Полезные советы на тему здоровье для детского сада

Полезные советы на тему здоровье для детского сада thumbnail

Татьяна Рыгалова
Здоровый образ жизни в детском саду и дома

Здоровый образ жизни в детском саду и дома

Сохранение здоровья и укрепление иммунитета ребенка в дошкольном возрасте являются важным условием формирования здоровой личности. До 7 лет человек проходит большой этап своего развития, который больше не повторится за всю его жизнь никогда. Именно в это время идет усиленное формирование органов, от которого, по сути, зависит дальнейшая жизнь маленького человека. Поэтому ведение ЗОЖ в детском саду играет важнейшую роль в развитии ребенка.

Формирование любви к здоровому образу жизни, к полезным привычкам, сохранение и укрепление здоровья — одни из основных задач учреждения, где ребенок проводит максимальное количество времени, — детского сада. Оздоровление в детском садупредусматривает целый ряд мероприятий: утренняя гимнастика, прогулки и экскурсии, продуманное питание, разнообразные дидактические игры, способствующие познаванию основ ЗОЖ и его составляющих, а также множество повседневных занятий, приучающих ребенка заботиться о своем здоровье. Но формирование здорового образа жизни должно проводиться не только силами педагогов, воспитателей, психологов. Это большая цепочка, в которую обязательно должны быть включены родители. Что же они могут сделать для этого? Обеспечить необходимые условия здорового образа жизни.

• Пребывание на свежем воздухе. Прогулка является одним из существенных компонентов режима. Это наиболее эффективный вид отдыха, хорошо восстанавливает сниженные в процессе деятельности функциональные ресурсы организма, и в первую очередь – работоспособность. Пребывание на воздухе способствует повышению сопротивляемости организма и закаляет его. После активной прогулки у ребенка всегда нормализуется аппетит и сон. Прогулка должна проводиться в любую погоду, за исключением особо неблагоприятных условий. При этом одежда и обувь должны соответствовать погоде и всем гигиеническим требованиям. Во время прогулки нельзя допускать, чтобы дети длительное время находились в однообразной позе, поэтому необходимо изменять их вид деятельности и место игры. Хорошо сочетать прогулки со спортивными и подвижными играми.

Разнообразие питания. В рационе ребенка должны присутствовать овощи, фрукты, каши, молочные продукты. При этом любое принуждение недопустимо. Необходимо включать в рацион продукты, богатые витаминами А, В, С и Д, минеральными солями (кальцием, фосфором, железом, магнием, медью, а также белком. Немаловажное значение имеет режим питания, то есть соблюдение определенных интервалов между приемами пищи.

• Соблюдение личной гигиены. Ребенку необходимо усвоить все основные гигиенические навыки, понять их важность и привыкнуть систематически выполнять их правильно и быстро. Лучше всего подать личный пример (уход за зубами дважды в день, мытье рук, подмывание, купание, смена белья).

• Регулярное закаливание.Необходимо активно использовать целебные природные факторы окружающей среды: чистую воду, ультрафиолетовые лучи солнечного света, чистый воздух, фитонцидные свойства растений, так как естественные силы природы представляют собой привычные компоненты окружающей среды и необходимы для жизнедеятельности организма.

• Соблюдение режима дня. Рациональный режим помогает работать всем органам также согласно режиму. Правильно организованный режим дня оптимально сочетает период бодрствования и сна детей в течение суток, удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности и др. Режим дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к определенному ритму.

• Спокойствие и любовь.Здесь можно выделить 2 аспекта: спокойствие должно царить в семье и сохраняться в детском саду. Ребенку необходим спокойный, доброжелательный психологический климат в семье. Он должен знать, что дома его ждут и любят, тогда он сможет справиться с любой задачей. Что касается дошкольного учреждения, то поддержание мира и покоя обеспечивает в первую очередь воспитатель. Кроме того существует психолог, который помогает разрешить сложные ситуации.

• Формирование интереса к оздоровлению. Чем раньше ребенок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни. Необходимы развивающие игры, интересные рассказы о хорошем и плохом с подведением итогов.

Родителям следует помнить о том, что они являются примером для подражания во все периоды жизни для их малыша, и от того как поведет себя мама или папа в той или иной ситуации зависит поведение и построение жизненных принципов ребенка.

Источник

«Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. 

Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника»

     В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

Читайте также:  Пить воду на тощак чем полезно

Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятий физической культурой и спортом.

От чего же зависит здоровье ребенкаЗдоровье зависит на 20% от наследственных факторов, на 20% — от условий внешней среды, т. е. экологии, на 10% — от деятельности системы здравоохранения, а на 50% — от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Если на первые 50% здоровья мы, воспитатели, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам.

Так как под здоровым образом жизни понимается активная деятельность человека, направленная на сохранение и улучшение здоровья, то к этой активности следует отнести такие компоненты как правильное питание, рациональная двигательная активность, закаливание организма и сохранение стабильного психоэмоционального состояния. Именно эти компоненты должны быть заложены в основу фундамента здорового образа жизни дошкольника.

Основные аспекты здорового образа жизни ребенка дошкольного возраста:

  • Оптимальный двигательный режим

Необходимо чтобы дети имели возможность систематически двигаться. Для этого нужно способствовать развитию основных двигательных качеств, поддерживать в течение всего дня работоспособность на высоком уровне. Однако нужно учитывать, что здоровый образ жизни дошкольников предполагает чередование активных и спокойных игр, так что разумный баланс между двигательной активностью и отдыхом должен быть сохранен.

Формами организации оздоровительной работы являются: самостоятельная деятельность детей, подвижные игры, утренняя гимнастика, двигательно-оздоровительные физкультминутки, физические упражнения после дневного сна, физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами, прогулки, спортивные праздники, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейн).

  • Личная гигиена

Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение, разговаривать, писать, читать. Важно, чтобы ребенок усвоил, что в его теле нет органов, отделов ненужных, некрасивых, что обо всех частях тела надо одинаково постоянно заботиться и в первую очередь содержать в чистоте. Приучать ребёнка к тому, что у него есть своя расчёска, своя постель, свой носовой платок, своё полотенце, своя зубная щётка. Подводить детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но и здоровья окружающих.

Обучение организовывать не только на занятиях, но и в повседневной жизни, когда возникают ситуации, наталкивающие детей на принятие решения по этой проблеме. Необходимо уделить серьезное внимание культурно-гигиеническим навыкам, сформировать привычки правильного умывания, вытирания, ухаживания за полостью рта, пользования носовым платком, правильного поведения при кашле и чихании.

  • Закаливание

Закаливание — один из наиболее эффективных методов повышения сопротивляемости детского организма резким колебаниям температуры воздуха и, что особенно важно, так называемым простудным заболеваниям. Для закаливания используются факторы внешней среды – воздух, вода, солнце. Основной принцип закаливания – постепенное воздействие на организм тренирующих факторов, выработка выносливости к нарастающим по силе и длительности воздействиям.

Существуют несколько обязательных правил:

Во-первых, любые закаливающие процедуры надо проводить систематически. При нерегулярном их проведении организм не может выработать необходимые реакции. Закаливание нельзя проводить как бы впрок. Если закаливающиеся процедуры прекращаются (обычно в холодное время года, то сопротивляемость организма снижается. Поэтому при изменении условий, связанных с сезоном года, следует не отменять закаливающие процедуры, а просто несколько изменить их.

Во-вторых, следует соблюдать принцип постепенности в увеличении силы раздражающего воздействия. Это необходимо для успешного приспособления организма к изменяющимся условиям. Особенно важна постепенность при закаливании детей раннего возраста, организм которых не способен быстро реагировать на холодные факторы.

В-третьих, очень важно учитывать индивидуальные особенности ребенка, его реакцию на применяемые раздражители. Закаливание можно проводить только при положительном отношении ребенка к процедуре.

Необходимо учитывать состояние здоровья ребенка, особенности его высшей нервной деятельности. Более осторожно проводить закаливание ослабленных и часто болеющих детей.

  • Профилактика заболеваний у дошкольников

Зимой дети чаще, чем в теплое время года болеют различными простудными заболеваниями. Для того, чтоб количество заболеваний было минимальным, проводятся специальные профилактические мероприятия.

Профилактика детских простудных заболеваний включает в себя иммунизацию детей, прием витаминных, гомеопатических и др. препаратов, способствующих повышению иммунитета детей; систематическое проветривание, кварцевание и влажная уборка помещений; закаливание детей; регулярные физические упражнения и прогулки на свежем воздухе.

Значительное влияние на здоровье ребенка оказывает воздушная среда помещений. Потребность детей в чистом и свежем воздухе очень велика, так как большая частота и малый объем дыхательных движений сочетается у них с высокой потребностью в кислороде. Большую роль в предупреждении заболеваний органов дыхания и голосового аппарата играет правильное дыхание — через нос. При носовом дыхании воздух, прежде чем попасть в гортань, бронхи и легкие, проходит через узкие, извилистые носовые пути, где очищается от пыли, микробов и других вредных примесей, увлажняется и согревается. Этого не происходит при дыхании через рот.

  • Профилактика повреждений и травм у дошкольников

Только совместными усилиями детского сада и семьи можно добиться снижения уровня детского травматизма!

В раннем детстве (1-3 года) главным в развитии ребенка является стремление к самостоятельному познанию окружающей действительности. Основные двигательные навыки у детей этого возраста (ходьба, лазание, бег) находятся в стадии становления. Повреждения в этом возрасте обусловлены недостаточным развитием простейших двигательных навыков, неумением сориентироваться в окружающей обстановке.

У детей в возрасте 4-6 лет формируются начальные формы самосознания, появляется стремление к самостоятельному удовлетворению своих потребностей, к действиям без помощи взрослых. Однако, отсутствие знаний об окружающей обстановке, собственного опыта является причиной того, что дети берутся выполнять действия, которые еще не освоили в полной мере, которые для них еще слишком сложны, что приводит к получению ими травм.

Физическое развитие ребенка имеет существенное значение в предупреждении травм. Установлено, что хорошо физически развитые дети, ловкие, с хорошей координацией движений редко получают травмы. Поэтому необходимо уделять значительное внимание физическому воспитанию детей. Учитывая, что часто источником травмы у ребенкастановится сверстник, важно воспитывать у детей чувство гуманности, доброты к окружающим, в том числе другим детям.

Особое значение следует уделять формированию у детей навыков безопасного поведения. С этой целью возможно проведение тематических игр и занятий, на которых дети обучаются навыкам обращения с ножницами, иголками, другими

бытовыми режущими и острыми предметами, обсуждаются рассказы, картинки, на которых показаны какие-нибудь травмоопасные ситуации из жизни детей.

  • Режим дня

Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления. У ребенка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность.

В течение суток активность и работоспособность ребенка не одинакова. Их подъем отмечается 8-12 ч и 16-18 ч, а период минимальной работоспособности приходится на 14-16 ч. Неслучайно, поэтому, занятия, вызывающие выраженное утомление детей, планируются в первую половину дня, в часы оптимальной работоспособности.

Правильное физическое воспитание в сочетании с отвечающим гигиеническим требованиям режимом дня, достаточной продолжительностью сна и разумным питанием — залог нормального роста и развития ребенка.

  • Правильное питание
  • В детском возрасте особенно велика роль питания, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья.

Рациональное питание детей является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка, повышает устойчивость к различным неблагоприятным воздействиям. В связи с важностью такого компонента питания, как регулярность, в выходные и праздничные дни родителям надо рекомендовать придерживаться того же распорядка приема пищи, что и в дошкольном учреждении.

«То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности, и тем более в зрелом возрасте».

Источник

Здоровый образ жизни — единственно верное решение для любого нормального человека. Это постулат, в истинности которого не сомневается никто. И следовать ему нам мешает не кто иной, как наша собственная лень. Борьбе с этой напастью всех времён и народов; хорошим привычкам беречь и укреплять своё здоровье и посвящён данный тематический раздел. В нём Вы найдёте множество полезных для работы материалов по организации здоровьесберегающих занятий, а также мероприятий по пропаганде ЗОЖ. Здесь идёт речь о гигиене, закаливании, профилактике плоскостопия и сколиоза, правильном питании, витаминах, лекарственных растениях, гимнастике и массаже. Здесь — настоящая библиотека педагогического опыта в области ЗОЖ, материалы которой уже прошли успешное испытание на практике.

От «Дня здоровья» — к здоровой и счастливой жизни!

Включает в себя разделы:

  • Валеология
  • Массаж и самомассаж
  • Плоскостопие. Профилактика, консультации
  • Тело человека. Знакомим детей с организмом и строением человека
  • Витамины
  • Гимнастика для глаз. Зрительная гимнастика, тренажеры
  • Закаливание детей
  • Неделя здоровья
  • Осанка. Рекомендации, упражнения по формированию правильной осанки у детей
  • «Айболит». Занятия, сценарии, игры, поделки
  • Режим. Режимные моменты
  • Здоровое питание. Правильное питание, полезные и вредные продукты
  • Здоровье. Конспекты занятий ЗОЖ, здоровьесберегающие занятия
  • Здоровье. Проекты, консультации, планы проведения оздоровительных мероприятий
  • Здоровый образ жизни: уроки здоровья, классные часы и внеклассные мероприятия
  • ЗОЖ, валеология, тело человека. Дидактические игры
  • Гигиена. Воспитание культурно-гигиенических навыков. КГН
  • Игровой стретчинг
  • Врач. Знакомство с профессией медицинских работников
  • Лекарственные растения, травы. Зеленая аптека, фитотерапия. Лекарства
  • ЗОЖ, здоровье ребенка. Консультации для родителей
  • Лэпбук на тему здоровья, валеологии, спорта, ЗОЖ
  • Всемирный день здоровья. 7 апреля
  • Стоматолог. Знакомство с профессией
  • Иммунизация, вакцинация детей, прививки

По группам:

  • Старшая группа
  • Подготовительная группа
  • Средняя группа
  • Младшая группа

Показаны публикации 1-10 из 22994.
Все разделы
| Здоровье, здоровьесбережение, валеология, ЗОЖ

Новое

План работы с родителями в летний оздоровительный период в младшей группе 2019–2020 учебный год
План работы с родителями в летний оздоровительный период в младшей группе 2019–2020 учебный год. Задачи на летний оздоровительный период. 1.Способствовать сохранению и укреплению физического здоровья детей. 2.Развивать двигательные, интеллектуальные, творческие способности…

Квест — игра «В поисках ключа здоровья»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №42 станицы Новопокровской муниципального образования Новопокровский район Квест – игра «В поисках ключа здоровья» Воспитатель Е.Б. Кожанкова 2019г. Квест – игра «В поисках ключа…

Здоровье, здоровьесбережение, валеология, ЗОЖ — Консультация «Организация летней оздоровительной работы в ДОУ»

Публикация «Консультация «Организация летней оздоровительной работы в…»
Консультация: «Организация летней оздоровительной работы в ДОУ» Цель: Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей с учётом их индивидуальных особенностей. Задачи:  Создать условия, обеспечивающие охрану жизни и укрепление здоровья детей,…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих технологий «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»
Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!» Воспитатель: Шведова Г.А. Программное содержание: Продолжать формировать представление о здоровье как одной из основных ценностей;…

Конспект занятия для детей с ЗПР «День здоровья»
Конспект комплексной совместной   коррекционно-развивающей деятельности по формированию здоровьесберегающего поведения с детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста с задержкой психического развития  «ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ» Подготовила и провела: воспитатель Севастьянова…

Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников. Презентация для родителей
Ознакомление с методиками. Практические рекомендации по применению методик в домашних условиях. Виды методик. Предлагаю вашему вниманию несколько нетрадиционных методик оздоровления ребенка, которые Вы с легкостью можете применить в домашних условиях. 1.Нетрадиционные…

Здоровье, здоровьесбережение, валеология, ЗОЖ — Аналитическая справка по подготовке к летнему оздоровительному периоду

Статья «Аналитическая справка по подготовке к летнему оздоровительному…»
Аналитическая справка по итогам тематической проверки готовности МБДОУ «Детский сад № 204 » к работе в летний период 2019 года. В соответствии с приказом от 08 мая 2019 года № 82/1 «О готовности МБ ДОУ к летнему оздоровительному периоду 2020 года» проверка проводилась с…

Семинар-практика «Речевое насилие как угроза психическому и психологическому здоровью»
Семинар – практикум для педагогов и младших воспитателей «Речевое насилие как угроза психическому и психологическому здоровью ребенка» Задачи: 1. Расширить представления педагогов о формах и причинах жестокого обращения с детьми и признаках речевого насилия. 2. Способствовать…

Конспект НОД по лепке «Витаминки для зверят» во второй младшей группе
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ПО ЛЕПКЕ НА ТЕМУ: «ВИТАМИНКИ ДЛЯ ЗВЕРЯТ». воспитатель Дегтярева М.П. Интеграция областей : познание, развитие речи. Цель : Продолжать знакомить детей со свойствами пластилина (мягкий, способен…

Спортивное мероприятие «Мы здоровью скажем — да!»
Совместное спортивное мероприятие детей школьного и дошкольного возраста «Мы здоровью скажем – ДА!» Цель: Осуществление преемственности между дошкольной группой и школой Задачи: — совершенствование связи школы и ДОУ через привлечение детей школьного и дошкольного возраста к…

Источник

Читайте также:  Чем полезен цинк для кожи лица