Полезные упражнения для детей до года

Полезные упражнения для детей до года thumbnail

Для чего нужен ЛФК.

Ребенку в первые месяцы жизни, необходимы ежедневные физические нагрузки, не только для физического развития, но и для психологического благополучия. Лечебная физкультура для детей до года позволяет раньше начать ползать и ходить, регулярные занятия улучшают настроение, делают малыша более активным в стремлении познать окружающий мир, начать разговаривать. Чтобы расслабить мышцы грудничка, комплекс упражнений необходимо совмещать с массажем.

Очень полезна лечебная физкультура для недоношенных детей и малышам с проблемным здоровьем. Во время проведения занятий, дыхание становится более глубоким, повышается снабжения кислородом мышечной ткани и головного мозга, начинают активно работать практически все системы организма, улучшаются обменные процессы. У грудничка развиваются двигательные навыки, ускоряется физическое развитие, он быстрее научится переворачиваться, а затем садиться и ходить.

Контакт родителей с ребенком при совместных занятиях улучшает настроение малыша, он получает много положительных эмоции от общения, начинает улыбаться и гулить. Все это ускоряет психологическое развитие, делает его более общительным.

Упражнения в лечебной физкультуре для детей до года, делятся на:

  • Рефлекторные, когда малыш их выполняет не осознанно.
  • Пассивные, когда их делают взрослые.
  • Активные, когда ребенок их делает сам.

Правила проведения ЛФК для детей до года.

  1. Комплекс упражнений для физкультуры и массажа подбираются педиатром индивидуально для каждого, учитывая возраст и индивидуальные особенности. Желательно первое занятие провести в присутствии врача, следуя его советам.
  2. Гимнастику следует начинать через 45 минут после кормления или сна. Если малыш капризничает, не хочет заниматься, не стоит силой заставлять, необходимо взять его на ручки и когда он успокоится, начинать занятие.
  3. К занятиям ЛФК можно приступать по достижению ребенком 1 месяца. Гимнастика должна сопровождаться легким массажем и воздушными ваннами. После 6 месяцев массаж делается после комплекса упражнений.
  4. Для занятий подойдет любая ровная, на скользкая поверхность, покрытая теплой пеленкой с удобными подходами. Это может быть, как обычный стол, так и пеленальный столик.
  5. В комнате должна быть температура от 21 до 23 градусов, без сквозняков, но предварительно проветренная.
  6. У того, кто будет заниматься с крохой, руки должны быть тщательно вымыты с мылом, сухие и теплые, ногти подстрижены, украшения сняты, чтобы не повредить нежную кожу.
  7. Кроху необходимо полностью раздеть и накрыть пеленкой, открывая лишь те части тела, над которыми проводятся манипуляции.
  8. Время занятий вместе с массажем в первое время не должно превышать 15 минут. Каждое упражнение повторяется от 3 до 5 раз. Не стоит перенапрягать малыша. Ежедневные нагрузки, как и сложность упражнений, должны увеличивать от месяца к месяцу по мере взросления.
  9. Поглаживать животик необходимо строго по часовой стрелке, во избежание проблем с пищеварением.
  10. Если во время ЛФК младенец закапризничает, то можно прерваться, отвлечь его яркой игрушкой или взять на руки. Самые не любимые движения можно перенести в конец комплекса.

При занятиях с грудничком необходимо ласково разговаривать и улыбаться, движения должны быть нежными и без лишних усилий, тогда ваш ребенок быстро привыкнет к ежедневной физкультуре.

ЛФК для детей 1-3 месяца.

Младенцам до 3 месяцев рекомендуется выполнять исключительно рефлекторные упражнения, основанные на врожденных реакциях организма.

  • При выкладывании новорожденного на животик, он рефлекторно поворачивает головку вбок, тренируя при этом мышцы спинки и шеи.
  • Если в этом положении, приложить ладонь к его пятачкам эмитируя легкий упор, то он попытается оттолкнуться, развивая мышцы ножек.
  • При проведении пальцем по стопам ножек, малыш сжимает и разжимает пальчики.
  • Если положить младенца на бок и провести в сантиметре от позвоночника пальцем, то он будет вытягивать спинку, тренируя мышцы спинки.
  • В качестве массажа аккуратно поглаживайте ручки от кончиков пальцев к плечам и ножки к бедрам.
  • Положите на спинку скрестив ручки на груди, а ножки подтянув к животику при этом головка будет стремиться наклониться вперед. Эта поза эмбриона полезна для тренировки шеи.
  • Держа под мышки в вертикальном положении, коснитесь ступнями поверхности столика, ни в коем случае не ставя малыша. При касании он начнет рефлекторно перебирать ножками.
  • После двух месяцев можно начинать делать упражнение «велосипед». Ложим на спинку, подгибаем ножки к животику и осторожно крутим велосипед.
  • По окончании комплекса поглаживаем животик по часовой стрелке, чтобы избежать колики

Все занятие должно сопровождаться легкими поглаживаниями для массажа, улыбкой и ласковой речью.

Лечебная физкультура для детей 4-6 месяцев.

Так как малыш подрос, можно вводить более сложные движения.

  • Положите ребенка на большей мяч, животиком вниз и покачивайте его, затем то же повторите, уложив на спинку. Это упражнение укрепит мышцы спинки и растянет позвоночник.
  • Круговые движения руками лежа на спинке. Руки поднимаются вверх за голову и опускаются через стороны в исходное положение.
  • Когда малыш лежит на спинке, положите ему сбоку игрушку, когда он потянется за ней, помогите перевернуться на бок, а затем и на животик.
  • Помогите ребенка приседать и вставать, придерживая его под мышки в вертикальном положении.
  • Положите на вытянутые руки животиком вниз, держа ладошками за плечи, а ножки должны упираться в вашу грудь. Качая кроху вверх и вниз изображая самолетик, у него тренируется вестибулярный аппарат.
  • Занятия должны сопровождаться поглаживанием, похлопыванием и растиранием в качестве массажа.
Читайте также:  Полезен ли крепкий чай для желудка

Физкультура для ребенка 7-9 месяцев. 

В 7 месяцев добавьте к уже знакомым движениям, несколько новых.

  • Не следует садить малыша насильно, просто предоставьте ему опору, позволив схватиться за ваши пальцы и самому попытаться сесть из положения лежа на спинке.
  • В положении лежа на животике, подложите под него ладони и поднимая вверх, поощряйте встать на четвереньки, чтобы окрепли ручки и ножки.
  • Положите перед крохой яркую игрушку и поманите, чтобы он сам добрался до нее.
  • Когда ручки достаточно станут сильными, можно выполнять упражнение «тачка». Малыш идет на ручках, а вы держите его за ножки, не поднимая их высоко.
  • Положите животиком на фитбол и придерживая за ноги наклоняйте мяч вперед позволяя достать игрушку, лежащую на полу.

В этом возрасте ежедневные занятия могут достигать 30 минут.

Физкультура для ребенка от 10 месяцев до года.

В этот период жизни дети очень подвижны, практически все ползают, а многие начинают ходить. Добавьте к привычным упражнениям игровую тематику.

  • Собирание игрушек в корзинку на скорость.
  • Ползание с вами на перегонки.
  • Отлично укрепляет мышцы совместная возня на полу, перелазание через диванные подушки и.т.д.
  • Не забывайте заканчивать физкультуру массажем: поглаживание, растирание ножек и ручек, похлопывание.

ЛФК для детей до года не должна быть слишком трудной и не комфортной. Сделайте из ЛФК игру и получайте удовольствие вместе.

Противопоказания.

Полный запрет ЛФК встречается очень редко. Даже при серьезных заболеваниях врачи подбирают комплекс упражнений. Но все же они есть.

  • Высокая температура.
  • Серьезные заболевания сердца.
  • Некоторые заболевания костей и суставов.
  • Грыжи.
  • Почечная недостаточность
  • Серьезные заболевания печени.

В любом случае перед занятиями ЛФК необходимо проконсультироваться с вашим педиатром.

Источник

Упражнения в горизонтальном положении способствует развитию навыков движения в горизонтальной плоскости, акта хватания, органов чувств  (зрение, слух), речи, укрепляют мышцы шеи, спины, живота, которые участвуют в формировании осанки, способствует росту и развитию грудной клетки, активизируют дыхание и кровообращение.

С 1 до 3-4 месяцев применяют рефлекторные движения, которые способствуют укреплению и развитию основных групп мышц:

Рефлекторное ползание на животе.1. Рефлекторное ползание на животе. Полусогнутые ноги ребёнка отталкивается от рук методиста (рис. 1).

Рефлекторное ползание в полувертикальном положении.2. Рефлекторное ползание в полувертикальном положении. Методика проведения та же, но туловище ребенка методист приподнимает на 5-10 см (рис. 2).

Рефлекторное ползание на спине.3. Рефлекторное ползание на спине. Исходное положение: ребёнок лежит на спине, на ладони методиста. Полусогнутыми ногами он отталкивается от другой ладони методиста (рис. 3).

4. Рефлекторные повороты. Исходное положение — на спине; левая рука методиста обхватывает нижнюю часть голени ребёнка. Правая рука методиста захватывает левую кисть или предплечье ребёнка. По счёту «раз» — поворот на бок, «два» — на живот, то же — в другую сторону (рис. 4).Рефлекторные повороты

5. Вызывание зрительного сосредоточения в положении на спине. Методист фиксирует ноги ребенка одной рукой и яркой игрушкой старается вызвать зрительное сосредоточение. Движением игрушки вправо-влево можно вызвать поворот головы в соответствующую сторону.

6. Вызывание слухового сосредоточения в положении на спине. Выполнение упражнения Аналогично упражнению 5, но игрушка должно быть озвученная,  крупная.

7. Вызывание зрительного сосредоточения в положении на животе. Методист слегка придерживает ребёнка за голени, другой рукой вызывает зрительное сосредоточение с помощью крупной яркой игрушки.

8. Вызывание слухового сосредоточения в положении на животе. Техника выполнения соответствует упражнениям 5, 7, но игрушка должна быть озвученной, крупной. Движением игрушки вправо-влево-вверх вызываются повороты головы вправо-влево, поднимание ее.

Расматривание игрушки с приподниманием плечевого пояса9. Рассматривание игрушки с приподниманием плечевого пояса. Ребёнок лежит на животе. Левой рукой методист придерживает голени в средней трети, правой рукой показывает игрушку на расстоянии, чтобы заставить ребенка приподнять плечевой пояс (рис. 5).

Повороты на живот с помощью10. Повороты на живот с помощью. Исходное положение на спине. Левой рукой методист придерживает голени ребёнка в нижней трети, четыре пальца правой руки методиста  захватываются  левой кистью ребенка.  На уровне глаз ребёнка методист кладет игрушку. На счёт «раз» — поворот на правый бок, «два» —  на живот. Перед началом упражнения методист говорит: «возьмем игрушку». Это упражнение повторяется с поворотом в другую сторону (рис. 6).

Активные повороты на живот11. Активные повороты на живот. Исходное положение — на спине.  Методист обхватывает голени ребёнка в нижней трети правой рукой, левой рукой кладет игрушку слева или справа, примерно на расстояние вытянутых рук ребёнка, и предлагает достать ее:  «достань игрушку», «возьми игрушку» (рис. 7).

12. Ползание за игрушкой с помощью. Исходное положение —  на животе; полусогнутые ноги ребенка упирается в ладонь методиста. Игрушка впереди. Словами «достань игрушку» методист стимулирует ползание.

Вползание на наклонную поверхность за игрушкой13. Ползание за игрушкой без помощи. Исходное положение —  на животе.  Методист предлагает взять игрушку, лежащую впереди ребенка на расстоянии 50-60 см.

14. Вползание за игрушкой на наклонную плоскость.  На наклонной плоскости лесенки, горки ребёнок из положения на животе достаёт игрушки, находящиеся на разном расстоянии (рис. 8).

Читайте также:  Какое из полезных ископаемых самое прочное

Упражнения для развития хватания.

Упражнения, способствующие развитию акта хватания, одновременно укрепляют мышцы туловища, ног, рук.

1. Обхватывание игрушки рефлекторное. Исходное положение —  лежа на спине. Методист прикосновением игрушки к ладони ребёнка вызывает хватательный рефлекс и, слегка потряхивая (для расслабления мышц), поднимает руку  вперёд-вверх (амплитуда движения руки небольшая).  Это упражнение повторяется для правой и левой рук поочередно.

Отнимание игрушки (упражнение на сопротивление)2. Упражнения на сопротивление. Исходное положение —  на спине, ноги фиксированной рукой методиста. Ребёнок захватывает игрушку, находящуюся в руках методиста на уровне груди ребёнка и на расстояние полусогнутых или выпрямленных рук. Упражнение проводится поочередно для правой — левой и одновременно для двух рук. Захваченную игрушку как бы отнимают (рис. 9).Захватывание игрушки из положения лежа на спине

3. Захватывание игрушки в положении лёжа на спине. Одной рукой методист фиксирует ноги ребёнка и предлагает ему взять игрушку на расстоянии полусогнутых или вытянутых рук поочередно правой — левой рукой и двумя руками одновременно ( рис. 10).

Захватывание игрушки двумя руками из положения лежа на животе4. Захватывание игрушки из положения лёжа на животе. Методист одной рукой фиксирует ноги ребёнка, другой — показывает игрушку, удобную для захвата, и предлагает взять ее. Игрушка может быть на расстоянии полусогнутых или вытянутых рук ребёнка, который захватывает ее левой рукой, затем правой и двумя руками одновременно. Захватывание игрушки, находящиеся на высоте примерно 10-15 см от гимнастического стола, является упражнениям для развития мышц шеи и спины (грудная часть); захватывание игрушки на высоте 30-40 см —  преимущественно для мышц поясничного отдела ( рис. 11).

Упражнения, способствующие развитию стояния, ходьбы.

1. Пританцовывание. Методист поддерживает ребенка под мышки и ставит его на стол до соприкосновения стоп  с его поверхностью. Ребёнок производит сгибание ног на одну две секунды. Упражнение повторяют  три-четыре раза.

Упражнение на сопротивлениеУпражнение на сопротивлениеУпражнение на сопротивление с мячом

2. Упражнения на сопротивление. Исходное положение — лежа на спине. Полусогнутые ноги упираются в руки методиста — преодолевая сопротивление, ребёнок разгибает ноги. Это упражнение можно выполнять с мячом (рис. 12 , а, б, 13).

3. Вставание на ноги в упор из положения лежа на спине. Методист, удерживая ребёнка двумя руками под мышки, насчёт «раз» присаживает его, «два» — ставит на ножки, «три, четыре, пять» — удерживая ребёнка на ногах, «шесть» —  возвращает ребенка в исходное положение.Вставание на ножки с помощью

4. Вставание на ноги с помощью. Исходное положение — лежа на животе. Методист берёт ребенка под мышки и насчёт «раз» ставит на колени на весу, «два» — ставит на ноги,  «три, четыре, пять» — удерживает ребенка на ногах, «шесть» — возвращает его в исходное положение (рис. 14).

Упражнение сесть-встать5. Упражнение сесть-встать. Исходное положение на спине с согнутыми в тазобедренных и коленных суставах ногами. Методист одной рукой фиксируют голени в нижней трети, другой —  держит руки. По слову «садись» ребёнок садится, «встань» — встает на ноги, затем садиться и по слову «ложись» принимает исходное положение (рис. 15).

Доставание игрушки со стола из положения стоя6. Доставание игрушки со стола из положения стоя. Исходное положение ребёнок стоит спиной к методисту, который фиксирует голени ребёнка левой рукой, правой рукой поддерживает туловище (рука находится на нижней части грудной клетки и верхней половине живота). По просьбе «достань игрушку» ребенок наклоняется, берёт игрушку. А по просьбе «дай мне игрушку» выпрямляется и отдает ее методисту (рис. 16).

7. Доставание игрушки, находящейся на высоте. Ребёнок стоит. В руке у методиста игрушка, которую он предлагает достать (рис. 17).

Доставание игрушки, находящейся на высотеПриседание с поддержкойВлезание на стремянку с поддержкой

8. Вставание на кубик и схождение с кубика. Ребёнок стоит. Методист берёт его сзади под мышки. Насчёт «раз» ребёнок встает на кубик, «два» — сходит с кубика. Упражнение усложняется изменением высоты кубика (15 см и выше).

9. Приседание. Ребёнок стоит на столе, держась за руки методиста, или же методист удерживает его под мышки. По просьбе «стань маленьким» ребёнок приседает, по просьбе «стать большим» — выпрямляется (рис. 18).

10. Влезание на стремянку. Методист поддерживает ребенка сзади под мышки. Ребёнок переступает по перекладинам стремянки (рис. 19).

11. Ходьба по доске с поддержкой. Методист водит ребенка по доске, поддерживая его за руку (попеременно правую и левую). Следит за осанкой, для чего показывает игрушку на уровне глаз ребенка.

Упражнения, способствующие развитию сидения.

1. Попытка к присаживанию за плечи. Исходное положение — ребёнок лежит на спине, ноги его упираются в туловище методиста, который ладонями, проведенными за лопатки ребенка, слегка приподнимает его за плечи.

Неполное присаживание за руки2. Попытка к присаживание за руки. Ребёнок лежит на спине . Методист, фиксируя ноги и захватив руки ребёнка, слегка приподнимает его голову, плечевой пояс.

3. Неполное присаживание за руки. Методист одной рукой придерживает ноги, другой фиксирует руки —  присаживание неполное. Это упражнение укрепляет мышцы живота (рис. 20).

4. Присаживание за руки. Ребёнок лежит на спине, ноги фиксируется правой рукой методиста, левой рукой методист обхватывает руки ребёнка, по просьбе «сядем» присаживает ребёнка до положения сиденья. Примечание. Если при сидении спина ребёнка непрямая, то это упражнение  проводить не рекомендуется, а следует продолжать упражнение 3.Присаживание по слову

Читайте также:  Что полезно для мозга после инсульта

5. Присаживание с небольшой опорой. Ребёнок лежит на спине. Одной рукой методист фиксирует его ноги, другой захватывает левую или правую кисть поочерёдно. По просьбе «садись» помогает ребёнку присесть до положения сидя, затем по просьбе «ложись» или «надо лечь» помогает ребенку лечь на спину.

6. Присаживание за предмет. Данное упражнение проводится с игрушкой, кольцом, палочкой или другим предметом.

7. Присаживание по слову. Ребёнок лежит на спине, ноги фиксированны методистом. По просьбе «садись» ребенок присаживается, по просьбе «ложись» — принимает исходное положение лежа на спине (рис. 21).

Источник

Всем родителям хочется, чтобы их ребёнок рос здоровым и активным, весёлым и умным.

Всем родителям хочется, чтобы их ребёнок рос здоровым и активным, весёлым и умным. 

Помогать ему в этом нужно с первых дней жизни. Каким образом? — спросите вы. 

К примеру, обеспечить малышу полноценную двигательную активность.

Конечно, есть вариант просто не мешать крохе двигаться самостоятельно — не применять тугое пеленание, стимулировать двигательную активность и интерес к познанию мира с помощью ярких игрушек. 

Но этого всего будет недостаточно. Практически с первых дней можно и даже нужно начинать выполнять с малышом специальные упражнения — гимнастику для грудничков.

Зачем нужна гимнастика деткам до 1-го года?

Гимнастика для самых маленьких — это не только и не столько метод укрепления мышц. Её влияние на становление детского организма трудно переоценить. 

Регулярные занятия гимнастикой с грудным ребёнком, особенно в сочетании с массажем или плаванием, способствуют:

  • Стимуляции общего физического развития малыша: правильному формированию внутренних органов и систем организма — пищеварительной, дыхательной, опорно-двигательной, сердечно-сосудистой;
  • Активизации развития нервной системы грудничка — стимуляции мозговой деятельности, формированию нейронных связей, выработке и совершенствованию условных рефлексов, чувства ритма;
  • Оказанию неоценимой помощи в развитии эмоциональной сферы малыша: приобретению первого жизненного опыта, становлению более тесных и прочных связей с мамой, получению навыков взаимодействия и радости общения с родным человеком.

При этом упражнения для таких крошек совсем просты и не требуют никакой особенной подготовки — любой взрослый может научиться этому очень быстро.

Как заниматься гимнастикой с малышом?

Для здоровенького ребёнка вполне достаточно будет одного занятия длительностью не более 10-15-ти минут в день. Если целью ваших упражнений является коррекция, тогда их комплекс подбирается индивидуально при помощи специалиста и исходя из имеющихся проблем. Зачастую даже в этом случае будет достаточно 2-х занятий в сутки. 

Время подбирайте любое, лишь бы оно было удобным и для маленького и для вас. Исключением являются 30–40 минут непосредственно после кормления.

Расположитесь с малышом поудобнее, поговорите с ним — пусть ребёнок настроится и будет расположен к занятиям. Включите негромкую расслабляющую музыку, а ещё лучше записи звуков природы: журчания ручейка, пения птиц, шума листвы. Такое звуковое сопровождение для занятий гимнастическими упражнениями рекомендуют детские психологи.

Детей грудничкового периода, в зависимости от состояния их двигательного аппарата, делят на 4 группы.

Первая группа — до 4-х месяцев

В первые месяцы жизни у малышей повышен тонус мышц сгибательных конечностей, поэтому с помощью гимнастики нужно тренировать рефлексы, связанные с разгибанием. 

При этом ставятся такие задачи: расслабление сгибательных мышц ручек и ножек, повышение тонуса разгибателей, стимуляция первых навыков развития моторики рук, изменение положения тела. Для этого на высоте вытянутой ручки малыша подвешивают яркие игрушки и предметы, к которым он будет пробовать дотянуться. Очень полезны рефлекторные упражнения и активные движения, учитывающие рефлексы. 

Например, рефлекс ползания: если ребёнка уложить на животик и подставить ладонь к его ступням, он начнёт совершать ползающие движения. Хватательный рефлекс (с 3-х мес.): если нажать на ладошку ребёнка, он крепко ухватится за мамин палец. Рефлекс Галанта: если положить малыша на бочок и провести по линии позвоночника от таза к шейке, произойдёт разгибание туловища.

Вторая группа — от 4-х до 6-ти месяцев

В этом возрасте у детей уже исчезает гипертонус конечностей. Первоочередными задачами комплекса упражнений становится: развитие двигательных умений, укрепление мышц спинки, туловища, шеи (выполнение упражнений на повороты и поднимание головки малыша на основе пищевого рефлекса). Вводятся пассивные упражнения для мышц ног. 

Для пятимесячных детей, которые уже умеют сидеть, придерживаясь ручками за опору, но при этом их позвоночник ещё очень слаб и сгибается, делаются специальные упражнения для укрепления мышц спины. 

В возрасте 6-ти месяцев ребёнок уже сам умеет переворачиваться с животика на спинку, сидеть без поддержки, пытается ползать. 

В качестве поощрения и развития этих умений делают комплекс упражнений из исходного положения лёжа на животе. Для развития чувства ритма рекомендуется делать упражнения со счётом вслух (раз, два, три, четыре) и под музыку.

Третья группа — от 6-ти до 9-ти месяцев

К седьмому месяцу дети уже умеют ползать, вставать на колени, повторять отдельные слоги; в восемь — самостоятельно садиться, ложиться, стоять, держась за руку взрослого или за опору, ходить с поддержкой за обе ручки и начинают понимать, о чём им говорят. Малыши становятся очень активными, и арсенал упражнений, которые можно выполнять с ними в этот период, значительно расширяется. 

Тем более, что крохи начинают испытывать всё большую радость от движения. Теперь перед родителями стоят задачи: стимулировать ребёнка к ползанию, укреплять мышцы, участвующие в процессах стояния и сидения, способствовать координации и пониманию речи (давать команды: возьми, принеси, покажи и т. д.) 

Длительность и интенсивность занятий можно увеличить, сочетать активные упражнения с пассивными, а также с массажем спинки и животика. Массаж рекомендуется делать перед комплексом упражнений.

Четвёртая группа — от 9-ти месяцев до года

Двигательные возможности ребёнка расширяются. Малыш сидит и стоит без опоры, присаживается на корточки, наклоняется, произносит слова. 

В этот период очень важно закрепить приобретённые физические навыки и стимулировать речевой аппарат. С ребёнком делают упражнения с использованием различных предметов, вводят большее количество речевых инструкций, упражнения на приседание.

Источник