Полезные упражнения для игры на гитаре
Вводная информация
Для того, чтобы достичь хороших высот в мастерстве игры на гитаре, помимо исполнения песен нужно еще и выполнять упражнения. Это важно, потому что только с помощью них вы сможете лучше развить координацию и скорость игры. Говоря по правде, сделать это можно и без подобной практики, однако если каждый день посвящать некоторое время игре под метроном и выполнению специально разработанных заданий, ваш навык будет поднимать намного быстрее, чем если этого не делать.
Ниже представлена первая часть большой статьи, в которой описываются упражнения для игры на гитаре. Для лучшего их усвоения стоит также параллельно улучшать постановку пальцев на гитаре.
Данный обучающий сегмент рассчитан на повышение скорости пальцев, растяжки, а также координации. Они будут полезны, если вы любите учить, играть и сочинять различные соло-партии, особенно содержащие в себе большое количество быстро идущих друг за другом нот.
Помните, что каждое из заданий, описанное здесь, нужно выполнять строго под метроном и в строгом соответствии с текстом табулатур. Начните с низкого темпа, например, 80 или 60, и когда будете чувствовать себя в нем уверенно, постепенно повышайте его. Кроме того, вам не помешает почитать, как играть медиатором,поскольку представленные ниже фразы удобнее всего играть с его помощью.
Упражнения на гитаре
«1 – 2 – 3 – 4»
Это самое первое упражнение, которое необходимо освоить, прежде чем приступать к более сложным и продвинутым. В данном случае оно играется лишь на одной струне и предполагает извлечение звука из четырех находящихся рядом ладов. При этом после того, как они сыграны, вы спускаетесь вниз на одну позицию, и играете то же самое. Выглядеть это будет следующим образом:
Как становится понятно, играете вы такой рисунок до двенадцатого лада, после чего возвращаетесь. Очень важно помнить, что начинать движение снизу-вверх нужно с того же самого пальца, на котором вы закончили – то есть, мизинце.
«6×1 – 2 – 3 – 4»
Это более сложная тренировка, которую тоже нужно освоить. Она заключается в последовательной игре четырех нот на грифе и постепенном спуске вниз по струнам. Таким образом, проигрывая первые четыре лада на гитаре, вы двигаетесь вверх и вниз. Выглядит это следующим образом:
Обратите внимание, что как только вы добираетесь до первой струны, движение становится как бы отзеркаленным – и вам надо играть 4 – 3 – 2 – 1. Это упражнение – основа, которая лежит в механике остальных заданий. Именно его стоит освоить в самую первую очередь. Стоит также отметить, что недостаточно просто единожды проиграть последовательность нот – желательно сделать это несколько раз и без остановки, не вылетая из метронома.
«1 – 3 – 2 – 4»
Это упражнение рук для гитары – немного измененная версия первого предыдущего. Разница в том, что если там вы шли от первого лада к четвертому, то в данном случае они слегка перемешаны. Сначала вы играете первый, потом через него, потом второй, и также – через него. Как и в предыдущем задании, в процессе вы переходите от одной струны к другой, а потом, когда сыграете все шесть, возвращаетесь назад снизу-вверх. Выглядит это так:
Конечно, сыграть такой рисунок сложнее, чем предыдущие, однако если освоить его – то ваша координация заметно повысится, а вместе с этим вы лучше сможете контролировать гриф и свои пальцы на нем.
«1 – 4 – 3 – 2»
Еще одна модификация второго упражнения. На этот раз вы условно идете задом-наперед – сначала играете первый лад, потом четвертый и после этого третий и второй. После того, как они сыграны на одной струне – переходите на следующую, и как только дойдете до первой – возвращайтесь задом-наперед. Выглядит это таким образом:
Это упражнение попроще предыдущего, однако также потребует определенной координации. По-прежнему попытайтесь сыграть его сначала медленно, и потом постепенно увеличивать темп.
«3 – 4 – 1 – 2»
Еще один вариант упражнения «1 – 2 – 3 – 4». На этот раз вы играете, начиная третьим ладом, и заканчивая вторым. По-прежнему требуется пройти по всем струнам, не совершая ошибок и не вылетая из метронома. Выглядит это так:
«3 – 4 и 1 – 2»
Это небольшой вариант предыдущего упражнения. Разница состоит в том, что возвращаясь назад с первой струны до шестой вы продолжаете играть все также, как играли до этого, а не задом-наперед. Это позволит немного расширить вашу координацию, благодаря чему вы также получите больше контроля над грифом во время игры. Упражнение выглядит следующим образом:
«1 – 2 – 3 – 4 со смещением»
А вот это уже очень серьезное задание, в котором вы, скорее всего, поначалу будете путаться. В этом нет ничего страшного – это нормально, поскольку рисунок несколько ломает голову. Суть заключается в том, что вы проигрываете стандартный рисунок «1 – 2 – 3 – 4», при этом постепенно опускаясь вниз по струнам. Например, вы играете на четвертой струне первые четыре лада. Потом вы проигрываете первый на третьей струне, и остальные на четвертой. Потом первый и второй на третьей, остальные на четвертой – и так далее. Выглядит оно таким образом:
Упражнение действительно очень сложное, и требует хорошей координации и мышечной памяти. Тем не менее, оно обязательно рано или поздно покорится вам – нужно только играть под метроном и тщательно следить за своими движениями.
«1 – 2 – 3»
Это упражнение отрабатывает «вальсовый ритм», который можно часто встретить при игре красивыми переборами.Его суть заключается в том, чтобы сыграть три ноты в один удар метронома. Рисунок при этом должен быть такой – «раз-два-три-раз-два-три» и так далее. Это упражнение также называется отработкой триолей, или триольной пульсацией. Выглядит оно таким образом:
Советы для начинающих
Как уже было неоднократно сказано – все упражнения надо играть только под метроном. Начинайте с медленного темпа и постепенно увеличивайте его. Кроме этого, очень желательно, чтобы вы делали каждое упражнение подряд, без перерыва – проиграли полностью стандартный «1 – 2 – 3 – 4» — и сразу начинайте делать «6х1 – 2 — 3 – 4», и далее по списку. И при этом ни в коем случае не вылетайте из метронома, а также играйте все четко так, как указано.
После отработки всех упражнений можно перейти ко второй части статьи, которая посвящена упражнениям для развития беглости пальцев рук, а также повышению контроля над грифом.
Источник
Играть упражнения скучное занятие и особенно на первых этапах не интересное. Но это необходимо. Моментально играть, то что нравится, не получится. Для того, чтобы начало что то получаться нужно выполнять упражнения и учить, те песни которые нравятся. Всё это очень легко сочетать. Упражнения достаточно выполнять по 10-15 минут в день и результат будет виден. Особенно будет это понятно, если совмещать занятия с разучиванием песен. Вы начнёте понимать, что играть становится легче.
И ещё один важный совет! Когда начнут получаться упражнения,то выполняйте их под метроном. В последствии это будет мега полезно. Это даст вам начальное развитие чувства ритма. А это очень важно.
1 упражнение из классической гитары. Оно выполняется таким приёмом, как «апояндо» или игра с опорой.
Этот приём похож на игру перебором, очень простой и способствует чёткому звукоизвлечению.
Основная ошибка — когда убирают пальцы. Сыграл – убрал. Это не правильно.
Далее мы играем по 4 раза на каждой струне, кроме 6-ой (её мы не трогаем), двигаясь вверх и постоянно чередуя пальцы. А затем вниз по струнам.
Играть нужно медленно и чётко. Это простое упражнение даёт нам правильное положение руки.
2 упражнение похоже на первое, но добавляем к нему ещё левую руку. Это называется хроматизм.
Указательным пальцем левой руки прижимаем 1-ю струну на 1-ом ладу. Играем эту ноту 4 раза, тем же приёмом, что и в первом упражнении.
Затем средний палец на 2-ой лад (при этом указательный остаётся на месте)- 4 раза.
Добавляем безыменный на 3-й лад – 4 раза и мизинец на 4-й лад -4 раза. Пальцы левой руки должны оставаться на месте.
Далее перемещаемся на следующую струну. Убираем все пальцы со струн и перемещаем указательный на 2-й лад второй струны. И так же играем как и по первой.
Когда становится легко, то играйте две ноты. Т.е. по два раза на каждом ладу.
Когда будет совсем просто, то играйте по одной ноте.
3 упражнение сложнее предыдущих. Но оно очень полезное! Если даже лень делать упражнения, то сделайте хотя бы это.
Упражнение для левой руки и направлено на растяжку и рассинхронность пальцев. На их не зависимость.
Ставим указательный палец на 3-ю струну 5 лада и дальше все пальцы по порядку.
Большой палец должен быть за грифом.
Ставим указательный палец на 4-ю струну (не убирая остальные пальцы, они так же стоят). И играем правой рукой 1 раз.
Затем переставляем тот же палец на 2-ю струну и тоже играем 1 раз.
Потом опять на 4-ю и опять на вторую. Нужно на короткое время зафиксировать и дать струне позвучать. Вначале это играется очень медленно. Играете так много раз пока не привыкните.
Потом расширяем дистанцию и играете так же, только 5 и 2 струна.
Далее 6 и 1 струна. Всё это играется пока не привыкнут пальцы к этим движениям.
Затем ставите пальцы в исходную позицию на 3-й струне и делаете тоже самое, только со средним пальцем.
Это упражнение играется очень медленно. Оно направлено на точность.
И далее проделываете тоже самое с безымянным и мизинцем.
С безымянным будет сложнее всего, он не хочет двигаться без остальных. Это нужно преодолеть.
Если во время упражнения устала рука, то нужно отдохнуть. Упражнение сложное и быстро утомляет руку. Не доводите до усталости и во время отдыхайте.
Такие дела! выполняйте различные упражнения, занимайтесь с метрономом и скоро будет всё отлично получаться. Это даёт очень хорошее развитие и помогает в исполнении.
И как говорят люди с правильной дикцией:
подписывайтесь и ставьте лайки)
Источник
Если вы серьезно занимаетесь музыкой и планируете в будущем играть сложные композиции, необходимо уделять время тренировкам. Мастерство всегда требует больших затрат времени и сил. Поэтому подходить к занятиям нужно со всей ответственностью. В этой статье мы рассмотрим различные упражнения для развития скорости и чистоты игры на гитаре, тренировке чувства ритма. А начнем с разогрева рук.
Разогрев рук перед игрой
Возьмите себе за правило разминать руки перед игрой. Разминка должна стать неотъемлемой частью ваших тренировок и выступлений на публике. И чем больше времени вы будете ей уделять – тем лучше.
Во-первых, напрягая неразогретые мышцы, вы рискуете их травмировать. Тендинит (воспаление сухожилий) и артрит (воспаление сустава) – профессиональные болезни гитаристов. Банальная разминка сильно уменьшает риск травм.
Во-вторых, гимнастика для рук сильно повышает эффективность тренировок. Попробуйте разминаться перед игрой – и почувствуете, насколько быстрее и точнее стали бегать по грифу ваши пальцы. Личное наблюдение: без разминки максимальная скорость исполнения пассажей падает на 25-30%.
Гимнастика состоит из 2-х частей: с гитарой и без нее. Сначала вам нужно отложить инструмент в сторону и подготовить руки. Начните с предплечий и кистей – сделайте несколько десятков круговых вращений в обе стороны, как на физкультуре.
Затем идет растяжка пальцев. Старайтесь развести пальцы левой руки в стороны на максимальное расстояние. Сначала тянитесь без помощи правой руки, потом с ней. Следите за своими ощущениями – до боли доводить не стоит. Также неплохо будет сгибать пальцы по одному, удерживая все остальные. Если у вас есть эспандер – можно немного позаниматься с ним.
Уделяя этому всего несколько минут в день, вы обезопасите свои руки от травм, а также повысите эффективность тренировок. Особое внимание уделяйте левой руке – именно она нагружается больше всего. Но и о правой забывать не стоит – быстрая игра тоже утомляет ее.
Разминка с гитарой – развиваем чувство ритма
Когда вы сделаете простую зарядку – можно смело браться за гитару. Сходу играть на пределе возможностей чревато неприятностями. Нужно начинать не спеша, постепенно наращивая темп. Поупражняйтесь хотя бы 10-15 минут – и ваши руки скажут вам спасибо.
Сейчас самое время уделить внимание ритму. Ритмичность – основа любой музыки (кроме, разве что, ambient). В каком бы направлении, и на каком бы инструменте вы ни играли – о ритме забывать нельзя.
Начать стоит с медленной игры. Возможно, вам кажется, что играть медленно – это очень легко и скучно? Попробуйте безошибочно попадать в удары метронома 4-ми нотами при темпе 40-50 ударов в минуту. Большинство начинающих гитаристов не смогут этого сделать. Тренироваться нужно на всех скоростях и непременно с метрономом. Метроном – лучший друг и учитель музыканта.
Установите скорость метронома в 60 bpm (ударов в минуту). Сыграйте пассаж, представленный на картинке. Через несколько минут увеличьте скорость до 70 bpm, потом до 80, 90 и так далее.
Пройдите его по кругу несколько раз. Сначала играйте 4-ми нотами, затем 8-ми, затем 16-ми. Можно их комбинировать, чтобы получать простейшие ритмические рисунки, например, галоп (8-8-4 или 16-16-8), или использовать триоли.
Затем пробегитесь по гаммам. Постройте от любой ноты на 6-й струне гамму – и проиграйте ее аналогичным образом. Важно не «засиживаться» в одном месте на грифе. Одинаковое внимание уделяйте как первым ладам, так и самым последним. Ваши пальцы всегда должны бегать уверенно.
Если вы играете медиатором – пробуйте разные способы атаки. Сначала поиграйте пассаж переменным штрихом, затем даунстроком. Владельцам электрогитар рекомендуется упражняться и на чистом звуке, и с перегрузом. Техника игры у них немного отличается, и над ней тоже нужно ежедневно работать.
Если вы торопитесь – позанимайтесь хотя бы минут 10. Это гораздо лучше, чем ничего.
Упражнения для скоростной игры
Научиться играть быстро – это всего лишь половина дела. Многие музыканты могут выдавать и по 20 нот в секунду, но разобрать в этом хоть какую-то мелодию очень тяжело. Дело здесь в правильной настройке звука и чистоте игры. Звук – это очень масштабная тема и заслуживает целого цикла отдельных статей. А вот над чистой игрой нужно работать.
Сначала определите максимальную комфортную для себя скорость. Выберите любимый рифф или простую гамму, включите метроном и проиграйте ее. Затем увеличьте скорость и повторите. Увеличивайте до тех пор, пока в мелодии не начнет появляться «грязь». Небольшие ритмические неточности, скрежет медиатора по оплетке струн, задевание лишних струн – все это сильно портит мелодию. Особенно если в своей музыке вы используете овердрайв или дисторшн.
Когда вы поняли предел своих возможностей – можно приступать к его расширению. Еще раз: забудьте про игру без метронома! Начните с упражнения, описанного выше. Выбирайте любой лад, стройте от него аналогичный пассаж и проигрывайте. Следите за чистотой. Если играете грязно – стоит немного снизить темп или передохнуть.
Не зацикливайтесь на одном упражнении. Надоело играть этот пассаж – переключайтесь на другие лады, на гаммы. Игра любимых произведений ничем не хуже. Выберите интересную быструю композицию или отрывок из нее, разучите – и в бой! Самое главное – сыграть максимально четко. Ни разу не сбиться с ритма. Ни разу не задеть лишнюю струну.
Когда это будет получаться – немного увеличивайте скорость. Всего на 2-3 удара в минуту. Вы почти не почувствуете разницы, и без проблем сыграете разогретыми руками. Даже если вы будете сдвигать порог на 1 bpm в день – уже через месяц получите ошеломляющий результат.
Не забывайте про различные техники игры. Если вам интересен свип – обязательно тренируйте его. Нравится теппинг – добавляйте новые ноты в свои упражнения. Попробуйте, например, двумя руками проиграть пассаж с картинки.
Буква Т в табулатуре показывает, какие звуки играются пальцем правой руки. При игре теппингом обращайте внимание на громкость звучания ноты. У начинающих гитаристов очень хромает извлечение звука мизинцем и безымянным пальцами – следите за этим. Приглушайте все лишние струны, чтобы игра была максимально чистой. Ваша задача – довести свое исполнение на текущей скорости до идеала. И только потом можно переходить на следующий уровень.
Подведем итог
Повторим еще раз, как должна проходить ваша тренировка:
- Разминка рук и растяжка;
- Медленная игра гамм под метроном;
- Определение комфортной скорости на сегодня;
- Игра упражнений для скоростной игры также под метроном.
Возможно, такой подход покажется вам скучным. Десятки раз проигрывать один и тот надоевший рифф, к тому же следить за сотнями мелочей. Но вспомните пословицу: «Повторенье – мать ученья». Быстрая игра – это очень сложная техника. Далеко не каждый гитарист может похвастаться чистым исполнением скоростных пассажей. Чтобы достичь вершин мастерства, нужны годы упорных тренировок. Уделяйте всего 40 минут в день этим упражнениям – и результат не заставит себя ждать.
Автор текста – Молянов Павел
Источник
Упражнения для гитары для начинающих – ценный вклад в процесс обучения будущего гитариста. С их помощью вырабатывают навыки, а также отрабатывают движения, которые обязательно пригодятся при выполнении более сложных комбинаций.
Польза тренировок
Упражнения для начинающих – комплекс приемов, без которых можно научиться играть, но придется потратить больше сил, нервов, времени. Такие тренировки гарантируют ряд преимуществ:
- Растяжка пальцев рук.
- Увеличение координации.
- Тренировка слуха.
- Развитие скорости игры.
- Усиление чувства ритма.
- Приобретение навыка синхронной игры.
Справка! Все упражнения, особенно на начальных стадиях, желательно выполнять под метроном.
Этот прибор помогает почувствовать ритм, поддерживать правильный темп игры.
Базовые упражнения для начинающих
Начинать следует с простых упражнений для начинающих на гитаре. Они тренируют координацию и скорости игры:
- Первый прием следует освоить перед тем, как переходить к более сложным заданиям. Работают с одной струной. Сначала, используя четыре пальца левой руки, извлекают звук из первых четырех ладов (металлических порожков). Затем, сместившись на одну позицию вперед, повторяют упражнение. Дойдя до конца, двигаются обратно. А после продолжают игру, используя другие струны.
- Выполнение следующей техники начинают аналогичным образом. Но после проигрывания первых четырех позиций переходят к нижней струне и повторяют действия. На последней совершают зеркальные движения в обратную сторону – палец, который был первым, становится четвертым. Без освоения этой комбинации сложно тренироваться дальше, поэтому желательно уметь делать в обе стороны быстро, без остановки.
- Особенность трюка – извлечение звука через лад. Сначала зажимают первый и третий, а затем – второй и четвертый. Отыграв на одной струне, перемещаются ниже. Те же действия повторяют в обратную сторону. Эта комбинация сложнее, но улучшает координацию, усиливает контроль над грифом.
- При выполнении следующей комбинации сначала извлекают звук из третьего и четвертого ладового порожка, затем из первого и второго. Таким образом продвигаются до нижней струны, а обратно возвращаются задом наперед. Другой вариант: совершить те же действия, но при возвращении назад не менять последовательность ладов.
- Завершает базовую тренировку задание посложнее. При выполнении проигрывают стандартную последовательность ладов, постепенно перемещаясь вниз. Сначала четыре лада отыгрывают верхней струной. Затем первый отыгрывают второй, а остальные – верхней. После два первых лада – на второй, а следующие два – на первой. Таким образом добираются до нижней струны.
Упражнение для развития пальцев рук
Следующий блок – это в основном упражнения на гитаре для левой руки (для начинающих). Они выполняют похожую функцию – тренируют пальцы, координацию, усиливают контроль над грифом, но несут более серьезную нагрузку:
- Техника называется «смешанное легато». Состоит из двух частей – восходящее легато и нисходящее легато. Выполняя первый этап, зажимают любой лад, а затем дергают струну, чтобы она зазвучала. Если не отпуская звучащий лад зажать другой, зазвучит соответствующая нота. При выполнении второго этапа зажимают сразу два металлических порожка, например, указательным – первый, а безымянным – третий. Правой рукой извлекают один звук, а безымянным, используя метод щипка, другой. Для тренировки «смешанного легато» оба этапа объединяют. Используют 1-й, 3-й и 4-й лады (указательный палец, безымянный, мизинец). В таком порядке, используя метод «восходящего легато», спускаются книзу. Оказавшись внизу, указательным пальцем зажимают 2-й лад, безымянным – 4-й, мизинцем – 5-й. Используя прием «нисходящее легато», двигаются вверх, заставляя звучать каждый из них.
Важно! Легато – это один из основных приемов игры, поэтому его отработке следует уделить особое внимание.
- Еще одна техника, которая помогает развивать пальцы. Ее выполняют перебором двух рядом стоящих струн. Например, зажимают первый металлический порожек на первой струне, второй – на второй струне, третий снова на первой и т.д. Должен получится рисунок, напоминающий движение змеи. Обратно выполняют зеркальные действия.
- Трюк называют «Паук». Гитаристы считают его одним из самых популярных упражнений. Начинают с первого лада шестой струны. Проигрывают 4 ноты так, чтобы каждая вторая звучала на нижней струне. Затем повторяют упражнение для всех струн. Оказавшись внизу, мизинец смещают на один лад вверх и повторяют упражнение в обратном порядке.
- Эффективный способ тренировки пальцев. Например, первым пальцем зажимают пятый лад шестой струны, затем правой рукой дают звук. Вторым пальцем зажимают седьмой лад, снова дают звук. Смещаются на один лад вверх и повторяют упражнение. Таким же образом задействуют третий и четвертый пальцы – дотягиваются до девятого, а также десятого металлического порожка.
- Способ называют «Арпеджио», играют его с метрономом. Суть в том, чтобы с одинаковой скоростью дергать открытые струны гитары. Сначала, используя указательный, средний и безымянный пальцы, защипывают три нижние струны снизу вверх. Затем повторяют действия в обратном направлении. Далее обыгрывают четыре струны, при этом четвертую защипывают большим пальцем.
Можно усложнить задачу. Для этого во время игры начинают зажимать лады. Это поможет синхронизировать работу обеих рук. Проиграв три позиции, смещаются вперед и повторяют действия.
Советы начинающим
Процесс обучения будет проходить быстрее, если учитывать рекомендации опытных музыкантов:
- Заниматься следует по 20-30 минут утром и вечером. Изучив один прием, не стоит о нем забывать, а регулярно его отрабатывать.
- Тренироваться лучше понемногу, но ежедневно. Стараться хотя бы по одному разу прогонять каждый прием. По возможности выполнять сразу комплекс упражнений.
- Не стоит торопиться. Первое время скорость не главное. Сначала нужно добиться чистой игры.
- Осваивать материал нужно постепенно, начиная с первой комбинации. Как только начнет получаться, можно переходить к следующему заданию.
- Важно беречь руки. Почувствовав болевые ощущения, следует прекратить занятия. Желательно тренировку начинать с разминки пальцев. Например, несколько раз сжать, а затем разжать пальцы. Покрутить в руке круглый предмет. Сжав руки в замок, вытянуть их ладонями вперед.
Все упражнения универсальны. С них можно начинать обучение игре на гитаре любого типа (акустической, бас-гитары, электрогитары). Их можно брать за основу и придумывать свои комбинации, чтобы отрабатывать только элементы, вызывающие трудности.
Оценка статьи:
(Пока оценок нет)
Загрузка…
Источник