Полезные советы по игре в шахматы
Здравсвтуйте, сегодня я хочу дать новичкам 13 советов для хорошей игры. Эти советы предназначены для игроков, чей рейтинг еще не дошел до 1050, а если пользоваться системой разрядов — ниже обычного 3 разряда. Для более хороших шахматистов — порекомендуйте их своим ученикам или друзьям.
И я предлагаю вам завести тетрадку, куда вы будете записывать важные правила. Когда у меня был четвертый разряд, у меня был такой метод. И я предлагаю его вам. Приступим .
1. Новичкам не стоит играть в блиц меньше 10 плюс 0. Например, у меня был знакомый, и он всегда играл в блиц. У него был еще 4-й разряд, но он шлепал довольно хорошо. И потом мы поехали на очень большой турнир с контролем 45 минут на партию. И он шлепал и мало думал. И так проиграл очень много партий. Просто, играя в блиц, мы привыкаем к маленькому контролю времени и не лучшим ходам. Я часто удивляюсь, как шахматисты с рейтингом 500-700 играют партии в 30 плюс ноль за 3 минуты, как пятиминутку. В пулю лучше вообще не играть. Поэтому у меня низкий рейтинг по ней. Я думаю — это соревнования по быстроте пальцев, а не состязание шахматистов.
2. Не надо пропускать эндшпили. И запомните еще пару заветных правил:
Эндшпили — самая важная часть партии, ведь в ней решается все. Можно выиграть много всего в дебюте и миттельшпиле, но проиграть в эндшпиле.
Начинать изучение шахмат надо с эндшпиля, ведь они учат считать варианты.
Да, считать варианты учат в основном именно эндшпили. Желательно сначала осваивать пешечные эндшпили, ведь именно они учат считать варианты. И вообще — пешка — душа шахмат. Потом следует приступить к ладейным. Они сложные, но самые популярные.
3. Надо иметь обширный дебютный репертуар. Нельзя играть только 2 или 3 дебюта. Желательно, чтобы в арсенале имелось 8 ответов. На е4, d4, с4, Kf3. На другие дебюты просто делайте стандартные дебютные ходы. На уровне новичка почти не играют с4 и Кf3, поэтому можно иметь и 4 ответа. Но лучше все-таки знать.
4. Надо заниматься в шахматном клубе. Учиться на блогах, статьях и видеоуроках конечно хорошо, но лучше — клуб. Блоги, статьи, видеоуроки — это дополнительные возможности для изучения. И в клубе тренер может ответить на Ваши редкие вопросы, а тут это трудно. Например, кому-то захотелось узнать, как правильно разыгрывать каталонское начало, а вы не нашли такой статьи. Надо иметь все в комплексе.
5. Участвуйте в турнирах. Все-таки, ничего не заменит хорошего живого турнира, с часами, реальными фигурами, медалями и живым соперником. От этого возбуждается боевой дух и сила игры.
6. Играйте вживую. Игра в Интернете — это неплохо. Но живая игра — это гораздо больше. И еще правило в вашу копилку:
Одна партия вживую стоит ста партий в Интернете.
Ведь вживую мы больше думаем, обмениваемся эмоциями и как-то больше напрягаем серое вещество. А дома, за чашкой кофе и с планшетом в руках партия не очень идет, и мы думаем меньше, и как-то легкомысленно относимся к игре.
7. Читайте шахматную литературу. В цифровую эпоху все больше и больше внимания уделяется виртуальным урокам, но книга — бесценный источник знаний, в том числе и шахматных. У меня например целая библиотека шахматных книг, которым зачастую больше лет, чем мне. Есть даже очень старая книга 1936 года. И это очень сильно обучает. И как всегда — полчаса за шахматной доской с книгой, в которой страницы уже пожелтели от времени стоят больше, чем 5 часов виртуальных уроков.
8. Решайте тактику. Тактическое и комбинационное зрение очень важно для шахматиста. У вас рейтинг по тактике должен быть больше 1100, чтобы понимать, что у вас уровень тактического понимания примерно на 3-й разряд.
9. Практикуйтесь все больше и больше. Внесите в свою тетрадку правил это:
Часов шахмат в сутки Звание
1 час 4-й разряд
2 часа 30 минут 3-й разряд
3 часа 45 минут 2-й разряд
5 часов 1-й разряд
10. Занимайтесь не только шахматами. Успешные шахматисты никогда не зацикливались только на них. Я например, увлекаюсь еще и карате. Но я не хожу в кимоно на турнир)). И еще я пишу стихи и рассказы. Магнус Карлсен любит футбол и комиксы.
11. Не делайте бессмысленных ходов.
Ход Фе2 не имеет абсолютно никакого смысла. Надо, чтобы любой ход имел смысл. Внесите в свою копилку правил:
Хороший шахматист может делать 4 варианта ходов:
1. Улучшать свои фигуры.
2. Ухудшать фигуры соперника.
3. Выгодно меняться/готовить выгодный размен.
4. Укреплять слабости.
12. Играйте всегда на победу.
Некоторые шахматисты, только увидят, что соперник выше по рейтингу или званию, начинают играть на ничью и совсем не атаковать. Надо играть еще горячее.
13. Не надо сдаваться в проиграннной позиции.
Некоторые игроки, только зевнут что-то, сразу сдаются. Это неверно. Вот вам таблица. Рейтинг — это рейтинг соперников, которые могут реализовать это преимущество
<500 500-900 900-1100 1100-1400 1400-1600 1700-2000 2000-2500
Ферзь 25% 45% 75% 95% 100% 100% 100%
Ладья 10% 25% 40% 74% 95% 99% 100%
Слон/конь 5% 15% 18% 50% 68% 99% 100%
Качество 3% 10% 10% 35% 59% 70% 95%
Пешка 0% 1% 5% 7% 14% 15% 35%
Я надеюсь, что эти советы будут вам полезны. До свидания!
Источник
Стратегия игры в шахматы
Три основных принципа шахматной партии.
1. Вести анализ и оценку позиции.
2. Составлять план действий.
3. Изыскивать комбинации и непрерывно вести расчет вариантов.
Для повышения мастерства нужно постоянно развивать и укреплять свои способности: решать шахматные задачи, анализировать чужие партии.
Рекомендации по розыгрышу дебюта
1. Главное — вывести с первоначальных мест все свои фигуры и расставить их на лучшие позиции, одновременно препятствуя сделать то же противнику. Следить за гармоничностью расстановки фигур: не делать ходы одной и той же фигурой; не делать много ходов пешками, задерживая вывод фигур; позаботиться о безопасности короля. Если противник отстал в развитии уже в начале партии, необходимо принять срочные меры, чтобы он и дальше не смог бы закончить вывод своих фигур с первоначальных мест, рокировать короля и т. д. Для этого надо связать противника необходимостью немедленной конкретной борьбы на одном из участков фронта. Вынужденный бросить туда свои силы, он не успеет закончить развитие фигур и не осуществит рокировку.
2. Проблему центра решать исходя из анализа. Если оценка позиции говорит о необходимости занимать центр пешками, надо занимать, если же пешкам грозит опасность стать слабыми и незащищенными, нужно все тщательно взвесить и, вероятно, предпочесть фигурное давление на центр.
3. Следить за пешечным построением. Пешки назад не ходят, каждое ослабление одной пешки или всего пешечного расположения — это уже до конца партии.
4. Развивая фигуры, борясь за центр, создавая намеченные заранее пешечные построения , ни на минуту нельзя забывать общей идеи варианта. Любой дебютный вариант преследует цель выполнить одну или несколько задач. Наметив задачу, ее надо проводить, руководствуясь ею в проведении планов, подчиняя ей движение пешек и фигур.
Правила Стейница
1. Право атаковать в шахматах имеет сторона, владеющая преимуществом, и должна атаковать, иначе рискует растерять свое преимущество. Атака ведется на самый слабый пункт в позиции неприятеля.
2. Защищающийся должен отражать удары неприятеля, следовать его мысли, угадывать его намерения, но в то же время не упускать случая провести встречный удар, перейти в нужный момент в контратаку. Защита — временное подчинение воле противника. Защищаться труднее, чем атаковать.
3. В равных позициях стороны маневрируют, стремясь изменить равновесие в свою пользу. При правильной игре сторон, равная позиция вновь приводит к равным позициям.
4. Преимущество может состоять из одного большого неделимого преимущества и из ряда мелких преимуществ. Задача ведущего позиционный бой — накапливать мелкие преимущества, стремясь превратить временные преимущества в постоянные.
Постоянные премущества и недостатки: материальный перевес, плохая позиция короля, наличие проходной пешки, слабые пешки, слабые поля, слабость периферии (для белопольного или чернопольного слона), пешечные островки, сильный пешечный центр, преимущество двух слонов, владение открытой вертикалью, владение открытой диагональю, владение горизонталью.
Временные преимущества и недостатки: неудачная позиция одной фигуры, дисгармония в расположении фигур, перевес в развитии, фигурное давление в центре, перевес в пространстве.
Правила при игре с разносторонними рокировками
1. Учесть, что противник почти обязательно бросится штурмовать вашу позицию на другом конце доски. Вопрос стоит: кто кого? Нужно твердо помнить, что успеха достигнет тот, кто первым захватит инициативу и заставит противника перейти к обороне, после чего все его активные действия на другом конце доски станут бессмысленными.
2. Предусмотреть, чтобы противник не опередил вас на другом фланге, не вынудил перейти к обороне. Всегда помнить, в случае потери инициативы, ваш штурм лишь ослабит вашу собственную позицию.
3. До рокировки подготовить штурм двумя-тремя пешечными ходами на той стороне доски, где вы задумали вести наступление. Такие предварительные действия окончательно не выясняют еще вашего плана и ведут к выигрышу драгоценного времени.
4. Во время штурма внимательно следить за флангом, где противник штурмует позицию вашего короля. В случае необходимости, сделать там 1-2 оборонительных хода, чтобы задержать продвижение вражеской армии.
5. Сделать полный расчет пешечного штурма, так как его проведение требует 5-7 ходов для вскрытия вертикалей.
При игре с разносторонними рокировками, путей к отступлению нет — точность расчета становится решающим фактором.
Перед рокировкой следует учесть:
1. Положение собственных штурмующих пешек: как далеко они продвинуты, сдвоены они или изолированы, могут ли без больших потерь двинуться с места, не ослабит ли их продвижение позиции ваших фигур.
2. Положение пешек противника. Всякое выдвинутое положение вражеской пешки дает возможность поскорее за нее «зацепиться» и тем самым вскрыть вертикаль. Поэтому обороняющийся обязан избегать продвижения своих пешек навстречу штурмующим отрядам врага, а атакующий — стараться вынудить такое продвижение.
3. Позицию собственных фигур и фигур противника на пути продвигающихся пешек. Чужие фигуры дают лишние темпы — нападая на фигуры пешками, вы заставляете их ходить; свои отнимают время, затраченное на отвод мешающих фигур. Поэтому перед рокировкой в разные стороны, вы обязаны отвести с пути своих пешек свои же фигуры.
4. Расположение собственных фигур, способность их поддержать штурм, ворваться в образующийся пролом в позиции. Если ваши фигуры расположены вдалеке от того места, где вы штурмуете, то при прорыве не будете иметь достаточно сил для того, чтобы использовать эту выгоду. Перед началом штурма необходимо тщательно обдумать вопрос о возможности подведения резервов к важнейшему участку доски.
Правила при игре с односторонними рокировками
1. Фигурная атака — нападающий концентрирует на королевском фланге наибольшее число своих фигур, подводя в случае нужды резервы, затем добирается до вражеского короля, используя слабые пункты в его резиденции, или захватывает открытые вертикали и диагонали.
2. Пешечный штурм — только, если центр надежно защищен (стабилизирован) и противник полностью лишен возможности провести там контрудар , полезно бывает подключить к атаке пешки.
План игры
План игры в шахматах должен быть всегда. План должен быть максимально приближен к требованиям позиции, исходить из оценки позиции. Прежде чем составлять план, надо решить вопрос, какой план у соперника. В комбинационно-тактических позициях следует заняться расчетом вариантов. В маневренно-стратегических позициях — формулированием общих планов и соображений.
Не перегружать себя непосильными планами. Следует изучать типичные планы. Лучше плохой план, чем вообще играть без плана.
При поиске лучшего хода следует выяснить: выполняет ли этот ход намеченную вами цель, не вносит ли диссонанс в расположение всех фигур, не может ли неприятель использовать слабые стороны этого хода для нанесения опасного встречного контрудара.
Прежде чем атаковать, надо хорошо, удачно расставить свои фигуры, ослабить поля противника.
Перед одинокой пешкой противника удобно ставить коня, слона.
При сильном пешечном центре, надо при возможности продвигать пешки, или атаковать на флангах. Если есть проходная, защищенная пешка и ее нельзя двигать, то надо начинать атаку на другом фланге, отвлечь силы противника от нее.
Никогда не следует делать пешечные ходы на том фланге, где вы слабее.
При клинообразном пешечном построении, надо его подорвать пешками же.
При решении вопроса о правильности жертвы надо учитывать:
1. Корректна ли жертва.
2. Попытаться подтвердить сделанный вывод расчетом главных вариантов, получающихся после жертвы.
3. Перед тем, как сделать ход, необходимо оценить другие, более спокойные пути игры. Может быть они короче и вернее ведут к победе.
4. Характер и стиль партнеров. Кому по стилю выгодна жертва: вам или ему? Если он любит комбинационную игру, а вы — спокойную, стоит воздержаться от жертвы. Если вам достаточно ничьи, зачем рисковать.
Защита
1. Не увлекаться атакой. Уметь вовремя понять, что пришла пора обороняться. Иметь чувство опасности.
2. Обороняясь, создавать максимальное число заслонов на пути вражеских фигур, рассчитывая, что это замедлит темп их наступления и застопорит всю атаку. Затем перехватить инициативу.
2. Обороняясь, стремиться к разменам фигур (особенно активных фигур противника), перевести игру в эндшпиль (ладейный или с разноцветными слонами).
3. При запертом центре, кони сильнее слонов.
4. Если у противника один слон, надо попытаться заставить его передвинуть пешки на клетки цвета слона.
5. Лучший способ обороны — контратака. Главное — найти способ перейти в контратаку и правильно выбрать момент.
6. Лучшее возражение на фланговую атаку — контрудар. Наступление на одном фланге часто без труда отражается противником, особенно если у атакующего нет необходимых пунктов для вторжения фигур. Поэтому надо затеять игру на другом конце доски, отвлекая фигуры между флангами.
Эндшпиль
1. Не спешить: а) выигрываешь время, б) выяснить позицию, повторять ходы, в) усложнять, нагнетать напряжение в позиции с соперником, которому это не нравится.
2. Иметь план, схему конечной позиции.
3. Короля — в центр. Король должен быть активным.
4. Правильно обменять легкие фигуры, выяснив слон дороже или дешевле коня будет в конце игры.
5. При хорошем взаимодействии фигур, при возможности их легко перебрасывать с фланга на фланг, целесообразно вскрывать игру на двух флангах и атаковать одновременно.
6. В ладейных окончаниях, инициатива намного весомее, чем материальное преимущество.
7. Открытые линии имеют ценность в тех случаях, когда на них есть объекты для атаки или когда линия служит коммуникацией для переброски фигур (обычно ладей) к главному участку боя.
Правила обращения с шахматными часами
Наше время — расчет вариантов.
Его время — решение общих проблем, анализ и оценка позиции, составление плана игры.
Источник
Не многие начинающие шахматисты знают, что и профессионалы допускают грубые ошибки и зевки. Топовые шахматисты ошибаются, что вполне логично, при игре в блиц, когда нет времени на обдумывание. Что касается начинающих, то они допускают ошибки и в партиях с неограниченным количеством времени (игра без часов).
Три важных правила
Чтобы уменьшить количество проигрышей, следуют следовать трём правилам из книги Дмитрия Лугового «Как научиться играть в шахматы за 30 минут!»:
- Перед тем, как сделать свой ход, подумайте над предыдущим ходом соперника – для чего он был сделан? Есть ли какая-то угроза для вас? Старайтесь понять его смысл. Это убережет вас от массы ненужных ошибок!
- Перед каждым своим ходом, даже если вы на 100% уверены в его правильности, ход кажется очевидным или единственным – подумайте как минимум минуту. 50% всех ошибок делается именно из-за поспешности!
- Думайте не только за себя, но и за соперника, пытайтесь предугадать его будущие действия – это позволит вам раскрыть его замыслы и принять меры.
Давайте, более подробно, поговорим о третьем правиле. Многие шахматисты, в разгар сражения, настолько увлекаются реализацией своего плана, что «забывают» о противнике. Такая забывчивость, зачастую приводит к неожиданному мату. По этому поводу будут уместны две цитаты:
«Партнер тоже имеет право на существование».
Савелий Тартаковер
«Если не следить за тем, что делает противник, то придется жаловаться на невезение после каждой партии».
Виктор Корчной
Как обдумывают ход чемпионы
Посмотрите запись дружеской блиц-партии между Анатолием Карповым и Михаилом Талем — особое внимание уделите тому, как они озвучивают свои размышления во время партии.
Как видно из сюжета, профессионалы просчитывают не только свои ходы, но и возможные ответы противника — только таким образом можно избегать неудачных ходов.
Примеры партий проигранных из-за невнимательности
Очень часто, шахматисты-любители, нарушают первое правило из перечисленных выше, т.е. попросту «забывают о противнике».
Chriselevator — Пупкин (1-0)
Партия для Пупкина развивалась благополучно — на королевский гамбит он ответил контргамбитом Альбина и в эндшпиле все шло к победе чёрных. Более того, времени у игроков оставалось более чем по 10 минут — спешить не было необходимости. Тем не менее, Пупкин поспешил и после своего последнего хода Bxf3 получил мат Rd8#.
Чтобы избежать мата, чёрным необходимо сделать ход конем Ne7. При правильной игре, позиция чёрных абсолютно выигрышная 21… Ne7 22. Rd3 Bxf3 23. e4 Bh1 24. b4 Rg6 25. Be5 $17
Devi81 — Пупкин (1-0)
Если не делать правильных выводов, то шанс наступить на одни и те же грабли достаточно велик. В очередной раз Пупкин просмотрел западню и получил вполне заслуженный мат.
Может показаться забавным то, что в очередной раз был применен контргамбит Альбина. Может это неудачный дебют за чёрных или просто элементарная невнимательность? Правильный ответ — невнимательность. Контргамбит Альбина — вполне приемлемый ответ на королевский гамбит, если вы играете с игроками невысокого уровня. Несколько удачных примеров применения этого дебюта, вы найдете в статье «Лучшие шахматные дебюты для начинающих».
Заметим, что в двух, вышерассмотренных партиях, черные могли бы существенно обострить игру, если бы играли правильно. Четверным ходом необходимо было ходить не Nf3, а Bb4+.
Пупкин — Mustafghan (1-0)
На ход e4, черные ответили d5 — скандинавская защита. Ошибки, как это и случается в партиях новичков, допускали оба игрока. Однако Mustafghan (США), через чур увлекся своей атакой и не уделил должного внимания угрозам возникшим со стороны белых.
Литература
Для тех любителей шахмат, которые хотят мыслить не только за себя, но и за противника, мы предлагаем изучить двухтомник выдающегося шахматного тренера Марка Дворецкого «Помни о сопернике!».
Двухтомник «Помни о сопернике!» — шахматный практикум, сборник упражнений из уникальной картотеки заслуженного тренера СССР, России и Грузии Марка Дворецкого.
Впервые в отечественной литературе издание всецело посвящено очень важной для шахматиста-практика теме — вниманию к возможностям соперника.
Каждая из четырех частей сборника состоит из теоретического раздела, заданий и ответов на них с подробным анализом и комментариями. Тщательно подобранные упражнения учат умению мыслить не только за себя, но и за партнера, учитывать все его ресурсы — как бы ставить себя на его место. Без развития этого навыка, «хромающего» даже у многих гроссмейстеров, рост шахматной силы невозможен.
Нет похожих записей
Источник