Полезные таблицы по химии к егэ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №9

Таблицы и схемы по химии

при подготовке к ЕГЭ.

учитель химии МАОУ СОШ №9

Моргунов Н.М.

ст. Темиргоевская 2018г.

Используемая литература:

  1. Н.Е.Кузьменко, В.В.Ерёмин, В.А.Попков «Начала химии». Со-временный курс для поступающих в ВУЗы. – М.: «Экзамен», 2001г.

  2. А.И.Артёменко «Органическая химия». Учебник для строит. спец. вузов. – М.: «Высшая школа», 1994г.

  3. А.С.Егоров, Г.Х.Аминова «Экспресс-курс неорганической и органической химии. Для поступающих в ВУЗы.» — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002г.

  4. А.С.Егоров «Химия в 400-х вопросах и ответах». (Пособие для учащихся и абитуриентов). Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001 г.

  5. А.С.Егоров «Как сдать ЕГЭ по химии на 100 баллов». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003г.

  6. И.А.Фрейфельд «Общая химия». Пособие для абитуриентов и старшеклассников. М.: «Московский лицей», 1996г.

  7. И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская «Переходные элементы и их соединения». Пособие для старшеклассников и абитуриентов. – Краснодар: «Советская Кубань», 2006г.

  8. И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская «Органическая химия 11 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: «Образование», 2005г.

  9. И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская «Химия. 10 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: «Оникс» «Мир и Образование», 2006г.

Тепловой эффект растворения веществ:

газы CO2

кислоты H2SO4

щёлочи NaOH

соли:

CuSO4

FeSO4

ZnSO4

Na2SO4

Na2CO3

AlCl3

AgNO3

NaCl

NaNO3

KNO2

NH4NO3

CuSO4 . 5H2O FeSO4 . 7H2O } купоросы

ZnSO4 . 7H2O

Na2SO4 . 10H2O кристаллическая сода

Na2СO3 . 10H2O Глауберова соль

AlCl3. 6H2O

Тепловой эффект химических реакций:

экзотермические (+Q)

эндотермические (-Q)

а) соединения искл. N2 + O2 = 2NO — Q

б) нейтрализации

в) замещения

г) овр

а) разложения

искл. 2H2O2 = 2H2O + O2 + Q

(NH4)2Cr2O7 = Cr2O3 + N2 +4H2O + Q

б) гидролиз

Механизмы органических реакций:

радикальный

( hv, t, H2O2 )

ионный

1) Замещение:

а) предельных у/в

hv

CH4 + Cl2 → CH3Cl + HCl

б) непредельных у/в ( у α-атома) – р-ция Львова.

hv

CH2=CH-CH3 + Cl2 → CH2=CH-CH3 + HCl

в) ароматических у/в ( в боковой цепи)

t, hv

С6Н5-СН2-СН3 + Cl2 → C6H5-CHCl-CH3 + HCl

2) Присоединение : a) непредельных у/в против правила Марковникова:

H2 O 2

CH3 –CH =CH2 + HCl → CH3-CH2-CH2Cl

б) ароматических у/в

hv

C6H6 + Cl2 → C6H6Cl6

3) Полимеризация:

n СН2=СН2 → (-СН2-СН2- )n

4) Горение, окисление:

t

CH4 + 2O2 → CO2 + 2H2O

1) Замещение в бензольном кольце:

FeCl3 , t

С6Н6 + Cl2 → C6H5Cl + HCl

H2SO4k, t

C6H6 + HNO3 → C6H5-NO2 + H2O

2) Присоединение непредельных у/в ( кроме гидрирования):

CH3-CH=CH2 + HCl → CH3-CHCl-CH3

3) Полимеризация ( в присутствии катализатора)

O2

n CH2=CH2 → (-CH2-CH2)n

H2SO4

n CH2=C-CH=CH2 → (-CH2-C=CH-CH2-)n

| |

CH3 CH3

Периодический закон и периодическая система.

№ периода = числу электронных слоёв

№ группы = числу (внешних) валентных электронов (для главных подгрупп)

F He

электроотрицательность радиус атомов ув.

ув.

Fr

F

неметаллические и металлические и

окислительные свойства восстановительные свойства

ув.

ув.

Fr

HF – самое устойчивое летучее водородное соединение

HClO4 – самая сильная кислородсодержащая кислота

FrOH HI – самая сильная бескислородная кислота

самое сильное основание

внешние

s, p — элементы

валентные внешние S и предвнешние d ( кроме Zn, Cd, Hg ) d — элементы

электроны

внешние S , предвнешние d и 3-й снаружи f f — элементы

Химическое равновесие.

υпрям.=υобратн.( при данных условиях )

υ пр [HI]2

H2 + I2( пар) 2 HI( г)Kравн = не зависит от концентрации и kat.

υ обр [H2] . [I2] ( зависит от t и природы реагиру-

ющих веществ )

[CO]

CO2 (г) + C(т) 2CO(г)Kравн = закон действующих масс для обратимых реакций

[CO2]

Факторы смещения хим. равновесия ( принцип Ле-Шателье) :

1) Изменение концентрации ( кроме тв. веществ) : ув. исх.

ув. продукты

2) Изменение температуры : ув. t — Q

ум. t +Q

3) Изменение давления ( для газов ) : 4 моль 2 моль

ум. Р ув. Р

H2 (Г) + I2 (Г) 2HI(Г) => P не влияет

2 моль 2 моль

Катализатор на смещение равновесия не влияет.

Смещение равновесия при диссоциации:

разбавление , связывание одного из ионов → (н: NaOH )

CH3COOH C H3COO- + H+

← ув. концентрации, введение одноимённых ионов (н: CH3COONa, HCl)

Смещение равновесия гидролиза:

Разбавление, нагревание, связывание одного из ионов → ( н: NH4Cl => H+ )

Na2CO3 + HOH NaHCO3 + NaOH – Q

CO32 − + HOH HCO3- + OH-

← ув. концентрации, охлаждение, введение одноимённых ионов (н: K2S => OH- )

Скорость химической реакции.

нет поверхности раздела гомогенные υ = +_ Δν / v . Δτ

ж + ж, г + г

υср. = +_ Δ С / Δ τ ; [ моль/ л . сек ]

Реакции –

есть

т + ж, т + г, т + т гетерогенные υ = +_ Δ ν / s . Δτ

Факторы, влияющие на скорость:

1) Концентрация : чем > С , тем > υ

ув.Р ( для газов) ум. V

N2 + 3H2 = 2NH3υ = k [ N2 ] . [ H2 ] 3 — кинетическое уравнение закона действующих масс

4Al (тв.)+ 3O2(г) = 2Al2O3υ = k [ O2 ] 3 — твёрдые не входят ( для гетерогенных реакций)

Fe порошок + CuSO4 10% > Fe порошок + CuSO4 4% > Fe гвоздь + CuSO4 4%

Читайте также:  Полезен ли состав имбирь лимон и мед

2) Температура: при повышении t на каждые 100υ ув. в 2-4 раза ( правило Вант-Гоффа ) , т.к.

ув. число активных частиц (способных преодолеть Еакт. )

t2 — t 1

10

υ t2 = γ

υ t1

3) Природа реагирующих веществ:

а) υ в-в с ионной и полярной ков. связью > υ в-в с неполярной или малополярной связью

н/о Zn + HCl = > органические Zn + CH3COOH =

б) активность металлов Mg + HCl > Fe + HCl неметаллов F2 + H2 > I2 + H2

K + H2O > Li + H2O (взрыв)

4) Площадь поверхности(для твёрдых в-в) : чем > S поверн. , тем > υ

Al порошок горит, Al ложка нет

5) Катализатор – в-во, изменяющее υ , но не расходующееся + Еакт. ↓

NO(г)

гомогенный ( kat и реаг. в-ва в одной фазе ) 2SO2 (г) + O2 (Г) = 2SO3 катализ Fe(ТВ.)

гетерогенный (в разных) N2 (Г) + 3H2 (Г) = 2NH3

каталитические яды

В-ва

промоторы

Разрушение комплексных солей и солей анионного типа:

1) Na2[ Zn(OH)4 ] + 2HCl нед. = Zn(OH)2 ↓ + 2NaCl + 2H2O

Na2[ Zn(OH)4 ] + 4HCl изб. = 2ZnCl2 +2NaCl + 4H2O

2) Na3[ Al(OH)6 ] + 3H2CO3 = Al(OH)3↓ + 3NaHCO3 + 3H2O

Na3[ Al(OH)6 ] + 3H2S = Al(OH)3↓ + 3NaHS + 3H2O

3) Na[ Al(OH)4 ] + CO2 = Al(OH)3 ↓ + NaHCO3

Na3[ Cr(OH)6 ] + 3SO2 = Cr(OH)3↓ + 3NaHSO3

4) Na3[ Cr(OH)6 ] + FeCl3 = Cr(OH)3↓ + Fe(OH)3 + 3NaCl

3Na[Al(OH)4 ] + AlCl3 = 4Al(OH)3↓ + 3NaCl

5) 2Na3[ Cr(OH)6 ] + 3H2O2 = 2Na2CrO4 + 2NaOH + 8H2O

t

6) Na[ Al(OH)4 ] = NaAlO2 + 2H2O

t

Na2[ Zn(OH)4 ] = ZnO + H2O + NaOH

7) 2Na[ Cr(OH)4 ] + 3Br2 + 8NaOH = 2Na2CrO4 + 6NaBr + 8H2O

Na2ZnO2 + 2HCl нед.= Zn(OH)2↓ + 2NaCl

Na2ZnO2 + 4HCl изб.= ZnCl2 + 2NaCl + 2H2O

NaAlO2 + HCl нед.+ H2O = Al(OH)3↓ + NaCl

NaAlO2 + 4HCl изб.= AlCl3 + NaCl + 2H2O

Образование комплексных солей и солей анионного типа:

а) в растворах:

1) NaOH + Al(OH)3 = Na[ Al(OH)4 ] или 3NaOH + Al(OH)3 = Na3[ Al(OH)6 ]

OH- + Al(OH)3 = [ Al(OH)4 ] — 3OH- + Al(OH)3 = [ Al(OH)6 ]3-

2) 2NaOH + Al2O3 + 3H2O = 2Na[ Al(OH)4 ] — тетрагидроксоалюминат

3) 2NaOH + 2Al + 6H2O = 2Na[ Al(OH)4 ] + 3H2↑

4) 4NaOH + AlCl3 = Na[ Al(OH)4 ] + 3NaCl

Na[ Cr(OH)4 ] ; Na3[ Cr(OH)6 ] ; Na[ Fe(OH)4 ] ; Na3[ Fe(OH)6 ]

тетрагидроксохромат гексагидроксохромат тетрагидроксоферрат гексагидроксоферрат

1) 2NaOH + Zn(OH)2 = Na2[ Zn(OH)4 ] — тетрагидроксоцинкат

2OH- + Zn(OH)2 = [ Zn(OH)4 ]2-

2) 2NaOH + ZnO + H2O = Na2[ Zn(OH)4 ]

3) 2NaOH + Zn + 2H2O = Na2[ Zn(OH)4 ] + H2↑

4) 4NaOH + ZnCl2 = Na2[ Zn(OH)4 ] + 2NaCl

Na2[ Be(OH)4 ] ; Na2[ Sn(OH)4 ] ; Na2[ Pb(OH)4 ]

тетрагидроксобериллат тетрагидроксостаннит тетрагидроксоплюмбит

t t

слабоамфотерные : Fe(OH)3 + NaOHконц = Na[ Fe(OH)4 ] ; Cu(OH)2 + 2NaOHконц >40% = Na2[ Cu(OH)4 ]

б) в расплавах:

Zn(OH)2 <=> H2ZnO2 ; Al(OH)3 <=> H3AlO3 – ортоалюминиевая кислота

HAlO2 – метаалюминиевая кислота

t

2NaOH + Zn(OH)2 = Na2ZnO2 + H2O

цинкат

tt

NaOH + Al(OH)3 = NaAlO2 + 2H2O 3NaOH + Al(OH)3 = Na3AlO3 + 3H2O

метаалюминат ортоалюминат

Na2BeO2 ; Na2SnO2 ; Na2PbO2 ; Na2CuO2

бериллат станнит плюмбит купрат (II)

NaCrO2 ; NaFeO2 ; Na2FeO4

метахромат феррат (III ) феррат ( VI )

Именные реакции:

t

1) Коновалова (нитрование): CH4 + HO-NO2 разб → CH3-NO2 + H2O

t

2) Вюрца: CH3-Br + 2Na + Br-CH3 → CH3-CH3 + 2NaBr

Cl CH3

3) ВюрцаФиттига: t

+ 2Na + Cl-CH3 + 2NaCl

эфир t

4) Гриньяра: CH3Cl + Mg → CH3-Mg-Cl ; CH3-Mg-Cl + Cl-CH2-CH3 → CH3-CH2-CH3 + MgCl2

t

5) Дюма (декарбоксилирование): CH3-COONa + NaOH → CH4 + Na2CO3

KMnO4

6) Вагнера: CH2=CH2 + [O] + H2O → CH2-CH2

| |

OH OH

3CH2=CH2 + 2KMnO4 + 4H2O → 3 CH2-CH2 + 2MnO2↓ + 2KOH

| |

OH OH

ZnO, Al2O3

7) Лебедева: 2C2H5OH t CH2=CH-CH=CH2 + 2H2O + H2↑

t, Cr2O3, Al2O3

8) Бызова: CH3-CH2-CH2-CH3 CH2=CH-CH=CH2 + 2H2

Hg2+, H+, t O

9) Кучерова (гидратация ацетилена): CH≡CH + HOH CH3-C

H

t, AlCl3CH3

10) Фриделя-Крафтса (алкилирование): + CH3-Cl → + HCl

C актив. , t

11) Зелинского-Казанского (тримеризация): 3CH≡CH

12) Зинина: NO2 + 6[H] Zn + HCl NH2 + 2H2 O

илиC6H5NO2 + 3(NH4)2S + 7HCl → [C6H5NH3]Cl + 3S + 6NH4Cl + 2H2O

H+, t

13) Кирхгофа: (C6H10O5)n + nH2O → nC6H12O6

14) Кольбе (электролиз р-ра солей карбоновых кислот):

эл. ток

2CH3COONa + 2H2O → H2↑ + 2NaOH + CH3-CH3↑ + 2CO2↑

(K) (A)

hv α

15) Львова: CH3-CH=CH2 + Cl2 → Cl-CH2-CH=CH2 + HCl

Химическая связь и типы кристаллических решёток.

Ковалентная

неполярная

(одинаковые) .

неМе – неМе

полярная

(разные)

Атомная B, C (алмаз, графит), Si, Ge, As, Se,Te

(SiO2-кварц, SiC-карбид).

Молекулярная N2 . P4 . O2 , S8, H2 , F2 , Cl2, Br2 , I2 , благородные газы (искл. Rn), CO2 –«сухой

лёд», NH3 ,H2 O, C6 H6 и т.д.

Очень твёрдые, тугоплавкие, нераство-римые, не проводят ток и тепло (искл. Si и Ge – п/п).

Малая твёрдость, летучие, низкая Тпл. и кип., многие не растворимы и не про-водят ток.

Ионная

Ме – неМЕ

Ионная NaCl, Li2 SO4 , KOH, Na 2 O,

[CH3 –NH3] Cl

Твёрдые, хрупкие, тугоплавкие, тепло-стойкие, растворы и расплавы прово-дят ток.

Металлическая

Ме

Металлическая Fe, Cu и т.п.

Ковкие, пластичные, с металлическим блеском, проводят ток и тепло.

Водородная

(между молекулами)

H…(O,N,F)

в разных молекулах

между молекулами (H2 O)n , (HF)n

H – O … H – O … ; H – F … H – F …

H H

ДНК

внутримолекулярная

Донорно-

акцепторная

(ковалентная связь)

+ + _

NH4 , H3O , BF4

и

комплексные

соединения

O3, CO

H H

H:N: + __ H+ → [ H-N-H ]+ ; H:O: + __ H → [ H:O:H ]+

H H H H

B= IV B= III

Na2 [ Zn(OH)4 ]

F F

F:B: __ + :F: → [F:B:F ]-

F F

Читайте также:  Имбирь полезен ли при повышенном сахаре

Источник

Скоро все будет в одном месте)

Лови чек-лист продуктивности ????

Как им пользоваться:
✅ Распечатай чек-лист и повесь его над своим столом/вклей в тетрадь для подготовки к химии
✅ Уверенно закрашивай те дни, и те недели, в которые ты учил(а) химию
✅ Визуально наблюдай за своим прогрессом и хвали себя
✅ И обязательно придумай себе доп-мотивации!

ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧЕК-ЛИСТА:
???????? ШАГ 1: поставь себе цели. Цель может быть и в одну строчку: «Буду заниматься химией 3 раза в неделю», а может быть и длиннее (по хештегу #мастер_менделеевой можешь почитать какую декларацию заполняют наши ученики)
???????? ШАГ 2: обязательно придумай себе вознаграждение! Пообещал(а) заниматься химией 3 раза в неделю? Обещание выполнено? Тогда смело закрась зеленым цветом неделю в чек-листе (2ая страница) и порадуй себя шоколадкой/часом игры на компьютере/прогулкой с друзьями/походом в кино. Бонус ты выбираешь сам(а) для себя!

НАБЛЮДАЙ ВИЗУАЛЬНО ЗА СВОИМ ПРОГРЕССОМ И НЕ УПУСКАЙ ВРЕМЯ ВПУСТУЮ

МЕТОДИЧКА ПО РЕШЕНИЮ 27-28-29 ЗАДАНИЙ ЕГЭ

✅ Эта методичка объяснит тебе простым языком как решать 27-29 задачи
В нашем проекте их справедливо называют кладбищем баллов, потому что множество ребят на экзамене допускают там ошибки ????

Самое крутое, что химии в этих задачах на самом деле меньше чем математики!
Покажем тебе как использовать в основном математику и базовое понимание химических величин

В этом документе мы постарались весело и понятно объяснить самые простые способы решения таких задачек ????
+ чек-лист для подготовки к ЕГЭ на год вперед
✅ СОХРАНЯЕШЬ — РАСПЕЧАТЫВАЕШЬ — УЧИШЬ МАТЕРИАЛ В ПРАВИЛЬНОМ ПОРЯДКЕ — СДАЕШЬ НА 90+

Разобрали задания первой части ЕГЭ по химии.
__________________________________
???? Преподаватель-супергерой: Елена Капитан
— окончила киевский национальный университет
— педагогический стаж с 2003
— репетиторская деятельность с 2008
+ любима всеми нашими мастерами — вам она тоже понравится!

Разобрали типы связей и кристаллические решетки ✅

ВЫХОД РЕАКЦИИ: решение задач ✅

Тема: ВСЕ О МЕТАЛЛУРГИИ

Что разобрали:
???? Понятие металлургии
???? Общие способы получения металлов
???? Практика по 26 заданию ЕГЭ

Тема: Классификация органических веществ

???? На этом вебинаре тебя ждет:
— Общие формулы каждого класса органических веществ (понадобится при решении 35 задачи)
— Практика по 11 заданию ЕГЭ

КАЧЕСТВЕННЫЕ РЕАКЦИИ В НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ
???? Что тебя ждет?
— качественный анализ на экзамене
— таблица растворимости — твоя шпаргалка?
— практика по 25 заданию

8 И 9 ЗАДАНИЕ: сложности и лайфхаки

Что тебя ждет на вебе:
???? Лайфхаки, которые помогут упростить решения этих заданий
????+ будет много практики! Да да, будем повторять неорганику

Краткий обзор хим. свойств простых веществ

На этом вебинаре ты узнаешь:
— химические свойства всех простых веществ
— все исключения и особенности
— практику по неорганичсекой химии

Тема: ХИМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ

Что разбираем:
✅ Химическое равновесие, факторы и примеры решения заданий ЕГЭ

Тема: 34 ЗАДАЧА: основные типы

✅ Что разберем:
Каждое действие и принцип решения
Практика по заданиям из прошлых лет

Тема: КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЕГЭ ЗА 4 МЕСЯЦА?

Тема: 10 лайфхаков для подготовки к ЕГЭ по химии на 80+ баллов

Источник

До ЕГЭ по химии осталось совсем немного — меньше полугода (вот тут календарь ЕГЭ-2018). Но наверстать упущенное и разобраться наконец в таблице растворимости и формулах — не поздно. И не только в них, если составить чёткий план и выбрать правильные материалы. О подготовке к ЕГЭ по химии — преподаватель химии и автор телеграм-канала «ФарСмацевтика» Анна Тихонова.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

В этом году форма экзамена почти не изменилась: вместо 34 заданий их будет 35. Но из-за этого немного изменится система пересчёта первичных баллов в тестовые. Экзамен состоит из двух частей: первая предполагает выбор цифр или последовательности цифр (29 заданий), вторая — ответы с развёрнутым ответом (6 заданий). Максимальное количество первичных баллов, которое можно набрать за первую часть, — 40, за вторую — 20. Обычно мои ученики начинают паниковать уже на этой стадии — когда узнают о заданиях. Но на самом деле всё не так страшно, как кажется.

1. Найдите человека, которому вы сможете задавать вопросы

Необязательно нанимать репетитора. Этим человеком может быть учитель в школе или знакомый студент, который учится на химфаке. Главное — не стесняться задавать даже самые глупые, на ваш взгляд, вопросы и стараться закрывать пробелы, которые возникают во время подготовки. Поверьте, то, что у вас появляются хоть какие-то мысли насчёт химии, уже говорит о том, что процесс запущен. Смело поднимайте руку прямо во время урока, расспрашивайте репетитора, участвуйте в обсуждениях в тематических сообществах и не бойтесь выглядеть глупо в глазах других.

Читайте также:  Какие полезные вещества содержаться в чае

Полезные таблицы по химии к егэ

2. На экзамене у вас будет три официальные шпаргалки. И в них нужно разбираться

Это таблица Менделеева, таблица растворимости и ряд напряжения металлов. В них содержится около 70% информации, которая поможет вам успешно сдать экзамен. На остальные 30% от вашего успеха приходится ваше умение пользоваться ими.

Чтобы разобраться с таблицей Менделеева, нужно сначала изучить периодические свойства элементов: строение атомов элементов, электроотрицательность, металлические, неметаллические, окислительные и восстановительные свойства, валентности, степени окисления. Если запомните их — не придётся запоминать свойства каждого отдельного элемента или каждого отдельного вещества в природе. Достаточно взглянуть в таблицу и вспомнить о периодическом законе.

Подсказка для тех, кто вечно всё забывает: F (Фтор) самый сильный неметалл и самый электроотрицательный элемент, а Fr (Франций) — наоборот (самый сильный металл и наименее электроотрицательный элемент). Это поможет с чего-то начать.

3. Повторяйте математику. Химию без неё не сдать

Конечно, никто не просит вас интегрировать или дифференцировать и вообще на экзамене можно пользоваться непрограммируемым калькулятором. Но повторить темы процентов и пропорций — обязательно. Формул, которые необходимы для решения задач, не так уж и много. Запомнить нужно только основные: формула для расчёта массовой доли, массы вещества, объёма, количества вещества, плотности и выхода продукта. Зная их, вы сможете без проблем выводить другие.

Попробуйте вывести из формулы массовой доли массу раствора или, зная массу и молярную массу вещества, определить его количество. Через несколько недель тренировок вы заметите, что все эти формулы связаны между собой и, если вы что-то забыли, всегда можно вывести нужную вам формулу из другой.

4. Таблица химических реакций — ваш помощник

Веществ в химии действительно очень много, их можно систематизировать и выявить закономерности. Вам поможет таблица взаимодействия веществ между собой. Распечатайте её и держите перед глазами, когда только начнёте решать цепочки или реакции.

Полезные таблицы по химии к егэ

Фото: chemistrytutor.wordpress.com/15.05.2008/inorg

Как ей пользоваться?

  • Научитесь определять класс веществ (оксиды, кислоты, соли, основания, металлы и неметаллы) и разберитесь в типах реакций, чем они друг от друга отличаются.
  • В реакцию вступает минимум два вещества. Определяете, к какому классу относится первое вещество. Находите соответствующий пункт в таблице справа (или вверху).
  • Проделайте то же самое со вторым веществом, ищите пункт сверху таблицы (или справа).
  • Смотрите на пересечение этих двух пунктов в таблице — это ответ, который получается в реакции.

На экзамене такой шпаргалкой пользоваться нельзя. Но во время подготовки вы легко запомните, что получается, если, например, реагируют кислота и щелочь, и другие вещества. А это около 80% заданий на ЕГЭ.

5. Берите книжки ФИПИ и идите от простого к сложному

На самом деле не важно, какой учебник вы выберете для подготовки к ЕГЭ. Берите тот, где вам будет понятен материал и в котором есть все темы, которые встретятся на экзамене. Что касается тестов, здесь тоже не нужно изобретать велосипед: я рекомендую пользоваться книжками ФИПИ. Тот материал, который они дают, максимально приближен к тому, что будет на экзамене. И можно решать тексты по изученным темам прямо на их сайте.

Начать стоит с блоков, которые встречаются чаще всего:

  • строение атома, периодические свойства элементов
  • типы химической связи
  • классы неорганических веществ
  • гидролиз
  • электролиз
  • взаимодействие веществ между собой и классификация химических реакций
  • задачи на тему «растворы»
  • химическое равновесие
  • органическая химия (классы соединений, их способы получения и химические свойства)

Остальные блоки сложнее. После того, как прорешаете задания по основным блокам, вы поймёте, в каких темах у вас пробелы, а какие вы знаете хорошо. Закрепите темы, которые вы знаете лучше остальных, и вернитесь к изучению теоретической базы тех тем, которые даются хуже. Учите тему и выполняйте по 20 упражнений в день. Если времени для подготовки мало, сосредоточьтесь на заданиях, темы которых вам ясны. Лучше целиком решить задание с ОВР (окислительно-восстановительными реакциями), чем не сделать ничего.

Полезные таблицы по химии к егэ

6. Теория хорошо, но без тестов всё равно никуда

Если кажется, что вы всё знаете из теории и вам не нужно тратить время на решение тестов — это не так. Большинство ошибок на экзамене случается из-за того, что ученик неправильно прочитал задание или не понял, что от него хотят. Чем чаще вы будете решать тесты, тем быстрее поймёте структуру экзамена и сложные и загадочные формулировки задания.

Например, в задании № 30 сказано: «Из предложенного перечня веществ выберите вещества, между которыми возможна реакция ионного обмена. В ответе запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения только одной из возможных реакций». Очень часто ученики пропускают стадию написания полного ионного уравнения и пишут сразу сокращённое, потому что так быстрее. Это не ошибка, но за это могу снять один первичный балл.

7. А вот читать лишние статьи и литературу точно не нужно

Иногда во время подготовки к экзамену ученик настолько увлекается, что начинает читать узкоспециализированную литературу. И при ответе на простой вопрос путает самого себя: вроде бы гидроксид цинка проявляет амфотерные свойства и реагирует и с кислотами, и с основаниями, а вот в такой-то статье говорилось, что новые исследования говорят абсолютно о другом. И это ставит под сомнения все фундаментальные знания о химии! Я, конечно, утрирую, но смысл в том, что цель экзамена — проверить ваши знания школьной программы. И стратегия «чем проще, тем вернее» работает в тестах как нельзя лучше.

Источник