ничего. Глобальные изменения произошли в ЕГЭ по русскому языку в прошлом году. Напомню, что изменилось:
1. Заданий стало не 26, а 27: добавлено новое задание по пунктуационному анализу (21).
2. Основным компонентом сочинения (задание 27) стал комментарий, а не аргументация, как это было раньше. На практике это значит, что главное — это умение анализировать текст, распознавать его ключевые эпизоды, выявлять связи между ними. При грамотном написании комментария за эту часть сочинения можно получить сразу 5 баллов из 24 возможных.
3. В заданиях 9–12 правильных ответов может быть от двух до пяти. Сама типология заданий осталась прежней: они посвящены правописанию гласных в корне, приставкам, суффиксам в разных частях речи. Но алгоритм выполнения усложнился: теперь нужно анализировать каждое слово, внимательно вставлять буквы и лишь потом принимать решение, какие из номеров верны.
4. Задание 2 также усложнилось: теперь нужно самостоятельно выписать пропущенное средство связи в тексте. Тут важно помнить, чем подчинительный союз отличается от частицы, а предлог — от указательного местоимения. По моим наблюдениям, выпускники часто путаются в терминах. Поэтому постарайтесь осмыслить (а не механически выучить!) базовые понятия морфологии. То же самое касается синтаксиса.
Как сдали ЕГЭ в прошлом году?
По данным ФИПИ, средний балл ЕГЭ по русскому языку в прошлом году — 69, это немного ниже результатов 2018 года. При этом работ, написанных на 80 баллов и выше, стало больше: практически каждый четвёртый выпускник (23%) получил солидный результат. Согласитесь, неплохой уровень 😉
Если говорить о личном опыте, то мои ученики сдали ЕГЭ по-разному: их баллы колеблются от 59 до 91. Думаю, это связано с разным уровнем мотивации, амбиций, работоспособности. Иногда ученик может и не быть асом лингвистики, но за счёт упорства добиваться хороших баллов. Скажем, 71 балл для того, кого считают беспросветным троечником, — немалое достижение. И, наоборот, излишняя самоуверенность, чувство превосходства порой играют злую шутку, и школьник оказывается разочарован своим результатом. Отсюда главный совет: постарайтесь найти баланс между настойчивостью и целеустремлённостью, с одной стороны, и адекватной самооценкой — с другой.
Типичные ошибки
Я бы разделил их на четыре основные категории:
1. Задания 10–12 (последнее особенно). Языковой материал в них усложнился — стали встречаться менее очевидные слова и случаи написания приставок/суффиксов. Принцип непредсказуемой множественности ответов тоже усложнил задачу.
Я бы посоветовал оттачивать навыки словообразования (как образуются прилагательные, причастия, как влияют на это суффиксы глаголов или существительных); помнить про значения приставок (например, с ПРЕ/ПРИ без этого точно не разобраться) и особые случаи. В указанных заданиях их, как персонажей «Войны и мира», очень много. Возможно, не стоит запоминать все, но различать, как образованы слова «преамбула» и «преогромный», точно не будет лишним.
Подписывайтесь на нашу специальную рассылку «Пережить ЕГЭ»! Раз в две недели мы присылаем письма, в которых рассказываем всё о главном школьном экзамене — от разборов типичных ошибок и апелляции до того, как правильно отдыхать во время подготовки.
2. Задания на речевые нормы (особенно 7, 8). Как правильно — тренеры или тренера? Грустить по вам или по вас? Эти и некоторые другие не вполне очевидные вопросы поджидают выпускников. Удивление для многих заключается в том, что эти нормы зачастую не совпадают со стилем переписки в мессенджерах 😉
Однако печалиться не стоит: справиться с заданиями на ударения, паронимы и морфологические нормы помогут карточки со словами. Определите для себя наиболее сложные случаи и выписывайте их. Для творческих подростков подойдут методы визуализации: можно придумать небольшой комикс про «тренеров», «сплетни» или «солдат». Так вы не только запомните нужные слова, но и повеселитесь, дабы не воспринимать подготовку к ЕГЭ как пребывание в пыточной.
3. Пунктуационные задания (особенно 20, 21) традиционно вызывают трудности. Они построены по принципу усложнения материала: от сравнительно лёгкого 16-го (на пунктуацию при однородных членах и в сложносочинённом предложении) до неочевидного 21-го, в котором нужно представлять, в каких случаях ставятся запятые, тире, двоеточия в целом в русском языке. А случаев таких пруд пруди.
Здесь поможет умение анализировать структуру предложения: в каком-то смысле это подобно написанию программного кода, состоящего из набора элементов.
- Не забывайте выделять грамматическую основу. Она может состоять и из одного сказуемого, и из нескольких однородных.
- Помните про союзы и союзные слова. Например, предложение «Папа спросил, не вышла ли новая серия „Рика и Морти“» — сложноподчинённое, хотя части связаны «всего лишь» частицей «ли».
- Ещё один нюанс в пунктуационных заданиях — стык союзов. Чтобы разобраться в этом, полезно анализировать фразу целиком, проверяя, есть ли союзы или отдельные их элементы в следующей части фразы. Если там будут слова-сигналы «то», «но» — запятую на стыке союзов не ставим.
Есть и много других подводных камней, подробнее об этом можно почитать в пособии Драбкиной, Субботина «ЕГЭ-2020: Русский язык. Комплекс материалов для подготовки учащихся» — эту книгу я рекомендую для работы над заданиями 1–26.
4. Комментарий и аргументация в сочинении (задание 27). В прошлом году разработчики усложнили жизнь выпускникам, изменив формат комментария и аргументации в сочинении на ЕГЭ по русскому языку. Теперь в комментарии необходимо привести два примера-иллюстрации из прочитанного текста, пояснить каждый из них и указать смысловую связь между примерами. Обычно с поиском информации в тексте проблем не возникает, а вот с пояснениями — регулярно. А о смысловой связи и вовсе забывают.
Помните, что правильное выполнение каждого из пунктов комментария — один балл в общую копилку. Если вы найдёте два примера, но не поясните их и не укажете смысловую связь (она может быть разной: противопоставление, причина — следствие, обобщение, последовательная связь), больше двух баллов из пяти возможных вам не видать. Поэтому сконцентрируйтесь на понимании проблемы и том, как автор её рассматривает, какие приводит факты, доводы, что они значат в контексте проблемы и как связаны между собой. Полезно сделать своего рода анкету (этим можно заниматься даже в заметках на смартфоне) с указанными вопросами и практиковаться в ответах — так вы более эффективно отработаете навык комментария.
Аргументация, наоборот, упростилась. Теперь нужен один аргумент, а не два, и вовсе не обязательно, чтобы он был из художественной литературы в рамках школьной программы. Вы можете использовать собственные наблюдения, афоризмы, сообщения СМИ, сериалы и даже комиксы. Но важно не пересказывать сюжет «Игры престолов» или «Чёрного зеркала», а использовать примеры в качестве подтверждения своей точки зрения. Для этого полезно отбирать информацию и пояснять её: как именно то или другое поведение персонажа или ваш опыт доказывают ваше мнение? Нелишним будет на бумаге отвечать для себя на этот вопрос всякий раз, когда приступаете к аргументации.
Какие книги я рекомендую для подготовки:
- Сенина Н. А. «Сочинение на ЕГЭ: курс интенсивной подготовки». Хорошо структурированная, понятная книга с множеством упражнений на отработку навыков написания и редактирования сочинения. Только покупайте самый актуальный вариант — 2019 года, так как требования к сочинению имеют свойство меняться.
- Сенина Н. А. «Русский язык. Нормы речи. Пособие для формирования речевой компетенции учащихся. 10–11 класс». Книга, посвящённая нормам речи, для тех, у кого никак не получаются задания 4–8. Помимо подробного разбора норм, там есть интересные и забавные факты из истории русского языка и происхождения отдельных фраз.
- 36 вариантов ЕГЭ по русскому языку 2020 года под редакцией Ирины Цыбулько — это авторизованный набор заданий, которые соответствуют типологии этого года. Старайтесь заниматься только по ним, в пособиях без грифа ФИПИ (даже если волшебная аббревиатура указана на обложке) могут быть ошибки. Из интернет-источников для тренировки заданий хороши ресурсы «Незнайка.инфо», «Яндекс.Репетитор», «Решу ЕГЭ». Любопытные материалы встречаются и на «4ЕГЭ».
- Г. Г. Граник «Русский язык. Синтаксис и пунктуация. 10–11 класс». Пособия Генриетты Граник по русскому языку — для гиков. Материал в них сложнее обычной школьной программы, но для проверки себя и умения чётко видеть части сложных предложений подойдёт идеально. Для ребят с олимпиадными амбициями советую её же книги «Занимательная орфография», «Секреты пунктуации», «Лингвистический детектив» Н. Шанского и «Слово о словах» Льва Успенского. Но это уже за пределами ЕГЭ.
Всем удачи в подготовке к экзамену по русскому языку! А если у вас есть вопросы и пожелания, вы всегда можете написать мне в телеграм @Danroll.
Источник