Полезные советы при работе с бензопилой

Полезные советы при работе с бензопилой thumbnail

При работе с бензопилой, следует запомнить основные правила пользования…

Используемые инструменты:
бензопила Makta DCS 7900 (профессиональная);
бензопила Makta DCS 3435 (любительская).

Тем, у кого еще нет опыта пользования бензопилой, следует запомнить основные принципы работы с этим инструментом:

– пилу нужно держать обеими руками, а рукоятки обхватывать всеми пальцами. При этом большой палец левой руки должен находиться под передней рукояткой;

– при работе нельзя стоять непосредственно позади пилы, стоять надо чуть сбоку от инструмента;

– пилить можно как верхним, так и нижним краем инструмента. При пилении нижним краем цепь ведет пилу по направлению от пользователя. Когда пиление производится верхним краем инструмента, цепь движет пилу по направлению к пользователю;

– при работе бензопилой не рекомендуется сгибать спину. Лучше сгибать ноги в коленях. Во время работы в положении стоя необходимо широко расставлять ноги, чтобы сохранять равновесие;

– переходя на другое место, надо обязательно выключать двигатель инструмента или активировать тормоз пилы. Передвигаться с пилой, у которой вращается цепь, нельзя;

– начинать пилить нужно тем участком шины, который расположен ближе к корпусу инструмента;

– если планируется частая работа с бензопилой, необходимо приобрести защитную одежду: прочные сапоги (желательно специальные, защищенные стальными пластинами), крепкие рукавицы, специальные брюки с защитой от порезов, яркую защитную куртку, которая пропускает воздух, и шлем с маской.

1. Подготовка к работе

Перед началом работы проверяют натяжение цепи – оно должно быть тщательно отрегулировано, чтобы цепь не провисала на шине во время работы. Плохо натянутая цепь быстрее изнашивает шину и звездочку, быстрее выводит из строя амортизаторы и увеличивает нагрузку на корпус инструмента.

ВАЖНО!!!

– перед тем как приступать к работе с бензопилой, нужно обязательно ознакомиться с инструкцией пользователя;

– если цепь пилы новая, перед началом работы рекомендуется погрузить ее в масло на несколько часов. Если цепь старая, необходимо обязательно ее заточить: режущие инструменты плохо заточенной пилы быстро изнашиваются.

2. Заправка пилы бензином и маслом

Пилу располагают на устойчивой поверхности и заправляют топливом. Для заправки следует использовать только «фирменные» масла, предназначенные специально для бензопил. Процент содержания масла в этой смеси должен составлять 1/40-1/50. Для работы импортных пил лучше использовать 92-й бензин (или выше маркой), а для российских подходит и 76-й.

ВАЖНО!!!

– чтобы избежать риска возгорания, перед пуском двигателя пилу убирают с того места, на котором ее заполняли топливом, и снова устанавливают на твердое, устойчивое основание.

3. Первый запуск инструмента

Проверив, что цепь не касается твердых поверхностей, включают тормоз цепи. При этом рукоятку тормоза перемещают от себя, чтобы цепь не начала вращаться раньше времени. Поскольку двигатель холодный, рычаг управления воздушной заслонкой вытягивают полностью. Носок ноги продевают в заднюю рукоятку (переднюю рукоятку при этом придерживают рукой). Несколько раз дергают за рукоятку, вытягивая шнур стартера, пока двигатель не «чихнет». После чего воздушную заслонку переводят в рабочее положение и заводят пилу. Кратковременно нажимают на дроссель, переводят пилу в холостой ход. Рукоятку тормоза переводят в прежнее положение на себя. Пила готова к работе.

ВАЖНО!!!

– перед работой необходимо проверить тормоз инструмента. Для этого следует установить пилу на ровной поверхности и нажать на дроссель. Тормоз активируют, нажав на рукоятку, не отпуская при этом рукоятку инструмента. Если цепь остановилась, значит, тормоз работает нормально;

– также перед работой следует проверить механизм смазки. Нужно найти какую-нибудь светлую поверхность (например, свежесрезанный пенек). Удерживая инструмент над пеньком, надо запустить цепь и увеличить ее скорость, нажимая на дроссель. Если на пеньке появится полоса масла, значит, механизм смазки в порядке.

4. Обрезка веток

Обрезание веток со ствола поваленного дерева начинают с нижней части ствола, стоя слева от него. Работу ведут в медленном, спокойном темпе, стараясь не задействовать носовую часть пилы. Пилят как верхней, так и нижней частью шины, стараясь по возможности прислонять пилу к бедру или к стволу. Ветки с верхней части ствола спиливают, положив инструмент набок (пила должна лежать на стволе всем своим весом). После того как ветки сверху и сбоку лежащего ствола обрезаны, ствол переворачивают и обрезают ветки, которые находились внизу.

ВАЖНО!!!

– следует помнить о том, что иногда весь ствол может опираться только на один сук: если его обрезать, ствол может сдвинуться или покатиться;

– если ветка толстая, спиливать ее надо по частям – от конца к стволу. При особенно крупной толщине ветки может потребоваться ее подпиливание с двух сторон.

5. Раскряжевка (распиливание ствола на части)

К раскряжевке приступают, когда со ствола спилены все ветки. Ствол лежащего дерева распиливают на части по направлению от ствола к вершине (комлю).

ВАЖНО!!!

– в процессе раскряжевки запрещается стоять ниже ствола, если тот расположен на наклонной плоскости;

– если пила застряла в стволе, нужно остановить двигатель и наклонять ствол до тех пор, пока пила не выйдет из древесины. Сразу доставать пилу из дерева не нужно.

6. Валка деревьев

Перед тем как спиливать дерево, определяют, в какую сторону ему будет «удобнее» упасть. Для этого учитывается естественный наклон ствола, направление ветра и количество веток на каждой из его сторон. Дерево надо валить в ту строну, в которую ему «удобнее» падать. Непосредственно перед валкой нужно срезать низкие ветки, которые могут помешать работе. Существует несколько технологий валки деревьев, которые подбираются в зависимости от толщины ствола и других факторов. Подобрать оптимальный способ может только профессиональный лесоруб.

ВАЖНО!!!

– если поблизости есть люди, они должны находиться на расстоянии не менее чем 2 длины ствола дерева;

– перед началом работы следует убедиться, что вокруг нет ничего, что можно было бы повредить упавшим деревом;

– валка деревьев – задача нелегкая: если опыта подобных работ не имеется, лучше поручить это дело профессионалам или попросить их присутствовать при работе!

Уход за инструментом

Каждый раз после работы с бензопилой необходимо выполнять следующие действия:

1. Проверка натяжения и смазки цепи.

Если цепь ослабла, ее необходимо подтянуть, если масло кончается, добавьте его в бак.

2. Заправка.

Заправлять машину горючим по окончании работы следует после непродолжительного отдыха, чтобы пила остыла.

3. Проверка воздушного фильтра.

Периодически фильтр забивается стружкой – после окончания работы его желательно снять, промыть и продуть. Также периодически надо очищать от загрязнений поверхности вокруг охлаждающих пластин двигателя.

remont.blizko.ru

Источник

Бензопила в дачном хозяйстве необходима. С ней можно и старое дерево повалить, и быстро заготовить дровишки для бани. А уж для тех, кто мастерит из древесины, она просто незаменима. Для рядовых задач совсем не нужно покупать дорогущую профессиональную модель — достаточно бытовой или полупрофессиональной. Как любой инструмент, бензопилу важно правильно эксплуатировать и не допускать ошибок при работе, чтобы она не «полетела» раньше времени и прослужила вам много лет.

Работа без ошибок — долгая служба инструмента

Качественная цепная пила средней ценовой категории точно окупится. Я как-то поинтересовался у профессионалов, сколько будет стоить спилить старую толстую березу (диаметр ствола около 80 см), которая засохла лет десять назад. Ответ получил расплывчатый, но из него понял, что надо готовить минимум 7 тысяч рублей за одно дерево. Береза при хорошем урагане могла упасть на любимый сарай, в котором хранилась новая бензопила. В общем, набрался смелости, завел пилу, свалил. Потратил не больше часа. Вывод сделал простой — один раз использовав бензопилу по назначению, можно оправдать расходы на ее покупку (если не полностью, то значительную их часть). В процессе эксплуатации цепной пилы я столкнулся с рядом проблем. Пока не отточил мастерство, наступил на все грабли. Расскажу вам про главные ошибки при эксплуатации, чтобы вы их точно не допускали.

Эту старую березу завалил самостоятельно. Сэкономил 7000 рублей

О том, как выбрать бензопилу и как о ней заботиться, вы можете прочитать в статье Как ухаживать за бензопилой, чтобы она не ломалась.

1. Топливная смесь приготовлена неправильно

Первой неприятностью, с которой столкнулся при работе с бензопилой и триммером (оба имеют двухтактный двигатель), был старый бензин. Развел масло с топливом — 20 г на 1 л топлива. Залил в триммер, дернул стартер — он завелся, а потом заглох. После десятой попытки мне удалось его завести и покосить траву. Плохой триммер, китайский, подумал я. В следующие выходные история повторилась с бензопилой. Та заводилась, но глохла. Канистра с бензином простояла примерно полгода в сарае. В том и была причина моих злоключений. По дороге на дачу залил свежий 95-й, развел новую топливную смесь, залил в бак бензопилы. Завелась с первого раза…

Бензопила Хускварна с короткой шиной

Еще один важный момент — октановое число бензина. Есть мнение, что оно не всегда соответствует заявленному. Если вам действительно попадется такое топливо, автомобиль после заправки им поедет, а вот капризный двухтактный двигатель бензопилы (или другого садового агрегата) может отказаться заводиться. Так что запомните: если в инструкции к цепной пиле указано, что нужно использовать бензин от 92-го и выше, то лучше купить 95-й. На всякий случай! Кстати, при хранении октановое число уменьшается: «выдыхается» бензин, когда постоит. То же самое происходит с готовой смесью «масло + бензин». Впрок ее заготавливать нельзя: при хранении она потеряет все свои свойства. Разводить топливную смесь надо перед работой. Масло для любимой бензопилы лучше покупать рекомендованное в инструкции — либо только надежного бренда. Проверять дешевое масло неизвестного производителя на своей пиле не стоит. Себе дороже будет.

Отвинчиваем пробку бензобака, чтобы залить свежую топливную смесь. Фото автора

Фото автора Соотношение масла и бензина указано в описании к бензопиле. Обычно это 1:50 (20 мл масла на 1 л бензина). В холодную погоду можно залить чуть больше масла, 25-30 мл. Для дозировки очень удобно использовать одноразовый шприц. Им точнее можно отмерить нужный объем, чем мензуркой. Если добавлять в смесь слишком много масла, появится белый выхлоп. Постепенно образуется нагар, ведь смесь целиком не сгорает. Свеча может забиться, движок перестанет заводиться. Если будет мало масла, механизм двигателя будет хуже смазываться. Как следствие, его детали быстрее износятся. Вы вряд ли сможете понять истинную причину этих явлений, ведь «вылезают» они не сразу. Последствия использования некачественного масла тоже не будут очевидны до поры. Не верьте байкам про якобы сверхнадежные двигатели, в которые можно заливать все что угодно. Такую версию мне как-то выдвинул знакомый бригадир: похвалился, что лет 10 назад купил бензопилу Makita. «Вещь очень качественная! Чего только я в нее ни заливал, заводится всегда без проблем», — поведал он. На мой взгляд, такие эксперименты со своей бензопилой просто недопустимы.

Только свежий бензин. Только качественное масло. Только недавно приготовленная топливная смесь

Конечно, когда на даче закончилось двухтактное масло, а надо срочно что-нибудь «пильнуть», руки тянутся к отработке, которая скопилась в гараже. Залить ее в топливную смесь не проблема. И пила заведется. И работать — будет. Но последствия могут быть ужасными. Возможен выход двигателя из строя. У отработки низкая смазывающая способность — она просто будет «гореть» и выделять черную копоть. Топливный фильтр забьется частичками металла. Возможно, начнут выходить из строя уплотнительные кольца. Поверхность цилиндра будет повреждена. Так что масло — это не то, на чем стоит экономить. Качественные масла для двухтактных и четырехтактных двигателей можно выбрать в Садовой программе немецкого производителя масел и автохимии Liqui Moly. Для бензопилы подходят два продукта — полусинтетическое моторное масло для 2-тактных двигателей 2-Takt-Motoroil и минеральное моторное масло для 2-тактных бензопил и газонокосилок 2-Takt-Motorsagen-Oil. Они обеспечивают высокую защиту от износа и коррозии, не допускают образования отложений на деталях двигателя, прекрасно смешиваются с топливом и бездымно сгорают.

Моторные масла Liqui Moli для двухтактных двигателей

2. Неправильное натяжение цепи

Натяжение цепи — вопрос тонкий. Сильно натянешь — она не станет пилить. Двигатель работает будет — а цепь не прокручивается. Если ее натянуть недостаточно, она в конце концов слетит. Расскажу, как правильно установить и проверить цепь перед работой. Для начала надо правильно сориентировать зубья цепи. Сверху шины они должны пилить от себя — заточенной стороной вперед. Откручиваем гайку, которая фиксирует крышку и саму шину. Снимаем крышку, устанавливаем шину. Без разницы, какой стороной: она симметрична. Кстати, ее рекомендуется переворачивать после продолжительной работы, чтобы износ сверху и снизу был равномерным. Далее накидываем цепь на ведущую звездочку. Совмещаем направляющие цепи с пазом в шине. Тянем шину на себя, натягивая цепь.

Откручиваем гайку, которая фиксирует крышку (слева). Тянем шину на себя (справа). Фото автора

Фото автора Устанавливаем накладку, закручиваем гайку, но не до конца — не затягиваем. При установке крышки надо проверить, чтобы штырек натяжителя цепи вошел в отверстие в шине. Проверяем натяжение. Если цепь сильно выходит из паза, значит, натянута недостаточно. Значит, надо покрутить винт регулировки натяжения.

Цепь натянута плохо и может слететь. Подкручиваем винт для натяжения цепи. Фото автора

Фото автора Пробуем снова потянуть цепь — выходит из паза несильно (на 4-6 мм). Значит, натянули достаточно. Затягиваем фиксирующую гайку на крышке. Снимаем пилу с тормоза, пробуем прокрутить цепь рукой. Если она идет достаточно легко, все нормально. Можно работать: все сделали правильно.

Теперь цепь натянута нормально. Фото автора

Фото автора

3. Работа с тупой цепью

Пилил я как-то электрической цепной пилой поваленное ураганом дерево — почуял что-то неладное. Пила не хочет «брать» ствол, и все тут. Проверил масло — цепь смазывается. Работаю дальше — не вгрызается. Плюнул, завел новую бензопилу — и в три секунды все сделал. В принципе, можно было продолжить работать с затупившейся цепью. Кто-то так и делает. Но это малоприятное и вредное для агрегата занятие: и нагрузка на двигатель увеличивается, и рез неровный получается. Когда нужно распилить бревно, это не страшно, а вот когда надо точно разделать доску, спил может получится кривой.

Это старый конь борозды не портит. А старая тупая цепь сработать качественно не даст

Заточить цепь можно и самому, но здесь нужен навык: в результате можно сделать еще хуже. Я — не стал. Поехал в фирменный магазин, там купил хорошую американскую цепь за 750 рублей. Продавец заодно поправил заточку у старенькой цепи на специальном станочке — за 5 минут и 150 рублей. Как видите, цена вопроса небольшая, поэтому нет никакого смысла до последнего отрабатывать старую цепь. Работайте только с хорошо заточенным инструментом — и вам удобно, и инструмент прослужит дольше.

4. Забыли про смазку для цепи

Заправляя пилу топливной смесью, вспоминайте про масло для смазки цепи. Если его мало, лучше долить до полного бака. Ведь топливный и масляный баки опустошаются при работе практически одновременно. Вам как минимум не придется отвлекаться на дозаправку тем или другим. Недостаточная смазка цепи не сулит ничего хорошего. Возможные последствия — повышенный износ ведущей звездочки, сильный износ шины, да и цепь скорее растянется и затупится. Пробка масляного бачка обычно находится спереди (но у разных моделей расположение может различаться). Откручиваем пробку, проверяем уровень, заливаем до полного.

Открыт бак для масла, смазывающегося цепь. Фото автора

Фото автора Смазка для цепи, как вы уже догадались, тоже не может быть любой — только рекомендованное производителем средство либо качественное масло хорошего производителя. Например, минеральное трансмиссионное масло для цепей бензопил Bio Sage-Kettenoil. Оно обеспечивает хорошее смазывание цепи, защищает ее от износа и может применяться при температуре до –30°C (тогда как исключительно летние масла зимой густеют, и их приходится разбавлять).

Масло для смазки цепи Bio Sage-Kettenoil

Bio Sage-Kettenoil Есть группа убежденных умельцев, которые льют ту же отработку. Я сам не пробовал и, наверное, не буду. Какое-то недорогое средство попробовать можно, но если оно окажется слишком жидким, с плохой адгезией (способностью прилипать к поверхности и оставаться на ней), то будет только разбрызгиваться вокруг, а не смазывать цепь как положено. В этом случае вашу бензопилу ждут все те же последствия — повышенный износ деталей. Есть еще одна неприятная история — когда масло в баке есть, а цепь не смазывается. Цепь и шина начинают сильно греться. Как следствие — быстрый износ и цепи, и шины. Причина, скорее всего, в топливном насосе: либо он засорился, либо сломался червяк подачи. Надо разбирать, чистить — или менять вышедшую из строя деталь.

5. Чистить воздушный фильтр? Не слышали!

Бывает, что после очень интенсивной работы бензопила вдруг глохнет под нагрузкой. Двигатель начинает «задыхаться». Пора вспомнить про воздушный фильтр и почистить его. Работать с засоренным даже при малых нагрузках не стоит, а при больших — и не получится. У меня две бензопилы одного небезызвестного производителя. У каждой — свое устройство. Покажу, как добраться до фильтра в обоих случаях.

Две бензопилы одного бренда. У каждой верхняя крышка снимается по-своему. Фото автора

Фото автора У первой, чтобы добраться до фильтра, надо просто снять верхнюю крышку, открутив винт, похожий на пробку бака. Под ней обнаруживаем воздушный фильтр.

Первая бензопила. Откручиваем винт, снимаем крышку, проверяем фильтр. Фото автора

Фото автора У второй модели верхняя крышка крепится на трех пластиковых защелках. Отстегиваем их, снимаем крышку. Чтобы вынуть воздушный фильтр, надо отстегнуть металлическую защелку. Как видите, здесь он совсем другой.

Вторая бензопила. Чтобы вынуть фильтр, отстегиваем металлическую защелку. Фото автора

Фото автора В моих примерах оба фильтра чистые. Но если вы при проверке увидите, что фильтрующая ткань стала серой или черной, то фильтр нужно будет очистить. Достаточно «простирнуть» его в теплой мыльной воде, хорошо ополоснуть и высушить.

6. Не меняли топливный фильтр

Топливный фильтр защищает карбюратор от попадания в него всей грязи, которая оказывается в топливном баке. Эта деталь, в отличие от воздушного фильтра, не чистится и не моется. Тут нужна строго замена. Рядовой дачник не лесоруб — орудует бензопилой не так уж часто и интенсивно, поэтому и менять этот расходник ему позволяется довольно редко, раз в 1,5-2 года. Но проблема в том, что не всякий рядовой дачник, в отличие от лесоруба, знает о существовании этого фильтра (ну, правда, бывают и такие случаи). Либо — может просто о нем забыть. А бензопила при забитом топливном фильтре страдает. Итак, эта деталька «болтается» на трубке бензопровода в баке. Достаем ее, используя пинцет. Если фильтр стал серым, то, скорее всего, начал засоряться. Я эксплуатирую бензопилу достаточно мало и с засором топливного фильтра не сталкивался. Серьезно забиться он может только после очень продолжительной работы. Вот лесорубу эта проблема точно знакома. А простой дачник познакомится с ней быстрее, если начнет экспериментировать со старой доброй отработкой.

Достаем топливный фильтр из бака. Фото автора

Фото автора Когда фильтр забит, топливная смесь плохо поступает в карбюратор. В результате пила глохнет или не заводится. Цена детальки — даже для приличной бензопилы — чуть больше 200 рублей. Главное — подобрать подходящую и иметь одну новую на замену.

7. Несоблюдение техники безопасности

Неожиданно получить бревном по голове каждый может, проверено на себе. Производители бензопил настоятельно рекомендуют использовать при работе защиту — перчатки, каску cо специальной маской и специальные сапоги (с усиленным носом). Это очень важное правило техники безопасности, которым многие пренебрегают. Да многие мои знакомые, покупая бензопилу, даже не задумываются о приобретении этих аксессуаров. Естественное желание сэкономить! Признаться, я и сам не сильно задумывался о них. Но мне повезло: мне подарили и каску, и перчатки.

Экономить на средствах индивидуальной защиты тоже не стоит. Фото автора

Фото автора Каска с защитной маской мне реально пригодилась. Надо было спилить один из стволов большой яблони (около 6 м высотой) на уровне двух метров. Надел каску, перчатки, полез на стремянку. Спиленный ствол зацепился ветками и повис у меня над головой, потом сполз и уперся мне в каску. В этот момент до меня окончательно дошла рекомендация о спецзащите. Специальные перчатки, кроме прочего, еще и удобные. В них хорошо работать в холодную погоду: руки не мерзнут. Еще они очень пригодились, когда пилил неструганые доски. Перчатки отлично защищают от заноз, которые обязательно цепляются при работе голыми руками.

На каску крепится маска из мелкой сетки

Фото автора Защитная маска сделана из мелкой металлической сетки. Через нее все видно, в ней легко дышать и самое главное — она не запотевает. Каску с маской я даже начал надевать, когда работаю мощным триммером, — удобнее, чем в защитных очках. Она отлично защищает от выбивающихся из-под катушки мелких камешков и всего остального, что прилетает при покосе бурьяна. Есть ряд самых примитивных ошибок в работе, без которых часто не обходится не один новичок. Ну кто не ловил цепью гвоздь, «препарируя» старые доски или бревна! Кто-то наверняка пробовал заводить инструмент на весу (прямо как в кино), что делать вообще не рекомендуется, так как велика вероятность травмирования, да и пила может не завестись с первого раза. С упором на горизонтальную поверхность — и удобнее, и безопаснее. А какие ошибки допускали вы — и как исправляли последствия?

Источник