Полезные советы школьнику о здоровом образе жизни

Полезные советы школьнику о здоровом образе жизни thumbnail

Здоровый образ жизни – важнейшее условие здоровья любого человека. Соблюдение здорового образа жизни особенно актуально в детском возрасте, когда психика и тело человека еще только формируются.

В статье «Здоровый образ жизни для детей» мы делали акцент на критериях здорового образа жизни детей дошкольного возраста, когда нагрузка на ребенка еще относительно невелика и родитель играет определяющую роль в установлении поведения своего малыша. В период школьного обучения ребенок попадает в совершенно иные условия жизни, к тому же он становится все более самостоятельным, поэтому здоровому образу жизни школьника мы решили посвятить отдельную статью.

Актуальность проблемы

На здоровье человека оказывает влияние целая группа различных факторов – это и наследственность, и экологическая обстановка, и уровень развития медицины. Однако наиболее существенным фактором является тот образ жизни, которого придерживается человек. К счастью, это именно та область, которую мы в силах регулировать сами. Игнорирование вопроса здорового образа жизни, как правило, приводит к самым плачевным результатам, когда даже самый мощный запас здоровья ребенка истощается и человек становится заложником различных недугов.

Как показывает статистика, за время обучения в школе около половины детей приобретают то или иное хроническое заболевание и только 10% выпускников полностью здоровы. Уберечь своего ребенка от заболеваний и сохранить его здоровье на максимально высоком уровне вполне по силам родителям и педагогам – нужно лишь понимать важность этой проблемы и действовать грамотно и продумано. О подходе к воспитанию здорового образа жизни мы поговорим в отдельной статье, а пока определимся, какими критериями определяется здоровый образ жизни школьника.

В чем особенность школьного периода жизни?

Говоря о здоровом образе жизни школьника, мы должны четко представлять, какие особенности его жизни могут представлять опасность для нарушения гармоничной схемы поведения. Попробуем сформулировать основные моменты.

1.Возрастающая учебная нагрузка в школе.

2.Занятия в учреждениях дополнительного образования.

3.Уменьшение контроля со стороны родителей.

4.Становление личности ребенка и формирование собственных взглядов на правильный образ жизни.

5.Влияние сверстников на поведение, предпочтения и устремления.

6.Половое созревание и связанное с ним поведение.

7.Психологическая ранимость ребенка в критические переходные периоды, в том числе в подростковом возрасте.

Здоровый образ жизни школьника: основные принципы

В вопросе здорового образа жизни школьника задача родителей и педагогов подразумевает три основных направления:

1.создание оптимальных внешних условий (питание, одежда, подходящая мебель и т.п.);

2.составление гармоничного режима труда и отдыха;

3.воспитание правильных представлений о здоровом образе жизни и его важности, а также формирование здорового стереотипа поведения.

Здоровый образ жизни формируется из множества составляющих, причем каждый компонент по-своему важен. Игнорирование даже одного из них может свести на нет все прочие усилия.

Правильное питание

Питание школьника должно быть полноценным и сбалансированным. Энергии и питательных веществ должно хватать на рост и ежедневную активность, при этом избыток и недостаток калорийности и питательной ценности одинаково вредны.

Рациональный режим дня

Сюда входит режим труда, подразумевающий рациональную учебную нагрузку, а также достаточный объем качественного отдыха, в том числе сна.

Оптимальная физическая нагрузка

Любой ребенок, даже самый «неспортивный», должен заниматься физкультурой или спортом. Учитывая, что уроки физкультуры не в состоянии обеспечить достаточную физическую нагрузку, в свободное время школьнику рекомендуется посещать спортивную секцию и выделять время на подвижные игры на свежем воздухе.

Закаливание

Закаливание является отличным средством повышения сопротивляемости организма: человек становится менее подверженным простудным заболеваниям, он реже болеет вирусными инфекциями даже во время эпидемий.

Соблюдение гигиенических норм

В эту группу входят все основные гигиенические мероприятия: поддержание чистоты полости рта и тела, гигиена половых органов, чистота постельного и нательного белья, использование только личных предметов гигиены и т.п.

Отказ от вредных привычек

Курение, алкоголь, любая форма наркомании несовместимы со здоровым образом жизни и угрожают школьнику задержкой роста и развития, формированием различных заболеваний и даже смертью.

Благоприятная психологическая обстановка в семье

Добрые дружеские отношения между всеми членами семьи являются основой психического здоровья школьника.

Более подробно о каждом из компонентов здорового образа жизни читайте в нашей статье «Основы здорового образа жизни школьника».

Здоровый образ жизни школьника: советы родителям

Знание общих принципов здорового образа жизни само по себе не дает ничего позитивного: здоровье не улучшится до тех пор, пока не будут приняты достаточные меры в этом направлении. Общие принципы мало приемлемы для конкретного человека: «стричь всех под одну гребенку» неполезно, да и просто невозможно.

Как составить индивидуальный план здорового образа жизни для школьника?

Надеемся, наши советы помогут вам.

Учитывайте возраст ребенка

Это касается практически каждого аспекта здорового образа жизни: питание, продолжительность сна, допустимая учебная нагрузка, характер физической активности строятся на основе потребностей и возможностей определенного возраста.

Помните о разном исходном запасе здоровья, физической выносливости и индивидуальных особенностях психики школьника

Не секрет, что есть дети с разной потребностью в движении, общении, отдыхе – обязательно стройте распорядок дня своего школьника с учетом этих особенностей.

Корректируйте образ жизни в зависимости от критических периодов жизни и возникновения острых заболеваний

Если в один из переходных периодов вы заметили, что ребенок стал больше уставать – по возможности снизьте учебную и дополнительную нагрузку.

Не переусердствуйте: постарайтесь не давить на ребенка

Действуйте больше убеждением и собственным примером. Выбирая способ закаливания, посоветуйтесь с ребенком. Не заставляйте его есть, например, «такую полезную» цветную капусту, если он ее не любит – возможно, он предпочтет другой вид капусты или свеклу с морковью. Не заставляйте его ходить непременно в секцию борьбы – пусть он сам выберет вид спорта, который ему больше нравится.

В ограничении вредных факторов будьте разумны

Читайте также:  Очень вкусные и полезные праздничные блюда

Ничего страшного не случится, если, например, в день рождения или в гостях ребенок поест не совсем полезную пищу.

Будьте последовательны и постоянны

Образ жизни только тогда будет здоровым, когда он будет регулярным. Эпизодические занятия физкультурой, обливания холодной водой по понедельникам и чередование питания на пару с поеданием большого количества гамбургеров могут только навредить.

Автор врач Карташова Екатерина Владимировна

Источник

Соблюдение здорового образа жизни очень важно для каждого из нас. Ведь разумно относясь к своему здоровью, мы надолго остается бодрыми, продуктивными и молодыми.

Особенно актуален этот вопрос среди школьников, ведь именно в их возрасте психика и тело еще только формируются.

В школьный период наступает половое созревание, из-за которого ребенок становится просто неуправляемым и ранимым, происходит становление личности, а также возрастает нагрузка и дополнительные занятия.

Свою лепту вносит и плохая экология, сидячий образ жизни, употребление вредных продуктов, а также зависимость от компьютеров, смартфонов и прочих популярных гаджетов. Все это неминуемо приводит к проблемам с физическим и психическим здоровьем подрастающего поколения. Поэтому так важно формировать ЗОЖ у своего чада еще со школьной скамьи.

Какие же составляющие должны входить в здоровый образ жизни школьника? Ответ на этот вопрос знает Интернет-издание estet-portal.com.

1. Здоровый образ жизни школьника: рациональный режим дня
2. Полноценный сон, как важная часть жизни подрастающего поколения
3. Физическая активность – главное условие отменного здоровья
4. Закаливание подрастающего организма – эффективная защита от вирусов
5. Правильное питание – обязательное условие для роста и ежедневной активности
6. Отсутствие вредных привычек – важная часть здорового образа жизни школьника

Здоровый образ жизни школьника: рациональный режим дня

Формируя здоровый образ жизни своего сына или дочки, не забывайте о таком пункте, как правильно составленный режим дня, так как он минимизирует энергозатраты, восстанавливает организм и повышает его работоспособность, что положительно сказывается на здоровье и психическом равновесии ребенка.

Упорядочивайте расписание уроков, дополнительных занятий, отдыха и всего прочего вместе со своим чадом. Можете даже попробовать сделать это в игровой форме. Но не забывайте о том, что сделать все за один день нереально. Поэтому не отправляйте сына или дочку в несколько кружков сразу. Время отдыха должно быть равноценно времени деятельности.

Режим дня для каждого школьника индивидуален. Он зависит как от особенностей организма ребенка, так и от общей загруженности. Для того, чтобы выбрать оптимальный режим дня, составьте распорядок так, чтобы работа и отдых чередовались.

Обычно режим дня ученика или ученицы состоит из следующих частей:

• уроки в школе;
• выполнение домашних заданий;
• питание;
• физические упражнения;
• отдых;
• свободное время.

Подписывайтесь на нас в Instagram.

Полноценный сон, как важная часть жизни подрастающего поколения

Здоровый образ жизни школьника сложно представить без качественного сна. Ведь это естественное физиологическое состояние восстанавливает организм маленького человечка, который за весь день активной умственной деятельности выматывается.

К тому же, во время сна запускаются механизмы, которые способствуют правильному росту и развитию ребенка. Поэтому проследите, чтобы Ваше чадо спало не 10 часов в сутки. А для того, чтобы сон был эффективным, обеспечьте в детской комнате соответствующую атмосферу: поставьте кровать с ортопедическим матрасом и хорошей подушкой, проветрите помещение и поддерживайте оптимальный температурный режим.

Также очень важно, чтобы ребенок перед сном не смотрел телевизор и не засиживался допоздна за компьютером. В противном случае сон окажется некачественным, самочувствие ухудшиться, появиться быстрая утомляемость, а концентрация внимания упадет.

Физическая активность – главное условие отменного здоровья

Поскольку большую часть времени школьник сидит за партой и письменным столом, а занятия физкультурой не дают достаточной физической нагрузки, которая нужна для отменного здоровья, необходимо, чтобы ребенок обязательно вел подвижный образ жизни.

Поэтому привейте своему чаду любовь к спорту. Приучите его по утрам делать зарядку, после школы посещать спортивную секцию, будь то футбол, хоккей, плавание или айкидо, а в свободное время подольше гулять и играть в подвижные игры на свежем воздухе.

Являясь неотъемлемой частью здорового образа жизни школьника, активные физические нагрузки способствуют росту ребенка, нормализуют обмен веществ, а также дисциплинируют.

Закаливание подрастающего организма – эффективная защита от вирусов

Многие дети после посещения школы часто болеют простудными заболеваниями и гриппом, что нарушает принятый распорядок дня. Связано это с тем, что их иммунитет ослаблен нехваткой витаминов и стресса.

Поэтому в период разгула эпидемии так важно повышать сопротивляемость организма к вирусам и эпидемиям. Для этой цели прекрасно подходит закаливание.

Популярными закаливающими процедурами являются следующие:

• обтирание;
• купание в проруби;
• контрастный душ;
• хождение босиком.

При закаливании очень важно, чтобы температура воды или воздуха снижалась постепенно. Резкое ее снижение может обернуться серьезными последствиями в виде переохлаждения, простудных заболеваний и даже воспаления легких.

Но подходить к такой процедуре необходимо тщательно. Ведь закаливание может, как принести пользу, так и навредить. Поэтому, прежде чем приступить к оздоравливающим процедурам, необходимо проконсультироваться с врачом.

Правильное питание – обязательное условие для роста и ежедневной активности

Здоровый образ жизни школьника сложно представить и без правильного питания. Ведь оно играет огромную роль для подрастающего организма. Проследите, чтобы в рационе Вашего ребенка были те продукты, которые нужны ему для роста, развития и достаточной энергии, нужной для повседневной деятельности.

Количество приемов пищи школьника должно быть не 4-5 раз в день.

Питание должно быть полноценным и сбалансированным, а также соответствовать возрасту ребенка. В рационе обязательно должны присутствовать белки, жиры, углеводы, а также витамины и минералы.

Калорийность продуктов должна покрывать энергозатраты растущего организма. Но следует помнить о том, что как ее избыток, как и ее недостаток приносит вред здоровью.

Читайте также:  Полезно ли мазать ресницы репейным маслом

My default image

Отсутствие вредных привычек – важная часть здорового образа жизни школьника

Курение, употребление алкоголя, наркотики и прочие вредные привычки никак не вписываются в понятие «здоровый образ жизни». Ведь они задерживают рост и развитие, а также приводят к различным заболеваниям и даже летальному исходу.

Поэтому оградите своего ребенка от вредных привычек. Пропагандируйте здоровый образ жизни и рассказывайте своему чаду, чем может закончиться курение, распивание спиртных напитков и прочие вредные привычки. Также оградите школьника от рекламы и фильмов, где фигурируют вредные привычки.

Если Вы будете действовать совместно с учителями, социальными педагогами и медиками, неокрепший ребенок не возьмется за сигарету, бутылку пива или шприц.

Сформировать здоровый образ жизни школьника не так и сложно. Главное – все делать комплексно. Также важна регулярность. Если ребенок будет заниматься зарядкой только раз в неделю, обливаться холодной водой периодически, а здоровое питание чередовать с чипсами, гамбургерами и прочей не полезной пищей, он наверняка получит проблемы со здоровьем.

Только при условии постоянного соблюдения ЗОЖ и комплексного подхода, ребенок будет правильно расти и развиваться, а его энергии хватит на напряженную ежедневную деятельность.

Насколько безопасна гомеопатия для детей и стоит ли ее применять

Вам может быть интересно: Идеальный живот за 5 минут в день. 

Источник

 

Здоровый образ жизни –это разумное поведение человека

·         оптимальный режим труда и отдыха

·         достаточная физическая активность

·         правильное питание

·         закаливание

·         отказ от вредных привычек

·         позитивное восприятие жизни

  ЗОЖ для школьника

 Здоровый образ жизни школьников. Здоровье человека зависит от многих факторов — внутренних и внешних, природных и социальных, космических и планетарных и т.п.

Для человека любой из них может является определяющим, но влияние факторов, определяющих уровень общественного здоровья распределяется следующим образом:

— Наследственность (биологические факторы) — определяет здоровье на 20%

— Условия внешней среды (природные и социальные)

— на 20% — Деятельность системы здравоохранения — на 10%

— Образ жизни человека — на 50%

Так или иначе, но наиболее значимым фактором, определяющим здоровье человека, является его образ жизни, т.е. режим труда и отдыха, культура движения, физическая и умственная активность, питание, закаливание, культура отношений и общения, нездоровые привычки и т.п.

Образ жизни закладывается с детства, отражает обычаи и традиции семьи, этноса и социума к которым ребенок принадлежит. Образ жизни может способствовать сохранению и развитию здоровья ребенка (в этом случае говорят о ЗДОРОВОМ ОБРАЗА ЖИЗНИ), а может не только провоцировать снижение потенциала здоровья человека, но и быть причиной сокращения генетически предопределенной продолжительности его ЖИЗНИ.

Здоровый образ жизни школьников

На заметку родителям:

— образ жизни должен соответствовать возрасту человека;

 — образ жизни должен быть обеспечен энергетически;

 — образ жизни должен быть укрепляющим;

— образ жизни должен быть ритмичным;

 — образ жизни должен быть эстетичным;

— образ жизни должен быть нравственным;

— образ жизни должен быть волевым;

 -образ жизни должен быть самоограничительным (аскетичным).

Основные направления деятельности педагогов и родителей по поддержанию здоровья учащихся должны быть направлены на:

 -создание оптимальных внешнесредовых условий в школе и дома;

 -рациональная организация труда и отдыха школьников;

 -воспитание у школьников сознательного отношения к личному здоровью и здоровью окружающих людей, культуры поведения и здоровьесберегающей деятельности (умений и навыков здоровьесбережения).

Полезные советы школьнику о здоровом образе жизни Здоровый образ жизни школьников

Недостаточно осведомлены школьники о здоровом образе жизни. Например, на то, что здоровье человека в первую очередь зависит от образа жизни, указали лишь 44,4% мальчиков и 40,7% девочек старшего школьного возраста. Не случайно, по-видимому, только 35,4 % мальчиков и 28,4 % девочек свой уровень знаний о здоровом образе жизни оценивают положительно. Интересно отметить, что с возрастом повышается число учащихся, безразлично или даже положительно оценивающих своих сверстников, которым были свойственны такие вредные привычки, как курение, употребление алкоголя, разных наркотических веществ. Так же, как и в случае знаний о физической культуре и спорте, основными источниками знаний о здоровом образе жизни явились средства массовой коммуникации (на это указали 27,9% мальчиков и 25,9% девочек), родители (соответственно 17,1 и 18,9%), учителя биологии (13,6 и 11%) и физической культуры (6,1 и 4%). Хотя с возрастом число школьников, которых совсем не интересуют вопросы о здоровом образе жизни, снижается, процент их остается высоким (с 21,2% в младших классах до 10,4% в старших — среди мальчиков (р<0,01) и с 18,7 до 4,5% (р<0,001) — среди девочек) Снижение физической активности может стать причиной ослабления физических возможностей человека. Вместе с тем меняющуюся деятельность в свободном времяпрепровождении учащихся помимо негативных условий социальной среды обусловливает и потребностно-мотивационная сфера, формирование которой зависит от единства врожденных и приобретенных свойств личности. Среди них в формировании интересов постепенно повышается значение приобретенных свойств, которые с возрастом превалируют над врожденной потребностью детей к двигательной активности. В этом плане на формирование интересов более значительно влияют окружающая среда, процесс воспитания в семье и школе. Если окружающая среда неблагоприятна, а процесс в семье и школе обходит стороной вопросы физкультурно-спортивной активности, тогда в свободном времяпрепровождении школьников постепенно начинает формироваться физически пассивный стиль поведения личности. Это означает, что индивидуум меняет физическую активность не только на ему нужную (например, учебу), но и на обществом навязанную (курение, употребление алкоголя и других наркотических веществ) или другую деятельность.

  Недостаточная физическая активность и негативное отношение взрослых (родителей и учителей) не позволяют им стать предметом для подражания. Роль последних в формировании положительного отношения учащихся к физкультурно-спортивной активности усугубляется еще и тем, что, по данным наших исследований, 40% учителей физической культуры свои знания в области здорового образа жизни оценивают как неудовлетворительные.  Поэтому побуждение к здоровому образу жизни (так же, как и к физической активности) в школе пока является проблематичным. Имеет смысл пересмотреть содержание самих уроков физической культуры, ибо данный предмет психологически не удовлетворяет школьников, часть которых (35,2% мальчиков и 41,7% девочек) чувствуют себя на них недостаточно уверенно. Не случайно, по-видимому, 50% девочек и 29% мальчиков безразлично относятся к этому школьному предмету, что особенно заметно в старших классах. При этом физическая культура, по мнению учащихся, является единственным предметом в школьном обучении, по которому знания не являются столь важными (лишь одна треть опрошенных школьников положительно оценивает учебник по физической культуре). Вместе с тем учащиеся на уроках хотели бы заниматься теми видами физических упражнений, которые им нравятся. Развитие школы идёт по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребёнка.

Читайте также:  Не все полезно что рот полезно

 По данным НИИ педиатрии: — 14% детей практически здоровы; — 50% детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата; — 35 – 40% детей страдают хроническими заболеваниями. Здоровый образ жизни школьников.

Цивилизованное общество строится здоровыми людьми. Мы говорим: “Будущее наших детей – в наших руках”. Значит, от нас зависит, каким будет здоровье наших детей через год, через десять лет. Станет ли физическая культура и спорт постоянным, надёжным спутником жизни нового поколения? Проблемы физического здоровья важны и актуальны в любом возрасте, поэтому любое учебное заведение первоочерёдной задачей ставит воспитание физически здорового ребёнка. Для этого у нас в школе определяется исходный уровень здоровья с первого класса. Мы сразу знакомим детей с базовыми понятиями здорового образа жизни. После прохождения ежегодного медицинского осмотра классные руководители получают анализ результатов обследования и ведут дальнейшую работу с родителями.

Физическое здоровье определяется не только наличием детских болезней, но и умением провести их профилактику. Для этого надо научить детей одеваться по погоде, следить за чистотой рабочего места, следить за телом и добиваться душевного комфорта.

С само начала ведём беседы о гигиене, о правильной осанке. Здоровый образ жизни играет решающую роль в предупреждении многих сердечно-сосудистых заболеваний. Он включает в себя такие компоненты, как достаточная двигательная активность, полноценный сон, рациональное питание, гармоничные отношения в семье и в коллективе, неприятие вредных привычек (курение, употребление алкоголя и наркотиков). Движение и сон. Правильно организованный режим позволяет сохранять высокую работоспособность организма ребёнка, способностей нормальному физическому развитию и укрепляет здоровье.

  Напряжённые занятия в школе, трудные домашние задания, дополнительные занятия иностранным языком или музыкой, соблазн посмотреть телевизор, поиграть в компьютерные игры лишают школьников времени, необходимого для отдыха, прогулок, занятием физической культурой и спортом. Современный школьник перегружен информацией и это ведёт к развитию хронического умственного утомления. Для того, чтобы не допустить развития умственного перенапряжения у ребёнка, ему необходимо соблюдать режим дня. В режиме дня школьника должно быть отведено время для отдыха, прогулки, подвижных игр и т.д. Необходимо чередовать умственные нагрузки с физическими упражнениями, что позволит избежать переутомления и сохранить здоровье ребёнка. Нельзя перегружать его занятиями, жертвуя сном и отдыхом.

 После активного дня, когда сердце ребёнка работает с максимальной нагрузкой, ему необходим отдых. Самый эффективный и полезный отдых для ребёнка – сон. Если ребёнок регулярно недосыпает полтора – часа, то это приводит к ухудшению деятельности сердечно-сосудистой системы, развитию утомления, снижению работоспособности и сопротивляемости организма. Основными моментами рациональной организации учебной деятельности школьника является: нормирование учебной нагрузке; регламентация длительности урока и перемен; время и продолжительность каникул; количественный регламент уроков в течении дня и недели и их оптимальное сочетание; разумное чередование работы и отдыха; обеспечение оптимальных условий для учёбы и отдыха. Одной из причин, способствующих возникновению многих заболеваний сердца и сосудов, является недостаток двигательной активности. Двигательная активность – один из основных факторов, который влияет на рост и развитие детского организма, его адаптационные возможности. Исследования, проведённые различными медиками в различные годы показали, что детская активность у большинства детей ниже физиологического минимума.

 Двигательная активность детей складывается из ежедневной (утренняя гимнастика, пешая ходьба, подвижные перемены и паузы в режиме учебного дня) и периодической, которая может быть весьма разнообразной. Некоторые виды движений могут рассматриваться как взаимозаменяемые. Так, например, занятия в спортивных секциях и в некоторых кружках художественной самодеятельности (в частности, танцевальных) могут быть вполне сопоставимы по интенсивности и объёму физической нагрузки. Основная ответственность за формирования здорового образа жизни ребят в школе ложится на уроки физкультуры.

  Рациональное питание. Для нормального развития сердца и профилактики заболеваний сердечно-сосудистой системы ребёнку необходимо правильное и рациональное питание. Необходимо приучать ребёнка обязательно завтракать. Завтрак всегда должен быть полноценным. Здоровый образ жизни школьников. Следует приучить ребёнка принимать пищу в определённое время, небольшими порциями, 4 – 5 раз в день. Соблюдение режима питания, приём пищи в одно и тоже установленное время благоприятно сказываются на состоянии организма. Повседневная пища должна содержать в достаточном количестве и оптимальном соотношении все необходимые организму вещества. Ребёнок получает их в том случае, если он питается разнообразно, ему необходимы белки, жиры и углеводы. Не менее важно для поддержания нормальной работы детского организма потребления достаточного количества витаминов. Овощи и фрукты – важный источник витаминов, калия, железа, а рыба и мясопродукты – полноценных белков. Важно, чтобы все они включались в рацион ребёнка в достаточном количестве и правильном соотношении, — это позволит на долгие годы сохранить его сердце здоровым.

Источник