Полезные советы по русскому языку 3 класс
Разбор нового ФГОСа для первого класса у нас здесь. А разбор второго класса — здесь.
Посмотрим, какие знания и умения должны показывать наши школьники на выходе из третьего класса.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Устные монологические и диалогические высказывания третьеклассников усложняются и увеличиваются до 3-5 предложений на заданную тему. Также ребенок должен уметь устно и письменно формулировать просьбу, извинение, приглашение, благодарность, отказ — с использованием норм речевого этикета и в объеме 2-4 предложений.
При работе с текстом, ученик должен уметь:
- Определять тему и главную мысль текста
- Определять ключевые слова и связь предложений в тексте (видеть эту связь через личные местоимения, синонимы, союзы И, А, НО)
- Выявлять и озаглавливать части текста
- Составлять план повествовательного текста, чтобы на его основе создать свой текст (для пересказа или изложения) и откорректировать его
Интересно, что знать терминологию типов речи (повествование, рассуждение, описание) необязательно в третьем классе, это выносится в четвертый класс. Достаточно понимать, что тексты бывают разные, а для примеров даются простые случаи, без смешивания.
Знания фонетики и орфоэпии:
- Уметь выполнять звуко-буквенный анализ слов с орфограммами (без транскрибирования): давать характеристику звукам по заданным параметрам (твердые/мягкие, звонкие/глухие), соотносить количество букв и звуков с учетом наличия в слове йотированных звуков (Е, Ё, Ю, Я), мягких/твердых знаков и непроизносимых согласных
- Правильно ставить ударение в словах в соответствии с нормами языка, при необходимости уметь уточнить правильность
Грамматика, морфемика, синтаксис:
- Применять изученные правила правописания:
— написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова;
— написание парных звонких и глухих согласных в корне слова (в середине слова) (дубки, лодка, площадка);
— написание непроизносимых согласных в корне слова (честный, радостный);
— употребление разделительного мягкого знака (ь) и разделительного твердого (ъ) знаков;
— написание мягкого знака (ь) после шипящих на конце имен существительных женского рода (мышь, рожь, ночь);
— написание безударных родовых окончаний имён прилагательных (умная, умный, умное);
— раздельное написание частицы не с глаголами;
— раздельное написание предлогов со словами
- Находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки и описки
- Подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи (простые случаи, термины называть необязательно)
- Выявлять в речи многозначные слова, понимать их значения
- Выявлять в речи устаревшие слова, понимать их значение (простые случаи)
- Выявлять в речи слова, употребленные в прямом и переносном значении (простые случаи)
- Выделять окончания в слове, находить нулевое окончание
- Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова
- Различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями (но без называния термина)
- Различать однокоренные слова и синонимы (но без называния термина)
- Находить в словах корни, приставку, суффикс, окончание (в простых случаях, с однозначно выделяемыми морфемами)
- Определять имена существительные, знать их грамматические признаки (одушевленные/неодушевленные, род, число, падеж), уметь склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями
- Определять имена прилагательные, знать их грамматические признаки (род, число, падеж), изменять имена прилагательные (кроме имен прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин) по падежам, числам, родам (в единственном числе) в соответствии с падежом, числом и родом имен существительных (то есть, согласовывать прилагательное с существительным)
- Определять глаголы, различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?», знать их грамматические признаки (форму времени, род в прошедшем времени, число); изменять глагол по временам (простые случаи), в прошедшем времени – по родам;
- Определять личные местоимения в начальной форме (я, мы, ты, вы, он, она, они, оно), заменять личными местоимениями излишние повторы в тексте
- Различать предлоги и приставки
- Определять вид предложения по цели высказывания (повествовательное/побудительное/вопросительное) и по интонации (восклицательное/невосклицательное)
- Находить в предложении главные и второстепенные члены, причем последние без деления на виды
- Распознавать распространенные и нераспространенные предложения
- Правильно списывать слова и предложения объемом до 65 слов
- Писать подробные изложения по подготовленному плану (объемом до 50 слов)
- Писать диктант объемом до 60 слов, правильно применяя изученные правила.
ЛИТЕРАТУРА
В чтении темп возрастает до 60 слов в минуту — это минимум для третьеклассника. Чтение должно легко даваться как вслух, так и про себя, целыми словами, без пропусков букв и перестановки слогов. Разумеется, соблюдение орфоэпических и интонационных норм языка улучшается, в том числе при чтении наизусть. Помимо собственно умения хорошо читать, третьеклассникам положено:
- Различать произведения фольклора и литературы, приводить примеры таких произведений в разных жанрах (сказки, былины, рассказы, стихи), а также приводить примеры фольклорных произведений разных народов России
- Различать художественные и познавательные тексты
- Определять главную мысль и тему произведения (такой же спрос и по русскому языку)
- Понимать взаимосвязь между характером героя и его поступками, мыслями и чувствами
- Выявлять причинно-следственную связь событий и эпизодов текста
- Отличать автора произведения от героя и рассказчика
- Давать характеристику (в том числе портретную) героям, определять авторское отношение к ним и их поступкам, к описываемой ситуации или событию, сравнивать героев одного произведения между собой и сопоставлять их по предложенным критериям (чем похожи, чем отличаются, какой контраст между ними, какие аналогии)
- Находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении (навык пересекается с русским языком)
- Находить и называть средства изображения героев и выражения их чувств, портрет героя, описание пейзажа и интерьера
- Осознанно применять изученные литературные понятия для анализа и интерпретации произведения
- Составлять план текста (вопросный, номинативный) с выделением эпизодов и смысловых частей
- Уметь пользоваться словарями
В плане развитости речи должны быть достигнуты следующие предметные результаты:
- Умение задавать вопросы к учебным и художественным текстам
- Умение строить устное диалогическое и монологическое высказывание с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации
- Устно и письменно формулировать простые выводы на основе прочитанного/прослушанного текста, подтверждать ответ примерами из текста
- Подробно, выборочно или сжато пересказывать содержание произведения
- Рассказывать о прочитанных произведениях
- Читать по ролям, инсценировать
- Придумывать продолжение прочитанного произведения
- Сочинять произведения по аналогии с прочитанным
- Составлять рассказ по иллюстрациям или по заданному началу
- Составлять устные и письменные высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 6 предложений)
МАТЕМАТИКА
Навыки и умения, которые должны быть сформированы у детей, заканчивающих третий класс:
- Умение оперировать числами в пределах 1000 — умение их читать, записывать, сравнивать, упорядочивать
- Умение представлять трехзначные числа в виде суммы разрядных слагаемых
- Находить число, большее/меньшее данного числа на заданное число и в заданное число раз
- Выполнять арифметические действия:
— сложение и вычитание в пределах 100 — устно, в пределах 1000 — письменно
— умножение и деление в пределах 100 — устно и письменно на однозначное число
— деление с остатком в пределах 100 - Устанавливать и соблюдать порядок действий в выражениях со скобками и без скобок, содержащего действия сложения, вычитания, умножения, деления
- Знать и применять при вычислениях переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения
- Находить неизвестный компонент арифметического действия
- Выполнять проверку результата вычислений, в том числе с помощью калькулятора
- Уметь пользоваться в практических ситуациях единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр), единицы массы (грамм, килограмм), единицы времени (час, минута, секунда), стоимости (копейка, рубль); уметь преобразовывать единицы одной величины друг в друга (в пределах 1000)
- Знать и объяснять единицы площади: квадратный метр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр
- Определять с помощью цифровых и аналоговых приборов, измерительных инструментов длину, массу, время
- Определять продолжительность какого-то события
- Сравнивать предметы и объекты на основе измерения величин
- Сравнивать величины длины, площади, массы, времени, стоимости, устанавливая между ними соотношение «больше/меньше на/в»
- Выполнять сложение и вычитание однородных величин, умножение и деление величины на однозначное число
- Называть, находить доли величины (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть)
- Сравнивать величины, выраженные долями
- Решать текстовые задачи на понимание смысла арифметических действий (в том числе деления с остатком), отношений (больше/меньше на/в), на сравнение (разностное, кратное)
- Знать и использовать при решении задач и в практических ситуациях соотношения между: ценой, количеством, стоимостью; началом, окончанием и продолжительностью события
- Решать задачи в 1-2 действия: моделировать и представлять задачу графически, планировать ход решения, записывать решение по действиям и с помощью числового выражения, анализировать решение (искать другой способ решения), записывать и оценивать ответ (устанавливать его реалистичность, проверять вычисления)
- Конструировать прямоугольник из квадратов, делить прямоугольник, многоугольник на заданные части
- Сравнивать фигуры по площади (наложение, сопоставление числовых значений)
- Находить периметр прямоугольника (квадрата), площадь прямоугольника (квадрата)
- Распознавать и конструировать верные (истинные) и неверные (ложные) утверждения со словами: «все», «некоторые», «и», «каждый», «если…, то…»; формулировать утверждение (вывод), строить логические рассуждения (одно-трехшаговые), в том числе с использованием изученных связок
- Классифицировать объекты по одному-двум признакам
- Извлекать и использовать информацию, представленную в таблицах с данными о реальных процессах и явлениях окружающего мира (например, расписание, режим работы), в предметах повседневной жизни (например, ярлык, этикетка)
- Структурировать информацию: заполнять простейшие таблицы по образцу; достраивать столбчатые диаграммы, дополнять чертежи данными
- Составлять план выполнения учебного задания и следовать ему.
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
В третьем классе дети знакомятся с финансами, странами мира и их достопримечательностями, а еще учатся разоблачать мошенников, этот навык тоже является предметным. Полный список компетенций, рассматриваемых на аттестации:
- Различать расходы и доходы бюджета семьи;
- Показывать на карте мира материки, изученные страны мира;
- Приводить примеры памятников природы и культуры России, достопримечательностей родного края и административных центров субъекта Российской Федерации; народов мира; памятников культуры, являющихся символами стран, в которых они находятся;
- Распознавать изученные объекты природы по описанию, рисункам, фотографиям, в реальности:
— почвы, горные породы и минералы, полезные ископаемые;
— тела и вещества;
— твердые тела, жидкости и газы;
— воздух;
— грибы;
— природные сообщества (лес, луг, пруд);
— отдельные органы и системы органов человека. - На основе предложенного плана уметь составлять описание изученных объектов природы, выделяя их существенные признаки и характерные свойства
- Группировать и сравнивать изученные объекты живой и неживой природы, пробегать к простейшей классификации
- Знать и понимать взаимосвязи в природе, уметь объяснить простейшие явления и процессы в природе и организме:
— круговорот воды в природе,
— размножение и развитие растений и животных;
— особенности питания и дыхания растений и животных;
— цепи питания,
— связи человека и природы - Проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить простые опыты по исследованию природных объектов и явлений с применением простого лабораторного оборудования и соблюдая правилам безопасности
- Использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы
- Создавать по заданному плану собственные развернутые высказывания о природе, человеке и обществе, сопровождая выступление иллюстрациями (подготовка докладов)
- Соблюдать правила безопасного поведения:
— во дворе жилого дома (правила перемещения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома, предупреждающие знаки безопасности)
— правила безопасного поведения пешехода, пассажира наземного транспорта и метро
— соблюдать правила безопасности при работе с интернет-ресурсами, определять мошеннические действия по их характерным признакам.
ФГОС изучала Оля Иванова
По начальной школе у нас остался разбор основ четвертого класса и разбор каждого оставшегося предмета по отдельности. Подпишитесь на канал, чтобы читать и понимать ФГОС вместе.
Источник
Речь. Текст. Предложение. Слово.
Текст состоит из предложений, а предложения- из слов.
Текст___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предложение-это слово или несколько слов, выражающих законченную мысль.
Предложение_________________________________________________________________________________________________________________________
Каждое предложение произносится с какой-либо целью.
Предложение в котором о чем- либо сообщают (повествуют), называется повествовательным. ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Предложение, в котором о чем то спрашивают, называется вопросительным. ____________________________________________________________________________________________________________________________________Предложение, в котором советуют что-либо сделать, побуждают к действию, называется побудительным. ____________________________________________________________________________________________________________________________________Предложение, которое произносится с сильным чувством, называется восклицательным. В конце такого предложения ставиться восклицательный знак (!)__________________________________________________________________________________________________________________________________
Текст- это связанные по смыслу предложения. Текст можно озаглавить.
Слово- это название предмета, признака предмета, действия предмета.
Фамилия, имена, отчества людей, клички животных, названия стран, городов, сел, улиц, озер, рек, морей пишутся с большой буквы._____________________________________________________________
Тема текста- это то, о чем говорится в тексте.
Текст- повествование отвечает на вопросы что случилось? Что произошло? В повествовании три части: начало, основная часть, концовка.
В тексте- описании дано описание людей, животных, растений, явлений природы, различных предметов.
Текст- рассуждение объясняет причину явлений, событий. К этому тексту можно поставить вопрос почему?
Главные члены предложения:
Подлежащее обозначает, о ком или о чем говорится в предложении. Оно отвечает на вопрос кто? Или что?
Сказуемое обозначает, что говорится о подлежащем. Оно отвечает на вопросы: что делает? Что делал? Что будет делать? Что сделал? Что сделает?
__________________________________________________________________
В предложении есть главные члены и второстепенные. Главные члены- подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены поясняют подлежащее, сказуемое или второстепенный член
Для того чтобы найти слова, которые связаны между собой по смыслу, ставь вопрос от одного слова к другому._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Однокоренные слова.
Слова, которые имеют что-то общее по смыслу и одинаковый корень, называются однокоренными.______________________________________________________________________________________________________________________
Звуки и буквы.
Звуки мы произносим и слышим. Букву пишем и видим. Звук на письме обозначается буквой. Буквы Ь Ъ звуков не обозначают.
Гласных звуков шесть: а, и, о, у, ы, э.
Гласных букв десять: а, и, о, у, ы, э, е, ё, ю, я.
Гласные буквы е, ё, ю,я обозначают два звука в начале слова, после гласных, после ъ,ь.
Буквы е,ё,ю,я после согласных обозначают мягкость согласного звука и гласный звук.
При произношении гласного звука воздух проходит свободно, слышится голос. Гласный звук образует слог. Сколько в слове гласных, столько и слогов.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Перенос слов:
Слово переноситься по слогам, слова из одного слога не переносятся. Одну букву нельзя оставлять на строчке или переносить на другую.
Буквы Ь, Й при переносе слов нельзя отделять от стоящей впереди буквы. При переносе слов с двойными согласными одна согласная остается на строчке, а другая переносится.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мягкий знак
В конце слова мягкость согласного звука обозначается Ь.
Ударные и безударные гласные.
Безударные гласные в корне слова нужно проверять. Для проверки измените слово так, чтобы безударный гласный стал ударным.____________________________________________________________________________________________________________________________
Словосочетание
Словосочетание- два слова, связанные между собой по смыслу. В словосочетании одно слово зависит от другого. Подлежащее и сказуемое не образуют словосочетание.______________________________________________________________________________________________________________________
Состав слова.
Корень- это общая (одинаковая) часть однокоренных слов. Корень в однокоренных словах пишется одинаково.___________________________
Окончание- это изменяемая часть слова. Окончание служит для связи слов в предложении. ____________________________________________________
Однокоренные слова образуются с помощью приставок и суффиксов. ____________________________________________________________________________________________________________________________________Приставка- это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.__________________________________________
Суффикс- это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов._________________________________________
Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.
Парные звонкие: б б’ в в‘ г г‘ д д‘ ж з з’
Парные глухие: п п‘ ф ф‘ к к‘ т т’ ш с с’
Непарные звонкие : л л’ м м’ н н’ р р’
Непарные глухие: х х’ ц ч’ щ’
Парный звонкий согласный звук на конце слова заменяется при произношении парным глухим. Слова с парными согласными на конце нужно проверять. Для проверки измените слово так, чтобы после согласного стоял гласный.___________________________________________________
Парные согласные на конце слова или перед другими согласными нужно проверять. В этих случаях звук и буква могут не совпадать. Проверочными словами называют слова, в которых после согласной буквы стоит гласная. Чтобы узнать, какой буквой обозначается согласный звук, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором после согласного стоит гласный.__________________________________________________
Правописание безударных гласных в корне слова.
Проверяемые безударные гласные могут быть в приставке, в корне, в суффиксе, в окончании. Прежде чем написать гласную букву в безударном слоге, нужно узнать, в какой части слова она находится. Если в приставке или суффиксе- запомни, как пишется эта приставка или суффикс : по-, пере-, под-, про-, -очк-, -ечк-, -еньк-, -оньк-. Если же в корне, то нужно подобрать проверочное слово. Проверочным словом может быть однокоренное слово с ударным гласным в корне. Чтобы найти проверочное слово, нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным или подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне.
Слова с двумя безударными гласными в корне проверяют двумя проверочными словами._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Слова с непроизносимыми согласными в корне.
В корнях некоторых слов звуки в,д,л,т не произносятся, а буквы в,д,л,т пишутся.
Правописание приставок.
Приставка- это часть слова, и на письме её нельзя отделять от корня. Приставки о-, об- (обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во-), с- (со-)
, вы-, пере- пишутся всегда одинаково, независимо от того, как они произносятся.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предлог и приставка.
В русском языке есть одинаковые предлоги и приставки: в, во, за, на, над, по, под, про, с, о, об, от. Между предлогом и словом, перед которым он стоит, можно вставить другое слово или вопрос. Предлоги никогда не стоят перед словами, которые обозначают действие предмета.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Разделительный твердый знак (Ъ)
Разделительный твердый знак пишется после приставок, которые оканчиваются на согласную букву, перед гласными е,ё,я.____________________________________________________________
Части речи.
Слова в нашей речи делятся на большие группы, или части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги, местоимения.
Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопрос кто? Или что?, называются именами существительными.____________________________
Слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? Что сделать? называются глаголами.__________________________
Слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? Какая? Какое? Какие? называются именами прилагательными.________________________________________________
Чтобы узнать, какой частью речи является слово, поставь к нему вопрос и определи, что обозначает слово (предмет, признак предмета, действие предмета).
Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это местоимения. Они не называют предмет, а только на него указывают. Местоимение это часть речи.
Предлог не бывает членом предложения. Он употребляется в предложении вместе с существительным или местоимением и служит для связи слов в предложении.______________________________________________________
Имена существительные, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто? Другие имена существительные отвечают на вопрос что? Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода. Имена существительные, к которым можно поставить слова он, мой,- мужского рода.________________________________________________________
Имена существительные, к которым можно поставить слова она, моя. -женского рода._________________________________________________
Имена существительные, к которым можно поставить слова оно, мое,- среднего рода.___________________________________________________
Чтобы узнать род имени существительного, которое стоит во множественном числе, надо поставить его в единственном числе. Имена существительные изменяются по числам (единственное и множественное). При изменении существительного по числам изменяется его окончание.___________________________________________________________________________________________________________________________
Изменение окончаний имен существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением:
Именительный падеж кто? Что?______________________________________________________________
Родительный кого? Чего?_____________________________________________________________
Дательный кому? Чему?____________________________________________________________
Винительный кого? Что?_____________________________________________________________
Творительного кем? Чем?______________________________________________________________
Предложный о ком? О чем?______________________________________________________________
Чтобы определить падеж существительного, найди слово, с которым связано имя существительное, поставь от него вопрос. По вопросу (и по предлогу) определи падеж.
Имя прилагательное
Падеж | Предлоги | Вопросы |
Именительный Родительный Дательный Винительный Творительный Предложный | от, до, из, без, у, для, около, с к, по в, во, на, за, про, через с, со, за, под, над, между, перед о, об, в, на, при | Кто? Что? Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем? |
Существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим.
На конце существительного женского рода после шипящих пишется мягкий знак. На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется__________________________________________________________
Имена прилагательные обозначают признак предмета. Они делают нашу речь точной и выразительной. Один предмет можно противопоставить другому по какому- либо признаку: температуре, цвету, размеру. Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам. Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного, с которым оно связано. Мужской род- какой? Женский род- какая? Средний род- какое?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Имена прилагательные во множественном числе отвечают на вопросы какие? и имеют окончания –ие, -ые.
Глагол это часть речи, которая обозначает действие предметов. В предложении глагол чаще всего бывает сказуемым. В русском языке есть глаголы, близкие по смыслу и противоположные. __________________________________________________________________Один и тот же глагол может употребляться в разных значениях. Смысл слова уточняется в предложении и в тексте. __________________________________________________________________Глаголы изменяются по числам. Глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета. Если глагол обозначает действие двух и более предметов, то он стоит во множественном числе.______________________________________________________________________________________________________________________________ Глагол изменяется по временам.
Глаголы в настоящем времени отвечают на вопросы что делаю? Что делаешь? Что делает? Что делаем? Что делаете? Что делают? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Глаголы в прошедшем времени отвечают на вопросы что делал? Что сделал? Что делали? Что сделали? Глаголы в прошедшем времени можно отличить по суффиксу –л- Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам: мужской род- что делал? Женский род- что делала? Средний род- что делало? Род глагола в предложении зависит от рода имени существительного, с которым он связан по смыслу._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Глаголы в будущем времени отвечают на вопросы что сделает? Что будет делать? Что сделают? Что будут делать?______________________________________________________________________________________________________________________________ Глагол в неопределенной форме отвечает на вопрос что делать? Или что сделать? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Не придает глаголу отрицательный смысл. Не с глаголами пишется раздельно_________________________________________________________
Как изменяются слова
Имена существительные, имена прилагательные и глаголы изменяются по числам (единственное число, множественное число).
Имя существительное в единственном числе обозначает один предмет. Имя прилагательное в единственном числе обозначает признак одного предмета. Глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета.
Источник