Полезные советы при сдаче егэ по английскому языку

Полезные советы при сдаче егэ по английскому языку thumbnail

Полезные советы при сдаче егэ по английскому языку

Екатерина Давиденко,

методист и преподаватель онлайн-школы английского языка «Инглекс»,

обладатель международного сертификата CELTA

В чем, по-вашему, самая большая сложность экзамена по английскому языку?

Сложность заключается в уровне владения языком, на который ориентирован экзамен. К сожалению, не так много выпускников могут похвастаться уверенным уровнем Upper-Intermediate, который требуется для сдачи на высший балл. А если говорить о выпускниках из небольших городов и поселков, то там учеников с таким уровнем знаний практически нет. Школьной программы недостаточно, чтобы самостоятельно, без помощи репетитора подготовиться и сдать экзамен на отлично.

Если говорить о самом экзамене, то, пожалуй, аудирование — одна из самых проблематичных его частей ввиду того, что учителя уделяют мало времени тренировке этой части экзамена. Ученики тоже практически не слушают аудиоматериалы на английском, поэтому им сложно дается этот раздел.

Какие темы, по вашим наблюдениям, хуже всего даются школьникам?

Больше всего вопросов и проблем, как правило, возникает с временами Present/Past/Future Perfect Simple или Perfect Continuous, как в активном, так и в пассивном залоге, а также с модальными глаголами, артиклями, косвенной речью и согласованием времен.

Где ребята чаще всего делают ошибки, какие задания выполняют неправильно?

Очень много ошибок в заданиях на аудирование, потому что школьники, в основном, не вслушиваются в смысл, а пытаются услышать слова, которые находятся в вариантах ответов. Это неправильная тактика, которая приводит к ошибкам. Следует внимательно слушать, о чем идет речь, а не выхватывать отдельные слова из контекста, пытаясь сопоставить их с приведенными ответами.

Также школьники допускают много ошибок в письменной части, особенно в оформлении эссе. Следует помнить, что во введении ни в коем случае нельзя переписывать дословно тему, сформулированную в задании. Ее следует перефразировать и показать ее проблемный характер.

Какой тип вопросов считается самым сложным? Как лучше тренироваться?

В каждом разделе это разные задания. В части «Аудирование», например, самое сложное — задание № 2, в котором часто встречаются диалоги. Дело в том, что извлечь основную мысль из монолога гораздо легче, чем из диалога, где необходимо анализировать высказывания обоих говорящих и выхватывать реплики. Для этого типа заданий я бы советовала слушать больше диалогов и выделять основные мысли всей беседы, акцентируя внимание на ключевых словах.

В разделе «Чтение», пожалуй, сложным будет задание № 3 с вариантами ответов. Как показывает практика, студентам порой тяжело извлекать ключевые слова и информацию из текста, поэтому при подготовке следует уделять особое внимание заданиям такого типа. Нужно также читать разную литературу, стараясь не заглядывать в словарь, и пытаться догадываться о значении непонятных слов по контексту.

В разделе «Грамматика и лексика» больше всего проблем вызывают задание № 1 и задание № 2, которые проверяют грамматические конструкции и лексическую сочетаемость слов. Здесь я бы советовала после изучения определенного количества грамматических тем выполнять больше упражнений, которые помогают отрабатывать сразу несколько разных конструкций, а не одну-две.

В разделе «Письмо» проблемы возникают по большей части с оформлением работ, нежели с их содержанием. Тут, пожалуй, будет полезно создать для каждого вида письменных заданий шаблоны, которые можно заучить, и не тратить время на самом экзамене для того, чтобы вспомнить структуру того или иного задания.

Наконец, устная часть экзамена. Она длится всего 15 минут и состоит из четырех заданий. Здесь необходимо акцентировать внимание на задании № 2 и задании № 4. При подготовке к заданию № 2 находите обычные короткие тексты и тренируйтесь задавать к ним как можно больше вопросов. При этом учитывайте, что необходимо избегать косвенных вопросов типа «could you tell me if…», «I wonder if…» — то есть тех конструкций, которые требуют прямого порядка слов после себя.

Что касается задания № 4, то необходимо делать упор именно на сравнении двух картинок, а не на их описании. Здесь при подготовке нужно привыкнуть к применению фраз-клише, которые помогут сделать речь более связной и логичной: «The first picture depicts… whereas/while the second picture depicts…», «The main difference is that…», «In comparison to the first picture, this one…» и т. д.

Воспользуйтесь онлайн-тренажером устной части экзамена на официальном сайте ЕГЭ. Он полностью имитирует экзамен, вы поймете, что конкретно вам нужно делать, в какое время укладываться.

Какие вопросы дают больше всего баллов?

Экзамен состоит из письменной и устной частей, которые проводятся в разные дни. Сперва школьники сдают письменную часть, которая включает аудирование, чтение, письмо, грамматику и лексику. Всего в этот день выпускнику нужно выполнить 40 заданий за 180 минут. Задание № 40 (написать эссе на заданную тему) оценивается в 14 баллов и дает больше всего. Все остальные задания оцениваются в 6 или 7 баллов. Ученик может получить максимум 20 баллов за каждый из разделов. Таким образом, за первый день можно набрать 80 баллов.

Вторая часть — устная — проходит в другой день и сдается по желанию. В этот день выпускник может заработать еще 20 баллов. Не надо игнорировать устную часть: в случае неудачных ответов вы ничего не теряете, а в случае удачных — заработаете дополнительные баллы.

Как эффективнее всего готовиться к экзамену?

Во-первых, подготовку к экзамену следует начинать заранее. Ее срок зависит от уровня знаний, например, на сайте «Инглекс» можно пройти тест на его определение. Если школьник обладает уровнем уверенного Intermediate, то можно начать подготовку за год до экзамена, но в идеале — минимум за два года. Во-вторых, нужно составить себе четкий план действий. Для этого будет полезен кодификатор, где прописаны все темы, которыми должен обладать абитуриент для успешной сдачи экзамена. Следует просмотреть их и выделить самые сложные, на которые необходимо сделать основной упор, и менее сложные, которые достаточно будет просто повторить. Игнорировать темы нельзя.

Также надо помнить, что не стоит изучать по несколько тем за раз. Лучше тщательно проработать каждую грамматическую тему отдельно и закрепить ее. Желательно это делать с преподавателем или человеком, обладающим достаточным уровнем владения языком, чтобы объяснить ту или иную особенность.

В-третьих, необходимо не только выполнять как можно больше типовых заданий, но и засекать время, чтобы четко укладываться в поставленные временные рамки для каждой части экзамена. Если есть возможность пройти так называемый Mock Exam (пробный экзамен), надо ей воспользоваться, ведь это хорошая репетиция настоящего экзамена и возможность ощутить, как все будет на самом деле.

Наконец, следует практиковаться как можно больше не только письменно, но и устно, чтобы привыкнуть к употреблению тех или иных устойчивых выражений и слов. И не игнорировать занятия с преподавателем, ведь он не только поможет составить программу подготовки, но и объяснит непонятные моменты, пояснит стратегию выполнения каждого задания и поможет удостовериться, что тема полностью усвоена.

Источник

Вы учитесь в школе с углубленным изучением иностранных языков или в гимназии. У вас 5–7 часов английского в неделю. Вы занимаетесь не только по российским, но и по британским учебникам. Почти каждый урок слушаете аудиозаписи. Раз в год сдаете устный зачет по иностранному языку. Можете образовать от слова “admire” по крайней мере 5 однокоренных слов. 

Вы сдаете международный экзамен КЕТ, РET или FCE – или хотя бы представляете себе, что это такое. Обладаете навыком быстрого чтения. Знаете, какого типа задания ждут вас на ЕГЭ. Вы занимались с преподавателем дополнительно. Ездили на обучение в Великобританию. Переписываетесь на английском со сверстником из за рубежа.

Все так? Тогда вы баловни судьбы, и… четверка у вас почти в кармане. Так что можно просто пробежать эту статью глазами.

Если же вы не узнали себя в этом «портрете» – читайте внимательнее. 

Арифметика Единого экзамена по английскому

ЕГЭ будет проходить за 1 день. Для сравнения скажем, что экзамены подобного формата и уровня на Кембриджский сертификат PET или FCE проходят за 2 дня. 

Вас ждет проверка всех пяти навыков владения иностранным языком: чтение (Reading), аудирование (Listening), грамматика (Use of English), письмо (Writing) и говорение (Speaking). То есть – 5 частей одного большого теста: экзамена. В каждой из них по 2–3 задания. Они расположены в порядке возрастания сложности. Предполагается, что с первым заданием справятся почти все участники экзамена, со вторым – многие, а для выполнения третьего задания участникам придется очень постараться.

READING

В первом и втором заданиях этой части экзамена требуется отнести газетные или журнальные тексты к тому или иному жанру (биография, научная фантастика, объявление о приеме на работу). 

Поскольку на выполнение всёх трех заданий по чтению отводится только 30 минут, не увлекайтесь подробным чтением отрывков, а используйте навык выбора информации. Скажем, если в тексте говорится про XXII столетие, это почти наверняка рубрика «Фантастика».

Третье задание самое сложное. Надо будет прочитать публицистический или художественный текст и ответить на вопросы, выбрав один ответ из четырех вариантов. Сложность здесь не только в том, что текст – большой и с достаточным количеством незнакомых слов, но и в том, что в самой формулировке вопроса возможны тонкости. Например, из отрывка про Ван Гога понятно, что известный художник и был необычным, и лежал в психиатрической больнице, и страдал приступами эпилепсии. В задании – вопрос: «Что думали горожане о Ван Гоге?» В вариантах ответа перечисляются всё эти факты. А надо выбрать именно тот ответ, в котором будет сказано, что горожане (то есть не автор и не вы) думали о Ван Гоге. 

При неплохом уровне знания английского и достаточно высокой скорости чтения третье задание выполняется минут за 17–20. Посчитайте: за сколько минут вам необходимо сделать первые два?

Совет 1. При выполнении первых двух заданий не медлить. Призвать на помощь свою интуицию и знание окружающего мира. Иногда, чтобы правильно ответить на вопрос, не обязательно даже читать текст. Например, вам задан вопрос: «Откуда открывается замечательный вид на Париж?» и предложены варианты ответов: “Louvre Museum”, “Eifel Tower” “Champs Elysees Avenue” и еще три варианта – не правда ли, ответ очевиден? Но не забудьте потом всё же проверить себя: найдите (и подчеркните) в отрывке слова, доказывающие это.

Совет 2. С незнакомыми словами поступать так: или догадываться об их значении, или просто их пропускать.

LISTENING

Вы прослушаете три текста: диалоги, высказывания отдельных людей или интервью – и должны будете понять суть каждого из них (они прозвучат по два раза). Времени на всё – 25–30 минут. 

Совет 3. Не паникуйте. Будьте готовы, что при первом прослушивании аудиозаписи вы, возможно, ответите не на все вопросы в задании. При втором же акцентируйте внимание на пропущенной информации, одновременно проверяя себя в правильности уже данных вами ответов.

Совет 4. Прислушивайтесь к непрямым подсказкам: шум улицы, звуки рок-концерта или печальный тон рассказчика вполне могут натолкнуть вас на правильный ответ.

USE OF ENGLISH 

На примерах, предложенных здесь, проверяется знание грамматики. В одном тексте необходимо поставить указанные слова в нужную форму: изменить время глагола, из глагола с помощью суффикса сделать существительное, получить однокоренной антоним и т. д. А во втором тексте – выбрать пропущенное слово из четырех предложенных вариантов.

Даже если вы достаточно много упражнялись в грамматике, проблема может быть в том, что кроме традиционных манипуляций с раскрытием скобок здесь потребуется знать лексику. А именно – «застывшие словосочетания», которые нужно было просто заучивать. Например, какое бы вы выбрали слово для выражения “in the … of summer” из четырех предложенных: “core”, “middle”, “centre” или “heart”?

Время – 30–40 минут. Этого хватит, чтобы хорошенько и не торопясь подумать.

Cовет 5. Внимательно прочитайте текст. Не стремитесь сразу же вписывать пропущенное: вы можете ошибиться. Слова следует вставлять только при повторном прочтении текста. Но конечно, когда вы видите, что вам нужно прилагательное, а исходное слово – “beauty”, то любимое с третьего класса слово можно с радостью вписать сразу же.

Совет 6. Самые коварные трансформации слов – когда необходимо получить антоним, т. е. добавить необходимую приставку (possible – impossible) или заметить, что понадобится существительное во множественном числе (work – workers). Будьте внимательны! Увидеть, что нужен именно антоним, и справиться с такими словами можно только если вы достаточно полно понимаете смысл текста.

WRITING

Вам дадут 60 минут на то, чтобы написать письмо другу, а также составить письменное высказывание с элементами рассуждения по предложенной проблеме.

Отрывок из письма воображаемого друга, «адресованный вам», будет находиться у вас перед глазами. Ответьте «собеседнику» на вопросы и в свою очередь задайте вопросы ему. Здесь обязательно учитывать традиции и правила оформления письма. Раз вы помните, что традиционное письмо на английском языке никогда не заканчивается словами “Good bye!” – это уже плюс. Осталось достать свой учебник, найти образец традиционного письма другу, внимательно изучить его и для тренировки написать пять шесть писем. Фразу “I’m looking forward to your letter” вы должны знать наизусть и уметь воспроизвести ее даже будучи разбуженным ночью.

Если в школе вам довелось писать сочинения, условно называемые учителями «за и против», тогда считайте, что с понятием «письменного высказывания» из второго задания вы уже знакомы. Особенность его экзаменационного варианта заключается в четком соблюдении тематики параграфов (абзацев). В первом абзаце – постановка проблемы. Во втором – аргументы «за», в третьем – «против». В четвертом параграфе сочинения вы должны прийти к выводу с учетом приведенных аргументов.

Российские ученики не умеют рассмотреть проблему со стороны. Об этом неумении говорит перевес количества аргументов над контраргументами. Например, к утверждению “It is better to use a laptop rather than a regular PC” – ученик с ходу может придумать (как, вы не знаете, что такое “laptop”?) множество преимуществ использования ноутбука, однако недостаток назовет только один – их высокую цену. Тем не менее должно быть приведено по крайней мере по три весомых аргумента как за, так и против.

Вторая трудность – использование вводных слов и слов связок (linking words), без которых сочинение с аргументацией безусловно проигрывает. Так что пусть фразы “On the other hand”, “To sum up”, “In addition” и им подобные станут неизменными спутниками вашего сочинения.

Третья трудность – ограничение не только по времени, но и по количеству слов. В вашем письме должно быть от 100 до 140 слов, в сочинении – от 200 до 250 слов. Это ограничение является одним из неожиданных препятствий для российских учеников, ведь нас так долго учили писать много и длинно! Возможно, я вас несколько разочарую: никто каждое ваше слово считать не будет.

Количество слов определяют так: произвольно берут среднего размера строчку в вашей письменной работе, в ней считается количество слов и умножается на количество строк. У всех почерки разные, поэтому дать рекомендации о том, сколько же страниц вам надо написать, невозможно.

Совет 7. Обязательно прочитайте ваш чистовик письма. Часто при переносе сочинения с черновика добавляются досадные и нелепые ошибки, которые могут снизить вам балл.

Совет 8. Дома заранее посчитайте слова в любом написанном вами тексте, чтобы иметь представление, какой длины вам предстоит написать работу. В зависимости от почерка у каждого человека может получиться разный объем при использовании одного и того же количества слов: страница, полторы или две.

Совет 9. Пишите те слова, в написании которых вы уверены. При сомнении в правильности записанного найдите подходящий заменитель подозрительному слову.

Совет 10. По окончании работы внимательно посмотрите: отчетливо ли выделены вами абзацы (параграфы) и выполнено ли правило «В одном параграфе – говорим про одно».

SPEAKING

Здесь от вас сначала ждут устного сообщения длительностью в полторы две минуты на предложенную тему. Это задание несколько похоже на традиционные экзамены в школах, когда выпусники заучивали так называемые «топики» и без запинки выпаливали их перед экзаменационной комиссией. Отличие этого задания от таких вызубренных тем в том, что здесь от вас ждут не беспрерывного потока предложений, а именно сообщения – с эмоциями и нормальными человеческими реакциями.

В формулировке темы также указываются вопросы, которые вам предстоит осветить в своем сообщении ответе. Например, если досталась тема «Друзья», то вопросы могут быть скорее не про внешность вашего друга, а о том, какими чертами характера должен обладать ваш друг, много ли у вас друзей и за что вы их цените.

К сожалению, не все предложенные темы окажутся так приятно знакомы. Не исключено, что вам встретятся менее популярные предметы разговора – скажем, “Recycling” и вопрос о том, как лично вы осуществляете переработку мусора у себя дома. 

Во втором задании вам предстоит разыграть предложенную тематическую ситуацию. Это может быть беседа по телефону с администратором кинотеатра, с работодателем, у которого вам надо узнать подробности о вашей будущей работе, или разговор с продавцом в магазине, в котором вы собираетесь купить себе джинсы. Основная ваша задача здесь – уметь правильно задавать вопросы и быть вежливым. Если вы прямо сейчас способны по английски спросить «Сколько стоят эти джинсы?», «Во сколько начинается спектакль?» и «Как долго будет длиться эта экскурсия?» – то эта часть экзамена вас не затруднит.

Совет 11. Дабы выиграть время, чтобы построить в уме фразу, используйте слова связки “Well…”, “Let me think…”, “I think that…” и др.

Совет 12. Предположим, вам досталась тема, о которой вы знаете мало (например, та же тема “Recycling”) и вы не можете по этой теме двух слов связать даже по русски. Тогда начинайте фантазировать. Расскажите, как это будет лет эдак через сто – или как это происходит в европейских странах (если вы об этом хоть немного слышали).

Нужно рассказать о походе к дантисту, а вы у него никогда не были и идти не собираетесь? Поведайте комиссии о том, как рекомендуется ухаживать за зубами. Или о том, как часто ходит к дантисту ваш друг. 

Совет 13. Не отвечайте на дополнительные вопросы односложно. “Yes, I do” – отвечать не возбраняется. Только добавьте, почему же всё таки “Yes”.

Совет 14. Помните: какие слова использовать – выбираете именно вы. И если вас вдруг прямо на экзамене осеняет гениальная мысль рассказать о недавно прочитанной книге, но вы и понятия не имеете, как перевести ее название – лучше расскажите о той книге, которую вы читали год назад, но о которой уже не раз рассказывали на уроках английского языка.

Совет 15. Улыбайтесь. Не смотрите в потолок или в пол, смотрите на преподавателя. Помните – не нужны заученные тексты, вы должны показать свое умение общаться. А когда люди общаются – они смотрят друг на друга и даже улыбаются.

Советы напоследок, подходящие ко всем заданиям

Совет 16. Следите за временем.

Совет 17. Никогда не оставляйте незаполненными поля для ответов. Не знаете, как ответить? Пишите интуитивно. В конце концов – просто поставьте ответ наугад.

Совет 18. Внимательно изучите образцы написания букв. Возможно, компьютер ожидает от вас совсём другой английской буквы “G” – и вам придется прописать не менее двух строчек этой буквы, прежде чем вы привыкнете к понятному компьютеру написанию.

“I hear and I forget. 
I see and I remember. 
I do and I understand”

Древняя китайская пословица гласит: «Я слышу – и я забываю. Я вижу – и я запоминаю. Я делаю – и я понимаю».

Итак, что вас ждет – вы уже представляете, уже поэтому должно быть не так страшно. Предупрежден значит вооружен. Осталось только укрепить наименее выработанные навыки – сделать то, о чем так хорошо сказано в китайской пословице. Будет большой удачей, если вы сделаете все рассмотренные выше задания в режиме репетиции экзамена. Возможно, тренировочный экзамен организует ваша либо соседняя школа. Или устройте себе такую репетицию самостоятельно. Учтите приведенные советы – и подводные камни экзаменационной ситуации будут вами успешно пройдены.

Не волнуйтесь. Всё будет хорошо. Just do all your best. GOOD LUCK!!!

Источник